Введение к работе
Актуальность исследования. Необходимость видоизменения в период, дальнейшей демократизации общества культурне—просвети-'тельной работы, превращение ее из процесса воздействия в процесс содействия саморазвитию и самореализации личности в сфере свободного времени обусловила потребность в иной методике. В Программе КПСС, отредактированной на ПУП съезде партии, совершенствование методов культурно-просветительной работы рассматривается как основное условие реализации культурных запросов населения. Задача созданья новых и совершенствования те-ющихся форм и методов организации досуга возложена на методическое руководство, призванное опосредованно и непосредственно улучшать качество культурно-просветительной работы.
Однако, как показывает практика, сеть разветвленных методических учреждений, модерн-изировангшх десять лет назад в виде иерархически внетроенной системы научно-методичсоких центров, не справляется с яоотавленной задачей. Влияние ее как на интенсивность преобразования форм и методов, гак и на результат деятельности конкретп ». культурно-просветительных учреждений минимально, а в ряде случаев полностью отсутствует.
Такое состояние (кстемы методического руководства ставит под сомнение целесообразности ее существования в нынешней форме и вызывает необходимость безотлагательной модификации. Попытка перестроить ее требует научного обоснования и решения, как минимум, следующего противоречия: между необходимостью совершенствовать методическое руководство культурно-лросветияэль-ггай работой и отсутствием знаний об объективном саморазвитии данной системы.
До тех пор, пока не будет изучен феномен методического руководства, не определено его назначение и не сформировано представление об его идеале, нельзя говорить о применении научного подхода к процессу его совершенствования, понимаемого как стремление к этому идеалу.
Однако, как показал анализ специальной литературы, усиленный за послрдние года исследовательский интерес к методическому руководству культурно-просветительной работой ограшічен рамками либо одного из видов культурнопросветительной работы, например, библиотек (Алексеева О.А., Басов О.А., Ванеев Л.II., Го-
I. Материалы ХШ съезда 1СПСС. - Н.: Политиздат, 1586. - f!.IG9
ленок Л.Н., Ермакова В.А., Мартин Е.С., Руссак З.В., Петрова СВ., Фєнелонов Е.А., Чачко А. С, Чубарьян О.С.), либо одного из направлений культурно-прооветлтельной работы, например, развития художественной самодеятельности (Гитман М.М., Смирнова Е.ГІ., Соломоник Ф.А.), либо одного из методических учреждений, например, районного дома культуры как методического центра (Агапов С, Владимиров Е.А., Герштейн А., Гугушвили Н.И., Жда-~нгуВД-К;И. , Kn7Tfmr;w»ff-J^-r-№m
Частичное и предметно ограниченное рассмотрение метода- ческого руководства культурно-просветительной работы не позволяет увкдеть его как единый процесс и тем самым ослабляет возможность выявления закономерностей его развития и целостного механизма действия. Принимая это во внимание, перед данным исследованием была поставлена цель: на основе ретроспективного воестороннего рассмотрения методического руководства культурно-просветительной работой, как феномена, определить те условия, соблюдение которых будет способствовать его объективному развитию и повышать качеотво.
Выбор такой цели обусловил и выбор объекта исследования -методическое руководило как целостный процесс. Предметом исследования стали: назначение методического руководства, его оушность, специфика, основные функции.
База исследования: Республиканский (Всероссийский) НМЦ НТ и КПР им. Н.К.Крупской как головное методическое учреждение РСФСР; Областные НМЦ НТ и КПР 6 областей. Северо-Западной зоны РСФСР, действия которых в совокупности могут рассматриваться как целостный регион методического руководства культурно-просветительной работой в РСФСР; 183 клубных учреждений РСФСР методическая деятельность которых раскрывалась в процессе исследования двояко: как центра методического руководства в районе, городе, селе и как конкретного культурно-просветительного учреждения, испытывающего на себе влияние научно-методических центров НТ и КПР области, республики, страны.
Методологическая основа исследования. З подходе к анализу сущностных направлений деятельности методических учреждении диссертант опирался на идеи К.Маркса и В. її. Легата о роли практики как критерия истины, источника познания. -
Руководящей для данного исследования стала концепция ускорения социально-экономического развития страны, принятая ХХШ съездом КПСС и получившая дальнейшую разработку на XIX Всесоюзной партийной конференции и последующих Пленумов ЦК КПСС.
Важнейшей основой исследования яоелукила концепция методического руководства деятельностью клубов, библиотек, изб-читален, изложенная в публикациях Крупской Н.К., Луначарского А.В., Виленкина А. ., Григорьева II.Н., Звягинцева Е.А., Зеленко В.А., Маврогаиа А., Медынского Е.Н., Невского В.А., Подго-ренской Ц., Тумим 0. и Тумика Г.Г. и других теоретиков и практиков культурно-просветительной работы первых лет Советской власти.
Теоретическим источником, способствующим раскрытию методического руководства,как управленческого процесса, выступили труды по общим проблемам управления и управления деятельностью различных культурно-просветительных учреждений -(Афанасьев В.Г., Болотников И. ГЛ., Гребне'в А.Т.. Твишиани Д.Г.Ї., Ибрагиглов Р.И., Коган Л.Н., Красильников Ю.Д., Бунд Г., Макаров В.Л., 1.5ш>нер Б.3., О'Доннел С, Омаров АЛЛ., Попов Г.Х., Рывкина Р.В., Ушанов Ю.А.). .
При разработке основных функций методического руководства были использованы теоретические положения Шкаренко А.С, Уішшского К.Д., Шацкого СТ. о взаимосвязи педагогической теории и практики, о взаимовоепптакии обучающего и обучаемого.
При раскрытии инновационного характера методического руководства автор опирался на теоретические работы советских обществоведов Лапина П.И., Пригожіша А.Н., Сазонова Б.В., Шедравиц-кого Г.П., Юдина Э.Г. и др., а также зарубежных теоретиков инновационной деятельности (Роджерс Э., Лингард К., Перлаки ЇЇ.).
При исследовании предмета методического руководства культурно-просветительной работой были использованы труды Ариарско-го М.А., Бирже тока Г.І.І., Генкина Д.'.!., Зазерского Е.Я., Карпова Г.Г., Клемантович П.Б., Овпина К.К., Соломоника А.Г., Сасы-хова А., Стрельцова Ю.А., Смирновой Е.П., Триоднна В.Г., Сроло-вой Г.П. и др., раскрывающие проблемы в области методики культурно-просветительной работы.
Определяющее место в обосновании концепции исследования методического руководства культурно-просветительной работой занят: идеи Агаповой С, Владимирова Е.А., Герштейн А., Гугушви-ли Н.И., Гурьянова Ю.А., Плановой Е.И., Коловской Л., Шксготи-на Н.Ф., Шхеевой Н.А., МосалеваБ.Г., Йикулиной З.И.
Методологическая основа исследования вобрала в себя: принципиальные позиции работ Бавалшшгаа Д.Н., Занкова Л.В., Йлоби-
Тт?Г~ГГТТГ7~1^гіттшп^^га~^^^^ г ^рнкп 7Т.В. по тюп-
росам философского и психологического анализа познавательного аспекта методического творчества; теоретическую разработку основ методического руководства школьной педагогикой (Бойко А.Н., Максимова В.Н., Карташов П.И., Роченко И.П., Тучнин М.П., Ска-ткин М.Н. и др.); основные выводы из исследования методического руководства деятельностью библиотек (Басов С.А., Ванеев А.Н., Мартов Е.С. и др.).
Изучение литературы по теме, а также предварительное ознакомление с состоянием практики методического руководства позволили сформулировать гихютезу исследования, суть которой сводится к предположению, что главны условиями,.способствующими объективному развитию соврегэнного методического руководства культурно-просветительной работой, превращению его из малозаметного в действенное, выступают: а) создание с учетом исторического опыта его целостной теоретической концепции и б) разработка структурно-функциональной модели, основанной на проявлении его сущности, специфики и сориентированной на конечный методический продукт, обеспечивающий повышение качества культурно-просветительной деятельности.
Для проверки сформулированной гипотезы исследования был выдвинут ряд задач:
-
Выявить объективные факторе возникновения методического руководства культурно-просветительной работой.
-
Изучить структурно-функциональную модель методического руководства в период ее формирования.
-
Проследить основные этапы развития методического руководства культурно-просветительной работоы и определить условия, влияющие на его видоизменение.
-
Оценить современное состояние деятельности методических учреждений и зафиксировать его проблемы.
-
На основе исторического познания деятельности системы
методического руководства охарактеризовать его природу, сущность, назначение, специфику, структуру функций.
-
Разработать главные направления и условия развития деятельности методических учреждений в соответствии с требованиями перестройки.
-
Вшснить критерии оценки методического руководства культурно-просветительной работой.
Реализация перечисленных задач осуществлялась поэтапно: На первом этапе, "пилотажном" (1968-1973 гг.), была намечена его программна и выработана теоретическая концепция. Для уточнения разработанной программы и методики ее реализации были произведены:
а) пилотажный опрос методистов всех культурно-просветитель
ных учреждений Ленинграда (в тот период их расчитывалось 56) с
целью выявления их понимания процесса методического руководст
ва и готовности к методической деятельности;
б) анализ документации, отражающей состояние методического
руководства культурно-просветительными учреждениями на предает
соотнесения характера форм, содержания этой деятельности с эф
фективностью культурно-просветительной работы данного учреждения;
в) анализ методической литературы, а также периодической
печати по вопросу методического руководства в первые годы Со
ветской власти,, позволяющий определить факторы возникновения
методического руководства как специфического явления.
На втором, аналитическом этапе (1973-1979 гг.), с целью проверки гипотезы-развитии и повышении качества методического руководства путем уточнения его назначения, сущности, специфики, функций, была разработана теоретическая модель методического руководства деятельностью одного из видов культурно-просветительных учреждений - клубов, а также намечена програти под-чотовки специалистов, осуществляющих методическое руководство сульїурно-просветительной работой в целом. Для этого в исследо-шнии были использованы следующие методы:
опрос методистов, возглавляющих меюдические кабинеты ра-іошшх домов культуры Ленинградской области (14 РДК);
программированное наблюдение деятельности специалистов, ылолгошцих методические функции, с целью проверки и дополнения аншіх опроса, фиксации объективных и субъективных факторов, буслаїшгоапщпх эффективность этой деятельноети; о
анализ методической литературы, поступающей по различным каналам в клубы, на предает соотнесения их с' методическими запросами работников этих клубов;
контент-анализ -публикаций, отражающих предоставления ученых, ведущих специалистов клубов, методических учреждений о предмете, назначении', сущности, специфике, функциях методичес-
"тгп-рп рукгтпттг"тоя кітутіні'.іи Анг»га^у-чт^дмгядіі_тп,гр;тят^г ро ?пНРССаМ
культурно-просветительной работы за 60 лет (I9I7-I977 гг.), что позволило увидеть "движение"-, развитие взгляда на процесс методического руководства клубами.
На следующем, поисково-констатирующем этапе исследования, включавшем элементы опытно-экспериментально'"*- работы (1979-1986 гг.), применялся комплекс различных методов сбора информации о современном состоянии методического руководства на разных уровнях его системы:
анализ документов (положений, планов, программ, отчетов, справок, методических документов, сценариев и т.п.), отракающих функции, цели, задачи, формы и методы работы Всесоюзного, республиканского, областного научно-методических центров и методистов районных домов культур", клубов;
опрос 400 культурно-просветительных работников, П9 экспертов, в роли которых выступили студенты заочного отделения методистов-организаторов Ленинградского института культуры, работающих при этом методистами культлросветучрездений Северо-Западного региона;
контент-анализ публикаций по проблемам методического руководства в журнале "Культурно-просветительная работа" за последние 12 лет (начиная с 1977 года);
беседы и наблюдения, позволившие глубже изучить такие вопросы, как отношение к методическому труду, понимание его сути, специфики, назначения, определить степень развития форм методической работы, ее результаты, проблемы.
На этом же этапе исследования в лабораторных условиях проверялась предложенная автором система направлений, типичных задач, операций, связанных с реализацией целостной системы сущностных функций методического руководства культурно-просветительной работой.
Научная новизна исследования проявилась в целостном рассмотрении методического руководства культурно-просветительной работой как феномена; в определении факторов возникновения и ус-
аовий, влияющих на его развитие; в выделении основних этапов становления методического руководства, в выявлении-его сути, специфики, предмета; в уточнении цели, субъекта и объекта методического руководства; в определении функций, наиболее полно реализующих его назначение и обусловливающих ^трук.уру, характер действий, технологию труда методистов.
Практическая значимость результатов исследования состоит в: а) выработке категориального аппарата, создающего методологическую базу для изучения теоретических и практических вопросов методического руководства деятельностью клубов, социально-культурных кошлексов и т.п. для формирования научно обоснованного профессионального мышления специалистов; б) обосновании и систематизации- сущностных функций методического руководства, включающих в себя функции-цели, функции-направления, функции-задачи, что позволило определить ту систему действий, которая является неизменной, обязательной для исполнения, независимо от уровня гттганизационной структуры данного вида руководства; в) выявлении критериев оценки методического руководства, предоставляющих возможность установить единую оценочную шкалу методического труда; г) выяснении условий повышения результативности методического руководства.
Положения и выводы исследования внедрены в учебный процесс институтов культуры страны через программу ііурса "Методическое руководство культурно-просветительной работой", учебное пособие по этому курсу (в соавторстве, издательство "Просвещение"), а также в практику конкретных методических учреждений Ленинграда и Ленинградской области.
Результаты, полученные автором, могут быть использованы в дальнейшем в практике любого методического учреждения, органа, службы при разработке Положения о его деятельности и уточнении технологических операций.
На защиту выносятся:
-
Теоретическое положение, основанное на изучешш истории >азвития методического руководства, о его объективном происхож-;еиии и неприходящем значении, обусловленном специфической при-іодой создания и совершенствования методики культурно-просвети-елыгой работы,
-
Пелостьал теоретическая концепция методического руковод-тва куїьтурцо-лросветнтельнои работой, включающая определение го провісти, сущности, специфики, основных задач,-функций и
являющаяся ведущим условием его развития на современном этапе.
3. Структурно-Функциональная модель методического руковод
ства культурно-просветительной работой, представляющая собой
четырехуровневую систему (цели-направления-задачи-действия) ре
ализации оі.ювпой, регулятивной функцїйі к выступающая необходи
мым условием дальнейшего развития методического руководства.
-Д_Критяртпт опенки методического руководства культурно-
просветительной работой, рассматриваемые так существёниое~уиш=—
вне корректировки его развития.
Апробация результатов исследования осуществлялась в двух 'направлениях: в практике конкретных методических учреждений путем внедрения разработанных рекомендаций и предложений в программу постоянно действующего семинара "Школа методистов" при Ленинградском областном научно-методическом центре ЇЇГ и КПР и оказания систематической помощи в деятельности Всеволожского и Ломоносовского районных методических кабинетов КПР; а также в учебном процессе подготовки методистов-организаторов Ленинградским государственным институтом культуры имени Н.К.Крупской, где на протяжении 13 лет последовательно вводились в обучение студентов дневного и заочпго отделений как теоретические, так и практические положения'и-выводы диссертации.
Структура диссертации: введение, две главы (I. Исторические аспекты методического руководства культурно-просветительной работой. 2. Состояние п условия развития методического руководства культурно-просветительной работой на современном этапе), заключение, список литературы, приложения, отражающие инструментарий и данные эмпирического исследования.