Введение к работе
Актуальность проблемы. Общественноэ развитие последних лет, гопал СССР, межнациональные конфликты, переросшие в открытую' эйну, взрыв национально-сепаратистских настроений в ряде регион Российской Федерации со всей очевидностью показали,' что шгааийся более полувека социальный экспершент по формированию ІиноН социальной общности средствами идеологического диктата п элитического волюнтаризма, основанного на массовой ддзинформа*» їй общественного мнения и искусственном приукрашивании рааль-эй ситуации» не только не привел к решении рациональной пропеки, а еце более усугубил веками накапливавшиеся противоречия.
Сегодня соверяенно ясно, что решающим условием разрешения элнупцих человечество проблем может и должна стать культура, эторая основывается на уважении к национальным ценностям, пра-зм, обычаям, норма).!, формам самовыражения и иным особенностям обого этноса, на признании вклада каядого народа в'духовные анноети человечества,
' Однако в сложившейся ситуации мало констатировать особую эль культури межнациональных отношений* Необходимо изыскать їальше резервы, найти конкретные механизмы разрешения сложив» іхся противоречий. Огромный потенциал формирования и функцио-фовашог культури межнациональных отношений заложен в сферо зсуга, которая интегрирует в себе динамику общественных отно-гний, остро реагирует на сложные социальный'явления и процессш
В культурно-досуговой деятельности сегодня во псей полноте зоявляятея противоречивые и порой болазненяно процессы поллрн-іцлпі мировоззренческих взглядов, развития национального само-ззнапия. В одних случаях - это носит социально оправданный ха-іктер утвервдения самобытности национальной культура, в других приобретает оттенки политической спекуляции на национальных гаствах лгдей и строится на равдувании национального эгоизма, мводяцие к национальной розни и вражде.
Преодоление этих негативных явлений в сфере свободного вре-гни разных групп населения может служить культура и пропаганди-тацие ее непреходящие ценности национально-культурных объедине» їй. Однако-их нравственно-эстетический потенциал fr* культурно-
досуговой деятельности реализуется явно неудовлетворительно.
Глубокое противоречие между объективной потребностью использовать созидательную силу культуры и реальным уровнем решения этой задачи обусловило необходимость и целесообразность исследования, цель которого выявить объективные возможности -национально-культурных объединений в формировании культуры ме национальных отношений и обосновать механизм решения этой соц ально-педагогической проблемы.
Для осуществления поставленной цели автор выдвигает ряд задач;
I. Раскрыть сущность культуры межнациональных отношений, предпосылки и условия ее формирования в условиях свободного времени.
2..Определить состояние, проблемы и противоречия формирования культуры межнациональных отношений в сфере досуга.
3. Выявить педагогические возможности обцественно-инициа-
тивных национально-культурных обществ в формировании культуры
межнациональных отношений.
4, Обосновать механизм формирования культуры межнациональ
'них отношений в процесса деятельности национально-культурных
объединений.
; Объектом исследования явились национально-культурные объе динения разных типов, функционирующие на базе культурно-досуго вых учреждений.
Предметом - процесс формирования культуры межнациональных отношений средствами просветительской*и художественно-творческой деятельности национально-культурных объединений.
Основными базами исследования были определены Национально-культурный центр при Дворца культуры им. Кирова в г. Санкт-Петербурге и национально-культурные объединения в г. Улан-Удэ. Багами сравнительного анализа стали национально-культурные объ< динения, фуннционирувдие при культурно-досуговых учреждениях" Краснодара, Казани» Челябинска и сельских домах культуры Смскоі Орловской и Тамбовской областей. ..'
Степень разработанности проблемы. Анализ литературы показывает, что интерес к межэтническим проблемам в нашей стране и за рубежом был, всегда. Исследования зарубежного опыта по даино? проблематике раширили наши знания как в осі част:! гткицирчзль-
ых отношений в целом, гак и о процессе формирования культурі ежнационального общения, в частности. Практика Соединенных ,татов Америки, Канади, Новой'Зеландии, Австралии и других тран показывает, что в рамках социальной системы воспитания юает положительно и эффективно функционировать концепция "куль-урного плюрализма", который базируется на идее всеобщего и пол-юго равенства всех народов независимо от расы, вероисповедания [ социально-экономического статуса, где культура рассматривает-:я как свяэущее звено между ними. Согласно этой концепции, сультурные ценности всех этносов, проживащих а регионе, долж-ы быть освоены всеми его жителями.' it сожалению, данная проблема не всегда рассматривалась в контексте единого процесса раз-штия мирового сообщества. В первую очередь это относится к грудам советских исследователей и работам авторов из стран бываете "социалистического лагеря", которые в полной мере носят іллюстративньїй характер, а порой стремятся выдать желаемое за , действительность. Конструктивный вклад в научный анализ проблемы внесли исследования философов, историков, этнографов и других специалистов (А.А.Агаев, И.Ф.Аношкин, Э.А.Еаграмов, В. И. Белоусов, Я.С.Еролиш, Ю.В.Бромлеи, Р.її.Арманд, Т.Ю.Вурмистрова, А.И.Головнев, В.Н.Гончарова, С.Т.Калтахчан и другие), которые обосновали понятие "культуры межнациональных отношений", раскрыли сущность интернационализации экономической и духовной жизни в различных республиках бывшего СССР, выявили тенденции развития межнациональных отпадений.
Анализу состояния теории и истории вопроса способствовали труды Л.И.Гумилева, Р.іі.Грдаелидзе, М.П.Кпы, И.И.Серовой и других исследователей проблем межэтнического взаимодействия и культуры метатционального'общения. Работы Ю.В.Арутюняна, Л.М.Дробнчевой, /і.С.ї(агана, П.С.Кона, Г.В.Старовойтовой помогли раскрыть специфику формирования культуры межнациональных отношений и социально-психологические условия реализации этого процесса.
. Для понимания рассматриваемой проблемы существенную помощь оказали работы С.Н.Артановского, Н.-В.Параповского, М.И.Вайчука, Л.Н.Веревкина, Л.Л.Рыбаковского и других, носвяценные миграционным и этнокультурным процессам; работа, отражапціС* практику функционирования раэличны%этнокультурных формирований в уело-
іш/u полиэтнической среди (Л.Ц.Сазвднц, Ю.Б,Вартанов, М.А.Вдн-штейи и другие)» труди p'Wi зарубежных авторов (Е.Аурбургор, Л.Баллов, М.Энгаан, С.Унгар и другие).
Многочисленнее исследования до последнего времени в cooeft мэтодояогии опирались на марксистское учение о классах. Именно классовый "пролетарский интернационализм" был положен в осі юн у построения всех национальных отношении, выдвигая на первий план приоритеты классового хпуиктпр» перед национальпнмн. С подобных позиций рассматривалась данная проблема и в работах авторов, исследукщих сферу культурно-просветительной работа, где проблема штернацнонального воспитания высвечивалась в рампах общей концепции коммунистического воспитания личности. Подробная классификационная таблица диссертацноннюс исследований, посвяцйниых интернациональному воспитания, приведена в диссертации Д.НЛатшюва. Сна дает полное представление о масштабах этих исследований и о том внимании, которое уделялось данноіі проблемо в советский период.
Значительная'часть исследований, внесших определенный вклад в разработку проблей межнационального контактирования, в большинстве своем подгонялись под вульгарно-мотафнанчоскио формулы: "расцвет и сближение наций" к "национальная по форме и социалистическая по содержанию культу}»", что но отражало су тествукщей сложности .-этнокультурных процессов.
Работы последних лет, лкленнне необходимости выполнять пропагандистские функции, но не сшігшфю сложности проблем межнациональных отношений, заняти, в основном, анализом проте-ходяцнх в общество кетатннчесйМх процессов, выявлением прн«:«1 и противоречий в вояннтаоП сегодня п ротонах бившого C'.Xlp и
СТраН ВОСТОЧНОЙ йЬрсШ KP'.pHC'IOt С'.'ГуїЦИИ, !!'-'*.""'" >i:i".".!V.<'b1b!!«K СПОСОбОВ уреГуЯІГрОГОІПЯ "Г.'т;!ОНггМ«-'Х і:гм!-^і!'ТГ":,
Это обусловило нчобК'М'г-'ост'и япоі'ностн, проанаииакровать состояние и проблеш формирования культури мвадшционйль-ньос отнааений в сфере свободного времени средствами культурно-доеуговой деятельности ойдестзекно-инициатпвнух объединений национально-культурной направленности.
С отих позиций раскрывается роль наююналыкжуяьтурного объединения, создающего лсихояого-педагошческие условия для формирования культуры можнагіиональнях отноштшЛ, гдя то пгод-
аяляотся нам как споцифичеснпя общность лщей, объединящих-t по этнокультурному признаку и ставящее целью иоучение, СО-іаненио и далышйшоэ развитие национально культурних традии^й их обогащение за счот испольйопйния огша-а других народов, іроиую пропаганду достижений культури денного народа, раскры-от роям и мости национальной культура п духовных ценностях іяопечйотва.
Мвтодологип исследования опиралась на понимание культуры жняционпкыгух отношений, как систеш взаимоотношений-предста-ітелей различных этносов, основанной на глубоком уважении к щиональным ценностям, правам, обычая?.!, традициям, нормам, ірмам, на признании вклада каждого народа в духовные ценности ловечества и учете обогацапцего характера взаимопроникнове-я и взаимодействия различных культур.
Ключ к решению проблем межнациональных отношений мы виде-; не в территориально-национальной модели ее реализации, а в .ционально-культурной автономии, в рамках которой представн-ль любого этноса получает возможность удовлетворять свои требноети идентифицироваться в сфере культуры со своим наро-м, принять участие в пропаганде лучших образцов национальной льтуры, ее духовних ценностей и традиций.
Мы учитывали особую роль культуры, как фактора интеграции родов; опирались на конструктивные возможности искусства, коров не знает границ и способно пропагандировать культурные стижения любого относа (М,П.Бахтин, Н.Л.Бердяев, В.С.Соловьев, О.Лосский, П.П.Чаадаев и другие). Для понимания рассматривав— й проблемы существенную помочь оказали работы представителей гіадной философии Гадамера Г.-Г., Гелена А., Хайдегера М., зтертона Г.К., подчеркивающих роль духовного опыта человече-за, обеспечипапцего непрерывность культурного наследования и ределяюцего его жизнеспособность.
Для понимания рассматриваемой проолемы автор обратился к дам В.М.Ленина, посвященным национальному строительству сотского государства. Многие положения марксизма по националь-ду вопросу не вызывают сомнения. Ццнако ряд поступков ВіИ.Ле-m и его последователей (о приоритета территориально—нацио-іьной автономии, о подчинении национальных отношений классе— t и т.д.) оказались глубоко ошибочгпнмн к по-мношм прндопре-
делили усиление национальной вражды-в настояций период.
Методика и организация исследования строилась на системе взаимодополняющих методов научного анализа и включала разностороннее изучение теории и истории вопроса, контент-анализ документов, научных публикаций, периодической-литературы, методических материалов. Сочетание психологических, социологических (анкетирование, интервьюирование) и педагогических (программированное наблюдение) методов позволило осуществить на базе 9 национально-культурных объединений формирующий эксперимент к получить необходимые результаты, обеспечивающие их объективную оценку и репрезентативность.
Исследование включало в себя три этапа. На первом этапе была подготовлена теоретическая база научного поиска, где наряду с изучением теории вопроса проводился анализ опыта организации и деятельности национально-культурных объединений путем знакомства с положениями, уставами, регламентирующими их работу. На этом этале применялись аналитические методы, позволившие сформулировать основные направления исследования, выдвинуть цель, задачи и исходную гипотезу. На этом этапе исследования изучено более 800 документов и 340 монографий и других научных работ, отражающих проблему формирования культуры межнациональных отношений во,всем мире, состояние и уровень ее разработанности.
На втором этапе осуществлялась экспериментальная работа, в которую входило определение путей формирования культуры межнациональных отношений средствами культурно-досуговой деятельности и педагогических возможностей национально-культурных объединений в этом процессе. D эксперимент были вовлечены 9 национально-культурных объединений: латышское, немецкое, грузинское, украинское - в г. Санкт-Петербурге и русскоязычное, татарское, тувинское, якутское, бурятское - в г. Улан-Удэ.
На заключительном этале исследования был осуществлен формирующий эксперимент, связанный с созданием и стимулированием деятельности национально-культурных объединений, в результате которого подтверждена обоснованность выдвинутых положений, выявлен механизм формирования культуры межнациональных отношений в сфере досуга.
Гипотеза исследования исходила из того, что просветитель-кая деятельность национально-культурных объединений может стать редством формирования культуры межнациональных отношений в том лучав, если она будет являться одним из направлений государственной досуговой политики с учетом специфики национальных роблем в отдельных регионах и если цели общественно-просвети-ельского движения будут направлены на сохранение, дальнейшее азвитие национально-культурных традиций этносов, их обргащениэ а счет использования опыта других народов; на включение кон-ретных этносов в социальную жизнь региона;.на стимулирование бщественных инициатив этнокультурного характера; на правовое, атериально-технич~ское и организационно-методическое обеспе-еиие этих инициатив ;:. >нкратних формах социокультурной деятельности .
Научная новизна исследования проявилась в уточнении и обо-иовании понятия "культура межнациональных отношений; в опре-злении особой роли досуга, создающего широкие возможности для охранения» развития и обогащения традиций национальной культу-i и утверждения духовных ценностей народов.
В результате исследования разработана типология националь-жультурннх объединений, классифицированная по признакам: этически коренного населения, составлящего большинство в данном згионе; этнически коренного населения, составлящего меныиин-гво в данном регионе; национальных меньшинств, постоянно про-*ъащш в данном регионе; национальных меньшинств, временно доживающих в данном регионе; различных национальностей, свя-wttttK единой целью раэрепения проблем формирования культуры эжнациональных отношений. Итогом исследования явилась разра-этжа механизма формирования культуры межнациональных отноше-ій, основанного на создании в сфере свободного времени усло-ій для каждого этноса в сохранении, развитии и обогащении на-юнальной культуры, ее'традиций.
афактическая значимость проявилась в определении путей армирования культуры межнациональных отношений в условиях сводного времени, которые позволяют создать национально-культур-іе объединения всех прснкиваюцих в регионе этносов и обеспечить іловия для оптимального развития национально-куль.РЭных тради-їй, пропаганды достижений,своего народа, установления творчес-
ких взаимосвязей с другими национально-культурными объединениями» а через них и с этносами, которые они представляют.
Исследование позволило использовать выводы социально-педагогического эксперимента при разработке региональных куяьтурно-досуговых программ * ориентировать на использование культурного и творческого Потенциала.как фактора укрепления мешациональных отношений.
Материалы исследования дали возможность обогатить лекционные и практические занятия в учебных заведениях культура И системе повышения квалификации новым массивом фактов, отражакщйх конструктивную деятельность по формированию культуры межнациональных отношений.
Апробация работы осуществлялась посредством общественного обсуадения публикаций автора, раскрывших ход опытно-экспериментальной деятельности, выступлений диссертанта на 3-х республиканских и'региональных научно-практических конференциях, внедрение выводов исследования в программу спецкурса "Культурная практика многонационального региона" в Восточно-Сибирском государственном институте культуры.
Лшіедование позволило вынести на защиту;
-
Положение о специфике досуга, где в отличие от профессионально-трудовой и учебно-образовательной деятельности, детерминируемой едиными общечеловеческими технологиями и вытекаю-, щими из них отношениями, проявляются наибольшие различия в обусловленных национальной уникальностью нравах, обычаях и формах самовыражения, но в то же время раскрываются широкие возможности для сохранения этнокультурных традиций и утвервдения духов-иьгх ценностей своего народа.
-
Типологию национально-культурных объединений, интегрирующую в своей структуре представителей: коренного населения, составляющего большинство в данном регионе; коренного населения, составляющего меньшинство в данном регионе? национальных меньшинств, постоянно проживающих в данном регионе; национальных меньшинств, временно прониващих в данном регионе; различных национальностей, связанных единой целью разрешения проблем формирования культура межнациональных отношений, которая представляет особенности их социально-культурной деятельности и методику ее стимулирования.
3. Условия формирования культуры межнациональных отношений
средствами культурно-досуговой деятельности, включающие в себя:
уважение к национальным традициям и обычаям каждого народа, признание его вклада в развитие человечества;
учет особенностей быта и досуга каждого этноса}
пропаганду достижений различных народов в экономической и духовной жизни общества;
создание благоприятных ситуаций для проявления лучдих черт, отличающих данный этнос? стимулирование творческого состязания в различных видах физкультурно-оздоровительного, художественного и прикладного творчества, искусство духовного насыщения досугов ого общения;
всестороннее содействие межнациональному социально-культурному общению.
4. Технологию организационно-методического стимулирования
процесса формирования культуры межнациональных отношений, осно
ванную на последовательном решении педагогических задач, суть
которых заключается: в выявлении психологической готовности к
совместной деятельности представителей определенного относа,
направленная на сохранение и преумножение национально-культур
ных традиций; в преобразовании этой психологической предраспо
ложенности в социокультурную инициативу; в правовом и матери-»
ально^техническом обеспечении инициативного движения, которое
должно перерасти в общественно-значимую социокультурную деятель
ность, удовлетворяющую потребности людей в общении с представи
телями своэго этноса; в совместной деятельности по восприятию,
воссозданию и пропаганде достижений национальной культуры; ока
зание постоянного содействия в планировании и организации соци
ально-культурных акций, способствующих формированию потребности
в активном и созидательном межнациональном общении. '