Введение к работе
Актуальность исследования интенсивных методик обучения словесному действию в студиях и любительских объединениях определяется новыми, значительно возросшими требованиями к речевому багажу той категории людей, чья профессиональная или общественная деятельность тесно связана со словом - режиссеров народных коллективов и массовых представлений, методистов-организаторов, руководителей и участников, художественной самодеятельности, пропагандистов и агитаторов. Эти возросшие требования диктуются, в первую очередь, теми принципиально новыми задачами в области культурного строительства, духовного совершенствованип личности, которые поставили в повестку дня широкая демократизация нашего общества, раскрепощение человеческого фактора, неизмеримо возросший в народе интерес к яивому слову.
Это с одной стороны. А с другой - мощные процессы национального духовного возрождения, генерированные перестройкой во всех республиках нашей страны, обострили вникание к запущенным эа мно-гие десятилетия проблемам национальной культуры и языка. К числу регионов, где это явленно особенно актуально, относится, несомненно, и Молдова. В последнее время здесь отмечено появление МНОГИХ новых самодеятельных студий и коллективов, возроздакднх национальную культуру, фольклор, традиции, что требует кардинальной перестройки традиционных методов обучения словесному действию, создания более эффективных, интенсивных. Особую актуальность приобретает исследование и свете бурного роста, социального'и граа-данского самосознания кашей молодежи, острого яелания юноши и де-вупки (студийца, студента, крулковца) быстрее найти и выразить себя профессионально, что требует все более разнообразных, увлекательных и действенных форм и методов их вовлечения в процесс обучения живому слову, профессионального становления, совершенствования и художественного воспитания.
Целью исследования является научное обоснование новых, более интенсивных средств и методов обучения словесному действия з условиях студийной деятельности'н худояеетвенноп сг,1.эддеятельности.
Задачи исследования:
I. Определение современных особенностей процесса обучения словесному действию, обусловленных новыми объехтивтш и субъективными обстоятельствами - как не зависящими, так и завиеггн;!/;! от участников этого процесса.
-
Изучение принципов совернєнствования процвсса обучения словесному действию на основе интенсивных современных методик.
-
Выработка методов и средств, технологии внедрения интенсивных методик в учебную практику студий, кружков, групп.
Объектом исследования являются , самодеятельные и студийные коллективы, студенческие группы, кружки.
Предмет исследования - практика различных студийных и самодеятельных групп, обучающихся в ходе освоения как традиционных, так и современных методик овладения искусством живого слова.
В основу гипотезы исследования положено представление о том, что резервные психофизические возможности личности, ныне в большинстве своем невостребованные, начинают в последнее время находить все более широкое применение во всех сферах человеческой деятельности. В учебно-воспитательном процессе это направление до сих пор больше связывается с традиционным стремлением к элементарному улуч шеншо запоминаемости в ходе обучения. Между тем, современные иссле дования и рекомендации психологов, физиологов,, суггестологов выяви ли уже средства и методы, нашій пути куда более широкого и эффективного использования внутрешшх резервов личное-и. Наложенные на задачи совершено.'вования процесса обучения словесному действию,эти прогрессивные средства и методы существенно согаршенствуюг учебно-воспитательный процесс, позволят обучающимся іьістрее избавиться от речеголосовых недостатков, лучше и полнее используя при этом свои индивидуальные психофизические свойства.
Методологическая основа исследования и степень изученности его темы. В основу исследования положены анализ и переосмысление богатого Наследия виднейших отечественных специалистов сценическое речи - Э.Чарели, А.ІІотроіюй, И.Козяяниновой, Е.Саричевой, 0.Сиротиной и др., а также творческое наследие таких известных мастерог русской и советской сцены как К.Станиславского и в.ііемиропичк-Дянчеико, Ы.Кнебель и Ы.Чехова, ['.Товстоногова и H.UJjpnoe, утверждавших в отечественной школе обучения словесному действию гармоническое единство художественного мышления и профессиональной техники и выводивших отсюда всю методику работы над голосом, дикцией, дыханием.
Вместе с тем, в своем подходе к проблемо мы основывались и па том обстоятельств, что практически все и:шрстнмп литорчтуршл: ксточшки обучения ('Лгілесичму действию, ппвмпюпи»» культуры р"ЧИ
- о -
тпк или иначе основываются на традиционной театральной практике, опито обучения в театральных вузах. И направлено псе ото на обучение, воспитание, повышение профессионального мастерства, культури речи, прежде всего, актера. Между тем, процесс обучения ре-йиссеров народних коллективов и массовых- представлений, руководителей самодеятельных коллективов и их участников, культурологов имеет, несомненно, свои особенности, связанные, в первую очередь, с иным культурным уровнем субъектов обучения, меньшим удельным весом обучения слову в учебном процессе, куда более скромными ресурсами учебного времени. С другой сторон», применительно к художественной самодеятельности и вообще культурологии мы не мопем в полной мере воспользоваться и, имеп",нмся научным опытом интенсификации учебного процесса з педагогике, т.к. последнее, как уяе отмечалось пыле ориентируется при этом скорее на элементарное развитие памяти з тех или иных предметных обстоятельствах. В то сречя как самодеятельность и культурология обра^енм более к дугзе человека, к его личности я процессе постоянного свиосоварпенстзог.акля.
Эти основопологггг.пе, концептуальные прм.ишшч подхода к самодеятельности учтены ч наиег.« нсоїедопяніїїі и через ряд выводов ил prv> бот А.Г.Ковалева, И.С.Кона, Л.И.Рур.кнскэго, В.А.Сухомлчпс^ого по пеиходого-педягогическим вопрос.",-' самовоспитания, саморазвития, са-пообразопан.чя. ііри анализе проблем обучения словесному деПстт^я п практике самодеятельных коллективов икса работа восприняла методологические позиции исследования, выполнениях нзвсстніми специалис-таии-нсследоватсляуи самодеятельности как категории педагоги:;1! и психологии К.Л.АбульхяновоП-Слявскои, В.Г.Ананьева, С.С.Батеилна, В.С.Виблера и других.
' В основу нашего понимания проблем и путей моСіілизоцші резервных психофизических возможностей обучасдихся слозесг.ену дейсгз'лп легли, главный образок, идеи известного болгарского ученого, профессора, врачв-псяхотеряпевта Г.Гозанояз, плодотворно примечяс,'-.'о я раэриэае'*че в условиях отечественной пр.'атнгл oi,occ;-tv. yv-Hrv, кандидатом педагогических наук А.Востриковым, я .а; л з нсследоилнял К.Рудестаиа - американского пенхолоґа с мировым именем, чьи фундаментальные груды в области группового интенсивного общения ориентированы на оказание действенной помсти в сямосопер"ен(,тгояяни:т личности, ее человеческом и профессиональном становлении.
5ти идеи, гармонично сочетающиеся с новаторскими приемами известного русского актера М.Чехова, с получившими в последнее время широкое распространение восточными системами ({изичеслюго и духовного самосовершенствования личности, оказались способны но многое качественно изменить процесс обучения словесному действию, шпенои фицировать его, сделать более живым и увлекателышм, а значит, и более действенным, эффективным.
Немалый интерес для данной работы представили материалы и ста тистичечкие данные республиканского Центра самодеятельного творчества, ряд методических разработок Московского государственного института культуры и Ыолдавского государственного института искусе і> информационный материал, собранный в раде самодеятелпшх коллекіи-bob' и групп, текущие материалы департамента культуры Молдовы.
Организация и методика исследования. В ходе нсслеповании автором использовелись как эмпирические, так и теоретические методы. К числу первых с полним основанием М07.1НО отнести изыскания исгоч-шіковедчоского характера, классификации и анализ подходов, концепций, методик. Это дало воамошюств построить ьсіи работу по так~им основньы отапан: наметить приоритеты в изучении проблемы, выделить особенности его современного толкования, установить направления поиска, определить, что из имеющегося опыта уж<- не соответствует задачам дня и что мокет быть использовано в арсенале современного учебно-воспитательного процесса, каким образом распорядиться соб-. ранним материалом и соответствии с целями и задачами исследования.
В числе второй группы методов, применявшихся е ходе исследования, следует, предде всего, назвяп, метод генетического анализа, ориентированный на выявление общей динамики учебно-воспитательного процесса, а также метод сравнительного анализа, позволивший выявить состояние объектов исследования на разных этапах внедрения новых интенсивных методик в разных обследуемых группах обуч.чюцихо1 Применялся в пишем исследовании и метод синтеза, дчаврший возможность объединять данные из разных источников, обобщить накопленные материал, выявлять закономерности и выстраивать их в еоответстрин с общей концептуальной основой работы. Исіюльзоран ь работе тгк«п и метод аналогии, который позволил в ряде случені уподоблять исследуемый объектный предмет другим, более изученном, и«г-г»ци« 0<>)\'"-четко сформировании" г-труї'тури и свойство.
При анализе современных проблем обучения сценической речи в самодеятельных коллективах был использован метод контент-анализа публикаций периодической печати, а также некоторых статистических данных. Была применена методика фиксации художественных занятий в двух срезах - в статистике и в динамике, а также в реальной практике и в проективной ситуации. При участии и под руководством автора осуществлялся педагогический формирующий эксперимент в формо двух и трехсеместровых занятий по всему курсу словесного действия в студенческих группах и соответственно годовых или полуторвгодо-вых занятий в кружках или студийных коллективах.
А в общем целостная совокупность эмпирических и теоретических методов дала возможность: .выстроить всю картину взаимосвязи н преемственности традиционных и нетрадиционных методик обучения словесному 'действии -в самодеятельных коллективах и студенческих группах; четко определить весь диапазон исследовательской проблематики, подчиненной общей концепции работы; уяснить сущность И динаимоу современного учебно-воспитательного процесса.
К участию в исследовании привлекались студенты 15оддацскогб государственного института искусств и круаковцы Кияинвского государственного университета, студия дикторов Цолдавовдгр видеоцентра, молодые актеры театров-студий, руководители и участники ряда самодеятельных коллективов - всего более 80 человек, Применялись такие формы работы, как: монографические описания практики учебы колллек-тивов и групп по методикам автора, программированное наблюдение занятий, фиксация и изучение динамики результатов, изучение художественной практики коллективов, беседы с участникам» студий, ^рупп коллективов.
'Типология участников исследований встраивалась з соответствии с фактом существования в ях массива двух довольно резличск^ихся типоп по сиетсиа копшашш пли ориентации на деятельность.
Первый тип - студенты филфака Кгташозского госушверситзта и студийцы республиканского видеоцентра - х-ороктерлзуетсл ггокі'иіюігг-еіі социально-пс:іходагическ.чх н худоластвекимх потребностей, г,г.) художествентшз ко доминируй?. Художественная доптп.чмпсть для нчх является скорое средством репеніія проблем реялкзецчи личности, про-фессноналыих проблем и т.д.
Второй тип - студснтн-ротлссорн кассовых представлений і! методисты института искусств - характеризуется гоиплоксом мотнпоз и
- о -ориентации на деятельность с довольно отчетливо шіражєнтм домами рованием художественных принципов, когда художественная деятельность выступает как средство решения, прежде всего, художественно-творческих проблем.
И с точилки, которые автор взяла в качестве основной бизп для изучения и исследования, били следующие: методические а педагогические материалы, курсовые и дипломные работы иэ практики Московского института культуры и Молдавского институте искусств, монографии, учебные пособия, учебники, справочные и другие издании, касающиеся проблем обучения словесному действию в отечественной практике, материалы специальной литературы и пресен, диссертационный массив (докторские и кандидатские диссертации по профиля изучаемой проблемы); местные стаг.истические данные иэ архивов департамента культуры Молдовы и республиканского центра самодеятельного творчества. Бее указанные материалы были подвергнуты изучение, анализу, обобщению, сопоставлению и оценке.
Научная новизна исследования определяется tow. что:
впервые осуществлена попытка разработки и внедрения нетрадиционных интенсивных методик в процесс обучении словесному деііст-вн» в студийных и самодеятельных коллективах; .'
реализовзк подход, позволяющий выявлять ютенциел резервных психофизических Бозыошюстей обучащихся и лут<; его использования для интенсификации обучения слову;
- впервые получена объективная характеристика состояния и проблем обучении словесному действию в самодеятельных и студийных коллективах региона;
- выяалены некоторые механизмы применения методов суггестив
ной педагогики в процессе речевого обучения студийцев, участников '
художественной самодеятельности и студентов:
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов для:
совершенствования процесса обучения речи в студийных и семо-деятслышх коллективах на основе внедрения разработанных интенсивных методик;
применения современных методов при изучении индивидуальных психофизических возможностей обучающихся и формировании у них навыков образно-чувственного мышления;
интенсификации программ обучения на курсах повышения квалификации преподляптелей речевого цикла и руководителе кудожост-гг"цой свмодвятрлмюстн;
- более развернутого исследования мобилизации резервных пси
хофизических возможностей обучающихся для интенсификации учебно-
педагогического процесса.
Апробация результатов и их внедрение Материалы диссертационного исследования стали основой для:
практического чтения автором курса обучения словесному действию в Молдавском государственном институте искусств в 1988-1990 гг.;
занятий по сценической речи, дикции и дыханию с актерами ряда театров республики: "Ликурич", "На улице Роз", "Данко" и др.;
занятий по обучению словесному действию в самодеятельных и студийных коллективах Кишинева, в 1986-1990 гг.;
. - подготовки и выпуска в 1990 году методического пособия "Этвдно-игровые методы обучения словесному действию", используемого при подготовке студентов режиссеров массовых представлений и цетодисгов-организагоров клубной работы;
выступления на двух научно-практических конференциях, проводимых в МГИИ в 1989 и 1990 гг.;
выступления на заседании Всесоюзного "круглого стола", про- . веденного в октябре 1990 г. в Кишиневе по проблемам национально-культурного возроядения в республиках страны;
публикации в издательстве "Картя Молдовеняска", в гуриалах "Русское слово" и "Кодры", газетах "Народное образование", "Совета скал Молдова" и других 15 печатных работ, подготовки сценария
. документального фильма, снятого на'киностудии "Нолдова-филыл".
Основные положения диссертации,. выносимые на защиту
1. Традиционные пколы и системи, вытсяапцяе из них средства
и методы обучения.словесному действию в студийных м самодеятельных коллективах упе но отвечая? задачьи дня - как с точки зрения объективно изменившихся условий, так и с позкциЦ динамично кошжшхеп субъектов обучения. Кардинально перестроить, модернизировать учебный процесс возможно путем его максималь-ноП интенсификации на базе использования резерзннх психофизических возможностей обучающихся.
2. Рассматривая во взаимосвязи всо элемента интенсивного обу
чения - педпгогичяскио, лингвистическою, психофизические, МСТОДОЛО-
гичеекко, - необходимо отметить особую роль своевременного и эффек
тивного выявления индивидуальных творческих способностей обучг.п-
- в -
цмхся на основе применения разработанных автором зтшцно-игроык ш-тодов, формирований у них наьиков образно-чувстьенного мышлений-
-
Широкое использование принципов суггестивной педагогики и современных психоаналитических приемов в грутюьих и индиьидуаль-них занятиях по речи существенно интенсифицирует учебный процесс, делает его аивим, увлекательным, а значит, и более действенным.
-
Наиболее полно отвечают современным требованиям обучении словесному действию в студийных, самодеятельных и студенческих коллективах предложенные методики шшстико-речевого тренинге на основе комплекса китайской гимнастики ушу, а также ситуативно-игрового тренинга по методу Михаила Чехова.
Структура работы