Введение к работе
;'; s І
;^у;^;іА')гі;уальность исследования. Необходимость пзучошш педагогических условий розвитій социальной активности участников на-родно-оркостровоЛ.самодеятельности определяется рядом причті. Яо-первнх,- совреиешшо обЕоствешшо процессу показывают и о однозначность, порой противоречивость понимания социальной активности, опору на нее но только прогрессивных, по п роапшон-пих сил. С этой точка зронпя необходимо выявить хараіпернстикя социально;! активности участников художественно!! самодеятельности.
Ео-вторнх, воздействие музики, как средства нравственного, духовного Армирования личности, усиливается в тем случае, когда человек становится субъектом ігузнкалького творчества. Н водно шленить, какие фактори способствуют этому процессу.
В-трзтькх, проблема развитая социальной активности личности посредством участия в самодеятельных оркосірах и ансамблях народ-ішх инструментов'/С0АІШ/, но получила долг.пего севсленпл в от-личпэ. от театральной, хоровод и других видов самодеятельности,
В-чотвортнх, актуальность определяется необходимость!} разработки таких методик, которно позголили бк приблизить уровень работ» СОЛЛИ тс требованиям общей и специально! педагогики.." .
Степень разработанности проблеми. Проблема социальной активности исследуется учеными разных прс^илод. 'Общо^иласс'скко и методологические оэ аспекты нпаля отражение в работах Е.А.Лнуф-ркова, Б.л.Ролепького, А.Б.Богомолова, Л.FI.Гуавой,'Ю.Е.Голкова, П.А.Калиевой, Т.С.Лалкноіі, Н.СЛІаксурогл, Л.ТЛ.'ольплковои, Б.Б. Савельева и др. Многочисленна исследования о различных видах трзозовои активности /Г.О.Ассонов, С.З.Бягроетикоз, ТїП.Еогдано-ва, П.'.'.Блинов, Г.Н.Волксз, М.Е.ЕоропоЗкпн, Т.П.Грэчнвялксп, Л.А.Дмптрук, Р.КЛЬанова, Ю.С.Лспкарав, ЛЛІ.Лнсеп, ЇЇ.ВЛ'арков, 'Т.Е.Овчинников я др./. Вопросы об^ествепно-подитЕчэскоЗ активности раскрываются з работах П.Й.Ллоксосвз, Л.Х.Л'Л!ргслано&а, ТЗ.С.Бороняс, Ф.И.Гаттона, Л.Н.Гуляева, В.С.КорабэГшикоза, СП, їйренгаппноЯ, Я.ї.Кривулина, О.Д.ГулРнко, В.ГЛ.'ордковпча п др.
Подробною сведонкл о развитии активности в cfepo свободного времени ссдерг:ат работа В.Г.Боі'ковоЯ, Л.Л.Гордона, Г-А.Глгго-ево'Д, Р.ЛЛЗвотнгкова, 3.ї>.Клопова, С.'^Кузьмина, С.ГЛ.'ордкор'л-;л, 1Ї.ІІ.П "'ул::па, Г..!!.Соколова я др.
хС0ЛТПТ — сокращенная яачпзъ /айбвовиатура/ словосочетания' "оамодеятельш:'"; оркестри и ансамбли народных инструментов'.;
Роль культурно-просветительных учреждений, значение культур-но-досуговой деятельности в развитии социальной активности личности раскрыты в райотах М.А.Ариарского, В.Г.Велединского, В.В.Вод-зинской, Э.В.Водопьяноюй, Ю.Д.Красильникова, С.Г.Лавлинского, С.Н.ЛабедеьоЯ, И.А.Малышевой, В, С. Назаровой,. С.В.Тождественской, В.В.СавельоЕи, В.С.Садовской, Е.И.Смирновой, Н.М.Тарасюка, В.Е. Триодина, В.Н.Шкурина и др.
Социальная активность в сфере свободного времени изучалась по двум направлениям: I/ влияние социальной активности на характер использования свободного времени, 2/ влияние различных факторов на социализацию личноотв я формирование социальной активности. В работах второго направления культурно-просветительная
' деятельность рассматривается как средство развития /Косек-Нита Богумила/ и фактор повниения социальной активности трудящихся /В.В.Савельев/, как звено в оиотемв формирования общественной активносте /В.В.Водопьянова/. Проодеживаетоя текже влияние системы общественных поручений и общественного самоуправления на повышение общественной активности в условиях шуба /Ю.Д.Красиль-ников/ и цроцэсо формирования коллективистских мотивов в клубной работе /С.Н.Лебедева/. Автора отмечают поло:лтельное воздействие художественной самодеятельности на поввшекг.э ооциально-культур-ной, трудовой и общественной активности ее участников /И.В.Гончаров, Т.И.Васильева, Л.П.Подоба я др./, а таксе роль педагоги-
. ческого стимулирования общественной активности участников коллективов художественной самодеятельности /О.Е.Виноградова/. jPao-сматривая самодеятельное художественное творчеотво в оиотеме формирования общественной активности, работников производства, отмечая более высокий уровень социальной активности участников художественной самодеятельности в оравнении о' неучаотвушими в ней, авторы, однако, но выдвигали задачу создания и акоперимен-тальной.проверки оптимальных уоловий для такой деятельности. Кроме того, самодеятельные оркэотры и ансамбли народных инструментов пе привлекли внимания ученых как самостоятельная база исследования в качестве средства развития социальной активности ее участников.
Противоречие между потребностью общества в социально-активных людях, о одной стороны, и недостаточной изученностью факто-ро$ потчяаения социальной активности участников СОАНИ, с другой,
обусловило выбор тема нашего исследования.
Предметом исследования определена педагогические условия развития социальной активности учаотнико» COAHJL /Мъоктом исследования — социальная активность учаотнихов.
Шш исследования — теоретическое обоснование п экспэрз-нентадьная проворка методики формирования и развития сопяально! активности учаотников народго-оркеотровоа самодеятельности.
Была содвинута гипотезп: еогщадьно-акгявная личность з С0АШ1 уопекно формируетоя при валпчпл совокупности подвгогпчео-іші условий. Для этого необходим: профессионально граштннй и педагогически подготовленный руководитель; положительная мотивация участников к деятельности в- СОАНИ; система стимулов /атрибутивных и дополнительных/ общественно-полезной деятельности СОАНЛ; высокий уровень организационнр-деловнх, творческих и дру-пескях взаимоотношений в коллективе.
Цель и гипотеза обусловили задачи исследования:
уточнить содержание исходного понятия "социальная активность участника самодеятельного коллектива";
изучить современное состояние коллективов народно-оркестровой самодеятельности Беларуси и учебно-воспитательноЗ работа в них;
выявить взаимосвязь активности учаотнякоз з основних сферах' етзиедоятельностн: профессионально-трудовой /учебе/, общественной и досугово2;
определить оптимальные педагогические условия формирования социальной активности участников СОАНИ, экспериментально проверить эффективность предлагаемой нетодшш; ,
выработать практические рекомендации, направланниа ва_формирование социально-активюЗ личности участника С0АІШ;
наметить пути совершенствования вузовской подготовка руководителей СОАНЛ. _
Теоретико-мвтолодогпческоЯ основой исследования явились труды ученых по общефилософским, искусствоведческим п пспхолого-педагогическим аспектам избранной Tetot,tno теории кулътуршь просветительной деятельности.
Его ампнрпческув основу составили пзторпали соппологичес-i;oro исследования социальной активности участников СОАНИ, архиз - Министерства ісультурті Беларуси, Белсовяро'ра, Республиканского'
научно-методического центра культуры, опит работы 90 самодеятельных оркестровых коллективов, данные статистики, публикации шстноіі печаті:.
Б качество методов исследования использовались: анализ теоретическое, научно-методической литературы и документальных источников по проблеме; педагогическое наблюдение за работой ООАНИ; беседы с их участниками и формализованное интервьюирование руке—' водителей коллективов; массовый опроо участников; педагогический эксперимент; анализ письменных работ участников по тема "Учебно-воспитательная работа в самодеятельном оркестре /ансамбле/"; монографическая характеристика коллективов.
Исследование проводилось в 1986 - I9S0 гг. На первом этапе виявлялись и изучались публикации по теме, документация центров управления культури, статиотвчосниэ даніше и специальная литература по методике работы с СОАНИ. В результате била составлена программа педагогического исследования.
ВгогюЗ этап — массовый опроо участников СОАІШ, пзучоїшз условия и опыта работы коллективов. Базой исследования послужили SO СОАіШ Беларуси различной ведомственной прннадлеззгастн. Б 29 кз них приводилось анкетирование. Опросею 411 участников из 5 детских, 14 взрослых и 10 коллективов стланного состава. В республике — 117 районов, 6 областных цоі гров, один столичшЗ город. Село и районные города представлена соответственно 15, и 57,if, от числа всех опрспюнкых, областные города — 12,2,3, столица — I
Па.третьем етапе анализировались результаты массового опроса, репертуар народно-оркестровой самодеятельности. На основе наблддений, бесед, письменных работ участников и пнтервьвирова-пия руководителей проводплоя сравнптелышй анализ педагогических уоловий развития социальной активности. В процессе педагогического эксперимента определялась эффективность каздрго ид них.
ТТпучная новизна и теоретически знач^ооть исследования: — определены соціальная роль и функции СОЛЛИ как формы оргалк-sanun социально-значимой деятельности;
выявлены объективные и субъективные условия деятельности СОАПИ, а также оптимальные педагогические условия развития социальной активности их участников;
разработана и экспериментально проверена методика развития социальной активности участников;
уточнено понятие социальной активности .участников СОАПИ;
предложены показатели социальной активности участников;
выявлены мотивы социальной деятельности участников СОАНИ и динамика их формирования в завиоимости от продолиителыгости участия в оркеотре /ансамбле/;
составлен "портрет" руководителя оркестрового коллектива, как центральной фигуры деятельности СОАНИ.
Практическая значимость исследования заключается в той, что
дана характеристика современного соотояния и тенденций развит:, тпя народно-оркестровой самодеятельности Беларуси;
введены новые факты деятельности СОАНИ в научный оборот и практику чтения вузовских курсов "Методика работы о самодеятельным оркестром народных инструментов'' и "Оркестровая литература для народных инструментов";
выработаны и внедрены рекомендации.для руководителей СОАНИ Беларуси, излоаенкые в методических пособиях;
использована в самодеятельных оркестрах и аиоамблях народных инструментов методика повышения социальной активности участников, позволяющая приблизпть качество работы СОАНИ к требованиям общей и специальной педагогики. ' ...
Апробация результатов.исследования проводплаоь: ,
при организации опытно-экспериментальной работы в самодеятельных оркестрах /ансамблях/ народных инструментов Беларуси;
при оказании творческой и методической помощи сельским и городским коллективам оркестровой сакодоятельн'оотп; :'
±— на занятиях пкол повниен^я юзалЕфикацип руководителей СОАНИ
Беларуси, в пропаганде опыта работы на страницах периодачоскоіі
печати; --. _ .
через опубликованные автором .научно-исследовательские и, методические материалы;
в ходе выступлений на неквузовских научно-практических /,!., МГйК, 1979; М., ГОК, 1988/ и научных' конференциях Д'н., 1Ш% 1988; Мн., НИК, 1989; 1,.. МИК, IS9I; Гродно, Ї99Ї/. . .
Использован 17-летнпй опыт преподавательской работы на кафедра оркестрового дирижирования в вузе культуры, практзгееекпа опыт работы с учебными и самодеятельными оркестрами.
На .заиитт выносятся:
-
Социальная роль народно-оркестровой самодеятельности как средства развития социальной активности ее участников путем организации музыкально-исполнительской деятельности, пропагандистской и шефской работы, участия в смотрах, конкурсах, благотворительных акциях и пр.
-
Критерии согшальндй активности участников СОАНИ, выраженные в показателях их социально-значимой мотивации, общественно-полезной деятельности, зрелости оценочных суждений, творческой активности.
-
Структура мотивов деятельности участников СОАНИ, включающая мотивацию трудовой, общественной и досуговой деятельности, состоящая из позитивных, нейтральных и негативных мотивов; зависимость
направленности мотивации от "стака" участия в СОАНИ и педагоги
ческих условий деятельности. ;
-
Система социальных и педагогических условий, опредвлявдих уровень социальной активности участников и,коллектива в целом, К ним относятся: педагогически направленное содержание занятий; профессионально и педагогически подготовленный руководитель; высокий уровень взаимоотношений участников и руководителя; положительная мотивация социальной деятельности; организация конкурсных выступлений; система поощрений.
-
Характеристика социально-активного СОАНИ, включающая показатели трудовой, общественной, досуговой, познавательной и творческой активности участников, которые достигаются наличием оп-
' тЕиалылх педагогических условий.