Введение к работе
'
, Актуальность проблемі. Решение экологической проблемы в со-'-/временных условиях невозможно боз высокой культури дрнродополъ-~ Зования и дальнейшего развития концепции экологического воспитания населения, в первую очередь молодежи. От эффективности и результативности воспитательной работы зависит не только решенио экологической проблемы, но и-экономический, социально-политический и культурный уровни нашего общества. Решению этих вопросов большое внимание уделяется в правительственных документах, в массовых выступлениях общественных движений и организаций.
Проблемы сохранения природной среды, формирования культуры природопользования, возрождения нравственных связей человека о землей, сельского уклада жизни стоят как перед'всем человечеством, .так и перед каддым народом. Обострение экологической ситуации в республике Молдова произошло, в основном, по причино бесхозяйственного отношения к земле. Республика не располагает особыми природными ресурсами. Рудных и горючих ископаемых" на ее территории не открыто, источники поверхностных и подземных "вод весьма ограничены, лесов мало. Главным природным ресурсом являются плодородные почвы. Но, к сожалению, бездумная химизация и мелиорация сельского хозяйства правели к эрозии, засолению, потере гумуса отдельных участков плодородных почв, к загрязнению подзешнх вод, что актуализирует тему данного исследования.'
В экологическом воспитании людей особая роль принадлежит
национальным культурным традициям. Среди учреждений досуга наи
более оптимальные условия для решения этой проблемы представля
ются клубным учреждениям,- самостоятельный характер работы кото
рых и добровольное участие в них требуют эталонов, норм, канони
зированных образцов поведения, реализации общепризнанных куль-
. турных ценностей, воплотивших в себе в той или иной степени ис
торический опыт .человечества. ' ' '
Молдова с древних времен славится самобытными традициями бережного 0ТП0Ш9НЕЯ к природо, которые являются важной частью духовной жизни народа, связующими элементами мезду природой и человеком. Критическое и в то же время бережное отношение к ним, активное использование их позитивных начал является одним из условий успешности экологического воспитания современной моле—
дежи. Сегодня назрела необходимость выявления действительных возможностей национальных культурных традиций в сохранении и передаче накопленного олнта экологического воспитания. Поэтому в деятельности клубных учреждений необходимо выработать механизм функционирования национальных культурных традиций в социокультурной деятельности по экологическому воспитанию населения Молдовы.
Вместе с тем анализ практики дает основание утверждать, что в клубных учреждениях республики нет достаточного влияния национальных культурных традиций на формирование экологической ' культуры населения. Традиции как система народного опыта воспитания часто игнорируются, их возможности не оцениваются и не используются работниками культуры в своей деятельности. Отсутствует научное обоснование и методическое обеспечение экологического воспитания населения в клубных учреждениях на нацио- . нальных культурных традициях Молдовы.
Налицо противоречие между объективными возможностями по экологическому воспитанию населения Молдовы на национальных-культурных традициях и реальншл уровнем их реализации в клубных учреждениях* Следовательно, актуальность данной проблемы определяется потребностью выявления уровня влияния национальных культурных традиций Молдовы на формирование экологической куль-. туры молодежи в клубных учреждениях и согэршенствованием деятельности последних.
Степень научной разработанности проблемы. Современная экологическая ситуация включает в себя большое количество разнообразных, но тесно связанных друг с другом проблем социально-философского, политического, культурологического, педагогического, этнографического характера. В, советской и зарубежной литературе нашла свое отражение большая работа по выявлению и анализу этих основных направлений современной экологии. Значительный віслад в разработку названных проблем внесли труды таких ученых,.как В.А.Анучии, С.Н.Артановский, Н.Г.Вэсйльев, В.И.Вернадский, Д.И.Гвлшиани, Э.ВЛрусов, В.И.Козлов, А.Н.Кочорпш, Й.Д.Лаптев, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев, Ю.Г.Марков, Н.Н.Моисеев, Н.Ф.Рвймерс, А.Д.Урсул, И.Т.Фролов и др.
Ценный вклад в развитие идеи теологического воспитания внес великий русский педагог, К.Д.Уигоіский. Кто идри получили
»
дальнейшее развитие в творчестве выдающегося советского педагога В.А.Сухошшнского. в последующих работах сущность экологического воспитания и содержание воспитательного процесса в системе школьного образования раскрыли И.Д.Зворов, А.Н.Зэхлеб-ішїї, Л.П.Печко, И.Т.Фролов, А.П.Сиделковский.
Экологическое воспитание стало предметом социально-философского анализа в работах- В.С.Липецкого, З.В.Пірусова, Э.А.Бе-ридзо, Е.А.Плеханова, М.ІЇ.Фоминой и др. Они определили ого цели, средства, место .в системе общественного воспитания, обобщали опыт воспитательной работы, накопленный в пашей стране.
В философских исследованиях А.М.Галеовой, Э.В.Гнрусова, Л.'Н.Когана, Д.С.Лихачева,' З.С.Маркаряна и др. экологическая культура представлена как целостное образование общественно-исторической практики. В работах И.Ю.Солдаткиной, Н.Н.Храменко-ва, Е.А.Плеханова внимание сконцентрировано но определении субъекта экологической культуры, на вопросах экологического воспитания.
Анализ проблем экологического воспитания на национальных культурных традициях Молдовы опирается на широкий круг последе— ватольских работ, посвящоишх более обстал вопросам культурологии, зтаографпи, этнопедагогикп. Большой вклад в реионие этих проблем вносят труды таких учеїшх, как В.ІЇ.Брудішй, Г.Н.Волков, B.C.Зеленчук, С.Н.Иконникова, Л.Н.Когап, В.И.Козлов, Э'.С.Мар-карян, В.Мояуев, Ю.В.Доповпч, И.В.Суханов и др.
В ходе исследовэнга їм опирались таїегл на публикации из-пестшіх советских специалистов в области педагогики и социокультурной деятельности: Ю.П.Азарова, А.И.Арнольдова, Л.И.Бе-ляовой, Д.М.Гогааша, А.Д.Іаркова, А.С.Каргана, А.А.Консвича, Я.Л.Стрельцова, В.Е.Триоддна и, некоторых других, названных в списке использованной литературы.
Решении ряда проблем подготовки и лсвшяения квалификация работников культуры, руководителой коллективов художественной самодеятельности способствовали исследования Т.И.Баклановой, В.И.Закутского, Т.Г.Киселевой и др.
Близкими к нашему исследованию являются работы Н.И.Аксю-тлка и Д.Ф.Глеба, которые рассматривают специфику и процесс экологического воспитания в клубе как аспект различных неправ-
доний воспитания . Однако, экологическое восшітаїше средствами национальных культурных традиций рассматривалось в основном в философской литература, но только в связи с другими проблема-ыи более глобального масштаба. В педагогическом плане эта проблема мало изучена. Наша работа -является первой попыткой раскрытия воспитательного потенциала национальных культурних традиций в экологическом воспитании молодежи в условиях сельского клуба.
Целью исследования является научное обоснованно совершенствования деятельности сельских клубных учреждений Молдовы по экологическому воспитанию молодежи на национальных культурных традициях, разработка педагогической программы и методики ео реализации.
Цель определила следующие задачи исследования.;
-
Проанализировать теоретическую и историческую разработанность исследуемой проблеми, развитие прняті'.йнс-термияологи-ческого аппарата.
-
Раскрыть в историческом аспекте воспитательные возможности национальных культурных традиций Ыолдовы п<5 экологическому воспитанию.
-
Определить систему национальных культурных традиций Молдови, обеспечивающих формирование экологической культуры населения в сельских клубных учреждениях.
4. Изучить механизм функционирования клубного учреждения по экологическому воспитанию на национальных культурных традициях.
5.-Разработать и апробировать педагогическую программу по совершенствованию деятельности сельских клубных учреждений по экологическому воспитанию молодежи на национальных культурных традициях.
6. Исследовать эффективность и достоверность предлагаемой . методики в ходо экспериментальной работа и предложить рекомендации по ее внедрению в деятельности сельских клубных учреждений ,
См.: Аксютик Н.И. Клуб в системо экологического воспитания: Автореф. дно. ..'. канд. под. наук. - Л., 1905; Глеба Д.Ф. Теория и методика экологичнекого воспитания старшеклассников в условиях сельских клубных учреждений: Автороф. лис. ... канд. иод. наук. - М., 1985.
На основе теоретического анализа проблемы и.изучения практической деятельности клубних учреждений Молдовы била .разработана следующая гипотеза: совершенствование деятельности клубных учреждений по экологическому воспитанию на национальных культурных традициях Молдовы может быть достигнуто при условии учета потенциальных возможностей сельского клуба, способного вести активное возрождение'национальных культурных традиций в экологическом воспитании и определении соответствующего механизма влияния национальных культурных традиции на формирование экологической культуры молодежи.
Объект исследования - деятельность сельских клубных учреждений Молдовы по экологическому воспитанию молодежи на национальных культурных традициях.
Предмет исследования - процесс совершенствования деятельности сельских клубных учреждений по экологическому воспитанию молодежи на национальных культурных традициях Молдовы.
Методологическую основу исследования составило диалектико-материалистическое учение о взаимодействии общества и природам о сущности экологического воспитания, об исторических корнях и своеобразии национальных культурных традиций.
Особое значение для исследования имеет созданная великим русским ученым В.И.Вернадским биогеохимическая'концепция биосферы и идея перехода биосферы в ноосферу. В работе широко используются результаты исследований советских и зарубежных ученых, посвященных различным'аспектам экологической проблемы.
Диссертант в своей работе использовал труды французского ученого палеонтолога П.Тейяр де Шардена, физика и математика Э.Леруа.
Базами исследования явились сельские клубные учреждения Писпоренского и Орхейского районов Молдовы, отобранные на основании случайной выборки и составляющие 10 % от количества сельских клубных учреждений этих районов, что позволяет считать данную выборку достаточной для получения.достоверных и обоснованных результатов.
Экспериментальная работа проводилась в Доме культуры села Кукурузеші Орхейского района (экспериментальный) и в Доме культуры села Грозештн Ниспоренского района (контрольный). Мы-исходили из того, что в выбранных базах исследования .накоплен положительный опыт воспитания молодежи на национальных культурчых
традициях Молдовы, заслуживающий обобщения. Анализ работы вышеназванных клубных учреждений позволяет определить типичные черты экологического воспитания и с большей вероятностью определить закономерности его совершенствования. Эти клубные учреждения расположены в центральной зоне республики и характеризуются одинаковыми демографическими, материально-техническими, кадровыми данными, а такке являются наиболее типичными учреждениями культуры сельской местности республики.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось в точение четырех лет (І987-І99І гг.). в три этапа.
Порвиіі этап (1987-1989 it.) предусматривал изучение и анализ философской, исторической, этнографической, социологической, педагогической и клубоведческой научной литературы с целью теоретического анализа состояния проблемы. На этом этапе происходила разработка концепции, программы, инструментария и методики исследования, подбор баз для проведения экспериментальной работа. На основе анализа документов, материглов, периодической почата, монографий и др. публикаций по интерзеующим автора проблемам была сформулирована мотодологичоская часть программы исследования и намечен ее процедурный раздел. Это составление социологической документации - анкет, опросных листов, карт, планов бесед, которые, впоследствии проводились со всеми категориями молодежи.
На втором этапе (1989-1990 гг.), носившем характер экспериментального исследования, и обоих сельских домах культуры проводилось изучение объективных возможностей совершенствования деятельности сельских клубных учреждений по экологическому воспитанию молодежи на национальных *ку ль ту рннх традициях Молдовы, а также стелеш реализации этих возможностей на практике.
Но основе контонт-анализа документации было изучено состояние деятельности сельских клубных учре.чдений по экологическому воспитанию молодежи на национальных культурных традициях, осуществлялся практический поиск форм и методов экологического воспитания, изучался народный опыт берешюго отношения к пргро-до. Наряду с этим был выявлен и реальный уровень деятелыю'.'т" контрольного и Ркслеримеитального домов культуры.
Опрос-440 гюлоднх кителей сел Орхейского и Ннспорешжого j:<'t1oiioi) рпсчіуїлигаї позволил уточнить возможности совершенство--
вания деятельности сельсюїх клубных учреждении* по экологическому воспитанию молодежи на национальных культурних традициях. Таіасе опросом охвачено 230 сельских клубних работников, что составляет около 10 % от общего количества.
Проведенный опрос позволил получить сондологлчоский '.гатерії а л об отношении населения к сохранению национальных культурных трздшг/іїі, эколопп! и деяголыюста клубных учрегдепгЛ л этих направлениях и послукіл основой потісколо-копстотнрупі:;ого исследования. Влослодствші была разработана программа совершенствования деятельности сельских клубных учреждений по экологическому воспитанию на национальных культурных традщпшх Молдовы на экспериментальной б"азе., проддокйішоіі диссертантом в виде календаря экологического Еослнтаїшя.
На третьем атапо (1990-199I гг.)і носивием формирующий характер, проводилась опытно-экспериментальная работа по внедрении в практику разработанной автором програтл'л совершенствования деятельности сельских клубній учреждений по экологическому есеялтглпт колоде.лі.
Ссціталь!;о-пс."сгопі'!.')с::ні*ї эксперимент вклмчал проведение цчісла кулътугчо-презве'гггголънчх мэре приятии с лонкроттгмн доле--г.ч'зі установка;.":. гзссчлтгшн'Н'л на различные талы аудитория. Поело кт-дого ;.:арг приятия проводился опрос, вияснялось гаогста его участников, определялась столпив ее воздействия но зрлте-..;;;. 3 процесса з::слср'г"знтаг в подготовке и проведении г.мро-;.j„,in,,r: o^rioijJTOfj гн'д.глпго уделялось создания условий "для наибо-лее элективного лоэдеПстшя топдонзлышх культурных традиций т; экологическом вемгаталгл ;.юлоде;.тд.
Б августе-сентябре IS9I г. подводились окоеічзтодьшш пто— пі исследования,, Уточнялись основные теорзотпекпо ГЦВОДП» со-п оставались с дгшіпд.я начального этапа исследования, ооуглстп-.'.ЯЛЛС7) проварка исходяол гипотезы и ленкретпнх результатов опытно-экспериментальной работы. С этой целю бил произведен т'.олдчоственнг'і л кпчестгзіпшй анализ" результатов, их гатомзтл-часкоя обработка, интерпретация полученных данных, (/'деланы сбобалпідо ззклйчрнпл ло результатам исследования.
Достоверность исследования обеспечивалась использованном па сор- этапах zuu-нттпного инотрукентзрия, приманеній1!,! взэпгЬ-Л'чюлчл мы у методик, организацией эгеслерчмептэлыю-опнтне." \*а~
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоя* в следующее:
- настоящая работа является одной из первых попыток анали
за теоретических основ деятельности учреждений культуры по экс-
логическому воспитанию на национальных культурних традициях
Молдовы. Диссертант уточняет и высказывает свою точку зрения
на определение понятий "экологическая культура" и "экологическое воспитание";
ретроспективно рассмотрены культурные градации Молдовы, их корни, социально-исторические условия возникновения и развития, некоторые предпосылки их возрождения;
впервые рассмотрены роль и значение' национальных культурных традиций Молдовы в экологическом воспитании молодежи, механизм функционирования клубного учреждения в данном направлении;
осуществлен новый подход к методике подготовки и проведения мероприятий экологической направленности, с этой целью разработана педагогическая программа, а в ее рамках календарь экологического воспитания, предполагающий 'обогащение аграрно-обрядового календаря экологическим содержанием.'Разработанная методика экологического воспитания на национальных культурных традициях.широко используется в республике л дает положительные результаты;
определены основные направления деятельности учревдений культуры по охране памятников природы, истории и культуры:
а) через туриотско-крааведческую деятельность; б) путем широкого взаимодействия учреждений культуры с общественными движениями;
- рассмотрены основные требования, предъявляемые к клубно
му работнику в области экологического воспитания на националь
ных культурных традициях, высказаны предложения по совершенст
вованию их профессионально-квалификационной подготовки.
Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогической программы деятельности сельских клубных учреждений по экологическому воспитанию молодежи на национальных культурных традициях Молдовы, в выработке научно обоснованных рекомендаций, по ев совершенствованию.
Внедрение разработанной мотодигл экологического воетт'нчкя но национальных культурных традициях Молдовы покапало" ее продуктивность, успешно иримоняатся сельскими клубными учреждениями
Орхейского, Страишского, Ниепоренскогб районов республики и может бить внедрена в сельских клубных учреждениях других регионов страны.
Материалы, подученные в ходо исследования данной проблемы, могут быть использованы и в институтах культури в процессе преподавания курсов "Теория и история социокультурной деятельности", "Методика социокультурной деятельности", "Фольклор и этнография", "Организация и методика народного творчества", "Охрана природа в деятельности КДУ".