Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие личности в клубной хоровой самодеятельности : (Индивидуал.-обществ. аспект) Лаврентьев, Василий Петрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лаврентьев, Василий Петрович. Развитие личности в клубной хоровой самодеятельности : (Индивидуал.-обществ. аспект) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской.- Ленинград, 1989.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-4/63-1

Введение к работе

Актуальность проблеми. Па современной зтапе социальных преобразований умение педагогически ірамотло сопровождать процесе развития личности в сфере досуга помислимо без учета интересов, запросов,потребностей-личности во всех областях се индцвидуалыю-общественной деятельности. К проблеме развития личности обращались многие советские и зарубежные исследователи .однако вне поля их зрения остался чрезвычайно ва.шиіі аспект диалектики особенною и общего шш индивидуального л общественного в ото;,-, развитии. І.Іе,.:-ду тем шіуб как институт досуга,учреждаемый обществом л представляющий собоіі инициативное образование,педагогической целевой установкой1 которою является оптимизирование самореализации личности (Л.Г.Брилева) .выступает регулятором шідпкидуальпо-обществегаш:г отношении mvuiocin в системе ее разлообразшгх связей с соцлальппні организациями,средством ее полостного шідішпдуально-обцествешгого развития. Это развитие обнаруживает себя как биполярное стремление личности осуществить,вілюлішть собственное предназначение в объективном мире, порождаемое одним из глазниц сегодня противоречии -противоречием личности и социума (общества) .шире - человека':! і.щ;:ї

Данное противоречие разрешается и единстве и борьбе двух типов направлешюстеіі личности в процессе ее самореализации: па себя самое (индавидуальнш вектор развития) и социум,общность, другого человека (общественны]! вектор развития). 1&к проблема оХфектшшого развития личности в сфере досуга указанное противоречие чрезвычайно актуально л требует специального лсихолого-педагопиоского рассмотрения.

Художественная самодеятельность как особенное кульгуряо-доеу-говое явление изначально характеризуется противоречием между соб-ственншл, "самостно" - индивидуалышм и коллективно-общественным развитием личности, которое возникает и осуществляется на стыке потребностей, мотивов, интересов личности и социума в их взаш-ло-деятелыюеш посредством друг друга. Наиболее обостренним образом это противоречие разрешается в коллективных видах художественной деятельности,в которых общественное как сторона развития личности присутствует в самой іїорме организации совместного творчества индивидов. В высшей степени такое противоречие является актуальным для хоровой самодеятельности,в котороіі до последнего времени практиковалась общесгвенно-коллектавистская направленность участников на "ми"-хора и недооценивалась истинная значимость направленности хориста па самого себя (на его "я"). К реализации именно "а"-иа-

правленпости участника руководители хоровых самодеятельных коллективов оказались не готовы, усугубив и без того кризисную ситуацию в этом жанре любительского искусства.

Поскольку клубная педагогика вплотную лодошла к самореализационной, самодвиженческом, парадигме и начала активно ее разрабатывать (Исследование Л.Г.Бршхевой "Самореализация личности в профессионально;! и любительской, художественной деятельности") .развитие личности в хоровой общности как системе ее особенного самоосуществления во взаимодействии с другой личностью - другом,воспитателем, педагогом в общем предмете реализации приобретает актуальний тео-. ретический и практически.; смысл. Вот почему в качестве объекта исследования избрана клубная хоровая самодеятельность,а в качестве предмета после;;ования - индивидуально-общественное развитие личности в клубном хоровом коллективе.

Цель исследования - дать теоретическое обоснование понятия . пвдівіїдуально-обцествешюго развития личности,доведя его операцио-налпзацию вплоть до уровня программных последователъно-коррекцион-ных деііствпіі руководителе;! клубных'хоровых коллективов. для осуществления данной цели автором бнли поставлены и поочередно решены следующие задачи: I) рассмотрение клубной хорової самодеятельности как социально-культурного явления; 2} изучение психологических и соцкатьно-психологичєсіаїх особенностей клубноіі хоровой само деятельности,в том числе психолого-педагогпчеекпх характеристик личности участника,обусловливающих целостное индивидуально-общественное развитие личности; 3) раскрытие условий и;ццівидуально-общественного развития личности в клубное хоровой самодеятельности; 4) обоснование программа психоло го-педагогической коррекции индивидуально-общественного развития личности в клубном хоровом коллективе.

Методологической осново;! исследования послужили: положения классической ушосо^ын,исследования современных ученых об активной, деятельной природе личности,о противоречивости ее развития и роли в этом развитии соответствия как отношения и как. "необходимой предпосылки гармоніш"(В.Т.мещеряков), о гармонизации разнообразных общественных отношений,в том числе отноиешій могэдг социумом II личностью с точки зрения индивидуально-общественного развития; плодотворная идея об опосредствовании как "преломлении свойств одних предметов и явлении через свойства других".диалектически рассмотренная Г.Гегелем,методологически развернутая К.Марксом и Зі.;!.Лениным,а в рагл'.ах отечественной социальной психологи.! вперьыо примененная и многоаспектно у^уч^чх: Г.Д.F ".рыгни1 м; пгрспо-1.".:; нал: па-

радигма самореализациошюй педагогики,выдвинутая и успешно разрабатываемая Л.Г.Бршіевоіі и группой сотрудничающих с ней ученых. В этой парадигме (для целей данного исследования) методологически существенным является положение о том,что личности успешного педагога и восшітуемого устанавливают соответствие между собой и посредством друг друга взаиморазвиваются,взаимореализуются в общем предмете деятельности.

В теоретическом плане"автор опирался на работы: современных советских философов и социальных психологов - Г.С.Батищева.Б.Д.Па-рыгина,Б.Ф.Поршнева,А.В.Петровского,С.Н.Смирнова; психологов Б.Г.Ананьева,Л.И.Анциферовой,С.Л.Рубинштейна; искусствоведов и фольклористов - Б .В. Асафьева ,И .11. Зер.цовского, Л. М.Ивлевой ,Б. Н. Путилова; ученых.развивающих психолого-педагогическое направление в педагогике - Л.Г.Брылевой,И.П.у1ванова,И.АЛ.5алгковской,Г.С.Сухоб-ской. Изучены публикации о восіштгліш и формировании личности в самодеятельных коллективах: Г.А.Евтеевой.В.К.Крючека, А.П.Маркова, В.Н.Силакова.Е.И.Смирновой,Ф.А.Соломоника и др., в том числе в хоровых общностях: Т.И.Баю'іанолоц.Р.П.ГУдялиса.Н.ІІ.Наро'іШоц, Г.В.Скотниковой, В.Ф.Чабанного, П.П.Чяпулиса.Л.В.Шаминой и др.

формулируя гипотезу диссертант исходил из следующего положения: хоровая самодеятельность как специфическое культурно-досуго-вое явление на сегодняшний день характеризуется особо острой противоречивостью направленностей личности на индивидуальное и общественное развитие,что находит выражение в реализации потребностей сохранения или изменения ее индивидуализированных и общесоциальных свойств,сторон,отношений в системе всех ее связей с социумом. Автор допускает,что: I) по.отношению к личности клубная хоровая самодеятельность,сохраняя традиционные функции искусства, в современной художественной культуре,выступает в качестве психолого-педагогического средства ее индивидуально-общественного развития, оптимизируя отношения личности и социума; 2) в хоровой самодеятельности условия иядивлдуалыга-сбществе-шого развития личности участника должны стать предметом деятельности педагога досуга; 3) одним из сущеск.зшш-Г условий индивидуально-общественного развития в клубной хоровой самодеятельности являоюл соответствие -нацрліш.'шгосіе;: личности хориста па "я1' и "г.ш"-сбщносгь (на трех уровнях структури ".социальном, оолшлЬн'>-пеи::оли.гпчес7;о;і :і психологической) специ іі.ге ;;тсг<. "-да д.'зяте длпетл; 4) указанное соответствие достигается в 'пі-оц^'-Сг- .ic:,::o:.uw-педагогической гор- -ректировки эксярзссиьно-апструменкиышх отношении участников хо-

pa.

Дня росинки німочсіг.ііих аадач и проверка гипотезы использован комплекс кетодол,позволяющих рассмотреть процесс развития личности на различных ею уровнях: методы наблвдения,неформализованного опроса,оценки и самооценка свойств личности,в том числе удовлетворенности и успешности d разнообразных видах деятельности,16-ти (Такторннй личііостаиіі опросит; Р.Б.Кеттела (16-@Ю) .адаптированный ІЇСІІ All СССР и Л]У, экспресс-метод изучения структуры ценностных ориентацииtметод жепертпих оценок,методика выявления мотивов прихода в самодеятельный коллектив,участил в нем и ухода (беседа) и другие.

ИсследоьаЕшс осуществлялось в несколько этапов, важнейшими из которых являются: ознакомительный,то есть сбор сведений о состоянии хоровой самодеятельности,которыми располагают официальные учреждения культуры (его реззльтат - уточнение цели,постановка задач и формулировка программы исследования); предварительный,или "пилотажный" .когда хоровнз коллективы,отобранные по единой системе показателей,прослушиваются и изучаются в процессе их репетиционной и концертной деятельности (на этом этапе уточнялась про- -грамма исследования,выстраивалась его гипотеза,упорядочивался категориальный аппарат); основной (целевой), или мэнограйический.то есть исследование значительной частью названных методик всех отобранных коллективов,а одного из них - модельного с использованием полного комплекса средств изучения .раскрывающих сущностные стороны развития личности в клубной хоровой самодеятельности; дополнительный, или проверочный (смысл исследования на этом этапе заключался в проверке всех полученных данных,в обработке и уточнении некоторых предварительных выводов с целью выработки таких рекомендаций, ко горне могли бы оказаться полезными практикам-администраторам учреждений культуры и искусства,методистам,организаторам, педагогам досуга,руководителям клубных самодеятельных объединений).

Научная новизна диссертации. Основываясь на объективном противоречии индивидуального и общественного .в самодеятельном творчестве .связанного с соответствующими противоречиями потребностей личности,вида деятельности,процессов их осуществления и результатов,выявляя своеобразие индивидуально^общесгвенного развития личности в клубной хоровой самодеятельности,автор теоретически постулирует возмоаность такого- развития методом коррекционно-педаго-гических действий руководителя.

На завиту выносится: I) теоретическое положение о целостное-

ти процесса индивидуально-ооїіеотвешюго развития личности в клубной хоровой самодеятельности; 2). выявленная в клубной хоровой са-шдеятельности направленность личности участника на выделение ее "я" в "мы"-хора; 3) классификация хоровых общностей.,участников, руководителей по критерию экспрессивно-инструментальной направленности их деятельности; 4) программа психолого-педатогической коррекции экспрессивно-инструментальных стясшепЬ'й как средство индивидуально-общественного развития личности в клубном хоровом коллективе (данная програмне предполагает определенную последовательность действий руководителя: диагностирование экспрессивно-инструментальных отношении в коллективе,анализ я оценку руководителем себя и своей деятельности по реализации этих отношений,прогнозирование и осуществление перспективних линий взелморазвития коллектива и личности,учет внутренних и внешнгх условий самореализации, выявление и устранение дефицитов в развитии экспрессивно-инструментальных отношений, нахождение оптимальных способов рефе-ренгации участников и коллектива,принятие точних и своевременных мер для разрешения экспрессивно-инструментальных противоречий и др.); 5) психолого-педагогическая специфика академического хора.

Практическая значимость исследования заключается: І) в обнаруженной автором специфике экспрессивности хорозой деятельности, определяемой базальной направленностью ее участников на "ми"-общность, 2) в создании диссертантом предпосылок для изменения устаревших мировоззренческих и методологических основ деятельности работников всех звеньев системы культурно-просветительных учреждений; в переводе знаний о специфике экспрессивности клубной хоровой самодеятельности,подученных в русле новой саюреализацибн-ной парадигмы, на язык практики; 3) в формулировке на основе самореализационной педагогики соответствующих методических рекомендаций, состоящих: а) в определении механизмов.направленности личности участника на "мц"-общности, включая распространенную ныне ориентацию личности на выделение ее "я" в "мы"-хора; б) в дифференцированном подходе к каждой "я"-личности,имеющей наряду с психологической направленностью особенности характера,темперамента и другое; в) в актуализации экспрессивно-инструментальных отношений как средства предупреждения и исправления нежелательных для личности хориста и хорового коллектива отклонений в их развитии; г) в разработке способа психолого-педагогической коррекции отих отношений в хоре,состоящего из ряда наЕыков-умекий руководителя учитывать,изменять,coo тносить,прогно зировать,компенсировать

эти отношения в процессе индивидуально-общественного развития личности хориста и хора в целом.

Основные положения работы апробированы на шести всесоюзных, всероссийских и вузовских конференциях по проблемам развития лнч-. ности,самодеятельного творчества,в деятельности Ленинградского камерного хора,ансамблей "Тоника" и "Доминанта" (город Гатчина), в работе инновационного консультативного предприятия "Ыайнор-Нева" и хозрасчетного Научно-медицинского центра АН СССР (Ленинград). Ав-. гор постоянно консультировал такие участников.и руководителей ряда-самодеятельных коллективов,работников учреждений культуры,учащихся школ Ленинграда и области. Теоретические выводы и методические рекомендации используются на Межобластных курсах Леноблсовпрофа, в . Ленинградском областном научно-методическом центре народного творчества и культурно-просветительной работы,на факультетах повшения квалификации и культурно-просветительной работы Ленинградского государственного института культуры имени Н.К.Крупской в процессе преподавания таких предметов,как "Методика организации самодеятельного творчества ц любительских объединении", "Методика самореализации личности в культурно-досуговоіі деятельности".

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав ("Теоретическое исследование клубной хоровой самодеятельности", "Педагогика индивидуально-общественного развития .личности в клубном хоровом коллективе"), заключения и списка использованной литературы. '