Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическое воспитание молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия): ценностно-ориентированный подход Семенов Сергей Степанович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семенов Сергей Степанович. Эстетическое воспитание молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия): ценностно-ориентированный подход: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.05 / Семенов Сергей Степанович;[Место защиты: ФГБОУ ВО Московский государственный институт культуры], 2017.- 221 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры в контексте национальных традицийкоренных народов Республики Саха (Якутия) 21

1.1 Сущность и содержание эстетическое воспитание молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия) 21

1.2 Ценностно-ориентированный подход как методология исследования 42

1.3 Специфика эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия) 80

Глава II. Совершенствование эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия) 105

2.1 Диагностика состояния эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры Республики Саха (Якутия) 105

2.2 Технология эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры Республики Саха (Якутия) 127

2.3 Научно-методическая основа эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры Республики Саха (Якутия) 156

Заключение 171

Список использованной литературы 176

Введение к работе

Актуальность исследования.

Эстетическое воспитание молодежи в большой степени определяют такие социально-культурные явления как обычаи, ритуально-обрядовая культура, национальные традиции народов России.

В настоящее время в практике организации и проведения культурно-досуговых программ редко «оживают» истоки древней культуры. Формированию макро и микросреды национальных традиций мешают процессы глобализации и коммерциализации. Сознание современной молодежи часто наполнено эклектикой, суррогатами массовой культуры, ценностными ориентирами общества потребления. Подобные негативные явления получили распространение и на территории Республики Саха (Якутия).

Испытывают трудности процессы изучения, возрождения национальных
традиций коренных народов Республики Саха (Якутия), которые
олицетворяют связь времен, поколений. Не хватает знаний и

профессионализма в воссоздании национальных традиций Республики Саха (Якутия), организации и проведении на высоком уровне культурно-досуговых программ подобного профиля. Сегодня, с одной стороны, несоответствие, с другой, - диалектическая взаимосвязь познания и оценки, эстетического переживания и осмысления, эстетической ценности и оценки рельефно отражаются в противоречивом сознании молодежи, которая всецело стремиться к приобретению ценностных ориентиров - «маяков» жизненного пути.

Поэтому на современном этапе эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры Республики Саха (Якутия) большую значимость приобретает научно обоснованный ценностно-ориентированный подход.

Эстетическое воспитание молодежи Республики Саха (Якутия) в учреждениях культуры сегодня обусловлено противоречиями между:

социально-культурной практикой функционирования национальных художественно-творческих традиций и их педагогическими возможностями;

эстетико-воспитательными задачами развития национальных традиций коренных народов и реальной художественно-педагогической деятельностью;

необходимостью совершенствовать содержание эстетического воспитания и отсутствием на практике соответствующего ценностно-ориентированного подхода;

востребованностью ценностно-ориентированного подхода как эффективного носителя эстетико-воспитательных и художественных ценностей и слабой разработкой адекватных технологий социально-культурной деятельности.

Эстетическое воспитание молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия) в рамках ценностно-ориентированного подхода, как правило, не представляет собой целенаправленную, научно-обоснованную педагогическую деятельность.

Не уделяется должное внимание традиционным формам эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры.

Поэтому в настоящее время особую актуальность приобретает эстетическое воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия) на основе ценностно-ориентированного подхода. В связи с этим актуализируется поиск эффективных технологий, принципов, форм и методов педагогического воздействия, направленного на эстетическое воспитание молодежи в учреждениях культуры на базе ценностно-ориентированного подхода.

Проблема современного эстетического воспитания молодежи в

учреждениях культуры Республики Саха (Якутия) вытекает из противоречия между потребностью общества в теоретическом и методологическом обеспечении этого процесса и отсутствием его на практике.

Степень научной разработанности проблемы.

Эстетическое воспитание молодежи – перманентная проблема, уходящая своими корнями далеко вглубь времен. Представители философии Древнего Мира: Аристотель, Гераклит, Демокрит, Еврипид, Конфуций, Пифагор, Платон, Протагор, Сократ и др. уделяли большое внимание осмыслению гармонии мира, человеческой природы, постижению тайн красоты. Изучению основ эстетического воспитания посвятили свои труды философы эпохи Возрождения, Просвещения: Фома Аквинский, Р. Декарт, И. Кант, Б. Спиноза, Дж. Локк, Г.Ф. Гегель, Л. Фейербах, Ф.В. Шеллинг.

Разработкой эстетических воззрений в современном мире занимались: В.Ф. Асмус, А.Н. Афанасьев, Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, В.В. Журавлев, В.М. Петров, А.А. Потебня, И.П. Сахаров, И.М. Снегирев, У.Ф. Суна, А.В. Терещенко, Е.Г. Яковлев и др.

Большое влияние на формирование отечественной концепции
эстетического воспитания оказали труды: П.П. Блонского, В.А.

Сухомлинского, С.Т. Шацкого, а также более современных ученых: В.А. Кан-Калика, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова, В.А. Разумного, А.Н. Семашко, В.К. Скатерщикова, Л.И. Новожиловой, Б.П. Юсова.

Ценностно-ориентированный подход в молодежной культурно-творческой среде рассматривали с позиций философско-социальных наук Б.Г. Ананьев, Г.Г. Дилигенский, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Б.Г. Кузнецов, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринов, в русле конкретно-психологическом И.В. Бестужев-Лада, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, М.Н. Руткевич, М.Х. Титма, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов, в русле социально-психологическом М.И. Бобнева, В.Н. Куницына, Б.Д. Парыгин, В.Е. Семенов, Е.В. Шорохова и др.

В конце XX и начале XXI веков ценностные ориентиры молодежи исследуются Е.А. Гришиной, С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинским, А.А. Козловым, В.Т. Лисовским, Г.Г. Силласте, Ч.А. Шакеевой.

Большое внимание проблеме ценностей было уделено в трудах ведущих зарубежных философов и социологов (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Ингарден, Т. Парсонс, Г. Риккерт, М. Рокич, П. Сорокин, У. Тойнби, У. Томас).

Отечественную педагогику искусства и национальных традиций
представляют работы Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабанского, О.А. Блока, Н.К.
Баклановой, Е.Ю. Баландиной, Н.В. Бордовской, А.А. Вербицкого, В.Н.
Нилова, И.Э. Рахимбаевой, Е.Ю. Стрельцовой, Л.М. Тарасова, Н.А.

Терентьевой.

Проблемы социально-культурной деятельности как средства

эстетического воспитания личности, художественно-творческого становления молодежи рассматривали: А.Ю. Бутов, М.А. Ведерникова, А.Д. Жарков, А.А. Жаркова, Л.С. Жаркова, В.Ю. Никитин, В.П. Подвойский, В.С. Садовская, Т.К. Солодухина, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, Т.В. Христидис.

Вопросы обучения, воспитания, образования в русле регионального компонента Республики Саха (Якутия) изучали: М.И. Баишева, М.И. Борисов, М.И. Борохин, Н.Н. Будищева, Ф.В. Габышева, А.Ф. Головин, А.А. Григорьева, А.Г. Данилова, Н.Д. Елисеева, А.П. Иванов, А.В. Иванова, С.С. Игнатьева, Е.Г. Карпова, Л.Н. Ковешникова, Е.Н. Колосова, А.А. Кычкина, О.А. Максимова, М.Д. Михайлова, А.Д. Николаева, Н.П. Олесов, Н.С. Посельская, К.Н. Сивцева, С.Д. Солдатова, А.В. Татарников, А.В. Толстоухова, Л.И. Федорова.

Национальные традиции коренных народов Республики Саха (Якутия) исследовали: А.С. Борисов, Ю.И. Васильев, Т.Г. Васильева, И.С. Вдовин, У.А. Винокурова, К.Е. Гагарина, Е.П. Гуляева, С.В. Гусев, О.И. Жиркова, Л.Н. Жукова, В.В. Калинина, Г.И. Карасева, В.А. Кашин, Е.С. Медкова, Г.А. Пестова, П.Е. Прокофьева, Г.Н. Радионов, Д.К. Сивцев-Суорун Омоллоон, В.А. Тарасова, Л.И. Федорова.

Становление, культурное развитие национального традиционного праздника Ысыах Республики Саха (Якутия) изучали: А.А. Бестужев-Мерлиинский, А.В. Васильева, И.Г. Гмелин, М.Я. Жорницкая, Я.И. Линденау, Р.К. Маак, А.Ф. Миддендорф, В.Н. Нилов, И. Плес, А.П. Решетникова.

Несмотря на наличие большого количества работ, посвященных
изучению проблем эстетического воспитания молодежи и национальных
традиций коренных народов Республики Саха (Якутия), в настоящее время
отсутствуют специализированные комплексные исследования, направленные
на поиск эстетико-воспитательного потенциала национальных традиций
коренных народов данного региона в учреждениях культуры на основе

ценностно-ориентированного подхода.

Объект исследования – эстетическое воспитание молодежи на

национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия).

Предмет исследования - эстетическое воспитание молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия) на основе ценностно-ориентированного подхода.

Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование и внедрение в практику учреждений культуры эстетического воспитания молодежи на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия) на основе ценностно-ориентированного подхода.

Задачи исследования:

  1. Определить сущность и содержание эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия); сформировать понятийно-терминологический аппарат исследования.

  2. Применить ценностно-ориентированный подход как методологию исследования.

  3. Раскрыть специфику эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия).

  4. Провести диагностику состояния эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры Республики Саха (Якутия).

  5. Разработать технологию, позволяющую в условиях изучения и освоения национальных традиций коренных народов Республики Саха (Якутия) плодотворно осуществлять эстетическое воспитание молодежи в учреждениях культуры; провести ее апробацию и внедрение.

  6. Раскрыть научно-методические основы эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия).

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эстетическое воспитание молодежи в учреждения культуры Республики Саха (Якутия) будет более эффективным, если:

выявить сущность и содержание эстетического воспитания на национальных традициях коренных народов на основе ценностно-ориентированного подхода;

определить специфику эстетического воспитания на национальных традициях коренных народов, раскрывающую природу героического эпоса «Олонхо», праздничной культуры «Ысыах»1, массового кругового танца «Осуохай», пантомим /например, «Катылык Ункуутэ» - «Пляска стерха» («Белого журавля»), «Туруйа Ункуутэ» - «Пляска серого журавля»/, подвижных игр /например, «Дьиэрэнгкэй» - «Подскоки», «Чохчоохой» -«Пляска доильщиц», «Атах Тэпсии» - «Игра-пляска-забава», «Кулун Куллурунуу» - «Подражание жеребятам»/;

Здесь и далее приведены традиционные названия на якутском языке.

разработать, апробировать и внедрить в педагогическую практику технологию эстетического воспитания на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия), используя синтез искусств.

Методологическую основу исследования составили труды мыслителей различных эпох, от Античности, Возрождения, Просвещения до современности, представителей различных философских направлений: Аристотеля, Платона, И. Канта, Г. Гегеля, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, В.Ф. Асмуса, А.Ф. Лосева, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, Н.Л. Лейзерова, В.М. Петрова, В.А. Разумного, А.Н. Семашко, В.К. Скатерщикова, Л.Н. Столовича, которые разрабатывали концепции эстетического формирования личности, ценностно-ориентированного подхода в освоении окружающей действительности.

Теоретическую основу исследования составили научные работы, раскрывающие проблемы развития эстетического сознания и эстетической деятельности личности в пространстве культуры (А.И. Арнольдов, А.А. Аронов, Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, В.В. Журавлев, Л.Н. Столович, Е.Г. Яковлев); в области эстетического воспитания подрастающего поколения (П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий, а также Ю.П. Азаров, А.Д. Жарков, Н.И. Киященко, В.С. Кузин, Б.П. Юсов); в области теории и технологии социально-культурной деятельности (А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, В.Н. Нилов, В.С. Садовская, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков) и др.

Методы исследования: общетеоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация; эмпирические -наблюдение /прямое, опосредованное/, анкетирование, интервьюирование, беседа, экспертиза, педагогический эксперимент.

Базы исследования. Экспериментальную площадку представлял этнокомплекс «Орто Дойду» («Срединный мир»), предназначенный для проведения национального праздника Ысыах, где по традиции проходят ритуально-обрядовые и фольклорные социально-культурные программы. «Орто Дойду» - большой культурный центр, направления деятельности которого имеют значительный педагогический спектр, включая эстетическое воспитание молодежи. Этнокомплекс «Орто Дойду» - место проведения национального праздника Ысыах Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия), расположенное в двух км. от г. Покровска.

В эксперименте приняли участие любительские молодежные художественные коллективы. Первую и вторую экспериментальные группы (Э1 и Э2) представлял большой художественный коллектив - народный ансамбль «Кэнчээри» /«Молодежный»/ (ДК п. Борогонцы Усть-Алдынского улуса), насчитывающий 27 участников. Для удобства обработки экспериментальных данных и расширения предмета сравнительного анализа коллектив условно разделили на Э1 и Э2. Э1 насчитывала 14 участников, Э2 -соответственно 13. Первую контрольную группу (К1) представлял художественный коллектив «Уолан» /«Молодой»/ (Муниципальное административное управление /МАУ/, «Центр Духовности им. Семена и

Софрона Даниловых» муниципального района «Горный улус»), который
насчитывал 12 участников. Вторую контрольную группу (К2) представлял
художественный коллектив «Хангаласчаан» /«Хангаласский котел»/

(Хангаласское районное управление культуры; Культурный центр

дополнительного образования при Покровской средней общеобразовательной школе №1), в который вошло 13 человек. Всего в эксперименте приняли участие 51 человек любителей-хореографов и 8 преподавателей.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2011 по 2016 годы. Вся исследовательская работа делилась на три этапа, детерминированных между собой.

Первый этап (2011–2012 гг.) был посвящен изучению научной
литературы, раскрывающей сущность и специфику эстетического становления
человека. Рассматривались вопросы воспитания целостной, гармонично
развитой личности. Был проработан учебно-методический материал в области
социально-культурной деятельности и любительских художественных
коллективов. Обрядово-ритуальную, праздничную культуру рассматривали
через призму национальных традиций народов России. Национальные
традиции коренных народов Республики Саха (Якутия) как развернутое
социально-культурное явление исследовалось с позиций социально-
педагогической, социально-психологической, художественно-творческой.
Формировалась концептуальная основа эстетического воспитания участников
молодежных любительских художественных коллективов на базе
национальных традиций коренных народов Республики Саха (Якутия).
Получил свое оформление понятийно-терминологический аппарат
исследования. Проведен мониторинг публичной деятельности молодежных
любительских художественных коллективов Республики Саха (Якутия) в
условиях национального, традиционного праздника Ысыах, носивший
системно-последовательный характер и позволивший перейти к разработке
инновационной модели эстетического воспитания участников
экспериментальных групп.

Второй этап (2012–2014 гг.) посвящен разработке и апробации
технологии, авторской методики, направленной на эстетическое воспитание
участников молодежных любительских художественных коллективов

учреждений культуры Республики Саха (Якутия) в условиях национального,
традиционного праздника Ысыах. Получил теоретико-методическое

оформление и практическую реализацию педагогический эксперимент.
Сформирован инструментарий экспериментальной части исследования.
Определены критерии оценки уровней эстетического воспитания участников
эксперимента. Национальное праздничное действие стало своеобразным
лейтмотивом эстетического воспитания участников молодежных

любительских художественных коллективов учреждений культуры

Республики Саха (Якутия). Различные формы изучения, освоения Олонхо, ритуально-обрядовой и художественно-творческой частей Ысыах, народно-игровой, народно-спортивной культуры Республики Саха (Якутия), культура

национального костюма, угощения, ярмарки, конкурсы, фестивали, развернутые музыкально-театрализованные программы создавали организационный и содержательный фундамент эстетико-воспитательного процесса, направленного на развитие эстетических интересов, вкусов, художественно-творческих способностей, мировоззрения участников экспериментальных групп (молодежных любительских художественных коллективов учреждений культуры Республики Саха (Якутия)).

Третий этап (2014-2016 гг.) был посвящен анализу, подведению итогов полученных результатов, как экспериментальной части, так и всего исследования в целом. Руководителям экспериментальных программ представилась возможность определить уровень достигнутого, а также перспективы эстетико-воспитательного и художественно-творческого процессов; наметить ход своей дальнейшей работы. На этом этапе выявлена степень эффективности экспериментальной авторской методики. Получили оформление положения, выводы и рекомендации, направленные на оптимизацию эстетического воспитания участников молодежных любительских художественных коллективов учреждений культуры Республики Саха (Якутия). Осуществлялось внедрение полученных результатов в практику молодежных любительских художественных коллективов, учреждений культуры Республики Саха (Якутия.

Научная новизна исследования:

определена сущность, задачи и содержание эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия). Педагогический базис эстетико-воспитательного процесса составляет следующая совокупность векторов: всестороннее развитие эстетического интереса, вкуса как форм эстетической оценки окружающей действительности, эстетического переживания, эстетического познания, определяющих успешность воспитания всей эстетической природы личности: эстетического идеала (модели совершенного мировосприятия через призму гармонии и красоты Севера), способного «мобилизовать», «организовать», «активизировать» и «повести» личность по пути освоения и преобразования окружающей эстетической действительности; развитие творческих способностей, создание новой, эстетически ценной художественной продукции; расширение эстетически направленной деятельности;

установлена организационно-педагогическая основа эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях Республики Саха (Якутия): активизация жизненной позиции всех субъектов данного процесса, которая проявляется на перцептивно-ознакомительном, поисково-моделирующем, художественно-образном, аналитическом, трансляционном и перцептивно-коммуникативном уровнях;

выявлен эстетико-воспитательный потенциал национальных традиций коренных народов Республики Саха (Якутия), который обеспечивает: физическое, интеллектуальное, художественно-творческое, личностно-социальное и духовное развитие молодежи в учреждениях

культуры; ее восприятие окружающей природы Севера как источника ценностных ориентиров, творческой мастерской, коммуникативного портала, сакральной территории, олицетворение самого молодого человека; глубину эстетического знания на базе изучения героического эпоса Олонхо, обрядово-ритуальной, праздничной культуры, символики, системы знаков, тотемов, народно-художественного исполнительства, народных ремесел и промыслов;

раскрыта значимость эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры Республики Саха (Якутия), которая является носителем позитивной эмоциональной среды, определяющей гармоничность чувственных импульсов субъектов эстетического воспитания, в создании комфортной психологической, творческой атмосферы; в духовном очищении и приобщении к культурным ценностям на базе формирования умений воспринимать, понимать, принимать на аксиологическом уровне, воплощать и транслировать высоко-содержательную художественно-творческую продукцию; в освоении праздничной культуры как историко-культурного, эстетико-творческого, личностно-социального, духовно-развивающего комплекса, высоко-содержательной субстанции;

доказана специфика эстетического воспитания участников молодежных любительских художественных коллективов учреждений культуры Республики Саха (Якутия). Специфика проявляется в изучении героического эпоса, в его тематическом, сюжетно-ролевом, аллитерационном, художественно-творческом, авторско-стилевом, импровизационном разнообразии освоения праздничной культуры Ысыах: обрядово-ритуальный комплекс, массовый круговой танец «Осуохай», имитационно-подражательные пляски и пляски-инсценировки (пантомимы), в изучении исполнительской культуры олонхосутов, хомусистов и др. народных исполнителей и коллективов; в знакомстве с культурой национальных костюмов, блюд, спортивных состязаний, игр.

разработана и экспериментально апробирована инновационная технология эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры Республики Саха (Якутия). Данная технология строилась на освоении культурного памятника Олонхо в его вариационной основе, праздничного комплекса Ысыах (идейно-тематическая база, драматургия, художественная многожанровость, сакральная, светская, импровизационная составляющие), расширении репертуара (народная, академическая и современная исполнительские традиции), синтезе искусств, культурно-массовых, концертно-зрелищных формах деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы дополняют теорию социально-культурной деятельности за счет систематизации построения целостного процесса эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия) на основе ценностно-ориентированного подхода.

Уточнены теоретические понятия «национальные традиции» в контексте
эстетического воспитания личности в учреждениях культуры, «эстетическое
воспитание участников молодежных любительских художественных

коллективов», «праздничная культура Ысыах», которые отражают

предыдущий положительный опыт своего теоретического осмысления и
современное толкование, адекватное методологическому подходу

исследования. Получили систематизацию педагогические принципы,

направленные на оптимизацию процесса эстетического воспитания

(актуализация художественных образов, эмпатия, развернутая социализация участников молодежных любительских художественных коллективов, диагностика и прогнозирование их эстетического воспитания).

Разработаны конструкт и содержание национальной традиционной праздничной культуры Республики Саха (Якутия) Ысыах. Она включает в себя: комплекс строений, оборудования, реквизита; ритуально-обрядовую часть, систему знаков, символов, тотемов; литературно-поэтический базис Олонхо; музыкально-хореографический комплекс «Осуохай; художественно-творческую часть сакрального и светского содержания; народно-спортивные игры, состязания; культуру костюма, блюд, угощений, ремесел и промыслов; конкурсы, фестивали; работу выставок, музеев, ярмарок; массовые гуляния. Выявлен развернутый функциональный ряд дефиниции Ысыах.

Определены критерии и методы оценки уровней эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия) на основе ценностно-ориентированного подхода.

Теоретически обоснована инновационная технология эстетического
воспитания участников молодежных любительских художественных

коллективов в условиях изучения национальных традиций коренных народов Республики Саха (Якутия) на основе ценностно-ориентированного подхода.

Практическая значимость исследования заключается в том, что
разработанная и экспериментально апробированная инновационная технология (в
рамках подготовки и проведения праздничных социально-культурных программ
Ысыах в этнокультурном комплексе «Орто-Дойду» Хангаласского улуса

Республики Саха (Якутия) позволила в значительной степени динамизировать
эстетическое воспитание участников молодежных любительских коллективов (Э1 и
Э2). Активность средств массовой информации (СМИ) гг. Якутск, Покровск
(печать, радио, телевидение, Интернет) в рамках проведения праздничных

программ создала позитивные условия для продуктивной социально-культурной
деятельности региона, что во многом явилось отголоском творческой деятельности
экспериментальных любительских коллективов. В рамках проведения

национального традиционного государственного праздника Ысыах на территории этнокультурного комплекса «Орто-Дойду» с 2012 по 2014 гг. приняли участие более пятидесяти любительских художественных коллективов различной направленности. Общее количество слушательской /зрительской/ аудитории, активных участников этого праздничного действа составляет более 40000 человек. Выводы, положения

диссертационного исследования, разработанные методические рекомендации,
связанные с моделированием, прогнозированием, осуществлением и

контролированием эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе национальных традиций коренных народов Республики Саха (Якутия), активно применяются многочисленными участниками праздничных социально-культурных программ Ысыах. Материалы диссертации могут стать полезными для оптимизации эстетического воспитания в любительских художественных коллективах различной направленности, досуговых центрах, этнокультурных комплексах.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в
ходе педагогического эксперимента, выступлений на региональных,

всероссийских и международных научно-практических и научно-теоретических
конференциях: «Сохранение и развитие традиционной народной культуры
Республики Саха (Якутия)» (Покровск, декабрь 2011), «Художественно-
творческое развитие молодежи в учреждениях культуры Республики Саха
(Якутия)» (г. Якутск, март 2012), «Социально-культурные проблемы города и
села» (Якутск, май 2013), «Пути оптимизации этнопедагогики в социально-
культурной сфере РС(Я) (г. Якутск, октябрь 2013), «Проблемы подготовки
специалистов высшей квалификации в области культурного строительства»
(Москва, апрель 2014), «Национальные традиции народов РФ: истоки,
современное бытование, будущее» (Москва, ноябрь 2014), «Эстетическое

воспитание молодежи в учреждениях культуры современного типа» (Москва,
апрель 2015), «Народное художественное творчество как основа культурной
модернизации региона» (Якутск, май 2015), в художественно-педагогической
практике учреждений культуры РС(Я) (ДК п. Борогонцы Усть-Алдынского
улуса, ансамбль «Кэнчээри»; «Центр Духовности им. Семена и Софрона
Даниловых» муниципального района «Горный улус», ансамбль «Уолан»;
Культурный центр дополнительного образования при Покровской средней
общеобразовательной школе №1 Хангаласского улуса, ансамбль

«Хангаласчан»).

Разработанные в ходе эксперимента методические материалы успешно внедрялись в практику организации и проведения праздника «Ысыах на территории Усть-Алдынского, Горного, Хангаласского улусов Республики Саха (Якутия) в период с 2012 по 2016 гг.

Достоверность и обоснованность результатов исследования.

Полученный итоговый материал стал результатом наличия

соответствующей методологической, теоретической основы, использования
региональной, федеральной и международной источниковой базы, применения
разнообразных взаимодополняющих форм и методов исследовательской

работы, деятельности высококвалифицированных экспертных комиссий.
Фактологический материал был получен в рамках изучения широкого

положительного практического опыта эстетического воспитания молодежи в
учреждениях культуры различных регионов РФ, включая Республику Саха
(Якутия), системного функционирования Автономного учреждения

Республики Саха (Якутия) «Агентство реализации креативных технологий и инноваций культуры Арктики», обеспечивающего организацию массового праздничного действа Ысыах.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Сущность и содержание эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия) представляет следующая педагогическая детерминанта: всестороннее развитие и совершенствование эстетического интереса, вкуса как форм эстетической оценки окружающей действительности, эстетического переживания, эстетического познания, определяющих успешность формирования всей эстетической природы личности; формирование эстетического идеала (модели совершенного мировосприятия через призму гармонии и красоты Севера), способного «мобилизовать», «организовать», «активизировать» и «повести» личность по пути освоения и преобразования окружающей действительности.

  2. Ценностно-ориентированный подход позволяет определить эстетико-воспитательный потенциал национальных традиций коренных народов Республики Саха (Якутия), которые обеспечивают: художественно-творческое, личностно-социальное и духовное развитие молодежи в учреждениях культуры; восприятие окружающей природы Севера как источника ценностных ориентиров, творческой мастерской, коммуникативного портала, сакральной территории, олицетворение самого человека; глубину эстетического знания на базе изучения героического эпоса Олонхо, обрядово-ритуальной, праздничной культуры, символики, системы знаков, тотемов, народно-художественного исполнительства, народных ремесел и промыслов.

  3. Эстетическое воспитание молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия) обуславливает активность жизненной позиции всех задействованных субъектов процесса, которая проявляется на перцептивно-ознакомительном, поисково-моделирующем, художественно-образном, итогово-аналитическом, трансляционном и перцептивно-перспективном уровнях, а развитие художественно-творческих способностей, создание новой, эстетически ценной художественной продукции происходит за счет расширения эстетически направленной деятельности.

  4. Эстетическое воспитание молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия) предусматривает формирование позитивной эмоциональной среды, определяющей гармоничность чувственных импульсов субъектов, создание комфортной психологической, творческой атмосферы; духовное очищение и приобщение к культурным ценностям на базе воспитания умений воспринимать, понимать, принимать на ценностно-ориентированном уровне, воплощать и транслировать высоко-содержательную художественно-творческую продукцию; освоение праздничной культуры как историко-

культурного, эстетико-творческого, личностно-социального, духовно-

развивающего комплекса, высоко-содержательной субстанции.

  1. Специфика эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры на базе любительских художественных коллективов Республики Саха (Якутия) проявляется в изучении героического эпоса Олонхо, в его тематическом, сюжетно-ролевом, аллитерационном, художественно-творческом, авторско-стилевом, импровизационном разнообразии; в освоении синтезированной, полимодальной праздничной культуры Ысыах: обрядово-ритуальный комплекс, массовый круговой танец «Осуохай», имитационно-подражательные пляски и пляски-инсценировки (пантомимы), в изучении исполнительской культуры олонхосутов, хомусистов и др. народных исполнителей и коллективов; в знакомстве с культурой национальных костюмов, блюд, спортивных состязаний, игр.

  2. Эстетическое воспитание молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия) становится эффективным, если осуществляется на разработанной научно-методической основе и предполагает изучение литературно-поэтического наследия, его идейно-тематической базы, где драматургия, художественная многожанровость, сакральная, светская, импровизационная составляющие обогащают репертуар, а инновационные технологии эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия) строятся на ценностно-ориентированном подходе.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Ценностно-ориентированный подход как методология исследования

Исторический экскурс в лоно художественной культуры открывает большое количество фактологического материала, который раскрывает прямую связь, зависимость действий переживаний, поступков от восприятия произведения искусства. Художественные чувства – эстетические чувства, возбуждаемые произведением искусства, – органически включены в гармонический комплекс высших человеческих способностей. Эти чувства связаны и с образами фантазии, и с деятельностью интеллекта («умные эмоции»), и с волевыми стремлениями к совершенству, воплощенными в идеалах, и с игрой духовных сил человека, вызывающей необычайное наслаждение. Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом.

Эстетическое воспитание молодежи – задача, которую ставило общество на протяжении веков. Об этом в свое время говорил еще Аристотель, подчеркивая уязвимость молодежи в плане постижения эстетических и этических норм жизни, обращая внимание на доверчивость, склонность к излишней эмоциональности, максимализм и честолюбие. Аристотель указывал: «Юноши по своему нраву подвержены желаниям, и стремятся достигать того, чего пожелают. Из желаний телесных они более всего следуют желанию любовных наслаждений и невоздержанны в них. Будучи переменчивы в желаниях, легко пресыщаются, ибо желают они сильно, но скоро перестают желать, чувства их обострены, но не сильны, как жажда и голод у больных. Юноши страстны, вспыльчивы и склонны следовать гневу. Они бессильны совладать с гневом, ибо из честолюбия не переносят пренебрежения, и негодуют, когда считают себя обиженными. Они честолюбивы, и особенно любят побеждать, ведь юность стремится к превосходству, а победа есть особого рода превосходство».3

Яркую эмоциональную отзывчивость молодежи можно воспринимать как со знаком минус, так и со знаком плюс. Какого качества художественный материал заполнит эстетическое сознание молодежи, гармония, красота или хаос и безобразное овладеет их душами, от того зависит благополучие будущего молодых людей, общества в целом. Важно не только предлагать молодежи высокого уровня художественный продукт. Необходимо вовлекать ее в художественно-деятельный процесс, дающий надежду творчества, свет знания, духовного совершенствования. Говоря о молодых людях, Аристотель подчеркивал: «они легковерны, потому что не были еще во многом обмануты, и полны добрых надежд. Они живут главным образом надеждой, ибо надежда связана с будущим, а воспоминание – с прошлым, у юношей же будущее бесконечно, а прошлое коротко: и, в самом деле, в начале не о чем вспоминать, надеяться можно на все. Ввиду сказанного, их легко обмануть».4

Излишняя эмоциональность молодежи, ее доверчивость, изменчивость в русле ценностных ориентиров, некая непредсказуемость, а порой жестокость и неуправляемость возводят ее эстетическое воспитание на качественно высокий и перманентный уровень социальной необходимости.

В настоящее время проблема эстетического воспитания молодежи, разработка его методологического, теоретического и технологического базиса стала одной из главных проблем в системе воспитания и образования всех развитых государств мира и многих международных организаций. В современной педагогической науке существуют различные подходы к определению понятия эстетическое воспитание. Так, В.В. Бычков указывает, что «эстетическое воспитание – это целенаправленное развитие эстетического вкуса и творческих (особенно в художественно-эстетической сфере) способностей и наклонностей каждого конкретного человека начиная с самого раннего возраста. Зачатки эстетического вкуса и интенции к творческой неутилитарной, прежде всего деятельности – врожденный дар, данный практически каждому человеку. Однако у большинства людей они находятся, действительно, в зачаточном состоянии и требуют активного развития и соответствующей ориентации».5 Ю.Б. Бореев касаясь аспектов эстетического воспитания, акцентирует внимание на эстетической функции самого искусства. «Эстетическая функция – ничем незаменимая специфическая способность искусства: 1) формировать художественные вкусы, способности и потребности человека; 2) тем самым ценностно ориентировать его в мире; 3) пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты. Искусство строит ценностное сознание человека, учит видеть жизнь сквозь призму образности».6 Исследуя структуру эстетического сознания, В.В. Журавлев указывает: «Речь идет об эстетическом общественном и индивидуальном сознании, то есть об эстетических потребностях, вкусах, оценках, теориях, наконец, эстетических идеалах общества. Эстетическое воспитание является одним из средств формирования подлинной, а не мнимой духовности, настоящего, а не ложного интеллектуализма».7 Так, в психолого-педагогическом словаре (составитель Е.С. Рапацевич) излагается, что «эстетическое воспитание – целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству в области искусства. Эстетическое воспитание находится в неразрывной связи с всесторонним развитием культурной жизни общества. Оно направлено, прежде всего, на воспитание в человеке гуманистических качеств, интереса и любви к жизни в ее многообразных проявлениях

Специфика эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия)

Природа в праздничной культуре коренных народов Республики Саха (Якутия) выполняет не только фоново-организационную, но и эстетико-художественную, эстетико-деятельную, эстетико-творческую функции. Природа, «убирая противоречия» межродовые, межличностные, внутриличностные, «направляет» людей к благам жизни, одаривая их теплом, светом, гармонией и красотой. Поэтому полученные блага затем в виде добра, тепла, света, гармонии и красоты поселяются в душах людей. Природа и праздничное действо поистине неразделимы в праздничной культуре коренных народов Республики Саха (Якутия). Более того природные явления активно вплетаются в драматургию праздничного действа, часто играют роль его кульминации (встреча восхода Солнца, прикосновение к первым лучам, ожидание вскрытия реки, ловля первой рыбы) и др. Не случайно специалист по методике клубной работы Центра циркумполярной культуры О.И. Жиркова указывает: «Календарные обряды и обычаи имеют прямую связь с природно-географическими условиями проживания тех или иных локальных групп. Так, эвены, проживающие в тундровой зоне, проводили такие сезонные праздники и обряды, как обряд «Встреча Солнца» после долгой полярной ночи (конец января), праздник «Первая рыба» (май), праздник «Цветение тундры» (конец мая – начало июня). Например, в Аллаиховском улусе традиционными остаются такие праздничные церемонии, как «Встреча Солнца», «Цветение тундры». Праздник «Встреча Солнца», который проводится ежегодно в конце января, имеет для всех представителей улуса одинаково большое значение. После долгой полярной ночи и эвен, и юкагир, и русский сторожил встречают Солнце, которое в духовной жизни малочисленных народов Севера олицетворяет саму жизнь, тепло, очаг. В обоих праздниках обязательными ритуалами являются обряды кормления «духа огня», «бабушки-тундры», обряд «очищение дымокуром». Обязательным ритуалом этих празднеств остается также кормление «бабушки-реки» Индигирки, заключающийся в том, чтобы умилостивить дух реки: на берегу оставляются сакральные угощения (оладьи с маслом, чай) и т.д.»

Например, эвены Магаданской области, для которых рыболовство как вид хозяйственной деятельности имеет одно из первостепенных значений, в конце мая, встретившись в условном месте ближе к морю, устраивали древний эвенский праздник «Первой рыбы» (Бакалдыдяк). В это время они занимались ловлей рыбы, заготавливали впрок на зиму юколу, договаривались о проведении ярмарки. Подобные праздники также включали элементы песенно-танцевального искусства, различные ритуальные представления. Также у эвенов-оленеводов одним из значимых сезонных праздников является праздник молодого оленя, который справляли осенью, в конце сентября. В это время эвены начинали готовиться к долгой зиме. Семьи, собравшись вместе, в день молодого оленя обменивались между собой хорошими породистыми самцами. Олени у эвенов были большие и сильные. При обмене с коряками оленей отдавали в пропорции одного к двум. Одновременно праздник знаменовал открытие охотничьего сезона, устраивались проводы промысловиков. Аналогичные торжества отмечали все тунгусо-маньчжурские народы.

Календарные праздники чукчей были связаны с их основными занятиями: у береговых чукчей – с морской охотой, у кочевых – с оленеводством. «…У оленеводов и морских охотников каждому сезону хозяйственной деятельности соответствовал особый праздник. Главной целью их проведения у чукчей было привлечение покровительства ваыргыт, чтобы упрочить материальное благополучие семьи. Обязательными при проведении всех праздников были жертвоприношения (таарон, гыргыт). Помимо праздников, связанных с годовым хозяйственным циклом, которые проводились всеми чукчами примерно в одно время, были праздники семейные, связанные с рождением ребенка, выражением благодарности в результате удачного промысла начинающим охотникам и т.п.

Сами чукчи, отмечая эти события, называли их «жертвоприношения». Собственно слова «праздник» у них и не было. Однако есть основание называть их праздниками, так как после жертвоприношений устраивались состязания, увеселения и угощения. Оленные чукчи проводили несколько годовых праздников – жертвоприношений: вылгыт аанматгыргын (убой тонкошерстных молодых оленей) в августе, тээтаввын ыгыргын (делание шкур для одежды) в сентябре. Эти праздники имели практическую основу – забой оленей для получения хороших шкур для одежды, что совпадало с возвращением стад с летних пастбищ. Менее важными были праздники, связанные с установкой зимнего жилища – «кормление» созвездия Пегыттын (звезды Альтаир и Тарарей из созвездия Орла) во время зимнего забоя оленей, когда заготавливалось мясо на вторую половину зимы. Затем устраивались праздники-жертвоприношения весной в связи с разбивкой стад (отделением важенок от быков и молодняка), в связи с переходом на летние пастбища; праздник рогов (килвэй) весной после отела важенок, жертвоприношения огню и др. Один или два раза в год каждая семья справляла праздник «благодарения», сопровождающийся помимо жертвоприношений, плясками.

Технология эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры Республики Саха (Якутия)

Экспериментальная методика диссертационного исследования целиком основывалась на изучении и освоении праздничной культуры «Ысыах». Именно «Ысыах», с одной стороны, предстает как родник национальных традиций коренных народов Республики Саха (Якутия), своеобразная кладовая народного гения, мудрости предков. С другой стороны, в современных социально-культурных условиях, праздничная культура «Ысыах» развивается, получив государственный статус и поддержку в Республике Саха (Якутия).

Глубокое изучение национальных традиций коренных народов Республики Саха (Якутия), включение этих традиций в современное миропонимание, ценностно-ориентированную базу молодежи на основе эстетико-воспитательных технологий учреждений культуры – важная целевая установка, заложенная в экспериментальный базис диссертационного исследования.

Структурно-содержательная основа экспериментальной методики I. Изучение национальных традиций праздничной культуры «Ысыах» 1. Посещение музеев, выставок. 2. Знакомство с праздничной культурой в регионах (на местах). 3. Мониторинг любительских художественных коллективов. 4. Прослушивание курса лекций «Гармония Арктики в души людей». II. Моделирование праздника «Ысыах» 1. Определение всего комплекса мероприятий: культовых, художественно-творческих, спортивных, народно-игровых, культурно-массовых. 2. Составление необходимого перечня строений, оборудования, реквизита. III. Подготовка праздника «Ысыах» 128 1. Написание сценария. 2. Конкретизация структуры и содержания драматургии. 3. Формирование артистического состава участников (ведущие культового действа, художественные коллективы, солисты-вокалисты, солисты-инструменталисты, олонхосуты, организационно-творческие группы и др.). IV. Непосредственное проведение праздника «Ысыах» 1. Следование целостному сценарию и драматургии. 2. Проведение всего комплекса культовых, художественно-творческих, спортивных программ, народных игр и культурно-массовых мероприятий (шествия, гуляния, выставки, ярмарки). V. Анализ результатов и подведение итогов.

Участники 1-ой и 2-ой экспериментальных групп в рамках экспериментальной программы посещали региональную сеть музеев, а также выставок народных ремесел и промыслов. В спектр изучения вошли республиканские музеи: «Краеведческий», «Музыки и фольклора народов Якутии», «Варгана (хомуса)» и др.

Музейные экспозиции, выставочные материалы, с одной стороны, способствовали расширению предмета эстетического интереса к национальным традициям, национальной культуре коренных народов республики Саха (Якутия). С другой стороны, позволяли вовлечь участников экспериментальных групп в процесс эстетического освоения национальных традиций, их художественно-творческого постижения. В данных условиях опытно-экспериментальной работы применялась следующая педагогическая формула: интересно + наглядно + доступно + понятно + включенно-деятельно + содержательно, созидательно = художественное творчество.

Знакомство с целым рядом художественных коллективов в рамках изучения национальных традиций праздничной культуры Ысыах» позволило участникам экспериментальных групп понять многогранность ее структурно 129 содержательной основы: культовая, художественно-творческая, народно-игровая, культурно-массовая, культурно-зрелищная составляющие.

Постижение фольклорного наследия Республики Саха (Якутия) было бы невозможным без изучения древнейшего эпического искусства якутов «Олонхо». Оно по-праву занимает центральное место в системе якутского фольклора. Участники экспериментальных групп активно изучали «Олонхо». Их внимание обращалось на то, что термин «Олонхо» несет в себе как эпическую традицию, так и отдельные сказания. Героический эпос Олонхо, с одной стороны, представляет «азбуку жизни» якутского народа, с другой, – «энциклопедию» этой жизни. Участники 1-ой и 2-ой экспериментальных групп постепенно подходили к осмыслению жизненного опыта предков, раскрывая для себя своеобразную азбуку бытия северной цивилизации: Олонхо повествует в доступной музыкально-поэтической форме о борьбе добра и зла, правды и лжи, вере в справедливость и лицемерии, неиссякаемой силе любви к природе, своему народу, родным и близким и ненависти, героизме, чувстве долга, отваге, мужестве и предательстве. Через Олонхо проза жизни в эпической форме, заключенная в ореол ценностных ориентиров, закладывалась в сознание молодых людей – участников экспериментальных групп. В таких педагогических условиях молодежь получала возможность осваивать азы окружающего мира в подлинном аксиологическом векторе.

Вместе с тем «Олонхо», представляя героический эпос высочайшего уровня, своеобразную кладовую эстетического знания, позволял создать благоприятную педагогическую среду для освоения широких пластов народной художественной культуры, быта и уклада предков, их философии жизни в целом. Участники экспериментальных групп через освоения «Олонхо» получали возможность подойти к горизонтам энциклопедического знания, расширяя свой кругозор. Заострялось внимание на том, что в 2005 году ЮНЕСКО объявило «Олонхо» одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества. Подобной высокой оценки удостаиваются лишь ценностно-образующие объекты культуры, вобравшие в себя богатейший человеческий опыт, величие нации, духа соответствующей цивилизации. Подчеркивалось, что такой статус присуждается явлениям культуры, выдающейся ценности, которые основаны исключительно на народных традициях.

Научно-методическая основа эстетического воспитания молодежи в учреждениях культуры Республики Саха (Якутия)

Основное количество участников из Э1 группы демонстрируют высокие оценочные показатели на этапе 2-го замера относительно всех 4-х компонентов эстетического воспитания. Наивысшие баллы из Э1 группы относительно эстетических интересов получили 12 человек (86%), относительно эстетического вкуса – 9 человек (64%), относительно художественно-творческих способностей – 11 человек (79%) и относительно мировоззрения – 14 человек (100%). Из данного процентного соотношения видно, что подавляющее большинство участников из Э1 группы соответствуют относительно высокому уровню эстетического воспитания. В средний оценочный сектор попали показатели относительно небольшого количества участников из Э1 группы. Они распределились следующим образом: эстетический интерес представляют 2 человека (14%), эстетический вкус – 5 человек (36%), художественно-творческие способности – 3 человека (21%). Основные показатели эстетическогот воспитания участников К1 группы сконцентрировались в среднем оценочном секторе. Эстетический интерес на среднем уровне эстетического воспитания представляют 8 участников (67%), эстетический вкус – 11 (92%), художественно-творческие способности – 11 (92%) и мировоззрение 12 (100%). Лишь относительно небольшое количество участников из К1 группы заняли высокий оценочный сектор. Данные показатели распределились следующим образом: эстетический интерес представляют 2 участника ( примерно 17%), эстетический вкус – 1 участник (%) и художественно-творческие способности – 1 участник (примерно 8.5%) из К1.

Следует заметить, что динамика развития эстетического воспитания в Э1 группе относительно высокого уровня составила 82%. Аналогичный показатель в К1 группе составляет всего 11%. Разница в динамике эстетического воспитания относительно высокого уровня между Э1 и К1 группами составила 71 %, что является показателем эффективности эстетического воспитания в Э1 группе. Очевидное преимущество эстетического воспитания в Э1 группе над К1 группой налицо.

Из таблицы №24 видно, что все участники Э2 и К2 групп на этапе 2-го замера уровней эстетического воспитания относительно всех компонентов благополучно миновали низкий оценочный сектор. Если на этапе 1-го замера все показатели между Э2 и К2 группами распределялись примерно одинаково, то на этапе 2-го замера – произошли существенные изменения.

Основное количество участников из Э2 группы демонстрируют высокие оценочные показатели на этапе 2-го замера относительно всех 4-х компонентов эстетического воспитания. Наивысшие баллы из Э2 группы относительно эстетических интересов получили 10 человек (77%), относительно эстетического вкуса – 10 человек (77%), относительно художественно-творческих способностей – 10 человек (77%) и относительно мировоззрения – 13 человек (100%). Из данного процентного соотношения видно, что подавляющее большинство участников из Э1 группы соответствуют относительно высокому уровню эстетического воспитания. В средний оценочный сектор попали показатели относительно небольшого количества участников из Э2 группы. Они распределились следующим образом: эстетический интерес представляют 3 человека (23%), эстетический вкус – 3 человек (23%), художественно-творческие способности – 3 человека (23%). Основные показатели эстетического воспитания участников К2 группы сконцентрировались в среднем оценочном секторе. Эстетический интерес на среднем уровне эстетического воспитания представляют 8 участников (62%), эстетический вкус – 11 (примерно 85%), художественно-творческие способности – 11 (примерно 85%) и мировоззрение 13 (100%). Лишь относительно небольшое количество участников из К2 группы заняли высокий оценочный сектор. Данные показатели распределились следующим образом: эстетический интерес представляют 2 участника (примерно 15 %), эстетический вкус – 1 участник (примерно 8%) и художественно-творческие способности – 2 участника (примерно 15%) из К2.

Следует заметить, что динамика развития эстетического воспитания в Э2 группе относительно высокого уровня составила 83%. Аналогичный показатель в К2 группе составляет всего 10%. Разница в динамике эстетического воспитания относительно высокого уровня между Э2 и К2 группами составила 73%, что является показателем эффективности эстетического воспитания в Э2 группе. Очевидное преимущество эстетического воспитания в Э2 группе над К2 группой налицо.