Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические проблемы формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства
Исходные предпосылки формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобрази-тельного искусства
Глава II. Организация работы по формированию художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобразительного искусства
Ход и результаты опытно-экспериментальной работы
Список использованной литературы
- Исходные предпосылки формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобрази-тельного искусства
- Ход и результаты опытно-экспериментальной работы
Исходные предпосылки формирования художественной культуры подростков в эстетическом пространстве музея изобрази-тельного искусства
Современная жизнь России полна проблем и противоречий в культуре. Разрушение многих традиционных представлений, потеря ценностных ори-ентиров требует по-новому взглянуть на культуру, ее корни и пути развития. Повышенное внимание к культуре – явление весьма показательное для наше-го времени, оно свидетельствует о востребованности культуры. 2014 год в России был объявлен годом культуры. Понятие «культура» обозначает «улучшенное», «обработанное». Попа-дает в эту сферу и человек, который всю жизнь трудится над преобразовани-ем, «улучшением» себя. У Цицерона встречается выражение cultura animi, что означает «совершенствование души» [176]. «Трудятся не одни только люди […], но лишь люди обладают культурой…» [с.11]. Из этой цитаты ста-новится ясно, что только культура делает человека Человеком. Таким обра-зом, культура – это все, что создано человеком, а также сам процесс челове-ческой деятельности. Нужно добавить, что к культуре относится только то, что имеет гуманистическое содержание (созидательное, возвышенное нача-ло).
Ключевым элементом культуры является художественная культура. Изучение художественной культуры как целостной системы началось срав-нительно недавно. Во второй половины ХХ – начала XXI вв. появились рабо-ты философского [И.П.Никитина (105), Н.С.Стенина (140) и др.], эстетиче-ского [А.А.Мелик-Пашаев (100), Д.С.Лихачев (91), Г.В.Арзямова (170) и др.], социального [М.Ю.Билонов (11) и др.] и педагогического [Ю.Б.Алиев (2), В.И.Жуковский (56), Л.М.Претеченская (163, 164) и др.] характера, посвя-щенные этой проблеме. Теоретический анализ проблемы показывает, что од-ни авторы понимают художественную культуру как часть эстетической куль-туры [В.В.Селеванов (134), Е.С.Яхонтова (176), Л.Н.Коган (76) и др.]. Другие [Ю.В.Осокин (109), Т.Н.Суминова (141), И.С.Левшина (86) и др.] трактуют художественную культуру как уровень эстетических суждений и способно-стей человека к художественной культуре. Мнение первых представителей кажется нам слишком широким, мнение вторых слишком узким. Полнее все-го понятие «художественная культура» дано в определении, предложенном Ю.А.Лукиным. «Художественная культура – это совокупность созданных обществом художественных ценностей, а также сам процесс их создания, распространения, восприятия и усвоения обществом и каждым отдельным человеком» [76, с.25]. При всем различии эстетической и художественной культуры, последняя выступает главной составной частью, ядром первой. В результате анализа вышеназванной литературы нами уточнено поня-тие «художественная культура» – это совокупность созданных в данном об-ществе художественных ценностей, их восприятие, усвоение и распростра-нение отдельным человеком и обществом, протекающим в ходе освоения эс-тетического содержания художественной культуры, которое существует и аккумулируется в социокультурном пространстве.
На основе понятия «художественная культура» нами предложено поня-тие «художественная культура подростков» – это интегративное качество личности, которое включает: ценности художественной культуры, основан-ные на особенностях исторического развития, художественных школ и сю-жетах произведений изобразительного искусства, на эстетическом чувстве прекрасного, восприятие которого определяется психологическими особен-ностями подростков (мышление, развитие чувственной среды и т.д.), и в ходе освоения эстетического содержания художественной культуры осуществля-ется в социокультурном пространстве посредством диалоговых форм обще-ния, что задает импульс к актуализации творческих возможностей личности.
Понятие «художественная культура» отождествляется с искусством так как искусство центральный и системообразующий элемент художественной культуры. «Однако, сфера художественной культуры шире, – пишет Н.Г.Багдасарьян, – чем искусство, и включает в себя социокультурное взаи-модействие, в процессе которого создаются, потребляются, сохраняются, творчески развиваются ценности искусства» [6, с. 232].
Структура художественной культуры сложна и включает в себя много разнородных элементов: производство художественных ценностей; сами ху-дожественные ценности – произведения искусства, их распространение, вос-производство, репродуцирование, потребление; искусствознание и науки о конкретных видах искусства, художественную критику; художественное об-разование, институты и организации, музеи, выставочные залы, картинные галереи, театры, кино, библиотеки, творческие объединения.
Художественная культура является также относительно самостоятель-ным слоем культуры. Она охватывает все отрасли художественной деятель-ности (словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и др.), включает процессы, протекающие вокруг искусства (создание, хранение, восприятие) и процессы, обеспечивающие его успешное функционирование (воспитание художников, публики, критика и др.). Таким образом, «в худо-жественную культуру включены не только результаты деятельности профес-сионалов, но и вся […] инфраструктура, которая способствует им», – пишет А.И.Кравченко [78, с.180].
За последние десятилетия в России возросло число ученых, изучающих современную художественную культуру, ее виды и жанры, их развитие на разных исторических этапах [И.Э.Кашекова (72) и др.], издаются книги по истории художественной культуры [И.А.Бирич (12), И.Н.Лисаковский (90) и др.] и культурологии [Н.Г.Багдасарьян (6), А.А.Белик (9), Г.В.Драч (52), Н.Д.Ермишина (54), А.И.Кравченко (78), А.В.Костина (77) и др.], что являет-ся очевидным доказательством интереса к культуротворческой проблемати-ки художественной культуры.
Ход и результаты опытно-экспериментальной работы
Подростковый возраст – это сложный период становления человече-ской личности, время активного формирования личности, преломления соци-ального опыта через собственную активную деятельность подростка по пре-образованию своей личности. Центральным новообразованием личности подростка является формирование чувств взрослости, развитие самосозна-ния. Особое значение в подростковом возрасте приобретают навыки совме-стного общения, взаимное понимание со сверстниками и понимание со сто-роны взрослых. Принадлежность старшего подростка к группе сверстников и его статус в ней играют существенную роль в его психосоциальном развитии. Оценка и мнение других членов группы для подростка значительно важнее его собственного мнения. Однако принадлежность к группе, давая ему чувст-во защищенности, сопричастности, одновременно диктует довольно жесткие требования, связанные с агрессивностью и жестокостью по отношению к «другим». Степень включенности в группу зависит от индивидуальных осо-бенностей подростка и от его воспитания. Влияние группы на подростка тем больше, чем неблагоприятнее его взаимоотношения с родителями, чем более беден и узок круг его увлечений, чем менее подросток уверен в себе (Л.И.Божович). Вместе с тем исследования свидетельствуют, что и чрезмер-ная автономность подростка от группы сверстников так же нежелательна. Подростки, ориентированные в этом возрасте на семью, на мир взрослых, в дальнейшем часто имеют личностные проблемы и нередко трудности в об-щении с другими людьми. Значимым фактором в воспитании подростков яв-ляется «подростковая субкультура», охватывающая весьма широкий спектр явлений, в которой кроме особых подростковых норм и ценностей сходят стиль общения, особая одежда, интересы, взгляды, предпочтения. Снижение влияния семьи на личностное развитие подростков, вызванное конкуренцией со стороны сверстников, явно существующий факт. Однако для старшего подростка семья продолжает сохранять свою значимость. Подростки склон-ны принимать родительские ценности, нормы, взгляды в тех сферах, где эти ценности и нормы достаточно устойчивы, а так же там, где они связаны с долгосрочными последствиями (М.Кле). Одна из характерных черт подрост-ков – бурное выражение эмоций (радости, гнева, удивления и тд.).
Подростковый возраст характеризуется значительным разбросом ин-тересов и уровней развития подростков. Подростковый возраст с его глуби-ной переживаний и способностью к самостоятельному анализу обладает большими воспитательными возможностями для художественного становле-ния его личности. Познавательная сфера личности подростка характеризует-ся взлетом любознательности. Его поисковая активность проявляется повсе-местно, он интересуется очень широким кругом явлений, находящихся дале-ко за пределами традиционных школьных программ. Но этой любознатель-ности свойственно некоторая поверхностность. Это ее особенность актуали-зирует проблему приобщения подростка к ценностям художественной куль-туры. Постепенно подросток начинает приобретать взрослую логику мышле-ния. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к твор-честву: подростки начинают рисовать, заниматься лепкой, резьбой по дереву и т.д. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взросло-го человека, но оно богаче фантазии ребенка. Появляются собственные вку-сы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Увлечения – характерны для подростков. Выби-рая занятия по душе, подростки удовлетворяют потребность в самостоятель-ности и познавательную потребность. Увлечения, как правило, имеют твор-ческий или научный характер. Пересекаться со школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические, и то не все. Подростки с увлеченностью и старанием участвуют в художественной самодеятельности, участвуют в конкурсах (средство демонстрации своих успехов).
Основная работа по формированию художественной культуры, поня-тий и вкусов, осуществляется с подростками, обладающими необходимыми способностями к более глубокому пониманию и переживанию искусства. Подросток уже приобрел некоторый эмоционально-художественный опыт, знания, способность к обобщению явлений окружающего мира. У старшего подростка обнаруживается тенденция оценивать явления жизни и произведе-ний искусства самостоятельно, а значит, – избирательно. Подростковый воз-раст – начало самовоспитания. Юный человек становится способным ставить перед собой цель самостоятельно овладеть тем или иным видом искусства. Подростковый возраст характеризуется относительно завершенной системой мировоззренческих взглядов и убеждений, служащих основой субъективных художественных оценок. В связи с этим восприятие художественных сторон жизни у подростков избирательно. Другой особенностью старшего подрост-кового возраста является обостренная потребность в самовыражении и жиз-ненном самоопределении. Занятия по искусству и художественное творчест-во при этом приобретают особое значение. Вот почему важна работа по формированию у подростков полноценных художественных вкусов, умение отличать примитивное ремесленничество от подлинного искусства. Цен-тральное место в эмоционально-чувственной сфере подростка занимает че-ловек и его поведение. Очень важно обогатить подростков представлениями о художественных средствах передачи настроения человека в изобразитель-ном искусстве. Для этого большое значение имеет осмысление и усвоение подростками таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабу-ла, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, колорит и т.д. В свя-зи с важностью художественного воспитания и развития у подростков худо-жественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различны-ми видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на за-нятиях по изобразительному искусству необходимо использовать произведе-ния литературы и музыки. Особенно большую роль в формировании художе-ственной культуры в настоящее время играют кино и телефильмы. Необхо-димо обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться в этом потоке, отделяя в нём позитивное от негативного. Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить подростков с синтетическими искусствами, является то, что многие из них используют в своём быту фотоаппарат, видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, вкус, образное мышление подростка при этом не развиваются. Третье условие – формирование художественной культуры подрост-ков на основе материала из Большого собрания изящных искусств ASG Ме-ждународного института антиквариата (г. Казань).
Специфика собрания, где представлены произведения XVII-XVIII вв. западноевропейских художников, а также русского интерьерного искусства XIX в. определило выбор тем для занятий с подростками в эстетическом про-странстве музея форма образовательной деятельности, экскурсия, знакомство с экспозицией и тд.
Подростки познакомились с голландским натюрмортом XVII в. из со-брания музея, со специфическим художественным образом в натюрморте как универсальном жанре изобразительного искусства, его способностью расска-зать о глубоком смысле окружающих человека предметов и их художествен-ной красоте. Например, картина Мартинуса Неллиуса (активен с 1674 по 1706 гг.) «Натюрморт с фруктами и устрицами» (Большое собрание изящных искусств ASG, Приложение 4, с.), как характерный образец голландского на-тюрморта, и Яна Питера ван Бредаля (1654-1745) «Натюрморт с зайцем и бе-касами» (Большое собрание изящных искусств ASG, Приложение 4, с.), как жанр охотничьего натюрморта. Подростки получили знания и научились видеть красоту животного мира в анималистическом жанре фламандской живописи XVII в. На примере Франса Снайдерса (1579-1657) «Собаки на кухне» (Большое собрание изящ-ных искусств ASG, Приложение 4, с.) и Яна Фейта (1611-1661) «Нападение на птичий двор» (Большое собрание изящных искусств ASG, Приложение 4, с.)подростки познакомились, в художественной форме, с жизнью животных, их миром, натуралистическими деталями, свойственные фламандской живо-писи.