Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Просветительская деятельность национально-культурных объединений как средство формирования культуры межнациональных отношений Сапрыкин, Василий Павлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сапрыкин, Василий Павлович. Просветительская деятельность национально-культурных объединений как средство формирования культуры межнациональных отношений : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Санкт-Петербург. ин-т культуры.- Санкт-Петербург, 1992.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-4/2180-4

Введение к работе

Актуальность проблемы. Ой*іцестввпиоо раопнтие последних лет, рявввл СССР, неянационалыше конфликты, переросшие d открытую воіїпу, взрыв национально-сепаратистских настроений в ряде- регионов Российской Федерации со осей очевидностью показали,' что длившийся более полувека социальный эксперимент по формированию единой социальной общности средствами идеологического диктата и политического волюнтаризма, основанного на массовой дозинформа" ции общественного мнения и искусственном приукрашивании реальной ситуации, не только не привел к решению рациональной проблемі, a еце более усугубил веками накапливавшиеся противоречии.

Сегодня сов оря енно ясно, что решающим условием разрешения волнующих человечество проблем может и должна стать культура, которая основывается на уважении к национальным ценностям, правам, обычаям, норма.'.!, фор.:ам еамошракеиия и иным особенностям любого этноса, на признаній: вклада каждого народа в духовные ценности человечества.

Однако в сложившейся ситуации мало констатировать особую роль культуры метшациональннх отпадении. Необходимо изыскать реальные резервы, найти конкретные механизмы разрешения сложившихся противарочній Огромный потенциал формирования и функцио-Шфсвапня культуры межнациональных отношений заложен в сфере досуга, которая интегрирует в себе динамику общественных отношений, остро реагирует на сложные социальные явления и процессы»

В культурио-досуговой деятельности сегодня во всей полноте проявляются противоречнвио и порою болозненше процессы поляризации мировоззренческих взглядов, развития национального самосознания, В одних случаях ~ это носит социально оправданный характер утверждения самобытности национальной культуры, п других - приобретает оттенки политической спекуляции на национальных чувствах ладей и строится на раздувании национального эгоизма, приводящие к национальной розни и вражде»

Преодоление этих негативных явлений в сфера свободного вре-'мени разных групп населения может служить культура н пропаганди-ругадие ее непреходящие ценности национально-культурных объединении. Однако их нравственно-эстетический потенциал 8 культурно-

досуговой деятельности реализуется явно неудовлетворительно.

Глубокое противоречие между объективной потребностью использовать созидательную силу культуры и реальным уровнем решения этой задачи обусловило необходимость и целесообразность исследования, цель которого выявить объективные возможности лационально-культурных объединений в формировании культуры межнациональных отношений и обосновать механизм решения этой социально-педагогической проблемы.

Для осуществления поставленной цели автор выдвигает ряд задач;

I. Раскрыть сущность культуры межнациональных отношений, предпосылки и условия ее формирования в условиях свободного времени.

2.>Определить состояние, проблемы и противоречия формирования культуры межнациональных отношений в сфере досуга.

3. Выявить педагогические возможности общественно-инициа
тивных национально-культурных обществ в формировании культуры
межнациональных отношений.

4. Обосновать механизм формирования культуры межнациональ-
'ных отношений в процессе деятельности национально-культурных

объединений. ' . ,

Объектом исследования явились национально-культурные объединения разных типов, функционирующие на базе культурно-досуго-вых учреждений.

Предметом - процесс формирования культуры межнациональных . отношений средствами просветительской1 и художественно-творческой деятельности национально-культурных объединений.

Основными базами исследования были определены Национально-культурный центр при Дворце культуры им. Кирова в г. Санкт-Петербурге и национально-культурные объединения в г. Улан-Удэ. Базами сравнительного анализа стали национально-культурные объединения, функционирующие при культурно-досуговых учреждениях Краснодара, Казани,' Челябинска и сельских домах культуры Опекой, Орловской и Тамбовской областей.

Степень разработанности проблемы. Анализ литературы показывает, что интерес к межэтническим проблемам в нашей стране и за рубежом был. всегда. Исследования зарубежного опыта по да:шо? проблематике раширили наши знания как в об част: і >-тц;іпиі!Р1'аль-

пых отношений в целом, так и о процессе формирования культуры межнационального общения, в частности. Практика Соединенных Штатов Америки, Канады, Новой Зеландии, Австралии и других стран показывает, что в рамках социальной системы воспитания мо»ет полокительно и эффективно функционировать концепция "культурного плюрализма", который базируется на идее всеобщего и полного равенства всех народов независш.ю от расы, вероисповедания и социально-экономического статуса, где культура рассматривается как связующее звено между ними. Согласно этой концепции, культурные ценности всех этносов, проживающих в регионе, должны быть освоены всеми его жителями.' К сожалению, данная проблема не всегда рассматривалась в контексте единого процесса развития мирового сообщества. В первую очередь это относится к трудам советских исследователей и работам авторов из стран бывшего "социалистического лагеря", которые п полной мере носят иллюстративный характер, а порой стремятся выдать желаемое за действительность. Конструктивный вклад в научный анализ проблемы внесли исследования философов, историков, этнографов и других специалистов (Л.А.Агаев, И.Ф./шошкин, Э.А.Баграмов, В.И.Белоусов , Я.С.Пролил, Ю.В.Сромлей, Р.її.Арманд, Т.Ю.Бурмистрова, А.И.Головнев, В.Н.Гончарова, С.Т.Калтахчан и другие), которые обосновали понятие "культурі межнациональных отношений", рас-крыли сущность интернационализации экономической и духовной жизни в различных республиках бывшего СССР, выявили тенденции развития межнациональных отношений.

Анализу состояния теории и истории вопроса способствовали труды Л.И.Гумилева, Р.К.Грдзелидзе, Г.І.П.іїїп.і, И.И.Серовой и других исследователей проблем межэтнического взаимодействия и культуры метаиционального'общения. Работы Ю.В.Арутюняна, Л.Л.Дробичепой,. .1.С.Кагана, П.С.Кона, Г.В.Старовойтовой помогли раскрыть специфику формирования культурі межнациональных отношений и социально-психологические условия реализации этого процесса.

. Для понимания рассматриваемой проблемы существенную помощь оказали работы С.Н.Артановского, И.Б.Парановского, М.И.Байчука, Л.П.Веревкина, Л.Л.Рыбаковского и других, посвященные миграционным и этнокультурным процессам; работы, отражающих практику функционирования различны^ этнокультурных формирований в уело-

виях полиэтнической среды Ц.П.Базиянц, Ю.В.Вартанов, М.А.Ван-штейн И другие) J труды ряда 'зарубежных авторов (Е.Аурбургер, Л.ВажилоВі М.Энгман, С.Унгар и другие).

Многочисленные исследования до последнего времени в своей методологии опирались на маркоистскоо учение о классах. Именно класоовый "пролетарский интернационализм" был положен в основу построения всех национальных отношений, выдвигал на первый план приоритеты классового характера перед национальными. С подобных позиций рассматривалась данная проблема и в работах авторов» исследующих сферу культурно-просветительной работы, гдо проблема интернационального воспитания высвечивалась в рамках ойцей концепции коммунистического воспитания личности. Подробная классификационная таблшщ. диссертационных исследований, посвященных интернациональному воспитанию, приведена в диссертации Д.Н,Латыпова. Она дает полное представление о масштабах этих исследований и о том внимании, которое уделялось данной проблеме в советский период.

Значительная'часть исследований, внесших определенный вклад в разработку проблем межнационального контактирования, в большинстве своем подгонялись под вульгарно-метафизические формулы: "расцвет и сближение наций" и "национальная по форме и социалистическая по содержанию культура", что не отражало существующей сложности этнокультурных процессов.

Работы последних лет, лишенные необходимости выполнять пропагандистские функции, но не снимающие сложности проблем межнациональных отношений, заняты, в основном, анализом происходящих в обществе межэтнических процессов, выявлением причин и противоречий в возникшей сегодня в регионах бывшего СССР и стран Восточной Нврспы кризисной снтуаірш, поиском оптимальных способов урегулирования нациоипяьнчч конфликтов.

Это обусловило'необходимость, п частости, проанализировать состояние и проблемы формирования культуры межнациональных отнапений в сфере свободного времени средствами культурно-досуговой деятельности общественно-инициативных объединений национально-культурной направленности.

G этих позиций раскрывается роль национально-культурного объединения, создающего психолого-педагогические условия для формирования культуры межнациональных отношений, где оно пред-

стааляотся нам как специфическая общность лвдой, ооьединящік-ся по этнокультурному признаку и стаиядее цэлью ивучснио, сохранение и дальнейшее развитие национально культурних традиций и их обогащение за счот использования опыта других народов, широкую пропаганду достижений культурі данного народа, раскрытия роли и моста национальной культури в духовных ценностях чоловечоства,

Мотодояогия исследования опиралась на понимание культуры межнациональных отношений, как системы взаимоотношений .представителей различных этносов, основанной на глубоком уважении к национальным ценностям, правам, обычаям, традициям, нормам, формам, на признании вклада каждого народа в духовные ценности человечества и учете обогацащего характера взаимопроникновения и взаимодействия различите культур.

Ключ к решению проблем межнациональных отношений мы видели не в территориально-национальной модели ее реализации, а в национально-культурной автономии, в рамках которой предстали- толь любого этноса получает возможность удовлетворять своп потребности идентифицироваться в сфере культуры со своим народом, принять участив в пропаганде лучших образцов национальной культура, ее духовных ценностей и традиций.

Мц учитывали особую роль культуры, как фактора интеграции народов; опирались на конструктивные возможности искусства, которое не знает границ и способно пропагандировать культурные достижения любого этноса {М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, Н.О.Лосский, П.Я.Чаадаев и другие). Для понимания рассматриваемой проблемы существенную помаць оказали работы представителей западной философии Гадамера Г.-Г., Гелена А., Хайдегера М., Честертона Т.К., подчеркиваоцих роль духовного опыта человечества, обеспечиваюцего непрерывность культурного наследования и определяющего его жизнеспособность.

Для понимания рассматриваемой проблемы автор обратился к трудам В.И.Ленина, посвященным национальному строительству советского государства. Многие положения марксизма по национальному вопросу не вызывают сомнения. Однако ряд поступков В*И.Ле-нина и его последователей (о приоритете территориально-нацио-^ нальной автономии, о подчинении национальных отнадЫий классовым и т.д.) оказались глубоко ошибочными и вс-многом предопре-

делили усиление национальной вражды в настоящий период.

Методика и организация исследования строилась на системе взаимодополняющих мвтодов научного шшлиза и включала разностороннее изучение теории и истории вопроса, контент-анализ документов, научных публикаций, периодической литературы, методи-qeqKHx материалов. Сочетание психологических, социологических (анкетирование, интервьюирование) и педагогических (программированное наблюдение) методов позволило осуществить на базе 9 национально-культурных объединений формирующий эксперимент и получить необходимые результаты, обеспечивающие их объективную оценку и репрезентативность.

Исследование включало в себя три этапа. На первом этапе была подготовлена теоретическая база научного поиска, где наряду с изучением теории вопроса проводился анализ опыта организации и деятельности национально-культурных объединений путем знакомства с положениями, уставами, регламентирующими их работу. На этом этапе применялись аналитические методы, позволившие сформулировать основные направления исследования, выдвинуть цель, задачи и исходную гипотезу. На этом этапе исследования изучено более 800 документов и 340 монографий и других научных работ, отражающих проблему формирования культуры межнациональных отношений во всем мире, состояние и уровень ее разработанности.

На втором этапе осуществлялась экспериментальная работа, и которую входило определение путей формирования культуры межнациональных отношений средствами культурно-досуговой деятельности и педагогических возможностей национально-культурных объединений в этом процессе. D эксперимент были вовлечены 9 национально-культурных объединений: латышское, немецкое, грузинское, украинское - в г. Санкт-Петербурге и русскоязычное, татарское, тувинское," якутское, бурятское - в г. Улан-Удэ.

На заключительном этапе исследования был осуществлен формирующий эксперимент, связанный с созданием и стимулированием деятельности национально-культурных объединений, в результате которого подтверждена обоснованность выдвинутых положений, выявлен механизм формирования культуры межнациональных отношений в сфере досуга.

Гипотеза исследования исходила из того, что просветительская деятельность национально-культурных объединений может стать средством формирования культуры межнациональных отношений в том случав, если она будет являться одним из направлений государственной досуговой политики с учетом специфики национальных проблем в отдельных регионах и если цели общественно-просветительского движения будут направлены на сохранение, дальнейшее развитие национально-культурных традиций этносов, их обогащение за счет использования опыта других народов; на включение конкретных этносов в социальную жизнь региона;.на стимулирование общественных инициатив этнокультурного характера; на правовое, материально-техническое и организационно-методическое обеспечение этих инициатив ;:, .нкретнда формах социокультурной деятельности.

Научная новизна исследования проявилась в уточнении и обосновании понятия "культура межнациональных отношений; в определении особой роли досуга, создающего широкие возможности для сохранения, развития и обогащения традиций национальной культуры и утверждения духовных ценностей народов.

D результате исследования разработана типология национально-культурных объединений, классифицированная по признакам: этнически коренного населения, составлящего большинство в данном регионе; этнически коренного населения, составляндего меньшинство в данном регионе; национальных меньшинств, постоянно проживавших в данном регионе; национальных меньшинств, временно проживающих в данном регионе; различных национальностей, связанных единой целью раэрепения проблем формирования культуры межнациональных отношений. Итогом исследования явилась разработка механизма формирования культуры межнациональных отношений, основанного на создании в сфере свободного времени условий для каждого этноса в сохранении, развитии и обогащении национальной культуры, ее традиций.

„„Практическая значимость проявилась в определении путей формирования культуры межнациональных отношений в условиях свободного времени, которые позволяют создать национально-культурные объединения всех проживаюцих в регионе этносов и обеспечить условия для оптимального развития национально^-куль оэных традиций, пропаганды достижений, своего народа, установления творчес-

ких взаимосвязей с другими национально-культурными объединениями, а через них и с этносами, которые они представляют.

Исследование позволило использовать выводы социально-педагогического эксперимента при разработке региональных культурно-досугсвых программ, ориентировать на использование культурного и тпорческого потенциала,как фактора укрепления межнациональных отношений.

Материалы исследования дали возможность обогатить лекционные и практические занятия d учебных заведениях культуры и системе повышения квалификации новым массивом фактов, отражающих конструктивную деятельность по формированию культуры межнациональных отношений.

Апробация работы осуществлялась посредством общественного обсуждения публикаций автора, раскрывших ход опытно-экспериментальной деятельности, виступлений диссертанта на 3-х республиканских и'региональных научно-практических конференциях, внедрение выводов исследования в программу спецкурса "Культурная практика многонационального региона" в Восточно-Сибирском государственном институте культуры.

.Исследование позволило вынести на защиту;

  1. Положение о специфике досуга, где в отличие от профессионально-трудовой и учебно-образовательной деятельности, детерминируемой едиными общечеловеческими технологиями и вытекаю-, щими из них отношениями, проявляются наибольшие различия в обусловленных национальной уникальностью нравах, обычаях и формах с&моБнражеиия, но в то же время раскрываются широкие возможности для сохранения этнокультурных традиций и утверждения духовий-.- ценностей своего народа.

  2. Типологию национально-культурных объединений, интегрирующую в своей структуре представителей; коренного населания, составляющего большинство в данном регионе; коренного населения, составляющего меньшинство в данном регионе $ национальны,: меньшинств, постоянно проживающих в данном регионе; национальных меньшинств, временно проживающих в данном регионе; различных национальностей, связанных единой целью разрешения проблем формирования культура межнациональных отношений, которая представляет особенности их социально-культурной деятельности и методику ее стимулирования.

3, .Условия формирования культури межнациональных отношений
средствами культурно-досуговой деятельности, вклвчащие в себя:

уважение к национальным традициям и обычаям каждого народа, признание его вклада в развитие человечества;

учет особенностей быта и досуга каждого этноса;

пропаганду достижений различных народов в экономической и духовной жизни общества;

создание благоприятных ситуаций для проявления лучших черт, отличащих данный этнос; стимулирование творческого состязания в различных видах физкультурно-оздоровительного, художественного и прикладного творчества, искусство духовного насыщения до-сугового оощения;

всестороннее содействие межнациональному социально-культурному общению.

4. Технологию организационно-методического стимулирования
процесса формирования культуры межнациональных отношений, осно
ванную на последовательном решении педагогических задач, суть
которых заключается: в выявлении психологической готовности к
совместной деятельности представителей определенного относа,
направленная на сохранение и преумножение национально-культур
ных традиций; в преобразовании этой-психологической предраспо
ложенности в социокультурную инициативу; в правовом и матери-»
аяьнентёхническом обеспечении инициативного движения, которое
должно перерасти в облественнс-значимую социокультурную деятель
ность, удовлетворяющую потребности людей в общении с представи
телями своего этноса; в совместной деятельности по восприятию,
воссоздания и пропаганде достижений национальной культуры; ока
зание постоянного содействия в планировании и организации соци
ально-культурных акций, способствующих формированию потребности
в активном и созидательном межнациональном общении.

п. основное содержание; РАБОТЫ

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (I. Культура межнациональных отношений, как предмет педагогического исследования. 2. Пути формирования культура межнациональных отношений), заключения, списка основной использованной литературы и приложений, отражающих методику и процедуру