Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организация досуга во Франции: анимационная модель Мамбеков, Евфрат Багдатович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мамбеков, Евфрат Багдатович. Организация досуга во Франции: анимационная модель : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Гос. ин-т культуры.- Санкт-Петербург, 1992.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/183-9

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Процессы изменений экономических, политических, социальных структур нашей страны делают необходимым поиск принципиально новых решений во всех сферах жизни и одновременно дают возможность по-новому осмыслить существовавшие ранее проблемы и встающие в перспективе задачи. Это в полной мере относится к социокультурной сфере, где неоднозначные процессы и явления последнего десятилетия проявляются особенно отчетливо и остро. 0оэбое место в общем развитии культуры общества занимает культурно-досуговая деятельность. Процесс национального возрождения народов, бурно протекающий в нашей стране сегодня требует ее обновления в соответствии с общими задачами национального развития. В связи с этим ознакомление с национальным опытом других стран и народов приобретает особенное значение. Представляется, однако, что заимствование опыта в области культуры и, в частности, в сфере культурно-досуговой деятельности носит специфический характер: в определенной исторической обстановке оно связано национальными особенностями быта, культуры и мировоззрения другого народа и вовлечено в той или иной степени в современный ковдликт ценностей. Возникает вопроо, будет ли усвоен 'заимствованный опыт культурой-восприемником. Даже в Западной Европе, где существует многовековая традиция культурных контактов, где социорелигиозныа и социополитические различия незначительны по современным глобальным масштабам, где, наконец, социально-экономические условия относительно одинаковы уже несколько десятилетий, в сфере досуга предпочтения французов отличаются от предпочтений испанцев, а немцы отдыхают не так, как англичане или шведы.

К анализу проблем культуры европейских цивилизаций обращались многие наши ученые, раскрывая сущность философских, социологических концепций культуры (С.Н.Артаноьокий, Г.К.Ашин, СИ.Во-ликовский, И.Ю.Гончаров, Б.Л.Губман, Г.Г.Дилигвнокий, З.А.Карпу-шин, В,А.Полорога, Э.В.Соколов, В.Г.Табачковский и др.), освещая различные аспекты взаимоотношений человека и культуры в капиталистических индустриальных обществах (Е.В.Боголюбова, В.Ю.Борев, И.С.Вдовина, П.Д.Курвдын, Н.Е.Покровский, Н.Н.Сибиряков, А.И.Черных и др.), анализируя культурную политику коммунистических'и рабочих партий развитых капиталистических стран (Р.Г.Андаева,

^ п.Тинк^. Зреете с тем, лишь в последнее время появились серьезные работы, специально исследующие организацию досуга за рубежом (И.А.Новикова, Н.Д.Каминская). Обе работы, углубляя и обогащая имеющиеся представления о характере и направленности систем детского и подросткового досуга, о соотношении общего, единичного и особенного в организации культурно-досуговой деятельности рассматривают в качестве объекта исследования то или иное явление на примере довольно обширного круга стран Зчпада.

Между тем, свободный от идеологического догматизма анализ культурно-досуговой деятельности в конкретной стране позволяет представить эту деятельность в виде целостной системы. Понимание логики развития этой системы в свою очередь способствует более рациональному и органичному применению изучаемого опыта.

Совокупность изложенных соображений, актуальность и неразработанность подхода к проблеме определили тему настоящего исследования и позволили автору сформулировать его цель, которая состоит в систег.том анализе методов и форм организации культурно-досуговой деятельности во Франции. Остановить выбор на Франции позволили следующие причины:

находясь на передовых позициях современной научно-технической цивилизации, Франция является типичной индустриальной державой конца XX в.}

хотя в создании социологии досуга приоритет принадлежит не французским ученым, Франция сохраняет за собой статус мирового центра гуманитарных наук;

обладающие уникальным культурным наследием французы не только с большим успехом сохраняют свою духовную самобытность перед натиском стандартизирующего, вооруженного электроникой прагматизма, но и непрерывно вырабатывают.новые духовные ценности, адекватные современным условиям.

Цель исследования определила его задачи:

  1. Раскрыть сущность и социально-историческую обусловленное различных теорий досуга во Франции как отражения противоречий современной высокоразвитой цивилизации.

  2. Проанализировать истоки, функциональные и организационные структуры анимационной модели как основной системы организации социокультурной деятельности во Франции.

,3» Систематизировать различные аспекты деятельности кадров социокультурных аниматоров, показать эволюцию социокультурной

анимации как профессии, представить ее типологию и классификацию по разным критериям,

4. Провести сравнительный анализ существующих систем организации социокультурной деятельности во Франции и культурно-досуговой деятельности в нашей стране л на этой основе попытаться сформулировать концепции, адекватно отражающую реалии современного общества.

В качестве объекта исследования выступает социокультурная деятельность в сфере досуга во Франции, предметом служат функциональные, организационные и профессиональные системообразующие структуры этой деятельности в диахроническом плане.

Исследование строится на гипотезе, которая предполагает, что:

понимание сущности социокультурной деятельности во Франции возможно при условии анализа характера индустриального общества, его тенденций и противоречий; влияния национальной культурной традиции, воздействия внешних факторов, таких как информационный, научный, культурный обмен;

если в результате анализа будет установлено, что социокультурная деятельность во Франции, несмотря на многообразие' форм, отсутствие' жесткой регламентация со стороны государства, высокую степень автономности управления и независимости финансо-. вой деятельности, тем не менее имеет определенные оргадизацион-', ные, функциональные структуры, связывающие ее составные-элементы и обеспечивающие ее внешние связи, то возможно представить cor циокультурную деятельность как организованную систему в ее иерархической целостности, определяющей ее эффективность; '

если социокультурную анимацию представить как модель, функционирующую в системе организации социокультурной деятельности и так ке обладающей своей историей развития, то возможно выявление таких составных элементов и структурных связей, которые могут быть соотнесены и сравнены о элементами и структурами системы организации культурно-досуговой деятельности в нашей стране.

Методология нашего исследования заключается в последовательном применении на основе цивилизационнбго подхода к объяснению явлений культуры системного метода, о позиций которого в диссертации рассматриваются структуры, формы и функции досуговой деятельности в современной Франции. Другим МЯ

тодом нашего исследования является историзм, с точки зрения которого рассматривается национальное своеобразие органи-, зации и культурного наполнения досуга во Франции и в сравнении (компаративный метод) этого своеобразия с культур-но-досуговой деятельностью в других странах.

Значительное влияние на формирование научной позиции автора оказали философские труды И.-Г.Гердера, Н.Данилевского, Вл.Соловьева, Н.А.Бердяева, О.Шпенглера, М.Вебера, К.Маркса, А.Ф.Лосева; исследования современных социологов и культурологов С.Н.Артанов-ского, И.С.Вдовиной, Л.А.Гордона, Б.А.Грушина, Л.Н.Гумилева, С.Н.Иконниковой, Э.В.Клопова, Г.П.Орлова, В.Н.Пименова, Э.В.Соколова, В.А.Ядова. Пониманию проблем и специфики культурно-просветительной работы, культурно-досуговой деятельности способствовали публикации М.А.Ариарского, А.Л.Карамышева, А.С.Каргина, А.П.Маркова, В.Е.Триодина, В.И.Шаронова и др. Анализ работ В.Г.Афанасьева, Д.М.Гвишиани, Э.М.Коржевой, В.Н.Садовской позволил выделить узловые проблемы теории систем, различных концепций управления, моделирования культуры. Составить представление об экономических подходах к проблемам свободного времени и культуры позволило изучение трудов Л.Н.Ойзермана, Р.В.Рыбкиной, Ф.Ф.Рыбакова, И.И.Цыганова, А.И.Шмарова и др.

В исследовании широко использованы научные статьи и фундаментальные труды европейских и американских ученых: социальных философов Р.К.Мертона, Г.Маркузе, К.Маннгейма, 3.Фромма; экономистов и социологов Т.Веблена, Б.Катла, А.Дюамеля, К.Фридмана, К.Фурастье, л.Турена; культурологов П.Бурдье, М.Мид, Э.Морена, Д.Рисмена, О.Тоффлера и др.; социологов досуга Ж.Дюмазедье, М.Ка-плана, М.-Ф.Ланфан, П.Навиля, М.-Ж.Паризе и др.; исследователей социокультурной анимации П.Бенара, Р.Лабури, М.Симоно, П.Мулинье и др.

Необходимость проверки гипотезы, ее дедуктивный характер обусловили выбор сравнительно-исторического метода, позволяющего выявить и сопоставить уровни эволюции изучаемого объекта, происшедшие изменения, определить тенденции его развития. В сочетании со структурно-функциональным анализом втот метод дал также возможность выявить изменения социальных структур» Исследование осуществляется также о помощью методов анализа и синтеза научной информации и документации.

Документальным материалом исследования являются источники, освещающие различные стороны социокультурной деятельности во Франции:

а) правительственные бюллетени, отчеты, доклады правитель
ственных органов, комиссий, общественных организаций и фондов;

б) документы добровольных ассоциаций местного, кантональ
ного, регионального и национального уровня - программы, уставы,
отчеты, стенограммы и резолюции конференций;

в) научная периодика (журналы, обзоры, университетские
вестники и отдельные периодические выпуски);

г) материалы международных Конгрессов, симпозиумов по соци
ологии досуга, по смежным проблемам;

д) публикации ученых, исследующих проблемы досуга и его
различных аспектов;

е) научные публикации ученых нашей страны по данной проблеме.

Научная новизна исследования состоит в системном анализе социокультурной деятельности в Сфера досуга отдельной страны в попытке раскрыть ее исторически оложившееся на-ционачьное своеобразие. Социокультурная деятельность показана

как феномен, характеризующийся наличием эффектов, возможных при условиях функционирования структур в их иерархической целостности и в их связях со средой (тлеется з виду общественная и педагогическая значимость этой деятельности в жизни французов, которая определена не только социально-психологическими особенностями французской нащш и современным состоянием ее социально-эконси мического л политического развития, но и вписанной з эти рамки особой нормой организации рассматриваемой деятельности). Проаиа-* лизирован в социально-историческом аспекте ход формирования различных теорий досуга, как собственно французских, так и разработанных в других странах, но оказывающих влияние на организацию социокультурной деятельности во Франции. Выделены основные теоретические течения, с разных позиций трактующие проблемы личности, досуга, современного индустриального общества. Впервые в научіизй литературе на русском языке вводится понятие анимационной модели организации культурно-досуговой деятельности как отражения противоречий индустриального общества между либеральцо-демократмрвкя* ми идеалами, гуманистической культурной традицией и поолвдотвви* ми стремительного научно-технического прогресса. Дредоїаадеяа «типология и классификация професоии социокультурного анимаЪрз; 7Е?>

бованкя к іюдготозке кадров. Впервые в научный оборот вводится термин "культурономика", предложенный автором для обозначения понятия, являющегося ключевым в его модели организации культурно-досуговой деятельности современного общества. Это определяет практическую значимость исследования, которое

- позволяет освоить в практической деятельности современный
опыт организации кулътурно-досуговой деятельности одной из ста
ринных европейских цивилизаций;

разрабатывает адекватную современным условиям методику, позволяющую продолжить дальнейшие сравнительные исследования досуга;

обогащает в содержательном и методическом планах спецкурс "Теория и методика организации культурно-досуговой деятельности за рубеком" для студентов факультетов прикладной культурологии и художественных специализаций институтов культуры, искусства и педагогических вузов.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

I» Возникновение, развитие и содержание различных теорий досуга во франции отражает специфику экономической, политической и социальной эволюции французского общества, обусловленную культурно-историческими к социально-психологическими особенностями нации. В современной французской социологии досуг предстает как особое пространство конфликтов между ценностями, присущими индустриальному обществу второй половины XX в.

  1. Динамика развития анимации как социокультурного феномена соотносима с историческим развитием общества, поэтому ее можно рассматривать как социальный ответ, который дает общество на проблемы, поставленные з ходе его собственной эволюции.

  2. Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели .организации социокультурной деятельности:

как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель;

как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым' личностью в ее культурной жизни ц особенно отчетливо в ее свободное время;

как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добро-

вольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики.

4. Культурономика, рассматриваемая как отражение в с*ере досуга социальных, экономических, идеологических процессов последних десятилетий, предстает как специфически организованное пространство, где интегрируются интересы культурного и экономического развития общества через добровольную либо профессиональную деятельность людей, групп, социальных слоев, решающих задачи приобщения к культуре, социализации, адаптации личности.

Апробация работ ч. Основные положения диссертации были изложены в публикациях автора, а также на X7I научной конференции аспирантов "Организация досуга за рубежом" - Ленинград, І9Є9 г.; на ШУЮ научной конференции прой.ессорско-препода-вательского состава ЛГИК "Досуг на рубеже XX-XXI вв." - Ленинград, І9Й9 г.; на международном симпозиуме молодых ученых и специалистов "Проблемы развития экономического управления" - Москза, 1990 г.{ на Всероссийской конференции "Культура в современном мире" - Ленинград, 1990 г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав ("Анализ концепций досуга в современной Французской социологии", "Анимационная модель организации социокультурной деятельности", "Культурономика как социокультурный феномен"), заключения, приложений и списка использованной литературы,