Введение к работе
Актуальность проблемы. В, истории каждого народа есть непреходящие ценности, которые передаются из поколения в поколение, из рода в род, из семьи в семью. Особую роль в реализации этой задачи играет этнопедагогика как обусловленная спецификой и .традициями этноса совокупность представлений о. воспитании и системе сложившихся в их рамках средств ц методов сошализаиии личности. Принципиальная особенность современной этнопедагогики проявляется в том, что она интегрирует накопленный веками народный опыт и научные знания о закономерностях воспитания.
Ведущим звеном преломления принципов этнопедагогики является семья, фокусирующая в себе практически все основные аспекты жизнедеятельности, выступающая решающи;, фактором формирования личности, передачи социального опыта и исторической памяти, воспроизводства трудовых ресурсов, сохранения и обогащения этнокультурных традиций. Преимущества семьи как института этнопедагогики проявляются в том, что в отличие от любой другой социальной сферы она позволяет обеспечить непрерывность воспитательного воздействия на всем протяжении жизни человека.
Этнопедагогика играет существенную роль в жизни любого народа, но особую актуальность она обретает в регионах влияния ислама, где наряду с традиционными функциями принимает на себя пропаганду нравственных ценностей мусульманской религии, для Йемена как страны древнейшей цивилизации и непреходящих культурных традиций, . этнопедагогика веками закрепляла незыблемый приоритет старейшин ' рода и семьи в сохранении нравственных устоев общества и толковании принципов воспитания. Однако в силу исторически сложившихся особенностей этого региона, развитие этнопедагогики здесь в первую очередь фокусировалось лишь на нравственном и трудовом воспитании при явно недостаточном внимании к педагогике досуга. Это явилось следствием длившейся ряд веков недооценке рекреативно-развивающего потенциала свободного времени, негативного отношения ко многим принятый в Европе и Америке формам развлекательно-игрового досуга, отсутствия традиций приоритета активных видов отдыха, сохранения глубоких различий в характере и содержании досуга мужчин и женщин.
Глубокое противоречие между объективной потребностью всемерно использовать конструктивный потеншал народного опыта и исторически сложившихся национально-региональных традиций духовной жизни в фор-
мировании культуры досуга и реальным уровнем решения этой задачи в Йеменской Республике предопределило необходимость ж целесообразность осуществления соггиалъно-педагогического исследования, и е л ь которого состоит в том, чтобы обосновать правомерность и социальную потребность развития в регионах'влияния ислама этнопедагогики досуга. Из этой пели вытекали задачи :
-
Выявить традиции арабской культуры и их отражение в этнопеда-гогике.
-
Определить особенности этнопедагогики народов, исповедующих ислам.
-
Обобщить совокупный опыт реализации воспитательного потенциала празднично-обрядовой культуры арабских народов.
-
Разработать Программу развития этнопедагогики досуга в йеменскс Республике.
Объектом исследования стала сложившаяся в регионах влияния ислама совокупность представлений о поспитаний- и системе используемых для этого в условиях досуга средств и гетодов.
Пред мето м исследования явите ^ cat; процесс развития этнопедагогики досуга какфактора постиления прингапов исламской культуры и воспитания.
Базой исследование были избраны мусульманские общины, мечети, учреждения культуры и другие центры досугоъого общения в городах Сана, Аден и сельских регионах *эменской Республіки.
Источника м и исследованы" послужили: Коран, сунна пророка Мухаммеда, шариат, программные документы "еменско"; Республики, Египта, Саудовской Аравии и других арабских стран по проблемам воспитания, документы ЮНЕСКО и Лиги арабских государств да вопросам культуры, свободы творчества,'воспитания, семьи и досуга, директивы Министерства образования Гіеменскоі' Республики, раскрывающие состояние и тенденции развития этнопедагогики и вытекающих из нее видов
И аОрК ВОСПИТаНИЯ Средствами КУЛЬТУРНО-ДО С1ТОБОЙ Деятельности; 1,0-
нограи;ии, сборники научных трудов, принятые в высших учебных заведениях арабских стран учебники психологии и педагогики, стенограммы научных конференций и другие. объективные г-атериалы, которые отражают разлинные аспекты становлеїтая и развития этнопедагогики досуга в арабском, мире, начиная с УП века.
Г и поте за исследования исходила из того, что при самом -успешном развитии в коние XX века научных основ педагогики для
ародов, исповедующих ислам, решающим фактором воспитания останется гнопедагогика, основанная на традициях мусульманской религии и тре-эваниях шаоиата. Следовательно, іовзршенствованле системы воспита-ия и организации досуга в Йемене и других арабских странах право-эрно осуществлять посредством этнопедагогики, которая, сохраняя арность идеологии ислама, будет последовательно обогадаться дости-ениями науки в области человзкознания. В первую очередь - это:
использование опыта Турции, Индонезии и других успешно развиваю-ихся стран, где верное іь исламу эффективно соединяется с широким сполъззванием б экономику культуре идосугоБО-бытовой сфере дости-ении научно-технического прогресса конца XX века;
усвоение сзвззкенндх медицинских, санитарно-гигиенических и пси-о.-хогичзско-педагогических знаний о з тазовом оіразе :изни;
п^ео одз.-ие ерэ-,чоЕеково-дог-/;ати зскоп недооценки акст-гологзи до-уга и внедрение актиено-оазеп&тю ,лх -:орм свободного воемяпрепро-
О'КДЗЧ -я.
степень паз її а 1 о т а а н о с т л п.юблемч. ьопоосы разЕИ-
ля тоадиций эткопедагопг'-и хосуга в /женской Республике специаль-о не .хіззатдті-гвал.тоь. 5 процессе анализа истории я теории Еопзоса хт "о уїлось опираться на о!5:цзсгнлзсо.'скиз и социально-педагогические селе то ннян опзсредстЕэнно зат^тгі-;ва..о;:іі';з те или иные аспекты этло-:едагоп-'ки. Е пеову,." о-езздь - .по и'отм Мухаммед :3.-ш Мухаммед Ртьн :-?-ііаі), а, Султан Н:ят.<і. Я/ня/яед А.ддуль Катер Б-а-Матраф, в ко-'О'х'х анализируются поо'лемп тоуда бита и с'-еры досуга Йемена; Аб-;анла 'Лухаи-'эз, Лотрі Га'а? Аман, научные -публикации ведущих куль-'урэлогоЕ, педагогов н просветителей Йемена, Уіу-таадмед Сайд Гарада, !у'та-.?,т:д Дли мукман, іа\г/д а-'ь-Ауди, Саг-лир А ідалла Бакдани, Ахмед Сайд ас-Стл-.п, Ахмед Бумигди, Садах эль-Пакри, Абдалла Салем Ка-іа игр, Зе> и аль-Сакак Омар аль-Гауи, Сайд Ауаль Аки, лишам Ала Бин 1д/, Абдалла Ба.зио. 1-І с пользовались иесдедоран "п Кооана и других :с-т''нь ,;олама, осуцзстЕненннз такими классиками философии, как 1бн Азаби. адь-линдк, ал^-зарабп, Ибн сина /Авиценна/, Ибн Руэд Чзе.фоэс/, аль-і'азали. Су.де-..-ТЕЄ'гШтм истопником исследования стали работы різних їїгипта, Сирии, саудовской Аравии, Туниса, Марокко, иь'.ира, изака, Йемена. Иордании и д-гутих азабских стран, в которых тшредел;лась специфика культузы и воспитания на Ближнем Востоке, эсобоз место в этом анализе прикадлз 'ит таким философам, психологам, педагогам и культурологам как: Абдульмагид А^дульрахим, дли
'I
Фуад Ахмед, Ахмед Али аль-Аадж, Ибрагим. Насер, Махмуд мандур, Махмуд ас-Саид Султан, Махмуд 'Гантауи Дунья, .Мухаммед Мунир Музеи, Над яуа хаоек гад-Алда, назми иалех Ахмед, ласан Дхамидь тахха, Ридуан ас-Саид, Хусейн Мухаммед Юсеф.
Из широкого спектра проблем, рассматриваемых в трудах вышеуказанных ученых, наиболее разработаны вопросы религиозного воспитания детской и подростковой педагогики, семейного Еоспятания. В пубяякап по проблемам народной педагогики и куль ту-щ затрагиваются ропоосы ц письменного периода развития этносов, ограничивающего зтнопздагогиі параметрами традиций и опыта. Что касается предмета и объекта этко-педагогики, ее связи с зтнограМіеЕ, традиционное педагогикой, этнической психологией, культурологией, социологией и другими сме-хча-м'и науками - приходится констатировать, что эти проблемы практически нигде и никем не разрабатывались.
Н опре.:еіе:-:нОуі мезе е сего-шине:.'. Йемене для разкггид этнопедэ гогики правоверно изучение и использование этнических ко::цепиии тзус ските мыслителен Н.;-:. Данилевского, К.Н.Леонтьева, н.А.-^ерд-ева, і'.і'. Шпета, Ю.В.Ьромде", л.н.гумпяеЕа, труды по наооднэй пе.'.агогике к.д..Ушинского, в. А.'иухомлинского, г.и.шногра 'ора, г.л.-тлазохоЕСкого исследования по культурологии досуга '.;.н.:-'!кон кгоезк, '.'.А.лжаоско-го, і:.н.Кротово:-:, В. ''.луганского, ъ.Д. лазкгинз, "!.м.Молдавского, З.в.ї.'окодова, В. У. Триод1;:да, в. л.Ядэг-а и фугих специатлстов, адаптируя и конюетизи іуя их за счет -.эзнос,"ороннэго анадлза соцнадьно-хультуриоя ситуации исдамского >ег:-:онл.
У; з т о д о д о г ч и яссдедор.а-гля ;; од:::а /л ~г/із;-:аюія Вотана -кгцикдопздкег: -е:эзэ7эс::">г. гутмости, от оа "і ль чек лс:ор"Ч5ски сдо-"ИЕШиеся езгд- !.ы на проблеми кудьлурь1 и воспитания. ПуООКОЗ и ОС/." сде^'гоз пчочтение ?1отча пот-оллло -онстаптоэвттъ, что р сяду духов юр згр?лг~ечл0стя многих его то по вате >е. , /г-авн'-\: о";оатом ".З чгсла '«достаточно образованных у ::/ і: от пе ^..гч-ю-пик исгауа ео
МЛОГОУ "~ Г-1К:" Є :'СЯ уП'Ю Є'іДО- 'ОГїт".ТИЧЄС: '. y-Q-ny 7ЄМ. 4.0 С'.'" POO В
под:-:ой мере не раскрыта его гулмл/сти зская г-рэ;а, его н-арсдген-но-созидательннй потенциал.
Варной методологи-лзско л предпосылкой нсс-тэдоб-лнл- стада идея возможности и нэобхэд :люсти интеграции е зт.-юлздагоглке досуга нэп: ход .цих цэ-:нос;ей лслама .: дост і/.зкий сот-оеменного человзкознанил,
что не только не ущемляет, а обогащает гумониетлческ.ие традиции мусульманской религии и морали. Решение поставленных в диссеогации задач стадо возможным на основе изучения научной ллтературы на арабском я европейских языках, материалов ЇНЕСК0. Лиги арабских государств, нормативних актов, правительстренньк и ведомственных документов-, а такт.ё непосредственного участит диссертанта в пазработке и осущзс-тБязнии чацчональных культурно-досуговчх программ Министерства куїьтура МД?Я, подготовке и проведении Фестивалей народного творчества /ежегодно с 1J36 по 1390/, участия в Фзльклорно-этнограТ;и-чссг:йх экс пет; іцаях.
Кроме того, использовался аяатлз специальных >хуряаяов: "Аль-їунун" /""скусство"/, ''Ать-хайат аль-такаТийа" /"Культурная извь"/, "А';ь-такаТ-а аль-гад чда" /"Новая куїьтура"/, "Аль-тарбийа ачь-гэд та" /"'с'овое воспитание"/і "Аль-ба::ет" /"исследователь"/, "Ачь-мустакбаяь аяь-араіи" /"Араіское будущее"/, "Адь-килима" /"Слово"/, "Ачь-мугалла адь-такагчіїіа" "Аль-така^а" /"Культура"/, "Аль-ча^ао^а" /"Знание"/. "Аль-Пкляль" /"Взчок"/ и другие, а также аная:п газетных статей из "14 Сктобар" /14 Экт;:бр^/, "Дс-Саури" /?згот.'циоч)р/. "Соут ачь-амадь" /Голос іа/іочегоЛ "22 Г'ньо" /22 Я?~ hV. "Ачь-у.итак" /ііізоти.г/, "Соут адь-Лемен" /Голос Йемена/, "Ас-Сахуа" /Пообу.ддечие/ по вопросам культуры, воспитания, образования, кутьтуоно- 'рс'/говой деятельности.
'Лето \о гегчческуо и методическую основу исследования пэедопоеде-
лк'гя стз г.нзвековне тоакта.'ы по педагогике и гчлософли, идеи уч-зннх-
азабисгов, кас-зя1 чиеся своеобразия арабской куїьтурн, труды совзе-
меннчх псга/нстов, позволиваие увидеть проявление общечеловеческих
полчципов ку-'ЗТ.уочо-цосуговой деятельности в специфических услови
ях арабского мира. На стратегию ис лодованпч оказала нижние раз-
рр'отачнач і Санкт-Петербургской государственной Академии культуры,
чн з.то'/.зуузго огдых и дальнейшее физическое и ду:оЕное развитие
тиччости /Ч.\. Ари а 1С кий, Е.С.Ки эсаков, А.".Марков, v. А. Новикова,
З.А.Т.-.тов, З.В.Сокодре и -.тугие/. . ,
Среди источников,предопределивших методологи» и методику иссле-доган'ч, - ряд документов по статистике и планирован.;;.") Чичистер-стЕа культуон и Министерства образования Йеменской Республики; іеком-знд.'ш,:-м-Первого национального семинара "Детское будущее", по п:облеуа\і детского воспитания, заключения Ассоциации по образовании, воспитанию, культуре и науке при Лиге арабских государств по вопросам культурного развития наоодов Среднего Востока'и
Северной Лірики.
исследование осуществлялось е течение пяти лет /с 1991 по 1995 гг../" и включало три этапа, основанных на ::спользоЕании слс-темы различных методов социально-педагогического исследования в соответствии с характером решаемых на каждом этапе задач.
На первом - аналитическом - этапе /19У1 - 1992 гг./ изучалась история и теория вопроса. В частности, было проанализировано свыше 380 монографий на арабском и русском языках, более 40 сп -авочно-инач рма ионных материалов, сборников, научных трудов и других публикаций, позволяющих обобщить теорзтико-мегоцологические аспекты проблемы этнопедагогики досуга.
Второй - диагностико-С'.иксиоукьий, поискоьо-констатирухщик" - этап /1УУ2 - 1УУЗ/ был связан с аналлзоу деятельности мусульманских общин, мечете;:, культу но-досугов .х учредде..ий, энских, детских и молоце.кн'х организаций в городах Аден, иана, 366, Таизз, к)т>?н, а так. е селах Аденской провинции.
На третье:.-. - то л.ирующем - этапе /iyJ3 - 1995/ осудесгіг т-тась оп.л,но-экспериментадь,-,ая работа, в ходе котоооі; апробировалась и внедо-лась-разработанная диссертантом поопамма )азЕ*.:ти:' этнопедагогики досуга как средства .'ОчЭмиооЕани - культуры зэаякза^ла нозвстБзняо-эстетичэского потанц 'ада с^э.'одного времени б Йеменской Республике.
Однако на lcsx оі'аиах исслецог-гжя^и, г; пе зву.: эчарздь,4 их его закгсчительяой с гадил в 19G6 году осоЗоз вн-.'..а-:ие уделяюсь анализу "ол-зе 2-У J т.эудов соьремен-.гдх пе:.агогзБ и ку дьтуро югов-;ісла-мистов, /отозыз раскрыли иравс-;'ве-і.-іо-гууа-;истичЄ'. кие о. чоь' ,у-сульманоззі". религии и культуоы, позволили уЕ:.::;еть "епрзхо ,.-г.-не общечеловеческие принципы этнопедагогики досуга т. с .ещ-г-п .ески:с условиях а ;а 1с кого ;-/ира.
достоверность исследования обеспечена четкостью исходных ме-.тодо/югилеских позиций, типичностью баз научного анализа, 'ііиооіой его источников; соответствием методики и оргая/эац ;и кс; ледоьания его цели, задачам, о; секту и предмету.
Научна я новизна иссле кования проявилась в системном анализе Кооана, вгігекаядах из нзго uporэай.нчх документах исдама и оспОЕОПол:;га:сщи:<. трудов культуюлвгов л педагогоЕ-исла\:кстов с позиции отра ения в н х и геологии этнопедагогики ірсуга.
В результате исслздованля в научный оборот включен значительный массив культурологических и педагогических дактов, котоэые
никогда ранее не были предметом изучения как в исламиситике, так и в теории культуры и педагогике, а ныне могут рассматриваться как методологическая основа этнопедагогики досуга народов, исповедующих ислам.
Исследование позволило раскрыть специВику воспитания в мире ислама, где религиозные, государственные и семейные принципы восприятия человека и путей формирования личности соединились в этнопедагогике, которая наиболее полно проявляет себя в условиях быта и досуга.
Практическая значимость исследования выразилась в разработке и обосновании "Программы развития этнопедагогики досуга в ЙеменскоіІ Республике", которая позволяет объединить усилия государства, мечети, школы, сошально-культурных институтов и семьи в решении национальных задач воспитания подрастающих поколений и рационального использования нравственно-эстетического потенциала досуга.
В результате исследования разработаны рекомендации, которые способствуют социальному осознанию необходимости дальнейшего развития этнопедагогики досуга как средства совершенствования се-г.'іе-ного воспитания и деятельности учреждений культуры по рациональной организации свободного времени разных групп населения.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикации автора и их общественного обсуждения, выступлений диссертанта на четырех научно-практических конференциях; профессиональной общественно;! экспертизк "Програшы развития этнопедагогики досуга в Йеменсвоа' Республике" в Министерстве культуры Йемена.
Теоретико-эмпирическое исследование развития этнопедагогики досуга в регионах влияния ислама, осуществленное в 1931-.995 гг. позволяет вынести на защиту:
-
Обоснование этнопедагогики досуга в регионах влияния ислама как средства воспитания и явления культуры, органически соединившего традиции мусульман, требования шариата, специфику этноса к современные достижения человеконнания в решении комплекса соииально-педагогических проблем, связанных с реализацией нравственно-эстетического потенциала досуга.
-
Положения об условиях дальнейшего развития этнопедагогики досуга в Йеменской Республике, которые предполагают:
- развитие гуманистических традиций ислама, основанных на приоритете прав и свобод личности, и позволяющих в отличие от
бытующих на уровне обыденного сознания представлений использовать свободное время как мукчин, так И" женщин для просвещения, любительского творчества, развлечений и других гборм культурно-досуговой деятельности;
пропаганду.современных медицинских, санитарно-гигиенических психолого-педагогических и культурологических знаний, о здоровом образе жизни и значимости .активного досуга;
преодоление проявляющейся со времен средневековья догматической недооценки ценностей досуга и внедрение активно-оазвивакь тцих 'Тюрм. свободного времяпрепровождения разных групп населения;
. - возрождение национальных традиций прикладного искусства как ведущего направления свободного врємяпрєпровоядєния;
вовлечение всех групп населения, включая девушек и" яеншн-матерей" в .социально-культурное творчество, стимулируютее развитие индивидуальности;
использование опыта развитых стран Востока, гце приверженность исламу эФТективно сочетается с широким использованием в экономике и досугово-бытовой ссбере достижений научно-технического прогресса конца УХ века;
содействие созданию благоприятных условий развития социально-культурной активности во всех сйерах жизнедеятельности.
3. концепцию ,,т-Тациональной программы реализации нравственно-эстетического потенциала этнoneдагогики досуга в йеменской Республике", которая включает:
раскрытие целевых ориентиров и задач реализации нравственно-эстетического потенциала досуга;
характеристику субъектов осуществления программы;
меры по созданию правовой, "инансово-экономической и материальной базы общественной организации досугя;
приоритетные направления культуоно-чосугово1" деятельности, обеспечивающей элективное использование свободного времени;
организационно-методические предпосылки внедрения программ в повседневную практику духовной «сизни;
систему подготовки и повышения квалификации специалистов -социальных педагогов досуга;
критерии эффективности реализации нравственно-эстетического потенциала досуга.