Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры Мухин Алексей Юрьевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухин Алексей Юрьевич. Развитие творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.05 / Мухин Алексей Юрьевич;[Место защиты: ФГБОУ ВО Челябинский государственный институт культуры], 2017.- 202 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Развитие творческой активности студентов в культурнодосуговой деятельности вуза культуры как педагогическая проблема 16

1.1. Генезис и современное состояние проблемы развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры 16

1.2. Содержательные и технологические основы культурно-досуговой деятельности как факторы развития творческой активности студентов вуза культуры 47

1.3. Модель и педагогические условия развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры 71

Выводы по первой главе 111

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры 114

2.1. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры 114

2.2. Реализация модели развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры 135

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры 155

Выводы по второй главе 167

Заключение 170

Список используемой и цитируемой литературы 177

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное российское общество
характеризуется как мобильное и динамичное открытое культурное
пространство. Степень взаимопроникновения культур и интереса к
культурным ценностями отражается в повышении частоты опыта
международных проектов и выставок, смешении оригинальных жанров,
реализации уникальных художественных проектов, что требует подготовки
будущих специалистов сферы культуры с особыми характеристиками
личности – мобильных, инициативных, способных к творчеству в социально-
культурной сфере деятельности, обладающих умением принимать
самостоятельные решения, готовых самостоятельно овладевать знаниями в
сфере культуры и искусства. Чтобы достигнуть высоких результатов в
решении данного вопроса, необходимо создать специальные условия для
развития творческой активности студентов в самом вузе культуры.

Социальный заказ системе профессионального образования,

определенный Федеральным Законом Российской Федерации «Об

образовании в РФ» (2012 г.), «Национальной доктриной образования в России на период до 2025 г.», ориентирует вузы на повышение качества образования. Также в Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» государство закрепляет право каждого человека на любые виды творческой деятельности в зависимости от своих потребностей и способностей. Из статьи 10 – «Право на творчество» – можно обнаружить, что данное право может осуществляться как на профессиональной, так и на любительской основе. В федеральной целевой Программе «Культура России (2012-2018 гг.)» определена цель – сохранить российскую культурную самобытность, модернизировать систему художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, создать позитивный культурный образ России в мировом сообществе.

В культурно-образовательной среде вуза реализуется

интеллектуальный и творческий потенциал студента, приобретается положительный опыт активной адаптации в социуме и успешной социализации личности. Однако педагогическая практика вузов культуры убедительно доказывает, что усвоение компетенций студентами в процессе обучения недостаточно для полноценного формирования и развития творческой активности будущих специалистов, необходимо включение студентов в разрешение сложных задач, требующих оригинального нестандартного подхода, а также использование культурно-досуговой деятельности и ее направленности на открытое общение, творческое взаимодействие, самореализацию личности в досуговом пространстве.

В рамках экспериментальной работы проведены опросы студентов вузов культуры, которые указывают на значимость культурно-досуговой деятельности для развития их творческого потенциала. Так, 64 % респондентов показали высокую творческую раскрепощенность в процессе

общения в культурно-досуговой деятельности; стремление к неординарному разрешению творческих задач отметили 79 %; проявление творческой инициативы обозначили 45 %. Значимо, что 82 % опрошенных студентов указывают на развитие инициативы в творческой деятельности в культурно-досуговых практиках вузов культуры, таких как творческие лаборатории, творческие проекты, форумы и фестивали и др.

Следовательно, развитие творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры выступает необходимым условием профессиональной стабильности специалистов данной области, их направленности на постоянное саморазвитие и самореализацию. А также востребованность данных специалистов обусловлено тем, что в настоящее время изменились запросы на содержание досуговой деятельности, формы организации свободного времени.

Степень разработанности проблемы. Основы изучения проблемы
развития творческой активности студентов вуза культуры изложены в
исследованиях В. П. Бездухова, И. В. Клюевой, Н. Б. Крыловой, В. Н.
Липского, Н. Г. Тагильцевой и др. Проблемы развития личности студентов в
культурно-досуговой деятельности в вузе культуры отражены в трудах
отечественных ученых и организаторов социально-культурной деятельности:
Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, В. Е. Новаторова, В. В. Туева,
В. Е. Триодина и др. Отдельные аспекты культурно-досуговой деятельности
рассмотрены в трудах Т. Г. Браже, С. Г. Вершловского, Г. С. Сухобской и др.
Теоретико-методологическая база культурно-досуговой деятельности

представлена в работах таких ученых, как М. А. Ариарский, Т. И. Бакланова, И. М. Болотников, Д. М. Генкин, А. Ф. Воловик, Е. И. Григорьева, М. И. Долженкова, Г. А. Евтеева, А. Д. Жарков, В. М. Рябков, Е. Ю. Стрельцова, Ю. А. Стрельцов и др.

Общую теоретическую базу исследования деятельности личности
составили труды таких ученых, как Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. Н.
Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. Философские аспекты активности

представлены исследованиями ученых: М. С. Каган, П. Ф. Кравчук, В. Ф. Овчинников и др.; психологический аспект активности личности раскрыт в изысканиях Д. Б. Богоявленской, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, Е. Л. Яковлевой и др.; социальный аспект активности освещен A. C. Капто, Т. С. Лапиной и др. В педагогике вопросом творческой активности занимались В. И. Андреев, В. Ю. Лешер, А. Н. Ломов, В. А. Сластенин и др. Особый интерес представляют работы В. Г. Рындак, Л. Б. Соколова, поскольку данные ученые исследовали условия развития творческой активности студентов в вузе.

Однако остаются малоизученными возможности культурно-досуговой деятельности в процессе профессионального развития творческой активности студентов, недостаточно отражены методы и формы взаимодействия педагогов и студентов в культурно-досуговой деятельности в аспекте развития их творческой активности.

На основании анализа состояния проблемы в психолого-

педагогической литературе и изучения положительного опыта культурно-досуговой деятельности в вузе культуры были выявлены следующие

противоречия:

на социально-педагогическом уровне: между требованиями

современного общества к развитию творческой активности студентов, как творческого человека, осмысленно и рефлексивно взаимодействующего в социально-культурной среде и недостаточным вниманием к постановке и решению этих задач в процессе культурно-досуговой деятельности вуза культуры;

на научно-теоретическом уровне: между необходимостью научного обоснования развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры и недостаточной теоретической разработанностью этого вопроса;

на методико-технологическом уровне: между объективно

существующими возможностями культурно-досуговой деятельности вуза
культуры в развитии творческой активности студентов и недостаточной
разработанностью содержательно-методического обеспечения данного

процесса.

Исходя из анализа современной научной литературы, собственного научного поиска и обобщенного практического опыта была определена проблема исследования, которая заключается в разработке теоретико-методологического основания и научно-методического обеспечения развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры.

На основании выявленных противоречий и актуальности проблемы исследования сформулирована тема диссертации: «Развитие творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры».

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и апробации модели развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры.

Объект исследования: культурно-досуговая деятельность вуза культуры.

Предмет исследования: процесс развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры.

Гипотеза исследования: развитие творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры представляет собой целенаправленный процесс, который будет успешным, если:

– раскрыты особенности культурно-досуговой деятельности вуза культуры по развитию творческой активности студентов;

– развитие творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры осуществляется на основе комплекса

методологических подходов, включающих положения: системно-

деятельностного, социально-культурного, креативно-личностного;

– построена модель развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры с учетом социального заказа и нормативно-правовой базы, принципов и особенностей организации культурно-досуговой деятельности, сущности структурных компонентов творческой активности студентов, включающая: целевой, содержательно-технологический, результативно-оценочный блоки, системообразующим элементом которых выступает реализация творческих проектов;

– представлена поэтапная реализация процесса развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры: мотивационный, активизирующий, преобразующий этапы;

– реализация модели обеспечивается педагогическими условиями,
которые содержат: а) развитие устойчивой мотивации студентов к активной
творческой деятельности в вузе культуры; б) педагогическая поддержка
развития творческой активности студентов в культурно-досуговой

деятельности вуза культуры; в) включение студентов в разработку и реализацию творческих проектов;

– определено методическое обеспечение, включающее: формы, методы и технологии культурно-досуговой деятельности, направленные на развитие творческой активности студентов, а также диагностико-критериальный инструментарий по решению данной проблемы.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

– исследовать генезис и современное состояние проблемы развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры для выявления способов ее решения;

– определить, на основе выделенных подходов, стратегию,
содержательные и организационные аспекты культурно-досуговой

деятельности вуза культуры;

–разработать и экспериментально проверить структурно-

содержательную модель развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры и педагогические условия ее успешной реализации;

– разработать методическое обеспечение по развитию творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры.

Теоретико-методологическую базу исследования составили

положения: системно-деятельностного (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. И. Долгова, С. А. Лебедев, Ю. С. Мануйлов, В. Н. Садовский, В. В. Сериков, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин и др.), социально-культурного (А. С. Ахиезер, М. Вебер, Е. И. Григорьева, М. С. Каган, А. Камю, Т. Парсонс, П. Сорокин, К.Ясперс и др.) и креативно-личностного (Б. Г. Ананьев, В. А. Беликов, Е. Б. Бондаревская, П. Я. Гальперин, А. Н. Дубровин, А. В. Запорожец, В. И. Слободчиков, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и др.) подходов. Теоретико-

методологические основы культурно-досуговой деятельности определены в трудах М. А. Ариарского, А. Д. Жаркова, В. Е. Новаторова, В. М. Рябкова, Е. Ю. Стрельцовой, В. Я. Суртаева, В. В. Туева, Н. Н. Ярошенко и др. Значимыми в исследовании стали теории развития личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн и др.); концепции активизации творческой деятельности (В. И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, В.Г. Рындак и др.); теории художественно-творческой активности молодежи (Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Я. А. Пономарев,

A. А. Смирнова и др). Для решения поставленных задач развития творческой
активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры
использовались работы по теории моделирования (В. Г. Афанасьев, П. Ю.
Аксенова, В. В. Давыдов, А. Н. Дахин, А. С. Казаринов, В. М. Полонский, А.
И. Уемов и др.) и построению педагогического эксперимента (Г. А. Берулава,

B. И. Загвязинский, Д. Кэмпбелл, А. М. Новиков, Е. В. Яковлев и др.).

Нормативно-правовой базой исследования являются Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012 г.), Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992 г.), «Национальная доктрина образования в России на период до 2025 г.», «Основы государственной культурной политики» (2014 г.), «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (2012 г.) и др.

Этапы исследования. На первом этапе (2014-2015 гг.) – изучалось
современное состояние проблемы развития творческой активности студентов
в культурно-досуговой деятельности вуза культуры, осмыслялись ее
теоретико-методологические аспекты, обосновывались подходы

исследования, анализировалась нормативно-правовая база. В процессе теоретического осмысления проблемы была изучена философская, психолого-педагогическая, социологическая литература, а также диссертационные исследования, посвященные развитию творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры. Уточнялось проблемное поле: определялись тема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, программа исследования. Реализовывался констатирующий эксперимент опытно-экспериментальной работы. На этапе применялись теоретические методы: анализ, обобщение, систематизация. Использовались эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, констатирующий эксперимент, методы математической обработки.

На втором этапе (2015-2016 гг.) – уточнялись задачи, гипотеза
данного исследования, разрабатывалась модель развития творческой
активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры.
Были определены педагогические условия успешной реализации модели в
процессе исследования. Проведен формирующий эксперимент и обработка его
результатов. Использованы теоретические методы: обобщение,

систематизация, моделирование, анализ и эмпирические методы: наблюдение,

тестирование, анкетирование, самооценка, формирующий эксперимент, методы математической статистики и компьютерной обработки результатов.

На третьем этапе (2016-2017 гг.) – проводилась опытно-
экспериментальная работа, анализ и обобщение результатов проведенного
исследования, систематизация результатов исследования. Уточнены

положения, выносимые на защиту, оформлен текст диссертационного
исследования и автореферата. Сформулированы выводы и разработаны
методические рекомендации. На этом этапе применялись как теоретические
методы: обобщение, систематизация, так и эмпирические: методы
математической статистики, компьютерная обработка результатов

эксперимента.

Экспериментальная база. Основной базой исследования на период 2014-2017 гг. выступали ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры». В исследовании на констатирующем этапе приняли участие 1200 студентов театральных факультетов, на формирующем этапе – 148 студентов и 36 преподавателей.

Научная новизна заключается в том, что:

1. Определена и раскрыта сущность понятия «развитие творческой
активности студентов»; охарактеризованы структурно-функциональные
особенности культурно-досуговой деятельности вуза культуры.

2. Предложена в качестве теоретико-методологической основы решения
исследуемой проблемы совокупность системно-деятельностного, креативно-
личностного, социально-культурного подходов, что открывает возможность
для дальнейшего развития процесса творческой активности студентов в
культурно-досуговой деятельности вуза культуры.

3. Разработана и апробирована модель развития творческой
активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры,
состоящая из целевого; содержательно-технологического; результативно-
оценочного блоков. Модель реализуется с учетом принципов сотворчества,
динамичности, обратной связи, гуманизации, педагогической поддержки.

4. Доказана перспективность использования комплекса педагогических
условий реализации модели: развитие устойчивой мотивации студентов к
активной творческой деятельности в вузе; педагогическая поддержка развития
творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза
культуры; включение студентов в разработку и реализацию творческих
проектов.

5. Определен компонентный состав понятия «творческая активность
студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры» (творческо-
саморегулирующий, социально-культурный, когнитивно-деятельностный)

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

  1. Расширены научно-теоретические представления о развитии творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры.

  2. Уточнено содержание понятия «развитие творческой активности студентов».

  3. Представлен анализ современного состояния проблемы по развитию педагогической теории, актуальных положений по обогащению процесса развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры.

  4. Выявлены педагогические условия эффективной реализации модели: а) развитие устойчивой мотивации студентов к активной творческой деятельности в вузе культуры, б) педагогическая поддержка развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры; в) включение студентов в разработку и реализацию творческих проектов с использованием принципов: сотворчества, динамичности, обратной связи, гуманизации, педагогической поддержки.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

  1. Определены этапы процесса развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры, оптимизирующие данный процесс.

  2. Разработаны и внедрены методические рекомендации по реализации педагогических условий, обеспечивающих возможность развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры, в результате внедрения которых студенты выходят на высокий уровень развития творческой активности.

  3. Представлены оценочно-критериальные показатели успешного развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры (мотивационно-рефлексивный, ценностно-эмоциональный, когнитивно-деятельностный), диагностические и контрольно-измерительные материалы.

  4. Предложены методические рекомендации «Развитие творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры» для руководителей творческих студенческих объединений и студентов вузов культуры.

Выводы и теоретические положения могут быть востребованы при организации культурно-досуговой деятельности вуза культуры. Рекомендации исследования могут быть использованы в воспитательной работе вуза, а также в процессе самообразования студентов.

Достоверность проведенного исследования обеспечивается теоретико-
методологической обоснованностью, результатами внедрения модели и
комплекса педагогических условий, использованием теоретических и
эмпирических методов, диагностических и статистических методов

исследования, адекватных его предмету, задачам и логике исследования, организацией опытно-экспериментальной проверки выдвигаемых положений

в ходе исследования, обработкой полученных результатов методами математической статистики с использованием компьютерных программ.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Развитие творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры характеризует состояние разработки и применения теории творческой активности личности и рассматривается, как система свойств личности, ориентированной на ценности культуры и направленной на саморазвитие, самоопределение и рефлексию.

  2. Разработанная и апробированная модель развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры на основе системно-деятельностного, креативно-личностного, социально-культурного подходов:

включает: целевой; содержательно-технологический; результативно-оценочный блоки;

характеризуется ценностной направленностью; открытостью, отражающей способность к саморазвитию и взаимодействию с социально-культурной средой; интегративностью, требующей взаимной связи, приспособления и взаимодействия всех ее составных частей; ориентацией студентов на ценности;

реализуется с учетом принципов сотворчества, динамичности, обратной связи, гуманизации, педагогической поддержки.

  1. Комплекс педагогических условий эффективной реализации модели развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры включает в себя: а) развитие устойчивой мотивации студентов к активной творческой деятельности в вузе культуры, главной целью которого является создание условий, стимулирующих стремление студентов к творчеству, самоактуализации, самосовершенствованию и самопознанию; б) педагогическую поддержку развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры, формирующую у студентов активное включение в творческую деятельность, преобразовательную направленность, творческую активность; в) включение студентов в разработку и реализацию творческих проектов.

  2. Методическое обеспечение составляют: формы, методы и технологии культурно-досуговой деятельности, направленные на развитие творческой активности студентов, а также диагностико-критериальный инструментарий по решению данной проблемы.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Отраженные в диссертации научные положения о развитии творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры соответствуют п. 1, 4, 5 «Практика социально-культурной деятельности» паспорта специальности 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в
процессе экспериментальной работы. Основные положения отражены в
публикациях. Результаты исследования были представлены: на

международных научно-практических конференциях: «Всероссийская научно-
практическая конференция с международным участием» (Белгород, 2015), «IV
Международная заочная научно-практическая конференция: «Восток и Запад:
история, общество, культура» (Красноярск, 2015), «Семинар театральных
педагогов «Новое лицо учителя театра», Германия (Берлин, 2015), «VI
Международная научно-практическая конференция «Качественное

социокультурное пространство – достойное будущее. Методология, теория,
практика культуры, образования и воспитания» (Казахстан, 2016); XV
Международный научно-творческий форум «Молодежь в науке и культуре
XXI века» (Челябинск, 2016); на всероссийской научно-практической
конференции
: «Лаборатория театральных педагогов под руководством
профессора школы-студии МХАТ Дмитрия Брусникина» (Москва, 2015, 2016,
2017); на межрегиональной научно-практической конференции: «VIII
Межрегиональная олимпиада по педагогическим специальностям памяти
профессора А. Ф. Аменда, ЧГПУ» (Челябинск, 2015); на ежегодных научно-
практических
конференциях профессорско-преподавательского состава
Челябинского государственного института культуры (Челябинск, 2014–2017);
посредством публикаций материалов исследования в научных журналах и
сборниках (2014–2017), в научном издании «Педагогическое образование в
России» «Уральского государственного педагогического университета»
(Екатеринбург, 2015), в «Вестнике КемГУКИ» «Кемеровского
государственного университета культуры и искусств» (Кемерово, 2016), в
научном издании «Современная высшая школа: инновационный аспект»
Русско-Британского Института Управления, а также отчетов на заседании
кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института
культуры.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой и цитируемой литературы, приложений.

Содержательные и технологические основы культурно-досуговой деятельности как факторы развития творческой активности студентов вуза культуры

Проблема развития творческой активности студентов в культурнодосуговой деятельности вуза культуры нуждается в анализе и уточнении основных понятий исследования с философских, педагогических и психологопедагогических позиций. Рассмотрим основные понятия, где ключевыми являются «творческая активность», «творчество», «активность», «развитие творческой активности». Для раскрытия содержания исследуемой дефиниции, необходимо отметить, что «творческая активность» - это синтез сложных понятий «творчество» и «активность».

Проведенный теоретический анализ лингвистических источников, исследовательских работ ряда ученых по различным направлениям проявления творчества, позволил раскрыть понятие с методологических позиций. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля поясняется, что «творить», значит, давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить и рождать [63, с. 389]. В «Новом толково-словообразовательном словаре русского языка» творчество понимается как деятельность человека, направленная на духовные и материальные ценности [72, с. 401]. В философском словаре, творчество трактуется как формирующая деятельность человеческого духа, обновляющая и облагораживающая реальную жизнь [205, с. 159]. Понятие «творчество» рассматривали многие исследователи, от античности до наших современников, толкуя его с разных точек зрения.

В античной философии творчество характеризуется, как высшее созерцание. И отношение к творчеству имело две формы - божественную и человеческую. Данные формы творческой деятельности противопоставлялись и не имели точек соприкосновения. Первая - как божественный акт рождения мира, вторая форма проявлялась в человеческом ремесле, его искусстве. Соответственно, творческая личность (философ), по учению Платона, стремится к познанию мира, Бога, самого себя через божественное, высшее созерцание. Однако другие древнегреческие философы Демокрит, Аристотель, Г ераклит утверждали, что творчество человека не причастно к высшей сфере, поскольку только божественное созерцание является главным признаком совершенства.

Другой взгляд на феномен творчества можно встретить в Средние века. Данное понятие в христианской философии этой эпохи теологизируется и мистифицируется, выводя божественное творчество на первый план. С позиций средневековых философов, главным субъектом творчества становится Бог, который творит посредством свободной воли. Человек же является каналом, через который проходит божественное начало и вершится высшая воля.

Для исследования особый интерес представляют взгляды ученых эпохи Возрождения. Человек освобождается от божественной воли и сам становится творческой личностью. Философы Возрождения рассматривали человека с позиции его творчества, склонности к преобразованию себя и действительности. Творческий акт находил выход в художественном творчестве. Происходит становление творческой саморефлексии, художественный акт уподобляется божественной воле.

В эпоху Реформации творчество позиционировалось не как творческий акт личности, с его саморефлексией, а как практическая деятельность. Лютеранская этика строго контролировала практическую деятельность человека, в особенности хозяйственную. С точки зрения философов эпохи Реформации, успешная хозяйственная деятельность человека освещена церковью и является богоизбранной.

Неоднозначное понимание творчества возникает в Новое время. Во- первых, феномен творчества продолжает античное представление о том, что созидание есть божественная воля, а участь человека - божественное созерцание. Во-вторых, философы Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и т. д.) рассматривают творческий акт как случайное стечение обстоятельств, как простой элемент мировосприятия.

В конце XVIII века И. Кант - немецкий философ, основатель трансцендентального гуманизма - создал целостную концепцию творчества. В учении И. Канта субъектом творческой деятельности является человек. И творческая активность личности заключается в способности к суждению, к продуктивной и рефлективной деятельности воображения. Учение о воображении И. Канта получило свое активное развитие в трудах другого немецкого ученого-идеалиста Ф. Шеллинга. Последний акцентировал внимание на том, что «творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельности» [216, с. 15]. Соответственно, человек, обладающий способностью творить, бессознательно соприкасается с природой, Богом (Абсолютом). В итоге, по мысли Ф. Шеллинга, творчество - это высшая форма человеческой жизнедеятельности, в которой личность проявляет себя в полном объеме.

Выдающийся представитель немецкой классической философии Г. Г егель трактовал творчество как импульс к процессу саморазвития, в истоках которого кроется противоречие. Мировой Разум, по Гегелю, есть первооснова всего сущего. Из чего следует, что творческий акт проявляет себя в природе, в человеческом самопознании. Абсолют воплощается в форму, цель которого - самопознание, обретение целостности [52, с. 23].

В философии марксизма творчество понималось как общественноисторическая уникальность, предметно-преобразующая деятельность. К. Маркс писал, что в процессе творчества происходит становление личности в результате предметно-деятельностного характера отношений человека с миром. Человек творит в социально-исторических, культурных условиях, которые глубоко влияют на его мышление, становление. Можно сделать вывод, что в теории марксизма, творчество является разновидностью деятельности.

Модель и педагогические условия развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры

Деятельность и сознание образуют между собой диалектическое единство. Теория деятельности С. Л. Рубинштейна раскрывается посредством анализа психологических процессов через реализацию деятельностного подхода. Предметом исследования в данной теории является психика, раскрытая через деятельность.

По мысли ученого, познать сознание человека возможно только через призму субъективных отношений, в которых личность развивается. В данном контексте, примером таких отношений может стать деятельность. Соответственно, сознание личности не может быть проанализировано в отрыве от результата его взаимодействия с миром.

Другой взгляд на проблему имел ученый А. Н. Леонтьев, который развил идеи Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. В работе «Деятельность. Сознание. Личность» исследователь утверждал, что деятельность в своей основе имеет постоянный характер. Деятельность, в формулировке А. Н. Леонтьева, это «система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие», «включенная в систему отношений общества» [110, с. 143].

А. Н. Леонтьев уточнил положения теории С. Л. Рубинштейна. Так, по убеждению ученого, деятельность есть совокупность действий, объединенных определенным мотивом, тогда как в формулировке С. Л. Рубинштейна, - это действие, направленное на достижение цели.

А. Н. Леонтьев характеризует активность, деятельность человека как способность к саморефлексии, поиск мотивов своего поведения и анализ своих отношений. «Активность является одной из определяющих характеристик личности, выражающейся в стремлении субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний» [110, с. 190].

В соответствии со взглядами А. Н. Леонтьева, деятельность - это форма активности. А истоки активности лежат в основе человеческих потребностей.

Ученые определяют виды деятельности: теоретическая - деятельность, целью которой является духовное производство, хотя отражается в материальных формах; практическая - деятельность, изменяющая окружающую среду; творческая - деятельность, приводящая к нестандартным результатам, создающая духовные и материальные ценности, а так же удовлетворяет потребность человека в самоактуализации; культурно-досуговая - деятельность, интегрирующая различные виды деятельности и осуществляемая в свободное время.

Труды К. Маркса, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, посвященные человеческой деятельности, являются основополагающими для современных исследований. В настоящее время существуют такие подходы для определения деятельности: 1) раскрывает субъект-объектные отношения между личностью и средой, т.е. между человеком и его деятельностью (С. Л. Рубинштейн), между людьми в процессе деятельности (Б. Г. Ананьев, Х. А. Абульханова-Славская); 2) раскрывает деятельность, в ядре которой - предметная деятельность (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Так же учеными рассматриваются мотив, цель, задачи деятельности. В. Д. Шадриков утверждает, что мотив стоит рассматривать в качестве стороны деятельности, А. Г. Асмолов и В. А. Петровский исследовали динамический характер деятельности.

Выделяется особый вид деятельности, который именуется как «досуговая деятельность». Ученые А. Д Жарков и В. М. Чижиков называют специфические особенности данного вида - получение удовольствия и решение определенных задач. Результатом этой деятельности является возникновение новых социальных контактов, удовлетворение высших потребностей, познание мира, самого себя, партнеров, проявление сильного интереса к культуре, преобразование предметного мира и своих внутренних качеств, получение новых эмоций.

Необходимо отметить, что не каждая досуговая деятельность является конструктивной и направленной на творчество и созидание. В основе каждого социального явления находится культура. Можно сделать вывод, что досуговая деятельность обогащается ценностными установками личности. Соответственно, культурно-досуговая деятельность тесно связана с аксиологической интерпретацией культуры. Данный процесс можно считать культуротворческим, поскольку человек, участвуя в культурно -досуговой деятельности, приобщается к культуре ценностей, активизирует свою творческую активности и формирует пути собственного развития.

Профессор В. С. Русанова так определяет культурно-досуговую деятельность - «это социально-культурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного отдыха» [179, с. 50].

Культура досуга понимается как «интегральное качество, отражающее потребность и умение индивида творчески, социально значимо реализовывать в условиях свободного времени собственные сущностные силы» [179, с. 58].

Таким образом, культурно-досуговая деятельность - это процесс приобщения личности к культурным ценностям, осуществляемый в свободное время посредством саморазвития.

Проанализировав множество современных научных трудов, журналов и статей, посвященных проблемам культурно-досуговой деятельности, мы пришли к выводу, что логично выделить определение понятия «социально - культурная деятельность», поскольку КДД является составной частью СКД. Отсюда, проанализируем общее в этих видах деятельности: сознательная, преднамеренная, организованная, даже планируемая аккультурация, оптимальная адаптация к культуре всех слоев населения (Ж. Р. Дюмазедье, Франция 1954) [см. 199]. высший уровень деятельности человека как общественного существа (М. С. Каган, Ленинград, 1974) [84 ].

Реализация модели развития творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры

В пирамиде А. Маслоу мотивация личности на саморазвитие находит себя как высшая потребность. Данная потребность является социальной по своей природе, т.е. личность нуждается в уважении и самовыражении. В наше время потребность человека в саморазвитии и развитии своей творческой активности становится основополагающей в иерархии высших потребностей во всех сферах жизнедеятельности общества. Так же потребность в творческой самореализации выступает в качестве ведущей на всех уровнях жизни человека.

Под мотивообразующими действиями подразумеваются определенные действия педагога, способствующие формированию у студентов желаемых мотивов [128, с. 112].

В психологии вопрос мотивации поднят на высокий уровень исследования. В психологическом словаре, «мотивация (от лат. movere) - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности» [180, с. 25]. Следовательно, мотивообразующими действиями является активизация достижений студента и использование развивающей дифференциации при организации их деятельности.

Мотивация является внутренней стимуляцией к действию и никак не связана с материальным вознаграждением. Как было отмечено выше, мотивация всегда реализуется в собственной деятельности. А на саму деятельность оказывают влияние такие факторы: а) мотивация (активный внутренний процесс побуждения личности к действию); б) стимулирование (материальное и нематериальное вознаграждение за участие в определенной деятельности); в) активирование (внешний побудитель к действию, ускоритель процесса). Следовательно, внутренним процессом активизации личности к деятельности является мотивация. При исследовании данной темы, мы обратились к трудам и результатам практической деятельности Р. И. Г андапаса, которые подробно описывают механизмы повышения мотивационного потенциала человека. Приемы и принципы, предложенные автором, могут быть применимы к культурно-досуговой деятельности студентов.

Р. И. Гандапас предлагает такие принципы для активизации мотивации к деятельности и достижениям целей: делегирование, т. е. передача педагогом части своих полномочий студенту и создание условий для его творческой автономии в деятельности, в которой сам студент может почувствовать себя самостоятельным, без давления преподавателя; повышение значимости работы студента. Положительная оценка его деятельности; повышение коэффициента разнообразия работы; отождествление работы с конкретным результатом; система обратной связи, т. е. постоянная оценка вклада студента в общую совместную деятельность.

Еще одним условием развития творческой активности и установкой на саморазвитие является формирование интереса у студентов к учебе. Отметим, что интерес - это многогранное качество личности, формирующееся в культурно-досуговой деятельности вуза культуры, которая обеспечивает становление познавательной активности студентов.

Как отмечает М. Я. Басов, студент является активным деятелем в среде, в которой может меняться сам и изменять среду [21, с. 73].

Сложность интереса как своеобразного явления психики, проявляющегося в комплексе психологических факторов, различных по своим формам, состояниям, закономерностям, признакам, условиям, а так же развитию задач, которые решаются исследователями, их теоретических позиций и обусловили появление в психолого-педагогической литературе многочисленных понятий «интерес».

Для нашего диссертационного исследования «интерес» изучается в контексте мотивационных процессов. Соответственно, интерес - это специфическая познавательная направленность на предметы окружающей студента среды. Если создавать определенные условия для возникновения интереса у студентов, посредством элементов занимательности, вводимых на этапах лекций, докладов, тем, то интерес становится средством обучения.

Интерес выступает сильнейшим стимулом приобретения знаний, расширения кругозора, активизирует творческую активность. Если сформирован интерес к делу, то получаемые знания прочно усваиваются.

В научно-педагогической литературе достижения личности разделяются на ее собственные достижения и в деятельности. Достижения личности в деятельности рассматривается одновременно и как ее движение к цели деятельности и как положительная динамика в полученных результатах. На разный результат деятельности личности существует ее достижение в ней, а только положительный, характеризующий определенные преобразования. С одной стороны, определенные достижения в собственной деятельности непосредственно связаны с личностными достижениями, а с другой стороны, они не являются тождественными.

Достижения личности в деятельности могут качественно изменить внутреннюю структуру человека, могут повлиять на его мотивацию, ценности, взгляды и т. д. Однако, данные изменения могут произойти только при очень ясном и точном отношении самого человека к достижениям в деятельности.

Можно выделить условия, при которых возможен переход достижений в личностно-значимые: 1) уверенность человека в своих силах и принятие ответственности за собственные мотивы, действия и решения; 2) положительное отношение к прошлому опыту, использование его результатов для саморазвития; 3) владение операциональной вооруженностью личности; 4) стремление человека к новым достижениям и открытиям; 5) умение сознательно планировать и делать прогноз возможных достижений; 6) умение получать удовольствие и положительные эмоции от процесса реализации достижений.

Изложенные выше аспекты мы используем для методической памятки для преподавателя при формировании у студентов мотивообразующей составляющей.

Обратимся ко второму мотивообразующему действию - использование возможностей развивающей дифференциации. Данные возможности предполагают учет индивидуальных особенностей студентов. И группы, соответственно, формируются в зависимости от индивидуальных программ, предусмотренных для подобных участников. В контексте данного диссертационного исследования развивающая дифференциация имеет особый интерес, поскольку она создает условия для качественного скачка студентов от низкого уровня развития творческой активности к более высокому. В итоге, использование данного мотивообразующего действия предполагает, что методика развития творческой активности студентов выстраивается на принципах педагогической поддержки учащихся, сотворчества, обратной связи, конструктивного взаимодействия педагога и студента.

Как было отмечено выше, процесс саморазвития является особым видом творческой деятельности. Многие ученые из философских и психо лого - педагогических сфер, такие как Т. Е. Климова, А. Я. Найн, Я. А. Пономарев, В. П. Ушачев и др. отмечают, что участие в творческой деятельности невозможно без рефлексии.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности студентов в культурно-досуговой деятельности вуза культуры

Считаем целесообразным представить сравнительную информацию по развитию творческой активности студентов в контрольной и экспериментальных группах на итоговом этапе (таблица 14).

Сравнительные данные по развитию творческой активности студентов в контрольной и экспериментальных группах на итоговом этапе Сравнительные данные по развитию творческой активности студентов в контрольной и экспериментальных группах на итоговом этапе (%) Проследим изменения значений показателей динамических рядов в группах для оценки эффективности проведенной работы по развитию творческой активности студентов. Рассчитаем средние показатели, отражающие количественную оценку уровня развития творческой активности студентов на итоговом диагностическом срезе, следующим образом: Средний_показательЭГ-1=(4,1 7+150+62,49)/100=216,66/100=2,17, Средний_показательЭГ-2=(7,69+92,32+138,45)/100=238,46/100=2,38, 161 Средний_показательЭГ-з=(4,00+40,00+228,00)/100=272,00/100=2,72, Средний_показательКГ=(12,00+140,00+48,00)/100=200,00/100=2,00. Таблица 15 Динамика развития творческой активности студентов Показатели КГ ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-3 Кон. Итог. Кон. Итог. Кон. Итог. Кон. Итог. Средний показатель 1,88 2,00 1,76 2,17 1,85 2,38 1,76 2,72 Абсолютный прирост (посреднему_показателю) - 0,12 - 0,41 - 0,53 - 0,96 Коэф._эффектиности - - 0,94 1,09 0,98 1,19 0,94 1,36 Абсолютный_прирост (по уровням %) - - - 0,15 - 0,21 - 0,42 Примечание: Кон. - констатирующий этап; Итог. - итоговый этап Как следует из таблицы 15, средний показатель во всех группах вырос: в ЭГ-1 абсолютный прирост составил 0,41; в ЭГ-2 абсолютный прирост - 0,53; в ЭГ-3 абсолютный прирост - 0,96; в КГ абсолютный прирост оказался самым низким и составил 0,12.

Анализ полученных данных также показывает, что во всех экспериментальных группах на конец эксперимента значение коэффициента эффективности больше 1. Максимальный прирост коэффициента эффективности после проведения эксперимента произошел в ЭГ-2 и ЭК-3 и составил 1,19 и 1,36 соответственно. Динамику уровней развития творческой активности студентов в процентном соотношении проследим через показатель абсолютного прироста (по уровням (%)) (таблица 15). Анализируя представленные данные, можно констатировать положительную динамику уровня развития творческой активности студентов во всех рассматриваемых группах.

Наибольшие изменения в уровнях развития творческой активности студентов зафиксированы в ЭГ-3, где реализовывалась модель и все три педагогических условия. В группе показатели низкого уровня уменьшились на 6 человек (на 24%), в то время как количество студентов на допустимом (среднем) уровне развития творческой активности уменьшилось на 12 человек (на 48%), количество студентов на оптимальном (высоком) уровне развития творческой активности студентов выросло на 18 человек (на 72,00%).

В ЭГ-2 была реализована модель развития творческой активности студентов и два педагогических условия. Количество студентов на недостаточном уровне уменьшилось на 4 человека (на 15,38%), на допустимом уменьшилось на 6 человек (23,08%), на оптимальном уровне количество студентов выросло на 10 человек (на 38,46%).

В ЭГ-1 была реализована модель развития творческой активности студентов и одно педагогическое условие. Количество студентов на недостаточном уровне уменьшилось на 6 человек (на 25%), на допустимом количество студентов выросло на 2 (на 8,33%) и на оптимальном уровне количество студентов выросло 4 человека (16,67%).

Дополнительно на итоговом этапе исследования мы повторно провели анкетирование среди студентов вуза. Результаты опроса показали, что респонденты усвоили знания о методах и способах достижения высокого уровня развития творческой активности. 98,65 % опрошенных смогли сформулировать определение категории «творческая активность» и смогли назвать основные направления ее развития в культурно-досуговой деятельности вуза культуры.

Среди опрошенных 97,97% свободно высказали своё мнение по отношению к обозначенной творческой задаче. Большинство студентов смогли проявить и доказать собственную позицию по творческому заданию. 95,27% студентов признались, что приобщение их к театральному искусству посредством встреч с народными артистами РФ, художественными руководителями театров, обмен опытом со студентами других театральных вузов страны существенным образом помогло в развитии их творческой активности в культурно-досуговой деятельности вуза культуры.

Студенты смогли грамотно, развернуто и аргументировано ответить на вопросы: «Какова судьба современного театра и моя роль в этом. Мои проекты в театральном искусстве». У них появилось четкое представление о том, что они смогли бы сделать для развития театрального искусства.

Полученные результаты высвечивают более высокий уровень знаний у респондентов, имеющих практико-ориентированный характер, а также наличие творческого опыта, развитие которого у студентов стало возможно на основе занятий в рамках творческой лаборатории.

За время проведения исследования автор диссертационной работы, подавая личный пример студентам, активно учувствовал в различных творческих мероприятиях (лабораториях, семинарах), а также имеет ряд наград и достижений: - участие в лаборатории «Молодые режиссёры - детям» в Челябинском молодёжном театре, 2014 год; - участие в семинаре для театральных педагогов «Новое лицо учителя театра» в Сочи. Руководитель Юрий Альшиц (Германия), 2014-2015 гг.; - участие в лаборатории для театральных педагогов под руководством Дмитрия Брусникина в Москве, 2015-2016 гг.; - обладатель гранта Союза театральных деятелей РФ в области искусства 2015 год; - ведущий мастер-класса по ораторскому искусству «Учимся выступать публично!», 2016 год.

Достоверность полученных данных подтвердим с помощью статистического критерия «хи-квадрата» К. Пирсона. В качестве статистической гипотезы будет выступать следующий тезис: развитие творческой активности студентов наиболее эффективно при реализации модели и выделенного комплекса педагогических условий. Для этого вычислим %2 для пар исследуемых групп и составим таблицу анализа достоверности результатов эксперимента на констатирующем этапе (таблица 16):