Введение к работе
Актуальность исследования. Смена педагогических смыслов vn-ровоззренческого характера, девальвация фундаментальных "ело*>е"ес-ких ценностей, составляющих основу общенациональной культуры и оп-ределятаих гуманистические ориентира человеческого бытия, пеоеход общества к рыночным отношениям, внедрение нового хозяйственного механизма в сфере культуры создали npot-..емы в художественно-публицистической деятельности учреждений культуры. Внутренние коизис культуры усугубляется внепними обстоятельствами - экспансией нек-ностеЯ западной культуры, выступающих в качестве дополнительного фактора культурно-педагогической дезинтегоацяп. ясе это не позволяет определить перспективы деятельности учреждений культуры в целом, и особенно в оіном из ведущих направлений художественно-публицистической деятельности.
На Фоке социальной напряженности общества, художественно-пуб-лицистическая деятельность призвана удовлетворять и (Нормировать эстетические и нравственные потребности человека, ^водить его в конкретно-историческую систем социальных отношений.. Находясь в этой системе п качестве самостоятельно функционирующей и развивающейся по своим специфическим законам сферы духовного производства, художественно-публицистическая деятельность учреждение культуры обретает конкретные черты, смысл и Форму, поскольку можт остро, с больг раскоыть животрепещущие проблемы, касампиеся конкретной аудитории. Поэтому процесс Функционирования худо^ественно-публицистя-ческоЯ деятельности носит характер прямой зависимости, ачекватно? детерминации от педагогических условий, которые обеспечивает внутреннюю прочность, устойчивость, высоку- степень сопряженности всех компонентов и элементов данного Феномена.
В связи с динамичной сменой идеалов, отношение, принципов, духовных ценностей, образцов, норм повеления, кууиров, актуальность проблемы обусловлена следующими противоречиями меж"у:
потребностями общества в сохранении худож^ственно-пуПлицис-ической деятельностью как способа чувственно-художественного познания мира и утратой его социальной значимости на практике;
назначением художественно-публицистической деятельности уч- \ реждений культуры и педагогическими условиями, котооые не способствуют раскрытие ее потенциальных возможностей интеллектуального и
эмоционального воздействия;
. - необходимостью сохранения целостности художественно-публицистической деятельности^ учреждении культуры от распада ее на отдельные компоненты и элемент ;
- потребностями учреждений культури в специалистах, занимающихся этим видом духовно-практическое деятельности и отсутствием концепту льного подхода в их потг-отовке в институтах культури.
Степень научі, і разработанности проблемы. Теоретически аспект исследования педагогических условий художественно-публицистической деятельности пог;ебовал обратиться к Философским трудам Афанасьева В.Г.,Андреева С.Ф., Абульхановой-Славской К.А., Арноль-дова д.И., Библера B.C., Давидовой М.А., Иконниковой С.Н., Мегу-ева В.М., Уледова А.К., определившим значение худо* чтвенной культури в духовно" тсиэни общества.
Данной проблемы касались и социологи: Анпреенков В.Г., Чол-, ков И.И., Иванов ЗЛІ., Кабыща А.В., Колбановская В.В., Коробейников B.C., Оспиов Г.В., Рокин В.П., Ракитов А.И., Рывкина P.M., Харчев А.Г., Филиппов Ф.Р., изучавшие отношение различных групп населения к художественной деятельности.
Важное место в вопросах Функционирования художественной культури зан: /ают труди Апресяна А.Я., Андреева A.M., Дадамяна Г.Г., Кагана Ч.С., Лукина Г.А., Сохора Г.А.,Фокт-Бабушкина У.Г.,Нукер-пана B.C., которые лали анал..э влияния различных Факторов на художественный процесс.
В педагогической науке к данной проблеме обоащались Азаров Ю.П., Бакланова Н.К., Иванов Н.И., Кузин B.C., Коробейников B.C., Хихачев Б.И., "орозов Б.М., Платонов К.К., Рувинский Х.И., Смирнов ГЛ., Соколов В.М., Уианский Л.И., рассматривание. (Тункционл-рование художественной культуры как целостный процесс.
Существует ряд исследований имещих научно-методическое зна-. ченио для изучения художественно-публицистической деятельности уч<* ретдений культуры имеют труды, подготовленные Зановской Е.В., Катышевой Д.II., Силиным А.Д., Селивановым Е.Д., Триадским В.А..Тумановым И.М.ДІароевнм И.Г. Чечетиныч А.И., в которых раскшваптся ре-'иссерско-лраматургические основы массовых театрализованных представлений и праздников.
ц кссле-свание проблем художественно-публицистической деятельности учреждений культуры особый вклад внесли Владимиров ^.А.,Га-
гии В.Н., Генкин Д.М., Жарков \.Д., Каргин А.С., Конорич ".А., ротова Н.В., красильников Г.Д., Сасыхов А.В., Стрельцов Г.А., Триодин В.Е.
Существенный пробелом в педагогическом осмыслении (fyHKTiHOнітрований художественно-публицисї..4еской деятельности является отсутствие специальных исследований по данной теме.
Таким образом, актуальность исслецоваг -я пеіагогических условий функционирования художественно-публицистической деятельности учреждений культуры определяется потребностями общества В С0ВЄОШЙН-ствовании этой деятельности и отсутствием ее на практике.
Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы диссертант, избрал объектом исследования художественно-публицистическую деятельность учреждений культуры, а предметом - педагогические условия функционирования художественно-публицистической деятельности учреждений культуры.
Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать рабочую гипотезу исследования: процег создания Педагогических услорий для "удожественно-публицистической деятельности учреждений культуры будет наиболее эффективным, если в разработанной поограмме Fecb техно )гический процесс подчинен обшим закономерностям ЭВОЛЩИИ социальных систем и предполагает создание условий перехода системы э режим самоорган'' ацик и саморазвития.
Все это и определило цель исследования, которая состоит в поиске оптимальных педагогических условий художественно-публицистической деятельности учреждений культуры, через призму концепции целостного подхода к общему и профессиональному развитии личности.
данная цель обусловила необходимость ^чтения ряда взаимосвязанных исследовательских задач;
рассмотреть сущность художественно-публицистической деятельности учреждений культуры в современный период;
раскрыть возможности воздействия художественно-публицистической деятельности учреждений культуры на ЛИЧНОСТЬ;
- выявить основные направления совершенствования организационных условий функционирования художественно-публицистической деятельности;
- выработать практические рекомендации по со ,данию педагоги
ческих условий художественно-публицистической деятельности уппеж.те-
ний культуры.
Базами исследования стали московские Дворцы культуры - МВТУ
им.Баумана - контрольный и Московского.государственного универся-тета им.Ломоносова - экспериментальный.
Выбор баз исследования был опред* ^ен идентичностью решения ими худо^ественно-пуЗлицистическях чадач, территориальным расположением, наличием хоровых коллективов на обеих базах, возможность» диссертанта участвовать в работе обоих баз, что создавало бчаго-приятные возмокности для сравнительного анализа, осуществления констатирующего и опытно-экспериментального этапов исследования.
Теопетино-метоіологическую основу исследования составили идея демократизации и гуманиіации общества, роли искусства в тизня общества, внедрение в практическую деятельность уиреждени1" культуры нового хозяйственного механизма, обеспечивающего в сФепе досуга условия для выбора личностью (Тори участия в художественно-публицистической деятельности.
В основу исследования была положена научная концепция полтора педагогических наук,профессора Азарова Г.П. о целостное подходе к процессу оби Ї и профессиональной подготовке специалистов в вузах культур: , о целостном развитии личности в основе которой лежат основополагающие условия свободы и любви, в данной концепции интеллектуально-эстетический потенциал, включающий познавательные процессы, эстетическое отношение к деятельности, творческие Формы воображения, развитую интуицию, занимают ведущее положение в художественном развитии личности.
Проблемы художественно-публицистической деятельности учреждений культуры рассматривались с позиций педагогических и ястетичео-кгос идей. А.Л.Андреева, С.Д.Беэклубенко, Г.Б.Борева, fl.A Чухомлин-ского, м О.кнчбеяь, ,).С.Кузина и др.
Существенную роль в определении теоретической позиции диссертанта сыграли труды, обогащающие опыт художественно-пуб«яцг',тіічео~ ко деятельности учреждений культуры, функционирующих в различных регионах Рос ли.
Все это обязывает устанавливать более тесные связи между социальной окружающей средой, с одной стороны, и специфическими педагогическими условиями в учреждениях культуры - с другой.1
рпган..запиь исследования. Исследование проводилось в течение
о«»ми лет /1985-1999 гг./, в три этапа.
1 Эмм значительно облегчится проблема переориентации нынешней методологии эмпирических исследований: сначала следует проводить
' работы «рлектировочно - исследовательского плана 'установление дифференцированно различий и выработка общей системы пепеченных', a idTeu формировать теоретические претполо»Є!іпя, подлежащие экспериментальной проверке. В сравнительном исследовании типа на-
. квго обе стадии лелядатся существенными.
Первый этап /1984-1986 ri J - предусматривал иэучепи. и ана--Алз философской, психологической, социологическое, педагогической, культурологической и худокествеико-пу^липистичеекой научной .тяте . ратури с целью теоретического анализа состояния проблемы. На этом этапе происходила разработка программы, инструментария и методики исследования, подбор баз для проведения экспериментальной работы. На оонове' анализа документов, материалов, г. пио"ической печати, монографий и других публикаций по интересующим автора проблемам была сторнирована методологическая часть программы исследования и намечен ее процедурный раздел. На основе контент-анализа документации Дворцов культуры было изучено состояние худокественно-публиписти-ческой деятельности на обеих.базах. Для этого был выявлен реальный уровень . зятельности контрольной и экспериментальной баз.
На П этапе г1987-1988 гг,/, носившем характер экспериментального исследования, в обоих Дворцах культуры проводилось : .учение объективных возможностей сове^ лєнствованяя хуотественно-публиияе-тической деятельности учреждений . ультуры, а также степени реализации -тих возможностей на практике. В этих целях была разработана специальна прог-імма совершенствования художественнр-публиписти-ческо. деятельности на экспериментальной баг .
На Ш этапе /1989-1992 гг./, носившем Формирующий характео,' проводилась опытно экспериментальная работа по внедоенип в практику разработанной автором программы педагогических условий совеояент ствования художественно-публицистической леятельности учреждений культуры с испол' ованием хорового коллектива в художественно-публицистических программах.
Методика исследования включала целый комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Это составление социологической документации - анкет, карт, опоосных лисов, бесел, которые проводились со всеми категориями посетителей базовых упреждений культуры, всего участвовало 687 человек'.
Метод наблюдения использовался в целях определения эффективности различных Форм художественно-публицистической деятельности прекде всего кассовых и групповых программ, занятий в коллективах художественной самодеятельности, любительских объединениях художественно-публицистической направленности.
С применением выпе-казанных методов было осуществлено снятие первого среза уровня базовых учреждение культуры в xvice'CTPGHFo-
-6-.
публицистической деятельности.
. В рамках исследования был осуществлен социальао-педагогический эксперимент, в котором участвовало ЗЬб человек посетителей и 26 активистов. Цель эксперимента состояла в том, чтобы выявить потенциальные возможности художественно-публицистической деятельности учреждений культуры в современный период.
В прг-рамму социально-педагогического эксперимента входила апробация разработана л педагогической программы с овершенствования художественно-публицистической деятельности учреждений культуры:
включение в разлг'ные виды предметной художественно-публицистической деятельности нас^.ения микрорайона и использование новых методик в подготовке художественно-публицистических программ. После реализации каждой программы проводился опрос, выяснялось мнение его участников, опре~элялась степень воздействия на аудиторию;
осуществлялось внедрение хозрасчетных начал при подготовке "удожественно-публицистических программ: самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление;
совершенствование коммерческих структур художественно-публицистической деятельности учреждений культуры.
В контрольном Дворце культуры шла обычная работа по собственному планг в котором автор диссертации не предпринимал попыток изменить положение дел, а лишь наблюдал и (Таксировал результаты деятельности для сравнительно- :> анализа.
В процессе эксперимента в подготовке и проведении художественно-публицистических программ основное внимание уделялось созданию педагогических условий повышения их эМективности.
Создание оптимальных педагогических условий в базовом Дворце культуры потребовало значительной помощи 18 специалистов и штатных сотрудников.
В 1992 г. подводились окончательные итоги исследования. Уточнялись основные теоретические выводы и практические рекомендации, осуществлялась проверка исходной гипотезы и конкретных результатов опытно-экспериментальной работы.
Достоверность исслед ания обеспечивалась использованием на всех этапах идентичного инструментария, применением вчаимодопол-нлі__«іх методик, организацией экспериментально-опытной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования со?т^ тоят в том, что по-новому рассмотрены понятие и сущностные характеристики художественно-публицистической деятельности учреждения культуры.
Впервые рассмотрена художественно-публицистическая д лтель- пость учреждений культуры через призму целостного пропесса, общего и профессионального развития личности его трех потолстей: ТехНО-.О-ГИЧеСКуЮ, СОЦИаЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧеСКИе ОТНОшенИЯ И ЇУХОРНОгЛИЧНОСТНЬ'Є,
что позволило выстроить систему способную чутко реагировать на запросы личности, быть самоуправляемой, саморазвивающейся. Для *іис-нензи* жизнеобеспечения системы исследованы едагогические условия худокествелно-пуС^яцистической деятельности учреждении культуры, проведена экспериментальная работа.
В процессе экспериментальной работы выработан новый подход в методике подготовке и проведения художественно-публицистических' программ, направленной, на взаимодействие хутокественно-публицис-тяческой информационно-просветительной и культурно-развлекательной деятельности ''чрекдений культуры и использования выразительных средств хорового искусства.
Определены две группы педагогических условий повышения результативности художеетвенно-публицислческой деятельности. К первой груг з диссертант относит организационные условия: определение программы : удоке^твенно-публицистической деятельности учреждений культ^ы, в которой проявляется профессионал ю-прогностичгская деятельность специалистов, нацеленная на оптимизацию количества и качества разнообра,яых Форм культурно-досуговых программ, расширение их диапазона, что предстг 'ляет наибольшие возможности для про-. явления активности личности, обогащение художественно-публицистических программ : -астие коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений художественно-публицистической направленности. Вторая группа-условий касается привнесения хорового искусства в сложившиеся формы художественно-публицистической чеятель-ности, способствующие повышению их эмоционального воздействия, создание психолого-педагогических ситуаций для реализации социально-творческих способностей.личности.
Разработаны и внедрены в практику методические рекомендации для учреждений культуры, где автор делает акцент на то", что педагогические условия способствуют развитию многофункциональной прет-метиой художественной деятельности, созданию по'ляФункцгсональных художественно-публицистических программ, различающихся по формам организации и методам подготовки.
Практическая значимость исследования заключается г раэпабо-
тайных автором рекомендациях, предложениях и выводах, которые внедрены в практику во Дворцах культуры ЯГУ и ЧВТ.> им.Баумана Москвы и могут быть использованы в учреждениях культуры всех типов.
Материалы, полученные в ходе исследования данной проблемы используются в Московском государственном институте культуры в процессе преподавания курса "Режиссура xvдor.ecтвeннo-пyблиnиcтичec- ких прог; імм" и могут быть использованы в курсах **Печагогика", "Режиссура культур, j-развлекательных программ".