Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза .19
1.1. Эволюция толерантности как социально-культурного явления.. 19
1.2. Образовательная среда вуза как фактор формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи .42
1.3. Организационно-педагогические основания гуманитарной экспертизы формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи 69
Выводы по главе 1 .88
Глава 2. Организационно-педагогические условия формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза 93
2.1. Проектирование структурно-функциональной модели формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза .93
2.2. Институциональное взаимодействие по реализации структурно функциональной модели формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи 106
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по оценке уровня сформированности социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза .124
Выводы по главе 2 138
Заключение 142
Список литературы
- Образовательная среда вуза как фактор формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи
- Организационно-педагогические основания гуманитарной экспертизы формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи
- Институциональное взаимодействие по реализации структурно функциональной модели формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи
- Результаты опытно-экспериментальной работы по оценке уровня сформированности социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза
Введение к работе
Актуальность исследования. В современных социально-экономических
условиях, характеризующихся динамично развивающимся социумом,
социально-культурная толерантность выступает в качестве своеобразного
фундамента для построения системы межличностных, социальных,
международных отношений. Тенденции глобализации, всемирной интеграции рассматриваются как угроза потери индивидуальности как отдельных людей, так и национальных культур в целом. В этой связи первостепенную важность приобретают ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития, подразумевающие уважение иных культур, идеи диалога и взаимопонимания. Необходимость особой политики, проводимой в отношении молодежи, обусловлена спецификой ее функций в обществе, которые не реализуются какой-либо другой социально-демографической группой. Данная специфика определяется ответственностью молодежи за сохранение и преемственность исторических и культурных ценностей нашей страны.
Согласно Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период
до 2025 года одним из приоритетных направлений в области молодежной
политики является обеспечение социальной и культурной
конкурентоспособности молодежи, а именно: гражданственности, национально-государственной идентичности, социальной ответственности, гибкой структуры социальной идентичности, развитие духовно-нравственной культуры. Основные усилия государственной молодежной политики направлены на обеспечение высокого уровня уважения российской молодёжи к своей истории, культуре, традициям, духовным ценностям, а также уникальному опыту сосуществования на территории России сотен народов и языков.
Студенческая молодежь является социальной группой, которая наиболее
восприимчива к радикальным националистическим и ксенофобским идеям и
настроениям. Некритическое восприятие молодыми людьми сообщений
некоторых средств массовой информации и других источников, отсутствие
конструктивной гражданской позиции и наличие возможности достаточно
открыто транслировать националистические взгляды посредством
субкультурных каналов может привести перерастанию бытовой ксенофобии в источник агрессии и открытого расистского насилия. Вследствие этого формирование социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза представляет особую актуальность.
Согласно данным МВД России, в среднем до 80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют лица в возрасте до 30 лет 1. По данным ГУ МВД по Кемеровской области за 9 месяцев 2015г. зарегистрировано 20 преступлений экстремистской и террористической направленности 2.
Социально-культурная толерантность сегодня рассматривается в качестве одного из необходимых условий эффективной профессиональной подготовки будущего специалиста – выпускника вуза. Необходимой составляющей качества
1 Профилактика экстремизма в молодежной среде [Электронный ресурс] // МВД России. – Режим доступа:
Дата обращения 2.02.16
2 Вопросы профилактики деятельности экстремистских движений в молодежной среде [Электронный
ресурс] // Русская православная церковь Кузбасская митрополия. – Режим доступа:
Дата обращения: 23.02.16
подготовки выпускника вуза являются способность и готовность к пониманию и
сотрудничеству, продуктивному взаимодействию, терпимому отношению к
многообразию социокультурных моделей, критическому осмыслению
суждения, основанному на моральных ценностях. Сформированные в процессе профессиональной подготовки установки толерантного сознания, позволяют будущим специалистам разрешать конфликтные ситуации в профессиональной сфере через понимание и принятие другой точки зрения, предполагают отказ от профессионального догматизма, способность субъекта к саморазвитию.
В связи с этим образовательная среда вуза обладает значимым
педагогическим потенциалом и является основным фактором формирования и
развития социально-культурной толерантности студенческой молодежи. Для
выполнения данной функции образовательная среда вуза должна
соответствовать определенным принципам организации образовательного процесса с учетом социально-педагогических условий, реализующихся в профессиональной подготовке студентов в сочетании с комплексным использованием методов педагогического взаимодействия и психологического воздействия.
Таким образом, анализ теории и практики по формированию социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза, позволил нам выявить противоречия между:
- признанием необходимости формирования социально-культурной
толерантности студенческой молодежи и недостаточной разработанностью
технологий ее формирования в образовательной среде вуза;
- наличием объективной потребности в проектировании структурно-
функциональной модели формирования социально-культурной толерантности
студенческой молодежи в образовательной среде вуза и отсутствием
разработанных теоретических основ в данной области;
- высоким социально-педагогическим потенциалом институционального
взаимодействия субъектов микросоциума по формированию социально-
культурной толерантности студенческой молодежи и не разработанностью
механизма данного взаимодействия.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему
исследования, связанную с определением условий реализации модели формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза, обеспечивающих результативность данного процесса на основе социально-культурного и институционального подходов.
Необходимость разрешения указанных противоречий определила выбор темы исследования: «Формирование социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза».
Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и апробация модели формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза и выявление условий ее успешной реализации в региональном социально-культурном пространстве.
Объект исследования – процесс формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи как качества человека культурного в образовательной среде вуза на основе институционального взаимодействия субъектов микросоциума.
В исследовании выдвигается гипотеза о том, что формирование социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза будет более результативным, если:
на основе изучения эволюции толерантности и сущности ее формирования выявлено теоретико-методологическое основание исследования толерантности как социально-культурного явления;
обоснована сущность и осуществлено проектирование структурно-функциональной модели формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза;
разработан научно-исследовательский инструментарий оценки уровня сформированности социально-культурной толерантности студентов на основе критериев и показателей, позволяющих определить результативность данного процесса и скорректировать педагогическую и социально-культурную деятельность;
определен комплекс организационно-педагогических условий реализации структурно-функциональной модели формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ эволюции толерантности как социально-культурного
явления.
-
Определить особенности образовательной среды вуза как фактора формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи.
-
Разработать организационно-педагогические основания гуманитарной экспертизы формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи и осуществить ее проведение в ходе опытно-экспериментальной работы.
4. Осуществить проектирование структурно-функциональной модели
формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в
образовательной среде вуза.
5. Разработать механизм институционального взаимодействия по
реализации структурно-функциональной модели формирования социально-
культурной толерантности студенческой молодежи.
6. Оценить уровень сформированности социально-культурной
толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза в ходе
опытно-экспериментальной работы.
Степень научной разработанности проблемы. В исследовании процесса формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза использовался междисциплинарный подход, базирующийся на анализе научных исследований отечественных и зарубежных ученых, с разных позиций, раскрывающих вопросы теории и практики формирования толерантности.
Глубокий анализ понятия «толерантность» как особой формы эмоционально-ценностного отношения личности, основу которого составляет готовность понять и принять ценности другой культуры, отражен в работах В. Дильтея, Вольтера, И. Канта, К. Маркса, К. Ясперса, которые послужили основой для анализа сущностных характеристик социально-культурной толерантности.
Особое значение для диссертационного исследования послужили научные труды А.П. Куницына и В.С. Соловьева, в которых толерантность рассматривается как качество, способствующее становлению личности и формированию ее ценностных ориентаций. Понимание толерантности как осознанной идентификации образа Я и образа «другого» в сознании индивида на основе интериоризованных принципов общения анализировали ученые В.С. Мухина, Э. Эриксон.
Рассмотрение толерантности как готовности принятия ценностей иной культуры при условии одновременного осознания себя в качестве носителя определенных культурных ценностей (А.А. Гусейнов, Г. Лебон, К.Н. Леонтьев), являлись основополагающим для изучения содержательных характеристик социально-культурной толерантности.
В философии толерантность рассматривается в качестве предпосылки
устойчивости общества, духовного и социального сплочения людей, признается
всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия
между религиями, народами и другими социальными группами (Р.Р. Валитова,
М. Вебер, В.А. Лекторский, В.А. Тишков, Н.Н. Федотова, В.В. Шалин).
Научный анализ теоретических и практических проблем организации
социально-культурной деятельности отражен в работах М.А. Ариарского,
Геновой, М.Б. Глотова, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д.
Красильникова, Е.Л. Кудриной, В.В. Туева, А.И. Юдиной, Н.Н. Ярошенко,
посвященных вопросам педагогического и культурологического
взаимодействия в рамках социально-культурного пространства. В научных трудах А.А. Жарковой, Е.П. Яковенко, М.С. Якушиной отражены проблемы институционального и социального взаимодействия, социального партнерства, являющиеся основополагающими для данного исследования.
Проведенный анализ научной литературы позволил определить фундаментальные подходы и теоретические положения, в основе которых лежали представления о толерантности как социально-культурном явлении и процессе ее формирования. Вместе с тем, на наш взгляд, недостаточно исследованы факторы и условия формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза.
Методологическую основу исследования составили работы по теории
социально-культурного (Ю.П. Андреев, Б.З. Вульфов, Н. Луман, Т. Парсонс,
П.П. Семенов), социально-педагогического (Л.В. Мардахаев) социально-
психологического (Г.М. Андреева, Е.С. Кузьмин, А.К. Уледов),
институционального (В.В. Рубцов, В.С. Шубинский) и компетентностного (Е.В.
Бережнова, В.В. Краевский) подходов; концепции воспитания человека
культуры (Е.В. Бондаревская, А.С. Капто, В.В. Князева, С.В. Кульневич, Л.М.
Лузина, В.М. Розин, Ю.В. Сенько, Е.Н. Степанов, А.И. Субетто); семиотическая
теория (Ю.М. Лотман).
Теоретическую основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области философии, психологии, педагогики, культурологии, социологии, социально-культурной деятельности. Среди них:
- научные труды, в которых становление личности, обретение ею своего места в социокультурном пространстве немыслимо без «Другого», другой личности и связано со способностью субъекта видеть, наделять ценностными
характеристиками объект и самого себя, отождествлять себя с этим объектом. (М.М. Бахтин, И.С. Кон, М. Хайдеггер, К. Ясперс);
- исследования о психических механизмах воспроизводства человека
(А.Г. Асмолов, Р. Бернс, Л.С. Выготский);
- исследования, в которых проблема личности рассматривается через
призму социального, акцентирующие внимание на уникальности каждого
индивида (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев);
- научные труды, в которых рассматривается сущность понятий
«терпеливость» и «терпимость» (Ф.М. Достоевский, П.А. Сорокин, Л.Н.
Толстой);
- идеи универсальной формулы толерантности как общечеловеческой
ценности, интенции общечеловеческих интересов и потребностей (С.А.
Кравченко, Л.В. Скворцов, И.Г. Тюлин, С.М. Шалютин);
- исследования о социально-педагогических характеристиках
студенческой молодежи как особой социальной группы (Г.П. Давыдюк, Ю.Н.
Кулюткин, Е.И. Степанова, К. Штарке);
- исследования, рассматривающие социально-гуманитарную экспертизу
как вид социального исследования (Г. В. Иванченко, Д. А. Леонтьев, Г.Л.
Тульчинский);
- работы, в которых рассматривается социально-культурное
проектирование как специфическая технология (Г.М. Бирженюк, Е. А. Климов,
В. М. Монахов, А.П. Марков, М. П. Сибирская, В. А. Ясвин).
Для реализации целей и задач, а также проверки гипотезы научного исследования использовались следующие методы:
теоретические - анализ терминов по проблеме исследования; анализ публикаций по теме исследования; анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы по исследуемой теме;
эмпирические - анкетирование студенческой молодежи; тестирование; наблюдение; метод экспертной оценки; проектирование, опытно-экспериментальная работа, социально-гуманитарная экспертиза;
статистические - статистическая и математическая обработка результатов исследования; качественная и количественная обработка результатов опытно-экспериментальной работы и графическая интерпретация полученных данных.
Экспериментальной базой данного исследования являлись Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Сибирский филиал Международного института экономики и права (г. Новокузнецк) и Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета. Исследованием охвачено 400 студентов различных факультетов.
Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2008 по 2015 годы в четыре этапа:
Первый этап (2008-2009 гг.) – изучение и анализ научной литературы по
проблеме исследования; выявление степени разработанности проблемы
социально-культурной толерантности студенческой молодежи в
педагогической, психологической, философской и социологической,
культурологической литературе; теоретическое осмысление проблемы,
позволившее разработать инструментарий для эмпирического изучения содержательных и функциональных характеристик социально-культурной
толерантности студенческой молодежи и первоначальная оценка уровня ее сформированности.
Второй этап (2010-2011 гг.) – проведение эмпирического исследования, включавшего в себя сбор первичного эмпирического материала, его статистическую обработку, анализ и интерпретацию; теоретическое расширение базы исследования с учетом полученных эмпирических данных; построение общей гипотезы исследования; проектирование структурно-функциональной модели формирования социально-культурной толерантности; разработка методики и программы опытно-экспериментального исследования.
Третий этап (2012-2013 гг.) – проведение педагогического эксперимента и апробация модели формирования социально-культурной толерантности; изложение результатов исследовательской работы в процессе участия в научных конференциях, семинарах и в научных публикациях.
Четвертый этап (2014-2015 гг.) – формулирование и уточнение выводов
теоретической и экспериментальной работы; продолжение педагогического
эксперимента, в ходе которого осуществлялась корректировка основных
компонентов; обобщение, систематизация, статистическая обработка
результатов исследования; оформление результатов исследования в виде текстов диссертации и автореферата.
Научная новизна исследования:
-
Определены теоретико-методологические основы толерантности как социально-культурного явления, представляющего собой особую форму ценностного отношения личности, основу которого составляет готовность понять и принять ценности другой культуры, при условии одновременного осознания себя как носителя определенных культурных ценностей.
-
На основе изучения эволюции толерантности уточнены социально-педагогические особенности студенческой молодежи как особой социальной и демографической группы, обусловленные неопределенностью социального статуса, освоением новых социальных ролей, мобильностью, профессиональным становлением и вхождением в активную стадию формирования социально-культурной толерантности.
-
Разработан диагностический инструментарий оценки уровня сформированности социально-культурной толерантности студенческой молодежи, в соответствии с критериями и показателями, позволяющими выявить проблемы формирования социально-культурной толерантности у молодежи.
-
Разработана структурно-функциональная модель формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза, которая позволит комплексно рассматривать процесс формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи, охватить в единой системе основные этапы и содержание данного процесса, а также организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи.
5. Определен комплекс организационно-педагогических условий
реализации структурно-функциональной модели формирования социально-
культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде
вуза, включающий:
механизм институционального взаимодействия по реализации структурно-функциональной модели формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи на основе особого типа взаимодействия вузов и субъектов микросоциума, нацеленного на формирование единого социально-культурного пространства за счет интегрированного использования воспитательного потенциала субъектов взаимодействия;
детализацию ресурсного потенциала образовательной среды вуза, включающую формы, методы и средства социально-культурной и социально-педагогической деятельности;
оценку результативности реализации структурно-функциональной модели формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи на основе разработанных критериев уровня сформированности социально-культурной толерантности у студенческой молодежи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы дополняют теорию социально-культурной деятельности путем осуществления систематизации и расширения исследовательских подходов к проблеме формирования социально-культурной толерантности. В работе описаны содержательные характеристики социально-культурной толерантности, основанные на социально-культурном и институциональном подходах; уточнена сущность понятия «социально-культурная толерантность»; выделены критерии оценки уровня сформированности социально-культурной толерантности.
Практическая значимость результатов исследования определяется
возможностью использования содержащихся в нем результатов в практической
деятельности образовательных учреждений. Разработана структурно-
функциональная модель формирования социально-культурной толерантности
студенческой молодежи в образовательной среде вуза. Разработан механизм и
обоснована эффективность осуществления институционального
взаимодействия субъектов микросоциума по формированию социально-культурной толерантности студенческой молодежи, что создает условия для дальнейшего развития и совершенствования данного типа взаимодействия. Разработан диагностический инструментарий оценки уровня сформированности социально-культурной толерантности студентов на основе выделенных критериев и показателей.
Достоверность результатов и обоснованность полученных в исследовании результатов и выводов обеспечиваются исходными методологическими основами, адекватными целям и задачам исследования; комплексом методов исследования и репрезентативностью статистической выборки. Теоретические выводы исследования эмпирически подтверждены педагогическими экспериментами автора и результатами практической педагогической деятельности.
Апробация результатов исследования. Апробация результатов диссертации проводилась в процессе педагогической деятельности автора на экспериментальных базах исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на международных, российских и межрегиональных научно-практических конференциях с 2008 по 2014 гг.: Международная научно-практическая конференция «Качество образования: экономика, законодательство, технологии» (Томск, 2008); Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы методологии и
инновационной деятельности» (Новокузнецк, 2010); XXXIII Международная научно-практическая конференция «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Новосибирск, 2013); Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 2014).
Публикационная активность характеризуется 15 публикациями, в которых отражены основные результаты, положения и выводы по диссертации, в том числе 4 в журналах, входящих в перечень ВАК Министерства науки и образования РФ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социально-культурная толерантность студенческой молодежи - это
интегративное качество личности студента как человека культурного,
характеризующееся терпимым отношением к особенностям различных
культурных групп и к их отдельным представителям; формирующееся на основе
осознания прочности своих собственных позиций; допускающее возможность
сравнения с другими точками зрения и находящее свое выражение в стремлении
достичь взаимного уважения и понимания на основе методов разъяснения и
убеждения.
2. Структурно-функциональная модель формирования социально-
культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде
вуза рассматривается в рамках институционального и социально-культурного
подходов и представляет собой совокупность закономерных, функционально
связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему,
состоящую из последовательных и взаимосвязанных блоков: целевого,
организационно-содержательного и критериально-результативного.
-
Социально-гуманитарная экспертиза определена как социальная технология, позволяющая реализовать ряд социально значимых функций, таких как: диагностика, оценка, идентификация, прояснение и объяснение сложившейся ситуации, консультирование, определение оснований, выявление возможных последствий, оказание социально-педагогической и психологической поддержки. Социально-гуманитарная экспертиза, построена с учетом выделенных критериев и доказывает корректность данных критериев оценки уровня социально-культурной толерантности студенческой молодежи.
-
Реализация структурно-функциональной модели формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза будет результативной при:
внедрении механизма институционального взаимодействия по реализации структурно-функциональной модели формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи на основе взаимодействия вузов и субъектов микросоциума, нацеленного на формирование единого социально-культурного пространства за счет интегрированного использования воспитательного потенциала субъектов взаимодействия;
детализации ресурсного потенциала образовательной среды вуза (форм, методов и средств социально-культурной деятельности и социально-педагогической деятельности);
оценке результативности реализации структурно-функциональной
модели формирования социально-культурной толерантности студенческой
молодежи с учетом выделенных индивидуальных профилей развития установок
толерантного сознания.
Объем и структура диссертации: диссертационное исследование составляет 209 страниц. Состоит из введения, двух глав, выводов по главам, списка литературы из 232 наименований, 4 приложений, 6 таблиц, 9 рисунков.
Образовательная среда вуза как фактор формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи
В современных социально-экономических условиях, характеризующихся динамично развивающимся социумом, толерантность выступает в качестве своеобразного фундамента для построения системы межличностных, социальных, международных отношений. Тенденции глобализации, всемирной интеграции рассматриваются как угроза потери индивидуальности как отдельных людей, так и национальных культур в целом. В этой связи первостепенную важность приобретают ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития, подразумевающие уважение иных культур, идеи диалога и взаимопонимания.
Процесс формирования системы современных представлений о толерантности, а именно признание толерантности как фактора, обеспечивающего сосуществование людей в современном поликультурном и полиэтничном обществе, способствующего укреплению мира и обеспечению продуктивного развития общества в целом и каждого индивида в отдельности, был во многом предопределен деятельностью философов XVI-XVII вв., восставших против «терпения нетерпимости» и жестоких религиозных столкновений. Возникнув впервые в религиозной сфере западной цивилизации, толерантность положила начало всем другим свободам, достигнутым в демократическом обществе. Определяющим в истории толерантности явился Кромвелевский период английской истории XVII века.
Рассматривая толерантность в аспекте в уважения к иному мировоззрению, образу жизни, манерам поведения, О. Хеффе указывает на связь толерантности с религиозной свободой [196].
Являясь последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности, французский философ Вольтер в своем «Трактате о веротерпимости» (1763) [36] не столько подвергает критике саму религию, сколько указывает на предрассудки и нетерпимость, разрушающие религию. По мнению Вольтера, все верования в равной степени должны иметь возможность для выражения, при этом люди не обязаны думать одинаково об отвлеченных предметах. В качестве важнейшего результата деятельности философов, и прежде всего Вольтера, выступило признание толерантности как всеобщей ценности, основополагающего компонента мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами [36].
Анализ эволюции толерантности как социально-культурного явления предполагает рассмотрение теоретических предпосылок возникновения понятия «толерантность», особенностей его функционирования.
В своих специфических проявлениях толерантность рассматривается многими мыслителями, что делает ее в историко-философском отношении значительной исследовательской проблемой.
Учитывая тот факт, что представители современной философской герменевтики (Э. Бетти, Х.Г. Гадамер, М. Ландман) видят в ней не только метод гуманитарных наук, но и способ анализа определенной культурно-исторической ситуации и человеческого бытия в целом, попытаемся осмыслить феномен толерантности в контексте герменевтики – «как искусства понимания чужой индивидуальности – «другого» [172; с.176]. Предметом герменевтики выступает аспект выражения, т.к. оно и есть воплощение индивидуальности в ее проявлении.
В этой связи В. Дильтей выдвинул метод «понимания», предполагающий непосредственное постижение духовной целостности, целостного переживания. При этом понимание собственного внутреннего мира достигается путем интроспекции, т.е. самонаблюдения, рефлексии. Понимание мира «Другого» осуществляется путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования» [54]. М. Вебер рассматривает толерантность в качестве нейтральной формы поведения, обеспечивающей смысл социального действия [34]. Характеризуя человека как практически-деятельное существо, Хайдеггер подчеркивает бытийный характер сущности человека [195].
Человек, как родовое существо, конкретизируется в реальных индивидах. Понятие индивида указывает, во-первых, на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo sapiens и, во-вторых, на единичный, отдельный «атом» социальной общности. Это понятие описывает человека как особую единичную целостность, которая характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью. Понятие индивида, как исходное обозначение предметной области человека, содержит возможности дальнейшей конкретизации с указанием его качественной специфики в понятиях личности и индивидуальности.
Личность появляется позднее появления человека как биологического вида. Личность – это общественно развитый человек. Социальный образ жизни – это своего рода «питательная среда» и одновременно поле проявления личностных свойств.
Рассматривая проблему «человек и общество», Соловьев утверждал, что общество есть ничто иное как расширенная личность, а личность, в свою очередь, представляет собой сосредоточенное общество [170]. Понимание взаимоотношений человека и общества, «Я» и «Другого» позволяет раскрыть глубинную природу феномена толерантности, основу которого составляет диалогический принцип.
Философская антропология рассматривает общественную жизнь в аспекте совокупности межличностных отношений, основанных на естественных симпатиях людей. Все богатство социальной жизни ограничивается актами признания «другого», встречи Я и Ты, их взаимоприобщения, достигаемого благодаря сопереживанию и общности языка с его психосемантическими и индивидуальными нюансами.
М. М. Бахтин рассматривает само человеческое бытие как «событие в мире с другими», т.е. как диалог моего «Я» с «Другим». При этом присутствие «Другого» оказывает позитивное воздействие на становление личности. Согласно М.М. Бахтину, «Я» без «Другого» имеет нулевой уровень субъективности, т.е. личность сливается со своим природным началом, человеческое и культурное растворяется [17].
Таким образом, диалогическая ситуация изначально предполагает существование помимо моего «Я» и другого «Я», собственно «Другого», который отличается от моего «Я». Важным для нашего исследования в аспекте эволюции толерантности как социально-культурного явления является тот факт, что данное отличие не препятствует вступлению в контакт и достижению взаимопонимания, а напротив является необходимым условием существования моего «Я» [17].
Организационно-педагогические основания гуманитарной экспертизы формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи
Для нашего исследования данное положение имеет особое значение, поскольку возрастная категория студенческой молодежи характеризуется наибольшими изменениями, связанными с высокими показателями развития интеллектуальных способностей. Именно в данный возрастной период одним из значительных факторов, оказывающих влияние на интеллектуальное развитие человека является обучение. Согласно исследованиям Кулюткина Ю.Н., Е.И. Степановой [175; 110] именно возрастная категория студенческой молодежи характеризуется высоким развитием интеллекта, обусловленным подъемом работоспособности памяти, внимания и мышления.
Немаловажным условием успешного развития личности студента является осознание им самим своей человеческой индивидуальности, неповторимости, обусловленное определением будущего жизненного пути в связи с приобретением профессии. В этот возрастной период на основе синтеза приобретенных знаний и жизненного опыта формируются мировоззрение, жизненные идеалы и ценности, происходит социализация личности, в процессе которой студенты преобразуют свои нормы поведения в нормы поведения, принятые в данной социальной группе.
Именно в студенческом возрасте действуют все механизмы социализации, а именно: усвоение новой социальной роли - роли студента, подготовка к овладению социальной ролью специалиста-профессионала. Эти процессы характеризуются активным стремлением самостоятельно выбирать определенный жизненный стиль, идеалы, соответствующие условиям социализации. Для нашего исследования это положение имеет особое значение в связи с тем, что, обучение в высших учебных заведениях выступает в качестве значимого фактора социализации личности студента.
В.С. Шубинским обоснована концепция, согласно которой человек предстает как субъект творческой жизнедеятельности. Предопределенность целей воспитания социально-экономическими потребностями и политическим устройством выдвигает необходимость рассмотрения источников целей воспитания с учетом социально-исторических, научных, мировоззренческих предпосылок [214].
Описанные выше концептуальные положения рассматривают в качестве единственно возможного способа разрешения противоречий развития человека его интеграцию в культуру, в социально-культурное творчество, созидание культурных ценностей. Противопоставляя идею незавершенности человеческой личности идее ее целостности, авторы данных концепций объясняют постоянное стремление человека культуры к творчеству, саморазвитию, самосовершенствованию.
В этой связи, человек культуры это, прежде всего, свободная, способная к самоопределению в мире культуры личность. Социально-педагогические основы формирования такого рода личности состоят в воспитании таких взаимосвязанных качеств как: высокий уровень самосознания, самоуважение, чувство собственного достоинства, независимость суждений, предполагающая уважение к мнению других людей, самостоятельность, способность ориентироваться в мире духовных ценностей, в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения, нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор своей жизнедеятельности, линии поведения, способов саморазвития и др.
Анализ работ К.Ю. Александровой, Ю.В. Андрияко, Г.К. Ашина, А.Ж. Башниной, А.И. Богдановой, Н.Л. Быковой, А.А. Вербицкого, О.В. Игнатьевой [2; 5; 108; 18; 22; 29; 35; 75] позволил выявить основные направления в процессе формирования социально-культурной толерантности студента в процессе обучения в вузе, к которым относятся:
В этой связи, основную задачу воспитательно-образовательной деятельности вуза, направленную на развитие студента как человека культуры, представляется возможным определить, как практическую подготовку студенческой молодежи к жизни в определенном культурном пространстве. Составляющим данной практической подготовки является целостное единство следующих навыков и качеств: готовность к диалогу культур, межнациональному общению, свобода, гуманность, духовность, творчество, адаптивность, терпимое отношение к другим людям, взглядам, нравам [55; 56; 57; 124; 201].
В своей совокупности данные составляющие образуют понятие «социально-культурная толерантность» студенческой молодежи интегративное качество личности студента как человека культурного, характеризующее терпимое отношение к особенностям различных культурных групп и к их отдельным представителям, формирующееся на основе осознания прочности своих собственных позиций, допускающее возможность сравнения с другими точками зрения и находящее свое выражение в стремлении достичь взаимного уважения и понимания на основе методов разъяснения и убеждения.
Рассматривая образовательную среду вуза как часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов [144], образовательная среда представляет собой сложное многомерное образование, функционирующее на нескольких уровнях: федеральном, региональном, на уровне конкретного учебного заведения, группы. При этом каждый отдельный индивид, развиваясь в соответствии со своими индивидуальными способностями, своим видением приоритетов познания в процессе освоения культурных ценностей создает свое личностное пространство культуры.
В.А. Ясвин определяет образовательную среду как «систему условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся» [231; с. 24]
В.В. Рубцов рассматривает образовательную среду в качестве особой общности, создающий условия для решения задач возрастного развития. Базисом данной общности является коммуникативное взаимодействие, сотрудничество, обеспечивающее передачу обучаемым «норм жизнедеятельности», включающих знания, умения, навыки необходимые для функционирования в данной общности [94].
Образовательную среду как систему влияний и условий, создающих возможности для реализации и дальнейшего развития как уже имеющихся, так и потенциальных способностей участников образовательного процесса – педагогов и учащихся, в соответствии с целями данного учебного заведения, рассматривают в своих работах В.И. Панов, В.П. Лебедева, В.А. Орлов [114; 142].
Институциональное взаимодействие по реализации структурно функциональной модели формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области принимает участие в создании условий, способствующих национально-культурному и социально-экономическому развитию народов, проживающих на территории Кемеровской области; сохранению и развитию национальных языков, национальной культуры, традиций и обычаев народов Кемеровской области; содействует профилактике возникновения межнациональных конфликтов и созданию условий для укрепления межнационального культурного сотрудничества на территории Кемеровской области. В рамках деятельности Департамента проводятся ежегодные традиционные праздничные мероприятия: Фестиваль национальных культур «Мы живем семьей единой», областной детский фестиваль национальных культур «Родники Кузбасса», в государственных и муниципальных библиотеках области постоянно ведется работа по сверке вновь поступившей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов, который два раза в год публикуется в Российской газете.
В период осуществления экспериментальной деятельности взаимодействие Кемеровского государственного университета культуры искусств, Департамента образования и науки, Департамента молодежной политики и спорта и Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области было направлено на организацию эффективного взаимодействия общественных организаций с целью обсуждения организационных мер, направленных на противодействие дестабилизации общественно-политической ситуации в Российской Федерации. В результате данного взаимодействия были разработаны рекомендации по организации профилактических мероприятий в среде студенческой молодежи Кузбасса по теме «Мультикультурное общество: региональный аспект», направленные на преодоление деструктивных проявлений в среде студенческой молодежи, борьбу с ксенофобией, воспитание культуры толерантности. На уровне образовательных организаций активизирована деятельность по воспитанию в среде студенческой молодежи традиционных культурных, духовно нравственных и национальных ценностей, являющихся основополагающими в процессе формирования толерантного сознания. В этой связи определены приоритетные направления воспитательно-образовательной деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования
Кемеровской области, включающие: консолидацию ресурсного потенциала субъектов микросоциума по организации профилактических мероприятий в среде студенческой молодежи Кузбасса; реализацию социально культурных проектов и программ, направленных на сохранение и развитие национальных духовно-нравственных ценностей, развитие чувства патриотизма; формирование у студенческой молодежи культуры толерантности как культурной нормы и социальной необходимости. Общественные объединения Кемеровской области.
В своей работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию населения Кемеровской области общественные организации руководствуются принципами сотрудничества и взаимодействия друг с другом, с администрацией области, городов и районов, бизнес-структурами, способствуя повышению культурного и духовного уровня населения, при этом особое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Союз Молодежи Кузбасса.
Главная цель организации - создание условий для всестороннего развития молодежи в различных сферах общественной жизни, раскрытие и реализация ее потенциала. Союз Молодежи Кузбасса помогает молодым людям найти свое место в жизни, возможности самопроявления, совместного решения проблем. Деятельность Союза Молодежи Кузбасса направлена на воспитание патриотов России, знающих историю своей страны, историю Кузбасса, готовых к службе по защите Отечества. Союз Молодежи Кузбасса Российского Союза Молодежи на постоянной основе осуществляет сотрудничество со студенческими советами вузов Кемеровской области, а также со школами, оказывает организационную и методическую помощь студсоветам вузов, привлекает студенческую молодежь и школьников к участию в различного рода добровольческой деятельности.
На территории Кемеровской области проживают представители более 150 народов (наций, народностей, этнических групп). В регионе активно развиваются национальные общественные объединения, национально-культурные центры, ассоциации, творческие национальные коллективы и т. д. Основной задачей национальных общественных организаций является сохранении национальной культуры, родного языка, народных традиций и обычаев. Национальные общественные организации принимают активное участие в общественной и культурной жизни Кемеровской области, проводят работу с детьми и молодежью.
Кемеровская региональная общественная организация «Центр славянской культуры «Лад». Главная цель организации - создание условий для практического осуществления программ сохранения, возрождения, развития и пропаганды самобытных славянских культур, культурных и духовных ценностей славянских народов; изучение и популяризация языков, традиций, обычаев, ремёсел, народного творчества славян, поддержки инициатив самодеятельных коллективов и содействия их реализации, повышения культурного уровня жителей региона. К
Результаты опытно-экспериментальной работы по оценке уровня сформированности социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза
Перейдем к рассмотрению результатов оценки уровня сформированности социально-культурной толерантности студентов КемГУКИ. Анализ данных, представленных на рис. 8, позволил нам сделать вывод о том, что по результатам первого замера критическое значение имели показатели таких критериев уровня сформированности социально культурной толерантности как этническая, социальная и коммуникативно культурная толерантность. После реализации структурно-функциональной модели формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза показатели всех выделенных критериев социально-культурной толерантности изменились в положительную сторону. При этом наиболее эффективным применение компонентов модели оказалось для таких критериев как этническая и коммуникативно-культурная толерантность. Значения критериев переходят в третью зону диаграммы, что соответствует верхней границе среднего уровня сформированности социально-культурной толерантности. Анализ данных 1 и 2 замеров позволил нам сделать вывод об эффективности реализации предложенной структурно-функциональной модели формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза. Сравнительные результаты оценки уровня сформированности социально-культурной толерантности студентов НФИ КемГУ (экспериментальная группа 3) представлены на рис. 9.
Сравнительные результаты оценки уровня сформированности социально-культурной толерантности студентов НФИ КемГУ (экспериментальная группа 3) Рассмотрим результаты сформированности социально-культурной толерантности студентов НФИ КемГУ по отдельным критериям. Данные 1 замера, представленные на рис. 9, наглядно демонстрируют критические значения показателей таких критериев как этническая, социальная и коммуникативно-культурная толерантность. Анализ изображения и полученных данных 2 замера позволяют наглядно увидеть изменение значений всех критериев социально-культурной толерантности в положительную сторону, что свидетельствует о повышении уровня социально-культурной толерантности студентов данной экспериментальной группы и, следовательно, доказывает эффективность реализации предложенной структурно-функциональной модели формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза.
Таким образом, взаимодействие вузов, институтов гражданского общества, государства и власти, осуществляемое как совместная деятельность субъектов взаимодействия, направленная на достижение общих целей и результатов в решении задач воспитания, доказывает результативность реализации структурно-функциональной модели формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что интеграция воспитательного потенциала субъектов институционального взаимодействия, основанная на решении общих воспитательных задач, значительно увеличивает эффективность процесса формирования социально культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза, что создает дальнейшие перспективы для развития и совершенствования данного типа взаимодействия.
Учитывая полученные результаты исследования, рекомендуется:
1. Продолжить работу, направленную на формирование социально-культурной толерантности студенческой молодежи с учетом особенностей и возможностей профессионального становления студентов;
2. Рассматривать толерантность как интегративное профессионально значимое качество личности человека культурного, учитывая целостность и взаимообусловленность следующих личностных качеств: признание и принятие индивидуальности других, альтруизм, жизненная удовлетворенность, устойчивость к неопределенности, адекватная самооценка, психическая устойчивость, рефлексивность, неконфликтность, эмпатийность, креативность;
3. Моделировать процесс формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза с учетом педагогических и психологических условий, реализующихся в профессиональной подготовке в сочетании с комплексным использованием методов педагогического взаимодействия и психологического воздействия;
4. Оценивать эффективность процесса формирования социально культурной толерантности студенческой молодежи по уровню сформированности данного качества, который определяется на основе разработанной диагностической карты в соответствии с характеристиками и показателями сформированности установок толерантного сознания. На основе разработанной диагностической карты удалось определить динамику развития социально-культурной толерантности студенческой молодежи. Сравнительный анализ результатов 1 и 2 замеров показывает положительную динамику, что свидетельствует о результативности целенаправленно организованного процесса формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи посредством реализации структурно-функциональной модели формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи.
Таким образом, качественный анализ, выделенных нами критериев оценки уровня сформированности социально-культурной толерантности таких как: этническая, социальная, коммуникативно-культурная толерантность и толерантность как личностная характеристика, позволил нам сделать вывод о том, что результативность структурно-функциональной модели формирования социально-культурной толерантности студенческой молодежи в образовательной среде вуза доказана по всем критериям.