Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход Ерохин Николай Сергеевич

Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход
<
Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ерохин Николай Сергеевич. Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.05 / Ерохин Николай Сергеевич;[Место защиты: Московский государственный институт культуры].- Химки, 2016.- 181 с.

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретические основы художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования 18

1.1. Сущность художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования .18

1.2. Аксиологический подход как методология данного исследования 40

1.3. Концепция деятельности учреждений культуры и образования по художественному воспитанию учащейся молодежи 62

2. Педагогические условия совершенствования процесса художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования .81

2.1. Диагностика художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования 81

2.2. Аксиологический подход – ведущий фактор совершенствования процесса художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования 103

2.3. Характеристика педагогических условий совершенствования процесса художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования 122

Заключение .144

Список использованной литературы 150

Введение к работе

Актуальность темы исследования художественного воспитания

учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования в современных условиях приобретает все большее значение в связи с глобализацией массовой культуры, все большей коммерциализацией всех видов творчества.

Все это требует разработки новых подходов, форм, методов художественного воспитания учащейся молодежи как одного из ведущих направлений совершенствования личности молодого человека. Наибольший интерес в этом плане представляет влияние художественного воспитания на духовность, развитие творческих способностей, формирование нового мироощущения, самореализации и рефлексии молодого человека.

Обращаясь к новым подходам, формам и методам художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования необходимо осознавать, что интеллектуальные, чувственно-эмоциональные качества личности молодого человека проходят в сложном процессе бытия, труда, досуга. Поскольку молодой человек проживает каждый день в трех сферах: мыслительной, поведенческой и эмоциональной, то в художественном воспитании перцепция чувственного и эмоционального актуальна как никогда.

Анализ практики художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования свидетельствует о многих противоречиях между: потенциальной возможностью профессионального и любительского искусства в художественном воспитании и не достаточно эффективном практическом их применении. Отчасти это объясняется тем, что возможности художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования используются не в полной мере.

Кроме этого, в современных условиях возрождение и развитие художественного творчества приобретает все большую актуальность. При этом народное творчество является одним из важнейших условий «культурного сохранения» общества и государства.

Актуальность исследования обусловленная многолетними наблюдениями за практической деятельностью учреждений культуры и профессиональной деятельностью педагогов в вузах культуры и искусств, подтверждает необходимость аксиологического подхода.

Это и определило основные противоречия между:

- потребностью креативного общества в художественном воспитании
учащейся молодежи и отсутствием оптимальных педагогических условий в
учреждениях культуры и образования;

-необходимостью художественного воспитания учащейся молодежи в
учреждениях культуры и образования и отсутствием на практике
аксиологического подхода, утверждающего ценность искусства, его

художественный уровень в соответствии с требованиями в обществе;

- востребованностью аксиологического подхода как эффективного
носителя педагогических и художественных ценностей и неразработанностью

адекватных культурно-творческих технологий для реализации этого потенциала в учреждениях культуры и образования.

Вышеперечисленные противоречия определили и проблему исследования как не соответствие между данностью и потребностью художественного воспитания учащейся молодежи с позиции аксиологического подхода и отсутствием на практике научно обоснованных педагогических условий реализации целей этого процесса в учреждениях культуры и образования.

В связи с этим актуализируется деятельность учреждений культуры и
образования по поиску эффективных технологий интеллектуально-

эмоционального воздействия с раскрытием художественно-творческого потенциала всех участников данного процесса на основе аксиологического подхода.

Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования были рассмотрены в философской, искусствоведческой, педагогической, психологической науках.

Художественное воспитание и творческое развитие молодежи

рассматривались в научных трудах: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Н.А. Бердяева, Б.Д. Вышеславцева В.С. Соловьева, П.Ф. Каптерева, В.А. Сухомлинского и др.

Существенную роль в исследовании данной проблемы сыграли труды отечественных психологов: Л.С. Выгодского, Ю.Б. Гиппенрейтера, А.Н. Леонтьева, В.В. Зенковского, С.Л. Рубинштейна, В.М. Теплова и др. В их научных трудах нашли свое отражение гуманистические принципы воспитания и развития личности.

В педагогической науке к данной проблеме профессионализма обращались: Ю.П. Азаров, Н.К. Бакланова, Н.И. Иванов, Л.С Жаркова, В.С. Кузин, В.И. Соколов, Г.Л. Смирнов, В.И. Черниченко, которые раскрыли различные аспекты профессионального развития личности и формирования художественной культуры как единого педагогического процесса.

Важное значение в развитии культурологии, социально-культурной деятельности имеют труды: А.П. Арнольдова, В.Г. Буевой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А. Жарковой, Г.В. Осипова, В.П. Рожина, Е.И. Смирновой, Ф.Р. Филлипова и др, которые исследовали вопросы взаимодействия учреждений культуры и образования по художественному воспитанию молодежи.

В разработку проблем художественного воспитания средствами искусства свой вклад внесли: А.П. Ершова, И.Ф. Гончаров, Е.А. Захарова, Д.Б. Кабалевский, Е.И. Максимов, В.А. Разумный, С.Т. Шацкий, Л.В. Школяр и др. Различным аспектам хореографической деятельности посвящены исследования: В.В. Геращенко, С.Б. Жукеновой, Л.Д. Ивлевой, Э.А. Королевой, В.Н. Нилова, А.В. Палилей, Ю.М. Чурко, Н.М. Яценко и др.

В исследование проблем деятельности учреждений культуры по развитию художественного творчества особый вклад внесли: А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова,

А.А. Жаркова, А.С. Каргин, В.С. Садовская, Е.Ю. Стрельцова, В.В. Чижиков, Н.Н. Ярошенко.

Однако специальных работ, посвященных исследованию художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования ещё не было.

Практический опыт, приобретенный при взаимодействии учреждений
культуры и образования, позволяет заключить, что художественное воспитание
учащейся молодежи имеет много не использованных резервов, способных
повысить эффективность этого процесса. Все это и определило выбор темы
настоящего исследования: «Педагогические условия художественного

воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход».

Объектом исследования является художественное воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования.

Предмет исследования – педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования на основе аксиологического подхода.

Целью диссертационного исследования является разработка научно-обоснованной программы художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования на основе аксиологического подхода и реализация ее в вузах культуры и искусств в профессиональном образовании.

Данная цель ставит ряд исследовательских задач:

- раскрыть сущность художественного воспитания учащейся молодежи в
учреждениях культуры и образования;

обосновать аксиологический подход как методологию данного диссертационного исследования;

разработать концепцию деятельности учреждений культуры и образования по художественному воспитанию учащейся молодежи;

- провести диагностику художественного воспитания учащейся молодежи в
учреждениях культуры и образования;

- выявить потенциал аксиологического подхода в художественном
воспитании учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования;

- апробировать и внедрить педагогические условия совершенствования
процесса художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях
культуры и образования на основе аксиологического подхода.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс художественного воспитания учащейся молодежи будет протекать более эффективно, если:

- учреждения образования и культуры будут опираться на научную
концепцию профессора Жаркова А.Д о едином целостном технологическом
процессе в учреждениях культуры и образования;

- будет внедрен аксиологический подход, обеспечивающий ценностные
ориентации всем участникам данного процесса;

- созданы оптимальные педагогические условия художественного
воспитания в учреждениях культуры и образования.

Методологическую основу исследования составили идеи русских
философов, отстаивающих принципы свободы художественного воспитания и
творческой сущности человека, духовности – как способности утверждать
высшие общечеловеческие ценности. В основу разработки стратегии
исследования и определения роли хореографического искусства в

художественном воспитании детей положена концепция В.Н. Нилова «Модернизация хореографиического образования как фактор культурно-творческой деятельности детей и молодежи» (Институт художественного образования Российской академии образования).

Автор опирался на достижения научной мысли о месте и роли
преемственности поколений и роли культуры в воспитании молодого человека.
Использован аксиологический подход в качестве методологии исследования.
Автор в своем исследовании исходил из культурно- исторической психологии
Выготского-Лурия; представления о художественном творчестве Л.С.
Выготского, А.В. Бакушинского, Б.П. Юсова, А.А. Мелик- Пашаева и др.;
эстетической теории Т.В. Адорно, В.В. Бычкова; положения о художественной
педагогике как науке воспитания и обучения С.Герасимова, Б.М. Неменского.
Были использованы и методологические положения о высшем образовании,
художественном творчестве разработанные учеными института

художественного воспитания РАО.

Теоретической основой исследования стали труды о роли искусств в
развитии личности В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, А.Н Лука, Я.А,
Пономарева, А.Н. Столович, В.Н. Семенова, В.С. Селиванова, Б.М. Теплова,
П.А. Флоренского; о психологии и процессах творческой деятельности В.Л.
Дранкова, Б.С. Мейлаха, П.Н. Якобсона; о теории и методике театрального
искусства- Е.Б. Вахтангова, З.В. Гиппиус, Ю.А. Завадского, Б.Е. Захавы, М.О.
Кнебель, Г.В. Кристи, Ю.В. Любимова, В.Э. Мейерхольда, К.С.

Станиславского; о значении деятельности учреждений культуры и образования в художественном воспитании молодежи Л.С. Жарковой, А.Д. Жаркова, А.А. Коновича, о развитии хореографического искусства В.Н. Нилова, С.Л. Никитина, Е.В. Перлиной.

Достоверность исследования и полученных научных результатов
обеспечена обоснованной и четкой методологической базой, ее широтой и
многогранностью, организацией опытно-экспериментального исследования с
применением сравнительного анализа данных, репрезентативностью выборки;
использованием апробированного диагностического инструментария; методами
стратегической обработки данных. Взаимосвязь и единство перечисленных
методов позволило выявить оптимальные педагогические условия

профессионализма специалистов учреждений культуры и образования.

Базы исследования:

г. Белгорода

центр народного творчества «Сокол» - экспериментальная база, а

и досуга», Белгородский государственный институт культуры и искусств -контрольная база.

Государственное бюджетное учреждение культуры г. Москвы

«Культурный центр «Южный» (ДК АМО ЗИЛ), Государственное бюджетное учреждение культуры г. Москвы «Дворец культуры «Салют», Московский государственный институт культуры - экспериментальные, а Муниципальное учреждение культуры г. Москвы «Центр культуры и досуга «Ладыгино»; Государственное учреждение культуры г. Москвы «Дом культуры «Северное Чертаново» - контрольные.

Экспериментом было охвачено свыше 1000 человек – учащейся молодежи,
посетивших культурно-творческие программы в экспериментальных

учреждениях культуры. 35 человек – специалистов учреждений культуры, занимающихся подготовкой и проведением культурно-творческих программ. 32 студента хореографического факультета Белгородского государственного института культуры и искусств и 31 студент кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного института культуры.

Основные этапы исследования.

Исследование осуществлялось в три этапа с 2006 по 2015 год.

На первом этапе (2006 - 2007 гг.) изучалась научная и учебно-методическая литература, анализировались различные научные подходы и современное состояние художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования, формировалась теоретическая база исследования, разрабатывалась концепция исследования, проходил выбор баз исследования избранных программ, проводились опрос и анкетирование специалистов учреждений культуры и образования.

На втором этапе (2008 - 2013 гг.) продолжалась экспериментальная работа
по исследованию потребностей интересов и мотивации к творчеству у
учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования. Опытно-
экспериментальная часть данного исследования проводилась на базе
учреждений культуры Белгородской области, Белгородском государственном
институте культуры, а затем в учреждениях культуры г. Москвы, Московском
государственном институте культуры, хореографической студии «Юные Русы».
Было осуществлено анкетирование руководителей, педагогов

общеобразовательных учреждений и учреждений культуры городов Москвы, Белгорода, с целью выяснения их отношения к урокам: «Музыкально-ритмическое воспитание». «Гимнастика (корригирующая, партерная и дыхательная)», «Классический танец», «Русский народно-сценический танец» и «Современный танец».

В исследовании участвовали руководители учреждений культуры и образования, педагоги-хореографы хореографических коллективов, студий, руководители клубов по интересам, любительских объединений.

Собранный на этом этапе материал по проблемам исследования был обработан и систематизирован. В этот период были осуществлены публикации на основе полученных данных.

На третьем этапе (2014 – 2015 гг.) было проведено исследование
деятельности учреждений культуры Москвы и Московской области и
Московского государственного института культуры. В процессе

педагогического эксперимента был проанализирован уровень интереса учащейся молодежи к хореографии, степень развития их творческих способностей к другим видам искусства. Осуществлен сравнительный анализ и оформлены результаты исследования; разработаны практические рекомендации по художественному воспитанию учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования.

Методы исследования. Был использован комплекс различных методов:

- теоретический анализ исторической, философской, социально-
культурной, психолого-педагогической, хореографической, музыкальной и
методической литературы по проблемам исследования;

- экспериментальная программа, включающая проведение цикла научно-
обоснованных культурно-досуговых программ и предметной деятельности
(хореографической);

- наблюдение за художественно-творческой деятельностью учащейся
молодежи в ходе проведения хореографических занятий;

- диагностика художественно-творческой деятельности в
хореографических коллективах при взаимодействии учреждений культуры и
образования;

- анкетирование и беседы с учащейся молодежью, которая занимается
хореографическим искусством в учреждениях культуры и образования;

- количественный и качественный анализ полученных данных.
Научная новизна исследования заключаются в том, что проведено

целостное исследование художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования на основе аксиологического подхода.

Рассмотрены теоретические основы художественного воспитания

учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования:

уточнено понятие «художественное воспитание учащейся молодежи в учреждениях культуры»;

разработана научно обоснованная технология развития творческих способностей у участников хореографического коллектива;

обоснован аксиологический подход к художественному воспитанию учащейся молодежи при взаимодействии учреждений культуры и образования:

научно апробировано взаимодействие процесса воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования как единого целостного технологического процесса;

раскрыта структура целостного процесса художественного воспитания учащейся молодежи в хореографическом классе;

выявлен научно обоснованный подход приобщения к хореографическому творчеству как способу успешной хореографической деятельности, которая зависит от уровня художественной культуры всех ее участников и эффективного взаимодействия между ними;

научно разработаны условия констатирующего и формирующего этапов эксперимента по развитию творческих способностей учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования;

- разработана инновационная технология развития творческих
способностей молодежи в учреждениях культуры и образования;

- создана авторская программа самореализации творческих способностей
учащейся молодежи во взаимодействии учреждений культуры и образования по
художественному воспитанию на основе аксиологического подхода.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

- раскрытии теоретических основ аксиологического подхода к развитию
участников хореографических коллективов учреждений культуры и
образования как единого целостного технологического процесса,
обеспечивающего знания и воспитание, активно влияющие на творческие
усилия педагога и сотрудников в мыслительной, поведенческой и
эмоциональных сферах.

теоретическом обосновании сущностных характеристик предмета хореографии, обеспечивающего развитие знания, сознания, мышления, культуры художественно-выразительных средств участников хореографических коллективов учреждений образования на основе аксиологического подхода;

разработке интерактивных педагогических технологий подготовки культурно-досуговых программ и предметной деятельности участников хореографических коллективов, которые включают следующие общие компоненты: целеполагание, функции, принципы, средства, способы, формы, методы, разнообразно организуемую деятельность, обеспечивающие освоение участниками хореографических коллективов учреждений культуры и образования на основе аксиологического подхода;

- обеспечении единства различных видов деятельности, включающей
внутренние и внешние механизмы взаимодействия всех технологических
компонентов системы учреждений культуры и образования в
профессиональной сфере общества на основе аксиологического подхода,
формирования мыслительной деятельности, норм поведения и нравственно-
ценностных ориентаций и эмоциональной культуры участников
хореографических коллективов.

Практическая значимость исследования состоит в обогащении существующих систем обучения учащейся молодежи инновационными технологиями, направленными на развитие творческих способностей. Разработанные диссертантом методические рекомендации и выводы легли в основу авторской программы целостного процесса художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования.

Основные исследования проводились на базе детской студии «Юные Русы». Было также осуществлено анкетирование руководителей, педагогов общеобразовательных школ и учреждений культуры городов Москвы, Белгорода, Владивостока, Большой Камень (Приморский край) с целью выяснения их отношения к урокам: «Музыкально-ритмическое воспитание», «Гимнастика (корригирующая, партерная и дыхательная)», «Классический танец», «Русский народно-сценический танец» и «Современный танец».

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для
подготовки молодежи, поступающей в специализированные хореографические
школы, гимназии и отделения хореографии вузов культуры и искусств, а также
стать необходимой методической базой для педагогов хореографических

коллективов всех типов учреждений культуры и образования.

Данные исследования могут быть использованы и при подготовке
специалистов-хореографов для работы в учреждениях культуры и образования,
при проведении лекций и семинаров по таким предметам как: «Музыкально-
ритмическое воспитание дошкольников», «Гимнастика (корригирующая,
партерная и техническая) в дополнительном образовании детей»,

«Классический танец» и «Русский народный танец».

Личный вклад автора исследования заключается в теоретическом обосновании проблемы и замысла исследования; в определении комплекса педагогических условий, обеспечивающих результативность художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования на основе аксиологического подхода; в определении критериев, показателей и уровней художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования; в проведении экспериментальной работы; в количественной и качественной обработке результатов исследования; в разработке теоретической модели педагогических условий художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования на основе аксиологического подхода; в разработке и обосновании Программы формирования педагогических условий художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования на основе аксиологического подхода.

Была проведена эксклюзивная работа по достоверности результатов
исследования, которые обеспечивались исходными методологическими и
теоретическими позициями, использованием объективных и апробированных
методов диагностики, репрезентативностью выборки, качественным

использованием методов сбора и обработки данных, положительными результатами контрольного эксперимента, аргументированностью полученных выводов и практических рекомендаций.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественное воспитание учащейся молодежи в учреждениях
культуры и образования обусловлено взаимодействием различных

компонентов, которые детерминируются половозрастными и индивидуальными особенностями молодого человека. В данном контексте между учреждениями

культуры и образования существует сложное взаимодействие в виде всех форм практики, что позволяет сделать вывод об интегративности этого процесса.

2. По своей сущности художественное воспитание учащейся молодежи в
учреждениях культуры и образования является творческим процессом, который
предполагает наличие у субъектов творческих способностей, мотивов, знаний,
умений и навыков в создании произведений искусства. Изучение деятельности
учреждений культуры и образования выявило важную роль широкого спектра
созидательных возможностей учащейся молодежи в формировании
педагогических условий.

3. Аксиологический подход вносит в основные характеристики
художественного воспитания молодежи в учреждениях культуры и образования
возможность адаптивно реагировать на потребность общества к повседневным
проблемам, осмысленно находить в жизни что-то новое, что повышает
способность к выживанию. Творческие молодые люди характеризуются
умением преодолевать трудности; стремятся к признанию; адекватно
реагировать на стимулы, уверенностью в себе, целеустремленностью и
мотивацией.

4. Профессионализм специалистов учреждений культуры и образования
позволяет осуществлять художественное воспитание учащейся молодежи за
счет создания оптимальных педагогических условий на основе
аксиологического подхода рассматривать создаваемые ими ценности как
положительные идеи, выражающие состояние мыслительной и поведенческой
деятельности и эмоционального воспитания. Создаваемые ценности в качестве
опоры художественного воспитания молодежи как общечеловеческие, так и
отечественные в концентрированном виде проявляют культурный опыт
учащейся молодежи, становятся опорой в человеческом поведении.

5. Одним из ведущих педагогических условий художественного
воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования
является культурно-досуговая среда как совокупность искусства интерьера,
выставочного, музейного, ансамблевого и др. Свое место здесь занимают
прикладные и декоративные виды искусств.

Особое место занимают культурно-творческие программы, праздники, карнавалы, шествия, концерты и т.д. Сюда же можно отнести хореографическое и другие виды искусства, народное, декоративное, прикладное творчество, народные и художественные промыслы и ремесла и т.д. В этих педагогических условиях художественного воспитания учащейся молодежи, где предметно-пространственное окружение и культурно-творческие программы, насыщенные произведениями искусства в соответствии дизайнерскому замыслу высокого художественного уровня, может представлять собой оптимальную среду. Истинный смысл она приобретает лишь тогда, когда учащаяся молодежь включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Только под влиянием учащейся молодежи предметы искусства, вся культурно-досуговая среда одухотворяется, «очеловечивается» и начинает жить.

6. Художественное воспитание учащейся молодежи немыслимо без повседневного сотрудничества учреждений образования и культуры. Результатом такого сотрудничества стала организация специализированных групп на базе студии «Юные Русы», что обеспечивает включение в творческий процесс целой группы абитуриентов и продуктивную деятельность которых оценивают дополнительными баллами при поступлении в вуз культуры и искусств.

Апробация работы и внедрение результатов исследования

осуществлялась по ряду направлений.

Результаты опытно-экспериментальной работы были отражены в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах:

«Духовная культура накануне нового столетия» (Москва, 2012 г.);
«Духовные ценности и молодое поколение» (Москва, 2013 г.);

«Хореографическое образование: современное состояние и перспективы» (СПб., 2014 г.); «Духовность и духовное воспитание» (Москва, 2015 г.); «Психолого-педагогические аспекты художественного воспитания студентов хореографического факультета» (Москва, 2015).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в учреждениях культуры городов Москвы и Белгорода, где проходили семинары и методические конференции для директоров, руководителей хореографических коллективов, методистов на темы: «Специфика хореографии в учреждениях культуры и образования», «Художественное воспитание учащейся молодежи», «Хореографическая пластика» и «Музыкально-ритмическое воспитание».

В учреждениях культуры и образования г. Москвы и хореографической студии «Юные Русы» внедрялись результаты исследования.

Подготовлены доклады, которые были озвучены на кафедре педагогики Белгородского государственного института искусств и культуры и на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного института культуры.

Структура диссертационной работы определяется логикой

исследования, поставленными целями и задачами и включает: введение, две главы по три параграфа, заключение, список литературы и приложение.

Аксиологический подход как методология данного исследования

Художественное искусство является мощным фактором развития личности, дающим возможность самореализации ученику. При этом не происходит подчинения динамики и уровня его развития какому-либо стандарту. Рассматривая сущность художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования диссертант опирался на классификацию хореографического искусства В.Н. Нилова (139. С. 384). Художественное воспитание развивается на основе народного хореографического искусства в сельской местности на базе фольклора и сценическое, представленное в городах.

Фольклор в аграрной России составлял основу художественного воспитания сельских детей и молодежи начала ХХ века и составляла большую часть от сценического искусства. Народная культура была представлена традиционными жанрами хореографии: хороводами и плясками, которые были составными частями обрядов, ритуалов и сезонных праздников, своими корнями уходящих в глубокую старину. Художественное воспитание крестьянских детей и молодежи проходило по «законам» устного народного творчества, посредством «народной педагогики»: дети учились у молодежи, а молодежь перенимала опыт у старшего поколения. Исследователи, этнографы, фольклористы и литературоведы приходят к выводу, что отдельные жанры народного искусства были органично связаны между собой и составляли единое целое, единую художественную структуру. Опираясь на эти выводы, традиционную хореографию (фольклор) необходимо рассматривать синкретично – в теснейшей взаимосвязи со словесным, музыкальным и изобразительным искусством народа. Сценическое хореографическое искусство этого периода формировалось в городах и его, в свою очередь, можно разделить на профессиональное, школьное и любительское (домашнее). Художественное воспитание и воспитание городских детей и молодежи средствами сценической хореографии того времени было раздельным. Профессиональное хореографическое образование осуществлялось в хореографических училищах Петербурга и Москвы. Классическая система профессионального хореографического образования, формировавшаяся на протяжении нескольких веков, доказала свою жизнеспособность.

Школьное хореографическое образование включалось в программы большинства учебных заведений – с целью воспитания у учащихся умения танцевать и вести себя на балах. «Преподавание бального танца в школах велось по раз и навсегда принятой официальной системе, ставящей перед собой цель гармонического физического развития учащихся, совершенствования их природной ловкости, выработки координации движений … и художественного вкуса» пишет Ю.А. Бахрушин (20. С.7). У педагогов, стремившихся расширить рамки школьного художественного образования средствами бального танца, появилось потребность сделать это за счет освоения классического танца.

Спрос на эстетическое образование средствами хореографии послужил поводом для возникновения разнообразных форм художественного движения: ритмика, пластика, чечетка, музыкальная импровизация -«свободный танец». В крупных городах и на периферии начался стихийный рост танцевальных групп, студий и школ. Ю.А. Бахрушин, пишет что «ни какой единой линии в области хореографического воспитания, никакой связи между танцевальными кружками не было – каждый из них работал самостоятельно, без общего идейного и методического руководства» (20. С.9).

Ритмика и свободный танец занимали одно из главных направлений в художественном образовании детей и молодежи. Ритмика не относилась к хореографическим дисциплинам, её цель определялась как гармоническое развитие тела, выработка красивых и выразительных движений, повышения художественной культуры через музыкальное и ритмическое восприятие. Ритмика в условиях массового стремления детей к искусству танца обладала особо важным достоинством – доступностью.

Основоположницей «свободного танца» («свободной музыкальной импровизации») являлась А. Дункан (61. С.9), которая ставила своей целью воссоздавать естественные движения тела. Ограничиваясь интерпретацией музыки свободными движениями, она стремилась создать новый танец, противопоставляя его классическому балетному искусству. Организованная Айседорой Дункан студия, где она экспериментировала в танце с детьми, была закрытого типа с ограниченным числом учащихся.

Параллельно продолжалось развитие системы художественного воспитания пластикой, которую создал Ф. Дельсарт, определив её как «Закон выразительности и гармоничности». В основу системы было положено «выполнение разнообразных гармоничных и выразительных движений под музыку». В дальнейшем она трансформируется в стиль «модерн» (20. С.34).

Бальный танец, как система художественного воспитания, был признан «пережитком буржуазного прошлого» и исключался из программ средних учебных заведений. Но, тем не менее, официально запрещённый бальный танец продолжал жить в детской и юношеской среде, и при поддержке молодежи «прописывался» в клубах, кружках и даже в школе.

Русская народная пляска, сложившаяся на протяжении веков, также была отнесена к «вредному наследию прошлого», которому не должно быть места в новых политических условиях. Но пляска продолжала жить в народной среде и даже развиваться, причём, не только в деревне (селе), но и в городе.

Концепция деятельности учреждений культуры и образования по художественному воспитанию учащейся молодежи

Художественное воспитание строится на развитии способностей, задатков и одаренности. Исследователи педагогики и психологии смогли доказать, что в развитии способностей важным педагогическим условием является аксиологический подход. Следовательно, можно заключить, что творческие способности могут проявиться в любом виде человеческой деятельности. А художественное воспитание становится продуктом любого вида деятельности и педагогическим условием ее существования. Эта концепция нашла свое отражение в трудах: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.М. Теплова и др. В ходе анализа нашего диссертационного исследования учащаяся молодежь занимается творчеством во всех видах искусства: профессионально. Поэтому новое для учащейся молодежи всегда является новым для учреждений культуры и образования.

Для этого необходимо создать педагогические условия для учебного процесса в учреждениях культуры и образования.

Учащаяся молодежь должна иметь возможность проявить себя в различных видах искусства и в первую очередь в культурно-досуговых программах, концертной деятельности в хореографическом искусстве.

С.Л. Рубинштейн изучает способности в контексте созданием и деятельностью, изучая развитие способностей он пришел к выводу о том, что «способность овладевать знаниями, умениями и навыками, в то же время в процессе этого овладения и осуществляется формирование способностей» (158, 177).

В.М. Теплов конкретизировал и развил теорию С.Л. Рубинштейна по развитию творческих способностей.

По мнению Б.М. Теплова творческие способности это «прежде всего выражение индивидуальных различий, которые имеют отношение к какой-либо деятельности, знанию, умению и навыку и выработаны у данного человека» (176, С.42). Поэтому существование врожденных творческих задатков иногда рассматриваются как особенности нервной системы.

Значит, развитие творческих способностей учащейся молодежи возможно, если она будет участвовать в направленной творческой деятельности, тогда, врожденные задатки будут способны развиваться.

«Вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии, вопрос об умственных способностях - с вопросом об умственном развитии», -пишет в своей работе С.Л. Рубинштейн «развитие человека, в отличие от накопления «опыта», овладения знаниями, умениями, навыками. Это есть то, что представляет собой развитие как таковое...» (158. С.220).

Прав С.Л. Рубинштейн, что развитие творческих способностей происходит по спирали, а «реализация возможности, которую предоставляет способность одного уровня, открывающая возможность для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня» (158. С.227-228).

Поэтому разработка понятия «Художественное воспитание учащейся молодежи рассматривается диссертантом как процесс перехода из одного состояния в другое. Учащаяся молодежь, если она целенаправленна в хореографической деятельности на основе задатков и творческих способностей она за счет систематической, учебно-творческой деятельности в учреждениях культуры и образования возможно достичь успеха.

Определить успешность участников художественной самодеятельности, любительских объединений и клубов по интересам необходимо определять системностью, целостностью. Поэтому художественно-творческие способности требуют целого ряда концептуальных подходов. Именно концептуальный подход, даже если они строятся на развитии художественно-творческих способностей. По концепции В.Н. Нилова, «хореографические способности делятся на музыкальные, театральные и ритмические, а также внешние и профессиональные; профессиональные - устойчивость, выворотность, шаг, прыжок, гибкость, подъем» (138. С.65).

С этой концепцией перекликаются идеи ведущих профессиональных педагогов классического танца А.Я. Вагановой, Н.П. Базаровой, Н.И. Тарасова и др. Поскольку способности неразрывно связаны между собой, то раскрывая структуру хореографических способностей, диссертант в свою очередь делит на основные, без которых хореографическое воспитание невозможно, и вспомогательные.

Мнение Н.И. Тарасова таково, что: «Нельзя овладеть подлинной танцевальностью без подлинной музыкальности, ибо музыкальный и хореографический образ един, неделим и является синтезом в исполнительском искусстве» (175. С.17). Учащаяся молодежь может стремиться к успеху, если будет творчески, увлеченно действовать на основании концепции В.Н. Нилова. Здесь еще «можно выделить три взаимосвязанных между собой уровня» хореографических способностей. Первый уровень - ритмичность - «это способность верно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом» (138. С.68).

«Второй уровень - музыкальность - это умение участников сознательно и творчески увлеченно воспринимать тему - мелодию и художественно воплощать её в танце» (138. С. 69). Содержание каждого музыкального произведения распознается по тому, как каждое хореографическое произведение. Для этого надо стремиться раскрыть тему, определить тем самым художественный образ, характер и суть сценического действия.

«Пластика танцевальной позы-жеста как сценического, так и учебного характера должна отображать живое чувство музыкальной темы, быть не простой отвлеченной схемой движения, а действенным средством выражения содержания музыкального произведения» (175. С.18).

Аксиологический подход – ведущий фактор совершенствования процесса художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования

На первых занятиях у «новичков» наблюдалась скованность – 27 %, робость – 18 %, неумение двигаться – 16 %, слабая музыкальная подготовка – 15 %, нарушение общей моторики – 14 %, низкая культура речи – 9 %.

Все это в свою очередь, порождалось особенностью поведения участников хореографических коллективов в играх, занятиях и бытовой деятельности. В играх и на занятиях сначала большинства 57-60 % участников хореографических коллективов быстро уставали, утомлялись, трудно воспринимали предлагаемый материал, на вопросы отвечали не точно, задания воспринимали с недоверием, старались просто повторить движения или предлагаемые фразы. Отсюда возникает необходимость аксиологического подхода к воспитательной работе. В тоже время от внимания специалистов уходила на второй план необходимость одновременно музыкально-ритмического развития.

В ходе эксперимента большое внимание стало уделяться развитию движений, связанных с речью и музыкой. Участники хореографического коллектива стали больше двигаться под музыку, приговаривая или пропевая в заданном темпе по заданию педагога. Все это оживляло занятия хореографией, делало их интереснее и разнообразнее, помогало новым участникам научиться владеть своим телом и речью, координироваться в пространстве под музыку, регулировать мышечный тонус, снимать излишнюю напряженность, развивая творческие способности.

На втором этапе участникам предлагалось приобщиться к высокому хореографическому искусству. Это давало возможность новым участникам освоить специфику жанра в произведениях, научиться преодолевать скованность. Они стали свободно двигаться под музыку, проявляя творчество в играх, этюдах, импровизациях. Успешно овладели пластикой и образной выразительностью. Учитывая возрастные особенности новичкам было предложено изучение предметов хореографического цикла. Это гимнастика (корригирующая, партерная и акробатическая), ритмика, бальная хореография, построенная на простых движениях в игровой форме и русский народный танец, выстроенный в игровой форме, а так же пение и игра на шумовых музыкальных инструментах по выбору (трещетки, ложки, свистульки, бубны и др.). На третьем этапе основной задачей стало обеспечение и развитие интереса к хореографическому творчеству. Начался углубленный процесс изучения хореографических дисциплин, развития потребности в хореографическом творчестве.

Последующее изучение предметов специального цикла проходило таким образом: классическая и русская народно-сценическая хореография, продолжение изучения гимнастики партерной и акробатической (в усложненных вариантах) и сценическая практика, связанная с освоением репертуара русской народной хореографии и игра на музыкальных инструментах по выбору (балалайка, гармошка, флейта, скрипка и др.). Каждое полугодие в студии «Юные русы» предметы специального цикла завершались показом, годовые, отчетные концерты показывают насколько был реализован аксиологический подход в репертуаре.

Отчетный концерт устраивался в Фольклорном центре, в подшефных школах, затем в школах микрорайона, города, в которых принимают участия все учащиеся студии «Юные русы» Московского культурного фольклорного центра под управлением народной артистки России Людмилы Рюминой.

В рамках эксперимента художественное воспитание учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования средствами хореографического искусства на основе аксиологического подхода. На заключительном этапе программы главной задачей стало «углубленное профильное изучение» хореографических дисциплин, задача которых - профильное обучение, приближенное к профессиональному.

Во всех учебных программах по хореографическому искусству представлен конкретный круг знаний, умений и навыков, необходимых для профильного освоения. Последовательность в освоении учебных программ по принципу «от простого к сложному» обеспечивает эффективность учебно-творческого процесса.

Студия «Юные русы» - это интеграционное образование для учащейся молодежи, способной получить среднее специальное хореографическое образование, чтобы затем поступив в училища, техникумы и колледжи культуры и искусств идти по пути приближения к профессии.

Поэтому в ходе эксперимента в последние годы обучения в студии «Юные русы» - есть специальная хореографическая практика. Учащаяся молодежь направляется на хореографические занятия в профессиональные коллективы. Так, в учреждениях культуры и вузах культуры и искусств 72 % студентов проходят практику под руководством педагогов–хореографов и сами проводили занятия, делали авторские хореографические постановки, помогали в подготовке и проведении концертов, спектаклей и праздников.

Данная деятельность рассматривается как организация художественно-творческой деятельности студии «Юные русы». Участие представителей студии гарантируется высокой художественный уровень всех культурно-досуговых программ. Согласно концепции профессора А.Д. Жаркова о том, что художественное воспитание средствами хореографического искусства при взаимодействии учреждений культуры и образования на основе аксиологического подхода требует аксиологической грамоты от всех субъектов. Именно аксиологическая грамотность совершенствует взаимодействие учреждений культуры и образования. Для этого необходимо культивирование ценностных отношений: уважение к коллегам, к ценностям жизни и ее событиям, к умению оценивать ситуацию и свои индивидуальные действия.

Характеристика педагогических условий совершенствования процесса художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования

Проведенное исследование педагогических условий художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования на основе аксиологического подхода показало, что данная проблема требует дальнейшего изучения. Исследование осуществлялось по концепции профессора А.Д. Жаркова «ценностно-ориентированный, активно деятельностный подход к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры». Внедрение этой концепции позволило значительно эффективнее использовать опыт деятельности учреждений культуры и перенести его на деятельность учреждений образования.

На новый уровень вышла и проблема взаимодействия учреждений культуры и образования.

В настоящем диссертационном исследовании процесс развития творческих способностей учащейся молодежи в хореографических коллективах учреждений культуры и образования. Аксиологический подход предполагает в содержании занятий по хореографии и прежде всего в репертуаре и изучении материала стремиться к ценностям отечественной и мировой культуры.

Создание педагогической модели педагогических условий художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования на основе аксиологического подхода. При создании теоретической модели педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования на основе аксиологического подхода, учитывалось то обстоятельство, что хореографический коллектив как единица предметной деятельности интегрирует идею полихудожественной развитости.

Обращение к аксиологическому подходу при разработке государственных образовательных стандартов в вузах культуры и искусств позволило выработать интегральную оценку качества преподавания хореографических дисциплин, которое содержало концептуальные взгляды А.Д. Жаркова, реализуемые методами смыслотворчества и жизнетворчества.

Аксиологичность участника хореографических коллективов в вузе культуры и искусств в процессе освоения специальных дисциплин может быть проверена в содержании, репертуаре, его трактовки.

В аксиологическом подходе полученные знания, смыслы трактуются исходя из мировоззренческой позиции как педагога, так и студента. Художественное воспитание на основе аксиологического подхода основывается интенсивности пути развития хореографических способностей учащейся молодежи. В основе этого процесса лежит механизм удовлетворения потребностей, развития мотивации и интересов, психологических установок в художественном воспитании учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования. Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования на основе аксиологического подхода стимулирует мотивацию овладения творческими формами жизнедеятельности, особенно ярко проявление в культурно-досуговой деятельности. Поскольку фактически все педагогические условия сдерживают творческий поиск, если они не регулируются компетентностными специалистами в учреждениях культуры и образования. Все это строится на культурных, общечеловеческих ценностях. Поэтому создание педагогических условий художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования предназначено для формирования потребностей, мотивации, интересов и психологических установок, которые соответствуют потребностям общества.

Одним из важных итогов исследования стало создание теоретической модели педагогических условий художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования на основе аксиологического подхода. В теоретическую модель вошли следующие структурные компоненты: целеполагание, диагностический, потребностно-мотивационный, содержательный, оценочный компоненты. Целеполагание в теоретической модели педагогических условий художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования на основе аксиологического подхода цементирует единство всех компонентов. Каждая цель есть совокупность задач, подлежащих последовательному решению. В нашем исследовании цель предполагает решение совокупности задач, способных обеспечить какой-то фрагмент художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования на основе аксиологического подхода.

Диагностический компонент в теоретической модели предполагает осуществление диагностики процесса художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования.

Важным компонентом теоретической модели стал потребностно-мотивационный компонент, который характеризует комплекс методов, средств, форм художественного воспитания учащейся молодежи. Данный компонент теоретической модели является выполняемая им стимулирующая роль развития творческих способностей учащейся молодежи. Этот компонент отражает имеющийся опыт в культурно-досуговой деятельности, что позволяет достичь намеченную цель.

Потребностно-мотивационный компонент теоретической модели включает в себя комплекс стимулирующих форм, пробуждающих и поддерживающих интерес учащейся молодежи к развитию хореографических способностей. Для чего необходима ситуация успеха в концерте, культурно-досуговой программе или просто предметной деятельности.