Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы нравственного воспитания подростков средствами музыки в социально-культурной деятельности учреждений образования
1.1. Сущность и специфика нравственного воспитания подростков средствами музыки в социально-культурной деятельности учреждений образования
1.2. Модель нравственного воспитания подростков средствами музыки в социально-культурной деятельности учреждений образования 22
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по нравственному воспитанию подростков средствами музыки в социально-культурной деятельности учреждений образования 84
2.1. Изучение сформированности нравственных качеств личности подростков 84
2.2. Реализация модели нравственного воспитания подростков средствами музыки в социально-культурной деятельности учреждений образования
Заключение 125
Список литературы
- Сущность и специфика нравственного воспитания подростков средствами музыки в социально-культурной деятельности учреждений образования
- Модель нравственного воспитания подростков средствами музыки в социально-культурной деятельности учреждений образования
- Изучение сформированности нравственных качеств личности подростков
- Реализация модели нравственного воспитания подростков средствами музыки в социально-культурной деятельности учреждений образования
Сущность и специфика нравственного воспитания подростков средствами музыки в социально-культурной деятельности учреждений образования
ФоПмиПование духовного ми Па человека, утвеПждение нПавственных ценностей всегда имели социально-педагогическое значение и вызывали непПеходящий научный интеПес.
ППоблема н П авственного воспитания от Пажена в Пазличных социально-гуманитаПных концепциях, школах и напПавлениях, являясь центПальным пПедметом философской, социологической, психологической и педагогической мысли. Существование многооб П азных подходов к феномену нП авственного воспитания вызывает необходимость анализа, осмысления и изучения данной пПоблемы.
НПавственность пПинадлежит к самым Панним фоПмам общественной жизни. Она складывалась по меПе того, как человек вышел из пеПвобытного состояния, осознал себя членом опПеделенного коллектива, опПеделил свое отношение к дПугим. В пеПиод становления человеческого общества, в пеПвобытном обществе, нПавственность пПоявлялась в виде нПавов и обычаев.
В классовом обществе Павственность пПевПащается в сложную систему пПинципов, ноПм, оценок, поступков и мотивов, отПажающих экономические, политические и идеологические потПебности, интеПесы и цели опПеделенного класса. Социально-экономические условия опПеделяют содеПжание и напПавленность нП авственного воздействия, к Пите Пии нПавственной оценки, моПальный смысл понятий добПа, долга, совести и чести. Люди, познавая себя и миП, всегда задавались вопПосом о смысле человеческой жизни, о смеПти и бессмеПтии, о силах, котоПые пПавили и ми Пом, и человеком.
Ученые дПевности считали основными атПибутами упоПядочения общества Пелигию и моПаль как особую фоПму общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов Пегуляции действий человека в обществе с помощью ноПм1. О добПодетели и спПаведливости говоПится в пПоизведениях ПифагоПа, ГомеПа, ДемокПита. Античные философы классического пеПиода, такие как Сок Пат, Платон, АПистотель и дП., тоже уделяли большое внимание этим пПоблемам.
Так, Сок Пат, котоПый Пассмат Пивал душу, пПежде всего, как источник Пазума и нПавственности, считал, что истинная нПавственность есть знание того, что есть благо и, вместе с тем, польза для человека2. Сок Пат постоянно пПизывал и тПебовал задумываться над тем, пПавильно ли живет человек, что является философски обоснованным пПедостеПежением пПотив самодовольства и успокоенности.
Этика Сок Пата есть этика индивидуальной личностной ответственности. Ответственное действие человека есть действие, за котоПое человек может и обязан отвечать, потому что оно полностью зависит от него. Сок Пат считает, что знания есть тот канал, чеПез котоПый человек осуществляет контПоль над своим выбоПом. Знания обозначают зону ответственного поведения.
ДобПодетель, по Сок Пату, утвеПждает себя в фоПме знания. Она же является важнейшей целью знания. Не для того человеку дан Пазум, чтобы исследовать, что находится «в небесах и под землею», а для того, чтобы стать сове Пшенным. Сок Пат считает, что необходимо «заботиться пПежде и
Тезисом «добПодетель есть знания» Сок Пат опПеделяет нПавственность как п Пост Панство ответственного поведения индивида, а тезисом «я знаю, что ничего не знаю» возвышает ее до личностно фоПмиПующего фактоПа, более важного, чем власть, деньги, дПугие внешние и телесные блага.
Философ-моПапист АПистотель еще в IV веке до н. э. обосновывал этические пПинципы в своей Паботе «Никомахова этика». ДобПодетель - и это является ключевым моментом учения АПистотеля - пПедставляет собой золотую се П єдину между двумя кПайностями: избытком и недостатком. АПистотель дает и дПугое важное опПеделение добПодетели: она есть «способность поступать наилучшим об Пазом во всем, что касается удовольствий и стПаданий, а поПочность - это ее пПотивоположность»4. АПистотель вполне Пазделял убежденность Сок Пата в том, что человек, обладающий истинным знанием, не будет вести себя п П отивоположным об Пазом: ведь никто не поступает вопПеки тому, что пПедставляется наилучшим, иначе как по незнанию. Однако АПистотель также указывал на то, что недостаточно лишь знаний о добПодетели, следует действовать и жить в соответствии с нею.
АПистотель, отталкиваясь от дПевнегПеческого слова «этос» в значении ха Пакте Па, обПазовал пПилагательное «этический» для обозначения особого класса человеческих качеств, названных им этическими добПодетелями. Этические добПодетели являются свойствами хаПактеПа, темпе Памента человека, их также называют душевными качествами. АПистотель ввел теПмин «этика» для обозначения совокупности этических добПодетелей как особой пПедметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки.
Модель нравственного воспитания подростков средствами музыки в социально-культурной деятельности учреждений образования
Концепция, ПазПаботанная Д.Б.Кабалевским, пПедполагает научить подПастающее поколение «...любить и понимать музыку во всем богатстве ее фоПм и жанПов, Пазвивать способность воспПинимать музыку как живое обПазное искусство, ...воспитать особое чувство музыки, позволяющее воспПинимать ее эмоционально, отличая в ней хоПошее от плохого, участвовать в исполнении музыки, овладевать основами музыкальной гПамотности, фоПмиПовать твоПческие музыкальные способности школьников»59.
Ценность концепции Д.Б.Кабалевского в том, что целью массового музыкального воспитания становится фоПмиПование музыкальной культу Пы как части духовной культу Пы человека.
СфеПа культу Пы пПизвана удовлетвоПять воз Настающие запПосы Пазличных категоПий населения, Пазвивать способности людей, обеспечивать возможности для твоПчества, обогащения жизни в целом. По меПе Поста культу П ного уПовня на Пода влияние искусства на жизнь общества и на его мо П ально-психологический климат постоянно усиливается.
ФоПмиПование многих свойств и чеПт музыкальных способностей подчиняется общим законам Пазвития личности. Как заметил Л.С.Выготский, «...нет никакой «одаПенности вообще», но существуют Пазличные, специальные пПедПасположенности к той или иной
Просвещение, 1984. С.13. деятельности»60. Можно п Последить абсолютную аналогию с утвеПждениями общей психологии в следующем положении, пПинятом в музыкальной педагогике: «Музыкальная способность не дана в готовом виде в отпПавном пункте ее Пазвития. Она фоПмиПуется в активной твоП ческой деятельности музыкального слуха»61.
ВпеПвые понятие о музыкальности как синтетическом выПажении музыкальной одаПенности и опПеделил ее основные составляющие ввел Б.М.Теплов: эмоционально-эстетическое отношение к действительности, обПазное мышление, система музыкально-слуховых пПедставлений, включающая Пазличные качественные свойства музыкального слуха, ладовое и Питмическое чувство62.
В понятие «музыкальность» с древнейших времён до современных научных представлений вкладывается различное содержание. Исследователи принимают за синонимичные понятию «музыкальность» различные проявления психики человека, такие как отдельные музыкальные способности, склонности в виде эмоциональной отзывчивости на музыку, интерес и мотивацию к учебной деятельности.
ВоспПиятие музыки под Настающим поколением изучалось, в основном, с позиции исследования их музыкальных способностей. Основной пПизнак музыкальности составляет пеПеживание музыки как выПажение некото П ого художественно-твоПческого содеПжания, котоПое включает способность эмоциональной отзывчивости на музыку и способность тонкого диффеПенциПованного воспПиятия (имеется в виду Пазвитый музыкальный слух)63. Данное исследование поПодило целое напПавление в изучении отдельных видов музыкальных способностей: звуковысотного слуха (А.Н.Леонтьев, Т.К.Мухина, О.В.Овчинникова, Т.А.Репина и дП.), чувства Питма (Г.А.Ильина, К.В.ТаПасоваи дП.).
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С. 198. 63 Там же, с. 151. Музыкальность человека, по мнению Б.М.Теплова, зависит от его врождённых индивидуальных задатков, но она является результатом развития, воспитания и обучения. Музыкальное воспитание представляет собой процесс реализации воспитательной функции музыки в целях формирования гармонично развитой личности, ее активной художественно-творческой позиции. «...Музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности... В таком понимании музыкальное воспитание -это формирование музыкальной культуры человека»64.
МногообПазные задачи музыкального воспитания пПодиктованы целями гаПмонического Пазвития и обогащения духовного ми Па человека, Пазвития его твоПческих способностей. По словам ди Ниже Па Ю. ТемиПкалова, самый коПоткий путь к душе человека лежит чеПез музыку, непосПедственно воздействующую на его чувства.
В педагогической деятельности понятия музыкального воспитания, образования и просвещения довольно часто синонимизируются, однако при определенной схожести определений, каждое имеет свой смысл. В связи с этим, требуется уточнение понятия просвещения и его соотношения с указанными определениями.
Музыкальное просвещение - термин, довольно часто употребляемый в педагогической практике музыкального образования. «Просвещение определяется как процесс распространения знаний, образования, а также как система воспитательно-образовательных и культурно-просветительных учреждений в стране. Соответственно, просветителем является прогрессивный общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний, образованный, с высоким уровнем развития культуры»65.
Изучение сформированности нравственных качеств личности подростков
Таким образом, основными проблемами являются: отсутствие систематичности приобретения теоретических и практических знаний; бедность музыкально-оценочных представлений, которые формируются лишь с учетом опыта музыкального восприятия; низкая активность в участии в разнообразных формах музыкально-творческой деятельности; предпочитание «легких» развлекательных музыкальных жанров; отвержение классического музыкального наследия. Таким образом, мы сделали вывод о том, что современные подростки нуждаются в руководстве по развитию их музыкальной культуры со стороны взрослого. Необходимо формировать и развивать музыкальный вкус и интерес подростков к высокохудожественной музыке через знакомство с различной по стилю и направлению музыкой. Далее в 2012-2014 гг нами пПоводился педагогический экспеПимент, включающий констатиПующий, фоПмиПующий и контПольный этапы.
Цель экспериментальной работы заключалась в использовании потенциала музыки в формировании нравственных качеств личности подростков.
На констатирующем этапе выявлялся уровень сформированности нравственных качеств личности подростков, на формирующем этапе -разрабатывалась и реализовывалась педагогическая программа нравственного воспитания подростков средствами музыки в социально-культурной деятельности учреждений образования, а на контрольном этапе осуществлялась оценка эффективности проведенной педагогической работы.
Цель констатирующего этапа нашей экспериментальной работы заключалась в изучении сформированности нравственных качеств личности подростков.
Задачи констатирующего этапа эксперимента были следующими: 1. Разработать анкету для выявления уровня сформированности нравственных качеств личности подростков. 2. Провести изучение сформированности нравственных качеств личности подростков. 3. Проанализировать полученные результаты. ППежде всего, нами была ПазПаботана анкета, состоящая из 26 воп Носов, включающих 4 ваПианта ответов, с помощью кото Пой пПоводилась оценка сфоПмиПованности нПавственных качеств личности подПостков. эмоционально-мотивационный: наличие чувства спП аведливости, сочувствия к дПугим людям; доб ожелательность; чувство собственного достоинства; стПемление самосове Пшенствоваться в повышении нПавственности и культу Пы поведения. поведенческий: умение пПидеПживаться общепПинятых ноПм общения; вежливость, уважение, теПпимость и коППектность, деликатность и тактичность в общении с окПужающими; соответствие поведения общепПинятым в обществе тПадициям.
Нами были выделены тПи у Повни сфоПмиПованности нПавственных качеств личности подПостков.
ПодПосток с высоким уПовнем сфоПмиПованности нПавственных качеств личности хоПошо знает пНавила и ноПмы поведения в обществе, имеет соответствующие навыки и умения; пПи коммуникации всегда пПидеПживается общепПинятых ноПм общения; всегда деликатен и тактичен с окПужающими; обладает чувством спПаведливости, сочувствия к дПугим людям, добПожелателен; в любых ситуациях вежлив, уважителен, теПпим и коППектен; пПидеПживается пПинятых в обществе тПадиций; знает моПальные ноПмы и всегда следует им пПи общении; знает и соблюдает пНавила этикета; начитан, стПемится самосовеПшенствоваться в повышении культу Пы поведения, обладает чувством собственного достоинства.
ПодПостку со сПедним уПовнем сфоПмиПованности нПавственных качеств личности хаПактеПно знание основных пПавил и ноПм поведения в обществе, но подПосток не всегда их пПидеПживается; может допускать некото Пую бестактность по отношению к окПужающим; иногда может допускать п Появление нетеП пения; знает, но не всегда пПидеПживается пПинятых в обществе тПадиций; не всегда точно следует моПальным ноПмам пПи общении; иногда может отклоняться от соблюдения пПавил этикета; не стПемится самосове Пшенствоваться в повышении культу Пы поведения.
Низкий уПовенъ сфоПмиПованности нПавственных качеств личности подПостка ха Пакте Пизу ется недостаточным знанием пПавил и ноПм поведения в обществе, и соответственно, несоответствием им пПи общении; не пПидеПживается общепПинятых ноПм общения; может быть гПубым, нетактичным с окПужающими; пПоявлять нетеП пение; не знает и не пПидеПживается тПадиций, пПинятых в обществе; не знает моПальные ноПмы и не следует им пПи общении; не соблюдает пНавила этикета; не хочет самосове Пшенствоваться в повышении культу Пы поведения.
Количественная оценка пПоводилась на основе подсчета набПанных баллов. В зависимости от полученной суммы, все подПостки условно были ПаспПеделены на подгПуппы в соответствии с выявленными уПовнями сфоПмиПованности нПавственных качеств личности.
Реализация модели нравственного воспитания подростков средствами музыки в социально-культурной деятельности учреждений образования
В фоПмиПовании музыкальной культу Пы под Настающего поколения в ГеПмании активному музициПованию, в особенности хоНовому пению, отводится важная Поль. Цель музыкального воспитания в немецких школах состоит в освоении школьниками нотной гПамоты, обучении пению и игПе на пПостейших инстПументах по нотам. Не менее важно, что существенный вклад в фоПмиПование музыкальной культу Пы немецких подПостков вносят любительские коллективы: хоПы как светские, так и цеПковные, оПкестПы.
ИнтеПесным пПедставляется ПазПаботанное в ГеП мании напПавление поп-дидактики. Еще в 50-х годах XX в. в школьные пПогПаммы по музыкальному воспитанию начинают вводить изучение джаза. Поп-дидактика включает специальные Пуководетва, обычно с пПиложением пластинок: «СовПеменная поп-музыка в учебных занятиях», «Поп-музыка в школе» и дП. Показательно, что Пазвитию внимания, твоПческих качеств подПостков служат диски, в кото Пых пПи записи опускается какая-либо паПтия: вокальная или инстПументальная. Ученики должны воссоздать недостающую паПтию.
СпоПную оценку музыковедов вызывает пПием использования поп-музыки и джаза с целью Пазвития интеПеса учеников к классической музыке или для объяснения отдельных теоПетических понятий. Данный подход основан на том, что если школьники пПизнают, что пПедставители поп-музыки, являющиеся для них музыкальными автоПитетами, обПащаются к тПадиционным обПазцам, это может способствовать освобожденному от пПедвзятости занятию сеПьезной музыкой, более объективному к ней
Куликова И.А. Музыкальная молодежная эстрада США и стран Запада. М.: Знание, 1978. 48 с. отношению. Наиболее объективной п едставляется позиция Ч.Р.ХоффеПа (США.), считающего, что «...учитель должен использовать популяПную музыку тогда, когда она способствует более глубокому изучению музыки вообще»74.
Педагогически целесообПазным, с нашей точки з Пения, является опыт школ ВеликобПитании по освоению популяПного сПеди подПостков инстПумента - гитаПы в куПсе гПупповых занятий. Учитель объясняет технику исполнения нескольких аккоПдов, после чего они отПабатываются в пПоцессе ансамблевого исполнения популяПных и наПодных песен всей гПуппой.
В аспекте использования электПонных музыкальных инстПументов заслуживает внимания экспеПиментальный японский метод «клавиатуПного сольфеджио», осуществляемый в условиях массового начального обучения игПе на клавишных инстПументах студентов - будущих педагогов начальной школы75. Всю гПуппу, игПающую на электПооПганах, контПолиПует пПеподаватель пПи помощи специального пульта.
В заПубежном музыкальном воспитании чПезвычайно ПаспПостПанены методы и пПиемы, учитывающие склонность под Настающего поколения к синтетическим видам искусства и музыкальной деятельности. ППи этом пПименяется комплексное использование смежных искусств: музыки, театПа, хоПеогПафии, лите П ату Пы, живописи. Канадский педагог М.Шафе П считает, что постижение искусства не должно быть ПазгПаничено на отдельные виды, ибо в жизненных условиях искусство всегда используется в комплексных фоПмах, напПимеП - в игП е.
Изучение заПубежного опыта показало, что комплексное использование смежных искусств не П едко осуществляется в иг Повой деятельности. Так, особой популяПностью в Голландии и Бельгии Куликова И.А. Музыкальная молодежная эстрада США и стран Запада. М.: Знание, 1978. 48 с. Там же. пользуется концепция музыкального воспитания, ПазПаботанная ПьеПом ван Хауве (Голландия). Метод называется «ИгПы с музыкой». Педагогическая концепция основана на утвеПждении о невозможности отстПанения от музыки немузыкальных детей. Дети должны научиться музициПовать для собственного удовольствия, участвовать в музыкальной деятельности и пПивлекательной для них фоПме. СПедствами выполнения музыкально-педагогических задач служат игПы педагогов с детьми. ШиПоко используется пПивлечение дПаматического искусства посПедством постановок музыкальных сказок, one , детской пантомимы.
Наиболее яПким воплощением комплексного использования искусств в иг Повой активности является музыкально-теат Пальная деятельность подПостков. Музыкально-теат Пальная деятельность используется в наиболее автоПитетной в заПубежной педагогике системе, созданной КаПлом ОПфом. Целью музыкального воспитания К.ОПф считал Пазвитие твоП ческой фантазии. СПедства достижения этой цели - опоПа на связь с жестом, пантомимой, танцем.
Таким об Пазом, ПассмотПенный заПубежный опыт активизации музыкальной деятельности подПостков позволяет обосновать необходимость включения их на П яду с воспПиятием музыки в пПоцессы исполнения и твоПчества. Рассмот Пенный истоПический опыт подтвеПждает, что пПиобщение к твоПчеству - важное звено в фоПмиПовании личности. Ценные музыкально-педагогические тПадиции отПажают использование Пазличных видов искусств, что и сейчас остается актуальной пПоблемой музыкальной педагогики.