Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музицирование как форма досуга и эстетического развития детей Рыбаков, Елеонора Львовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рыбаков, Елеонора Львовна. Музицирование как форма досуга и эстетического развития детей : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05.- Ленинград, 1991.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема воспитания подрастающего поко-эния, повышения уровня его культуры, создания оптимальных условий, этодов для осуществления эстетического воспитания приобретает осо- актуальность. Проявляется повышенный интерес к народным традициям, Зщечеловеческим ценностям, возникает тревога потерять вечное в пото-э нового, потребность в необходимости добра, культуры в кавдом чело-эке.

Важнейшим средством формирования эстетической культуры является /зыка. Потребность человека в самовыражении, обогащении духовного ира является определяющей в его отношении к различным формам музы-альной деятельности. Рассматривая методы и способы приобщения к иузы-альной культуре в последнее десятилетие XX века, появляется возмож-ость осмыслить накопленный опыт, чтобы понять с чем мы войдем в XI век.

Примечательно, что период 1988 - 1997 годов провозглашен Всемир-ым десятилетием развития культуры, которое будет проводиться под гидой ЮНЕСКО. Одна из основных целей Всемирного десятилетия разви-ия культуры заключается в том, чтобы не только ь^ть возможность ащитить культурное достояние народов, но и способствовать их обога-внига, обновлению с тем, чтобы процесс модернизации позволил гармо-изовать потребности в переменах и требование преемственности в куль-урной жизни народов.

Поиски путей более интенсивного музыкально-эстетического влия-[ия на молодежь обращают нас к специально организованному клубному їли домашнему музицированию, представляющему собой начальную, элементную стадию актуализации интереса к музыке. Педагогическое значение ітой стадии трудно переоценить, ибо здесь - истоки, сила, направлен-юсть последующего развития интереса к музыке.

Музицирование - это музыкальная деятельность, имеющая ярко вы-)аженный творческий характер. Понятие "музицирование" трактуется шроко: исполнение музыки в домашней обстановка, вне концертного за-т, пение, игра на музыкальном инструменте ; в данном исследовании -гворческое самовыражение ребенка, активный метод музыкального воспитания, раскрытия творческих способностей, В то же время музицирование зыступает как ненавязчивая, приносящая удовлетворение и имгющая ин-іивицуальную духовную ценность деятельность личности, включающая элементы отдыха, снятия психологического напряжения, эстетического наслаждения.

Воспитательный иоіеишкім муаицирсн-анин как формы досуга и эсте-ги'кткш'о развитии imvii импсгине безграничен, но используется фраг-меіпарно, ситуп'їиіню.

Богатые традиции музыкального воспитания, бытовавшие в России па основе музицирования, приводят к созданию методики, построенной на возможности обобщения существующего опыта и поискам путей эстетического воспитания детей средствами музыки, с учетом сложности познания музыкального языка, в опоре на народное творчество. Музыкальное воспитание - процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества, воспитание музыкально-эстетических вкусов, осуществляется в сфере культурно-просветительных учреждений. Метод любительского музицирования в нашей стране применяется, в основном, в художественной самодеятельности. Сложившиеся в обыденном сознании людей понятия -профессиональное исполнение /грамотное исполнение и обучение в классе музыкальной школы/ и любительское музицирование /забава, приятное времяпрепровождение в рамках художественной самодеятельности/ привели к той пропасти, которая сегодня разделяет в нашей стране профессионалов и любителей, исполнителей и слушателей.

Все это позволяет говорить о том, что имеется необходимость создания специальной системы музыкально-эстетического воспитания, основанной на методах музыкальной педагогики XX века и в то же время, опирающейся на глубокие традиции русской музыкальной школы, народногс музицирования.

Сложившиеся противоречия между объективной потребностью вовлечения детей разного возраста в систему музыкального воспитания и реальный уровень решения этой задачи в культурно-просветительных учреждениях обусловили необходимость осуществить социально-педагогическое исследование, цель которого раскрыть воспитательный потенциал музицирования как формы досуга и эстетического развития детей. Для достижения этой цели в ходе-исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать музицирование как активный, деятельный метод музыкального воспитания.

  2. Рассмотреть-в историческом аспекте музицирование как традиционную форму досуга в России.

  3. Определить психолого-педагогические особенности музыкально-эстетического воспитания детей разного возраста.

  4. Разработать и внедрить наиболее отвечающую природе культурно-просветительных учреадений методику вовлечения детей в музицированио приобщения детей к музыкальному искусству.

Гипотеза исследования исходит из того, что развитие интереса к музицированию на простейших народных инструментах, являющихся произведениями прикладного искусства, на основе разработанной автором системы музыкально-эстетического воспитания, создаст условия для орп

изации нових форм внутриклубной деятельности, где на основании соче--ания группового и индивидуального обучения, включении родителей в чебный процесс, получат наибольшее развитие творческие способности етей, сформируются умения и навыки в овладении этими инструментами, снбвными понятиями музыкальной грамоты, общей эстетической культуры ;

а также, развитие интереса к музицированию как деятельной форме ознания искусства окажет влияние на структуру и форму досуга не олько детей, но и всей семьи, таким образом будет внедрено в семей-ый досуг.

Объектом исследования является музицирование в клубе и домашних словиях как форма музыкального досуга.

Предметом исследования - педагогический процесс в клубній и ошкольных учреждениях, основанный на использовании разработанное втором методики.

Базой исследования явилась студия эстетического развития детей Звуковая мозаика", созданая автором па основе семейного клуба "Поиск" Ленинградском Государственном институте культуры им. Н.К.Крупской 1988 году. Наряду с этим базами исследования стали детские до-кольные учреждения города Ленинграда: ясли-сад № 79 з-да "Пирометр" ; 66 Калининского р-на ; студия эстетического воспитания детей при бщеобразовательной школе № 268 ; подготовительное отделение в ДМШ ! 2 Петроградского р-на ; многочисленные практические работы слушате-ей МФПК ЛГИК им. Н.К.Крупской, института усовершенствования учителей.

Методологической основой явилось изучение трудов по- русской и оветской эстетике, педагогике, литературе: труди В.В.Стасова, I.Ф.Одоевского, А.А.Серова, Б.В.Асафьева, Д.С.Лихачева, Я.Корчака, І.С.Кона, Ш.А.Амонашвили ; по общей психолргии и психологии музыкаль-ого восприятия научные реботы Б.М.Бехтерева., В.Н.Мясищева, Б.Г.Анаиг-ва, Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, В.Л.Дранкова, М.С.Кагана, В.В.Ме-ушевского, Е.В.Назайкинского, Г.В.Тарасова, М.Мид ; изучение исследований по проблемам художественного воспитании детей в культурно-про-іветителькнх учреждениях А.С.Каргина, Г.Н.Фроловой, Э.Б.Акнаевой, І.И.Баскина, Б.А.Титова ; изучение современных методов музыкального юспитания Б.Л.Яворского,' Б.Бартока, П. Коди и /Венгрия/, К.Лонгшам-[рушкввич /Польша/, К.Орфа /Австрия/, изучение трудов, связанных с іазвитием русской мысли о музыкальном фольклоре Н.Я.Брюсовой, ?.А.Рубцова, И.М.Земцовского.

Автором использовались социологические и педагогические методы [сследования. Применялись обшиє методи, такие как теоретический ана-[из источников, ипуч'мг.к; і,і;/і; Г'рі'пч.-скоро опита, обобщалась практика і.ультурно-іфоснпті'Тічіьн >і\ іі'-нігєлі пости, щ.оі=чііил'ісь ошшю-эксперп-

_4-ыентальная работа. Исследовательская методика /дневники наблюдения, анкетирование, экспертный опрос более 100 детей и 20Q родителей/ строилась с учетом выполнения ее и воспитательной функции.

Сочетание различных методов исследования позволило дополнять, контролировать, корректировать данные, полученные в процессе использ> вания каждого отдельного метода, в созданной автором системе музыкально-эстетического воспитания на народно-инструментальной основе. Использование же их в комплексе позволило получить достаточное количество достоверных фактов, обеспечить их объективную оценку.

Исследование проводилось на протяжении 1988 - 1991 гг., включало два этапа, на каждом из которых применялись различные исследовательские методы, соответствующие характеру решаемых задач.

На первом этапе с целью выявления роли музицирования в России XIX века, истоков музыкального просветительства и развития методов музыкально-эстетического воспитания был проведен исторический анализ научных и литературных источников, посвященных этому вопросу. Одновременно проходило изучение методов и тенденций музыкальной педагогики XX века.

Была создана методика музыкально-эстетического воспитания детей на народно-инструментальной основе. Создана студия "Звуковая мозаика", где происходила апробация новой методики с применением метода наблюдения и экспертных оценок опытными преподавателями, деятелями музыкального искусства, практиками и родителями, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы. В итоге была разработана гипотеза и методика эксперимента.

На втором этапе основным был формирующий эксперимент, цель которого - внедрение в учебный и воспитательный процесс созданной студі эстетического развития детей "Звуковая мозаика", разработанной автором Методики музыкально-эстетического воспитания на народно-инструмеї тальной основе, а затем внедрение методики в практику детских дошкол: ных учреждений города Ленинграда и области. Иа этом этапе исследовались основные направления музыкально-эстетического воспитания в клубі развитие музыкальных способностей детей в связи с применением разработанной методики, возможности переноса приобретенных навыков музицирования в семейный досуг, условия вовлечения родителей в учебный и творческий процесс для оказания помощи детям в их саморазвитии и самовоспитании.

Научная новизна исследования состоит в раскрытии воспитательно г: потенциала музицирования на простейших народныч инструментах как активного метода начального периода музыкального воспитания и необходимой стадии приобщения детей разного возраста к музыкальней культурі

в рассмотрении музицирования как традиционной формы досуга в ссии, в определении особого значения музицирования для развития сской музыкальной культуры ;

в разработке методики приобщения детей к музыке, действующей в ловиях взаимодействия дети - родители - педагоги - семейный клуб, еющей в своей основе современные методы музыкального воспитания, адиции русской музыкальной педагогики, специальные психолого-педа-гические разработки по проблемам общения и направленной на совер-нствование музыкально-эстетического воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предла-емая методика используется в учебном процессе комплексных студий школьного и младшего школьного воспитания в КПУ, в воспитательном учебном процессе дошкольных учреждений /детские сады/, в подгото-тельных отделениях музыкальных школ, что влияет на качество и уро-нь музыкально-эстетического воспитания детей. С помощью методики оисходит овладение начальными формами музицирования, создаются му-кальные спектакли с собственными декорацияші, изготавливается деть простейшие народные музыкальные инструменты на- занятиях в изобра-телыгай студии. Внедрение методики в учебный процесс кафедры на-цних инструментов ЛГйК им. Н.К.Крупской для студентов дневного целения способствует воспитании и обучению музыкантов-профессиона-в, подготовленных для работы с детскими коллективами по разрабо-нной методике.

На защиту выносятся:

1. Положение о воспитательном потенциале музицирования как
Активного средства духовно-эстетического наполнения досуга в

убе и семье ; незаменимого метода музыкально-эстетического воспита-п и действенного средства развития творческих способностей детей.

2. Методика эстетического воспитания детей разного возраста
эдетвами музицирования в семье и в клубе, обеспечивающая преодоле-
з ограничений в приобщении подрастающего поколения к музыкальной
дьтуре и опирающаяся на основные методы музыкальной педагогики

века /З.Кодаи, К.Орф/ и традиции русской музыкальной школы.

Апробация работы осуществлялась в процессе экспериментальной 1оты на кафедре народных инструментов J1I11K им. П.К.Крупской, МФПК Ж, ФПК института усовершенствования учителей, в студии"Евуковая іаика". Результгзты исследования обсуудалиоъ на научно-практической іферениии студентов з/о факультета КІІГ /отделений ууцо^ественных зциализаций/"Проблеми развитии художественного творчества детей и цюстков" 1908 г; на ХМ! научно-истоиич^ежой коц/еретши профессор-}-іірпподаичтгілі.(:і;огґі і: <:'і..і<;, "І і)лі. /історико-лі; герьтурннх знаний

в фундаментальной подготовке специалистов"1988 г., на научно-практической конференции "Художественная культура Ленинграда и наши дети 1990 г. в многочисленных выступлениях автора в прессе.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав - "Музицирование в системе общей музыкальной педагогики"и "Музицирование как средство активногс эстетического развития детей", заключения и приложений / методика работы с детским народно-инструментальным коллективом, в клубе/* тематические планы., спецкурсов для студентов Ш курса дневного отделения кафедры народных инструментов ЛГИК им. Н.К.Крупской, для слушателей факультета повышения квалификации /МФІЖ ЛГИК/ ; статьи из газет, фотографии оркестра студии "Звуковая мозаика", афиши, абонементы студии, художественные работы детей/.

Решению исследовательских задач предшествовала многолетняя практическая работа с детьми, начиная со П курса ЛОЛГК имени Н.А.Римского-Корсакова и затем продолженная в учреждениях культуры г.Ленинграда со студентами и слушателями ФПК ЛГИК и Ленинградского областного института усовершенствования учителей, что дало ценный материал, определило интерес к данной проблеме и подготовило постановку задач исследования.