Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Песенное искусство и его место в культурной жизни Йеменской Республики Анвар Абдулхалек Абдурраб

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Анвар Абдулхалек Абдурраб. Песенное искусство и его место в культурной жизни Йеменской Республики : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.05 / Санкт-Петербургский гос. ин-т культуры.- Санкт-Петербург, 1993.- 37 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-1/3819-6

Введение к работе

Актуальность проблемы. Арабская пасенно-музыкальная кульгу-pa, прошедшая сложный многовековой путь развитая, отразив в своей истории различные события общеетвенно-полигической и культурной жизни, является одной из важнейших сфер духовной жизни , арабского общества. Развивавшаяся долгое время как нефиксированное творчество, она всегда находятся в тесной связи -с бытом, мирочувсгвованием и идеалами народа. Потребность высказаться в поэзии и песне по поводу событий, задевающих каким-то образом общенародные интересы и душевну», жизнь отдельного человека, никогда не угасала в арабском мире. В силу особенной широты тематики и тесной віоіюченносги музыкально-песенного искусства в повседневную жизнь грань между профессиональным и народным творчеством в арабскиа странах не прослеживается столь отчетливо, как это имеет мвего в странах Европы, США ила России. Музыкально-песенная культура в Йемене, как и в других арабских странах, является одним из стержневых элементов культуры, служит своего рода индикатором духовно-нравственного здоровья народа п занимает важное место в планах кульгурного развития страны, в ее культурной политике.

Образование единой йеменской Республики из двух самостоятельных йеменских государств внесло существенные изменения в характер функционирования всей, в том числе и музыкально-пасенной культуры. Изменились экономические, политические, религиозно-нравственные и бытовые условия музыкально-песенного творчества и отношение к нему со стороны широкой общественности. Претерпевают изменение планы и политика кульгурного развития. Возникают сложные вопросы, связанные с музыкальным образованием, производством музыкальных инструментов, финансированием музыкальной культуры, принципами деятельности творческих организаций и многие другие. От правильного и научно-обоснованного решения этих вопросов зависят во многом судьбы песанно-музыкального искусства, а вместе с ними и сплоченность, патриотизм, творческая и трудовая активность народа. Поэтому при разработке культурной полигики в отношении песонно-музыкального искусства в Йемена необходимо учитывать ого роль в культуро страны; условия, воз-

пикавшие в результате европеизации некоторых секторов арабской янзяи; специфику арабской музыки, существенные ее отличия ог европейской по сгро'а и звучанию; то сложные процессы, которые происходят в жизни народа а процесса формирования современного мирового сообщества; демократизацию культури в арабских сграназ Учат этих и других тенденций общественно-культурного развития позволит определить пути возрождения муаыкально-песапного культурного наследия, его обогащения за счет культурного опыта дру-гзх стран, в том числе России, среднеазиатские республик бывшего Советского Союза.

В го яе время необходимо учитывать а противоречия культурное казни, отражающиеся на состоянии песанно-муэыкальяого искусства Многие из них в широких масштабах проявились лишь в последнее время и поэтому нуждаются в тщательном научном исследовании. Мы имеем в виду, в частности, противоречия меяду массовизациэй, коммерциализацией искусства и его народними формами; возреаде-нивм национальных традиций и углубляющимися культурными контактами с'внешним миром; особенностями нефиксированного творчества свободной импровизации и требованиями к искусству, походящими со стороны средств массовой информации, тиражирующих стандартные и закрепленные образцы исполнительства; интересами творческих- работников искусства и традициями^исполнения и восприятия музики; импровизационным характером творчества и задачами перс-' П8НТИВН0Г0 планирования в сфере музыкальной культуры в ряд других. К этому следует прибавить, что сегодня музыкально-песенное искуоогво как во всем арабском миро, гак и в отдельных арабсквх огранах, далеко не является единым сплавом традиций, как это им ло меого в эпоху средневековой классической цивилизации арабов. Сегодня арабская культура - это более сложный, чем в средние ве ка, многоликий организм, подверженный более многочисленным я ча ого противоречивым влияниям со стороны всего комплекса соцяальн экономических и идейно-политических условий жизни народа.

Сказанное позволяет очвргигь избранную автором тему дивсерга ции.

Оценка соогояния музыкально-песенного искусства в Йемене и перспектив связанных о ним музыкальной педагогики и культурной политики необходима в силу явно выраженной общественно-профессиональной потребности" в исследовании культурного наследия

-з-.

йеменского народа. Не менее острой является потребность в выяснении оптимальных условий бытования, развития, распространения музыкально-песенного искусства в современных условиях.

В связи с этим целью диссертации является построение целост
ной свсгемной концепции музыкально-песенного искусства в Йемене
в связи с его специфической национальной сущностью, социокуль-'
гурными функциями, ситуацией в огране и задачами музыкального
и обшекульгурного развития народа. '

Данная цель обусловила необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач, касающихся, в частности:

- основных черт арабской цивилизации, влияющих на музыкаль
но-песенную культуру;

- состояния арабского культурного наследия и характера его взаимодействия с европейской музыкой;

социокультурных, в частности, религиозных условий, влияющих на ход развития пеоенно-музикального искусства;

новых и традиционных форм общения, способствующих рождению и распространению йеменской песни;

успехов и трудностей в развитии арабского песенного искусства;

соотношения фольклора и профессионального искусства в арабской музыке;

'- оценки ладовой системы арабской музыки в связи с новыми факторами и перспективами развития-музыки;

- состояния и современных форм музыкального образования, вос
питания и творчества;

- взаимовлияния культур в арабском мире и его воздействия на
. песошюо искусство, в Йемене;

- развития нвсённо-музшсалыюгр творчостей предреволюцион
ный и іюслириполюционішп пирподы в і-іомпно; ...

- оптимальних форы современной организации лесенно-музыкаль-
ного їчюрчнстьа.. ;'

Объокт исолидоишіия: музщиільно-ііьсшшоо искусство в йомене.

Придмог, исилшпншщт:..тшщноннио и современные формы организации' !.;узіік:'ілміо--ікк:ііі'іиоги искусства, как основа дли выработки пиро.пг»кїіШішх напраыишш развития музыкальной культурной жизни.

_ 4 -

Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу, соогоящую в гом, чго реалистическая перспективная полигика в области песенно-музикальной культуры должна отроиться с учетом всего комплекса факторов, влияющих на ее развитие, опираясь при этом на специфические национальные традиции арабской музыкальной культуры и тактическое использование новых технических и организационных форм.

При этом автор исходил из предположения, чго сегодняшние задачи музыкальной педагогики и прооветигельогва должны определяться спецификой и ооогоянием современного песвнно-музыкального искусства Йемена и отдельных его регионов; взаимообусловленностью музыкального гворчасгва, исполнительства, образования и общения, основанного на бытовых и духовно-художественных ингересах.

Методологической основой диссертации являются:

меї-од историзма, применяемый при анализе социокультурных ' и художественных явлений, разработанный в классическом философском наследии;

системно-структурный подход, с точки зрения которого изучаются структуры, элементы, целостный характер арабского музыкально-песенного искусства, функции отдельных художественных форм,

а также функции музыкального творчества, исполнительства, просвещения, образования и массового распространения песни;

сравнительно-исторический метод, позволивший выявить и сопоставить уровни развития и специфику музыкально-песенного искусства в Йемене и других регионах арабского мира;

традиционные и распространенные в современном арабском музыкознании методы непосредственного "слухового анализа" живой звучащей музыки, использованные диссертантом при его непосредственном участии в организации и проведении концертов и других музыкальных мероприятий в Йемене;

системно-диагностический подход, при помощи которого давались анализ и оценка состояния гех или иных элементов песенно-музыкальной культуры, с точки зрения общих «елей развития культуры в Йемене и с точки зрения эстетических и этических критериев оценки произведений искусства. . .

Источниковедческая база диссертации;.Диссертант использовал научную литературу на .арабском и европейских' языках, маториалч периодики, нормативные акта, п^м^/шо-иртг'т^ьп'га^ш!1^ док^-

_ 5 -

манты, мемуарную литературу. Автором проводились систематические наблюдения за развитием музыкально-песенного искусства Йемена, которые облегчались непосредственным участием автора

в музыкально-исполнительской деятельности, в теоретических конференциях, посвященных музыке,.в концертах, музыкальных геле и радиопередачах. Автор участвовал в руководстве самодеятельными музыкальными коллективами. Ценные наблюдения и факторы почерпнуты из личного знакомства с.пввцами-иополнигвлями'Дкак

; главными носителями и пропагандистами песенно-музыкальной культуры.

Документальные материалы исследования были почерпнуты из:

средневековых трактатов о музыка;

трудов современных учэннх-арабисгов, относящихся к истории арабской художественной культуры;

трудов арабских музыковедов и критиков искусства;

трудов зарубежных (в том числе русских и западноевропейских) авторов, касающихся проблем арабской музыки.

Значительное влияние на формирование научной позиции автора оказали средневековые трактаты о музыка (Ибн ал-Мунаджем, ал-Фараби, ат-1уси и др.); работы, посвященные проблемам арабской культуры (Махмуд Амин ал-Алэм, Салах Кансо, Хани Фарес, Оно ал-Акеб и др.); теории и истории арабской музыки (Х.Дж.Фармер, И.Р.Еолян, Фарук Хасан Аммар, Махмуд Ахмад ал-Хифни, Самха Амин ал-Холи, Хабиб Хассан Дума, Салех ал-Махди, Джамил Ганем, Мухаммад Муршед Наги и др.); анализу структуры, поэтики музыки (Абдалазиз ал-Макалех, Абдаллах ал-Барадони, Мухаммед Абдо Га-нем, Ахмад Фадл ал-Куминдан, Хусейн Абубакр ал-Михдар и др.); социализации' песни в условиях традиционного и современного укладов жизни и социальных функций музыки в ритуально-обрядовой культуры (И.А.Александров, Х.Хольфриц, И.Л.Сосонкин, Л.А.Рыбак, В.Виноградов, И.С.Брагинский и др.); духовно-культурному содержанию музыки и оо образовательно-воспитательным возмоаносгям (Салим ал-Хилу, Махмуд Катгаг, Нури Джафар, Хусам Накуй Исхак, Алави Абдаллах Тахкр, Ахмад Мурси, Абдалхамид Йунос, Масри Абдалхамид, Азиз аш-Шавван и др.).

В исследовании широко использован материал из специальных журналов, d которых рассматриваются вопроси развития и север-

шенствованвя песанно-музыкального творчества (-Ал-Мусика ал-арабийа (Арабская музыка), "Ал-Фунун" (Искусства), "Ал-хайаг ас-сакафийа (Іфльтурная жизнь), "Ал-Фикр" (Мысль), "Ал-Китара" (Лира), "Ан -Нахда" (Подъем), "Ас-Сакафа ал-джадида" (Новая кульгу-pa), "Ал-Хикма" (Мудрость), "Аг-Тарбийа ал-джадида" (Новое воспитание), "Ал-Фаджр ал-джадид" (Новая заря), "Ал-Иклиль" (Венок), "Ал-Араби" (Араб) и др. Были использованы материалы газетних публикаций ("Арбагашар Окгобар" (14 октября), "Ас-Саура" (Революция), "Ас-Саурй" (Революционер) и др.

Научная новизна исследования -заключавгея в том, чго в нем впервые дается целостная картина исторического развития и современного состояния йеменского песенно-музыкального искусства во всем многообразии его разновидностей. Песенно-муэыкальное искусство Йемена рассмотрено в контексте художественной жизни сопредельных арабских стран, общеарабского песенно-музыкального наследия, во взаимодействии исторически сложившихся внутри самого Йемена региональных разновидностей пения и музицирования ("сана-анское"; "яфиитское", "лахджийскоа", хадрамаугское", "аданское" пение).

Автор рассмотрел сложный вопрос об отношении ислама, его первоисточников, а гакжа опирающихся на ислам эгико-кульгурных трудов и общественного мнения к песенно-музыкальному искусству.

Анализируя общие тенденции развития художественной культуры в арабском мире, автор развивает идею о гом, чго арабо-мусульман-екая культура,как бы компенсируя религиозный запрет на пластические и изобразительные формы художественного творчества, концентрирует усилия и достигает высокой степени самовыражения именно в развитии пеезнно-музыкальных жанров, в которых религиозные ограничения существовали, но сказывались не столь сильно.

Диссертант сосредотачивает внимание на главном факторе, определяющем' состояние современной арабской кулыуры: взаимодействие фольклорной, восточной и новой западноевропейской музыка. При этом подробно рассматривается опасное общемировое явление "рас-нлава культур", размывания музыкальных традиций, которое является суррогатом- плодотворного, творческого взаимовлияния кульгур Запада и Востока.

В диссертации комплексно разработаны георвгпко-магбдологические основания музыкального просвещения и требования к сохранению традиционных приемов и методов музыкального образования.

Учитывая условность ногной фиксации традиционной арабской музыки, не передающей ее тембровый колорит и звуковысотную шкалу, автор предлагает использовать йотирование как вспомогательное средство, дополняя его аудио- и видеозаписями, ибо на Востоке понимание музыки немыолимо в отрыве от декоративной и психоэмоциональной обстановки, сопутствующей исполнению. Современные условия творчества, исполнительства и бытования песня определяют задачи учреждений культуры в Йеменской республика. При этом выявлены и оценены:

- художественно-содержательная и художественно-стилистиче
ская стороны йеменской песни;

- ее воспитательные возможности;

особенности ее социального функционирования;

перспективы и особенности развития различных музыкальных жанров;

характеристики педагогического и художественного руководства музыкальными коллективами в Йемене; ,

оптимальные формы пропаганды песни;

условия эффективного функционирования самодеятельных коллективов и творческих союзов музыкантов.

Автор рассматривает роль "павильонов" (ал-махадир) в развитии и популяризации музыкально-песенного искусства, а также роль военных оркестров султанатов в развитии местных разновидностей пения, дает подробное описание гак называемых "катовых сборищ" (ал-макайил) - своеобразных традиционных форм культурно-бытового общения, показывает их влияние на развитие местной песни, выработку критериев оценки ее художественного уровня.

В диссертации даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию форд и содержания руководства песенно-музыкальным творчеством. Рассмотрены критерии оценки песеннр-музыкального искусства. Проанализированы и оценены по их значимости и влиянию.различные формы традиционной и современной музыкальной жизни.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в музыкально-педагогической практико школ и самодеятельных коллективов, при организации союзов деятелей искусств, в работе средств массовой информации.

Материалы исследования могут стать основанием для разработки специального предмета "Песанно-музыкшшюо творчество кнк осно-

sa руководсгва самодеятельными и полупрофессиональными коллективами", предназначенного для студентов, обучающихся в Институте изящных искусств (Аден и другие провинции).

Данное исследование может быть .использовано руководителями
различных коллективов п отдельными исполнителями традиционных.
Йеменских песен для совершенствования их творческой деятельно
сти. \'
, На основе системно-диагностического анализа пасенного искус
ства в современном Йемене в диссертации выдвигается ряд общих
организационно-педагогических рекомендаций, в частности:

  1. Деятельность управленческих структур, определяющих культурную политику йеменской республики в области музыкально-песенного искусства, зависит от учета и анализа как внесших факторов, влияющих на музыкальное творчество (тенденция "расплава традиции", религиозных установлений и т.п.), гак и внутренних его особенностей (изустноегь, пмпровичациошюсгь, локаль-нветь и т.п.).

  2. Начальное музыкальное образованно и воспитание должно предусматривать разработку комплексной программы общего непрорывного музыкального образования и воспитания, начиная с дошкольных учебных, заведений до последнего класса единой общеобразовательной школы (8 классов) и специальной программы, рассчитанной йа одаренных; датой, для, музыкальных школ, создаваемых в виде факультативных и вечерних, с целы» углубленного изучения музыкальных дисциплин и обучения детей игре на музыкальных инстру-мвнгах.

; \ 3. Профессиональное .музыкальное образование дол:гло базироваться на начальном музыкальном образовании и представлять собой .систему подготовка кадров, ВіУгючающуга как средние специальные заведения (педагогические институты» институты изящных искусств,'' обучающих учащихся на базо единой общеобразовательной 'школы'), /гак и высшие учебные заведения (университеты, осуществляющие'набор студентов после средней иколы (12 классов) и среднеспециальных учебных заведений). Сродноспециальные учебные заведения должны осуществлять подготовку учителей музыки для общеобразовательных и музыкальных школ, высшие - музыковедов, критиков, менеджеров и т.п»

-.9 -

4. Разработка новых педагогических программ музыкального,об
разования п музыкального проопвщенвя, учитывающих различные уров
ни музыкального исполни га льо рва, многожанровый характер песэицо--
го творчества, задачи сохранения фольклора в повышения профос-
овокализма в работе с музыкальным наоладяем, а гакгэ ооврвмен-
ныа методы поихолого-педагогичоского воздействия на учащихся
должна быть задачей специального иногигута искусств. В еа реше
нии должна принять участие лучшие кадры исполнителей, тебрэгя~>
ков, крягиков. *

Ь, Для развитая песенно-музыкального просвещения и творчеот -ва представляется целесообразным создать: общенациональный музыкальный комитет и определить ого задачи по руководству музыкальной деятельностью в стране; оркестры, а датские музыкальные коллективы при телерадиокомпаниях в крупных городах страны (Оа-на, Аден); детские музыкальные школы во всех провинциях республики; мастарскиэ для производства и ремонта музыкальных инструментов, а гакге специализированные центры по продаже музыкальных инструментов я книг по музыке. Кроме этого, необходимо: разработать специальную серию концертных програші; программу ежегодных фестивалей песни и побуждать деятелей искусства к участию в них; оказывать поддержку институтам изящных искусств; создать в крупных городах страны (Сана, Аден, Мукалла, Таиз, Худайда) филармонии; организовать специальную студию для вокальных записей, оборудованную современной аппаратурой, и подготовить для нее технических специалистов.

6. В целях сохранения и защиты культурного наследия необхо-
' димо: открыть центр традиционной музыкальной культуры при ми
нистерстве культуры с целью проведения полевых экспедиций по
сбору музыкального фольклора, его документации и классификации;
развивать вокальные ансамбли традиционной музыки; установить
строгий контроль за деятельность студий звукозаписи, запиояыи
песен на радио и телевидении.

7. Для совершенствования работы с творческими кадрами пред
ставляется целесообразным: разработать новую систему их аттес
тации, следить за соблюдением их авторских прав; перасмотрать
оплату труда артистов, учитывая их компетентность, трудовую
отдачу и соответствие мастерства требованиям публики; создать
*оид сноцшшліііх шпкішнж пли артистов, чтобы поощрять и* г

более полной' художественной отдаче в своей области.

Апробация работы осуществлялась путем: а) опублвкованвя материалов, выводов и рекомендаций исследования в печати; б) в форме выступлений на: симпозиуме в Корейской Народной Демократической республике (1983 г.), на научно-теоретических конференциях, посвященных проблемам арабской музыки и музыкального образования (Тунис - 1985 г., Хартум - 1987 г., Багдад - 1987 г., 1988г.).

Помимо вышеизложенных сиогемно-диагноотичеоких рекомендаций. за зашиту выносятся следующие положения: '

  1. Культурная политика, направленная на развитие и распространение йеменской песни,и народное музыкальное образование могут Зыть успешными при широком использовании традиционных форм общения в исполнительства и при учете-как внешних культурных влияний, гак в внутренних факторов, воздействующих на различные элементы современной песенно-музыкальной культуры.

  2. Фактором первостепенного значения, который должен быть учтен в педагогической практика и в управлении культурным процессом, является единство творчества, исполнения и слушания4 Наибольший эстетико-воопигагелышй эффект и яавлучшвй контакт со слушателями достигается гам, где поэт, композитор и исполнитель объединяются в одном лице.

  3. Необходимым условием эффективного эстетического воздействия и высокого уровня иополнигельотва являєгоя тесный контакт певца и аудитории, достигаемый о помощью целого ряда уоловий (костюмы, свет, интерьер, внешний вид инструментов, театрализованный характер выступления, социально-психологический в эмоциональный настрой аудитории, возможность для зрителей-слушателей свободно выражать свои эмоции). Пренебрежение этими условиями, формализация концертов, превращение их в официальные или чисто коммерческие мероприятия резко снижают их художественный уровень и воспитательное воздействие.

  4. Развитие музыкально-песенного искусства в современном Йемене требует реорганизации системы музыкального просвещения и.образования, такого построения образовательной системы, в которой . достигались бы'преемственноогь ее последовательных ступеней,, взаимодействие различных просветительных учреждений, дифференциация форм музыкального просвещения в соответствии с уровнем развития различных социальных слоев, взаимодействие и взаимодополнение

-II -

иоЩего в опециалыю-музыкального образования и его развигнх про-феооиональных форм.

  1. Деятельность музыкальных школ додана опврагься на культурную активность, уровень и вкуоы населения данной' местности в одновременно популяризировать общеарабское в мировое музыкальное наследие.

  2. В работе по совершенствованию организационных фор» в методического руководства песенным творчеством, самодеятельными, полупрофессиональными в профессиональными коллективами, следует исходить из ваздоств непосредственного контакта композитора и исполнителя песни, опираться на местную спацвфику песенного творчества, огимулировать интересы участников конкурсных и феотпваль-ных мероприятии, помогая самореализации творческой личности.

  3. Для успеха педагогической работы музыкального просветительства и руководства самодеятельными и полупрофессиональнша музыкальными коллективами необходимо попользовать онотемно-диагностический подход к развитию пасенного творчества, учитывать художественно-содержательные, стилистические и функциональные характеристики произведения, сочетать традиционные формы обучения на основе личного контакта с использованием нотной записи и фонограмм.