Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты проблемы развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря 20
1.1. Сущность понятия музыкально-творческой активности подростков в науке 20
1.2. Педагогические возможности социально-культурной деятельности летнего лагеря в развитии музыкально-творческой активности подростков 46
1.3. Модель развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря 72
Выводы по первой главе 96
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря 100
2.1. Организационные основы опытно-экспериментальной работы по развитию музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря 100
2.2. Реализация модели развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря 125
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 146
Выводы по второй главе 168
Заключение 171
Список литературы 176
- Педагогические возможности социально-культурной деятельности летнего лагеря в развитии музыкально-творческой активности подростков
- Модель развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря
- Реализация модели развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря
- Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность исследования. Современная экономико-политическая и социально-культурная ситуация, переход к инновационной экономике обусловливают высокую потребность общества в определенном типе личности, направленной не только на адаптацию к новой ситуации, но способной осуществлять выбор, принимать ответственное решение, стремиться к творческой преобразующей деятельности, проявлять высокую активность во всех сферах жизнедеятельности.
Особая роль в формировании такого типа личности отводится учреждениям дополнительного образования, поскольку они обладают уникальными возможностями в социально-педагогической и социально-культурной деятельности по духовно-нравственному и творческому развитию личности, удовлетворяя ее потребности, интересы на основе гуманистического взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса.
Следует отметить, что в последнее время в учреждениях дополнительного образования вектор ценностных ориентаций, основ формирования личности направлен в сторону развлекательного псевдоискусства, тогда как в процессе духовно-нравственного, высококультурного развития общества значимая роль принадлежит музыкальному искусству как одному из самых сильных средств, оказывающих формирующее влияние на человека. На протяжении всей истории человечества музыка активно использовалась в воспитании подрастающей личности. Она художественно и опосредованно отражает все стороны жизни, а, следовательно, может быть использована в современном социуме в качестве фактора воспитания целостной личности, а не только ее эстетической стороны. Поэтому проблема развития музыкально-творческой активности подростков как залога их успешности является весьма актуальной.
Определенное место в дополнительном образовании музыкального направления занимают центры детского и юношеского творчества, кружки, студии, которые средствами музыки призваны активизировать музыкально-творческое развитие детей и подростков, однако, в силу устоявшихся традиций, непреложное значение имеют детские музыкальные школы.
В нормативных документах подчеркивается значение культуры подрастающего поколения в целом и развитие различных видов творческой активности в частности. Например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала. В Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» государство закрепляет право каждого человека на все виды творческой деятельности. 25 декабря 2014 г. В. В. Путин утвердил «Основы культурной политики России» и отметил, что культура – это главное, что дает любое общество, любой народ, необходимо вывести культуру на высоту общественного предназначения, добиться, чтобы она действительно стала естественным регулятором жизни, определяла поведение, поступки людей, влияла на их отношение к своей стране, семье, воспитанию детей.
На сегодняшний день главным для музыкально-эстетического дополнительного образования является формирование личности самостоятельной, инициативной, го-
товой к активной творческой деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющей социально-культурные ценности, а также умеющей вносить существенные изменения в различные сферы жизнедеятельности. Для этого в образовательно-воспитательном процессе детской музыкальной школы осуществляется поиск новых вариативных форм взаимодействия с детьми и подростками, родителями и социокультурной средой в целом. К таким инновациям относится в первую очередь насыщение педагогическим содержанием каникулярного времени подростков, а именно создание при детских музыкальных школах летних лагерей, цели и задачи которых будут, с одной стороны, связаны с музыкальным образованием в целом, с другой – зададут перспективы в развитии личности подростка с позиции расширения взглядов на развитие качеств личности. Данные обстоятельства определяют актуальность и значимость исследования по развитию музыкально-творческой активности подростков, связанных еще и с тем, что повышение уровня активности должно быть переосмыслено в контексте новой социально-культурной среды.
Степень разработанности проблемы. Проблема развития музыкально-творческих способностей, одаренности подростков в учреждениях дополнительного образования занимает одно из важных мест в общей тематике исследований. Философские и психолого-педагогические концепции о роли культуры в музыкально-эстетическом развитии рассматривали: Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, М. С. Коган, Т. С. Комарова, В. Т. Кудрявцева, В. В. Медушевский, Б. М. Немен-ский, Р. М. Чумичева, Е. С. Ванина и др.
Аспекты, связанные с философией музыки, представлены Л. П. Зарубиной, музыкальная психология развивалась Д. К. Кирнарской, В. Назайкинским, А. В. Торо-повой, вопросы музыкального воспитания раскрыты Т. Е. Вендровой, П. В. Халабу-зарь, проблемы музыкального образования исследованы О. А. Калимуллиной, Н. Е. Федорович, Л. В. Школяр, особенности музыкальной коммуникации рассмотрены А. Н. Якуповым и др. Теория музыкальной педагогики в целом представлена исследованиями С. Г. Нейгауза, В. Г. Ражникова, И. Б. Горбунова и др. Модернизация системы музыкального образования раскрыта в работах В. И. Горлинского, А. О. Аракеловой и др.
Освещение проблем музыкально-эстетического воспитания детей и подростков в учреждениях дополнительного образования представлено в трудах С. А. Коноваловой, И. Н. Ларионичевой и др.
Педагогические концепции развития творческого потенциала личности рассматривали Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, В. И. Загвязинский, Н. Д. Никан-дров, В. Н. Кузьмина, Б. М. Теплов и др. Анализ психолого-педагогических особенностей подростков представлен в трудах Р. С. Немова, А. В. Петровского, И. С. Кона и др.; особенности социализации подростков раскрыты Л. И. Божович, В. Г. Бочаровой, Г. Я. Гревцевой, Р. А. Литвак и др.
Социологические и психолого-педагогические концептуальные положения о фактах и закономерностях воздействия воспитательной системы на подростков в учреждениях образования, в том числе в системе летних оздоровительных, загородных и профильных лагерей, представлены в трудах Л. В. Байбородовой, Н. М. Бо-рытко, В. А. Караковского, И. Г. Николаева, Л. И. Новиковой, С. Д. Полякова, М. И. Рожкова, Т. И. Шамовой, И. И. Фришман и др.
Разработке теоретико-методологических проблем социально-культурной деятельности, в том числе во временном коллективе, посвящены исследования М. А. Ариарского, Е. И. Григорьевой, А. Д. Жаркова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д.Кра-сильникова, Р. А. Литвак, В. С. Русановой, В. М. Рябкова, Е. Ю. Стрельцовой, Ю. А. Стрельцова, Т. П. Степановой, В. Я. Суртаева, С. А. Шмакова, Н. Н. Ярошенко и др.
Вместе с тем, несмотря на большой интерес ученых к перечисленным вопросам, проблема развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря остается недостаточно разработанной.
Актуальность исследования подтверждается наличием сложившихся противоречий:
– на социально-педагогическом уровне – между потребностью общества и государства в воспитании духовно-нравственной, творчески активной и инициативной личности подростка, включенного в систему дополнительного образования по музыкальному направлению, и недостаточным использованием потенциала социально-культурной деятельности в летнем лагере;
– на научно-теоретическом уровне – между объективной необходимостью организации процесса развития музыкально-творческой активности подростков и недостаточной разработанностью научно-теоретических основ процесса социально-культурной деятельности в летнем лагере;
– на методико-практическом уровне – между объективно существующими возможностями развития музыкально-творческой активности подростков в летнем лагере и недостаточной разработанностью содержательно-методического обеспечения данного педагогического процесса.
На основании анализа материалов научных исследований, а также результатов собственных изысканий и выявленных противоречий была определена проблема исследования: какой должна быть модель развития музыкально-творческой активности подростков в летнем лагере, обеспечивающая эффективность рассматриваемых процессов?
Актуальность, социокультурная значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертации: «Развитие музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря».
Цель исследования: разработать теоретические основания модели развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря, ее структуру и содержание и экспериментально проверить результативность.
В работе внесено ограничение: летний лагерь представлен одним из его видов – профильным лагерем, организованным на базе детских музыкальных школ.
Объект исследования: социально-культурная деятельность подростков в летнем лагере.
Предмет исследования: процесс развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря будет осуществляться целенаправленно и результативно, если:
-
выявлена сущность музыкально-творческой активности подростков и возможности ее обеспечения в дополнительном образовании по музыкальному направлению;
-
раскрыты возможности социально-культурной деятельности летнего лагеря, в частности профильного лагеря при детской музыкальной школе как одного из видов летнего лагеря, в развитии музыкально-творческой активности подростков;
-
разработана модель развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря, включающая блоки целеполага-ния, организационно-процессуальный и аналитико-результативный и определенная:
а) методологической основой решения научной проблемы, включающей поло
жения системного, аксиологического, личностно-ориентированного, деятельностно-
творческого и средоориентированного подходов;
б) программой деятельности в летнем лагере, направленной на реализацию со
циокультурного взаимодействия, активизацию форм, методов и средств деятельно
сти, которые реализуются поэтапно;
в) группой педагогических условий, включающих эмоционально насыщенное
взаимодействие подростков, способствующее удовлетворению потребности лично
сти в положительных эмоциях; реализацию событийной деятельности подростков в
педагогической среде летнего лагеря; создание творческой атмосферы и наличие
образа нравственно-творческого поведения преподавателя-музыканта;
г) направленностью на развитие уровней музыкально-творческой активности в
соответствии с ее компонентами при определении критериально-диагностического
инструментария;
4) внедрено научно-методическое обеспечение развития музыкально-
творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего
лагеря, в частности профильного лагеря при детской музыкальной школе как одного
из видов летнего лагеря.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в исследовании ставились следующие задачи:
-
выявить сущность понятия музыкально-творческой активности подростков, ее структуру и содержание;
-
определить возможности социально-культурной деятельности летнего лагеря, в частности профильного лагеря при детской музыкальной школе как одного из видов летнего лагеря, в развитии музыкально-творческой активности подростков;
-
на основе теоретико-методологических подходов разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря, включающую педагогические условия;
-
разработать и реализовать научно-методическое обеспечение развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря.
Теоретико-методологическую базу исследования составили идеи и положения: системного (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.), аксиологического (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, М. С. Каган, О. В. Лешер, П. И. Пидка-систый, В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова и др.); личностно-ориентированного (Е. В. Бондаревская, В. И. Загвязинский, В. И. Смирнов, И. С. Якиманская и др.),
деятельностно-творческого (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. В. Краевский, А. Н. Леонтьев, Г. П. Щедровицкий и др.), средоориентированного (Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, С. Ф. Сергеев, В. А. Ясвин и др.) подходов.
Значимой основой исследования выступали теории активности в трудах философов, психологов, педагогов (Г. В. Гегель, С. В. Диденко, Л. В. Занков, А. Г. Здраво-мыслов, И. С. Кон, Д. Н. Узнадзе и др.); концепции социальной активности (К. А. Абульханова-Славская, Л. П. Буева, В. А. Лекторский и др.); теория социализации (Л. И. Божович, В. Г. Бочарова, Г. Я. Гревцева, Р. А. Литвак и др.); исследования подростковой активности (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддьяков и др.); теории творческой активности (В. И. Андреев, М. М. Бахтин, Д. Б. Богоявленская, М. С. Каган, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, Б. М. Теплов и др.); теории активной продуктивной музыкально-творческой деятельности и самореализации (Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Д. К. Кирнарская, Е. В. Назайкинский, С. Л. Рубинштейн, Б. Л. Яворский и др.); диссертационные исследования по проблемам музыкально-творческой активности (А. С. Базиков, О. Н. Зотова, Л. Ю. Касинина, С. А. Коновалова, О. Б. Передреева, С. И. Чистякова и др.).
Исследование опиралось на теории развивающего пространства учреждений
дополнительного образования, в том числе музыкального направления
(А. О. Аракелова, А. Г. Асмолов, С. В. Сальцева и др.); теории развития личности в
детском загородном, оздоровительном или профильном лагере (Н. С. Андрузяк,
Н. А. Крылова, А. Г. Кирпичник, М. Б. Коваль, В. Н. Торшин, И. И. Фришман и др.);
теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности
(М. А. Ариарский, Л. И. Григорьева, А. Д. Жарков, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красиль-ников, В. Е. Новаторов, Т. П. Степанова, Н. В. Погорелова, В. М. Рябков, Е. Ю. Стрельцова, Б. С. Сафаралиев, В. Я. Суртаев и др.).
При проектировании педагогических процессов основой выступали теории построения педагогических систем (С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, Н. Ф. Талызина и др.); теории организации педагогического эксперимента (Г. В. Воробьев, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, А. М. Новиков, А. И. Пискунов, Е. В. Яковлев и др.).
Нормативно-правовую основу исследования составили: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2017 г.; Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.; Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.; Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.; Основы государственной культурной политики; Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; Федеральная целевая программа «Культура России (2012–2018 годы)»; Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года; Приказы Министерства культуры РФ № 161–165 от 12 марта 2012 г. «Об утверждении ФГТ в области музыкального искусства», Программа развития воспитания в системе образования России на 2013–2020 гг. и др.
Сочетание теоретико-методического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов.
Теоретические методы: а) изучение нормативно-правовых документов; б) изучение состояния развития проблемы в научных исследованиях; в) теоретико-
методологический анализ с целью формулирования исходных позиций исследования; г) понятийно-терминологический анализ для характеристики понятийного поля проблемы; д) моделирование.
Эмпирические методы: а) обобщение и изучение эффективного педагогического опыта в учреждениях дополнительного образования и летних лагерях, в том числе профильных; б) педагогическая экспертиза, метод экспертных оценок; в) наблюдение, анкетирование, собеседование, тестирование; г) изучение локальных документов и методических разработок; д) статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемых гипотез.
Экспериментальная база и этапы исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе летних лагерей, в частности профильных лагерей при детской музыкальной школе как одного из видов летнего лагеря, в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская музыкальная школа» г. Лесной Свердловской области; Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Озерского городского округа «Детская музыкальная школа № 1» г. Озерск Челябинской области; Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детская школа искусств» Новоуральского городского округа Свердловской области. Профильный лагерь организовывался в июне (1 смена) в течение 21 дня, в каждой организации по 4 отряда от 12 до 15 человек. Общее количество подростков, участвующих в формирующем эксперименте – 129 человек.
Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, проводившегося в три этапа (2012–2017 гг.).
На первом этапе (2012–2013 гг.) посредством анализа научной, учебно-методической литературы, результатов диссертационных исследований и оценки состояния практической деятельности детской музыкальной школы был осуществлен выбор и теоретическое осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его исходные позиции (цель, рабочая гипотеза, задачи). Определена методологическая основа, уточнены сущность и содержание понятийного поля проблемы, компоненты, критерии и показатели исследуемого процесса. Разработана и обоснована модель и педагогические условия рассматриваемого процесса. Проведен констатирующий этап экспериментальной работы, обобщены его результаты.
На втором этапе (2014–2015 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, которая и послужила основой для уточнения рабочей гипотезы, была внедрена модель развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря и научно-методическое обеспечение, реализован формирующий эксперимент.
На третьем этапе исследования (2016–2017 гг.) анализировались, обобщались и оформлялись результаты опытно-экспериментальной работы, систематизировались результаты исследования, были уточнены положения, выносимые на защиту, проходило оформление текста диссертационной работы и автореферата, формулировались выводы и разрабатывались методические рекомендации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлена сущность понятия музыкально-творческой активности подростков
как результата воспитательного процесса, субъектом которого является целостная личность воспитанника, ориентированная на использование механизма творческого саморазвития этой личности, ее акмеологическое развитие. Структура музыкально-творческой активности представлена как совокупность следующих компонентов: мотивационно-конструктивного, когнитивно-креативного, деятельностно-акмеоло-гического, эмоционально-оценочного, коммуникативно-организационного.
-
Раскрыты возможности социально-культурной деятельности летнего лагеря, в частности профильного лагеря при детской музыкальной школе как одного из видов летнего лагеря, в развитии музыкально-творческой активности подростков. Возможности связаны с деятельностью детских музыкальных школ в целом и определены формами, методами социально-культурной деятельности как основы развития определенных навыков избранного профиля; взаимодействием подростков и педагогов в коллективе единомышленников; направленностью деятельности на ответственность за результаты; деятельностью педагогического коллектива специалистов (педагоги-музыканты).
-
Разработана и апробирована модель развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря, определенная блоками целеполагания, организационно-процессуальным и аналитико-результативным и включающая:
а) методологическую основу решения научной проблемы, определенную ак
сиологическим, личностно-ориентированным, деятельностно-творческим (подходы,
направленные на развитие личности подростка), системным, средоориентирован-
ным (подходы, направленные на построение педагогических процессов в исследо
вании) подходами;
б) программу развития музыкально-творческой активности подростков «Магия
музыки», представленную образовательным, культурно-досуговым и социально-
активным модулями, направленную на реализацию социокультурного взаимодейст
вия, активизацию форм, методов и средств деятельности, которые реализуются по
этапно;
в) группу педагогических условий: эмоционально насыщенное взаимодействие
подростков, способствующее удовлетворению потребности личности в положи
тельных эмоциях; реализацию событийной деятельности подростков в педагогиче
ской среде лагеря; создание творческой атмосферы и наличие образа нравственно-
творческого поведения преподавателя-музыканта;
г) аналитико-диагностический инструментарий, позволяющий определить разви
тие уровней музыкально-творческой активности в соответствии с ее компонентами.
4. Обосновано и внедрено научно-методическое обеспечение развития музы
кально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности
летнего лагеря, которое представляет собой социально-культурное взаимодействие
подростков, педагогов, специалистов в творческом коллективе в процессе социаль
но-культурной деятельности, обеспечивающей рефлексию ее результатов и откры
вающей перспективы проектирования содержания, методов, форм деятельности в
летнем лагере с учетом современных реалий.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1. Представлен анализ разработанности проблемы развития музыкально-
творческой активности с позиции ее влияния на социализацию подростка в условиях творческой деятельности, выявлена ее структура и содержание.
-
Уточнено содержание понятий «музыкально-творческая активность подростков», «воспитание музыкально-творческой личности», «летний профильный лагерь» и др., что способствует упорядочению терминологической системы.
-
Доказана перспективность избранных системного, аксиологического, лично-стно-ориентированного, деятельностно-творческого и средоориентированного подходов к решению исследуемой проблемы, дополняющих методологические основы теории социально-культурной деятельности.
-
Предложены принципы реализации модели развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря: организации временного детского коллектива, средообразующего управления, включения в социально-культурную деятельность, мониторинга.
-
Выявлены педагогические условия: эмоционально насыщенное взаимодействие подростков, способствующее удовлетворению потребности личности в положительных эмоциях; реализация событийной деятельности подростков в педагогической среде летнего лагеря; создание творческой атмосферы и наличие образа нравственно-творческого поведения преподавателя-музыканта.
-
Расширены научно-теоретические представления о развитии музыкально-творческой активности в социально-культурной деятельности летнего лагеря.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и рекомендации обеспечивают успешное развитие музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря, а именно:
-
программа развития музыкально-творческой активности подростков «Магия музыки», построенная на основе модулей (образовательный, культурно-досуговый, социально-активный), на основе социального заказа и направленная на развитие социально-культурной деятельности в летних лагерях, в частности в профильных лагерях при детской музыкальной школе как одном из видов летнего лагеря;
-
разработки музыкально-творческих практик, включающих творческие задания, тренинговые упражнения на взаимодействие, социокультурное взаимодействие; систему квестовых заданий; рекомендации построения проектной деятельности (центон, творческие, образовательные и культурно-просветительские проекты);
-
методика реализации педагогических условий в рамках модели через самодиагностику и самопроектирование, тренинг формирования установки на самореализацию подростков, интерактивную галерею, воспитывающие ситуации, музыкально-творческий проект и др.
-
пакет диагностических методик для определения уровня развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря, используемых педагогами и специалистами;
-
критериально-уровневую шкалу развития музыкально-творческой активности подростков, представленную через характеристики критериев и показателей: мотивационно-конструктивный (интересы, мотивы, готовность к творческой деятельности, целеполагание), когнитивно-креативный (оригинальность мышления, музыкальный кругозор, любознательность), деятельностно-акмеологический (самореализация, самостоятельная активность, самоактуализация), эмоционально-
оценочный (эмоциональная отзывчивость и устойчивость, музыкальный вкус), коммуникативно-организационный (сотрудничество, коммуникативность в творческом коллективе) – и уровней (низкий (активно неустойчивый), средний (активно устойчивый), высокий (потенциально активный));
6) методические рекомендации «Развитие музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря» для педагогов детских музыкальных школ и организаторов каникулярного времени подростков.
Выводы и теоретические положения могут быть востребованы специалистами летних лагерей, культурно-досуговых и образовательных учреждений, а также на курсах повышения квалификации для педагогов-музыкантов.
Обоснованность и достоверность выполненной работы определяется: использованием в качестве теоретических основ исследования фундаментальных положений философии, педагогики и психологии; опорой на результаты выполненных исследований, приведенных в различных научных источниках; методологической обоснованностью исходных позиций, выбором и реализацией группы подходов к исследованию проблемы; построением модели; результатами внедрения модели развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, диагностических и статистических методов, адекватных предмету, задачам и логике исследования; масштабами осуществления исследовательской деятельности в социально-культурной деятельности летних лагерей, в частности профильного лагеря при детской музыкальной школе как одного из видов летнего лагеря; и ее длительным характером; воспроизводимостью измеряемых результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Музыкально-творческая активность подростков есть результат воспитательного процесса, субъектом которого является целостная личность воспитанника, ориентированная на использование механизма творческого саморазвития этой личности, ее акмеологическое развитие. Структура музыкально-творческой активности состоит из мотивационно-конструктивного, когнитивно-креативного, деятельност-но-акмеологического, эмоционально-оценочного, коммуникативно-организационного компонентов.
-
Возможности социально-культурной деятельности летнего лагеря, в частности профильного лагеря при детской музыкальной школе как одного из видов летнего лагеря, в развитии музыкально-творческой активности подростков связаны с деятельностью детских музыкальных школ в целом и определены формами, методами социально-культурной деятельности как основы развития определенных навыков избранного профиля; взаимодействием подростков и педагогов в коллективе единомышленников; направленностью деятельности на ответственность за результаты; деятельностью педагогического коллектива специалистов (педагоги-музыканты).
-
Модель развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря представлена блоком целеполагания, организационно-процессуальным и аналитико-результативным блоками, ее эффективность определена:
а) методологической основой решения научной проблемы, включающей под
ходы, направленные на развитие личности подростка (аксиологический, личностно-
ориентированный, деятельностно-творческий) и на построение педагогических про
цессов в исследовании (системный, средоориентированный);
б) программой развития музыкально-творческой активности подростков «Ма
гия музыки», включающей образовательный, культурно-досуговый и социально-
активный модули, направленные на реализацию социокультурного взаимодействия,
активизацию форм, методов и средств деятельности;
в) группой педагогических условий: эмоционально насыщенным взаимодейст
вием подростков, способствующим удовлетворению потребности личности в поло
жительных эмоциях; реализацией событийной деятельности подростков в педагоги
ческой среде летнего лагеря; созданием творческой атмосферы и наличием образа
нравственно-творческого поведения преподавателя-музыканта;
г) аналитико-диагностическим инструментарием, позволяющим определить раз
витие уровней музыкально-творческой активности в соответствии с ее компонентами.
4. Научно-методическое обеспечение развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря способствует успешности рассматриваемого процесса и представляет собой социально-культурное взаимодействие подростков, педагогов, специалистов в творческом коллективе в процессе социально-культурной деятельности, обеспечивающей рефлексию ее результатов и открывающей перспективы проектирования содержания, методов, форм летнего лагеря с учетом современных реалий.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Отраженные в диссертации научные положения о развитии музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря соответствуют п. 5 «Практика социально-культурной деятельности» паспорта специальности 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования отражены в статьях и выступлениях на международных научно-практических конференциях: «Педагогика и психология, культура и искусство» (г. Климовск, Московская область, 2013 г.), «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования» (г. Екатеринбург, 2013 г.), «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (г. Уфа, 2014 г.), «Наука и практика: проблемы, идеи, инновации» (г. Казань, 2014 г.), «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии» (г. Москва, 2014 г.), «Молодежь в науке и культуре XXI века» (г. Челябинск, 2012, 2013, 2014, 2015 гг.), «Новейшие достижения и успехи развития педагогики и психологии» (г. Краснодар, 2016 г.), «Научные тенденции: педагогика и психология» (г. Санкт-Петербург, 2017 г.); всероссийской научно-методической ассамблее «Развитие образовательной, творческой и культурно-просветительской деятельности детей в сфере искусств в условиях малого города (района)» (г. Новоуральск, Свердловская область, 2014 г.); региональных конференциях: «Молодежь и наука» (г. Лесной, Свердловская область, 2013, 2014, 2015, 2016 гг.); ежегодных научно-практических конференциях (форумах) образовательного сообщества Городского округа «Город Лесной» Свердловской области (2013, 2014, 2016 гг.); научно-практической конференции преподавателей и аспирантов ЧГИК
(2015 г.); а также VII Уральской летней международной академии искусств (Реф-тинский, Свердловская область, 2014 г.); публикациях в журналах «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки», «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики» (серия: Гуманитарные науки), «Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал», «Вестник Адыгейского государственного университета».
Основные результаты исследования, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и прикладное значение, отражены в 22 публикациях автора.
Структура диссертации продиктована логикой развития темы в соответствии с целью и задачами исследования и включает: введение, две главы, список используемой и цитируемой литературы, приложения.
Педагогические возможности социально-культурной деятельности летнего лагеря в развитии музыкально-творческой активности подростков
Развитие творческой активности подростков становится приоритетным направлением государственной культурной и образовательной политики, формируя социальный заказ. В этом плане для нас представляют интерес законы, программы и другие государственные документы о культурной, образовательной и молодежной политике, принятые в последнее время.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [133], утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.
В «Национальной доктрине образования РФ» на период до 2025 года говорится о необходимости развития творческих способностей детей, формирования у них навыков самообразования, самореализации [173]. В связи с этим существенно возрастает роль учреждений системы дополнительного образования, в частности детских музыкальных школ, которые являются важным фактором гуманизации образовательной системы и создают условия для формирования и развития музыкально-творческой активности и творческого потенциала подростков.
В документе «Основы государственной молодежной политики до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р) определены ключевые цели государственной молодежной политики – это совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития РФ, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны [187]. В документе представлена система мер, направленная на духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [88], Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и др. – в данных документах ведущая роль отводится становлению личностных характеристик выпускника школы, таких как: любящий свой край и свою Родину; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; мотивированный на творчество и инновационную деятельность и др.
Таким образом, результат образования в настоящее время – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и «умения применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Подросток должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии» [227, с. 17]. Следовательно, современное общество формирует заказ на человека нового типа: активного, творческого, мобильного. В связи с этим возрастает роль развития художественно-творческого образования и социально-культурной деятельности в целом.
С целью эффективности теоретического обоснования обозначенной проблемы нам необходимо обратиться к рассмотрению понятий «развитие», «активность», «творчество».
Развитие в Толковом словаре С. И. Ожегова рассматривается как процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное [186, с. 643].
В словаре-справочнике В. С. Русановой «Социально-культурная деятельность» под развитием понимается «объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека». Исследователь отмечает, что развитие в форме обучения и воспитания проявляется как «прогрессивное усложнение, углубление, расши-22
рение чего бы то ни было в человеке, как переход жизни и деятельности от низших форм к высшим. Развитие включает в себя физическую, физиологическую, психологическую, социальную и духовную эволюцию человека» [238, с. 108].
Для нашего исследования актуально определение исследователя Г. Я. Гревцевой, которая развитие трактует как «процесс качественных изменений в психике, интеллектуальной и духовной сфере подростка, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых факторов» [235, с. 25].
Отметим, что развитие личности является процессом закономерного изменения личности в процессе ее социализации. «Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества, а складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества» [227, с. 18].
Ребенок в результате взаимодействия педагогов, семьи и учреждений дополнительного образования получает необходимые для полноценной жизни навыки. Только при взаимодействии данных институтов (семьи, педагогов, дополнительного образования) может быть обеспечено полноценное развитие личности подростка, поскольку они представляют собой единую социальную систему.
Качественной характеристикой развития творческого потенциала подростков является его активность.
Термин «активность» латинского происхождения, в буквальном смысле означает «деятельный, энергичный, инициативный».
Одним из первых термин «активность» в научный оборот ввел философ Эпикур, затем понятие получило свое дальнейшее развитие в трудах Г. В. Гегеля, Г. В. Лейбница, Д. Дидро, К. А. Гельвеция и др. [254].
Модель развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря
Введенные ФГТ в области музыкального искусства впервые ориентированы на создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков активной творческой деятельности, коллективного музицирования, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата и др.
Изучение законов, программ и других государственных документов, принятых в последнее время, показывает, что проблема формирования творческой, в частности музыкально-творческой, активности подростков в социально-культурной деятельности является актуальной.
Тем не менее, несмотря на все коррективы в нормативно-правовой базе образовательного процесса, а также новые образовательные программы, современные детские музыкальные школы в большинстве своем продолжают решать узкопрофессиональные вопросы. Современное российское музыкальное образование имеет ряд серьезных проблем: 1. Колоссальный разрыв между высоким уровнем профессиональных музыкальных достижений и низкой музыкальной культурой основной массы населения. 2. Обучение в детской музыкальной школе (ДМШ) часто носит «технологический характер». Г. М. Цыпиным было доказано, что система, «при которой всех детей – независимо от того, станут они музыкантами или нет, – обучают по одной программе как будущих профессионалов» [279], является неправильной, а порой и чрезвычайно вредной.
Сегодня детские музыкальные школы являются специфическим, характерным явлением именно для нашего социума, они обладают организационно сложной структурой, особыми внутренними и внешними связями. Детская музыкальная школа, рожденная советской образовательной системой, имеет многие присущие именно этой системе особенности функционирования и соответствующие детерминанты – специфически-профессиональные и просветительские.
На основании анализа исследований по вопросам образовательно-воспитательного пространства детской музыкальной школы выявлен незначительный потенциал образовательного направления в развитии музыкально-творческой активности подростков, что подчеркнуто в исследовании С. Е. Михалевой [165]. В большинстве своем детские музыкальные школы решают исключительно узковедомственные специальные задачи по развитию навыков художественной деятельности, которые сводятся к еще более конкретной задаче – готовить абитуриентов для ссузов и вузов этого профиля. Ведомственная разобщенность, акцентирование внимания на «собственной задаче» приводят к тому, что упускается из вида главная цель, сверхзадача и конечный субъект деятельности всех этих подразделений и ведомств – личность ребенка.
Однако социально-культурное пространство детской музыкальной школы обладает значительным потенциалом в решении проблемы исследования, поскольку оно выступает как продукт сознательной, спланированной деятельности творчески работающего педагогического коллектива и руководителя, инициирующего внедрение в систему новшеств, направленных не только на эстетическое воспитание, но и на аспекты социализации, самореализации и саморазвития личности ребенка, используя педагогический потенциал учреждения.
К таким инновациям относятся в первую очередь насыщение педагогическим содержанием каникулярного времени подростков, а именно создание при детских музыкальных школах лагерей, в том числе профильных, как одного из видов, цели и задачи которых будут, с одной стороны, связаны с музыкальным образованием в целом, с другой – определят перспективы в развитии личности подростка с позиции расширения взглядов на возможные качества личности.
Недостаточное традиционное понимание каникул как периода рекреации и как некоторого дополнения к базовому образованию подчеркнуто в исследовании Н. А. Крыловой [139], которая определяет каникулы как период значительного расширения практического опыта подростка, время творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых умений и способностей, на которые школа не ориентирована. Н. А. Крылова акцентирует внимание на формировании пожизненных способностей и умений, которые составляют основу характера, способностей общения и коммуникации, жизненной хватки и нравственной направленности личности [139], в нашем случае таким качеством становится активность подростков.
Воспитательный потенциал детского лагеря и социокультурной деятельности в детском лагере раскрыт в исследованиях А. В. Волохова [52], А. Г. Кирпичника [118], М. Б. Коваль [126], А. С. Панченко [190], С. В. Тетерского, И. И. Фришман [261] и др.
Опираясь на исследования отечественных и зарубежных авторов (И. А. Новиковой, О. П. Торговкиной, Е. Г. Доронкиной, Ю. Н. Кротовой, А. Журбина, Э. Элле, Л. Грир, А. Боллом и др.), Н. В. Апажихова анализирует деятельность различных типов летних оздоровительных лагерей: летний лагерь с жильем (программа, срок пребывания в лагере определяются внесенной платой); круглосуточный летний лагерь в рамках деятельности сельского клуба (задача лагеря – на протяжении трех-шести дней заинтересовать ребенка чем-то новым); дневной лагерь при ферме, школе, парке, сроком на один день (подготовительный этап – для подростка); спортивный лагерь (обучение различным видам спорта); школьный лагерь (изучение школьных предметов в рамках лет- него лагеря); специализирующий лагерь (способствует выбору дальнейшей профессии); частный лагерь (организует отдых детей и подростков путем привлечения высококвалифицированных специалистов); международный лагерь (выступает как пропаганда национальной культуры). Автор указывает, что специфика социально-культурной деятельности детей и подростков в период летнего оздоровительного отдыха характеризуется особенностями организации и самоорганизации досуга, в которых реализуются разнообразные технологии социально-культурной деятельности, направленные на удовлетворение многообразных потребностей детей [10].
Реализация модели развития музыкально-творческой активности подростков в социально-культурной деятельности летнего лагеря
Деятельность творческих детских коллективов базируется на принципах: свободы выбора, самореализации, взаимодействия детей и взрослых, романтики игры в деятельности, социально-педагогической защиты [201, с. 40–46]. При этом творческий коллектив, в соответствии с трудами М. А. Ариарского [12], А. Д. Жаркова [85], В. В. Туева [266], Ю. А. Стрельцо ва [250], Е. И. Григорьевой [67], Н. Н. Ярошенко [307] и др., определен культу росообразностью и культуротворческим характером определения ценностных ориентаций подростков, событийностью деятельности, ценностно ориентационной интерпретации всех направлений социокультурного образовательного процесса в летнем профильном лагере, что связано с особям выбором содержания , методов, форм, технологии, что обеспечивает развитие активности личности, определяет особый характер деятельностный направленности музыкального творчества, а так же связано с созданиям условий для свободного и ответственного выбора в творческой деятельности.
Социокультурное взаимодействие в коллективе развивает привычку подростка к кропотливой работе, внимание, сосредоточенность и эмоциональную устойчивость к конфликтным и стрессовым ситуациям.
Организационно-процессуальный блок системы связан с осуществлением педагогического процесса на основе предложенной программы «Магия музыки» и реализацией педагогических условий: эмоционально насыщенное взаимодействие подростков, способствующее удовлетворению потребности личности в положительных эмоциях; реализация событийной деятельности подростков в педагогической среде летнего лагеря; создание творческой атмосферы и наличие образа нравственно-творческого поведения преподавателя-музыканта.
Систематизация педагогической деятельности по развитию музыкально-творческой активности обусловлена программой развития музыкально-творческой активности подростков «Магия музыки», которая является особым социокультурном пространством, реализуя образовательную, воспитательную, творческую, игровую, досуговую составляющие деятельности, направленные как на развитие универсальных свойств, качеств личности подростка, так и на развитие его творческого потенциала. Программа отличается от основной учебно-воспитательной деятельности в детской музыкальной школе, так как предполагает формирование навыков сценического мастерства у музыкантов-инструменталистов. Данные навыки играют важнейшую роль в формировании музыканта, поскольку в силу подросткового возраста и специфики музыкального образования подростки зачастую имеют «творческое зажатие», что впоследствии отрицательно сказывается на успешном развитии музыкально-творческий активности.
Очевидно, что музыкальная деятельность родственна драматическому искусству. Терминология данных видов искусств отражает и закрепляет тождество актера и музыканта: «и тот и другой – “артист”, и тот и другой – “играет”» [124, с. 54]. Эту аналогию отмечали неоднократно педагоги-исполнители (Г. Г. Нейгауз [175] и др.).
Педагоги-музыканты в своей педагогической практике в некоторой мере обращались к театральному искусству. Художественно-игровые методы применялись: на уроках музыки в общеобразовательной школе Д. Б. Кабалевским [105], Т. В. Надолинской, Т. Э. Тютюнниковой и др.; в классе специального фортепиано А. Д. Артоболевской, Л. Г. Сударчиковой; в классах дирижирования В. Г. Ражниковым, Г. В. Кузнецовой, Е. Н. Березкиной; сольного пения – О. Г. Ланщиковой, С. В. Мациевской и др. [см. 120].
Отметим, что музыкально-исполнительское интерпретирование представляет собой творческий процесс, аналогичный актерско-режиссерской работе над театральной ролью, в которой текст автора «оживает» и развивается благодаря внутренним представлениям исполнителя. Тем временем театральная педагогическая деятельность располагает большим арсеналом средств практической работы над художественным образом, тогда как инструментальное исполнительство опирается на нечто необъяснимое – сценическое вдохновение или проявление специфической черты характера (артистизма).
Очевидное сходство музыкально-исполнительской деятельности и актерского мастерства подталкивает нас к внедрению театральных методов и технологий в музыкальное образование с целью: преодоления барьера публичности у подростков; управления творческим самочувствием; развития способности к творческой интерпретации; активизации эстрадно-волевых качеств; повышения свободы самовыражения и др., тем самым способствуя развитию музыкально-творческой активности. В связи с этим нас интересует учение К. С. Станиславского, включающее в себя следующие разделы: учение о театральной эстетике, учение об актерской этике и учение об актерской технике [278].
В трудах К. С. Станиславского описаны способы воспитания творческой личности и развития ее природного потенциала: памяти, внимания, воображения, эмоциональные, творческие и коммуникативные способности. Реформатор театра определил неразрывную связь между физической и психической природой человека и описал подходы к органическому, свободному бессознательному творчеству [248]. К. С. Станиславский полагал, что, создавая роль, актер обязан идти «от себя». Он (актер) должен искренне верить, что все происходящее с персонажем происходит именно с ним здесь и сейчас. В данном случае возникает особое самочувствие – «сгущенной, абсолютной правды на сцене». Такое состояние приобретается благодаря «магическому “если бы”»: актеру необходимо действовать так, как он стал бы действовать в «предлагаемых обстоятельствах» в жизни. Музыканту-исполнителю также предстоит раскрытие содержания музыки, «исходя из объективно существующего нотного текста, внося в него свое понимание, переживания, опыт, обогащая его своими неповторимыми индивидуально-личностными качествами» [цит. по: 124, с. 54].
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Все указанные диагностические методики являются согласованными, в некоторой степени могут дублировать друг друга, что позволяет минимизировать погрешности в исследовании.
Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкально-творческой активности подростков заносились в специальную индивидуальную карту «Диагностический конструктор», с помощью которой педагог не только наглядно представлял базовые системы развития активности, но и мог выделить спектры регулятивной деятельности в летней профильной смене.
Исследование по диагностическим методикам осуществляли как автор диссертации, так и педагоги, специалисты детской школы искусств и смены.
Далее в опытно-экспериментальной работе нами осуществлялся поиск протяженности выделенных в качественном анализе критериев, решался вопрос: можно ли выделенные критерии представить в виде различных последовательных состояний измеряемого объекта – степени развития музыкально-творческой активности подростков. Данный вопрос связан с проблемой выделения уровней развития музыкально-творческой активности подростков.
Анализ современной научно-педагогической литературы по исследуемой проблеме показывает, что в настоящее время в качестве основного критерия измерения выбирают продвижение личности на более высокий уровень развития.
На наш взгляд, такой подход является наиболее плодотворным, поскольку позволяет рассмотреть любой процесс развития как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному.
Исходя из этого основным критерием эффективности опытно-экспериментальной работы мы выбрали развитие компонентов музыкально-творческой активности подростков и повышение ее уровня в целом.
В исследованиях В. А. Беликова в качестве требований к выделению уровней указано, что каждый объект может иметь несколько уровней или состояний развития. При выделении и описании уровней мы учитывали общие требования к их выделению: уровни должны выступать как четко различимые индикаторы развития объекта; переход от одного уровня к другому должен отражать степень развития объекта, при этом каждый уровень должен взаимодействовать как с предшествующим, так и с последующим, являясь либо условием, либо результатом развития объекта [25].
Представим описательную характеристику уровней развития музыкально-творческой активности подростков.
Низкий уровень – отсутствует потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Познавательный интерес носит занимательный характер. Подростки не стремятся к самостоятельному оригинальному творчеству, не проявляют высокой умственной активности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений в новые ситуации отказываются. Практически не применяют приемов самоорганизации, инициативы. Не могут продвигать музыкальное творчество в социокультурной среде сверстников.
Средний уровень – потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется устойчиво. Познавательный интерес широк, но неустойчив. Подростки стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но выполнить их самостоятельно могут редко, им необходима помощь педагога. Они могут находить новые способы или преобразовывать известные им, предлагать свои идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения. Самостоятельно осуществлять самоконтроль могут не в достаточной степени. Преодолевают трудности только в группе или с помощью педагога. В случае получения искомого результата испытывают радость. Могут осуществлять аспекты развития музыкальной деятельности в социокультурной среде сверстников.
Высокий уровень – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков, проявляют устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения, хорошо развита способность осуществлять самоконтроль. Высоко развито стремление к самосовершенствованию, музыкальное творчество носит социально активный характер распространения.
Далее осуществлялся перевод выделенных критериев в количественные эквиваленты, которые позволяют использовать математический аппарат для статистического анализа получаемой педагогической информации. Для осуществления данной операции необходимо эмпирические индикаторы каждого критерия отобразить в количественные эквиваленты с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам (баллам), т. е. разработать специальную шкалу оценки выделенного комплекса критериев развития музыкально-творческой активности подростков (табл. 9).