Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические возможности художественного творчества в формировании музыкальной культуры подростков Савинова, Марина Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савинова, Марина Владимировна. Педагогические возможности художественного творчества в формировании музыкальной культуры подростков : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Санкт-Петербург. акад. культуры.- Санкт-Петербург, 1995.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-1/2643-6

Введение к работе

Актуальность вопроса предопределяет цель данного исследо-ваиия: изучение педагогических возмолностей музыкально-театральной деятельности как составляющей.художественного творчества подростков п разработка на .это** основе методики формирования их музыкальной культуры.

В соответствии с поставленной целью рпределеян следумдие вадачи исследования:

I. ИсследсваТь возрастные, осооекн \л;и по,~Г9стков, обусловливающие специфику их музыкального в'1- шпия в содерулния

подростковой субкультуры.

  1. Осуществить содержательный анализ понятия "музикальная культура подростков" в контексте досуговой деятельности.

  2. Выявить педагогические возыогяюсти иузькалы:о-теагра-дьной деятельности в формировании музыкальной культури подростков.

  3. Проанализировать и ойоЛиить эарубеяшй к. отечественный опит формирования нузикальной культури подростков в современной социальїю-культурпой ситуации.

  4. Определить соцкально-психологячоские и педагсгнчзскиа условия формирования музыкальной культуры подростков.

  5. Проследить динамику формирования музыкальной культури подростков в процессе юс участия з педагогически организованной деятельности по формирования и развитии музыкальной культуры.

Цель исследования и его задачи обусловили выбор осхекта
исследования. По данным социологлческтс исследований музи::л
выходит на первое место в структура худояеетвешшх предпочте
ний подростков. Выступал как самостоятельное искусство, а так
ає кшс компонент практически всех синтетических искусств, сна
превосходит другие лиды искусства по Еппоге ф^;іщпо:;ярсв2Яіія
и оказывает преимущественное ьлияьпз на становление лачкостп
подростка. В этой сьазя объектом исследования язилась trjzund-
льная культура педросткив. 1

В сформировании музмкально-встетического сознания современных подростков лидирупдуа роль запишет популярная музыка. В связи о отіш однш из.наиболее благоприятных путей приобщения подростков к музыкально-культурному наследии, наметившихся в ходе опытно-эксперкментсльной работы, является музикально- . театральная деятельность. Отсюда, предмету исиледсвания вно-тупает педагогический процесс формирования ыузыкаоьций культуры подростков на основе ілузикально-т^атральной деятельности.

Методологическую основу исследования составила е^онимвая-оя в педагогике досуга.и смежных науках концепция дегско-ипо-пеского досуга как феномена, иатегрнрувцего личностный и соци-алышй факторы, рекреациоішуш и развшшщу» фудкцвд и осдост-аляемого на основе сотворчества. Опора на исследования, посвя-цеыные проблемам подростков (Д.С.Выготский, И.С.Воп, А.Р.Муд-

рик, Ю.УЛохт-Бабушкш, П.М.Якобсон и др.), позволила учесть ссцчглыхо-пснхологяческие особенности дайной возрастной грулш ари разработке методи:;:! эксперимента. Били также проанализиро-ваїш работы, отражезгаціе формирование культури досуга подраота-гцего цохсолзндш (С.Н.І-їконнякова, Ф.СХахоз, Г.К.Фролова я др.)

Изучение специальной литературы по вопросам"педагогики сотрудничества (Ш.А.Амонапшплк, Р .Берне, У.Глассер, Б.АЛптов л ЯР») дало возможность ссГхзрыулпровсть соцпально-пепхологичзс-кке условия результативного фордыроганЕя музыкальной культуры подростков.

Іїрзі разработке мстодшш оксперикента использовались' труда, госвядешіке проблемам формирований готовности к самообра-ооваыш (А.К.Громцева, Ю.Ы.Орлов, Г.й.Щукнла и др.).

Большое внимание было уделено анализу литературы, освеца-кцеЗ проблема театральной педагогики, театрализации, музыкаяь-пого тоатра (Е.В.Вахтангов, Д.М.Гечкш, К.И.Сац, К.С.Сганисла-к-ский, З.Фельзеушгейі и др.); трудам, раскрывающим специфику ганра ілузккда (Т.ІІ-^удгаюва, Э.Ю.Каыпус, В.С.Савранский и др.); работам, поевлценкнм жизнедеятельности досуговых театральных х:оллекгЕвоз (В.Г.БєлсдішсішЛ, В.И.Плошш, Ю.П.Рубина, Е.Ю.Сазонов, Б.В.Оапегпи к др.).

Особое внимание было отэедепо изучению специальной литература, раскрывающей вопросы историк и гоункцкоппрозакш популярной -кузккц (Л.С.ЗаиесоцкнП, С.Я.Катаев, Б,Д.Конец, И.А.Ку--ликогз, Л.С.Цархасез, Ц.її.Нейасрт и др-), з том числе рок-музыка (Л.С.Козлов, Н.Д.Саріаїтов, А.К.ТпошисаП и др.).

Решению задач исследования способствовало изучение отечественных і; зарубежных работ по проблемам формирования музыкальной культури подрастащего поколения (З.Абель-Шт-рут, О .А .Апраксина, К.Л.Ветлугпна, Д Б.Кабалевский,, Дк.Одаи, Д.ПеЕнтер, Р.Л.Їельчароза, Н.А.Терентьеэа, M.HIagep, М.Шелтон, Б.Л.Яворский к др.); работ,. акцзцтцругацЕх решение аспоктов даииой проблеми'в с$ере досуга (О.Ц.Кеераг. Т.И.ишецкая, В.ФЛабашшй, Д.В.Шейко, а др.).

В основу исследования положена следующая гипотеза: Задачи формирования музыкальной культуры подростков могут быть успешно решены, если форма приобщения к ыузыгхт.дому Ескуссїву будет адекватно отражать худокественпы-э -w т.рсоы и потребности

данной возрастной группы, чему в подпой мерз соответствует mv-знкальпо-^еатральная деятельность. В своэ очередь, результативность педагогического процесса форшірозанш музыкальной культуры подростков па основе ыузшсальяо-тзатралыгоА деятельности зависит от выполнения ряда требовании;

  1. Учета возрасти»: особенностей подростков, определяюгпії характер id: музыкальных запросов г. предпочтений в рамках подростковой субкультуры.

  2. Использования эффективных форм, методой, приемов организации музыкальной деятельности подростков, содеркащпхея а отечественной и зарубежной опыте музыкального воспитания.

  3. Опоры на обцеледагогпческие и спещ'Лкческке условия' формирования музыкальной культуры подростков з процессе ^удо-Еествешю-тЕорческоіі ДЄЯТЄЛШОСДІ.

  4. Организация, поетапного педагогического процесса формирования муоыкагьяон. культуры подростков.

Авторская программа предполагает построение пздагоипес-кого процесса иг основе принципа цикличности и предуогдтривает возвращение re усвоенным енагпиш, укепшш, навыкам на попом ка-чзотзешюм уровне.

Выдвинутая гипотеза была всесторонне проверена посредством специально разработанной !,.гтоднкп. 3 процессе ее поэтапной реализации были юпо;,ьзоваш кстоды, соотЕєгствувхліе конкретным задачам п слєцпфакз исследования, проводившегося в 1985 -IS93 гг.

' Базой исследования послужили: Высшее педагогическое учп-'лище У» 4, Областное педагогическое училище г.Санкт-Петербурга. Санкт-Петербургская школа электроники, Санкт-Петербургское Суворовское военное училшг.е, иколы 15 433 и IS 434 г.Ссстрорец-ка, Дом детского и юношеского творчества г.Сзстрорецка (Курортного района Санкт-Петербурга), а телме Колледж искусства у технологии г'.Глсствра (Великобритания).

На первом этапе исследования (1"$Б5-190Р гг.) осуществлялся теоретический анализ связанных с проблемой литературных лоточников, изучалось реальное состояние практика музыкально-воспитательной работы с подростками в учебных заведениях и самодеятельных коллективах, выявлялись наиболее эффективные приемы и метода формирования музыкальной культуры данной всьраст-

- в -

ной группы. При этом осуществлялся контект-анализ документальних материалов, проводился опрос 73 преподавателей педагогических училищ, средних школ и СВУ, a 'такие 530 учащихся. Осуществлялась экспортная оденка занятий, смотров-конкурсов музыкальной самодеятельности. Одновременно проводилось шисково-кон-статкрувдзе исследование, вытвлящее эффективность различных нзтодов в приемов музикалыю-воспитатсльной работы на базе СВ7 а ВПУ ц 4, решающее диагностические задачи. В птоге била вддБШіута гипотеза исследования, обоснована программа эксперимента.

Ка втором отагд (1989-1993 гг.) был проведен (Гяршрувдий експеримент на базе БПУ & 4 Санкт-Петербурга, где при участии автора бил создан музнкально-театралышП коллектив. На основа диагностических методов, нрнменявшеся па порвоы охапо исследования, а закхо опита измерения уровня музикального развития в юкола:: Великобритании била создана методика фиксации изменения уровней музккатьцой культури подростков, позволившая получить взанкодог.олнялще данные по каядому лз обозначенных се доказателен. З сі^зи с этил был-проведен опрос 300 респондеп-50В (30 - 5із экспериментальной и 210 - из контрольной групп), яалявдпхея студентами ВПУ 4 к Салкт-ПстербургскоЛ еколіі электроники,' 33 экспертов, родателей.

Па третье;.', атапо (1993 г.) осуществлена обработка данных, волучешшх в ходе исследования, проведен кх анализ, виявлена результативность предложенной методики, сформулированы выводы. . Научная новизна исследования состоит:

I; В обобщении многообразных подходов организации музыкальной деятельности подростков, эффективных в современной социально-культурной ситуации.

?.. В обосновании кузнкалько-театралыюго худозестзеннсго творчества как действенного средства формирования музыкальной культури современных подростков.

3. 3 разработке методики формирования музыкальной культури подростков на основе музпкалъчо-театралькой деятельности в условиях досуга.

Практическая значимость исследования заключается:

I. В обобщении отечественного и гяпубзкного опыта музк--кального воспитания подростков.

. 2. 3 разработке программы формирования музыкальной культуры подростков средствами музикально-театральної» деятельно-'

СТИ.

3. В составления програші музыкального самообразования подростков, направленных на актуализацию их познавательного интереса г. музыкальному искусству.

На защіггу выносятся:

  1. Теоретическое положение, обосновывающее появление нового качества музыкальной культури подростков конца ЕС века, которое обусловлено: раззктием индустрия дооуга; внедрением в бытовую к досуговуо сферы усовершенствованных аудиовизуальных тахнпчеохаос средств; тенденцией синтезирования рагличиых ендов искусств; феноменом рок-музыки как социально-культурного явления.

  2. Типология уровней музыкальной активности подростков, включаща» тт: уровня активности личности: целеустреішенно-ак-тивный; умерєгаїо-агшшшй; лассиБяо-созерцателыгый, которые отражают эффективность педагогического процесса, направленно:о на формирование музыкальной культури подростков ергдстзаші іду— знкально-театральной деятельности..

  3. Система форм, методов, приемов форглированшг музыкяль-ной культурі» современного подростка на основе отечественного ц зарубежного опыта.

  4. Методика сформирования и развития муочкалыюА культуры подростков, состоящая из двух &танов (фермирует.его и разливавшего), осущес".'яшіекцх в 'Торме сяиралиі кавдое зв*ло которой предусматривает возвращение к усвоенным знаниям, умениям, навыкам на новом качественном уровне.

  5. Положение о возрастании социально»! активности подростков в процессе их участия в педагогически, организованной худи-яеетвенпо-творческой деятельности по Зоршіповаїизо и развитию музыкальной культуры.

Апробация методики осуществляюсь в процессе экспериментальной работы в ВПУ В 4 г.Санкт-Петербурга, внедрения клоди-ки в работу музыкальных коллективов школ 433, . 434 г.Сезтро-рецка, Дома детского и юношеского творчества г.Сестрорещса (Курортного Санкт-Петербурга). Основные- дадокешя диссертации излокены на четырех научных конференциях, проходивших

в Санкт-Петербурге, а также обсуедены на копферешскях по обмену оштом русских: и английских педсгогов-музикантов (г.Челген-хеу, г.Глостер, Великобритания, 1993 г.). Материалы исследования используются з лекционных курсах и практических занятиях дасншшин ыузикалыю-эстешческого цикла в ВПУ S 4: "Ленце", "длеиэит&риан теория музыки", "Содье&сдаио", "История музики", "Мировая художественная культура", "Методика музикального воспитания", а также применяются'при проведении занятий ыузыкаль-до-оохетичзского цикла в СВУ Санкт-Потербурга.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, sa-кяпчснея,' списка использопашкШ литературы н лрадодснчЯ, вклю-пав-щих: ізіструмеатариП исследования; програмі! музикального сс."ообразозаяяя, дл#ереіщцровашке по возрастным яара?,:отрам; материалы построения уроков на основе популярной музыки с использование:,! електронних инструментов с типичнік сродню; шкодах Великобритании.