Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические и методологические основы формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна .21
1.1.Теоретические проблемы формирования досуговой активности молодежи в условиях современного социума 21
1.2. Социально-культурные условия реализации педагогической системы формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна 46
1.3. Реализация структурно-содержательной модели формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна 76
Выводы по I главе 113
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная апробация эффективности социально-культурных условий формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна 119
2.1. Педагогические ресурсы оптимизации процесса формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна .119
2.2. Результаты опытно-экспериментальной апробации социально-культурных условий формирования досуговой активности молодежи в условиях социокультурной практики средствами дизайна .136
Выводы по II главе 165
Заключение 169 Литература
- Социально-культурные условия реализации педагогической системы формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна
- Реализация структурно-содержательной модели формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна
- Педагогические ресурсы оптимизации процесса формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна
- Результаты опытно-экспериментальной апробации социально-культурных условий формирования досуговой активности молодежи в условиях социокультурной практики средствами дизайна
Социально-культурные условия реализации педагогической системы формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна
Современные изменения, происходящие в России в досуговой сфере, делают объективно необходимым глубокий анализ не только досуговой деятельности, но и фундаментальных аспектов теории и методологии организации досуговой активности молодежи в условиях современного социума.
Досуговая активность личности играет важную роль в процессе формирования личности, закладывая важнейшие основы ее ценностно смыслового потенциала, определяя становление социальной активности и творческой самореализации. В процессе развития досуговой активности происходит развитие социальных навыков, умение общаться, формируются социальные отношения, раскрываются возможности и способности, потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических потенциалов. Общепризнанными формами активности в отечественной психологии являются деятельность, общение и познание. Также к формам активности относят рефлексию и поведение, ценностно-ориентационную, преобразовательную, творческую, коммуникативную, художественную, практическую и когнитивную деятельность. Активность личности [от лат. activus — деятельный] — это форма проявления активности, выражающаяся в волевых актах и личностном самоопределении и обусловленная представлением о себе самом как о «субъекте — причине» того, что происходит и должно происходить в окружающем мире [38].
Первоисточник слова «активный» (лат. асtiv — действую) — «действенный, деятельный, практичный», связан с тем, что рациональная сторона активности состоит в целесообразности и разумной обоснованности [39].
Интегральная характеристика активности личности – активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В психологии активность личности, обусловленная внутренними побуждениями человека, рассматривается в противопоставлении реактивности – поведению, зависящему главным образом от внешних воздействий и «подстраивающемуся» под заданные условия. Так, известный ученый Д.Н. Узнадзе выделял следующие формы активности: «- активность индивида - общение, потребление, удовлетворение любознательности, игра; - активность субъекта - удовлетворение эстетических потребностей, развлечение, выполнение общественных требований; - активность личности - художественное творчество, спорт; - умственный и физический труд, общественная деятельность» [102]. С.Л. Рубинштейн считал, что человек, не только объект различных воздействий, но и субъект, который, изменяя внешнюю природу, изменяет и свою собственную личность, сознательно регулирующую свое поведение. Вместе с тем, потребности человека являются исходными побуждениями его к деятельности, так как благодаря им, он выступает как активное существо. Таким образом, в потребностях человек заключен как существо активное [77].
Ю.А. Миславский обосновывает три подхода к рассмотрению «принципа активности». Первый подход (традиционный) состоит в том, что исследуется зависимость познания мира человеком от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прочего опыта, которые определяются избирательностью и направленностью деятельности субъекта.
Второй подход выражается во взгляде на психологические процессы личности как на творческие, продуктивные, так и на процессы порождения психического образа.
Третий подход ставит во главу угла идею о самодвижении деятельности. Этот подход неотрывен от принципа неадаптивной природы человеческой деятельности [57].
В связи с этим, следует рассматривать формирование активности личности как фактор е саморазвития, самотворчества.
Н.А.Канаева считает, что именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и е изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности. Активность личности характеризуется целенаправленностью, мотивацией, осознанностью, эмоциональностью, инициативностью и ситуативностью. Активность соотносится с деятельностью, обнаруживает е динамичность, движение [36].
Основой человека, как личности является его собственная активность. Она не тождественна деятельности. Активность и деятельность независимы друг от друга. Деятельность имеет предметный характер в отличие от активности, которая символична. Активность проявляется в отношениях, в которые включается и которые выстраивает человек, выполняя некоторую деятельность.
Исследователи выделяют произвольную и непроизвольную активность. Произвольная активность проявляется в достижении определенного результата, в виде предварительно поставленных целей, контролируемых в ходе самого процесса. Непроизвольная активность связана с переживаниями, со сном, с грезами. При этом виде активности человек пассивно размышляет. К непроизвольному поведению относятся: рефлекторные ответы (например, мигательный рефлекс), ориентировочная реакция, ошибочные действия.
В исследовании Т.С. Медведской выявлено, что структура активности личности содержит структурно-содержательные и функциональные компоненты, имеющие свои особенности: содержательно-когнитивный компонент: система усвоенных и осознанных знаний о сущности активности, представление о себе как об активном субъекте, принятие на себя ответственности за происходящее; деятельностно-мотивационный компонент: движущая сила активного поведения, то, ради чего выполняется та или иная деятельность; оценочно-поведенческий компонент: уровень выраженности активности в поведении, оценка и контроль поведенческих усилий в процессе реализации активности; личностно-результативный компонент: степень личностной значимости активности, уровень продуктивности прилагаемых усилий по преодолению наличных условий ситуации [54, с.7].
Таким образом, активность рассматривается как динамическое условие деятельности и свойство личности, определяющее возможность собственного движения, деятельности и развития, в конечном счете. Внешние формы активности могут быть различными: вынесение суждений о чем-либо, анализ ситуации и планирование деятельности, оценка и принятие решений, постановка и формулировка прикладных задач и др.
Реализация структурно-содержательной модели формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна
Дизайнерское мышление, дизайнерская деятельность – это процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, экономические, художественные и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей в условиях конкретной среды.
Для достижения эффекта средового компонента необходимо: - создать в досуговом процессе фон центробежного, открытого в метазнания (включающие другие, кроме узкой специальности знания) надкритического (допускающего только доброжелательную, развивающую критику) взаимодействия, способствующего раскрытию и развитию творческих способностей участников; - организовать досуговый процесс, таким образом, чтобы слушатели студии стали созидателями, а основной учебный материал - средством достижения созидательной цели; - ввести дополнительный учебный материал, включающий эвристические стратегии, тактики, методы и приемы, позволяющие участнику повышать эффективность творческой деятельности.
Достижение созидательной цели в дизайнерской деятельности, в сущности, является решением какой-либо проблемы, задачи, замысла или проекта и осуществляется в процессе и по законам проектирования. Функциональный подход и использование различных уровней абстракции позволяют участнику преодолевать многочисленные психологические барьеры мышления: ситуативные, контрсуггестивные, тезаурусные, интеракционные. В совокупности с эвристическими стратегиями, тактиками, методами, приемами участник, используя традиционный материал, который изучает с повышенной заинтересованностью, воспринимает этот материал как средство достижения созидательной цели, находит множество качественных альтернатив реализации поставленной цели. Средовый подход подразумевает: - проблемно-целевую постановку задачи, а не объектную, что важно при изучении дизайна; - выбор или разработку методологии решения, а не его заданность; - необходимость поиска аналога решения, а не его наличие; - осознание того, что существует лишь вероятность успешного решения, причем результат не предопределен и не известен.
В условиях использования средового компонента модели формирование досуговой активности в процессе изучения дизайна проходит ряд этапов:
Первый этап: творческая трансформация первоисточника начинается со сбора информации. Это наиболее трудоемкая и важнейшая часть изучения дизайна. Без первичного материала нельзя даже говорить ни о фантазии, ни об ассоциациях, ни о художественном образе. Талант дизайнера определяет умение не только видеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике.
Второй этап: дизайнер-участник студии создает не только познанную реальность, но и выявляет свое индивидуальное отношение к ней, свое виденье. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения дизайнера с искусством.
Третий этап: выполняя копии, зарисовки, надо стремиться почувствовать все богатство первоисточника - выявить пластику формы и закономерности ее развития, красоту пропорциональных отношений элементов друг к другу и к целой форме, разнообразие ритмов, характер цветового построения, фактурное разнообразие и определить важность всего этого в целостной композиции. Первоисточник для дизайнера – это тоже, что ноты для композитора, который добивается новой выразительности, нового содержания. Первоисточник может вдохновить дизайнера на создание своих, чисто специфических решений, которые будут теми или иными качествами напоминать о первоисточнике.
Четвертый этап: участник-дизайнер создает модели, в которых отражается современность, модные тенденции. Не копирование старого, а осмысление богатства искусства, и создание новых, интересных предложений, чтобы его идеи были всегда согреты оптимизмом и гуманизмом, отражали креативное начало. Дизайн, как культурный феномен современности, может играть ключевую роль при разработке взаимодействия традиций и современности. Дизайн обязательно отражает гармоничное композиционное решение изнутри, основанное на всестороннем учете условий эксплуатации, свойств используемых материалов, тесную взаимосвязь и взаимопроникновение конструкторских, технологических, художественных и креативных аспектов.
На наш взгляд, актуальность использования креативной направленности дизайна обусловлена следующими изменениями, происходящими в мире в целом: 1. Удорожание ресурсов, технологий, ухудшение экологической обстановки вызывает острую необходимость в новой технологической волне, что по существу формирует новую задачу системы досуга - не только осваивать и тиражировать знания, но производить новые знания. 2. Следует учитывать объективно происходящую смену ведущего в досуговом процессе - вместо обучающего, ведущим становится обучаемый, что требует соответствующих коррекций дидактики использования средств дизайна в формировании досуговой активности. 3. Активное развитие так называемого киберпространства формирует новые объекты изучения или новые формы представления объектов, что требует развития абстрактного креативного мышления в процессе изучения дизайна.
Педагогические ресурсы оптимизации процесса формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна
Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи»); образовательной программе Всероссийского молодежного форума «Селигер – 2014»; Всероссийском конкурсе молодежных проектов от «Росмолодежи»: «Фестиваль самодеятельных студенческих студий этнодизайна», Фестивали молодежи стран пояса добрососедства «Евразия – это мы!». Идейным вдохновителем и арт - директором таких масштабных социально-культурных мероприятий является директор института искусств и креативных технологий – доктор культурологии, профессор Г. И. Фазылзянова.
Предметом исследования нашей работы являлось определение и апробация наиболее эффективных социально-культурных условий развития досуговой активности личности средствами дизайна. Кроме этого, наиболее важным в эксперименте является проведение мероприятий, инициирующих развитие досуговой активности личности в условиях социокультурной практики.
Целью опытно-экспериментальной работы явилось: осуществить опытно-экспериментальное исследование процесса апробации социально-культурных условий формирования досуговой активности молодежи средствами дизайна.
Задачи опытно-экспериментальной работы: 1.Осуществить на входе и выходе эксперимента диагностику развития досуговой активности личности на базе определения динамики изменения ее уровней в контрольных и экспериментальных группах. 2. Раскрыть основные направления диагностики досуговой активности личности в ходе анкетирования, опросов и применения модифицированных диагностик. 3. Осуществить основные срезы по параметрам досуговой активности в условиях социокультурной практики с целью выявления изменений параметров базовой категории исследования. 4.Подвести итоги, выводы, выделить рекомендации. 138 Первый этап опытно-экспериментального исследования связан с диагностикой уровня досуговой активности участников на начало эксперимента. Для этого нашим участникам было предложено ответить на вопросы анкеты (см. прил.№4,5) с целью выявления уровня, степени и направленности их досуговой активности. Так, на вопрос: «Какие ваши главные качества реализуются в досуге?» были получены следующие ответы: Серякова Ольга - «активная жизненная позиция, раскрытие творческого потенциала», Величковская Т. – «культурное развитие, обогащение личности, новые впечатления, новые знакомства», Пушкарева Мария – «в досуге в первую очередь у меня реализуется интерес к новой информации, а также потребность в саморазвитии», Нескоромная Н.- « в досуге реализуется интерес к какой-либо деятельности, привлекает возможность общаться со многими людьми, развиваются коммуникативные навыки, а также я могу удовлетворить свое любопытство относительно какой-либо информации», Борисова А. – «стремление к знаниям», Бирюков Павел – «расширение кругозора», Белош Оксана – «В досуге для меня важно получать позитивные эмоции, также я считаю, что досуг способствует формированию упорства при достижении цели, развитию внимательности, сосредоточенности и спокойствия», Салахова И. – «на досуге для меня важен обмен впечатлениями, а также возможность самовыражения», Пантелеев Андрей – «я считаю, что досуг позволяет человеку получать положительные эмоции, а также реализовать свою творческую активность», Овсянникова А.С. – «досуг позволяет развивать человеку общительность, получать определенное веселье, а также формирует находчивость при решении каких-либо дел» и др.
На вопрос: «Какие важные социально-культурные мероприятия города привлекли вас за последнее время?» наша молодежь ответила следующим образом: «празднование 9 мая», «выставка «Ладья», «Жар-птица», «Сокровища Севера», «экскурсии по Москве», «велогонка «5 колец Москвы», выставки и инсталляции города», «Выставка лоскутного искусства г. Балашиха», «выставка плакатов «Золотая пчела», «Серебро Набора», «Круг Света», выставки «Спасская башня», «Ночь музеев», выставки дизайнерских новинок, майские праздники, День города, парады, привлекают внимание нашей молодежи инновационные выставки по искусству и дизайну, концерты на открытом воздухе, рок-концерты и мото-парады, фестивали, Масленица, организованные поездки для молодежи в города по-прежнему актуальны и вызывают у них интерес, национальные недели, интересны также нашей молодежи публичные лекции известных людей или мастер-классы, а также экспозиции, посвященные цифровым технологиям.
На вопрос «Какие культурные ценности вы можете назвать?» были получены следующие ответы: «произведения культуры и искусства, научные ценности, знания и наука», «античные скульптуры и архитектура разного времени», «архитектура, скульптура, живопись», «нормы морали, этикет, стремление к самосовершенствованию», «творчество во всех его проявлениях», «Пирамиды, Сфинкс, русские народные промыслы, иконопись», «декоративно-прикладное творчество», «памятники, шедевры искусства, литературные произведения, воспитание», «традиции, религия, искусство», «мораль, духовность, нравственность, этика», «театр, кино, произведения древних цивилизаций», «картины, труды авторов», «духовное здоровье, позволяющее создавать великие вещи», «эстетические идеалы человечества», «материальные (предметы искусства, театр, кино, музыка) и духовные (семья, мораль, нравственность и этикет).
Результаты опытно-экспериментальной апробации социально-культурных условий формирования досуговой активности молодежи в условиях социокультурной практики средствами дизайна
Данные условия выявлены, исходя из положения о том, что главным содержанием развития досуговой активности личности должно быть социально-культурное развитие личности, направленное на гармоничное взаимодействие личности с социальной средой, с меняющимися условиями развития, на осознание и проявление личностной культурно-досуговой стратегии самореализации в условиях дизайнерской деятельности.
.В исследовании выявлена взаимосвязь досуговой активности и досуговой деятельности: досуговая активность личности связана со всесторонним развитием системы культурных ценностных ориентаций личности, с формами духовного самоопределения и самовыражения, общественного и индивидуального социально-культурного сознания. Развитие духовно-нравственных компетентностных компонентов во всех проявлениях социальных интересов и потребностей людей способствует формированию досуговой активности с позиции их культурного бытия. Культурно развивающая значимость досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодых людей. В условиях досуга, таким образом, происходит активный контакт формирующегося человека с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, стимулирование творчества.
Отсюда выявлена взаимосвязь досуговой активности и досуговой деятельности: специфические черты досуговой деятельности формируют соответствующую систему досуга, характерную развитию потребностей личности как уровней, имеющих различия культурной и психологической значимости. Уровни досуговой деятельности отличаются друг от друга степенью интеллектуальной и эмоциональной включенности в нее, степенью досуговой активности.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось автором в течении 3-ех (2012г.-2015г.) лет на базе: ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова», студенческого театра реконструкции костюма «Вервица» г. Москвы, ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» г. Казань. В исследовании принимали участие респонденты в возрасте от 18 до 21 года, экспериментальные и контрольные группы формировались из общего количества участников 180 человек по 45 человек в экспериментальных и контрольных группах.
В ходе работы была осуществлена диагностика развития досуговой активности личности на базе определения динамики изменения ее уровней в контрольных и экспериментальных группах, раскрыты основные направления диагностики досуговой активности личности в ходе анкетирования, опросов и применения модифицированных диагностик. Были также осуществлены основные срезы по параметрам досуговой активности в условиях социокультурной практики с целью выявления изменений базовой категории исследования. А также в работе отражены результаты научно-практического исследования, направленного на выявление качества самоанализа респондентов досуговой активности по 5 –ти бальной шкале, диагностику компонентов дизайнерской культуры участника (аксиологического, когнитивного, интерактивного, креативного). Кроме этого, в условиях контрольного эксперимента диагностировались показатели досуговой активности по 10-ти бальной школе с выявлением среднего балла досуговой активности, где замерялись познавательная культура, ценностно-ориентационная направленность личности, творческие умения и навыки, коммуникативный потенциал.
Результатом опытно-экспериментального исследования явилось внедрение социально-культурных условий и структурно-содержательной модели, направленных на формирование досуговой активности, где на основе закономерностей практического решения заявленных задач исследования и обеспеченности их необходимыми педагогическими ресурсами, автором реализована целостная диагностика проверки качества исследуемого процесса. Эксперимент доказал, что формирование досуговой активности личности обосновывается полученными результатами доэкспериментального и постэкспериментального уровня досуговой активности, которые отражают цифровые изменения в динамике в социально-ценностном, культурно-образовательном и локально-ситуативном уровнях экспериментальных групп по сравнению с контрольными.
Полученные результаты, лично соискателем:
Проведенное исследование позволило констатировать, что формирование досуговой активности личности средствами дизайна должно опираться на методологию организации досуговой активности молодежи в условиях современного социума. Этот процесс определяется досуговыми потребностями личности, которые побуждают участника к определенным действиям и направлен на реализацию активного поведения в условиях неизменного повышения уровня продуктивности прилагаемых усилий по преодолению наличных условий.
Досуговая активность с этих позиций может рассматриваться как специфическая форма активности при реализации потенциального выбора различных досуговых решений, воплощенных в конкретных актах поведения и деятельности.
Проведенный анализ проблемы формирования досуговой активности личности средствами дизайна, позволяет выделить нам следующие отличия нашего исследования от других исследований: принципиальное отличие от других исследований заключается в том, что формирование досуговой активности молодежи средствами дизайна реализуется на базе расширения, проектирования и конструирования социальной инфраструктуры, ориентирующей данный процесс на эффективное использование воспитательного потенциала дизайна с применением инновационных педагогических решений, обеспечивающих наиболее успешную социализацию личности.
.По результатам исследования, предлагаются следующие рекомендации: изучение досуговой активности личности в условиях моделирования культурно-досугового многопрофильного пространства; анализ досуговой активности личности в аспекте расширения ее коммуникативных отношений; изучение средств дизайна с позиции модульного программирования при развитии личности в условиях досуга.