Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Движение исторической реконструкции как среда самореализации личности в сфере досуга Кадер Амир Магид

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кадер Амир Магид. Движение исторической реконструкции как среда самореализации личности в сфере досуга: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.05 / Кадер Амир Магид;[Место защиты: НОУВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов»], 2018.- 237 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы самореализации личности в сфере досуга средствами исторической реконструкции 23

1.1. Состояние проблемы самореализации личности в сфере досуга в системе гуманитарного знания 23

1.2. Социокультурный феномен исторической реконструкции 42

1.3. Педагогический потенциал движения исторической реконструкции как средство самореализации личности в досуговой сфере 75

Выводы 94

Глава II. Реализация педагогического потенциала движения исторической реконструкции как социально-культурной среды личностного развития 98

2.1. Экспериментальное исследование возможностей самореализации личности в досуговой общности 98

2.2. Социально-педагогическая программа оптимизации индивидуальных сценариев самореализации личности в досуговой общности на базе ресурсов движения исторической реконструкции 116

2.3. Результаты оптимизации индивидуальных сценариев самореализации на базе ресурсов движения исторической реконструкции 148

Выводы 164

Заключение 166

Список литературы 176

Приложение 1 Список источников 185

Приложение 2 Фестивали исторической реконструкции 190

Приложение 3 Результаты анкетирования "Что дает человеку историческая реконструкция" 191

Приложение 4 Материалы для интент-анализа 216

Приложение 5 Методика оценки деятельности клуба 233

Приложение 6 Анкета оценки эффективности деятельности руководителя клуба исторической реконструкции 234

Приложение 7 Оценка эффективности деятельности руководителя клуба исторической реконструкции 236

Приложение 8 Индивидуальные результаты экспериментальной группы по стандартизированным характеристикам самореализации 237

Введение к работе

Актуальность исследования. Самореализация как осознанное, свободное и целенаправленное опредмечивание сущностных сил индивида в процессе его личностного роста способствует высокому уровню социальной адаптации, помогает индивидуализации жизненного пути и самоосуществлению в повседневной деятельности, повышает удовлетворенность личности своим местом в обществе. Затрагивая целый спектр наук о человеке, проблема самореализации личности, тем не менее, остается малоисследованной по причине своей многогранности, а в условиях современных информационных, экономических и социально-культурных преобразований, претерпеваемых российским обществом, потребность личности в самореализации как наивысшая в иерархии потребностей определяет поиски путей развития педагогически обоснованных условий ее осуществления.

Как правило, интерес исследователей направлен на изучение самореализации в личностной, социальной, профессиональной сфере. Однако начало третьего тысячелетия в контексте общественного развития ознаменовалось решительным изменением социальных практик, среди которых немалую роль играет и досуговая деятельность. Информационные технологии, несущие безусловный прогресс всему человечеству, оптимизировали досуг, буквально перевернули тысячелетиями бытовавшие традиции свободного времяпрепровождения, с одной стороны, значительно облегчив человеку процесс достижения поставленного результата (например, при создании какого-либо творческого продукта), с другой, – существенно изменив и усложнив протекание психолого-педагогических процессов самореализации. Происходящие в российском обществе социально-культурные изменения способствовали возникновению новых досуговых субкультур, в рамках которых личность получала бы возможность активно удовлетворять свое стремление к самореализации. Одна из таких субкультур оформилась в движение исторической реконструкции, реализующее, с одной стороны, научные цели и методы ролевых игр для углубленного изучения вопросов истории, с другой, – обеспечивающее функции социализации, инкультурации и самореализации в сфере досуга через «погружение» в живую историю, ремесленничество, участие в спортивных состязаниях, творческую, коммуникативную, художественную деятельность в рамках фестивального движения, шоу, театрализации и иных видов бытования данного досугового сообщества.

Движение исторической реконструкции, возникшее в результате изменения традиционных способов проведения свободного времени, выступает фактором самореализации, во-первых, благодаря свободному личностному выбору и широкому спектру форм и средств досуговой деятельности, обеспечивающих долговременную и стабильную реализацию социально-педагогического (познавательного, творческого, ценностного,

коммуникативного, художественного) потенциала движения исторической реконструкции в виде влияния на отдельных индивидов и групп людей, коррекции перспектив их развития, изменения поведения и образа жизни; формирования и развития позитивных знаний, умений и навыков.

Во-вторых, бытование движения исторической реконструкции как досуговой общности в различных формах (формализованной, полуформализованной, неформальной) способствует вовлечению в него людей разных возрастов, в том числе индивидов второго и третьего возраста, для которых самореализация выступает основным содержанием социализации на этом отрезке жизненного пути.

В-третьих, увеличение временных рамок традиционных путей становления личности, «размывание» возрастных норм движения по этапам жизненного цикла, присущее современному российскому обществу, усложняет процессы личностного развития, в то время как движение исторической реконструкции благодаря свободе личностного выбора и разнообразия форм и средств деятельности способно обеспечить широкие возможности для коррекции индивидуальной траектории самореализации в любом возрасте, активизируя потребности в самообразовании, самовоспитании, самовыражении, а также позитивный результат самореализации для общества (в виде формирования социально одобряемых образцов историко-культурного самосознания и поведения в процессе актуализации культурного наследия) и для индивида (личностный рост, успешность, мобильность, хорошая адаптированность).

В то же время в силу своей молодости движение исторической реконструкции пока не стало предметом педагогического осмысления: исследователями не определены категории исторической реконструкции как социокультурного феномена; в силу многообразия форм организации (движение существует одновременно в виде неформальных, полуформализованных и формализованных объединений) и включенности в движение людей разных возрастов отсутствует четкое представление о формах существования исторической реконструкции как социально-педагогической общности; не исследован педагогический потенциал движения исторической реконструкции как средства самореализации личности в досуговой сфере. Отсутствие серьезных научных подходов к изучению самореализации личности на базе педагогических ресурсов движения исторической реконструкции детерминировано дефицитом эмпирических данных, на базе которых возможно оценить социально-педагогический ресурс движения и условия его реализации.

Вышесказанное предопределило основную проблему

диссертационного исследования, заключающуюся в ряде противоречий между:

а) реальными возможностями движения исторической реконструкции в обеспечении самореализации личности и степенью научного осмысления этого процесса;

б) значительным педагогическим потенциалом движения исторической
реконструкции в самореализации людей разных возрастов и степенью
реализации этого ресурса в практической деятельности досуговых сообществ
исторической реконструкции;

в) объективной потребностью российского общества в решении
ключевых проблем личностного развития, блокирующих процесс личностной
самореализации (утрата историко-культурной идентичности, социально-
культурная неинтегрированность, кризис идентичности на
экзистенциальном духовно-нравственном уровне) и недостаточной
разработанностью методических основ реализации ресурсов исторической
реконструкции в сфере духовно-нравственного самоопределения личности,
познавательной, социально-коммуникативной деятельности досугового
объединения.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Попытки анализа феномена самореализации личности предпринимались ещё классиками античности. На протяжении истории к анализу данного феномена применялись различные подходы: философский, социологический, психологический и социально-педагогический. Базис для анализа феномена самореализации личности заложили: убеждения в нравственной суверенности личности в этике Аристотеля и Платона; англоамериканские теории человеческого поведения Г. Брэдли и Б. Бозанкета; концепция самореализации Т. де Шардена; концепция самореализации в философии экзистенциализма А. Маслоу, К. Р. Роджерса, Э. Фромма, К. Хорни; понимание самореализации как сознательного, целенаправленного процесса роста и развития потенциала личности в разнообразии практической и творческой деятельности С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхановой-Славской; теория проявления самореализации через предметную деятельность и межличностные отношения И. С. Кона и др. Важную роль в данном исследовании самореализации представителей разных субкультур сыграла разработанная С. И. Кудиновым полисистемная модель самореализации личности.

Большую группу источников составили работы отечественных исследователей, посвященные проблеме самореализации личности в досуговой сфере, появившиеся за постсоветский период российской истории. Так, интерес прикладной культурологии к проблемам самореализации личности прослеживается в публикациях и диссертационных исследованиях и у современных классиков (М. А. Ариарский, Л. Г. Брылева, С. С. Комиссаренко, Н. Н. Ярошенко), и у молодых исследователей. В частности, работы Л. Р. Муллиной, Е. А. Бинеевой направлены на выявление механизмов самореализации средствами культурно-досуговой деятельности; исследования В. И. Гладилиной, А. В. Павлиновой, Е. Н. Ханиной определяют социально-педагогические условия самореализации в культурно-досуговой сфере; значительное число работ рассматривают вопросы специфики применения механизмов самореализации в

определённой, конкретной сфере досуговой деятельности: в хореографической самодеятельности (А. В. Окерешко), фитнес-клубе (К. С. Седова, А. Н. Аксенова), внеклассной деятельности (А. Енин) и др.

В отдельную группу источников вошла литература, посвящённая анализу движения исторической реконструкции. Несмотря на малое число исследователей этого нового явления, следует отметить, прежде всего, наличие культурологических (С. В. Богданов, И. В. Глухарев) и социологических диссертаций (Н. С. Божок), оказавших автору существенную помощь в исследовании феномена исторической реконструкции. Исследования социально-педагогической направленности, посвященные движению исторической реконструкции, представлены работами В. Ф. Кудашова, Е. Ю. Филоненко (авторами отмечены функции военно-исторической реконструкции), Д. А. Николаева (рассмотрен феномен военно-исторической реконструкции как формы изучения военной истории), Е. Л. Суздальцева (исследованы возможности военно-исторической реконструкции в процессе образования и воспитания школьников и студентов, подготовки будущих художников-педагогов), С. В. Раилко (рассмотрены новые формы работы молодежных организаций военно-исторической реконструкции), А. А. Рощина (военно-историческая реконструкция рассмотрена в русле патриотического воспитания). Публикации перечисленных авторов, во-первых, нацелены в основном на исследование военно-исторической реконструкции и не затрагивают историческое фехтование, живую историю и частичную реконструкцию истории на ролевых играх, во-вторых, акцентируют внимание на исторической реконструкции как феномене в основном молодежной культуры, хотя движение исторической реконструкции объединяет людей разных возрастов.

Обзор теоретической литературы позволил автору сориентироваться в современных проблемах самореализации личности, при этом многочисленные теоретические и эмпирические исследования зарубежных и отечественных авторов по проблеме самореализации личности высветили изобилие спорных и нерешенных вопросов, требующих более глубокого и разностороннего анализа. В частности, вне поля зрения исследователей находится главный вопрос: каковы возможности использования социально-педагогического потенциала движения исторической реконструкции для самореализации личности в условиях досуговой субкультуры.

Вышесказанное предопределило необходимость и целесообразность проведения данного исследования, цель которого – обосновать возможности самореализации личности в досуговой общности на базе педагогических ресурсов движения исторической реконструкции.

Цель исследования реализуется рядом задач:

1. С позиции комплекса гуманитарных наук охарактеризовать состояние проблемы самореализации личности в сфере досуга.

2. Рассмотреть сущность и природу исторической реконструкции как
социально-культурного феномена, выявить специфику движения
исторической реконструкции как социально-педагогической общности,
интегрирующей людей разного возраста, пола, национальности,
вероисповедания, местожительства.

3. Определить педагогический потенциал движения исторической
реконструкции как средства самореализации личности в досуговой сфере.

  1. Провести экспериментальное исследование возможностей самореализации личности в досуговых сообществах движения исторической реконструкции.

  2. Определить организационно-педагогические и социально-педагогические условия реализации ресурса движения исторической реконструкции в обеспечении самореализации личности.

  3. Экспериментально апробировать социально-педагогическую программу оптимизации индивидуальных сценариев самореализации личности в досуговой общности на базе ресурсов движения исторической реконструкции.

Объект исследования – личность, интегрированная в досуговое объединение исторической реконструкции, как субъект самореализации.

Предмет исследования – социально-педагогический процесс самореализации личности в досуговой общности на базе ресурсов движения исторической реконструкции.

Гипотезу исследования составили следующие предположения:

1. Результат самореализации личности находится в прямой
зависимости от того, насколько движение исторической реконструкции
способно обеспечить индивидуализацию жизненного пути, условия
формирования историко-культурной идентичности, духовно-нравственного
самоопределения личности и социальную интеграцию участников
объединения.

2. Досуговое сообщество движения исторической реконструкции
может стать фактором социальной и индивидуальной установки на
самореализацию личности, если в рамках данной социально-педагогической
общности будет обеспечена научно обоснованная, долговременная и
стабильная реализация социально-педагогического потенциала движения
исторической реконструкции в виде влияния, изменения поведения и образа
жизни отдельных индивидов и групп людей, коррекции перспектив их
духовно-нравственного самоопределения; развития позитивных знаний,
умений, качеств личности и формирования ответных позитивных
познавательных реакций; условий для социальной интеграции.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

В определении теоретико-методологических позиций автора существенную роль сыграли: разработанная в Санкт-Петербургском государственном институте культуры концепция досуга как фактора рекреации, явления культуры и средства гармоничного развития личности (М. А. Ариарский,

Г. М. Бирженюк, И. А. Ивлева, А. П. Марков, А. А. Сукало, В. Е. Триодин и др.); деятельностная теория развития личности в условиях социальной группы (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Мудрик и др.); теория самореализации, рассматриваемая как свободный выбор человеком жизненной стратегии личностного роста (А. Маслоу, К. Роджерс), как процесс осуществления всеобщего через конкретное и становление индивидуального через универсальное (Г. Брэдли, И. В. Солодникова); идеи коллективного творчества, присущие педагогике сотрудничества (И. П. Иванов); идеи существования современного человека в диалоге культур и цивилизаций (школа диалога культур В. С. Библера, С. Ю. Курганова); теория приоритета личностного саморазвития, самоопределения и самореализации, заложенные в педагогике свободы О.С. Газмана; принципы самостоятельной активности и осознанности познания, свободного выбора видов, форм и содержания творческой деятельности, отраженные в педагогике сотворчества (С. В. Нилова, Ю. В. Сенько).

Экспериментальная база исследования: санкт-петербургское и московское отделение добровольного некоммерческого объединения военно-исторической направленности «Ржавый легион» (Санкт-Петербург – Москва Россия), клуб исторической реконструкции «Конунг» (Сумы, Украина), клуб исторического фехтования «Берн» на базе Спортивного центра «Эскалибур» (Санкт-Петербург, Россия). Промежуточные и итоговые результаты эмпирического исследования были получены в процессе проведения констатирующего эксперимента, которым было охвачено 943 участника движения исторической реконструкции из клубов России, Украины и Беларуси, а также формирующего и контрольного педагогического эксперимента. Сравнительную базу составили по 60 представителей других субкультур из клубных объединений байкеров, трейсеров и фрираннеров. Базы исследования соответствовали требованиям широты и типичности выборки.

Организация и методика исследования. Цель исследования и характер решаемых задач обусловили необходимость комплексного подхода к использованию методов структурного анализа, с позиций которого рассмотрены природа, формы и функции движения исторической реконструкции, и системного анализа, позволившего выявить закономерности самореализации личности в сфере досуга. Методика исследования включала четыре этапа.

На первом этапе (2012-2013 гг.) изучалась история и теория вопроса, уточнялись ключевые понятия исследования – «историческая реконструкция», «реконструктор», «участничество», «самореализация личности в сфере досуга» и др., анализировались теоретические подходы к изучению самореализации в сфере досуга и на базе ресурсов движения исторической реконструкции. Сбор первичной социальной информации методом включенного наблюдения, а также анализ документального потока

научных публикаций, периодики, электронных источников, способствовали разработке гипотезы исследования, определению инструментария и траектории поисково-констатирующего эксперимента.

На втором этапе исследования (2013–2014 гг.) был проведен поисково-констатирующий эксперимент с целью изучения специфики самореализации личности в досуговых сообществах движения исторической реконструкции. Для получения эмпирических данных использовались: метод включенного наблюдения; авторская методика оценки самореализации по стандартизированным характеристикам; интент-анализ на основе списка ценностей из методики Э. Деси и Р. Райана «Жизненные цели» (в модификации Н. В. Клюевой и В. И. Чиркова). Также для изучения мотивационного компонента участия в движении исторической реконструкции автором была разработана и размещена на сервисе Survio анкета «Что дает человеку историческая реконструкция» (выборка формировалась через социальные сети по методу «снежного кома», что дало возможность опросить 943 участника движения исторической реконструкции из России и стран СНГ); для участников других субкультурных сообществ автором были разработаны анкеты «Что дает человеку байкерское движение» и «Что дает человеку паркур и фриран». Эмпирические данные после обобщения и упорядочивания значений позволили определить характер самореализации участников движения исторической реконструкции, а также состояние и возможности оптимизации процесса самореализации в различных по организационной структуре сообществах исторической реконструкции. Материалы опросов обеспечили основу для разработки социально-педагогической программы оптимизации индивидуальных сценариев самореализации личности в досуговой общности на базе педагогического ресурса движения исторической реконструкции.

На третьем этапе исследования (2015–2017 гг.) с помощью методов социокультурного проектирования осуществлялся формирующий педагогический эксперимент, заключающийся в разработке и внедрении программных средств обеспечения самореализации личности в клубных структурах движения исторической реконструкции.

На четвертом этапе (2017–2018 гг.) осуществлялась проверка и систематизация экспериментальных данных, полученных в контрольном эксперименте. Результаты и выводы исследования проходили апробацию на международных научных и научно-практических конференциях в России и за рубежом.

Научная новизна исследования отражена в конкретных результатах, полученных автором, а именно:

1) расширено представление о понятии исторической реконструкции, дана его трактовка как социокультурного явления, представляющего собой форму культурного самовыражения и результат творчества отдельных лиц, групп или обществ, имеющего культурное содержание; как явления культурной жизни, осуществляющего коммуникацию в виде контакта

культурных пластов не только в пространстве (между различными этно-национальными культурами), но и во временном континууме – между современностью и историческим прошлым, но ограниченную направлением от настоящего – к прошлому; как социально-педагогической среды, пространства личностной самореализации и признания (п. 7. Междисциплинарные исследования социально-культурной деятельности с позиций социально–педагогической антропологии, педагогики, культурологи, социологии, психологии и др. (актуализация педагогической составляющей социально-культурной деятельности) Паспорта специальности 13.00.05 ВАК РФ);

2) дано оригинальное определение и введено в научный оборот понятие «движение исторической реконструкции», под которым понимается социально-педагогическая общность с присущими ей самоорганизацией, определенной устойчивостью, участничеством, отсутствием жесткого членства, субкультурными характеристиками (название, лидер или кумир, фольклор, мода и атрибутика, нормы взаимоотношений, сленг); конкретизирована трактовка движения исторической реконструкции как социально-культурной практики, решающей задачи самореализации личности в сфере познавательной деятельности, личностной включенности в социально-коммуникативную деятельность и обеспечения духовно-нравственной активности личности реконструктора, результатом чего становится польза для социума и удовлетворенность самой личности за счет реализации ею своих сущностных сил (п. 4. Теории и концепции социально-культурной деятельности (теории социально-культурной деятельности) Паспорта специальности 13.00.05 ВАК РФ);

  1. выявлен и раскрыт педагогический потенциал движения исторической реконструкции, проявляющийся (а) в многообразии видов деятельности и (б) в специфике деятельности, в рамках которой возможна самореализация участников движения в духовно-практической, познавательной, соиально-коммуникативной деятельности и игре (п. 5. Практика социально-культурной деятельности (социальные (социально-педагогические) технологии) Паспорта специальности 13.00.05 ВАК РФ);

  2. проведено не имеющее аналогов теоретико-эмпирическое исследование самореализации личности в движении исторической реконструкции, в научный оборот вовлечен новый фактический материал, на основании которого научно обоснована Социально-педагогическая программа оптимизации индивидуальных сценариев самореализации личности в досуговой общности на базе педагогических ресурсов движения исторической реконструкции, опирающаяся в широком смысле на самодеятельность как свободное деяние личности, определяющей в нем себя; востребующая потенциал исторического знания как базис для педагогически организованного процесса интерпретации, трансляции, деятельностного воссоздания исторических традиций и формирования личности через вхождение в культуру и постижение ее смыслов и

ценностей; носящая выраженный духовно-нравственный и личностно-ориентированный характер (п. 4. Теории и концепции социально-культурной деятельности (теории социально-культурной деятельности) Паспорта специальности 13.00.05 ВАК РФ).

Теоретическая значимость исследования заключается в результатах комплексного анализа социально-педагогической сущности движения исторической реконструкции и условий ее осуществления для успешной самореализации личности. Конкретные результаты представляют собой:

  1. уточнение понятия самореализации личности в условиях досуговой общности как целенаправленного процесса личностного роста, использующего формы, средства и методы социально-культурной деятельности для формирования социально одобряемых образцов личностной успешности;

  2. обоснование зависимости показателей самореализации личности в условиях движения исторической реконструкции от направлений деятельности, используемых форм ее организации и режимов функционирования сообществ исторической реконструкции;

  3. типологию индивидуальных сценариев самореализации личности, основанную на критериях удовлетворенности развитием личностного потенциала, удовлетворенности собственной познавательной, социально-коммуникативной, духовно-нравственной активностью.

Практическая значимость исследования проявилась в следующем:

1) разработаны стандартизированные характеристики и методика
оценки самореализации личности в сфере досуга средствами исторической
реконструкции;

2) на базе педагогических ресурсов движения исторической
реконструкции разработаны организационно-педагогические и психолого-
педагогические программные средства, позволяющие решать задачи: для
клуба исторической реконструкции как института, помогающего
самореализации личности, – обеспечивать возможности достижения
личностью высокой степени самореализации; для членов и участников
клубных сообществ – обеспечивать возможности развития/коррекции
индивидуальных сценариев самореализации в познавательной, социально-
коммуникативной деятельности, духовно-нравственном самоопределении.

Теоретико-методологическое обоснование технологии формирования индивидуальных сценариев самореализации личности в клубных объединениях исторической реконструкции может служить базисом для дальнейших исследований в области развития и коррекции самореализации личности в сфере досуга. Отдельные положения диссертации нашли отражение в авторских учебно-методических комплексах по предметам «Социально-культурная деятельность», «Социально-культурные методики популяризации искусства», «Культуроохранные технологии». В содержательном и методическом аспектах материалы данного диссертационного исследования могут найти применение в программах

тренингов личностного роста, направленных на повышение креативности личности и саморазвитие, а также быть использованы при разработке методических рекомендаций, подготовке учебных пособий для студентов педагогических вузов и вузов культуры, повышении квалификации специалистов социально-культурной сферы.

Основные результаты, полученные автором, выносятся на защиту:

1. Стандартизированные характеристики самореализации личности,
служащие индикатором качества социально-культурной и социально-
педагогической деятельности в клубных сообществах исторической
реконструкции, и включающие оценку осознанности, активности,
устойчивости познавательной деятельности, обеспечивающей историко-
культурную идентичность личности через познание прошлого и ролевое
погружение в историческую среду (познавательная самостоятельность,
познание себя, преодоление стереотипов, личностное самопредъявление);
социально-коммуникативной деятельности, обеспечивающей социальную
интеграцию и социализацию (информационное и интеллектуальное
лидерство, направленность на других людей, социальную инициативу,
поддержание движения исторической реконструкции); духовно-
нравственной активности личности, обеспечивающей самоопределение и
экзистенциальную идентичность личности (усвоение и соблюдение
нравственных ценностей, направленность на движение, культуру и
искусство, труд, природу).

2. Социально-педагогическая программа оптимизации
индивидуальных сценариев самореализации личности в досуговой общности
на базе ресурсов движения исторической реконструкции, включающая:

а) совокупность принципов (добровольности участия; открытости
клубного сообщества; развития самодеятельности и инициативы; личностно-
ориентированной и практико-ориентированной направленности
педагогического процесса), обеспечивающих развитие и совершенствование
личности в процессе освоения, оценки, воспроизводства, трансляции и
дальнейшего развития культурно-исторического знания в различных
социокультурных формах;

б) оптимальные формы деятельности, обеспечивающие
результативность самореализации личности в условиях движения
исторической реконструкции, и реализуемые режимами деятельности
(«ремесленный цех», «витрина», «репетиция», «проектно-конструкторское
бюро», «встреча знатоков», «гастроль», «тусовка», «философский кружок») в
клубах типа: функционерский клуб, творческий клуб и «реактивная группа»;

в) совокупность форм деятельности, используемых клубами
исторической реконструкции, и способствующих эффективной
самореализации: мероприятия (организуются членами клубов для себя и
участников движения с целью развлечения, отдыха, просвещения, обучения,
коммуникации, укрепления здоровья); ролевые игры живого действия
(полигонные, павильонные); коллективные дела (характеризуются

общественно значимой направленностью содержания, самодеятельностью и деятельно-созидательной позицией членов клубов);

г) оптимальные средства обеспечения эффективной самореализации
личности в условиях движения исторической реконструкции (реконструкция
произведений искусства через крафтинг, воссоздание по нотным и иным
историческим источникам музыкальных произведений, фольклора, танцев,
ритуалов и их исполнение; создание образа исторического персонажа;
тренировки и конкурсы; живое слово; специальная литература);

д) совокупность психолого-педагогических методов обеспечения
результативности самореализации личности в досуговых сообществах
движения исторической реконструкции, включающих: эвристические;
тренинговые; оценочные; методы стимулирования самореализации личности;
вовлечения в историко-реконструкторскую деятельность; стимулирования
социально-культурной активности; формирования сознания;

е) цели, содержание и результат трех компонентов самореализации
личности: формирование историко-культурной идентичности личности,
социальной интеграции участников объединения, духовно-нравственного
самоопределения личности реконструктора.

3. Программные средства оптимизации индивидуальных сценариев самореализации личности в досуговой общности на базе ресурсов движения исторической реконструкции, включающие:

а) комплекс организационно-педагогических мер обеспечения эффективной самореализации личности, интегрированной в движение исторической реконструкции, во взаимодействии всех участников клубного сообщества, характеризуемый:

- совокупностью целевых подпрограмм: «Реорганизация деятельности
клуба» (ориентирована на расширение спектра видов деятельности, форм и
режимов функционирования клуба исторической реконструкции), «Состав
клуба» (направлена на создание воспитательной системы, объединяющей в
различных видах совместной деятельности участников движения
исторической реконструкции разного возраста, пола, социального статуса),
«Менеджмент клуба» (направлена на внедрение в деятельность клуба
исторической реконструкции инновационных педагогических и
управленческих технологий);

- этапами реализации Программы развития клуба исторической
реконструкции: проектировочным (анализ деятельности клуба за последние
два года и выявление тенденций, противоречий, проблем и нерешенных
вопросов; выявление приоритетных направлений развития клуба
исторической реконструкции и проектирование его деятельности на
среднюю (1 год) и дальнюю перспективу (2–3 года); обсуждение
актуальных социально-педагогических проектов с членами клуба и на
«офицерском совете», разработка и утверждение Программы развития клуба
исторической реконструкции и целевых подпрограмм; представление
Программы целевым группам и широкой общественности на сайте клуба);

внедренческим (реализация социально-педагогических проектов и управленческих задач в составе целевых подпрограмм, отслеживание результатов, внесение корректив в содержание Программы; мониторинг результативности выполнения мероприятий Программы; проверка критериев и показателей эффективности реализации Программы) и оценочным (оценка достигнутых результатов Программы; оценка деятельности клуба исторической реконструкции; анализ эффективности реализации Программы);

- результатами реализации подпрограмм: переходом клуба
исторической реконструкции в организационную форму, обеспечивающую
высокую результативность самореализации личности, расширение спектра
видов деятельности клуба и режимов его функционирования; увеличением
числа членов и участников клуба, их более разнородный состав;

- критериями эффективности реализации программных средств,
включающих: показатели результатов клубной деятельности (динамика
числа членов и участников клуба; количество и качество мероприятий, игр,
дел, в которых клуб принял активное участие как организатор (со-
организатор) и пассивное участие как заказчик, партнер и т. п.; динамика
числа совместных проектов, реализованных членами и участниками клуба) и
показатели удовлетворенности членов и участников клуба качеством
деятельности клуба (удовлетворенность открытостью клуба; степенью
реализации игровых, экономических и иных задач клуба; процессом
получения новых знаний и обменом ими в процессе общения;
возможностями реализации потребности в творчестве; организацией
дружеского общения в клубе);

б) комплекс психолого-педагогических мер обеспечения эффективной самореализации личности, интегрированной в движение исторической реконструкции, характеризуемый:

- совокупностью целевых подпрограмм: «Развитие познавательной
активности личности» (ориентирована на отбор и реализацию видов клубной
деятельности по развитию познавательных установок и повышению
удовлетворенности членов клуба возможностями для формирования
историко-культурной идентичности личности); «Развитие социально-
коммуникативных установок членов клуба» (ориентирована на отбор и
реализацию видов клубной деятельности по социальной интеграции членов и
участников клуба исторической реконструкции и повышение их
удовлетворенности собственной социально-коммуникативной
деятельностью); «Развитие духовно-нравственной активности личности»
(ориентирована на отбор и реализацию видов клубной деятельности по
развитию системы ценностей членов и участников клуба исторической
реконструкции, повышение их удовлетворенности возможностями духовно-
нравственного самоопределения, предоставляемыми клубом);

- этапами реализации: проектировочным (предполагает оценку
показателей самореализации личности в условиях клуба исторической

реконструкции; анализ причин несбалансированности самореализации личности; выявление приоритетных направлений деятельности клуба по развитию индивидуальных сценариев самореализации); внедренческим (предполагает решение социально-педагогических задач по коррекции индивидуальных сценариев самореализации в условиях клуба, отслеживание результатов, внесение корректив в содержание Социально-педагогической программы; проведение мониторинга результативности её выполнения); оценочным (оценка результатов Социально-педагогической программы и анализ эффективности ее реализации);

- результатом реализации программных средств (динамика
самореализации членов и участников клуба исторической реконструкции);

- критериями эффективности реализации программных средств,
включающими: количество членов и участников клуба исторической
реконструкции, имеющих высокий уровень познавательных установок,
социально-коммуникативной и духовно-нравственной активности;
увеличение качественных показателей самореализации членов и участников
клуба по стандартизированным характеристикам самореализации личности.

Достоверность результатов исследования определяется использованием комплекса взаимодополняющих теоретико-эмпирических методов, отобранных в соответствии с заявленной целью, задачами, предметом исследования и логикой поисково-констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в формах:

– выступлений автора с докладами на конференциях «Байкальские встречи–VIII: Историко-культурное наследие региона как фактор социально-экономического развития» (Улан-Удэ, сентябрь 2014 г.), «Развитие досуговой индустрии: история, теория и практика российских регионов» (Омск, май 2015 г.), «Традиции и современное состояние культуры и искусств» (Минск, Беларусь, сентябрь 2017 г.); участия в конференциях «Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России» (Санкт-Петербург, январь 2013 г.), «STUDIUM: Педагогика высшей школы: интерактивные технологии в образовании и культуре» (Санкт-Петербург, март 2013 г.), «Zbir raportw naukowych. Nauka dzi: teoria, metodologia, praktyka, problematyka» (Варшава, июль 2014 г.), международном научном форуме студентов, магистрантов, аспирантов «Наука в исследованиях молодых» (Новосибирск, май 2013 г.), Стрельцовских чтениях-2014 (Москва, 2014 г.);

– публикации 6 статей в рецензируемых научных журналах из перечня, рекомендованного ВАК Минобрнауки РФ для опубликования результатов диссертационных исследований общим объемом 3,5 п. л.;

– публикации 12 научных трудов в периодических научных изданиях и сборниках научных трудов общим объемом 3,8 п. л.;

– публикации 1 монографии объемом 8,3 п. л.

Структура исследования определена логикой исследования, его целями и задачами. Диссертация содержит введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Состояние проблемы самореализации личности в сфере досуга в системе гуманитарного знания

В условиях современных информационных, экономических и социально-культурных преобразований, претерпеваемых российским обществом, потребность личности в самореализации как наивысшая в иерархии потребностей определяет поиски путей развития педагогически обоснованных условий ее осуществления.

Прежде всего, целесообразно уточнить само понятие самореализации. В справочной литературе наблюдаются существенные различия в подходах к этому определению, самореализация рассматривается как цель личностного развития1; как активная жизненная установка2; как потенциал личности3, однако есть и общие характеристики: во-первых, самореализация рассматривается прежде всего с позиции деятельностного подхода; во-вторых, в широком значении самореализацией называют реализацию потенциала личности. Следует также упомянуть об употреблении в научной литературе целого ряда других понятий, связанных с проблемой самореализации, среди которых чаще всего встречается «самосовершенствование», «самовыражение», «самоутверждение», «самоактуализация», а также «всестороннее развитие личности». Не отвлекаясь на дискуссию о соотношении этих понятий, следует подчеркнуть согласие автора с утверждением Е.Р. Южаниновой, что все перечисленные понятия связаны с проявлениями человеческого Я 4.

Анализ феномена самореализации личности предполагает предварительное рассмотрение философского, социологического, психологического и социально-педагогического подходов к изучению данного явления, базис для разработки которого заложили научные концепции зарубежных ученых, в частности: убеждение в нравственной суверенности личности в этике Аристотеля и Платона; англо-американские теории человеческого поведения (Г. Брэдли, Б. Бозанкет); концепция самореализации Т. де Шардена; концепция самореализации в философии экзистенциализма «гуманистическими психологами» (А. Маслоу, К.Р. Роджерс, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон и др.).

Так, Аристотель, как и многие мыслители Древнего мира, придерживался идеи о зависимости развития личности и образа жизни. В соответствии с его концепцией, важными для человека являются реализация его природных возможностей, смысла и назначения своей жизни, свободный выбор своей судьбы, разумная деятельность, «точная мера» в поведении и человеческая своих внутренних возможностей и способностей активность5. В этике самовозвышения личности Платон считает главным духовное самосовершенствование, которое достигается путём подавления чувственных потребностей, где «озарение – путь познания истины»6, а сама истина – путь познания блага. Хотя идея блага в принципе трудноопределима, в этике Платона важным выступает не то, куда человек придет в результате своего самосовершенствования, а то, откуда человек должен уйти, чтобы само по себе совершенствование стало возможным.

Представитель объективно-идеалистической философской антропологии Б. Бозанкет рассматривал человека как существо, которое умеет и может само себя создавать. Английский философ-идеалист Г. Брэдли также уделил учению о самореализации ключевое место в своей философии, подразумевая под самореализацией возможную связь между Абсолютом и человеком, которую можно рассматривать с двух сторон: как процесс осуществления всеобщего через конкретное, и как становление индивидуального через универсальное. Фактически это – преобразование внутреннего содержания в содержание вовне. Г. Брэдли рассматривает поступок как акт, где через индивидуальную волю универсальная воля может реализовать себя, то есть говорит о самореализации воли. Понятие же самореализации определяется диалектическим методом через ряд определений: цели, поступка, идеала7.

Согласно французскому монисту Т. де Шардену, человек может полагаться только на самореализацию себя как личности, причем в плодотворной ориентации, основанной на любви, добре, красоте, совести, свободного выбора направления творческой реализации заложенных в личности природных возможностей. Таким образом, можно отметить три формы активной позиции личности в жизни: собственное творчество; освоение результатов творчества других, оправданное ощущением единства; ценностное отношение к окружающему миру. При этом человеку становятся доступными три ступени самоопределения личности – самопознание, самосовершенствование, самореализация – соответственно раскрытию сущности природы в человеке, человека в обществе, личности в природе8.

Делая промежуточный вывод, можно сказать: и понимание суверенности личности в этике Аристотеля и Платона, и теория человеческого поведения Г. Брэдли и Б. Бозанкета, и философское понимание человека у Т. де Шардена становятся ядром для педагогического понимания человека как существа, которое постоянно и заново определяет себя, т.е. само себя развивает, совершенствует. Самореализация человека становится возможной при условии диалектической взаимосвязи самоизменения и мироизменения: постигая и открывая себя, личность одновременно осмысливает мир; постоянно изменяя себя, нацеливая себя на совершенствование, человек изменяет мир.

Представители зарубежной гуманистической психологии К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм указывали на экзистенциальность самореализации личности. Так, самоактуализация для К. Роджерса – это стремление личности к развитию, росту, самовыражению, самостоятельности, являющееся врождённым для каждого человека. В поздние годы жизни К. Роджерса его теория включала в себя положение о том, что стремление к полноценному, здоровому развитию не является подавляющей силой, но, как правило, бывает преобладающей и мотивирующей. Во многом его позиция здесь сходится с позицией А. Маслоу.

А. Маслоу, соглашаясь с К. Роджерсом, приписывал человеку стремление к актуализации врождённых потенциальных возможностей. На уровне человека он определял самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человек от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или «ненужных», или «ненастоящих») проблем жизни так, что он может обратится к «настоящим» проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения), – и не только обратится, но и устоять перед ними, и взяться за них. Т.е. самоактуализация – это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих к настоящим проблемам»9.

Оба исследователя принципиально сходятся в представлениях о том, что есть человек, двигающийся по пути самоактуализации: это полноценно функционирующая личность, характеризующаяся согласованностью между чувством самости и качествами организма, любовью к себе и другим, открытостью к опыту и практически постоянными изменениями в жизни (К. Роджерс)10, испытывающая пиковые переживания, неэгоистическую любовь и ведущая творческое существование (А. Маслоу)11. А. Маслоу связывает самоактуализацию с индивидуализацией.

Э. Эриксон считал самоактуализацию свойством зрелой личности и связывал её с обретением полноценного самосознания и социокультурной идентичностью12. Феномен идентичности Э. Эриксон рассматривал на трех основных уровнях: индивидуальном (как осознание человеком собственной временной протяжённости); личностном (как ощущение уникальности и неповторимости собственного жизненного опыта); социальном (как аккультурацию и социализацию индивида через его внутреннее согласие с социальными и групповыми стандартами). Утрата идентичности, по сути, означает невозможность личностной самореализации.

Таким образом, содержание самореализации в психологической науке раскрывается, прежде всего, в проявлении потенциала человека через различные виды активности в процессе аккультурации, социализации и инкультурации.

Социокультурный феномен исторической реконструкции

Социально-политические перемены и события начала 1990-х гг. привели к радикальному переосмыслению исторического прошлого: от методологически обоснованного классового подхода, присущего советскому периоду, российская научная мысль перешла к поиску и выработке собственных методологических ориентиров и реализации научно-исследовательских программ. В первую очередь, пересмотру подверглось наше историческое прошлое. Следствием этого стало, во-первых, пробуждение и постепенное нарастание неподдельного интереса к своему историческому наследию со стороны как профессионального сообщества, так и любителей, во-вторых, появление множества фальсификаций и ошибок в трактовке истории, возникающих по причине различий в ценностных факторах и оценочных суждениях в процессе реконструкции истории.

Актуализация интереса к исторической реконструкции детерминировала различия в понимании данного концепта в границах разных наук. С одной стороны, под исторической реконструкцией в профессиональных кругах историков, археологов, философов понимается метод и результат исторической науки. С другой стороны, расширение внимания широкой общественности и СМИ к практике восстановления исторических событий, процессов и технологий привело к формированию устойчивого понимания исторической реконструкции как ролевого движения, ставшего в последнее десятилетие предметом научного интереса со стороны социологов и культурологов. В рамках данного раздела диссертации автор ставит задачу рассмотреть концепт исторической реконструкции с разных научных точек зрения.

В своей сути реконструкция является многогранным социокультурным феноменом, включающим в себя три подхода:

1. историческая реконструкция как метод исторической науки;

2. историческая реконструкция как область культуры;

3. историческая реконструкция как форма развивающего досуга, хобби, которое объединяет людей в формализованные или неформальные субкультуры на основе общих интересов.

В философской и исторической литературе сформировался подход к пониманию исторической реконструкции как метода, этапа и процесса:

а) метода исторической науки, суть которого заключается в восполнении пробелов в историческом знании (Н. И. Кареев и др.);

б) этапа исторического познания (И.Д. Ковальченко, Э.Н. Лооне, В.П. Фомин и др.);

в) процесса исследования определенного фрагмента исторической реальности, включающего в себя подготовительный этап (выбор темы, объекта исследования, историографический анализ); этап, связанный со сбором и анализом исторических источников; а также этап отображения исторической реальности на основе данных, извлеченных из источников (В.А. Давыдов)41.

Среди методологических проблем исторического познания, которые рассмотрены в философии позитивизма, объективизма, экзистенциализма, следует выделить проблему, связанную с нехваткой исходного материала, сохранившегося до наших дней и необходимого для воссоздания целостной картины прошлого. Имеется в виду метод исторической реконструкции, позволяющий получить целостное представление о прошлом, несмотря на неполноту и фрагментарность исторических источников. Изучение данной проблемы нашло свое отражение в трудах многих советских ученых-философов, историков – И.М. Есипчука, В.Ф. Земниека, A.M. Коршунова, В.И. Красноперова, Н.И. Кузнецова, Э.Н. Лооне, Б.Д. Могильницкого, С.П. Сайко, А.И. Уварова, A.C. Уйбо, В.П. Фомина, Н.П. Французовой, В.Ф. Шаповалова и др.

Отметим, что одним из первых историческую реконструкцию рассмотрел А.И. Уваров. Он подразумевал под ней «теоретическое воссоздание явлений прошлого, в первую очередь, их сущности, в эмоциональной форме»42. A.M. Коршунов и В.Ф. Шаповалов исторической реконструкцией считают особый «метод познания прошлого, характеризующийся с точки зрения структуры исследования единством прямого и косвенного способов познания при ведущей роли последнего»43. A.C. Уйбо, в свою очередь, рассматривает реконструкцию как процесс исследования определенного фрагмента истории, выделяя два этапа:

1) работа с историческими источниками, в ходе которой с помощью технических средств познания декодируется вся доступная структурная информация, заключенная в них;

2) интерпретация и синтез данных, полученных в ходе первого этапа. В ходе этого синтеза используются знания, полученные вспомогательными историческими дисциплинами и другими науками44.

Э.Н. Лооне считает реконструкцией этап исторического познания, который предшествует традиционным – эмпирическому и теоретическому45. В.П. Фомин, напротив, считает, что это заключительный этап исследования, цель которого – «воссоздание возможно полной картины исторического явления в рамках соответствующей исторической обстановки»46 на базе интерпретации имеющихся данных с помощью законов.

Однако все вышеперечисленные авторы едины во мнении, что реконструкцию с историческим познанием связывает отсутствие прошлого в настоящем и вызванная этим ретроспективность. В.Ф. Шаповалов к данному обоснованию необходимости исторической реконструкции добавляет еще два компонента: своеобразие исторических источников, где обязательно присутствует личность творца и принципиальное различие познавательных позиций очевидца прошлого и познающего субъекта, изучающего прошлое с точки зрения современности47.

Таким образом, с позиции восприятия исторической реконструкции как метода исторической науки, целесообразно выделить познавательную деятельность исследователя, которая обеспечивает успешность историко-культурной идентичности личности через познание прошлого.

Второй аспект понимания исторической реконструкции – как области культуры – сложился в системе научного познания благодаря исследованиям Н.С. Божка, И.В. Глухарева, А.В. Деминой и др. В диссертации И.В. Глухарева внимание акцентируется на том, что историческая реконструкция – область науки и культуры, позволяющая по имеющимся данным различных источников восстановить и воспроизвести в комплексе какую-либо область деятельности человека с учетом социальных отношений, материальной культуры, традиций и духовного состояния, воспроизводимых максимально приближенно к оригинальным, что делает возможным оценить реконструируемую культуру взглядом непосредственного наблюдателя48. Несомненными достоинствами исследования И.В. Глухарева является то, что он выделяет историческую реконструкцию как элемент современной культуры и как общественно-культурное нововведение, т.е. часть творческого устроения досуга, инициируемого «снизу». Вместе с тем, работам данного автора присуща эклектичность понятий и слабая структурированность выводов, что вполне закономерно для первопроходца новой научной тематики.

Одновременно с пробуждением научного интереса к исторической ретроспективе, среди непрофессионалов зародилось и стало активно развиваться движение исторической реконструкции. На настоящий момент оно представляет собой важный объект социальной реальности и своеобразную характеристику социального благополучия общества, благодаря которому происходит эффективное совмещение досуга с познанием, саморазвитием и самосовершенствованием. По этой причине научное исследование социально-культурного потенциала исторической реконструкции как социального движения и явления современной культуры целесообразно считать показателем не только социальной зрелости общества, но и качества социальной жизни.

Один из ведущих теоретиков современной отечественной педагогики А.М. Новиков отмечал, что деятельность (к примеру, историческая реконструкция) только тогда оказывает существенное воспитательное воздействие на её участников, если воздействие истории подкрепляется педагогическими методами воздействия49. Историческая реконструкция как форма развивающего досуга, хобби, которое объединяет людей в формализованные или неформализованные субкультуры на основе общих интересов, представлена также в педагогических исследованиях, ориентированных на изучение ролевых игр живого действия (И.В. Герлах50, А.А. Горин51, В.А. Гущин52, А.В. Демина53, О.Э. Никитина54, Д.Б. Писаревская55, А.В. Царева56 и др.).

Экспериментальное исследование возможностей самореализации личности в досуговой общности

В данном разделе диссертационного исследования ставится цель определить специфику проблемного поля самореализации в условиях досуговой деятельности и возможностей личностного развития в досуговом сообществе (в сфере познавательной, социально-коммуникативной деятельности и духовно-нравственной активности личности).

Задачи поисково-констатирующего этапа педагогического эксперимента:

разработка критериально-диагностического аппарата определения уровней самореализации личности;

проведение экспериментально-диагностических мероприятий, обобщение и интерпретация полученных результатов.

Объектом экспериментального исследования стали участники трех досуговых сообществ: движения исторической реконструкции, байкерской субкультуры, субкультуры трейсеров и фрираннеров108. Выбор представителей данных субкультур был обусловлен схожей мотивацией участия в движениях:

возможностями в рамках субкультуры развиваться в физическом плане, создавать субкультурный образ (оформлять внешность);

все досуговые сообщества акцентируют внимания не на способе, а на опыте восприятия;

в них официально отсутствуют половозрастные ограничения (в паркуре и фриране ограничения не зависят от возраста или пола, а связаны с физическими данными участников).

Предметом экспериментального исследования стали особенности самореализации индивидов, включенных в указанные досуговые сообщества. Под самореализацией личности в условиях досуга автором понимается процесс самопроектирования участником, интегрированным в досуговое сообщество, субъективного образа «Я» и создания условий для обеспечения движения к этому образу посредством реализации способностей в сфере познавательной деятельности, личностной включенности в социально-коммуникативную деятельность и обеспечения духовно-нравственной активности личности, результатом чего становится польза для социума и удовлетворенность самой личности за счет реализации ею своих сущностных сил.

Рабочие гипотезы исследования включали три предположения:

(1) движение исторической реконструкции отличается от указанных субкультур тем, что в большей мере обеспечивает разнонаправленность личностного развития в многообразии практик и их содержательности;

(2) самореализация участников движения исторической реконструкции сопряжена с реализацией познавательных, социально-коммуникативных установок, духовно-нравственной активностью личности;

(3) индивидуальные сценарии самореализации участников движения исторической реконструкции направлены в равной мере на развитие историко-культурной идентичности, преодоление социально-культурной неинтегрированности и обеспечение самоопределения и экзистенциальной идентичности личности.

Теоретико-методологическую основу экспериментального исследования составили теоретические подходы к пониманию самореализации как деятельностного развития личности в условиях социальной группы (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Мудрик и др.); свободного выбора человеком жизненной стратегии личностного роста (А. Маслоу, К. Роджерс), процесса осуществления всеобщего через конкретное и становление индивидуального через универсальное (Г. Брэдли, И.В. Солодникова109), содеятельности и сотворчества с другими людьми, социумом и миром в целом (Л.А. Коростылева 110).

Автором были отобраны следующие методики исследования: анкетирование, интент-анализ документов, включенное наблюдение и оценка по авторским таблицам стандартизированных характеристик (табл. 2.1).

а) Анкетирование респондентов – выявление возможностей личностного развития в условиях досугового сообщества (см. Приложение 3).

Анкетирование проводилось в апреле-августе 2015 г. среди участников движения исторической реконструкции (943 респондента) и двух других субкультур: представителей байкерской субкультуры (60 респондентов), трейсеров и фрираннеров (60 респондентов).

Проведенный анкетный опрос показал, что историческая реконструкция предоставляет широкий спектр возможностей в эмоционально-коммуникативном плане (интересное, насыщенное общение отметили 70,3% респондентов, возможность познакомиться с новыми людьми – 61%, найти единомышленников – 57,2%); релаксации (отдохнуть от работы/учебы – 59,6%, снять психологическое напряжение, стресс – 59% и накопившуюся агрессию – 43,5%); эскапизма (пожить в другом мире, эпохе – 53,6%, убежать от реальности – 26,4%); но главное – в плане обеспечения возможностей для личностного роста и самосовершенствования: физического (53,6%), интеллектуального (37,8%), развития креативности (38,6%), формирования воли (36,6%), проявления талантов (актерского – 23,8%, лидерского – 19,9%, а также умений и навыков, косвенно связанных с деятельностью досугового сообщества, например, в создании костюмов/оружия прошлых эпох – 24,1%) (см. табл. 2.2).

В отношении предоставления возможностей для самосовершенствования другие субкультуры – байкерская, паркур и фриран – проигрывают исторической реконструкции, особенно в плане возможностей интеллектуального роста (табл. 2.2). В то же время все субкультуры предоставляют возможность человеку снять психологическое напряжение, пообщаться и найти в субкультурной среде единомышленников.

Привлекательность исторической реконструкции, таким образом, обеспечивается многообразием предоставляемых видов деятельности и их содержательностью. Например, в анкетах в разделе «другое» участниками движения исторической реконструкции указана возможность участвовать в национальных первенствах, путешествовать, сниматься в фильмах, вести научную работу, улучшать познания истории, расширять мировоззрение, опробовать какое-либо ремесло, «посмотреть на мир сквозь забрало», а также высказывания широкого спектра от «это очень интересно и красиво» до «можно бить людей». Участники байкерской субкультуры в основном указывали на то, что для них субкультура – «это образ жизни».

Из табл. 2.2 видно, что историческая реконструкция дает индивиду возможность самовыражения (как актера, как лидера, как мастера-ремесленника и т.п.), способствует его успешной социализации (приобретению друзей, единомышленников, спутника жизни, предоставляет корректный способ снять накопившуюся агрессию и т.п.). Кроме того, движение исторической реконструкции предоставляет возможность самореализации через идентификацию с образом исторической реконструкции и экстериоризацию своей духовной сущности (чему свидетельство, например, указание респондентов на мотив «выразить себя», «стать лучше», «творчески реализоваться»), возможность создания личностных смыслов, т.е. субъективного отношения личности к явлениям и событиям прошлых исторических эпох (другими словами – возможность создания альтернативной истории).

Результаты анкетного опроса о востребованности личностных качеств участников, обеспечивающих их успешность в досуговом сообществе, представлены в табл. 2.3.

Результаты оптимизации индивидуальных сценариев самореализации на базе ресурсов движения исторической реконструкции

На основании результатов теоретического и поисково-констатирующего исследования автором были разработаны и апробированы в 2015-2017 гг. три модуля программы оптимизации индивидуальных сценариев самореализации личности в клубных объединениях исторической реконструкции, реализация педагогического потенциала которых позволяет создать особую психолого-педагогическую среду, способствующую стимулированию самореализации.

В результате выравнивания условий эксперимента в октябре-ноябре 2016 г. изменились характеристики аудитории: экспериментальную группу составили члены и участники клуба «Ржавый легион» (20 человек, возраст от 16 до 42 лет; 32% – женщины, 68% – мужчины); контрольную группу составили 20 респондентов с аналогичными гендерными и возрастными характеристиками, интегрированные в деятельность других клубов исторической реконструкции.

В качестве экспериментального фактора были выбраны критерии, отражающие динамику процесса самореализации участников эксперимента в условиях клубных объединений исторической реконструкции: показатели познавательной активности, социальной интеграции участников объединения, духовно-нравственного самоопределения личности.

Экспериментальная ситуация включала как обычную жизнедеятельность членов и участников клубных объединений (тренировки, дружеские встречи, строевые смотры, полигонные игры), так и их участие в системе специально разработанных и проводимых в рамках экспериментальной педагогической программы мероприятий (волонтерство, научные семинары, групповые дискуссии и др.).

На формирующем этапе исследования были реализован педагогический эксперимент, который носил характер натурного контролируемого эксперимента. По логической структуре эксперимент целесообразно также отнести к категории полевых и параллельных. Исходя из стремления получить более объективные результаты и выявить динамику процесса самореализации респондентов, в контрольной и экспериментальной группе диагностика независимой переменной проводилась в начале первого года (январь-март 2015 г.) и конце третьего года эксперимента (октябрь-декабрь 2017 г.).

Цель формирующего этапа исследования состояла в повышении познавательной, социально-коммуникативной, духовно-нравственной активности личности на основе интеграции организационно-педагогических и психолого-педагогических ресурсов движения исторической реконструкции.

На формирующем этапе эксперимента решались следующие задачи:

1) расширение сферы деятельности клуба исторической реконструкции для повышения возможностей развития индивидуальных сценариев самореализации личности;

2) создание наиболее благоприятных организационно-педагогических и психолого-педагогических условий для построения индивидуальных сценариев самореализации на основе гармоничного сочетания познавательной деятельности досугового объединения, социально-коммуникативной деятельности участников объединения и духовно-нравственной активности личности.

Основным результатом реализации социально-педагогической программы оптимизации индивидуальных сценариев самореализации личности в досуговой общности на базе ресурсов движения исторической реконструкции является изменение организационной формы функционирования клуба в сторону повышения результативности самореализации личности, обеспечения нового качества приоритетов деятельности досугового объединения.

Результаты апробации Программы оптимизации индивидуальных сценариев самореализации членов и участников клубов исторической реконструкции на примере клубов «Конунг» и «Ржавый легион» показали следующее: Результаты реализации целевой подпрограммы «Реорганизация деятельности клуба»: В 2014-2017 гг. на базе клубов «Конунг» (14 участников) и «Ржавый легион» (27 участников в Санкт-Петербурге и 24 участника в Москве) автором проводилось:

а) изучение потребностей членов и участников клуба в сфере исторической реконструкции.

Результат: оптимизирован сайт клуба «Ржавый легион» (http://rkrl.ru/) и страницы клубов в социальных сетях («Ржавый легион» – СПб. https://vk.com/rzhavij_legion_club; «Ржавый легион» – Москва https://vk.com/rjavij_legion_club_msk), что повысило доступность информации о реализуемых видах деятельности в сфере исторической реконструкции и способствовало увеличению количества членов и участников клубов исторической реконструкции (см. табл. 2.6).

б) в 2016 г. на базе клубов «Ржавый легион – СПб» и «Ржавый легион – Москва» проводилось ознакомление и коллегиальный выбор клубных видов деятельности, организационных форм и режимов функционирования.

Результат: изменилось количество и качество реализуемых клубами исторической реконструкции видов деятельности, организационных форм, режимов функционирования клубного сообщества; повысилась удовлетворенность членов и участников данных клубов исторической реконструкции выбором видов деятельности, организационных форм и режимов функционирования; повысился уровень достижений членов и участников клуба исторической реконструкции в выбранных видах деятельности (табл. 2.10).

В 2015-2017 гг. на базе клубов «Ржавый легион – СПб» и «Ржавый легион – Москва» проводилась работа по созданию социально-педагогической системы, объединяющей в различных видах совместной деятельности участников движения исторической реконструкции разного возраста, пола, социального статуса.

Результаты: увеличение доли новых членов клуба исторической реконструкции из числа сотрудников (1 чел.); одноклассников (1 чел.); сиблингов (1 чел.);

увеличение доли новых участников клуба исторической реконструкции из числа одноклассников (1 чел.);

увеличение количества межличностных контактов и количества времени для дружеского общения.