Введение к работе
Актуальность исследования. Ссц;»адько-экоко:Ак.чзскж П«об~ разовангя в России обусловливает необходку.ссть поїїіі^зішл ьаф-зк-тивности деятельности учреждений культури.
ДухОЗИСв 0бН0ЕЛЄНЙ2 ОбШЄСТВа, Е0'іР02ДО!ШЄ наЦПОНйЛЬКЫХ
традиций, народних праздников усиливают социальную значп.'.оєть деятельности рекиссеров тзатрализойН];.нх представлений ", делают проблему совершенствования юс подготовки вйсьиа актуальной.
Оанако, анализ практики показнзает калачне оукаствйнных противоречий в организации отого процесса: к-.егду характером, учебкой деятельности И реальной профессиональной деятельностью режиссера театраіизозанних представлений; теоретической под- .. готовкой, недостаточно ориентированной ка про.Тееспокальше з&* дачи, и практической,"- не отракахшй в полной мере мкогокоііпо-яенткую деятельность pezorccepa; системный использованием &на-ний а "разнесенностью" их усвоения по разным учебным дисциплинам.
Таким образом, наругается единство обїего и пройбесиональ-ного развития личности будущего специалиста.
Указанные недостатки относятся и к музыкальной' подготовке студентов данной специализации. Отсутствие в настоящее грека ее обоснованной концепции супяствекко снааает аффектйЕкосгь профессиональной подготовки pesaccapos їеатралкзованшх представлений в вузе культуры.
Степень научной разработанности Ероблеш. Вопросам организации учебно-воспитательного процессе а.зысвэй ігкола как целостного, системного посвящены paw№ 3,П,Асаро9а,В,К.Вабай-ского.В.С.Мльина, В.З,Краевского4Б,А,Сластенйна,
Важное значение для разработки креолеь; культурно-ароова» тительного. образования, имеют исследования Д.К.Гзнкина, Т,Я.Бая-лаяовойД-.Л,&р*йша,3,И.Эакутокого#А.,В»Каменца,А.О,Каргйна< Ю.А.Стрзльцога,
Вопросы музыкальной подготовки студентов з вуза культуры на примере музыкальных специализаций й.отдельных музыкальных. . дисциплин рассуатривают В.ГДузаецов,В,А,Дагутйн,Л,А",Чврватюк,
При изучении литературы по резиссуре театрализованных представлений, пробессиональиой подготовке опециалйотоз в отой области мы опирались на работы А,И,МазаэБя,Б.Н.Летровл,Д,В.Ти-хО№рова,В,А,Триадского,Г.П.Чвриого,А,И,Чачатина,Й,Г.ІІЬ.роева,
Музыкальной подготовке студентов данной специализации ло.~ сеяїїєш исследования Ъ,<'."1арголика,З.Ы.Лекзона,В.Р.Кисика, М.Б. 'С^олякникова.
Следует отмстить, что проблема музыкальной подготовки режиссеров театрализованных представлений как целостный процесс специально не исследовалась, что и обусловило ее выбор..
Объест исследования: музыкальная подготовка режиссеров театрализованных представлений в вуза ::ультуры.
Предает исследования: организация целостного процесса .' .
музыкальной подготовки режиссеров театрализованных представле
ний Е.ВУЗС КУЛЬТУРЫ, .
Цель исследования: разработать педагогические основа целостного процесса музыкальной подготовки режиссеров театрализованных .цредставлекий..в вузе культура.
Задачи исследования:
' I. Провести теоретический анализ проблемы музыкальной .подготовки режиссеров театрализовакшх цредставлекий.
-
На основе анализа профессиональной, деятельности режиссеров театрализованных представлений выявить специфику их музыкальной подготовит в вузе культуры.
-
Определить систему уровней музыкальной подготовленности студентов данной специализации.
. 4. Разработать содержание музыкальной подготовки режиссеров театрализованных представлений в вузе культуры, ' .'.
5. Апробировать специально разработанную методику музыкальной подготовки студентов-режиссеров театрализованных пред- . ставлений. ..."''"'
Гипотезой исследования является предположение о том, что -эффективность мугыкальной подготовки режиссеров театрализованных представлений в вуза культуры возрастает при условии: I - соответствия модели музыкальной подготовки модели музыкальной деятельности режиссеров данной специализации, что обусловливает необходимость специальной организации учебной музыкально-образовательной, музыкально-актерской и музыкально-режиссерской деятельности студентов; 2 - организации музыкальной подготовки как цзлесгного процесса, обеслечивавдегося взаимодействием трех подсистем: организационно-педагогической, социально-психологической, психологс-педагогической в условиях не только па-
раллелького, но и "аккордного" изучения предл^тоз специализации ("Режиссуры к актерского мастерства", "Музша: в театрализованном предетаэлекии", "Искусства звучащего сло;а","Ялас-тигж", "Хореографии" и др.); 3 - использования специальной методики, основанной на синтеза искусств в процессе г/узикаль-кс—образовательной, музнкальпе-актерской и музнкалы!о-рел.ис-серской учебкой деятельности.
Методологической основой диссертационного исследования яоелузили классические представления о единстве сознания л. деятельности, духовном развитии индивида, самоценности каа-дой личности, рола чувственного з познании, в частности, работы Л.С.Еыготского, Л.Н.Леонтьева о .развитии личности; идеи русских мыслителей; Н.А.Бердяева - философия позканид себя; B.C.Соловьева - взгляда на.общий смысл .искусства и нравственную миссию художника; Н.О.Оедорова - о русской национальной традиция использования синтеза искусств в обучении; пифагорпйская система "мусическогэ" воспитания.
Теоретической основой исследования являются:
-
деятельностяый подход к обучению, предаолагаюидй . формирование знаний, умений, навыков и профессионально ваг-ннх качеств личности специалиста а процессу специально организованной учебной деятельности (Я.Ф.Талызина);
-
целостный подход, ойеспечиватеий здинство обдей и ігрофесспокалькой подготовки личности специалиста (Ю.ЇІ. Азаров). Использованы теоретические разработки комплексного исследования "Совершенствование общей и цройзесиональной подготовки специалистов''.в'вузе, культуры", проведенного па. кабедрз , педагогики и психологии Московского института культуры (Н.К.Баяланова,Л.И.Беляеаа, К.К,ГрЕгорян,А.А.Ч8рныЕов;Т.Г, . Бортникова, АД.Ыайер,Н^Н.Яроиаяко).'.;.'
:, Методы исследования состояли в следуюазм: : - теоретический анализ психолсгочіедагогаческой.музккальйе-. педагогической,..исвусстаоведческоЙ литературы,, работ по проблемам культурно-просветительной деятельности, реядесуры театрализованных представлений;
- анализ учебных планов и учебных програми на специализациях: "Режиссер клубных массовых представлений", "Организатор массовых праздников","Режисоер театрализованных представдеккк"; ~ анкетирование преподавателей а студентов Московского :* зту-
_ дентсв і'идского институтов культуры;
беседы q преподавателями Московского и Ленинградского институтов культуры, режиссерами-практиками;
изучение проФессвдналъно-педагогичаского одата преподавателей вредетов специализации;
«аблэдеякс за музыкальной подготовкой реяпссеров театрализованных представлений на предметах специализация: ''Режиссуре к актерском мастерстве". "Искусстве зэучаи^го слова", "Цла,57ііК9,,,"Хореогра^:ш", "Музыке в театрализованном представлении" и-Др.;
» отагно-эксдеракент&льяая работа;
- педагогически? эксперимент.
На первом этапе исследования (I978-I9G5 пч У проводились наблюдения за ходок профессиональной подготовка студентов кафедры "Ревиссура. театрализованных представлении" Московского института культуры, где автор работает в качестве старшего, преподавателя. В этот период определялись место и-рол:, музыкальной подготовки в профессиональном обучении будущие інзїаіссеровг, формулировались рабочая'гипохе за, задача и обшй замкеел исследования; разрабатывалась теоретическая модель музыкальной подготовки режиссеров театрализованных представлений (содержание,методика)- в вузе культури, '.'
Ка втором этапе (1985-1992 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, педагогичзский эксперимент.
В эмпирическом исследовании было занято 190 студентов (140 - дневного отделения культурно-просветительного факультета Московского института культуры специализации "Режиссер
театраіизовакнух-предотавдйЕЕЙ''-E 50_-_заочкого отделения .. ...
названной специализации) в течение всего периода их обучения: на дневном отделении'с І по ІУ курс, на заочном -с I по У курс. Кроме того, 231 человек ( преподаватели и студенты Московского и студенты Минского институтов культу-. ры) участвовал:? в анкетировании, 133 студента - в письменних опросах о выполнением специально разработанных заданий.
Научная новизна к теоретическая значимость исследова-акя заключается в разработке педагогических основ целостного процесса музыкальной-подготовки режиссеров театрализованных представлений в вузе культуры:
-' на основе анализа профессиональной деятельности регнс-сєра театрализованных представленні: выделена ее структура, включаючая t.:y зыкал ьку», музыкально-актерскую :; кузыкачьно-ре-Енссерскую деятельность и составляйте их кокпоне ній; .
определены структура, содержание і: методика учебной музыкально!! деятельности студентов еяєцналнз.-щпп" "Режиссер тєатраіпзозаняих представлений"; _
создана модель музыкальной подготовки студентов данной специализации. В разработанной модели реализовано единство деятелькостного к целостного подходов, предпелагазудее iIopr.v-. рованне з процессе специально организованной учебной деятзль-кости организационно-педагогических, согналько-пенхологнчєо-кех и.ліскхолого-педагегігческЕХ компонентов целостного процесса;
определена система уровней музыкальной подготовленности., студентов-реетссеров: ^узыкально-образовательвкй, кузыкаль-110-31:1000101:1. и .мугау.атьно-реяпссерскЕй ( хагднй из уровней имеет .три подуровня: элементарны}':, средний, 'высоки);
разработаны оригинальные учебьт-профзеснояальные задания, основанные ка использовании синтеза искусств. .
Практическая значимость исследования состоит 2 то:,:,что разработанные и апробированные з ходе исследования педагогические основы целостного процесса музыкальней подготовки ре-znccepoB театрализованных представлений внедрены з практик;' обучения студентов специализации "Режиссер театрализованных представлений" -я Московском институте культуры;
создана програма нового курса "Музыка в театрализовріїнсм представлении",' которая используется, ла дневном и заочном отделениях Московского института культуры при подготоьез сту- ' даятов-pezacсеров театрализованных представлений ;
издано и используется в учебном процессе методическое пособие "Режиссура з актерское мастерство. куг-.ц<а ч 'тзятралл-зеванном представлении",отражающее авторскую методику кузыкаль-яой подготовки ..студентов, данной специализации; .
Bite дрена в учебный процесс московского института культуры, Московского Колледкз Современного Искусства,. Театральяого лицея (при ККСИ) оригинальная авторская методика музыкальной подготовки студеитов-резиссерой;
-апробированы и внедрены в учэвкий процесс Московского ш$сти-
.- G -
ту:& культуры на специализации "?елаіссура театрализованных. .
предстязленлй" учобпо-профессионалыые задания ( музыкально-
офазоЕг.т^яь.'г-'гі, музккалыю-актерсюш,- кузакально-решссер-
скпе); .
- разработанной автором исследования проект Прогршли.по глу— зыкал ьномз- лог.патаяпю учяиахся русской гимназкк вклпчйн в рехомеил.г'гельяуэ концепции, адресованную создателям русской национально;'; школі,
Artpq бацил результатов нсследогеяия проводилась через пуб,т;:кац:ы научго-мет-одкчасетх материалов. Основные пологе-икя диспзртациъ били кзлеже.'п из XIX научной конференции (Москва, г»лргл1- І923 г.), ка научной конференция'в Московском институте культура (1387 г.), ка областной яаучно-яракгичес-ко!! конференция в Куйбігаезскогл институте культура (1Эв7 г.).
Экспериментальная методика апробировалась в цикле совместных учебных занятий со студентами Московского и Ленинградского институтов культура (март-декабрь 1989 г.); в показательных уроках для заведу^ззх кафедр культури речи и преподавателей иистктугоэ культури Россы на уровне взоамс-доГ.гтвйй предметов специализация м%з«ка s театрали зо ван-ном предотавдеяш" ц "Искусство звучашго слова" (Ї903 г.).
На семинаре директоров школ России ( февраль 1993 г.) продемонстрирована методика музыкального воспитания учаиах-ся русской Гимназий.
Кд„зь.тту выносятся положен, хардктеризугшэ систе-му взглядов автора ка музикальну» подготовку рааассеров те-атрашгігсшаніііх предотанлвнкй в вузе культуры, в том числа:
Ї. Модель музыкальной подготовки райассеройтеатралн-гованы.'х представлений в вузе культупы додана соответствовать модели iis профессиональной деятельности \- включать В себя: музь#ш но-обрезогательну», .музыкально-актерскую а муз&калько-реждесерокую учабнуз деятельность.
я. Муя:клльнув подготовку рекисзєров театрали зо ваших представлений следует отроить как італост.чай процесс, обее-печквашта еді'нстзо огіїцзго и плофзасіїояалі-ного развитая личности оудущего специалисте, что требует организации и вэан-коезлзи трех годяаотем :ітого процесса: органкзац;іоняо-кедаго-Гдчеекой, социально чіс;о;:ологіпескоґ; и лскхолого-педагогячее- . кой при параллельном :; 'Аккордном"' звучания прожзтоэ едэ-'
_ 7 -
цналязацкк.
3. Эффективность музыкальной подготовки репісссров театрализованных представлений возрастает при условии использования специально разработанной методики, соноваякоіі на синтезе искусств и срнзктїіроваішо': її'-, Сермировшпіо целостной личности студентг-рехнссера.
Цель и задати исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введе.чия, двух глав, паглачекия, списка литературы к приложений.
СТРУКТУРА И ОСНОЗНиЗ СОдЗгііАШВ ДІЇСС^ТАЦКЙ
Во введения диссертации обосновываются актуальность проблеми» цель, методология, методика и организация исследования, его научная новизна, теоретическая к практическая значимость.
Первая глава "Музикальная подготовка рекяссеров театрализованное представлений в Бузе культуру как, целостный процесс" состоит из двух параграфов. В первом параграфа odcys-дается теоретические проблема музикально?, подготовка реліне-сероз театрализованных представлений,- проводится аяадиз
ЕСКХ0Л0ГО-ПЄД8Г-ОГИЧЄСКОЙ, МузНКЯЛЬНО-ПеДагС'.'КЧ5СГ.О?1, культу-
рологкчєской, искусствоведческой лчтературы, padoT по tопросам подготовки спецкалвсто-' и вузах культура.
Исследователи отмечаэт суіщствупстз протяворечяя а учебно-воспитательном процессе васаей.школы, в частности: яессг-ласоваяяость реальной практической" деятельности специалиста к подготовкой к этой деятельности .о вузе, отсутствие едлнст-ва !.'.егду теоретической а практической подготовкой студентов.
'Для преодоления противоречий в учебяо-восшітателітом процессе вуза предлагается совершенствовать тсхчулогкческке основы его организация 'Н.Д,Куеьмкнич), в топ числе, макеті-мздь.чо приблизить учебную деятельность студентов ч будунва фессяоиялькой деятельности посредством профилирования содгр-яаіия,- ферм, методов' обучения (Н.?;,Бактанова,З.Л.Решё;'с>ва); применять нгроіко qcp?,-:-: сбучакЕя (А./!.В8.рбІЩКЕі!,3,К.'І7ерВГЗЯ-ко); кспольногать учейм^проёессионзльнне, задания, способ-ствуааЕЕ форг'кросзніга у студентов профессиональных ноїиеов деятгедь'оосл! (Іл,й,Д-.іячеиі»,Л.А.Кгінднйокцч),
Г.тд исследователей ііодчєркивзют значение оргаяиазцки кєкличностішх отношений в учебно-воспитательном процессе (А.Е.Добронич, З.Л.Как-Калкк), профессионального общеяик в обучеі-гл:' .
Значительная часть учених видя? возможность совершенствования учебного процесса з усилений внимания к формированию духовно-личностных качеств,, воспитанию целостной личности специалиста (д.С.Лихачеб, 3.Г.Рахчккоз).
Наиболее передо ктіїг кой, на наы взгляд, является концеп- . цт:я полостного подхода к подготовке специалиста (Ю.П.Азаров), . позгодлгг.'эл оОтіЄди.'піть ряд направлений совершенствования учзбно-іосплітат^льї'сго процесса в вузе, реализующая единство, общей и профессиональной подготовки студентов, благодаря единству трех подсистем: организационно-педагогической (ка-сериа^ьно-техкпчеогез и правовое обеспечение учебно-воспитательного процесса; учебные планы, программа, содергхание, йоркы.и метода обучения); социально-психологической (систе- ' ка отноизнчй к клру, себе, свое": профессии, людям; уі.вния и кавыки общения); пенхолего-педагогической С индпзидуальнс-П0ИХ0Л0ГИЧЄСКИ8 и профессиональные качества личности).
. Деятслькосткый подход предполагает формирование системы знаний, уїла ний, навыков и профессионально ватних' качеств личности специалиста в процессе специально организованной учебной деятельности, в процессе решения задач, которые требуэт этих знаки!?, умений, навыков и качеств личности.
Анализ профессиональной деятельности решесера театрализованных представлений позволил выделить три ее вида: ..^закальяую,,музнкально-акгерс.кую.и-ьіузикальксьрзгшссерсїопз. В этом- специфика' деятельности релшесера данной специализации.
В процессе профессиональной деятельности решесер -театрализованных представлений является не только ретазеероы-постановщаком, но и сценаристом представления, автором его музыкальной драматургии, Важной з этой дели льности .является конструктивно-драматургическая функция, выявлящая суть профессии при создании оригинальной форма и содержания представления с использованием музыки как части содержания и как . главной моатаккой единицы.
Специфика деятельности релсиссера театрализованных пред-
- 9 -ставлений, его функций во многом обусловлены синтезе;,: ;.туза-
КЛ, СЛОВа, ДВ'ЛЕЄіПЦІ II Др., Т&К 1'ЛК Н.Г, музЛі'Л, НЛ СЛО'ЇО, лЛ
дви.т.гзш:е в предстале,тій не кслользуате;: Лооллро-аняс ;;vy/ от друга. Уто требует практического взадгдоделстым пред^тсл специализации ("?е:л:;соура :і -питерское :лаотегс:^о","''іу:г::гя п театрализованном г.редотавленл-л", "Искусство з'зуча:';"то'слога". "Пластика", " Хореографія") в процессе пооре сслсналькоі' ПОДГОТОВКИ СТУДеНТОВ. № ПрЄДПОЛСлЛиПЛ, что "Ечодрекае" !.'.ус;и:с: в оеновше предмета слзцліаллзаїлш позволит преодолеть разрыв у.єзду ігузакалькой п прол^сслональнол подготовкой, оудат ,способствовать едпяству общего л пгореселекзльного развития специалистов.
Второіі параграф посвятан специфике музикально;: подготовки рекиссеров театрйлизогаяних прєдсг'-лен;и, обусловленной спецификой их профессиональной дзя-е.;, ьлсоти. Сравним практическую деятельность театрального у. .«.-.услг.алького ре:ллс-серов с деятельностью регпссера театрализованных представлений.
У театрального ре:л:ссера ость пьеса, у музикального -партитура. Их„ ірофесслокальная деятельность вктачает: знакомство с пьесой { партитуроіО-возкикновеже зате ела -его
ЕОШІСДеКЖ. ' \
' У ренкесера театрализованных представлений деятельность принципиально другая: зате се л-создание партитури-воплецеглле. Специфика'ее в том, что ргглиссер сак сочиняет ?.;узикал7>ку» дааілатургкю (партитуру) представления на основе собственного сцеларно-реглиссерского закисла. ;
Анализ профессионально!; деятельности ре::з:ссера театрализованных представлений позволил наметить еледуюіаую структуру и содерайнке музыкальной подготовки студентов:
музлкально-обрасовятельная учебная деятельность (элементарная музыкально-теоретическая, анализ музыкальных произведений, дирЕіоірова.кне, вокальная, инструментальная);
музыкально-актерская учебная деятельность ( вокальная: соло,аксачбль, хор - в драматических отрывках, номерах, зпиос-дах; музыкально-словесная, музикальнс-пласт'-ічсская, музыкально-хореографическая, инструментальная);-
мугикакько-регзїсеерская учебная деятельность ( муза-
_ 10-
У.с;.ш:ъ кугикздькой подготегка ре;дксерог театрализованных гр'.'дгср.тевй s эуг-е кулі-тутч: ко^ет с;ить представтеяа в с-едугхя!.: кідє ( і&. схему і» І).
Схема І. Модель ьгуа/жзлыюЗ подготовь рсглссєроа тб&т-ргжаоягиішх лісдстаЕле-н;:і: з нусе гульгура
Оргагщз-'сцю.чяо-педягогзчосхал подг/.стсма (технология ~ї)
целостного процесса j узикадькой подгстоек: *даг*?.рд-'осеоенке
технолога і^/яг/!5;:ьно-ойрагоЕГітзлтіКоГ. деятельности (Tj), му-
к.!''?.ль'ю-'ііае?с;":!: деятельности ( Tg) к муяика.ть-чо-реаяссер--
оїг-іі д(;гїт'.!Л"ь.чос/к ( І3). . '
Соа'^ль'го-псп^ологі'.чсскаг. полелетека (еткодатія- 0) предполагает :";пг!.";роі-ач:ііК ої;:ссзкіі!? йудулгто спеццоиуста б нродес-
- II -
п музакальііо-резиссчрскоІ! (0^) уколол лоптплі.нооти.
Пс:!холого-подлгог;;^оокм поделстсма (лтмость - -ї ;,лля-здаяоя цель» :і результатом целостного процесс" irjzuy-.ibr?,': подготовки, ШиПЗ'-'іе? воспитание івчзстн лглности оту.:;.'!;;т.ч п уолорікх brysL»:MbH0-c'jp
З предлагаемой модели процесс гс-тьїкзльнсіі под-о-гсокі ps~ Мїссерозз театрализованную предстаг:л«ш;Г. в вузе ;-.удьтур^ -^-ограничивается традиционно гггнкг.той му:;:;^ыю^Л-"1"оаг.г..','Л1>-. коіі, а Еклкгсзвт еще мугі::-;ально-^ктерсіув а :г;г:кал;.:-о~гс:.ст:с;-серсную деятельность. При 'о'ТОь: калдаіі в;;д дсг1толт.!їоот:і предполагав? формирование комлолє.чтор трек груїпт делсстн:го процесса (орг2ш:ааи;!онк0ппелігс.г;"1':«ско,соцт:а.':ь;га-пс:іхслогичсо--кісс ;! пепхолого-педагогк'!гесіак).
Bo siopoti главе д::ес8ртацг.а . "Оргиішлцітл цегесткого про-цйсеа музыгаизгоЛ подготовка речдсоеро:-! таатра^ворздшх прсдстзялеішй s руг.е і-т-ьтур-" йзлочея ход :: рчсультг.гк с:гд;:-рі'гческого яослєдоїїздпя. ПерЕнГІ пзрагрег? по^рл;.,:п оиреде-енду) седарегшш музикатьноі; подготогк: студенте» дг.іпо.? ^рц.-грли.'і.ч-шш. Излагается анализ результатов бесед с игогхд.'і.іч'тпля*,:: кафедри рбжпссуры тиатгллиг.ов.11.*шх представленії Wocj'roECKa'o института культури, рогаїсзврдаміраттягйлї, студентаят дневного я зпочного отделений Ь'озкоеского, Лендкг'ргдекого п Минского институтов культуры, чаОлЕйй!П:й за г-й'^.щлмо;1. деятельностью ро;іі!ссеров, собственного ояпта по созданий муг^кзлшйй дралатурпш тсатралазовекках предо тамєтгЯ, г.кс амидах л уст--них опросов резіссерон теетрадізог'їдішх прг,дот''-5лен:і, оїдітко-зкепертле.чтачьяоіі работы.
Аікляз огпзтоа на їоі^ос "В чем ^кл'^ітел оледі^ика дэятелькэотп рзіїиссзга театрадязодшійнх npGacr,=.a':e:ir.;:Vtt uo-~-эолкл сделать віеод о 'том, что понг'.мгаїе студентки: спсц:йп\ы профессии саяпсят ст лх учаотл.-: f пр-нтпческсу доямлт.нлглг а возрастает к старсіа: курсам.
Тот 5азт, что 'Ш' н одної.', огпєтє ; опрочм-. Зі :а.:з?гг. ) s опредолдшш са^іделакй профоссі'.оігишюі! дєягял"ї;-:ооггг ре::;.'і О'Гр.ч театрйлкасэаикыу гіредотйалп іш не наїгля стрр-гчаг. -го ?;уя!-к;.\."ь.чрл деятельность, подтверждает нчг? дродд.;:?.:;е:п:з о ІІЗГГ:'-
xoz:"'.ct:;: про-'Т:есс;:снадьї;оіі направленности, про;;:;д;:роі;аЯіія содержа;:;;: у.уз;;калыго;4. подготовки студентов и вклячеддя з наго s соотггтстігга со структурой кузігальяоГ: деятельности ре.:г.:ссс-рі тязтгал;:зоганндх пре детале ней ку зиналь:ю--образо-
.ії.'сєльііо.'!, і^Зика-ьно-аі-гте рекой і: ?.!уз^к?лы;с—ре:л:ссерской уч-їйно:1 доіггєлькостл.
і'одрое о содрр-аны*. ілуздкальної; подготовки будущос.ре-
;:иа'.;еро2 оказался трудіпдч kg только для студентов/ по к-для
гтрепо;:;э:;атсдок и реглесероз-практиког, что свидетельствует
о его оі"-екг::і;-;;о;! слогщосш. Анализ отгетов їй этот золрос
поздолдет сказать, что большая часть опрошенных (53,4) от-
дакт предпочтение -технодогдчеекдм основам организаций со-
дер~а:п:я-музыкально:': подготонгл студекто^-рз.'зіссероз; ка
втором места группа (30.6:"), которая считает глазкам 2 со-
дер2акгс»!-';;'орк;:роі-з.яї!Є.:5і)Ді:і-^дуальіїи:с к профессионалыых.
качеств личности будущего рєізіссера; на третьем месте самая
уалг,ч;:сленкая группа ( ?;'» )- гыдетяе? профессиональные отно-
иеякя. рг2ек нсех трех групп не седердат целостного подхода
к орган::ваді;; содержания музыкальной подготовки студентов-
реддесероэ театр ал к зо галках представленії?. ".''
й.діїгркческое исследование зыяздло загяоеть включения е оодер-дкие, 'наряду с технологией кузпкально-сбразогатель-ноі: деятельности, технологии куаккааьно-актерской (куэи-КРльно-слореснал,.,лузнкагі;їКО-шіастическая,музі:качьно-хореог-
рафіічесгдл,ЕОкалья.ал,їікструмеіітальяая) и .музыкатьяо-реякс-серской (у у з:; кал ькс-дра.\:атурп:че с кая, ну зн кат ько-р ече в ая, му-
. здікально-лластггчоская,кузнкальяо-хорергра.річеская, музыкаль- ' ко-оргакнзаторская, звукореглесерская) учебкой деятельности;"" отнозокй; г процессе указанных еядсе деятельности к системи целенаправленного Оормкрс.вания к.чдиекду&іькс-психологіічєскіх и профессионально ваг:ннх качеств л;ічиости будущего регнесера, то есть, целостного подхода к организации содергдния муза- .
кально'/, подготовки' студентов.
Проведенная огштно-зкеперкме нтатьная работа позволит диссертанту разработать программу нового учебного курса , ''Ь-узика в театрализованном представлении" для студентов специализация "Режиссура театрализованных представлений". Сна ;п;.еет трк раздела: псторля кузшої в театрализованных пред-
- ІЗ -
ставленнях, музыка j-nr. компонент театрализованного представ-ленпя, методика использования кузцкя fi театрализованно;.; представлении.
Традиционно содержание музыкальной подготовки студзктов-реякесерог театрализованная представлении вклэтало мукл-яль-ко-образовательну» учебную деятельное?!. ( выполнение элементарных музыкально-теоретических заданий, анализ музыкальных произведений, дирилзфовакае; локальные и пкетрументалы&ч упражнения )
Б ходе опытно-зкепериментялькой работы музыкальная под-. готовка студентоЕ, заяимапеихся по экспериментально:! прегрдгмо не ограничивалась только музыкально-образовательной деятельностью при изучении курса "Музыка а театрализованном представлении", а вкдэтола также музыкально-актерскую л кузькяль-ко-ре-лесерскую учебную деятельность, которая осуществлялась в процессе изучения основных предметов спецкализациа. то обеспечивалось единством действий педагогов, вздула профессиональную подготовку студентов. Таким образом в профессиональней, подготовке была реализована специфическая особенность профессиональной деятельности реглесера театрализованных представлений, обусловленная синтезом музыки-слова-ДЕи-гения и др.
Экспериментальная музыкачьная подготовка будущих режиссеров включала выполнение специально разработанных заданий: му зн кал ьпо-слоЕескых,м1'зыкалыю-пласткческцх,!.т1'гцкальнс—хоре-ографическіх.'-'узикально-драідатургичєсіетх.музнкально-оргага-заторских, авукорекиссерских.
В ходе опытно-экспериментальной работы для формирования музыкально-актерских умении выла выявлена необходимость включения з качестве учебного материала - народной пески (обязательного жанра театрализованного представления и массового праздника). Работа показала, что использование русской народной песни ('древнерусского канта, православной молитвы) помимо выполнения задачи освоения национальной музыкальной культуры и традиций народного праздника, вызывает профессиональный интерес, активизирует учебную деятельность студентов, что в целом способствует повышению эффективности профессиональной подготовки режиссеров театрализованных представлений.
Зо гторо:.: параграфе опдсака ііетодхка музикальної» подготовка г.сгл'Ссег-ОЕ театрализованных представлений в вузе культуры, прг. разработке которой к; использовали идеи построения "от ;-4r;;c:i:a'43.r.Far:-j-:::ra3); "погружения" е учзІкцЦ катерная (Г.Л^дг-Іігородскоя); спстеїіу алгоритмов l> музыкальном обучз-ьппї (Д.-.Огородйоа) пр.: единстве деятелькосткого и целостного подходов.
Ь педагог^ческсм эксперименте участвовали студенты дневного отделения культур но-проснзтнтельчого факультета Московского гястптута культури специализаций "Регл^сура театрал:- зоганних предста^ленлі1." -2 учгб.чых группы (по 20 человек в каадсіі), зкенеримектать.-зя і: -азнтрольяая.
Ьіітегг.алом г.окотатіфу:ад8го зколеріїмента послугили результата рступмтелыг;:: экзаменов. Экспериментальная и контрольная гругаш билг составлена таким оэразо;.:, что r. экспериментально!: - только ЗО.» студентов, пмєло довузовскую ггузакальнув ііОдготові",а в контрольно?: -количество студектоа с доЕузов-скей музикальної: подготовил?, олло а ДЕа раза больше-бО;?,.
Рргаїсігадая'кузкклльної подготовок студентов контрольно?: групи: традиционно ограничивалась предметом "Музика із театраллзоваіїном предстязленшГ г. вкязчаяа лекцда н практа-чзскне музіїказьно-Очразогательяь'е задания. -Цель такой подготовки - оЗшео кузикальаое развитие студентов, яозтоігу к ке-^ тодпка обучения а зтой группе бала направленана оргаяпзацпв музик?лы:о-образоЕатель.чоЙ учебной деятельности и спеціально із связывалась с подготовкой на предметах специализации.
З оясперімзктальнак группе ставилась цель -.обеспечить единство общего и ггрс:1:ессиокального развития студентов, что потребовало включеная в процесс музыкальной подготовки будуцах реізіссероз, наряду с музыкально-образовательной, музыкально-актерской z' музыкаяьно-регзесерскоа учебной деятельности. Все три вида деятельности осуществлялись вз. основных предметах специализации npz выполнении специально разработанных заданії: музыкально-речевых (на предметах "ї'узика в театрализованной
представлені!;:" л "Искусство звучащего слова"), .'.7"-ка-.г,;го-с:;о нарках (на предметах "Г.ук:ка в театртллзолалло:.: пг<;л'ггг.л"ен:":" и "Сценарное мастерство"), глузыкальяо-лластпческих {"!лу;и:гд е театрализованно:.', представленії::" ;; "ІХіастглга"}, муз^калуго-хореографических (""уз>ка 2 театраллзоваяном нрсдстаэле.'си" и "Хореография"),^узккгльно-актерскнх ("і-'іугілга з т:атралнзован-ном представлені:;:" :і "Актерское .тастерство'') и куз::кальнэ~*?е-гкссерских С" Музика з театрализованном представлений" н "?е-гяссура театрализованных представлений"').
Результати контрольного эксперимента, ултерг.алом для ко-торого послузіли дппломнпо работы студентов еледутлззз:
в контрольной .груше високого .'.^жкально-ре.^ссерского
уровня достигло IQ3 студентоя, средне го-25,1, нп элементарном
уровне осталось 55%, хотя довузовскую r.:y-стальную подготовку
в этой группе тлело в два раза больше ст;донгов,чем в экспе
риментальной; '
в экспериментальной группе высокого музцї:альнс—реп:ссер-ского уровня достигло ВО/, студентов, средкега-^ЗЕ?', элементарного- 5% .сто говорит о более высоких результатах.
Эксперимент показал, что студента зксперлкпнтальной группы в больпеЯ стєпеші овладели музнкально-реглссерсіет.иі зпа.чпя-мя.уменияки.назыкамп. Б зтой группе 9 длплоглкх работ - это массоше представленая, в том числе,'представления на открптсгл воздухе на нетрадиционных плопадках - .40,^,Дни города-35, фольклорные праздники- IQ2, выпускные вечера - 5%. 3 6С$ дипломных работ экспериментальной группы музыкальной ра-иеяяо выполнено на уровне музыкально* драматургии.
В контрольной группе чаае использовались касерше горук (60/,.- устные журналы,30^- Еечера-портреты.ГСй-детские праздники). Музыкальное решение дипломних работ зтої: группы выпол-кено на уровне музыкального оформления, только в І0Д ( з детских праздниках ) есть музыкальная драматургия.
Таким образом, студент экспериментальной группы продемонстрировали не только более шеохяй уровень, яо п более высокое качество музыкально-режиссерской подготовки.
Результаты педагогического экспертизнта показали эффективность разработанной программ 'и методики музыкальной подго-,. товки режиссеров театрализованных яр Оставлений в вуза культура.
*
Егшітрглеское исследование подтвердило целесообразность разра-ботаїшоГ; !.;оДлЕ иузакальной подготовке студсктоЕ-ре&пссеров, реалдзуш: длительностей и целостный подхода»
Ь .вакддце isat содержатся гнводи исследования « практические рекомендации ко opraiaeaic-ai целостного процесса ыузы— кально'*, подготовке ре&кссеров театрализованней: представлений в вуьа культуры.