Введение к работе
уаяьндсіь, исследования ЬбуЦовлена. сфем^нньгми
здеяднїьїи й перспективами воарряіденяя традиции народцой
удо&ественной культуры России. , , \ . , , ' .
На путях реформирования российского общестра едва ли не
ШЫМ ОГауТИМИ11 ДОСТЇГЖЄНИ6М В& СеГОДНЯ &ВЛЯЄТЄЯ,'0С0!|Н^НЙЄ ИСТИНЫ,
го без опоры на фундаментальные ценности отечественной купьтуры.до одсет быть успеаінргб развития любой сфе^ы йаіпей йсззни. .',...- .
Из^р^зле народная Художественная кудьїура оіїредегіягіа .норща овеДетф в Социуме и сшЬе/модеііі^овал^'Вз^й^оотн6п|еннй раЬцых околенкй, помогала формировать' ценности и идеалы личности, несла в ебе селектнвігьіе и норМатийно-эврисп|чвские функции,
В cbBpejteHHbtx; условиях особое значение Придается
осст'ановленаю сльживпіиіс.^ веками социально-культурных функций
ародной художественной культуры.' Однако, к рояфіеіфк}, решение
гой задачи затруднено рядом как теоретических,'так' и методических
рабпем: слаба изучена природа и сущность традиционной народной
удожествецной культуры, ее история и педагогический потенциал.
)собенно актуальным' является изучение репюнадьныд. традиций
ародной художественной культуры' иОЦора на них при подготовке
пецйалистов соответстіуюіцего профиля, і . , .
'Этой проблеме уДелено спеййалміре вникание в Федеральной ;елейой программе развития и сохранения культуры (199бг.)> в йздаїшом :едаіно Указе президента '"О мерах, государстйенной поддержки :ародных художественных промыслов" (1994г.), в реніении рада оллёгий Министерстйа культуры # '.Министерства образования 'оссийскоД' Федерации В Московском, государственной университете уяьтуры срздаЬа первая fc стране кафедра1 теории и истории народной удожествецной культуры. Разработана,.концепциа и Федеральный осуДарственный образовательный . стандарт новЪй специальности Народная художественная культура", в1 пряной мегіе ^ответотвуїбщая аецйфцке вуза и. предстайлайшая огрбвдгыЙ интерес для . срйдних пециаяьных учебных заведений культуры. ,
В Белгородской области принята. Целевая программа озрсждення региональных традиций народной художественной ультуры на 1995І-2000 гады, в-которой одно из. центральных мест аншкает подготовка кадров для кульгурнЬ-ДОсуговых! и бразоватедьных учреждении.; в 'Белгородской койледже культуры и :скусстві Это учебное заведение выступает одним из1 гарантов
сохранения бога'теійніего'' ' ^нацйбнальнОго достояния края, готовя сіїециайяртйв по народной художественной культуре для Домов и школ народного творчества я фомьюіораі: центров траїо^иойной культуры, народных промыслов и ремесел/, школ ь|астер6в по изготовлению народной одежды и музыкального инструментария.
: Колледж культуры и искусств - единственное учебное заведение Е области, наиболее іагубоко и; системно зайимайяаееся изучением, сохранением и развитием традиций народной художественной культуры в репюне. Одновременно ой выполняет роль методического центра пс народной худЬжественноД культуре для внешкольных, образовательных и досугфвш учреждений области. ,
Однако,' діпеко не гіойностью изучены Многие аспекты традиционной1 художественной культурьт-края - унікального региона юга России, своеобразного заповеддака1 народной культуры с богатейшей' й і многожанровой . ііесенноосорсографической и музьгісайьйой традициями, самобытной рбрдностьк>, многоцветной палитрой народной одйкды, многообразием народных промыслов, ремесел, народно -поэтического Творчества. Традиционная народная художественная культура Белгородского региона - явление чрезвычайно сло»сное и многогранное, требу&гцее адекватного отражения в системе учебйо-воегштателъной деятельйоста колДеджа культуры и искусств, Знание характерных особенностей бвгговіания народной художественной культуры края йеобходнмо в' п^рвук> очередь для четкой гірофессиоиал>аой ориентации вьтпускников колледжа, ' для их дальнейшего профессионального самоопределеішя, нйучнЬй й пра^стиче<ікой,деятельностй в регионе. - ;
СІейень аа,у4ной разработанности проблеми.
' Проблемам теории и историй народной художественной
культурыпосвягцево, цемадо фундшентаяьных, исследований известных
росісийских учёныХ'Этнологов, этнографов, историков, фольклористов,
искусствоведов: П-Г.Богатырева, ІЗ.М-Васйлеюсо1, Т.Д.ГаЧева,
Л. Н. Гумилев а, В.Е.Гусева, М.Забылйна, Н.С.Кохановской.
Е.Э.Линевой, H.MJIottaTHHa,, В*П.Прокунина, Б.А.Рьібакова, А.Й.Соболевского, Й.Н.Снигербвв,.-
1 Существенную роль в определении теоретической ПОЗИЦИИ автора :сыграДй исследования» носвягйдйные проблемам сохранения и возрождения традиционной художественной культурьі, Э.Е.Алексеева. А.П.Ванина, С.П.Исёнко, А.С.Каргина, К.В,Квитки, А.М.Мехнецова, Г.М.Нгіумеііко,. МіАЛекрасовоЙ, А.Ф.Некрыяовой, Б.Н.Путшіова, А.В.РуДневойі ІІ.В.ІЛеина.
Ч> З
Из научных источников, t рассматривающих проблему этнохудояестйецного образования в России, проблематику настоящей щссертации во многим определили труды Т.И.Бідоіановой, М.ІЮ.Новицкой, Т.К.Рулиной, И.М.Сокольяиковрй, Л..В.Шамйной, Т.ІІ.Шпикалорой й других.
Благодаря координирующей функции Министерства- культуры Российской Федерации, кафедре теории и историй народной художественной культуры Московского государственного университета культуры, лаборатории культуры института филрсофий Российской академия наук,, Республиканскому центру русского, фольклора^ научно-іісследгівйтельскоііУ институту культурология Российской Федерации в последние годы появилось немало сборников научных трудов, тезисов конференций, учебных пособий по актуальные проблемам народной художественной культуры.
Проблемы традиционной художественной культуры на региональной уровне исследуются в диссертациях Н.М. Волсікйтина , О.Н.Прокопец, Л.В.Фибех.
. Региональной специфике народной художественной культуры Белгородской области, самобытным традициям южнорусского Песенного, инструментального, хореографического творчества, истории народной одежды,, обрядов в праздников посвящены цсследьвания И.И.Веретеаникова, А.Н,Иванова, И.Н.Карачаррва( А.СКошелева, В.Н.Медведевой, Д.Н.Чижяковой, В.М.Щурова,
Однако системного доследования основных направлений, ридов, жанров а форм региональной Hapqattofi художественной культуры в Кадрового обеспечения ее развития в современных условиях до Настоящего времени не проводилорь. Мало изучецы песеано-хореографические, инструментальные традиции отдельных заповедных уголков края, история традиционной одежды Белгородско-Курского и Белгородско-Оскоцьского регионов области. Qoq і еще Недостаточно изучены механизмы участия государственных органов управления в возрождения н развитии традиционной .народной культурьі как на федеральном, так и на региональном уровнях. Отмеченные Обстоятельства позволяют автору определить основную цел?» и задачи исследования.
Целью исследования явилось проведение целостного культурологического и пед^гогнчёркого анализа региональных особенностей традиционной художественной культуры н разработка на этой основе экспериментальной преемственной системы
*
этвохудожестйенного образования на базе колледжа культуры : искусств.
Задачи Иссле'дов&ния:
1. Изучить региональные особенности традиционно]
художественной культуры Белгородчины, осмыслить ее современно
состояние, выявить факторы, способствующие ее возрождению 1
развитию 4
2. Выработать адекватную реальной ситуации Белгородской
региона педагогическую систему кадрового обеспечения ьозроз&дЬна
традиционной художественной культуры края как основной
компонента MHordy^oBHeBoro зтнохудожественйого образования.
: 3. Апробировать эффективность этой системы и дать научно методические рекомендации по ее внедрению.
Предмет исследования - процесс подготовки специалистов в; основе региональных Традиций народной художественной культуры.
Объект исследования - региональный компонент содержать среднего специального эТнохудоЖественного образования.
Базами исследования явились Белгородский колледж культуры і искусств, аутентичные коллективы области, ДосугоВые учреждена нового типа: Дома народного творчества, фольклора, традиционно! культуры, промыслов и ремесел, мастера, любительские коллективы і объединения, твррческие союзы.
Гипотеза исследований: региональная модель средней специального ітнохудожественного образования должна отражал региональную специфику народной художественной культуры и был одним Из компонентов преемственной системы этнохудожественноп образования.
Методологическую основу данного' исследования составилі труды русских мыслителей! Н.А.Бердяева, Н-Я-Данилевского, В.С Соловьева, П.А.Флоренского, ученых: Г.Д.Ґачева, Г.П.Федотова касающиеся национальных традиций в культуре.
В исследовании использовались следующие методы:
- анализ философской, психолого- педагогической, методической
этнографической, искусствоведческой литературы; учебно
программного материала внешкольных, образовательных и дЬсуговы: учреждений По музыкально-эстетическому восиитанию средствам! народного искусства, а также программ предметов специального циклі отдедения народного музыкального творчества колледжа; наблюдедиі за процессом усвоения студентами основ традиционной народной
художественно^ культуры; анкетирование, беседы, тестирование, анализ результатов творческой деятельности студентов; экспертная оценка.
Организация исследование исследование проходило с 1992 по 199 6 годы. и осуществлялось в три этана.
Первый этап . исследования (1992-1993 гг.) носил констатирующий характер и включал в себя теоретический анализ проблемы, определение степени ее изученности^ разработку программы и методики исследования. Это позволило сформулировать его основные Положения, цель, задачи д гипотезу. В этот период были изучены государственные архивные материалы области о развитии отрасли культуры с 1927 по 1989 годы в аспекте исследуемой йами проблемы, организовано 12 музьжально-этнографических экспедиций в разные регионы края, проведено анкетирование и опрос 314 жителей Корочанского, Борисовского, Шебекйнского районов области.
На втором этане исследования (1993-1994 гг.) была проведена опытно-экспериментальная работа. В этот период была создана материально-техническая и научно-методическая база обеспечения учебного процесса,проведено тестирование 310 абитуриентов колледжа 1995,1994 годов, анкетирование 50 студентов 1 курса отделения народного музыкального творчества, 30 учащихся 1 года обучения музыкального эстетического центра колледжа, осуществлена экспертная оценка учебно- программного материала ряда внешкольных, образовательных и досуговых учреждений области, скорректированы и внедрены инновационные планы и программы, разработанные с учетом региональных- особенностей традиционной художественной культуры края, открыта новая специальность "декоративно-прикладное искусство", введены в учебный -процесс предметы по народной художественной культуре: "Областные певческие стили", "Народно-бытовая хореография", "Краеведение", "Народная художественная культура", "История народного костюма Белгородчины" и др. Начали действовать в регионе учебно-творческие подразделения экспериментальной преемственной системы этнохудожественного образования -"детский сад - школа - колледж. - вуз".
Третий этап исследования начался в 1994 году и продолжается по настоящее время. Его основу составляет работа но совершенствованию учебно-воспитательного процесса в условиях экспериментальной преемственной системы этнохудожественного образования на базе колледжа, организации научно-исследовательской деятельности, осуществлению новых форм сотрудничества с внешкольными, образовательными й досуговыми учреждениями области, созданию
педагогической системы кадрового обеспечения возрождения традиционной культуры края. В исследуемый период проведен анкетный опрос 50 выпускников отделения народного музыкального творчества и 20 учащихся IV года обучения музыкально-эстетического центра, сделан анализ результатов творческой деятельности студентов, организованы учебные репрезентации, отснятые на видеопленку: зимние Святки на Белгородчине, широкая Масленица, "Поэзия народной одежды края", "Белгородские карагоды"," Возрождая традиции края "(по материалам выставки творческих работ студентов отделений художественного и декоративно-прикладного творчества в: залах областного художественного музея), проведена экспертная оценка профессионального уровпяподготовки студентов, .' '
Обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и научно-методические рекомендации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:
раскрыты региональная специфика народной художественной культуры Белгородского края в совокупности ее основных видов, жанров, направлений и форм организации;
обобщен опыт работы культурно-досуговых и образовательных учреждений области по возрождению народной художественной культуры;
- разработана адекватная реальной ситуации Белгородского
региона педагогическая система кадрового обеспечения возрождения
традиционной художественной культуры края как основного
компонента многоуровневого этнохудожественного образования.
Практическая значимость'исследования состоит в разработке научно-практических рекомендаций для органов управления культуры, досуговых учреждений, учебных заведений по оптимизации творческого поиска рациональных путей поддержки и развития элементов традиционной художественной культуры.
Разработаны основные направления совершенствования практики подготовки специалистов по народной художественной культуре в средних спеїгяалкньгх учебных заведениях. ;
^1.- ." Результаты исследования широко внедрены в Белгородском крае
в процессе реализации региональной программы возрождения народной
художественной культуры на 1995-2000 годы.
Положения и выводы, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы в педагогическом процессе колледжей и училищ культуры в других регионах, в общеобразовательных школах, в
Ъ 7
этнопеДагогических в фольклорных центрах, а также при разработке и
реализации комплексных региональных программ возрождения
народной художественной культуры. ;\ . t :
Материалы исследования могут найти отражение в программах по таким дасдяплинам, как "Народная художесЬенная кудьтура", "Регаоноведение", "Народаре,цузыкально творчество", "Областные певческие стили", ."Этнографид", . ,"Фoлыcлopacтикa,', ."История народной одежды", "Народно-бытовая хореография*', "Народные музыкальные инструменты" и другие.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертадил была представлены на международной, межвузовской и региональной научнр-практических конференциях:
- "Новые пути наук о культуре" (Москва, 1995г.);
"Особенности народной художественной культуры Белгородчины и ее развитие в современных условиях" (Белгород, І995г.);
- "Культура, образование и современное общество: состояние,
проблемы, поиски" (Орел, 1996г.)
Материалы и результаты исследования . автора находили отражение на региональных, областных совещаниях преподавателей и аспирантов учебных заведений культуры:
- "О роли среднего звена в реализации системы многоуровневой
подготовки кадров социально-культурной сферы" / Доклад на
региональном совещании. г.Брянск, 1996г./;
"О роли колледжа культуры и искусств в реализации региональной программы возрождения традиционной народной культуры Белгородчины". /Выступление на совместном заседании коллегии управления культуры и совета ш> народной художественной культуре администрации области. г.Белгород, 1996г,/;
"О комплексной программе развития Белгородского государственного колледжа культуры и искусств на 1996-2000 годы". /Доклад на педагогическом совете, г.Белгород, 1996г./.
Материалы исследования освещались в выступлениях автора на заседаниях учебно-мётодического объединения, по народной художественной культуре .. Министерства, культуры Российской Федерации (г.Москва, 1994г.^.Белгород, 1995г.-; г.Орел, !995г.; Г.Тула, 1996г.), обсуждались в дискуссиях "круглых столов", педагогических и методических советах колледжа культуры и искусств, областных семинарах и курсах повышения квалификации работников культуры.
Экспериментальная педагогическая. деятельность автрра освещалась в центральном журнале "Встреча" ("Культурно-
просветительная работа"), JM5 4, 1996г., на страницах местной Печати, в
ptaopTa^ax областного радио Ц телевидения.
Результаты диссертационного исследования автора внедрены в практику учебно-воспитательного процесса Белгородского государственного колледжа культуры ,и искусств, ряда внешкольных, образовательных и досуговых учреждений городов и районов области.
На заящту выносятся следующие положения:
- об исторической и национально-культурной обусловленности
региональной специфики всех основных видов народной
художественной культуры белгородского края (народной музыки,
хореографий, художественных промыслов я ремесел, традиционных
народных праздников и обрядов.народного костюма);
- о ведущей роли профессионально подготовленных спёциалнстов по
народной художественной культуре в разработке й реализации основных
направлений государственной .образовательной и культурной политики,
обязанных с возрождением фундаментальных духовно-нравственных
ценностей отечественной культуры как на федеральном, так и на
региональном уровнях";::
- об основных уровнях и компонентах преемствеїшой системы
этнохудозКественного образования (от Дошкольного уровня до среднего
специального учебного заведения) на материале региональных традиций
народной художественной культуры Белгородского края.
Структура диссертаций.' ввеДенир, две главы: "Современное состояние и проблемы возрождения народной художественной культуры Белгородского края" я "Соцнйльно-цедагогнческиё факторы кадрового обесценения аозро&деййЯ .традициошшй художественной культури региона", заключение, список нспользованйой литературы, приложения.