Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические аспекты системообразующих элементов методики культурно-досуговой деятельности Кислицкий, Владимир Иванович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кислицкий, Владимир Иванович. Педагогические аспекты системообразующих элементов методики культурно-досуговой деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05.- Москва, 1996.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Сложный, во шатои противоречивый процесс реформ правел к эволюции духовних ценностей, составляющих основу общенациональной культуры н определяющих гуыаниотячаскио ориентиры человеческого бытия. На фоне социальной напряженности общества, культурнс-дооуговая деятельность призвана удовлетворять и формировать эстетические и нравственныз потребности,, вводить личность в конкретно историческую систему социальных отношений. Переход общества к рыночным отношениям, внедрение нового хозяйственного механизма в сферо культуры требует инновационного подхода к исследованию культурно-досуговой деятельности, ее центрального звена - методики. Состояние методики культурно-досуговой деятельности обусловлено как внешними обстоятельствами, когда личности приходится решать неотложные проблемы жизнеобеспечения, так и. внутренними, выступающими а качестве дополнительного фактора культурно-педагогической дезинтеграции. Бее это не позволяв* определить проблемы развития методики культурно-дооуговой деятельности в целом, не изучив педагогических аспектов основных составляющих процесоа ее функционирования.

Составляя сердцевину культурно-досуговой деятельности, и развивающейся по своим специфическим законам, методика обеспечивает конкретный смысл и форму программы, раскрывает животрепещущие проблемы, касающиеся конкретной аудитории. Поэтому процесс функционирования методики культурно-досуговой деятельности носат характер прямой зависимости, адекватной детерминации от объективных и субъективных факторов, обеспечивающих внутреннюю прочность, устойчивость, высокую степень оопряхеннооти всех компонентов и элементов данного eHoueHaj поскольку развитие личности это всегда есть саыодвигение,'совершающееся в результате единства и борьбы противоположностей.

Отсюда, актуальность проблемы рассмотрения педагогических аспектов системообразующих элементов методики культурно-дооуговой деятельности обусловлена следующими противоречиями между:

- потребностями общества в культурно-досуговой деятельности как педагогически ориентированного в условиях свободного времени интеллектуального а эмоционального воздействия на личность и состоянием культурно-досуговой деятельности, которое но способствует раскрытию потенциальных возможностей посетителей учреждения культуры;

необходимостью сохранения целостности культурно-досуговон деятельности, продотсраййШШ ео от распада «и отдельные элементы и отсутствием концептуального подхода к основному механизму её функционирования - методики;

методикой кульгурно-досуговой деятельности как педагогической системой ^ункцяоїшр/йщой а совокупности системообразугаих элементов, включаемых в действие специалистами и пх активом, и состоянием фор-наруще-разакваммй методической деятельностью специалистов и их актива в учреждениях культуры.

В связи с этлм представляется целесообразным обратиться к практически ив изученному в отечественной научной литературе педагогическому аспекту системообразующих элешнтов методика культурнс-досуговой деятельности,его отдельных сгорсн 2 наиболее крупных составных частей.

Следовательно, актуальность данной проблематики определяется теоретическими н прикладными интересами культурі, -досуговой деятель-

И0С1И* Стог ть научной разработанности проблеми.

Разносторонний анализ философской, социологической,экономической, педагогической и культурологаческой литературы показал,что изучение педагогических аспектов методика кулыурно-дооугоБой деятельности просматривалось э трудах многих учёных разного профиля.

Анализ вздзгогпчоских аспектов культурно-досуговой деятельности вызвало необходимость обратиться к философским трудам Афанасьева В,Г.«Андреева С.І'.,Абульхановой-Славской К.А.,Лрнольдова А,И., Библера Ь.С.ДанидобоЙ Ы.А, .Иконниковой С.Н.,Межуева В.М.,Уледова А,К, .определиниам рать,шею и іраницн художественной культуры в духовной жизни общества.

Большое значение для анализа данной проблеун иг.еют исследования социологов Андреонковз Б.Г. .Волкова И.И.,Иванова В.Н„,Кабшци А.В., КороОейникока Іі.С.Осипова Г.В.,Родина В.П. .РакитоЕа А.И.,Рыбкиной P.M. .Харчевэ А.Г. ,'лялштова СР. .иэучэвЕио отноионйе различных 'групп населения к худатествоішоГі деятельности.

Важное мое то в вопросах исследования художественной культу-

ри занимает труды Апресяна А,Я,,АіідрйРва A.M..Лаламяна Г.Г. .Кагана М.С. Щукина L'.A. .Сохори.іокгЧіабуикина У.і:.,Цукернзна В.С,которые дали анализ влияния различиях факторен на художественный процесс.

Б педагогической, пауке к данной проблема обращались: Азаров І.Д1., Ілкланова U.K., Иванов Н.И., Кузин B.C., Корсбоїішіков B.C., Лихачев .>.!'.., исрозоЕП Б.М., Платонов К.ІС, Гувинский Л.И., Смирнов Г.J... Соколов Б.М., рассматривание функционкрора-

Ьііа худідизстіійішоїі пульту он ьал целостного а'риЦиоса.

Сладует шпилить ряд последонании, іик-лиднх научное значніша

ДЛЯ ИЗуЧеННЯ ЫеТОДИГ.1'1 ІГУЛЬТУРНО-ДССУГОРОІ! ДЄЧЇЄЛ1ЛІОСТИ,і:рОГеДЄШН1Х

Ваног-скои Й.В. .Катите в оіі Д.іі. ,Сш.".шн.і А Д. .Садішанопш Е..ІІ,, Триад-с ким Ь.А.,Туиансгдл/. і'.Л... .Карооин.', Н,Г. /іачотіач:;.; A.:1.,1- которох раскрываются ремсепрско-.пракатургчічііси'.з ості пі! ьаосоьнх театрализованных предсї'йьлйкніі, праадтігоп я зракпу, еаг;н>: крупнс.мас-штаоїшх форм а условиях досуга.

В нсследоьашш проОдег.-, методпиі культурчо-досугоінлі даьталь-ности учреждении культури особин іч'лад виьсли Діссзнок іЗ.О. .Ііладн-ипрон "іі.Л. .Гагин 'В.Н. .Гонмін a.U..Еирков A J!.. ,Ксноп;іч А.А. .Красиль -никои Ь.Д. .Сасихов А.В. .Стральцоа Ь-.А. .Суртаан В Лі., Триод іш іі'.і:., Чішпкон Ь.І.І., Шебалин В.Г.

Однако нзучашіз дздагог.г-кскдх аспектом оіїстоі.^осраауиаах элементов методики иультурио-цосугсшой деятельности еще не ооу-

І!(0СТйЯЯЛОСЬ.

Учііг^і'ал актуальность поелодонанна n огеутотвну данного аспекта в после інзнаннях по динноіт нройлогатикч дносі.-ртлн'? избрал обт актом посла попалил споте.мооСрнауь.Діе злої онтн і/мтсгпна: кудьтуу-но-дооугопоН деятельности, а nwin^Toij - п вдгогпчэонп') аспекти оисте?.:ооСразукщіх алогентап ьототіпки і;улі.турно-зооугоаоп доятель-іі on ти.

Яредраршолъпии анализ ироолсьи позноянл скюрг-'лнронать ра-Оочуіі гаїстезу г.селедонання, котикам состоит г> ток.что иаучанг.а поцанопіческах асшитон снотомооораауюк'аах а ладан тон ьотої 1:1-.:1 і\улі>-турно-досуг'исол далтолыклгти па оснош теддотагпчост.н целостного, /Юіїностно-оріівнї'л'ііопаїшої'о, актинно-де.ьтельноотпого подхода позволит расі.-рать ноошпательнь'П лотешдад учрелдешм культури.

Boa ато определяет коль послепоганий, котораи злгл;л'четод в изучении цотенциалышх педагогических коаып.^ноатви шудого епето-ї.юоо'разугдіего элемента.

Данная іде ль ооуслии;>;а ііОіл")ходн.мооть роп; ш;я рдца наапдиогь--аанних иоолоьоаатильокд:: а . .;ач:

- рае&лотрвть олетоь.ооараауь.дю алоі/.о.чти ц.,гцд.л;а гул.і.турка-досугоноіі дентальное пі так норааршніоо сосыннни часта оііі.ноіі спотами;

проанализировать понятие "культурнс-досуговая программа" и её педагогический потенциал;

выявить основные направления совершенствования методики культурно-досуговой деятельности в учреждениях культуры;

выработать практические рекомендации по раскрытию педагогических аспектов системообразующих элементов методики культурно-досуговой деятельности.

Базами исследования стали московские Дворцы культуры завода им.Чкалова - экспериментальный и Мосрыбокомбината - контрольный. В Московской области г.Балашиха Дворец культуры и техники "Машиностроитель" АО "КриогенмапГ - экспериментальный и ДК Мясокомбината - контрольный.

Учреждения культуры Крутинского района Омской области изучались автором диссертации в рамках комплексного хозрасчетного исследования "Влияние культурно-просветительной работы на стабилизацию трудовых коллективов и формирование личности сельского хите-ля.

Выбор объектов исследования был определен идентичностью решения культурно-досуговых задач, территориальным расположением, наличием примерно одинаковой материально-технической базы на всех объектах, что создавало благоприятные возможности для сравнительного анализа, осуществления констатирующего и опытно-экспериментального этапов исследования.

Тяоретгко-натодологпческуп основу исследования составили идеи Д.С.Лихачёва, А.Моля деиократизации и гуманизации общества,роли искусства в жизни общества, Енедрение в практическую деятельность учреждений культуры нового хозяйственного механизма, обеспечивающего в сфере досуга условия для выбора личностью участия в различных формах культурно-досуговой деятельности.

В основу исследования была положена научная концепция доктора педагогических наук, профессора Харкова Л.Д. о ценностно-ори- , ентированиом, активно-деятелъностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры. В данной концепции педагогический потенциал", содержащийся во всех структурных, системообразующих элементах методики ісультурно-допуювой пеятольнос--г? н '[ирыа предкутний и программной деятельности, позволяет раскрыться за счет отбора содержательного материала, формирования и л. і'да?рноЯ ориентированной деятельности, обеспечиваний г-сио'ч:и.-> рсчх iv.croMoc?pviyir*:'!U p."»woiiT'jn >/пгг,-н!ги культурно-тосугої1 >>''

-'5 -

Методика культурно-досуговой деятельности в учреждениях культуры рассматривалась с позиций педагогических и эстетических идеи Ю.Б.Борева, Е.Б.Вахтангова, В.И.Немировича-Данченко, М.О.Кнебелъ, К.С.Станиславского, В.А.Сухомлинского.

Существенную роль в определении теоретической позиции дис-срртант?. сыграли труди Кононича Л.А., Маркова А.П., Стрельцова Ю.А., обоїаіиагя'йв опыт методической деятельности учреждений культуры, функцпоигфукяш в различных регионах России.

Организация иоследотзчиил. Исследования проводилось в течение 10 лет ([984-1994' гг.), в три этапа.

Парный этап (IS84-1987 гг.) предусматривал из>чение и анализ фялоасфскоР, психологической, социологической, педагогической, культурологической, художественной и научной литературы с дальв теоретического анализа состояния проблеми. На этом этапе происходила разработка программы, инструментария и методики исследования, подбор баз для проведения экспериментально!! работы, tla основе анализа документов, материалов, периодической печати, монографий и других публикации по интересующим автора проблемам была сформирована мотодологичоская часть программы исследования и намечен ее процедурний раздел, Не озкове контент-анализа документации учреждений культуры было изучено состояние методической деятельности на нсех базах и в учреждениях культуры Омской области. Для зтого бил тзиляшо.ч реальный уровень деятельности контрольных и экспериментальных баз.

На ETopov зтлпе (1987-1991 гг.), носиешєм характер экспериментального исследования, на обоих базах проводилось изучение объективных возыотасетей совершенствования методики виявления педагогических аспектов оистэмообразушеих элементов культурно-досугопой деятельности, а также степени реализации этих возможностей на практике. В этих целях была разработана специальная программа совершенствования методической деятельности яа экспериментальных базгх.

На Ш этапе (1992-199 гг.), при аналитике-формлруюшрч строке ;ор, проводились егштне-эксперимет'альнья расо:.-» по внедрении г практику разработанной аитоил." прчграгаы сошршане^эорпния ьепталыостк у:ргчязний іудч-турч по в«яьлсь.ий рслзі'Огичєс.!'ЛХ ас-

;;,-;-Tf..n С".С,.-;Г'-':о^рТз;'ЧГ.;НХ оЛЄІЯНТ^Г "-"ТСЧГЯИ кулі-'іурио-досугорой

'ЮТ.'Г- Г, 1-':1У,Т>.

Мет-т.'їкЗ H'.'-"i''.:or-a:-vj( ьтл---'.-о:і v{r\r~rv fa.'^'.n'U'.x иттолг.і, .,-і;- -; r,-ii"iiv ,..., 7;.vv-:>----!';>i ;!0CT'5Ble:iH-\' !«i", .') Г" COTT»? " ':>

социологической докуиентации - анкет, карт, опросных листов,бесед, которые проводились оо всеми категориями посетителей базовых учреждений культуры, бчло опрошено 890 человек.

Метод наблюдения попользовался в целях определения эффективности различных системообразующих элементов методики культурно-дооутовой деятельности.

С применением вышеуказанных методов было осуществлено снятие первого среза уровня деятельности базовых учреждений культуры в подготовке и проведении культурно-дооуговых программ.

В рамках исследования был осуществлен социально-педагогический эксперимент, в котором участвовало 850 человек посетителей и : 26 активистов. Цель эксперимента состояла в том, чтобы выявить потенциальные педагогические возможности всех системообразующих элементов культурно-дооуговой деятельности учреждений культуры в современный период.

В программу социально-педагогического эксперимента входила апробация различных вариантов совершенствования методики культур-; но-досуговой деятельности и системообразующих элементов.

Для этого было осуществлено:

включение в различные виды предметной деятельности учреждений культуры населения микрорайона и использование новых методик в подготовке культурно-дооуговых программ. После создания каждой культурно-досуговой программы проводился опрос, выяснялось мнение его участников, определялась степень воздействия на аудиторию;

изучение экономических факторов при подготовка культурно-досуговых программ: самофинансирование,.самоокупаемость, самоуправление, материально-техническая база учреждений культуры-,

прогнозирование совершенствования, структуированыых сне-. темообрааующих элементов методики культурно-досуговой деятельности.

В контрольных базах шла обычная работа по собственному плану, в которой автор диссертации не предпринимал попыток изменить положение дел, а лишь наблюдал и фиксировал результаты деятельности, ообирая материалы для сравнительного анализа.

В процессе эксперимента в подготовке и проведении культурно-дооуговых программ, основное внимание уделялось раскрытию педагогических аспектов всех системообразующих элементов методики культурно-досуговой деятельности. В базовых Дворцах культуры это потребовало помощи 18 специалиста и 26 штатных сотрудников.

В 1995 г. подводились окончательные итоги исследования. Уточнялись основные теоретические выводы и практические рекомендация, осуществлялась проверка исходной гипотезы и конкретных результатов опытно-экспериментальной работы.

Достоверность исследования обеспечивалась использованием на всех этапах идентичного инструментария, применением взаимодополняющих методик, организаций экспериментальной работы, мнением экспертных групп, достаточностью полноценного количественного и качественного материалов. Репрезентативность эмпирического материала и относительно равные возможности экспериментальных а контрольных учреждений культуры позволяли осуществить сравнительный анализ полученных данных."

Научная новизна и теоретическая значимость исследования соо-тоит в том, что по-новому рассмотрены Понятие и оущноотные характеристики культурно-дооуговых программ. /

Впервые рассмотрена методика культурно-досутовой деятельности через призму ценностно-ориентированного, актавно-деятвльностно го подхода к целостному технологическому пропесоу, что позволило диссертанту выстроить сиотзму, где каддый системообразующий элемент несет педагогический аспект я опоообен чутко реагировать на решение сценариста-режиссера, дополняя, а порой я изменяя смысловую нагрузку.'

Смыслотворчеотво в янзнетворчеотво стали основными функциями в деятельности рекиосёрско-оценарной группы, Ісоторая обеспечивает педагбгичеокяй потенциал всех оиотемообраэупянх элементов методики кулыуряо-дооуговой дзятельнооя.

Определены основные этапы методики культурио-дооуговой деятельности. При подготовке программы кульгурно-досуговой деятельности на первом этапе проявляется професоионально-прогноотя-ческая функция специалистов, нацеленная на оптимизацию количества и качеотва разнообразных системообразующих элементов, расширение их диапазона, что представляет наибольшие возможности для проявления творческой активности личности специалиста. .'.

Второй этап - профессионально-ориентацвошшй. Это касается привнеоения искусства в сложившиеся форма культуры - досуговой деятельности, способствующие повышению их эмоционального яоздей-

охьіія, созданию психолого-юдагогических ситуаций для реализации социально-творческих способностей личности специалиста и посетителя учрежцзняя культуры.

Г'азраоотаны и внедрены а практику методические рекомендации длл учрездвиий культуры, в которых автор делает акцент на то, что какдкй системообразующий элемент штодики культурно-досуговой деятельности в большей или меньшей степени несет педагогический Заряд б зависимости от уровня профессионального мастерства постановщиков культурно-досуговой программы. Этому способствует и развитие многофункциональной предметной художественной деятельности, создание полифуикциснальных любительских объединений художественной направленности, а также различающиеся по формам организации и ыетодим подготовки шшовациошше. культурно-досуговые программы.

Практическая значимость исследования заключается в разработанных автором рабочих программах, методических рекомендациях, предложения? и ншодах, которые внедрены э практику эксперимекталь-них учрекденкй культуры г.Москвы и Круткнокои районе Омской области, и могут быть использованы в учреждениях культуры BCGX типов.

Материалы, полученные в ходе исследования данной проблемы, используются в учебном процессе Московского государственного университета культуры в процессе преподавания курса "Ре&иссура куль-турно-досугозых прегради".

Содержанке диссертации послужит вашим подспорьем для ьрепо-даванля теории я методика культу} по-досуговой деятельности в колледжах культур,,

IIoiiHucТ!,'>-ср-;снт>рсраиіч-їіі, a>.?;u :!о-ис.чіельнхтчь!й подход к М'Тод.іка ііодг^тоеіч; п проведения г;.'лк:урно-до;;угорых проіряш в учреддониях культуры г.Москвы покаг.'.-д продуктивность данной концепции, что позволило зіфіхсирорсгл. рузлмше лозипшше регуль- татн.

Апр.ойа.лш ргботи ссугзствлялзсь по ряду направлений путем:

опубликования результатов исследования в печати;

выступлений: ка нзучло-методпескок коі'іІ<еренци;і"СоЕерпізн-атвоваїтав учебис-воо.гопатолі.нсго процесса г'чисштутв культуры" Москг-з, IPSO; па Енпгруктивко-меюличзум,:: согітплях Н'їїУ; семинарах работников учгегл^ннк" культури горком? пр:»*согзоп зчт-Ш8? шкалы Москвы 1990 г.; , . .

участия в хозрасчетных ваупшх иссленсазнипх, ігаовдіРі'ШїУ в Омской области: "Соцпологпчкегси геелч'свашзе о подгстоб';.! и зякреплянви кадров в сэлъолг.» ітл,уйшх y4poaKo:nr,x"(lV^i-]i:!i'."r;'.)

и "Влияние культурно-просветительной работы на стьбидизьца» трудових коллективов и 4оркировние личности сельского жителя (ІВ83 -1964 гг.); в Волгограда:"Организация досуговоЗ деятельности подростков її молодежи в социально-пэдагогическом комплексе" и "Эстетическое воспитание школьников в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (1S88 г.)-Все материалы вшедеречисленных ген опублікованії в виде научных выступлений во Всесоюзной центре научно-технической информация;

- участия в создании учебного q тивный комплекс",- Центральная киностудия научно-популярных ш уче
бных фильмов.Москва,1989,в качества научного консультанта.

На зьциту виноеягся следующие положения:

методика культурно-досугоаой деятельности есть осознанный цвнностне-орионтировеншл процесс.научно обусловленный творческим и педагога чес-кш харектером отношений к освоении и производству духоваоЯ луодуиции,обеспечивая универсальное развитие и реализацию специалистам» их сущностных сил;

йункциокарозыме методики вультурно-досуговой деятельностк осуществляется как процесс постикешя объективной сущности всех системообрезі'ицщс элементов,как самость,і.сторся определяет педагогическое воздействие на аудитория;

методика нудьтурно-досуговой доягелыюсти располагает богатый! воэможностйш педагогического воздействия какдого систематизирующего ел&млнта на процесс іормироваїшя досугових потробностей посетителей учреждения культурн.Однадо эти возможности реализуются на в полной нере из-за отсутствия у специалистов учрзтденкй культури ушверсалыегх навыков сценарист»,режиссера-постановіфіка культурно-досугевнх nporpmi и ыонедзера;

совершенствование методики культурно-досуговей деятельности происходит на основа синтеза всех систеаообрсяурдох алементов,базирующихся на совокупности педагогических,психологических,экономических факторов,интегрируема в тесном взаимодействии.Соотношение между дани нногоплвново и динамично.Более существенный эВДек» Дс~ тигрется в том случге,когда в методике срода совокушюсти системообразующих элементов доминируют потребности,иотивн .интересы,цели, психологические усїсковки;

конегакч воэторсм,непосредственно вездййствуювгш на аудиторию, гчляотея кыррзитолмтз средства кулміурно-досуговсй деятельности, которое я определят- з^єктненоуіь «сэй иродворнтельиой роботи дву-ня крр'герт'ялиептгюэльнзй рвссї-пяС'іічсЯ к рм?«оиальда"м сочето.кзач.

- ID -

' Структура ntiocept.:^in подчинена логике научного поиска и последоаательлого шло.ения реаультагов.

Б первой главе "Методика культурно-досуговой деятельности как целостная система" анализируется Понятие культурно-досуговой деятельности, рассмотрены основные системообразующие элементы методики культурно-досугоЕой деятельности, что соответствует первой и второй Бздачам исследования.

Во ьторпй главе "Основные направления совершенствования методики культурно-досуговой деятельности" на экспериментальном материале исследуется педагогическое еначение основных системообра-зуктда элементов методики культурно-досуговой деятельности, где основные! слагаемыми являются творческая деятельность, а также инновационная методика предпринимательской деятельности, опирающейся на экономический фактор, что соответствует третьей и четвертой задачам исследования.