Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научно-теоретические аспекты этнонаправленной деятельности учреждений культуры в молодежной среде с использованием связей с общественностью 20
1.1. Этнокультурное воспитание молодежи как составная часть этнонаправленной деятельности 20
1.2. Этнонаправленная деятельность российской общественности среди молодежи в формирующемся гражданском обществе 41
1.3. Теоретические проблемы взаимодействия учреждений культуры с субъектами общественности в процессе этнокультурного воспитания молодежи 61
Глава 2. Социально-педагогические условия оптимизации этнонаправленной деятельности учреждений культуры в молодежной среде на основе PR-технологий 82
2.1. Содержание PR-технологий и особенности их применения в процессе этнонаправленной деятельности в молодежной среде 82
2.2. Применение PR-технологий в практике этнокультурного воспитания молодежи: региональный подход 102
2.3. Оптимизация этнонаправленной деятельности учреждений культуры на основе PR-технологий в молодежной среде 124
Заключение 169
Библиография 174
- Этнонаправленная деятельность российской общественности среди молодежи в формирующемся гражданском обществе
- Теоретические проблемы взаимодействия учреждений культуры с субъектами общественности в процессе этнокультурного воспитания молодежи
- Применение PR-технологий в практике этнокультурного воспитания молодежи: региональный подход
- Оптимизация этнонаправленной деятельности учреждений культуры на основе PR-технологий в молодежной среде
Введение к работе
Актуальность исследования. Становление гражданского общества в России, осуществление демократических реформ и социально-культурных преобразований требуют консолидации общества, широкой общественной поддержки, интеграции усилий всех социальных институтов и заинтересованных субъектов как федерального, так и регионального уровней. Конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, возникающими межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для дестабилизации общества. Периодически возникающие всплески ксенофобии, фанатизма, фундаментализма находят свое выражение в терроризме, который, в свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе.
11 февраля 2011 года, на заседании президиума Госсовета, состоявшемся в г. Уфе, Д.А. Медведев отметил в своем выступлении: «Мы не должны переоценивать угрозу, которая существует, но в то же время, мы должны быть во всеоружии для того, чтобы межнациональный мир, межконфессиональное согласие в нашей стране были реальным достижением всей истории нашего государства» [68]. При этом важным становится фиксация этнокультурного опыта, анализ условий, обеспечивающих устойчивость общества как социальной системы.
Большую роль в укреплении межнационального согласия, особенно на региональном и муниципальном уровнях играют учреждения культуры. Этнокультурная деятельность российских культурно-досуговых учреждений - клубов, библиотек, музеев, парков культуры и отдыха, а в последние годы -национально-культурных центров, Домов дружбы - способствует развитию и укреплению межнациональных отношений, культурному взаимообмену многочисленных наций и народностей, формированию толерантного сознания и поведения граждан России, в первую очередь - молодежи, подрастающего поколения. Этнонаправленная деятельность учреждений культуры - это сложный и многомерный процесс по обеспечению устойчивой гармонии между различными конфессиями, этническими и другими социальными группами; уважении к культуре разных народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и этнокультурным традициям.
Современная социокультурная практика показывает, что этнонаправленная деятельность различных субъектов культуры может быть результативной исключительно благодаря разносторонней интеграции
каждого отдельно взятого учреждения культуры с внешней средой, а социально-педагогическая эффективность этнокультурного воспитания достигается путем использования широкого спектра технологий социально-культурной деятельности.
При этом особую значимость приобретают технологии, формирующиеся на пути развития и укрепления связей учреждений культуры с общественностью: деловой, научной, педагогической, культурной. Это особый ряд технологий, трактуемых в научно-методических работах как «PR-технологии». Связи с общественностью понимаются нами как ресурс управленческой деятельности, направленной на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между учреждением культуры и общественностью. PR-технологии в социально-культурной деятельности применяются учреждениями культуры в совместной деятельности с различными предприятиями, фирмами, научными центрами, органами власти, движениями, ассоциациями, СМИ и др. Их применение способствует как привлечению новых целевых аудиторий, так и реализации целей и задач, стоящих перед учреждениями культуры. Особую значимость приобретают связи с общественностью в бизнес-секторе в качестве важного направления маркетинговой деятельности. Формирующиеся здесь технологии способствуют налаживанию корпоративных связей, оказывают учреждениям культуры необходимую помощь в работе с инвесторами, спонсорами, меценатами, деловыми партнерами.
PR-технологии, применяемые в социально - культурной практике, имеют педагогическую, гуманистическую направленность. Использование их в социально-культурной деятельности не только уместно, но и крайне необходимо, поскольку две области деятельности - педагогическая и культуротворческая тесно связаны между собой и взаимодополняемы.
Таким образом, овладение технологиями налаживания, развития и поддержания предметных и результативных связей с общественностью является для работников сферы культуры важнейшим условием их успешной профессиональной деятельности во всех областях социально-культурной сферы. Уверенное владение PR-технологиями с полным основанием может рассматриваться как показатель профессионального мастерства современного специалиста культуры.
Это мастерство может быть реализовано в осуществлении столь актуальной в наши дни этнонаправленной деятельности учреждений культуры.
В ходе исследования удалось обнаружить, что наряду с накопленным положительным опытом использования учреждениями культуры PR-технологий, значительный ряд остающихся нерешенными в этой области проблем научного, теоретического и практико-прикладного характера. Требуется их разностороннее изучение и многофакторный анализ. В этом нам видится своевременность и актуальность диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема теоретико-методологического обоснования и опытно-экспериментальной проверки эффективности формирования этнической толерантности молодежи в процессе этнонаправленной деятельности учреждений культуры, осуществляемой ими посредством использования технологий, формирующих связи с общественностью, относится к числу комплексных проблем или тем, предполагающих обращение при их рассмотрении к достижениям философии, культурологии, педагогики, этнологии, психологии.
Анализ состояния разработанности проблемы проведен на основе изучения значительного количества научных публикаций, раскрывающих сущность и содержание этнокультурного воспитания, функции учреждений культуры в области этнонаправленной социально-культурной деятельности, теоретические предпосылки и накопленный учреждениями культуры позитивный опыт функционального взаимодействия с общественностью, а также наиболее часто используемые в процессе совместной работы PR-технологии.
Вопросам этнической самоидентификации в динамике культуры особое внимание уделяли отечественные философы и культурологи А.И. Арнольдов, Н.А. Бердяев, А.Я. Гуревич, И.А. Ильин, Э.С. Маркарян, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский. Ученые рассматривают в своих трудах «собирательную» концепцию свободы личности в сфере культуры, что в наше время облегчает понимание особенностей межнациональных отношений в поликультурной среде. Идеи целостного педагогического процесса, теории социализации и историко-культурного развития личности в разные периоды ее становления отражены в научных трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Г. Баумнер, Н.В. Бордовской, Ю.В. Васильковой, СИ. Гессен, В.И. Гинецинского, И.А. Зимней, П.Ф. Каптерева, В.В. Краевского, В.М. Кроль, Ю.Н. Кротовой, Г. Лебон, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, Б.Д. Парыгина, П.И. Пидкасистого, В.М. Полонского, В.А. Разумного, В.А. Сластенина, Т. Шибутани, Г.Н. Штиновой и др.).
В осмыслении проблем этнокультурного воспитания и этнокультурной деятельности огромное значение имеют работы культурологов, социальных педагогов, теоретиков социально-культурной деятельности (М.А. Ариарского, Т.И. Баклановой, СБ. Брижатовой, П.Л. Волк, Л.П. Гекман, Е.И. Григорьевой, А.И. Гурьева, А.Д. Жаркова, Л.Б, Зубановой, Г.Х. Калимуллиной, Т.Г. Киселевой, Н.С Коргожа, Ю.Д. Красильникова, Е.Л. Кудриной, Р.А. Литвак, А.П. Маркова, Б.Г. Мосалева, В.Н. Мошкина, О.В. Первушиной, В.Д. Пономарева, В.М. Рябкова, Б.С. Сафаралиева, В.И. Солодухина, Т.К. Солодухиной, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, В.В. Туева, Д.В. Шамсутдиновой, Н.Н. Ярошенко и др.).
Особый интерес для реализации целей нашего исследования представляют работы омских ученых: А.А. Безгубенко, Г.Г. Волощенко, Н.М. Геновой, О.Н. Громова, Ю.П. Дубенского, Л.В. Секретовой, В.В. Стебляка, Н.А. Томилова, М.Ю. Трофимова, Н.Ф. Хилько, А.С Чернова.
Ценность научных работ этих авторов заключается, прежде всего, в том, что в них нашла отражение практика социально-культурных учреждений Западно-Сибирского региона, ее проблемы и перспективы развития.
Поскольку взаимодействие учреждений культуры с социальными партнерами, с различными субъектами общественности объективно связано с оптимизацией управления, важно было обратиться к работам ученых, исследовавших в разное время проблемы менеджмента и маркетинга. Кроме работ зарубежных специалистов (Г. Баумнер, Ф. Котлер, Л. Лебон, Т. Нильсон, Д.Р. Росситер, Р. Рюттингер, Н. Смелзер, Д. Траут, Э. Шострен и др.) представляют значительный интерес исследования российских ученых в области отечественного менеджмента и маркетинга (Е.П. Голубков, Г.Д. Крылова, З.М. Макашева, Г.Г. Почепцов, В. Реутов, Е.В. Руденский, В.М. Шепель). Наибольшую пользу в осуществленном нами исследовании оказали научные работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам маркетинговой деятельности в социально-культурной сфере (И.М. Болотников, С. Брусов, Е.Н. Воронова, Ф. Колбер, В.Е. Новаторов, К. Лавлок, М.П. Переверзев, Л.И. Рудич, Г.Л. Тульчинский, В.М. Чижиков и др.).
Наконец, направленность и структура диссертации вызвали необходимость обращения к значительному числу работ, освещающих теоретические основы современных PR-технологий (Н.Е. Бердникова, Е.А. Блажнов, С. Блэк, Б.Л. Борисов, И.Л. Викентьев, Д. Викторов, В.И. Десятов, Д. Доти, К.В. Киуру, Т.В. Козлова, В.Ф. Кузнецов, У. Кэмерон, А. Ленский, О.В. Лысикова, А.А. Мамонтов, А.С. Ольшевский, Е.Н. Пашенцев, Г.Г. Почепцов и др.). Вместе с тем, оценивая значительный вклад ученых в развитие и обогащение теории социально-культурной деятельности, приходится признать факт недостаточной разработанности проблем организации социально-культурной деятельности в молодежной среде, в ряде случаев косвенное отношение к проблемам этнокультурного воспитания с использованием PR-технологий. К сожалению, в научных работах исследуются и/или освещаются PR-технологии, применяемые, чаще всего, в политике и экономике. Педагогическая и культурная составляющие в таких работах лишь обозначаются и/или предполагаются. О PR-технологиях в социально-культурной сфере в работах уважаемых авторов речи вообще не идет. Редким исключением в этом плане служат научные труды Г.М. Бирженюка, И.М. Болотникова, А.П. Маркова, В.Е. Новаторова, Г.Л. Тульчинского. Но и они рассматривают связи с общественностью в их «общем виде», не дифференцируя ни группы общественности, ни собственно PR-технологии.
В процессе диссертационного исследования автором были изучены и обобщены научные исследования, касающиеся региональной культурной политики этнокультурных традиций, этнокультурного воспитания, представленные в монографиях, докторских и кандидатских диссертациях СБ. Брижатовой, Н.М. Геновой, Л.А. Гриневич, А.Р. Еникеевой, Т.А.
Замираловой, А.В. Молчановой, Г.В. Олениной, Р.К. Саубановой, О.С. Щербаковой и др.
Анализ состояния разработанности темы исследования позволяет заключить, что существует определенное число научных трудов по проблеме оптимизации этнонаправленнои деятельности учреждений культуры на основе традиционных и инновационных социально-культурных технологий.
Тщательное изучение теоретической мысли позволило определить следующие противоречия процесса этнонаправленнои деятельности учреждений культуры:
- между необходимостью дальнейшей консолидации гражданского
общества на основе всемерного укрепления межнациональных отношений,
возросшими требованиями к содержанию этнокультурного воспитания
молодежи и недостаточной эффективностью использования в социально-
культурной теории и практике социально-педагогических условий в
этнонаправленнои деятельности учреждений культуры с системным и
целенаправленным использованием PR-технологий;
- между объективно существующей потребностью общества в
формировании у молодежи ценностно-ориентационных установок на
восприятие национальных ценностей, уважения к национальной культуре и
недостаточной теоретической и практической разработанностью содержания,
форм, методов и механизмов организации этого процесса в условиях
этнонаправленнои деятельности;
- между требуемым воспитательным потенциалом этнонаправленнои
деятельности и недостаточным научно-методологическим содержанием его
использования в культурно-досуговой среде.
Названные противоречия выявляют проблему необходимости теоретически обосновать концептуальные положения формирования этнической толерантности и провести опытно-экспериментальную проверку эффективности этнонаправленнои деятельности учреждений культуры, осуществляемой ими посредством использования технологий связей с общественностью в молодежной этнокультурной среде.
Цель исследования - научное обоснование и апробация модели этнонаправленнои деятельности учреждений культуры средствами PR-технологий в молодежной среде.
Объект исследования - этнонаправленная деятельность учреждений культуры в молодежной среде.
Предмет исследования - создание оптимальной модели этнонаправленнои деятельности учреждений культуры в молодежной среде средствами PR-технологий.
Гипотеза исследования. Этнонаправленная деятельность в молодежной среде может быть более эффективной при следующих социально-педагогических условиях реализации модели:
- внедрение общих базовых национальных ценностей учреждениями
культуры в молодежную среду;
- активное использование PR-технологий как эффективных средств
реализации этнонаправленнои деятельности.
В диссертационном исследовании решались следующие задачи:
-
Раскрыть содержание понятия «этнонаправленная деятельность учреждений культуры в молодежной среде».
-
Охарактеризовать структуру этнонаправленнои деятельности в процессе взаимодействия учреждений культуры с различными организациями на основе PR-технологий.
-
Сформировать комплекс регионально ориентированных PR-технологий для оптимизации этнонаправленнои деятельности в молодежной среде.
-
Разработать модель этнонаправленнои деятельности учреждений культуры в молодежной среде средствами PR-технологий.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на современные методы организации социально-культурного творчества молодежи и социально-культурной практики, педагогические и социальные концепции формирования культуры межнационального взаимодействия молодежи; изучение эффективных социально-культурных технологий развития личности в условиях социально-культурного творчества; внедрением социально-педагогических условий в этнонаправленную деятельность учреждений культуры; опытно-экспериментальной проверкой предложенных положений работы; использованием комплекса методов, подобранных адекватно задачам исследования; личным участием автора на всех этапах эксперимента. Теоретическая значимость работы состоит в том, что:
- в научный оборот введено понятие «этнокультурные PR-
технологии», которые понимаются как специальные средства и приемы PR-
технологий, используемые в воспитательном процессе в целях формирования
в человеке уважения к другим национальным культурам, что в значительной
степени расширяет представления о ресурсной базе социально-культурной
деятельности, педагогическом потенциале развития и укрепления связей
учреждений культуры с общественностью;
- новый взгляд на взаимодействие учреждений культуры и
общественности через использование PR-технологий позволил выявить
социально-педагогические условия, способствующие эффективной
этнонаправленнои деятельности в молодежной среде;
- обоснованы концептуальные положения этнонаправленнои
деятельности учреждений культуры средствами PR-технологий в
молодежной среде.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы взаимодействия учреждений культуры с различными организациями в этнонаправленнои деятельности средствами PR-технологий в молодежной среде, основные положения которой уже реализуются на практике; автором разработана и апробирована модель этнонаправленнои
деятельности учреждений культуры в молодежной среде средствами PR-технологий; разработан и неоднократно прочитан студентам факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М. Достоевского спецкурс «PR-технологии в деятельности учреждений культуры»; на основе содержащихся в диссертации научно-практических рекомендаций может целенаправленно оптимизироваться этнонаправленная деятельность органов управления культуры (отделы, департаменты, комитеты и пр.), методических структур (советов, объединений, кабинетов и др.), отдельно взятых учреждений культуры - клубов, библиотек, музеев, парков культуры и отдыха, культурно-досуговых центров и т.п. Разработана учебная программа спецкурса «Этнокультурные PR-технологии в деятельности учреждений культуры», направленного на осознание обучающимися педагогического потенциала связей с общественностью и овладение средствами и методами продуктивного сотрудничества с субъектами общественности и социальными партнерами.
Разработанные рекомендации могут оказаться полезными для «встречных» субъектов: комитетов, ассоциаций, научных центров, исследовательских лабораторий, учебных заведений, коммерческих структур и др. - тех, к взаимодействию с которыми стремятся учреждения культуры.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- на философском уровне: положения о духовном и творческом
развитии личности, целостности и взаимообусловленности явлений
окружающего мира, взгляды на сущность и роль творчества в жизни
человека в трудах отечественных философов и культурологов (Н.А. Бердяев,
И.А. Ильин, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Л.Н. Столович, П.А. Флоренский,
М.Ю. Шишин);
- на общенаучном уровне: этнопедагогический и культурологический
подходы, позволяющие посредством воспитания и образования
воспроизводить культуру этнической группы и личности (Г.Н. Волков, В.А.
Сухомлинский, К.Д. Ушинский); системный подход (И.В. Блауберг, М.С.
Каган); социологические концепции жизненных сил и культурвитализма
(СИ. Григорьев, Т.А. Семилет); теоретико-методологические основы
этнокультуры, раскрытые в работах А.Я. Гуревича, В.И. Матиса, Б.Н.
Путилова;
- на конкретно-научном уровне: положения о конструировании и
реализации технологий социально-культурной деятельности
(СБ. Брижатова, Н.М. Генова, Е.И. Григорьева, Л.С. Жаркова, Т.Г. Киселева,
Ю.Д. Красильников, Н.В. Серегин, Э.В. Соколов, Ю.А. Стрельцов,
В.Я. Суртаев, В.В. Туев); сущность и закономерности PR (Е.А. Блажнов,
С. Блэк, И.Л. Викентьев, Д. Доти, Г.Г. Почепцов, И.М. Синяева, Р. Хэйвуд,
А.Н. Чумиков и др.); теории личности, деятельности, общения,
саморегуляции и самореализации личности в процессе деятельности,
личностно-ориентированный подходы к активизации познавательной
деятельности (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Л.И. Божович,
И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.); деятельностный подход в образовании (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); социально-педагогический подход (Ю.А. Стрельцов, СТ. Шацкий, Н.А. Ярошенко); поликультурный подход как способ человеческой деятельности в поликультурных условиях (Г.Н. Прозументова, Г.В. Разумовская).
Методы исследования. Анализ научной литературы и результатов педагогических, социально-культурных исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными; ретроспективный анализ этнонаправленной деятельности учреждений культуры, включая опыт использования PR-технологий; включенное наблюдение; прогнозирование и моделирование воспитательного процесса в этнокультурных досуговых объединениях; опытно-экспериментальная работа по апробации модели этнонаправленной деятельности учреждений культуры в молодежной среде средствами PR-технологий (экспериментальная и контрольная группы, всего 63 чел.); письменный опрос различных категорий, прямо или косвенно причастных к деятельности этнокультурных досуговых объединений (320 респондентов); экспертная оценка (28 экспертов); интервью с руководителями учреждений культуры (18); индивидуальные и групповые беседы (80 респондентов); контент-анализ деловой документации учреждений культуры и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- теоретически обосновано содержание этнонаправленной
деятельности учреждений культуры в молодежной среде. Выявлены и
структурированы сферы и направленность этноориентированных
общественных объединений и групп;
- впервые определены структура этнонаправленной деятельности,
формы и уровни взаимодействия учреждений культуры с различными
организациями на основе PR-технологий;
- сформулирован комплекс регионально ориентированных PR-
технологий на основе функций, адаптированных на оптимизацию
этнонаправленной деятельности в молодежной среде;
- разработан специфический региональный подход применения PR-
технологий в практике этнокультурной деятельности;
- впервые разработана инновационная модель и программа
этнонаправленной деятельности учреждений культуры в молодежной среде,
включающая в себя социально-педагогические условия, реализуемые
средствами PR-технологий.
Организация и этапы исследования:
Первый этап исследования (2006-2007 гг.) - поисково-аналитический: изучался опыт применения PR-технологий в учреждениях культуры и искусства; определялись предмет, цель, основные задачи исследования, разрабатывался методологический аппарат, проводились выбор и компоновка методов исследования; осуществлялось изучение
научной литературы по проблеме исследования.
Второй этап исследования (2008-2012 гг.) - практический: выполнялась экспериментальная работа, в ходе которой был осуществлен анализ современного состояния этнонаправленной деятельности учреждений культуры г. Омска, Омской области и ряда национальных образований России (Татарстан, Бурятия). На основе использования PR-технологий была разработана программа формирования этнонаправленной деятельности учреждений культуры средствами PR-технологий, определены социально-педагогические условия этнонаправленной деятельности учреждений культуры в молодежной среде средствами PR-технологий.
Третий этап исследования (2013-2015 гг.) - обобщающий: проведены анализ, систематизация, обобщение и внедрение результатов исследования, уточнены его основные положения, осуществлено конструирование модели этнонаправленной деятельности учреждений культуры средствами PR-технологий в молодежной среде, сформулированы выводы, выполнено литературно-текстовое оформление исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования - Региональная татарская национально-культурная автономия Омской области «Маданият», Дворец культуры «Железнодорожник», изучен также опыт этнокультурной деятельности Республики Татарстан.
На защиту выносятся:
-
Содержание этнонаправленной деятельности учреждений культуры в молодежной среде заключается в формировании толерантности молодежи и направленности взаимодействия субъектов общественности со сферами этноориентированной деятельности. Структура этнонаправленной деятельности определяется формами и уровнями взаимодействия учреждений культуры с различными организациями на основе PR-технологий;
-
Комплекс PR-технологий представляет собой функционально-адаптированную систему руководства PR-деятельностью, ориентированной на мероприятия и работу специалистов.
-
Применение PR-технологий в практике этнокультурной деятельности заключается в расширении организационной структуры PR-деятельности; в учете своеобразия поликультурного социума, благоприятного характера межнациональных отношений и менталитета регионов Сибири; необходимости этнокультурного воспитания.
-
Модель этнонаправленной деятельности учреждений культуры в молодежной среде включает в себя социально-педагогические условия, реализуемые с помощью PR-технологий; внедрение общих базовых национальных ценностей учреждениями культуры в молодежную среду; активное использование PR-технологий как эффективных средств реализации этнонаправленной деятельности; формирование толерантности в молодежной среде; расширение организационной структуры этнонаправленной деятельности в социально-культурной сфере.
5. В социально-педагогические условия входят: внедрение общих базовых национальных ценностей учреждениями культуры в молодежную среду; активное использование PR-технологий как эффективных средств реализации этнонаправленной деятельности; расширение организационной структуры этнонаправленной деятельности в социально-культурной сфере.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и практические материалы исследования отражены в научных публикациях и докладах на Всероссийской научно-практической конференции «Социально-культурная деятельность: современные технологии» (г. Челябинск, 2007); на региональной научно-практической конференции «Современное состояние и тенденции развития культуры и искусства России и региона» в (г. Омск, 2008); на Второй региональной научно-практической конференции «Современное состояние и тенденции развития культуры и искусства России и региона» (г. Омск, 2009), на Второй заочной Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы формирования творческой личности в условиях единого культурного пространства региона» (г. Омск, 2012), на Межрегиональной научно-практической конференции «Интернет - свободный, безопасный, образовательный» (г. Омск, 2013), на Международной научно-практической конференции «Медиакультура и медиаобразование» (г. Санкт-Петербург, 2013, 2014 г.) и ряде других межвузовских научно-практических конференциях. Кроме того, материалы исследования были в достаточном объеме использованы в учебной работе со студентами ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, а также при разработке этнокультурных акций молодежного движения «Узебез» в г. Казани. Сформулированная автором модель этнонаправленной деятельности средствами PR-технологий внедрена в деятельность Региональной татарской национально-культурной автономии Омской области «Маданият». Концептуальные положения модели представлены в экспертный Совет по делам национальностей и религии при администрации г. Омска и в Министерство культуры Омской области.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Кроме того в ней содержатся приложения, дополняющие содержание текста и иллюстрирующие отдельные его положения.
Этнонаправленная деятельность российской общественности среди молодежи в формирующемся гражданском обществе
Понятие «личность» как особый социальный тип употребляется чаще всего как соотносительное с понятием «индивид», противоположное ему по своим основным характеристикам. В качестве пфвоначального качества личности называют её автономность. Личность — это автономный человек, т.е. человек в определённой степени выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности не просто сознания, то есть мышления и воли, а самосознания, то есть самоанализа, самооценки, самоконтроля за своим поведением.
Как личность человек формируется в социальной системе путём целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи, обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей - с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нём жизнью.
В задачи нашего исследования не входит анализ всего пути личности -от рождения до старости. Проанализировав соответствующую научно-методическую литературу, мы попытались представить обобщенную характеристику развивающейся личности в отдельные возрастные периоды. При этом акцент будет сделан нами на воспитании личности толерантной.
Применительно к раннему возрасту можно вести речь лишь о естественной (натуральной) толерантности. Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, т.е. ее персонализации еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д. Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой - неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.
Подростковый возраст представляет собой этап усиленного становления личности на основе развития процесса социализации. В это время значительно усложняются формы общественно направленного влияния на личность. Они носят как непосредственный характер и осуществляются в процессе общения со взрослыми, так и опосредованный - через различные каналы социального воздействия - кино, телевидение, художественную литературу, а в последние годы посредством Интернет. В ряде исследований характеристики интеллекта и личностных свойств молодого человека даются раздельно. В действительности же уровень познавательной деятельности определяет особенности формирования личностных свойств. В этот период происходят существенные сдвиги в развитии мышления. Они состоят в том, что осуществляется переход от преобладания наглядно-образного мышления к абстрактно-логическому. Вместе с тем наглядные компоненты в мыслительных процессов молодежи играют еще большую роль и определяют усвоение этических норм и особенности саморегуляции нравственного поведения.
Формирование личностных свойств у подростка происходит путём уподобления нравственному образцу на основе широкой ориентировки в социальном окружении и усвоения нравственных эталонов поведения, создаваемых различными видами искусства. Своеобразие состоит также в том, что поведение регулируется посредством осознания своих личностных особенностей. В этом заключается более высокий уровень развития личности, которое опосредуется самосознанием, что позволяет осуществлять отбор желаемых качеств, их специальную тренировку и управление поведением на основе этих качеств, то есть заниматься самовоспитанием. Именно в подростковом возрасте постепенно осознаётся потребность в самовоспитании. В связи с этим у старших подростков меняются самооценка, отношение к качествам собственной личности, своим обязанностям, взаимоотношениям между людьми. Однако между притязаниями на взрослость и реальными возможностями подростка есть еще значительные расхождения, что, с одной стороны, побуждает его к работе над собой, а с другой - в силу ограниченности знаний, возможностей и сил в какой-то мере препятствует самовоспитанию. Иногда у подростков возрастает критичность, переходящая в критиканство, болезненная мнительность, желание казаться взрослым, стремление к позёрству. Выбираемый ими идеал не всегда оправдан: оригинальничание принимается за что-то выдающееся, а дерзость, упрямство рассматриваются как способ отстоять своё достоинство. Критическое отношение к тем, кто раньше был авторитетом, порождает желание самому конструировать свой идеал, не всегда подражая при этом конкретной личности, а выявляя в характерах разных людей привлекающие подростка качества.
Весьма своеобразна взаимосвязь подростка с окружающей его социальной средой. Система его ценностей, основанная на дуализме добра и зла, жестка и бинарна, но именно ее он пытается наложить на окружающий мир; взрослые же, вместо того, чтобы усиливать душевно-сущностную сторону жизни подростка, стремятся его еще более социализировать; в результате чего получается резонанс, т.е. негативизм подростка усиливается в атмосфере негативизма родителей.
Молодежная среда представляет собой уникальный объект социального управления, подверженный многочисленным рискам в силу действия ряда социальных, социально-психологических и социокультурных факторов. Не секрет, что именно молодежная среда представляет собой благодатную почву для формирования экстремистских установок. Ситуация осложняется тем, что молодежное сознание еще полностью не сформировано, в результате чего идеологи экстремистских объединений и групп могут использовать сложившуюся ситуацию, насаждая в молодежной среде выгодные им установки. Именно поэтому молодежь нуждается в повышенном внимании со стороны общественности, государственных управленческих структур. На начальном этапе экстремистские группы могут привлекать молодого человека своей оригинальностью, альтернативностью, агрессивностью жизненного стиля, что соответствует социокультурным установкам молодежного возраста. Однако затем, попадая под влияние экстремистских объединений, молодые люди нередко подвергаются юридическим санкциям, происходит ломка личности молодого человека. Определение возраста молодежной среды довольно не простая задача. Сегодня многие исследования утверждают, что головной мозг человека, усваивают развивается
Теоретические проблемы взаимодействия учреждений культуры с субъектами общественности в процессе этнокультурного воспитания молодежи
Духовная жизнь молодежи имеет свои особенности связанные с лабильностью её сознания. По своей сути, лабильность молодежного сознания - это объективная возрастная особенность, проявляющаяся в неустойчивости представлений и позиций и, как следствие, в незавершенности процессов развития личности, ее ценностных структур, духовного мира, предопределяющих стремительность, мгновенность переходов из одного крайнего эмоционального состояния в другое, прямо противоположное. Столь же противоречивым и, на первый взгляд, нелогичным является и поведение молодых людей, характеризующееся крайними состояниями от нигилизма и противопоставления себя окружению до конформистской тяги к толпе стремления быть ее безликим членом, ощущения чувства «мы». Наиболее деструктивным фактором лабильности молодежного сознания является отсутствие цели и смысла жизни, что существенно деформирует субъектность молодежи в процессе духовного воспроизводства и духовной жизни. Подвижность индивидуального и группового молодежного сознания определяется неустойчивостью, а зачастую и маргинальностью ее социального положения, несформированностью общественного статуса, неопределенностью ролевых структур, характерных для этой социальной группы. Это во многом объясняет проблемы, возникающие в духовной жизни молодёжи и различных ее групп: бездуховность, инструментализация мотивационной сферы сознания, деформация ценностных ориентации, разрушение моральных норм, антиобщественные и контркультурные проявления, агрессивность и др. [185, с. 129].
Деструктивность сознания определенной части молодежи находит свое отражение в поведении юношей и девушек в общественных местах, в отношении к лицам других национальностей, в аполитичности и пренебрежительном отношении и действующем законам, нормам морали. Подобного рода проявления возникают в связи со стремлением различных сил манипулировать ее сознанием, использовать молодых людей в своих политических экономических и др. интересах. В условиях свободы слова, политического и культурного плюрализма духовная жизнь молодежи носит разнородный и мозаичный характер, либеральные идеи, идеи фашизма, монархизма, демократии, социализма, традиционные и нетрадиционные религии, множество молодежных субкультур образуют сложный калейдоскоп, в котором молодому человеку трудно разобраться, что и создаёт возможности для корыстной манипуляции массовым сознанием в молодёжной среде.
К сожалению, политические, экономические и социальные потрясения, происходившие в России на протяжении последних 15-20 лет, не способствовали органической, естественной передаче социокультурного опыта от старших поколений младшим. Между тем, в формировании толерантного сознания и воспитании адекватного ему поведения преемственность играет исключительно важную роль. Если в стабильно развивающемся обществе молодое поколение усваивает и воспроизводит весь спектр образцов, характеризующих данную культуру, то в трансформирующемся акцент смещается, преимущественно в сторону их обновления социального новаторства самой молодежи. В современных обществах молодежь чаще отрицает прежний социокультурный опыт, чем его усваивает. Данное обстоятельство лишь обостряется затянувшейся нестабильностью и кризисом, в условиях которых молодое поколение вынуждено вырабатывать свой собственный опыт, что определяет специфику и особую социальную роль молодежи в духовной жизни.
Преемственность проявляется во всех областях общественной жизни и находит выражение в наследовании и передаче от поколения к поколению не только статусов, но и норм, ценностей, исторически сложившихся традиций, составляющих культурное основание социальной интеграции молодежи в общество. Инновация связана с преобразованием социокультурных норм в результате социальной творческой деятельности молодежи с учетом требований нового этапа общественно-исторического развития. В ней отражается не только функционирование, но субъектное начало и развитие молодежи.
В монографии Н.А. Томилова [195, с. 27-28] приводятся наиболее актуальные направления исследования проблем этнонаправленной деятельности в условиях городской среды: 1) выявление историко-культурных регионов и их границ, изучение процесса заселения территорий и расселения различных этнических групп, географии местности, наличия локальных элементов культуры; 2) изучение культурной среды и культурных ландшафтов как в исторических, так и современных аспектах; 3) осмысление значимых социокультурных принципов и механизмов их формирования во времени; выявление социокультурной типологии поселений и их историко-культурных зон. 4) выявление методом сравнения изменений исторических функций территорий (включая отдельные кварталы крупных городов). 5) изучение социальной стратификации населения в историческом и современном аспектах, выявление образа и стиля жизни различных социальных групп населения, «...отражающихся в различных культурных ландшафтах, в пространственных образах архитектуры», осуществление диагностики социокультурной ситуации и генеалогий семей; 6) проведение диагностики и оценки степени изменчивости образа и стиля жизни различных групп населения сегодня, выявление социально-культурных и демографических характеристик; 7) изучение миграционных процессов, которые усложняют образ жизни населения городов и пригородов, вызывают психологические стрессы, привнесение в культуру иноэтничных элементов и т.д.; 8) учет реальных возможностей разных религиозных конфессий в формировании культурной среды поселений; 9) анализ социально-экономического и политического характера принимаемых властями решений «...на разных территориях с учетом психологических и этноантропологических характеристик населения, а также с учетом культуры хозяйствования, землепользования, правовых норм и форм собственности, исходя из особенностей историко-культурных земель. Совершенно очевидно, что отдельно взятый государственный институт вряд ли справится с решением столь объемных задач. Вероятно, здесь то и должна прийти на помощь научная и культурная общественность.
Не умаляя значимости этнокультурных проектов и программ международного и федерального уровней, приходится признать, что значительная их часть возникает и решается на региональном уровне. Это налагает высокую ответственность как на органы государственного управления (министерства, управления, комитеты, департаменты и т.п.), осуществляющие культурную политику в регионе, так и на общественные организации и объединения, прямо или косвенно участвующие в этнокультурном воспитании молодежи, формировании ее толерантного сознания и поведения.
Применение PR-технологий в практике этнокультурного воспитания молодежи: региональный подход
Анализируя практику этнонаправленной деятельности учреждений культуры, мы пришли к выводу об известной универсальности приведенных выше функций. Во всяком случае, в деятельности многих учреждений культуры по этнокультурному воспитанию молодежи, подрастающих поколений названные технологии, пусть и в «адаптированном» виде встречаются довольно часто. Считаем необходимым обратить внимание на то, что в публикациях по проблемам Public Relations нередко встречается вульгарно-управленческий подход к PR лишь как к технологии влияния на общественное мнение. Этот подход напоминает пресс-посредническую и информационную модели public relations, имевшие распространение на начальных этапах становления института PR в XIX - начале XX в. До сих пор в России четко не сформирована потребность в связях с общественностью. Апелляция к населению служит только фоном для борьбы в высших эшелонах власти, которые в принципе независимы от общественного мнения. Общественность не всегда структурирована социально и экономически, находится в инертном состоянии.
В этом мы имели возможность убедиться в ходе предвыборной кампании в Государственную Думу (2011 г.) да и в период избирательной кампании в связи с выборами Президента России (март 2012). В постсоветской России PR первоначально стали развиваться в отношениях не между бизнесом и общественностью, а между правительственными структурами и общественностью. В 1990-е практически каждый федеральный орган управления создал собственную службу по связям с общественностью в виде пресс-службы, пресс-центра, пресс-агентства, пресс-секретаря и т.д. В администрации Президента РФ в 1996 создано Управление по связям с общественностью. В Министерстве финансов РФ функционирует департамент общественных и межрегиональных связей. В административных округах столицы и в Московской мэрии функционируют так же департаменты по связям с общественностью.
Коммерческий «пиар» в России получил пока наибольшее развитие в банковском и компьютерном бизнесе. В России появились представительства зарубежных PR-компаний. Многие крупнейшие западные компании, уже обосновавшись в России, преподают уроки пиара на практике, активно завоевывая новый рынок. Их опыт перенимается российскими компаниями, в которых появились специалисты в этой области, а иногда и целые отделы.
В сфере среднего и даже отчасти крупного бизнеса в России начала XXI в. еще не придается должного значения PR. Многие предприниматели в погоне за сиюминутной выгодой считают, что применение PR-технологий 92
бесполезная трата денег и времени. По данным многочисленных опросов, мало кто в современной России вообще правильно понимает, что такое «пиар». Многим свойственно отождествлять его с грязными предвыборными технологиями («черным пиаром»), когда конкурентов обвиняют во всех грехах, умалчивая о недостатках рекламируемого кандидата. Поэтому уважением зачастую пока не пользуются ни сами PR-мероприятия, ни те, кто ими занимается.
Тем не менее, в России сложились и продолжают совершенствоваться технологии налаживания и укрепления связей с общественностью, многие из которых успешно применяются в социально-культурной сфере.
На сегодняшний день существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [171, с. 15].
В социально-культурном исследовании, направленном на выявление педагогического потенциала этнокультурной деятельности, нас в первую очередь интересуют технологии, педагогические по своей сущности и содержанию.
В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология -это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.
В учебном пособии «Социально-культурная деятельность» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности. Ряд выдающихся педагогов, таких как, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, СТ. Шацкий, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие извлекали из практики воспитательной деятельности наиболее существенные технологические закономерности. Как точно замечают Т.Г, Киселева и Ю.Д. Красильников, начиная с Сократа, мы можем обнаружить бесконечное разнообразие глубоких по содержанию и эффективных, простых, изящных по форме технологических решений и педагогических операций [77, с.40].
По мнению авторов учебного пособия «Современные технологии социально-культурной деятельности» под редакцией Е.И. Григорьевой, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания [171, с.15].
СВ. Брусов определяет социально-культурные технологии как средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры [27, с.55].
Анализ распространенных в практике технологий этнонаправленной деятельности учреждений культуры на основе развития и укрепления связей с общественностью позволил раскрыть их педагогический потенциал. Это, в частности, проявляется в информационной насыщенности совместных культурных акций (функция обучения, образования, просвещения), в воспитательной направленности многих групповых и массовых мероприятий (формирование сознания, патриотических и интернациональных чувств), а также в реальном вовлечении молодежи в различные формы социального творчества- художественного, научного, технического и др. (разностороннее развитие формирующейся личности). Анализ сущности социально-культурных технологий показывает, что большинство из них основано на взаимодействии репродуктивных, творческих и репродуктивно-творческих элементов.
Оптимизация этнонаправленной деятельности учреждений культуры на основе PR-технологий в молодежной среде
Вывод: работники учреждений культуры традиционно демонстрируют открытость, готовность к полезному сотрудничеству, но во многих случаях не знают с чего начать, как наладить на регулярной, практически профессиональной основе, деятельность не типичного для их учреждения отдела или службы; совершенно очевидно, что многим из них нужны технологическая поддержка и/или методическая помощь.
Таким образом, проведенное нами анкетирование показало, что в современной социально-культурной ситуации появилась необходимость создания в каждом учреждении культуры службы (направления) по связям с общественностью, в которой были бы заняты PR-специалисты не только, владеющие современными методами организации PR-деятельности, но хорошо знающие другие технологии социально-культурной деятельности. Коммуникационные процессы в учреждениях культуры нуждаются в технологической инструментовке. Только в этом случае можно говорить об усилении педагогического потенциала этнонаправленнои деятельности учреждений культуры на основе развития и укрепления связей с общественностью, а конкретнее - на основе обращения к PR-технологиям.
Для разработки модели PR-отдела (или направления) нам потребовалось обратиться к опыту аналогичных структурных подразделений, функционирующих в различных организациях социально-культурной сферы. В обобщенном виде работа отделов по связям с общественностью выглядит так: 1. Функции PR-отдела (направления). Они отражают содержание (основные направления) социально-культурной, в частности, этнонаправленной деятельности: 1.1. Участие (вместе с руководством) в разработке стратегии развития организации, а именно - создание планов по направлениям этнонаправленной деятельности. 1.2. Формирование, поддержание и изменение имиджа учреждения, а также его «продукции», брендинг (включая фирменный стиль, символы, сувениры и др.). 1.3. Работа со СМИ: - Подготовка материалов для публикации (пресс-релизы, ньюслеттеры, факт-файлы, информационные письма, фотографии, видеоролики, интервью, комментарии и др.); - Взаимодействие с представителями СМИ по поводу публикации информации; - Обеспечение участия представителей СМИ в специальных мероприятиях; - Недопущение появления негативной информации в СМИ, размещение опровержений, контр-материалов, при необходимости инициирование судебного разбирательства. 1.4. Осуществление или PR-сопровождение специальных мероприятий (выставки, пресс-конференции, брифинги, семинары, презентации, дни открытых дверей, пресс-туры, приемы и др.) Подготовка необходимых материалов (буклеты, листовки, пресс-релизы, сувениры, фото, видео и др.):
Формирование, поддержание, развитие и использование отношений с различными группами: клиенты, партнеры, поставщики, инвесторы, конкуренты.
Штат работников PR-отдела (направления). Реально оценивая условия, в которых приходится работать современным учреждениям культуры, сразу же оговоримся: предлагаемые в нашей модели должности -это не что иное как позиции, отражающие характер и содержание PR-деятельности в учреждениях культуры. Штат PR-отдела может насчитывать от одного (PR-менеджер) до нескольких работников:
В любом случае в составе PR-отдела должны находиться: 1. «Человек, который думает». Этот сотрудник - стрежневая фигура всей службы, который, как правило, ее и возглавляет. Он разрабатывает идеи кампаний и акций, планирует комплексные стратегии, а также формирует имидж организации и ее первых лиц. 2. «Человек, который занимается связями». Это и главный лоббист и специалист по проведению переговоров со всеми контактными аудиториями. 3. «Человек, который занимается СМИ». На данного сотрудника возложено взаимодействие со СМИ, включая написание текстов и создание материалов, а также планирование специальных мероприятий с участием СМИ. 4. «Человек, который оформляет». Этот специалист сочетает в себе функции дизайнера, стилиста, имиджмейкера, фотографа и оператора. Он занимается всеми вопросами символики и атрибутики, оформлением интерьеров, требованиями к внешнему виду, обработкой любой печатной продукции и т. п. 5. «Человек, который организует». В руках этого специалиста сосредоточено все, на что не хватает времени у остальных: набор исполнителей для проведения акций, организационная сторона любых мероприятий, разработка механизмов технического воплощения идей 3. Задачи, решаемые сотрудниками PR-отдела.
Теперь, когда нам известны функции PR-отдела и субъекты их реализации, представляется целесообразным очертить круг, решаемых отделом задач. К их числу мы относим: