Введение к работе
Актуальность іі;:ог' .оуи исслепоьсиня воспитательной леятельпо-стк нагліоішльно-культурпнх центров Республики Узбекистан ьыэвана, во-порБнх,'Тундпі/,ентальнт,;"к полчтичосшячі,соцкалмга-07'.оікжическИ'» ми и духовніші преобразованиями,происхоїілдоли в .Узбекистане, которые риє обуславливают качественно новое духовно-нравственное развитие чєлоеє':;:. v.c.v. личности,"пзатмно уважительное отношение к национа-льншл культурам и язь'кшя народов,пропивающим на территории рас-пу^-тьк", "гарантированное сбоспочонпе сохраиеїшя v. развития их ісультур",пзгкг.,нс.иионал:.іл7х сбивай? и традиций' ; во-вторнх,отсутствием научно-теопетического обосиовшп'Я ?.:ехаішзг,:а воспитательно:', деятельности наіл:онально-культуршіх центров по сохранении, развктга ігультурн.обілтаев.традпіппї своего иарода.ио формированию национального самосознания,распространенют :: утперт.двші" культуры наш'.с палию it общности.
Реалыш'1 опит практической деятельности 'Тункшюнирующих в республике кг.нпопплы'э-гультуркнх нейтронних участие в решении проблем обеспечения идеолог.':: независимого Узбекистана,его демократизации н гумгнпзанпп свидетельствуют о недостаточное использовании H-avii'icr-ocfl потенинйлг..
І'ашюнальпо-культурнне центры прнзванч использовать иесь вос-ш тателіііін'і арсенал, ьакот'вшиііся в Узбекистане,при этом следует основываться на закономерностях. нодйгогичєскоГі и психолоі^ческой іш-ук.инкЬ'йГ'ог'/е с.істеучого "ovrors. к поси,:таго.гьно!ї дзятзлхтгостк на-цкокпльпо--"/.. .;.Ч'урш-'х. центшв ^оснублин.п Узбекистан в совтк^оншх условиях осложнено и щэдцаесе их Бездействия на разлитие духовной жизни тоіі или iiHoit iiaiiHcimi.no/. общности Бншопазванішми причинами.
Ъ ііі'сто'їіяие врет/я патюмально-культурниэ центры по нкеют целостной систем іиіанкров&нкя,стюгра5-'ііровага;я,коорді<шаі!уіи и орга-ннзаш'у воспитательно", работы, болео того-у адмшп:страт:зно-управ-лепческого аппарата и актива ІІКЦ нет устойчивых, научно обоснован-ннх кредстаглегаГ: об особенностях деятельности эти* кагдЕОналышх об'ьелгненріі в условиях обретения Узбекистаном независимости.
1.Каримов ,;.А.Узбекистан:с.і';о!і путь обновления и прогресса.Т. ,Уабв- к:.стоі;,Г:.)2,с.1г',с.16.
2.Б республике .функционируют более СО-тк ІЖИ: Республиканский Интар-наннонгзлыпл:'-культурны і центр, корейские, русский, казахски'!, татар-скиП.бухарско-овреИскн'"!,польски;! v. другие.По материалам Республи-иппско* научно-иракткчоской кон'ю^онтдии "Культура (/еинациопальних отпоиоіш"п,гарт,1гї95.
- «-
Все это вызывает необходимость обращения к созданию системного подхода в организации и функционировании национально-культурных центров.
Системный подход применяется в изучении деятельности национально-культурных центров в качестве способа построения целостной модели,имеющей свои особые.специфические компоненты.Системный подход предполагает раскрытие сущности и содержания деятельности национально-культурных центров и перспектив ее развития.
" Исходным моментом в изучении деятельности национально-культурных центров является такое понятие системы,при котором она рассматривается,как "множество элементов с отношениями и связями между нимигобразующими определенную целостность" .При этом обнаруживаются внутренние механизмы действия отдельных частей,вскрывается их единство и связь в системе.
Задачи исследования состоят в том,чтобы проанализировать состав,структуру,функции и специфику деятельности национально-культурных центров. Они же обусловили выбор направлений исследования. Таковыми являются компонентно-структурный и системно-функциональный аспекты.
Компонентно-структурный аспект связан с определением состава системы,ее структуры;с выявлением ее компонентов;с раскрытием их внутренних и внешних связей и способов их взаимодействия.
Системно-функциональный аспект позволяет.проникнуть в суть функционирования и в сущность обеспечения условий жизнедеятельности системы воспитательной работы изучаемых центров.
Внешнее функционирование системы заключается во взаимодействии этой системы со средой,при котором начинают играть роль такие факторы,как культура,инициатива и активность населения,природа и т.п.
Внутреннее функционирование системы касается деятельности . каждого компонента воспитательного .процесса и возникающих взаимоотношений между'ними.Применительно к национально-культурному центру - это означает передачу в руководящие органы несвойственных им функций и перенесение ориентиров во всей работе на культурно--просветительную и культурно-воспитательную функции.
Сегодня в воспитательной деятельности национально-культурных центров уже имеются элементы такой системы.Центры стремятся актив-
І.Маркарян Э,С.Системное исследование человеческой деятельности. -Вопросы философии, 1972,Я 10.С.77.
- 5 -но влиять на духовную жизнь нации,адресуют свои мероприятия конкретной аудитории,ставят воспитательные цели,отбирают формы и ме-тодч воспитательной работы.Выдвинутые крупномасштабные задачи раз-' вития независимой Республики Узбекистан в политической,экономической, духовной страх жизни на современном этапе призваны решаться одновременно,следовательно,к воспитательной деятельности ІПЩ необходим систеетшй подход.
Противоречие между объективной потребностью шире использовать систему национальных культур в укреплении развивающейся демократии в Узбекистане и нынешним уіювнем воспитательной деятельности национально-культурных центров в решении этих задач обусловили необходимость,целесообразность и актуальность данного исследования,его практическую и теоретическую значимость.
Цель исследования - определение оптимальних путей целостного духовно-культурного воздействия национально-культурных центров как воспитательной системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи;
изучить воспитательную деятельность реально функционирующих ІПЩ;
создать научно обоснованную воспитательную систему деятельности ПКЦ;
разработать компоненты воспитательной системы и установить сь'кш между ними; *
обосновать научную программу деятельности ІІКЦ,соответствующую законодательным и юридическим актам Республики Узбекистан,-
В диссертации выдвигается гипотеза:
внедрение системного подхода к воспитательной деятельности иапионалыю-культурных центров даст возможность повысить эффективность их работы и достигнуть позитивных изменений в процессе их функционирования.
СМъектом исследования явилась деятельность национально-культурных центров Республики Узбекистан. ' .
Базой исследования послужили корейский,татарски!!,польский, бухарско-еврейский национально-культурные центры,в которых реально проявляется и обнаруживается определенная системность,свойственная подобным общественным образованиям.
Предметом, исследования был целостный воспитательные процесс В
национально-культурннх центрах,функционирование его компонентов и взаимосвязь между ними. .
В основу методологии исследования положены труды ученых, представляющих как восточную,так и западную ветви педагогики;ис-ледования по вопросам культуры,воспитания;монографии,посвященные динамике национальных отношений и развитию общественных процессов , В ходе работы автор руководствовался общечеловеческими принципами и ценностями,выдвинутыми мыслителями Сократом,Демокритом,Аристотелем, Фароби.Бируни,Навои и др.
Теопетичесісую основу исследования составили государственные документы Республики Узбекистан,постановления Олий Мажлиса,указы и труды Президента по вопросам возрождения,сохранения и развития национальной культуры .
Характер исследуемой проблемы,ее цель,8адачи и предмет исследования обусловили изучение работ философов В.Г.Афанасьева,Н.А.Бе- ' рдяева,Э:С.Маркаряна,В.Г.Плеханова,С.Н.Шермухамедова по вопросам системного подхода в социальной жизни;социологов Р.Г.Гуровой.И.Ер-гашева,анализирующих социологические особенности и закономерности различных общественных процессов(педагогов Ю.П.Азарова,Ш.А.Амона-швили,А.В.Сухомлинского,раскрывающих сущность системного подхода,
І.Абдусаттаров А.К. К вопросу истории развития психологической мысли в Узбекистане.Научные труды ТашГУ.Т.,1968;Алиев А.Народныа традиции.обычаи и их роль в формировании нового человека.-Махачкала, 1968;Артановский б.Н,Историческое единство человечества и взаимное влияние культур.Л./Просвещение,1967;Афанасьев В.Г.Систем-ность и общество.М.,1980;Волков Г.Н.Этнопёдагогика.-Чебоксары,Чувашское книжное издательство, 1974 :Гашюв Н.Проблемы развития советских национальных искусств.Т..Издательство литературы и искусства, 1973; Григорьева Т.П. О взаимодополнительности культур.-В кн.: Философские проблемы культуры.-Тбилиси, 1980:Джаббаров f-'.M.Этнография пародов мкра.Т.,Укитувчи,1985;Карабаев У.Х.Традационное .народное творчество:проблемы возрождения и развития.Т.,Фан,1991: Ким.М.П.О культуре как предмете исторического изучения.М.,1974; Маркарян Э.С.Теория культуры и современная культура и наука.М.,1983.
2.Каримов И.А.Узбекистан:национальная независимость.экономика,политика, идеология.Речи,статьи,интервью.Т.,Узбекистон,1993;Конституция Республики Узбекистан.Т., 1992;Ресігублика Узбекистан - законы и указы.Т..Узбекистан,1992{Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "Об улучшении деятельности художественных ансамблей "Еахор\ "ПЬдлшс .Узгосфилсрмонии им.Кари Якубова Министерства по делам культуры,а такпге коллзктива дутаристок Узгостеле-радиокомпании, 0 Республиканском Интернациональном культурном це-нтре"от 22 января,1992;Сборник руководящих материалов и нормативных документов по ВИА и дискотекам.Т., 1985 и другие.
закономерности управления социальной сферой и особенности использования управленческих идей .
Для обоснования теоретических положений диссертации и выдви-. жения методических рекомендаций автором взятн за основу научные труды И.М.Болотникова,У.Х.Карабаева.Ю.А.Стрельцова и др.
При изучении воспитательной работы национально-культурных центров широко использовались научные,психолого-педагогические исследования о потребностях и мотивах в деятельности А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др..методические рекомендации об особенностях проведения свободного времени - Ш.Бордыева.М.А.Бадалова,В.В.Савельева, Е.Н.Смирновой и др.
Автором были изучены материалы периодической печати и научные публикации по вопросам деятельности национально-культурных центров. Наряду с теоретическим анализом одновременно проводилось поэтапное исследование практики функционирования НКЦ г. Ташкента и областей республики.
Системный подход к анализу деятельности НКЦ позволил:
а/целенаправленно исследовать фактический материал, обстоятельно разработать цели,выделить в них главное,существенное,составить наиболее полное представление о работе НКЦ;
б/вскрыть механизм деятельности национальной общности;
в/обеспечить показ целостности системы воспитательного процесса национально-культурных центров.
1.Афанасьев В.Г. Общество:системность,познание и управление.М..Политиздат, 1981;Бердяев Н.А.Философия свободы,Смысл творчества.М., 1989;Маркарян Э.С.Теория культуры и современнач наука.М.,1983; Плеханов В.Г.Избранные философские произведения в 5-ти томах. М.,1956;Шермухамедов С.Н.Расцвет и сближение национальных культур народов СССР.М.,Мнсль,1974;Гурова Р.Г.Социологичзские проблемы воспитания.М.,Мысль,1981;Ергашев И.Историко-сопиологичес-кое исследование культуры Узбекистана.!..Узбекистан,1985;Азаров Ю.П.Радость учить и учиться.Ы.,Политиздат,1989;Амонашвили Ш.А. Единство цели.М..Просвещение,1987;Сухомлинекий А.В. О воспитании.М. .Политиздат,1973.
2і Болотников И.М.Управление,организация и экономика культурно-просветительных учреждений.М.,1983;Карабаев У.X.Национальное и интернациональное в массовой культурно-просветительной работе.Т., Фан,1984;Стрельцов Ю.А.Методика воспитательной работы в клубе. М.,Просвещение,1978.
3.Бердяев Ш.,Бадалов М.А.Учреждения культуры и эстетическое воспитание трудящихся.Т.,Узбекистан,1984;Леонтьев А.Н.Проблема разви-
- тия психики.М.,1981;Рубинштейн С.Л.Основы общей психолопга.М., Учпедгиз,1946;Савельев В.В.Самодеятельное творчество в клубе.м., МГИК,1979;Смирнова Е.Н.Теория и методика организации самодеятельного творчества в КПУ.М.,Просвещение,1983.
В диссертационном исследовании применялись методы: анализ документов, изучение и обобщение передового педагогического опыта,наблюдение,беседа,контент-анализ содержания мероприятий,анкетный опрос ,педагогический эксперимент.
В татарском.польском,корейском,бухарско-евре'їском национально-культурных центрах проведена опытная работа по внедрению оптимальной воспитательной системи.В результате получен материал,подтверждающий эффективность предложенной воспитательной системы,достигнуты поставленные цели,в практику отдельных национально-культурных Центров вошла теоретическая модель,обоснованы и приняты в деятельности НКЦ оптимальные пути организации воспитательной работы.
Степень разработанности теш.Конструктивный вклад в научный анализ проблемы национальных отношений внесли философы,историки, этнографы /С.А.Атамуратов,:о.В.Бромлей,С.Т.Калтахчан,А.А.'Гаврулов и др./.которые обосновали понятие "культура межнациональных отношений", раскрыли сущность духовной жизни в республиках бывшего Союза .Ю.В.Арутюнян.М.С.Каган разработали специфику межнациональных отношений.практику функционирования различных этнокультурных формирований .
Многочисленные исследования советского периода носили классовый характер,пролетарский интернационализм был положен в основу межнациональных отношений.
Возникновение и развитие в Республике Узбекистан националько-уультурных центров ставит задачу по-новому взглянуть на их деятельность по сохранению и дальнейшему раввктию национальных культурных традиций,пропаганду достижений каждого народа в культуре.
Новизна исследования. Она состоит в том,что впервые в Республике Узбеїсистан предпринята попытка создаїяш целостной.культурно-^ воспитательной системы национально-культурных центров и обеспечиваются пути расширения внутреннего и внешнего развития воспитательной деятельности на основе Конституции Республики Узбекистан.
^/І.Атамуратов С.А.Национальное самосознание и интернациональное воспитание.Т.,1991;Бромлей Ю.В.Очерки теории этноса.М..Наука, 1983;Калтахчан С.Т.Марксистско-ленинская теория нации и современность. М.,Политиздат,1083;Маврулов А.А.Время духовного оз-доровлеїшя.Т. ,Узбекистон,1ЭТ2.
З.ЛруткцянЮ.В.и др.Многообразие культурной жизни народов СССР. М.,Мысль,1987;Каган М.С.Мир общения.Проблемы межсубъектных от-v ношений.V.,Политиздат,1988.
- Э -
Создана теоретическая модель воспитательной системы национально-культурных центров,приемлемая для их практической деятельности. В процессе исследования разработана педагогическая система,учитывающая характер,специфику и типические реалии НКЦ,предложена оригинальная методика их работы.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и развитии концепции национально-культурных объединений,в выявлении специфики НКЦ как общественных организаций,в определении нсихолого-подагогических основ их функционирования и в выработке научной системы вошштательной деятельности с учетом культурно-творческой динамики.
Практическая значимость диссертации заключается в том,что ее выводы и рекомендации могут быть использованы:
в организации деятельности различных национально-культурных центров;
при разработка и составлении программ и уставов деятельности НКЦ;
в оптимизации воспитательного процесса НКЦ, суть которого заключается в создании условий для развития активности и самодеятельности национальной общности;
в разработке и преподавании специальных лекционных курсов о деятельности этих общественных образований в вузах культуры и других творческих высших учебных заведениях;
в программировании и прогнозировании воспитательной работы НКЦ;
в повышении профессионального сознания работников национально-культурных центров;
во внедрении системного подхода к воспитательной деятельности НКЦ м управлении ими.
На защиту выносятся следующие положения:
1." Деятельность национально-культурных центров имеет свою специфику,которая в отличие от прежней культурно-просветительной работы советского периода проявляется в возрождении наиболее ярко ^ выраженных националышх традиций и народного творчества,при атом НКЦ выступают как механизмы сохранения самобытной культуры той диаспоры,чьи интересы они представляют.
2. Система воспитательной работы НКЦ должна включать в св-,'я организационный .учебный,культурно-творческий, культурно-просЕвїИ-
- 10--телышй, информационный, культурио-оздоровителышй виды деятельности - именно они обеспечивает целостность и устойчивость воспитательной системы.
3. Сущность функционирования системного подхода к воспитательному процессу ШЩ обеспечивается в .результате его взаимодействия с внешней средой,осуществленном его взаимосвязей с каждым из составляющих компонентов.
Апробация работп і: знедренио ее результатов.Научно—теороти-ческие выводы и практические рекомендации диссертации докладывались руководителям национально-культуршх центров,на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Ташкентского государственного института культури им.А.Кадари,на заседаниях кафедры культурно-просветительной работы.Материалы диссертационного исследования легли в основу методических рекомендаций по улучшению деятельности ПКЦ.размпоноии и разосланы в польски'!, бухарско-еврейский,татарский,корейский национально-культурные центры. Основные положения данного научного исследования нашли своє отражение в 4-х публикациях.
Структура диссертационного исследования.Диссертация состоит из введепия.двух глав,заключения,списка использованной литературы,