Введение к работе
Актуальность проблемы. В ходе социалистического строительства 8адача развития творческого потенциала трудящихся, способностей каждого человека к активному и созидательному участка в глубоких преобразованиях, происходящих в нашем обществе, становится одним ив решающих факторов интенсификации и ускорения научного, технического и социального прогресса в целом.
Эта закономерность получила всестороннее и глубокое обоснование в материалах ХХУП съезда КПСС, где подчеркивается, что решение многих задач экономического, технического, социального характера сегодня уже невозможно, если оно не опирается на творческую инициативу, преодолевающую силу инерции, традиций и привычек, сложившихся в тот период, когда на первый план выступала не столько качественная, сколько количественная сторона развития всех сфер общественного бытия.
В Политическом докладе ЦК КПСС ХХУП съезду КПСС этот процесс характеризуется как атмосфера творчества, которую партия утверждает во всех областях жизни. "Добиваясь радикальных, перемен в этой области, ваяно построить всю культурно-воспитательную ра-їоту так, чтобы она все полнэе удовлетворяла духовные потребности пэдей, шла навстречу их интересам"I/.
Эффективность этого процесса во многом зависит от' качества подготовки кадров культурно-просветительной работы, призванных "удовлетворять возрастающие запросы различных категорий населения, обеспечивать необходимые возможности для самодеятельного художественного творчества народа, развивать способности, формировать здоровые потребности и Еысокие эстетические вкусы"2/.
Однако анатиз литературных источников, обобщение практики ра-*оты клубных учреждений по развитию творческих способностей участников самодеятельности, опыт институтов культуры по подготовке :тудентов к педагогическому процессу такого развития обнаруживают противоречие между потребностями практики в квалифицированном )уководстве самодеятельным творчеством и уровнем педагогической юдготовки выпускников вузов культуры.
!. Материалы ХХУП съезда КПСС. -М.Политиздат, 1986. - С.90, >. Там не, с. 169.
Это противоречие выражается в несоответствии между специфи- кой художественна специализаций,' трсбуящих от студента преиму-' щественного развития специальных способностей к избранному виду искусства и отсутствием установки на применение отих способ-'. ностей в педагогике самодеятельного творчества.
Исследования Н.Ю.Арефикой, О.И.Даниленко, В.Е.Новаторова, Е.И.Смирновой, В.П.Фомина и других позволяпт сделать вывод о том что учебные заведения культуры не выпускают сегодня руководителей самодеятельности, гармонично ориентированных как на художест венный, так и на социально-педагогический эффект своей работы.
Потребность преодоления данного противоречия в процессе перестройки высшей школы культуры определила актуальность настоящего исследования.
Цель исследования заключается в выявлении объективных возможностей и путей эффективного развития общих творческих способностей будущих руководителей коллективов художественной самодеятельности.
Выдвигаемая нами цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Обосновать содержание и структуру исследуемых творческих .
способностей, общность механизма их проявления в собственно
художественной и педагогической деятельности культпросветра
ботника!
2. Разрабоииь и апробировать педагогические методы развития
общих творческих способностей студентов на основе психоло
гических закономерностей творческого процесса;
-
Рассмотреть особенности и возможности педагогического обще ния в процессе развития творческих способностей}
-
Выработать диагностические методы и.проследить динамику развития общих творческих способностей студентов.
Объект исследования - учебно-творческий процесс подготовки студентов институтов культуры к руководству коллективами художественной самодеятельности.
Предмет исследования - педагогические условия повышения эффек швности развития общих творческих способностей студентов.
Исследование проводилось на базе Краснодарского государственного института культуры, культурно-просветительных училищ Махачкалы, Ростова-на-Дону, Элисты.
В-основу исслэдования положена следующая гипотеза.
-
Педагогическая эффективность подготовки руководителей самодеятельности значительно повысится, если развитие способностей студентов будет осуществляться на основе объективных психологических закономерностей творческого процесса и в методике преподавания дисциплин художественных специализаций обязательное развитие получат обшие способности.
-
Наиболее эффективное сочетание задач художественной и еоц.п-льно-педагогической деятельности руководителя самодеятельного коллектива обеспечивает развитие о^лих способностеіі творческого восприятия, продуктивного воображения и эмлатии как эмоциональной идентификации при условии их использования з структуре педагогического общения.
Научная новизна исследования состоит в опыте теоретического обоснования преимущественного развития обшнх творческих способностей студентов вузов культуры, при котором понятие общих способностей приобретает в педагогике культурно-просветительной работы профессиональный характер. Определены основные этапы развития и взаимодействия способностей творческого восприятия, продуктивного воображения и эмпатии в процессе художественного творчества и педагогического общения.
Результаты-теоретического анализа и эмпирического исследования позволили автору разработать и экспериментально проверить методику развития основных элементов обгетх творческих способностей, опре-деляшг.гх успешность деятельности, будущих руководителей самодеятельности в художественном творчестве /специализация/, в педагогике самодеятельного творчества /специальность/ и в культурно-просветительной работе /профессия/.
Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогической программы развития основных' элементов обших творческих способностей студентов вузов культуры. В исследовании
содержатся конкретные рекомендации по совершенствовании структури педагогического общения в процессе подготовки будущих руко--. водителей самодеятельных коллективов.
Самостоятельное практическое значение имеет методика диагностики общих способностей творческого восприятия продуктивного воображения и элпатии, сочетающая серии разработанных автором диагностических заданий на основе объегаивчих психофизических критериев.
Методологическую основу исследования составили положения марксистско-ленинской теории всестороннего и гармоничного развития личности в условиях свободного времени, о творчестве как деятельности по преобразованию не аолько природы и общества, но и самой деятельности.
На современном отнпе укззанннэ положения получили развитие и конкретизацию в материалах ХХУП съезда КПСС, последующих Постановлениях ЦК КПСС, статьях и выступлениях руководителей партии и прагитеяьсгва по актуальны.'.! вопросам идеологического воспитания, развчтг.ч творческого потенциала трудящихся, перестрой ке сиг-емц среднего г. ::.сг-?о оОрг-опания.
Вазшую р""ь п разработке методологических основ исследования сыграли тру,-л сойотских ученых, рассматривающих философскую концепцию творческой деятельности:II.Л. Амосова, П.К. Анохина, Л.И. Лрнольдова, З.Л. Ба-j ра, В.Г.. Библера, М.С. Кагана, М.С. Кветного, Л.Н. Когана, ;,;.i". Туровского и других.
Значение, выводящее далеко за рамки задач психологических исследований имеют в отом отношении *'руды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.В. Симонова.
В работах М.А. Ариарского, Д.М. Генкина, Э.А. Куруленко, Н.Г. Михайловой, В.Е. Новаторова раскрывается ряд важных для данного исследования проблем руководства кулыурно-просветитель-
'. работой.
Изучение процесса педагогического развития творческих способностей потребовало анализа психологических оснований подхода к проблеме. Методологическую функцию по отношению к настоящему исследованию выполняли основные положения и выводы теоретически*
исследований психологических закономерностей творческой деятельности и анализа общих способностей к ней в работах В.Г. Ананьева, В.Л. Дранкова, с.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Б.ЬЇ. Теплова.
Существенную роль в определении теоретической позиции автора сыграли работы, рассматривающие педагогику как творчество в обучении и воспитании: В.А. Кан-Калика, М.О. Кнебель, А.С. Макаренко, К.С. Станиславского, В. А. Сухої минского, СТ. Шацкого и др.
Из исследований, посвященных проблема;.: обучения ст-удентоз вузов культуры и изучение личностных качеств культпросветработника, проблематику настоящей работы во многом определили исследования Н.Ю. ApeJjiiHoil, Д.Б. Богоявленской, Л.И. Глха.ловой, Е.И. Смирновой, СИ. Торичной, В.П. фомина, А.П. Хачатурян, В.35. Чабанного, Г.Б. Черущевой.
Цель и задачи исследования обусловили его методи:^'. В ходе исследования был применен комплекс методов: анализ документальных источников /учебные планы и творческих специализаций вузов культуры, статистические и текстовые отчеты/; анкетирование преподавателей и студентов вузов культуры; программированное интервью абитуриентов и выпускников художественнее специализаций ; контент-анализ публикаций периодической печати по проб-іемам творческого обучения; системный анализ "преимущественных эриентаций" /Е.И. Смирнова/ руководителей самодеятельных коллективов на основе экспертных оценок их участников; вкл.очешюе наб-юдение и анализ педагогического процесса творческих специализаций Краснодарского государственного института культуры.
Исследование проходило с 1980 по ІРЗЗ год и осуществлялось з три основных этапа.
Первый этап носил констатирующий характер и включал в себя :еоретический анализ проблемы, определение степени ее изученности іазработку программы и методики исследования, что позволило формулировать основные положения, цель и задачи, исходную гипо-езу исследования.
На втором этапе проводился поисково-констатирующий эксперимент :о .диагностике и исследованию взаимодействия творческого воспри-
ятш, продуктивного воображения и эмпатии на различных фазах процеаса художественного творчества, при помощи экспериментально разработанных диагностических заданий сопоставлялись уровни реализации общих творчески: способностей студентов контрольной и экспериментальной групп в их учебно-творческой деятельности и вузовском опыте педагогического общения /учебная практика, самостоятельная организационная и творческая работа в студенческом коллективе/.
Результати поисково-констатнрующего эксперимента послужили основой для формирующего педагогического, в котором наиболее эффективнее приемы и элементы педагогической программы развития общих творческих способностей саудентов составили целостную систему их реализации, включающую профессиональную направленность. На этом этап:: исследования у студентов была сформирована психолого-педогогическая установка на сознательное использование и развитие способностей творческого восприятия, продуктивного вообра~енил и оплатим как в процессе творчества, так и в процессе педагогического общения в самодеятельном коллективе.
На третьем этапе исследования систематизировались и обобщались дипнг,: огії ;;о-о;;с ;c-nt:-;cr ті- - їй работа, выявлялось влияние её результі '. на динамику рап-'-м^ " общих творческих способностей. G с-х ' цслыэ біт проведе повторили замер различных параметров, Оїраг,х;щ"іх изменения способностей по психофизиологическим методикам гсгректурно про.'ц, парных вербальных и цветовых ассоциаций. Осуществлен срз-л.'Н^с:;. лкй анализ результатов контрол ной и экспериментальной групп. .
В итоге сделаны теоретические выводы и разработаны практические рекомендации.
На защиту выносятся следующие положения: I. Развитие общих творческих способностей студентов в вузах куль туры позволяет избегать узкой направленности художественных специализаций, способствует не только овладению системой тво;: ческого познания в определенном виде художественной деятельности, но и развитию индивидуальности культпросветработника в коммуникативной, конструктивной и организаторской сферах ег профессии',
-
Наиболее благоприятным условием развития общих творческих способностей является формирование их на основе психологических закономерностей последовательности процесса художественного творчества, поскольку руководителю самодеятельного коллектива необходимо не только овладение собственным творческим самочувствием, но и понимание механизмов его возникновения, сознательное использование их в работе с самодеятельным коллективом!
-
Для студентов вузов культуры наиболее эффективным и целесообразным является развитие таких компонентов общих способностей как творческое восприятие, продуктивное воображение и эмпаткя. Природа этих способностей в большей степени подвержена направленному педагогическому развитию и диагностике, определяет успешность не только предметно-художественной, но и направленно-педагогической деятельности руководителя самодеятельного коллектива:
І. Эффективность развития общих творческих способностей студентов вузов культуры во многом зависит от специфики педагогического общения. Стиль этого общения в процессе обучения руководителя самодеятельного коллектива должен представлять своеобразную модель его будущей профессии, предполагать эффект "коммуникативного зеркала" "доминанту на собеседіике'.' 1/
Апробация работы. Основные положения исследования освещались з публикациях по теме диссертации. Результаты исследования докладывались и обсуждались на межвузовских научно-практических «шференциях /Краснодар, 1987 - 1988/.
Структура диссертации:введение, две главы: "О творческой рироде образования студентов вузов культуры" и "Процесс раз-штия общих творческих способностей студентов вузов культуры',' іаключение, список использованной лиаературы и приложения, иражащие инструментарий исследования.
I. Центральное педагогическое и психологическое пи >тие в исследованиях Л.А. Ухтомского.