Введение к работе
Актуальность исследования состоит в его направленности на решение задач активизации Человеческого фактора в сфере досуга.
Связывая воедино реальные возможности и перспективы качественного улучшения всех сфер жизнедеятельности нашего общества, партия обращает особоз внимание ка тенденцаи развертывания в новых социально ценных формах массовой творческой инициативы молодежи. Живое творчество масс, развитие самоуправления, поощрение инициативы, самодеятельности и составляет суть всякой перестройки.
"Работа с молодежью не может быть оторвана от всей гаммы культурно-просветительных задач, идейно-нравственного формирования личности. -Мы не можем, допускать разрыва между ростом материального состояния народа и духовной зрелостью человека. Се-: одяя отчетливо видно: многие трудности перестройка, обновления общества рождены недостатком культуры в самом широком ее понимании".
Особую актуальность в последнее время получила деятельность культурно-просветительных учреждений в работе . неформальными молодежными самодеятельными объединениями музыкальной направленности. Анализ практики показал, что между ними нет надежного способа связи, обеспечивающего развитие творческой активноста участников объединения, развития их музыкальных способностей и задатков. Следует учесть, что "застой просто нетерпим в таком живом, динамичном, многогранном деле, как информация, пропаганда, художественное творчество, художественная самодеятельность, работа клубов".
В современных, условиях ..олодежные неформальные .музыкальные объединения, группы досугово-творческого характера выступает как разновидность "встречного" движения народа к культуре. Исследования показали, что основной тенденцией повсеместного раз-
Торбачев М.С. Молодежь - творческая сила революционного обнов-лениягМ.гПолигаздат, 19Ь^-й.іЗ.
'ііатериали ХХШ съезда Коммунистической партии Советского Со;с-заг-.vi.:Долитиздат, I986rC.57-58 .
вертывания этого двияения является наличие разнообразных типов молодежных музыкальное .объединений,; созданных по инициативе "снизу". Поэтому резко возросла их популярность в последние годы. Однако стремительный рост в молодежной среде таких неформальных музыкальных объединений, как вокально-инструментальные ансамбли (ВИД), рок-клубы, дискотечные группа, где увлечение
современной многодецибальной поп-музыкой, крикашгчии песнями-однодневками, бессодераательянми дискотечными программами, . пс-драяаащими плохим запядяим образцам, формирует чуждые нам нормы поведения, что сопровождается весьма ощутимыми изменениями в организации досуга молодежи в целом. Вот почему особую важность приобретает изучение специфики, содержательных, организациояянг и методических основ развития и Функционирования самодеятельных молодежных музыкальных объединений.
Ввиду того,, что сегодня "вопрос о позиции молодого поколения приобретает огромное политическое звач-зие", становится актуальной исследовательская проблема выявления и осмысления реальных проблем и перспектив молодежного ттяициативного двияения в сфере музыкальной художественной самодеятельности. В этой -направлении и проводился научный поиск данного исследования.
Степень научной разработанности проблему. Теоретический анализ вопросов становления молодого поколения, его социализации и воспитания, осмысление особенностей его участия в духов-ног гизяи советского общества и перспектив повышения культурной активности был осуществлен во многих трудах советских ученых. НачянйГіГбО-х годов возрастает интенсивность научных изысканий $илосо$огі, социологов, педагогов, теоретиков культуры, искусствоведов молодежных проблем.
Советскими исследователями молодеаяые проблемы рассматриваются на трех уровнях: методологическом, теоретическом и научно-методическом.
На методологическом уровне в рг. JoTax В.Г.Алексеевой и В.Бзс-тр:еза-Ладц, Б.Н.Борлза, ЛЛ.Буевой, С.Н.Иконниковой, В.Т.Лисовского, Л.Н.Когааа, й.С.лона, В.А .Разумного, А.Г.Харчева, В.БЛур-
ь*таэаады Пленума Центрального Комитета КПСС,27-28 января
I. i-7" г э^а г Л.: иолитдздат, 1387-г С .36.
банова, В.А.Щубкина, В.А.Ядова выявлены и осшсленны: становление этой специфической демографической, возрастной и социальяо-психологлческой группы; диалектический характер многогранного процесса превращения юношей и девушек в субъект общественных отношений; специфика молодежного сознания и введения в соответствии с потребностями активизации человеческого фактора.
Показательно при этом, что уже на методологическом уровне в ряде, работ раскрыты,значение и сложность проблемы включения подрастающего поколения в систему культурных отношений и процессов. По мнению указанных ученых, ведущим комплексным средством коммунистического воспитания молодежи в условиях развертывания социалистической демократии и -лрьбы за ускорение социально-экономического развития общества является культура. Вследствие этого в настоящее время особого внимания требуют вопросы целенаправленного формирования молодежного интереса к культурным ценностям: интеллектуальным, этическим, эстетическим, всемерного стимулирования творческой инициативы юношей и девушек в сфере куль-туряой"деятельности.
В последние годы бпубликовая ряд теоретических работ, освещающих специфику процесса приобщения молодежи к культурным достижениям прошлого а настоящего, иерархия молодежных интересов и предпочтений в сфере потребления, духовных ценностей, процесс развертывания массово-молодежной инициативы в различных видах досуговой деятельности, особенности и перспективы осуществления творческих стремлений молодого поколения в сфере досуга. Данная проблематика получила подробное освещение в работах А.И.Арноль-дова, О.П.Азарова, М.И.Баскина, Л.И.Беляевой, Н.М.Высоцкой, д.М.Генкина, С.Н.Иконниковой, А.Л.Карамытева, Ю.Д.Красильннко-ва, Н.В.Кротовой, ЭЛ.Петровой, А.В.Сасыхова, В.В.Савельева, Е.И.Смирновой, Э.В.Соколова, В.Е.Триодина и других. Несмотря на тематическое разнообразие научных трудов данных авторов, зримо
прослеживается единодушие в главном теоретическом тезисе^ задачи совершенствования культурных контактов молодых людей и повы-
.'. шения индивиду&чыюй творческой активности не реиастся автоматя-
' чески. Важнейшим условием повышения эффективности культурно-воспитательной- работы с молодежью выступает-совершенствование структуры, характера а форм досуговой деятельности, наполнение их
. духовяо-йравственяш'содержанием'.:-
Узловые моменты процесса стимулирования интереса молодеки к культурно-просветительной деятельности И-ее включения в познавательную, поисково-исследовательскую и художественную деятельность в рамках свободного времена, проанализированы в докторской диссертации В.Е.Триодина и кандидатских диссертациях В.Н.Во-ловика, Г.Г.Волощенко, A^gaUfbouKuro, А.В.Каменца, Н.В.Коваленко, Н.В.Кшрушевой* T-JUOnapiiHa,, Э.И.Петровой, Ф.А.Соломони-ка, Н.М.Тарасюк, В.М.Зуева и др.
Наконец, имеется ряд работ, посвященных музыкальным самодеятельным коллективам.-Н.С.Дружкина, А.С.Каргина, В.Г.Кузнецова, В.В.Савельева, Ф.А.Соломоника, В.Н.Шкурина, которые с различных сторон рассматривают проблемы музыкального самодеятельного творчества, но они не касались непосредственно проблем неформальных молодекных объединений.
Таким образом, проведенный анализ показал, что исследование психолого-педагогических условий совершенствования деятельности молодежных самодеятельных объединений любителей музыки другими авторами не проводилось. Актуальность проблемы в ее слабая изученность и определила тему данного исследования.
Все это определило цель диссертации: выявление психолого-педагогических условий повышения воспитательного и творческого потенциала деятельности неформальных объединений любителей музыки. Данная цель определила следующие исследовательские задачи:
анализ объективных и субъективных факторов возникновения и развертывания молодеаного инициативного движения музыкальной направленности в нашей стране;
изучение специфики и воспитательных возможностей различны: форм молодежного инициативного движения любителей музыки, выявление "открытых", реально существуэдих проблем внутри групповой деятельности неформальных отношений молодых любителей музыки;
определение и раскрытие психолого-педагогических условий обеспечения социальной ценности функционирования самодеятельных музыкальных объединений молодежи;.
разработка и апробация научно-методических рекомендаций по совершенствованию деятельности неформальных досугово-творчес-ких объединений молодежи и способа их взаимодействия с культурно просветительными учреждениями.
Объектом исследования явилась деятельность самоуправляемых
' неформальных музыкальных объединений молодежи.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия совершенствования содержательных аспектов деятельности неформальных объединений молодых любителей музыкального искусства.
Методологической основой исследования являются идеи классиков марксизма-ленинизма, материалы ХХУП съезда КПСС, Январского и Ишьского (1987г.) Пленумов ЦК КПСС, XX съезда ВЛКСМ, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, других партийных и правительственных документов о коммунистическом воспитаний молоде-ки, о развитии ее инициативы, самодеятельности, творчества в сфере досуга.
Особое значение имеют для нас ленинские положения о молодс-ки как специфической возрастной и социально-демографической группе, о ее месте в социалистическом обществе, о воспитательных воз-мояностях культурно-просветительной работы, о необходимости под-Чернання и стимулирования наиболее ценных молодегяых начинаний в общественно-политической и культурной жизни.
Теоретическую основу диссертации составили труды классиков
советской педагогики . Н.К.Крупской, А.В-Луначарско-
го, А.С.Макаренко, В.Д.Сухомлинского, С.Т.Шацкого, работы советских ученых по вопросам воспитания, организации и управления культурно-просветительной работы.
Слонность рассматриваемой проблемы потребовала.использования комплекса различных методов, исследования.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап носил теоретический характер и заключался в анализе теории и истории вопроса, выявлении проблемы, в разработке программы исследования, определении цели и задач исследования, в формулировании гипотезы, раскрытии специфики деятельности неформальных объединений любителей современной музыки и характеристики основных тенденций их развития.
Шло проведено 132 беседы с участниками неформальных музыкальных объединений, в ходе которых ставились предварительно разработанные вопросы. 35 бесед было проведено с лидерами объединений, касающихся вопросов репертуарных установок а предпочтений руководителей этих общностей и их взглядов на педагогический аспект их деятельности; включенное наблюдение позволило увидеть определенные изменения и.характерные черты в деятельности ВИД,
рок-клубов, КСП и других групп любителей современной музыки; а с помощью экспертной оценки выявлены и отражены в диссертации позиции профессиональных музыкантов, педагогов, культурно-просветительных работников относительно реального состояния и перспектив развития групповых форм освоения культурных ценностей.
Наряду с изучением их материалов в течение всего периода работы над диссертацией поддерживались непосредственные контакты со специалистами, занимающимися научно-методическими и худ.жест-веяно-педагогическими аспектами деятельности неформальных досуго-вых общностей молодежи в сфере музыкального самодеятельного творчества. .
Второй этап включал в себя, в основном, констатирующий эксперимент, который был проведен с целью выявления современного состояния молодежного инициативного движения в области музыкального самодеятельного творчества. При этом проводился опрос культурно-просветительных работников и участников самодеятельных объединений любителей музыки (анкетировано 250 человек, интервью -62 человека), позволяющий определить трудности, типичные недостатки и противоречия в работе с разновозрастными группами молодежи; анкетирование молодых людей - любителей современной музыки (350 человек), представителей среднего и старшего доколений (300 человек) в целях выяснения их отношений к факту существования спонтанно возникающих музыкальных объединений молодежи и к специфике их деятельности.
Репрезентативность полученных данных обеспечивалась приме- , вением квотной выборки.
В результате исследования была разработана педагогическая, программа совершенствования деятельности неформальных молодежных объединений любителей современной музыки.
Третий этап составил формирующий педагогический эксперимент
с целью проверки гипотезы, который позволил разработать методику
эффективного обеспечения воспитательно-творческого потенциала
деятельности неформальных молодежных объединений любителей сов
ременной музыки. В ходе опытнсРэ! їпериментальной работы осущест- .
елялось вклззчаяноа. найлюенае^^шоводились^бе „еды с участниками
меоощшятай. --.—.-.—ч»,*^-;. —-
.Экспериментальными- базами исследования являлись спонтанно создаякие самодеятельные молодежные коллективы,, вокально-инстру-
ментальные ансамбли "Ритм", "Нюанс", "Октава", клубы самодеятельной песни "Факел", "Надежда", "Бремя", дискоклубы "Встреча", "Меридиан", "Орбита" Уваровского района Тамбовской области, вокально-инструментальные ансамбли "Русская мелодия", "Металлист", "Аккорд", клубы самодеятельной песни. "Унисон", "Дебют",-"Мечта", дискоклубы- ."Час пик", "Фестиваль", "Планета" Сосновского района, встречное педагогическое взаимодействие осуществляли районные дома культуры, Вирятинский и Шапканский сельские дома культуры. .
Контрольными, базами являлись,, вокально-инструментальные ансамбли "Лира", "Вита", "Ромаьл:ики", клубы самодеятельной песни! "Глобус", "Пламя", "Мелодия", дискоклубы" "Встреча для Вас", л "Бега", "Вокруг света" Тамбовского района', вокально-инструментальные ансамбли "Русские богатыри", ЧЭлимп", "Конкорд", клубы самодеятельной песни- "Контакт", "Первый шаг", "Надезда", дискоклубы "Тамбовчаночка", "Диксиленд", "Ретро" Сампурского района Тамбовской области.
Экспериментальные и контрольные базы были подобраны с примерно равным по составу контингентом, его организационным основам, материально-техническому обеспечению.
В экспериментальных.районах, клубные учреждения стремились найти способ взаимодействия с неформальными группами общения, через творческое сотрудничество, не нарушая их организационной основы.
Научная новизна и теоретическая, значимость исследования состоят в следующем:
дан анализ нового социально-культурного явлеяия-инициа-тивного молодеяного музыкального движения:спонтанно созданных объединений любителей музыки ВИА, дискотечных групп, КПП и других инициативных объединений, которое мояет быть регулируемым, управляемым процессом. Анализ' , выявил его характерные черта: стремление к авторсішм формам самодеятельного творчества; самовоспитание, самоорганизация, экспериментальные начинания; поиски новых средств музыкальной, поэтической, пластической выразительности; повышение требовател'чости к идейной и эстетической стороне 'репертуара;
в выявлении оргализациоянх условий совершенствования доя-
тельности инициативных объединений любителей музыки; культурно-просветительных учреждений а общественных организаций в целях стимулирования культурной и творческой активности неформальных музыкальных объединений молодеет; взаимодействие общественных и государственных организаций по руководству неформальными объединениями любителей музыки непосредственно на местах; социальный контроль за деятельностью неформальных молодежных музыкальных объединений;
- в определении псахолого-педагогаческих условий совершенствования деятельности самодеятельных объединений любителей музыки: изучение изначальных установок лидеров а активистов, работающих в различного типа неформальных объединениях, вне стен, а зачастую и вне систематического влияния культурно-просветительных учреждений, которые решающим образом воздействуют на цели и характер их развития; создание благоприятного нравственно-психологического климата; формирование здоровых межличностных отношений; влияния художественного уровня репертуара на духовно-ценностные ориентации их участников и аудиторию.
Практическая значимость исследования состоит во внедрении в практику деятельности культурно-просветительных учреждений-Тамбовской области методики работ с неформальными самодеятельными музыкальными молодежными объединениями.. В базовых районных . Домах культуры Самцурского, Тамбовского, Уваровского и Сосяовс-кого районов Тамбовской области созданы творческие лаборатории по развитие и методическому руководству инициативными молодежными объединениями любителей музыка.
Результаты исследования могут найти практическое применение в деятельности культурно-просветительных учреждений и научно-методических центров народного творчества и культурно-просветительной работы по руководству неформальными молодеяными объединениями, в системе подготовки и повышения квалификации работников кулі туры, в деятельности комсомольских организаций по развитию моло-деаных центров досуга. Положения, выводы и практические рекомендации используются в учебном процессе на хоровом и эстрадно-духовом отделениях Тамбовского филиала Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного института культуры, областных курсах подготовки и переподготовки кадров культурно-просветительной работы.
Апробация результатов исследования проходила:
- в выступлении на областной научно-практической конференция, посвященной 350-летии Тамбова "Некоторые вопросы управления самодеятельным коллективом и эффективность его творческой активности. Из опыта работы самодеятельного академического хора Дома работников просвещения г.Мичуринска". (Тамбов, 1985).
Цель исследования, совокупность решаемых задач, логика на
учного эксперимента определили структуру диссертации, которая
включает в себя введение, две главы, заключение, список исполь
зованной литературы. " .
Структура диссертации подчинена логике научного поиска и последовательного изложения еи результатов. В 1-й главе "Сущность и специфика развития инициативного молодежного движения музыкальной направленности" дается анализ объективных и субъек-. тивных факторов возникновения .а развертывания в нашей стране молодежного инициативного движения музыкальной направленности; изучена специфика воспитательных возможностей различных форм моло--денногб'инициативного движения любителей музыки, чт^"соответствует первой и второй задачам исследования.
Во П-й главе диссертации "Основные условия психслого-педа-гогического обеспечения воспитания участников самодеятельных объединений любителей музыки" на большом фактическом материале выявляются мотивы, потребности участников неформальных объединений, на их основе определяются психолого-педагогические условия совершенствования деятельности молодежных неформальных объединений любителей музыки, что соответствует 3-й и 4-й задачам исследования.