Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогическое взаимодействие клуба музыкальной школы как средство ориентации учащихся на самодеятельное художественное творчество Смирнов, Борис Федорович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнов, Борис Федорович. Педагогическое взаимодействие клуба музыкальной школы как средство ориентации учащихся на самодеятельное художественное творчество : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05.- Москва, 1991.- 18 с.: ил.

Введение к работе

.Актуальность теми. Возникшие проблемы п социально-экономическом и духовном развитии нашего общества но могли не затронут?, соїшалмгь'е институте художественного воспитания. Музыкальные учебные заведения и культурно-просветительные учреждения П ВТОМ плане не исключение.

Ссобешга острое положение сложилось в сфере общего начального музыкального образования и самодеятельного художественного творчеству В настоящее время в РО'СР насчитывается 4620 детских музыкальных скол, пкол искусств (ДМІГ). Только о Челябинской области Д?-!ГГ екегодно выпускает евкзе 1700 своих питомцев. Однако если в части'формирования технико-исполнительских умений и навы-rob учяігихея Дй" дела более-менее благополучны, то музыкально-воспитательная сторона нуждается в серьезной коррекции, созпуч-rrafl требованиям времени. Дело и тон, что выпускники ДМП, не вы-Ораргке музыку своеЯ профессией и составляете немалуп долю в молодежной среде, практически не проявляют себя как носители высоких художественных вкусов и интересов, в этом плане не влияют на своих сверстников и, таким образом, не выполняют в полной мере свов социальную роль в обществе.

3 определенной степени, следствием такого противоречивого
положения дел в ДМЇ музикальная самодеятельность, особенно клуб
ная, также переживает серьезный кризис, так как выпускники-ДМШ -
се естественный резерв - редкие участники любительских художест
венных коллективов. 3 итоге сегодня в самодеятельных хорах зани
мается всего около 1% населения страны. В Челябинской области,'
по данным социологического исследования в сельской местности,
например, есстдеятельные оркестри народных инструментов соста-і-
лстт всего 1,б всех коллективов сгаодеятельности ведомств, в них
приникает участие только 1,7% всех самодеятельных музыкантоз. Л
ведь выпусетгаки ДМЯ, как'наиболее подготовлеиныо ^ынадтмгоби-
тели, могли бы стать (при соответствутепдех условиях) организаци
онным и художественно-творческим ядром клубных коллективбв, бла
готворно влияя на других, в том числе еще ив состоявшихся уча
стников самодеятельности. '

Детская музыкальная школа в соответствии о Положением о ДМШ должна ориентировать учаяихся как на любительское музицирование "для себя", так и на активное участий в художественной самодеятельности. В рассматриваемом аспекте педагогический процесс в ДНИ может стать результативным лишь тогда, когда*будут решаться

соответствующие музыкально-воспитательные задачи, причем совместно с клубными учреадекиями. В реализации этого положения кроется значительный резерв укрепления и активизации работы клубных музыкальных коллективов.

Итак, налицо противоречие мезду общественным предназначением, потенциальными воспитательными возможностями музыкальных школ, клубных учреящений и реально низкой отдачей,эффективностью их работы в рассматриваемом направлении. Формой этого противоречия выступает, с одной стороны, большое количество выпускников ДМШ,' с другой - крайне малое юс число в музыкальной самодеятельности. Одігам из перспективных путей в решении поставленных вопросов является организация педагогической системы иКлуб-ДЖ1" с целью ориентации учащихся на самодеятельное художественное творчество. Принципы организации, основные направления и формы педагогического взаимодействия клуба и пузыкальной школы еще не были предметом специального.научного исследования.

Разработанность проблемы. В немногочисленных научных трудах .-И.А.Степановой, Б.Л.Березовского, А.Ф.Савенко и др. - проблемы музикальних интересов, художественных потребностей и общественной ахтнвпоста учаздхся до сих пор изучались, как правило, лишь в условиях учебных и внеклассных занятий (только в рамках ДЯ),не связывал их с вопросами художественной самодеятельности.

Одна га иешюгкх работ, где проблемы массового музыкально-эстетического воспитания детей рассматриваются не иэолировакко-только в музыкальной или общеобразовательной школе,художественной аамодеятеяыюсги, а в комплексе и во взаимосвязи, - кандидатская диссертация П.В.Халабузарь. Такие единичные работы,одна-ко, не могут охватить всех аспектов интересуедеЯ нас проблем.

Из емзжных областей, исследования выделяется диссертация Л.А.Табидзе, где рассматривается педагогическое влияние куль» турно-просветительной работы на интерес молодежи к музыке.

Работы, раскрывающие общетеоретические м общепедагогические вопросы музыкально-профессиональной ориентации молодежи«-диссертация С.М.Дадажанова; взаимодействия учреждений культуры и учебных заведений-диссертаций Т.М.Синецкой, Ж.А.Сулейменовой м др.

Труды в области культурно-просветительной работы и самодеятельного художественного творчества, так или иначе сопркхасащие ся с нашей темой,-диссертации, научные статьи, монографии Т.И. Баклановой, И.Н.Беспалько, И.Н.Ерошенкова, А.С.Каргина.Г.М.Каче-ни.В.А.Ковшарова, Е.Д.Красильникова, О.П.Кеериг, А.Г.Михайлика,

Д.Б.Перчика, Е.И.Смирновой, Ю.А.Стрельцова,Г.Л.Тульчинского и др.

Итак, мы констатируем, что проблема ориентации учащихся ЩШ на са&пделтельное худояественноо творчество является практически не изученной областьп педагогики культурно-просветительной работы. Актуальность и неразработанность проблемы обусловили выбор теки настоящего исследования.

Цель исследования - разработка педагогической концепции совместной-деятельнэсти клуба и муэгкальной школы по ориентации учащихся на самодеятельное художественное творчество и привлечению выпускников ДИВ в клубные музыкальные коллективы;создание модели педагогической системы "Клуб-ДШИ" и экспериментальная ео проверка.

Сформулированная цель предопределила задачи исследования:

  1. Обосновать-педагогические возможности взаимодействия клуба и ДМії1 по ориентации учащихся на самодеятельное художественное творчество.

  2. Выявить оптимальные организационно-педагогические условия, обеспечиватаие эффективность взаимодействия клуба и ДЯЯ,

  3. Определить и экспериментально апробировать основные направления, формы и методы ориентации учащихся ДЛИ на самодеятельное художественнее творчество.

  4. Разработать практические рекомендации по совершенствования педагогического взаимодействия клуба и ДОЛ).

Объект исследования - педагогическое взаимодействие клубного учреждения и детской музыкальной пколы.

Предмет исследования - процесс ориентации учеяихся на самодеятельное художественное творчество.

Методологическая основа исследования - труды известных ученых и деятеле!! Советского государства о воспитаний подрастащего поколения, о всестороннем и гаргоническов развитии личности, о природе и сущности потребностей как движущей силы человеческой деятельности.

В своем исследовании мы опирались на труди советских филосо
фов по проблемам культуры - А.И.Арнольдова, М.С.Кагана,Л.Н.К6га-
ка, В.А.Разумного, Ю.-У.Фохт-Бабупкина и др.; музыкальной культу
ры - А.Н.Сохора, В.С.Цукермана и др.; воспитания молодежи- С.Н.
Иконниковой, В.Т.Лисовского и др.; формирования интересов и пот
ребностей личности - В.Г.Ананьева, А.Г.Здравомыслова, И.С.Кона,
А.Н.Леонтьева и др. .

Большое значение для нас имели работы о деятельной сущности

человека и закономерностях развития личности - П.П.Блонского, Л.С.Ёаготского, А.Г.Ковалева, Б.Ы.Теплова и др. Ь области теории и практики обучения н воспитания оказались особенно полазкши работы Ю.П.Азарова, Ю.К.Бабанского и др.

Еили измены основные концепции музыкального образовался и воспитания детей - 0.А.Апраксиной,Б. 13.Асафьева, Д.А.Баренбойиа, Н.А.Ботлугиной,Д.Іі.Кабаловского.Б. И.І^ацкой, Б.Л.ііворского, венгерского композитора а педагога З.Кодая и австрийского - К.Црфа.

feau исслкдорания - клубные учреждения и дотекие музыкальные сколи Челябинской области.

и основу исследования полонена гипотеза, еаключавкаяся в тоы, что вагнейзшы фактором участия выпускников j$Lu в клубных музыкальный коллективах является их ориентация на самодеятельное художественное творчество, формируемая в райках системы "Клуб-ДДШ", предполагайте;} клубную целенаправленность педагогического процесса вжоли в единство худощественно-образовательной, цузы-кал!но-исполнитеяьской и культурно-просветительной (орментацион-но-клубноИ) деятельности, а такяе во взаимосвязи учебной, внеклассной и внелхольной (п клубах) культурно-воспитательной работы и стинулируїдаай худогоствшшо-творчоскуа и соцнально-обао-ственную активность учалихся-цуаыкальних ссол.

Методы исследование;

  1. 'налио документов и специальной литературы по пробдслэ исследования.

  2. Наблюдение (ноеклшсшоо, систематическое) за органыаа-.циошо-худозеетеашой работой адуйшх іг/аиздльша ноялсктавов и педагогическим процессом в датезасг цуашсаяышх словах.

,3. Спрос (беседа,шшетировашо)* руководителей цлубшх uysa-кальних коллективов, преподавателей, учалахся и Еішуслішков ДИЇ1 (в I987-IS83 гг. было опрошено с пошгьв чэтырех гадов шкет KJ6 человек). Бил проведан таете експертний опрос (Гл. Ш),

4. Педагогический экснершага (форшругаий) с целью проверки гипотезы исследования н шработки практических рекомендаций.

Научная новизна исследования состоит в сдедугаем:

раскрыта сущность педагогической системы "Клуб - ДЩГ как принципиально новой форш взаимодействия этих учреждения, базя-р> .лейся на общности их целевых установок и функциональных свяаях;

разработаны принципы организации и деятельности педагогической системі "ллуб-ДШЛ",включавшие в себя общность целей, проникновение клубной педагогики в шкальную, единство действий в

культурно-воспитательной и управленческой сфере;

обоснованы педагогические возможности системы "Клуб-ДМШ" п деле привлечения вштускников музикальних пкол в сферу самодеятельного художественного творчества за счет организации единой образовательно-воспитательной и просветительной деятельности, осуществляемой как в школе, так и в клубе;

выявлены организационно-педагогические условия ориентации учаяихся ДЛИ на самодеятельное художественное творчество, заключающиеся в необходимости воспитания высокого художественного вкуса, соответствующей индивидуальной музыкально-практической подготовки, формирования потребности в коллективном музицировании

я приобщения их к клубной самодеятельности;

разработана экспериментальная педегогяческая программа ориентации учащихся ДЮЗ на самодеятельное художественное творчество, учитывающая основные организационно-педагогические условия такой ориентации;' .

выработаны критерии оценки уровнеЯ ориентации учедихся -вьтускников ДШ на самодеятельное художественное творчество, включающие "в себя интерес к "серьезной" музыке, подготовленность к любительскому музицировании, потребность в коллективном исполнительстве, просвещенность в сфере самодеятельности н практическую включенность в нее.

Практическая значимость исследования заключается в том.что експериментально апробированы основные направления,формы и "метода ориентации учащихся ДМШ на самодеятельное художественное творчество, разработаны рекомендации по организации и управлению педагогической системой "Клуб-ДМШ". Материалы исследования применяются в учебном процессе Челябинского института культуры «а музыкальных специализациях.

Реализация представленных рекомендация в совместной работе клубных учреждений и музыкальных школ, управленческих, органов культуры и искусства дает возмояноеть ссвераенствовать организационную и художееввенно-воспитательнув деятельность этих учреждений. Материалы исследования мояно использовать при подготовке и проведении научно-практических ceswHapQB руководителей клубной художественной самодеятельности и преподавателей ДЮН.

На защиту выносятся следующие положения:

I, Организация и деятельность педагогической системы "Кауб-ДЯП" предполагает реализацию следующих основных органиэоционно-педагогических условий:

- б -

клубную целенаправленность педагогического процесса ДШИ;

единство художественно-образовательной, музыкально-исполнительской и культурно-просветительной (ориентационно-клубной) деятельности в ДМШ;

взаимосвязь учебной, внеклассной и внешкольной (в клубах) культурно-воспитательной работы с учащимися ЩШ.

2. Принципы организации и деятельности педагогической сис
темы "Клуб-ДШИ" включают в себя:

общность целевых установок педагогического процесса ДШ и организационно-художественной деятельности клуба;

использование в педагогическом процессе ЩШ сущностных черт самодеятельного художественного творчества;

расширение воспитательного влияния культурно-просветительной работы в ДМ! и выход педагогического процесса в клуб (и наоборот);

единство художественно-воспитательного воздействия на учащихся ДМШ «участников клубной музыкальной самодеятельности;

совместное управление культурно-воспитательным процессом в обоих учревдениях культуры.

3. Ориентация.учащихся ДО1 на самодеятельное художественное
творчество осуществляется одновременно в нескольких аспектах:

первый - связал с проведением культурно-просветительной работы по приобщению учащихся к народной и классической музыке как оонове традиционных жанров музыкальной самодеятельности;

второй - предполагает совершенствование музыкально-практической подготовки учащихся к индивидуальной художественно-любительской деятельности;

третий - включает в себя формирование потребности в коллективных формах музыкального исполнительства как предпосылке участия учащихся в коллективах художественной самодеятельности;

четвертый - связан с проведением агитационно-пропагандистской и культурно-просветительной (ориентационно-клубной) работы по вовлечению учащихся в музыкальную самодеятельность.

4. Основные направления педагогической программы ориентации
учащихся ДМ1 на самодеятельное художественное творчество пред
полагают:

клубную ориентацию в формировании музыкально-педагогического репертуара учащихся; .

клубные формы и методы организации учебной и внеклассной

музыкально-воспитательной работы с учащимися;

-культурно-просветительную работу с учащимися в клубе и организацию их музыкально-творческой деятельности в самодеятельном коллективе.

5. Критерии оценки уровней ориентации учащихся ДМШ на самодеятельное художественное творчество включают в. себя: .

интерес к народному и академическому музыкальному искусству;

подготовленность к индивидуальному любительскому (бытовому) музицировании;

потребность q коллективном музыкальном исполнительстве;

просвещенность (информированность) в сфере художественной самодеятельности;

включенность о художественно-практическую деятельность самодеятельного коллектива.

Апробация работы. Основные идеи и выводы исследования были изложены на:

Всесоюзных и Всероссийских научных конференция!! (г.Моек- " ва, 1988 г.'; г. Куйбышев, 1989г.; р. Пермь, 1989 г.; р. Кемерово, 1990 г.; г. Тамбов, 1990 р.);

научных конференциях ЧГКК (р. Челябинск, 1986-1990 гг.);

Совете общественного института конкретных социологических исследований при Челябинском обкоме КПСС (1989 г.);

коллегии Главного управления культуры Челябинского облисполкома (1<*Ю г.);

областных семинарах руководителей самодеятельных оркестров народных инструментов (г.Челябинск, 1966 г., 1989 г.);

областном совещании.руководителей ДШ (г.Челябинск, 1990г.).

Кроме того, ряд опубликованных работ го проблеме исследования были распространены в руководящих органах культуры и искусства, а также в клубах я ДМШ Челябинской области.

Наконец, разработанная нами експериментальная педагогическая программа била внедрена в практику работы ряда клубных учреждений и детских музыкальных школ Челябинской области ,(г. Челябинск; с. Варна; п. Красногорский)»

Исследование проводилось в течение 5 лет (1986-1990 гг.).

Структура диссертации включает в себя введение, три главы ("Социальные и организационно-педагогические условия формирования системы "Клуб-даш"; "Псяхолого-пёдагогические предпосылки участия выпускников ДМШ в клубной музыкальной самодвятельнос;ти";

"Зксперігментальная педагогическая программа ориентации учащихся ДМШ на самодеятельное художественное творчество"), заключение, список использованной литературы, приложения.