Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Исламский радикализм: историко-философские основы и значение изучения его проявлений в системе криминологических знаний 16
1.1. Роль и место исламского радикализма в жизни общества и криминологическое значение изучения его проявлений 18
1.2. Особенности и классификация исламских радикальных течений 37
Глава 2. Криминологическая характеристика преступлений, связанных с исламским радикализмом 58
2.1. Преступность, обусловленная исламским радикализмом 58
2.2. Криминологические особенности лиц, совершающих преступления на почве исламского радикализма 76
2.3. Причинный комплекс факторов, детерминирующих совершение преступлений, связанных с осуществлением радикальной исламской деятельности 99
Глава 3. Предупреждение правоохранительными органами преступлений, обусловленных исламским радикализмом 119
3.1. Общесоциальное и специально-криминологическое предупреждение преступлений, совершаемых на почве исламского радикализма 119
3.2. Совершенствование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, обусловленных исламским радикализмом 140
Заключение 165
Список использованной литературы .170
Приложения 191
- Роль и место исламского радикализма в жизни общества и криминологическое значение изучения его проявлений
- Преступность, обусловленная исламским радикализмом
- Причинный комплекс факторов, детерминирующих совершение преступлений, связанных с осуществлением радикальной исламской деятельности
- Совершенствование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, обусловленных исламским радикализмом
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена, прежде всего, тесной взаимосвязью и взаимозависимостью исламского радикализма с экстремизмом и терроризмом, выступающих знаковым криминогенным явлением современности, стимулирующим и развивающим различные формы устрашения противников, физического насилия и убийств, прочих злодеяний, выходящих за рамки правового поля.
Пожалуй, самым ярким примером такой связи выступает «исламское
государство» (ИГИЛ), признанное многими странами и международными
организациями террористической организацией. В мае 2015 года был
опубликован доклад ООН, в котором содержатся сведения экспертов,
утверждающих, что в период с июня 2014 по февраль 2015 года
представители ИГИЛ репрессировали практически все религиозные общины
Ирака 1 . Исламские боевики, согласно докладу, совершают на
подконтрольных им территориях массовые казни, проводят этнические чистки, разрушают исторические памятники и религиозные святыни. В ИГИЛ (с лета 2014 года - ИГ) официально возрождено рабство. Исламские боевики совершают многочисленные террористические акты. Среди недавних Мухамед Лауайедж Булель, выходец из Туниса, 14 июля 2016 года врезался на грузовике в толпу людей на Английской набережной в Ницце, Франция. Погибло 85 человек, свыше 120 ранено2. Из последних событий -теракт в Кабуле, совершенный 31 мая 2017 года, в результате которого было убито более 80 и ранено 350 чел3.
Неоднократно публиковались видеоматериалы, в которых исламские боевики из ИГ ведут на казнь и обезглавливают множество мирных жителей4. Наряду с этими актами вандализма исламские радикалы из ИГ занимаются торговлей детьми, продавая их мафиозным организациям и сексуальным
1 Эксперты ООН представили доклад о зверствах ИГ в Ираке./ ( дата обращения 11.06.20
17)
2 Теракт в Ницце. Хроника событий. // (дата обращения 11.06.2017)
3 Теракт в Кабуле: 80 убитых, 350 раненых // дата обращения
11.06.2017)
4 Макарычев М. // (дата обращения 29.08.2014)
извращенца5. Исламские радикалы последовательно уничтожают культурные
и исторически памятники. В феврале 2015 года ими была взорвана
центральная библиотека Мосула, насчитывавшая около 10 000 книг 6 .
Исламисты уничтожают древние статуи и скульптуры, заявляя, что
выполняют волю пророка Мухаммеда, велевшего избавляться от
идолопоклонства7.
Разумеется, исламский радикализм проявляется в различных формах, многие из которых не являются преступлениями в их формально юридическом смысле. Между тем, его проявления в форме экстремизма и терроризма, безусловно, могут оцениваться как преступления, что придает им одновременно с уголовно-правовыми характеристиками особый криминологический смысл. Потому криминологическое исследование исламского радикализма связано не только с уголовно-правовой оценкой его криминальных последствий, но и с характеристикой этого, по сути, негативного явления, как источника преступлений, главным образом имеющих насильственную окраску. Исламский радикализм может рассматриваться в качестве идеологической и пропагандисткой предпосылки террористической и экстремистской деятельности.
Ряд преступлений, связанных с исламским радикализмом, являются
катализатором «социального взрыва», который может привести к цепной
реакции в виде массовых столкновений на религиозной почве. Уголовно-
правовыми последствиями исламского радикализма по уголовному
законодательству Республики Таджикистан чаще всего являются следующие
преступления: ст. ст. 179 «терроризм», 179 (1) «Вовлечение в совершение
преступлений террористического характера или иное содействие их
совершению», 179 (2) «Финансирование преступлений террористического
характера»,179 (3) «Публичные призывы к совершению преступлений
террористического характера и (или) публичное оправдание
террористической деятельности», 184 (1) «Захват, разрушение, совершение
актов насилия на стационарной платформе, расположенной на
континентальном шельфе», 185 «Организация незаконного вооруженного
формирования», 187 «Организация преступного сообщества (преступной
организации)», 188 «Массовые беспорядки», 189 «Возбуждение
5 Изосимова Ю. // № 91 (139/3295). (дата обращения 06.08.2015) - С.8
6 // (дата обращения 23.02.2015)
7 / (дата
обращения 26.02.2015)
национальной расовой, местнической или религиозной вражды», 306
«Насильственный захват власти или насильственное удержание власти», 307
«Публичные призывы к насильственному изменению конституционного
строя Республики Таджикистан», 307 (1) «Публичные призывы к
осуществлению экстремистской деятельности и публичное оправдание
экстремизма», 307 (2) «Организация экстремистского сообщества», 307 (3)
«Организация деятельности экстремистской организации», 307 (4)
«Организация учебы или учебной группы религиозно-экстремистского характера», 313. «Вооруженный мятеж» УК Республики Таджикистан.
Притягательная сила ислама базируется на общей идеологии и целях исламских организаций, часто независимых от политических партий или государственных органов, а также массовом сочувствии населения мусульманских стран и соответственно активном участии в этих организациях. Особенностью противостояния двух миров является уязвимость современного общества. Открытость информации делает такое положение в большей степени привлекательным для террористов. Особая опасность заключается в стимулировании приверженцев исламского радикализма к самопожертвованию во имя веры, которое тоже может приобретать относительно массовый характер. В определенной степени это связано с социальной сущностью ислама, сводимой к эгалитаризму – стремлению к равенству, братству, справедливости, осуждению алчности и стяжательства с одновременным осуждением лиц, якобы живущих по иным правилам. И в этом тоже проявляется криминологическое значение рассматриваемого феномена.
В целом необходимость и важность, а следовательно актуальность криминологического исследования исламского радикализма, его преступных последствий, объясняется формированием особой социальной среды для развития специфических преступлений, в своей совокупности образующих преступность на почве исламского радикализма. Она обладает своими сущностными особенностями, закономерностями и формами проявления, имеет особый причинный комплекс и уникальные (по сравнению с многими другими аналогичными преступлениями) механизмы формирования и проявления свойств и качеств личности преступника, совершающего преступления на почве исламского радикализма, а также, безусловно, свою специфику предупреждения. Все эти вопросы нуждаются в постоянном научном осмыслении в целях организации адекватной правоохранительной деятельности.
Объектом исследования являются общественные отношения,
формирующиеся в сфере совершения и предупреждения преступлений, обусловленных исламским радикализмом.
Предмет исследования составляют криминологически значимые аспекты исламского радикализма, связанные с ним криминологические закономерности, тенденции и состояния преступлений, совершаемых на почве исламского радикализма; сопутствующая исламскому радикализму детерминация этих преступлений; личностные характеристики преступников, совершающих уголовно наказуемые деяния под влиянием исламского радикализма; состояние и перспективы развития системы предупреждения преступлений, обусловленных исламским радикализмом.
Цель диссертационного исследования заключалась в получении нового криминологического знания о преступлениях, обусловленных исламским радикализмом, а также в разработке на основе такого научного знания предложений и рекомендаций, направленных на предупреждение преступлений, обусловленных исламским радикализмом.
Достижению указанной цели способствовало решение следующих задач:
- определены место и роль исламского радикализма в общественной
жизни Республики Таджикистан и его негативные последствия;
изучены особенности и предложена классификация исламистских радикальных течений, имеющих криминологическое значение;
проанализированы криминологические показатели преступлений, обусловленных исламским радикализмом;
выявлены криминологические особенности лиц, совершающих преступления, связанные с исламским радикализмом;
дана криминологическая оценка детерминантам преступлений, обусловленных исламским радикализмом;
обоснованы общесоциальные и специально криминологические меры предупреждения преступлений, совершаемых на почве исламского радикализма;
разработаны и сформулированы предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения преступлений, обусловленных исламским радикализмом.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы,
касающиеся проблем исламского радикализма, в определённой степени,
нашли своё отражение в политологических, социологических,
психологических, правовых и криминологических работах. Результаты
наиболее значимых из них в той или иной степени были использованы в
диссертационном исследовании. Особую значимость для авторского
научного анализа представляют исследовательские труды: М.А. Абдуллаева,
Ю.М. Антоняна, Р.Г. Ардашева, Л.А. Букалеровой, С.А. Воронцова, Е.Г.
Гарбузаровой, О.Б. Грибниковой, И.П. Добаева, Т.В. Жаворонковой,
А.А.Игнатенко, И.А. Копылова, В.А. Ларина, С.Н. Михайловой,
А.Б.Оришева, В.Н.Фадеева, В.М. Харзиновой.
Среди научных работ, посвященных проблемам социальных последствий исламского радикализма, следует выделить труды: А.Д Челышева, И.П. Добаева, А.В. Егуповой, Р.Х. Дашева, А.М. Кадиевой, А.А. Цуркана, В.В. Горбатова, Р.Р. Абдулганеева, О.П. Черкизова, К.К. Егимбаева, Е.Н. Егорова, Абдухамитова В.А.
Подтверждая высокую теоретическую и практическую значимость
перечисленных научных работ и их авторов, нельзя не отметить, что сегодня
проблемы проявлений исламского радикализма и его воздействий на
политические процессы до сих пор относятся к разряду малоизученных. При
всей актуальности проблемы, довольно мало комплексных исследований
причин возникновения и распространения исламского радикализма,
способствующих дестабилизации современной политической ситуации в
мире. Пока ещё недостаточно изучена эволюция исламского радикализма,
политико-идеологические проекты исламских радикальных организаций,
средства и методы деструктивного влияния этих организаций на социально-
политическую жизнь современного общества. Нет результатов
полипараметрического анализа причинного комплекса преступности,
формируемой на почве исламского радикализма, а также исследований самих
преступлений, входящих в эту систему. Как итог, слабо изучены проблемы
предупреждения преступлений, обусловленных исламским радикализмом.
Методология и методика исследования основаны на использовании диалектического метода познания социальных процессов и явлений, связанных с преступностью, ее детерминации и предупреждения, с учетом исторических закономерностей и тенденций их развития. Наряду с этим изучение криминологической информации сопровождалось применением статистических и социологических методов, включая самостоятельную организацию и проведение массовых опросов, анализ документов, экспертные оценки. Полученная предметная информация обрабатывалась и анализировалась согласно задачам исследования на основе соблюдения требований репрезентативности, с использованием исследовательского опыта других наук гуманитарной направленности: культурологии,
социологии, политологии, психологии, а также научных результатов криминологии, криминалистики, уголовного права, оперативно-разыскной деятельности и др.
Научная обоснованность и достоверность положений и выводов диссертации обеспечены применением традиционных в юридических науках методов и методик, соблюдением положений теории криминологии и уголовного права, использованием теоретической и эмпирической информации, опубликованной в трудах юристов, социологов, политологов, психологов, специалистов других отраслей гуманитарного научного знания. Исследование основано также на авторском осмыслении разработок ученых, непосредственно изучавших проблемы криминологической и уголовно-правовой оценки преступлений, главным образом, экстремистской направленности.
Нормативной базой исследования является Конституция Республики
Таджикистан, Конституция Российской Федерации, уголовное
законодательство Таджикистана и России; Федеральный закон от 23 июня
2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в
Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ «О
государственной социальной помощи»; Закон Республики Таджикистан «О
милиции» (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2004, № 5, ст.
352); Закон Республики Таджикистан «Об оперативно-розыскной
деятельности» от 23 мая 1998 года № 651; Закон Республики Таджикистан «О борьбе с экстремизмом» (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2003, №12); Закон Республики Таджикистан «О борьбе с терроризмом» (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 1999, №11); Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О противодействии экстремистской деятельности»,Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 12.02.2015) «О полиции», Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 № 390-ФЗ 2446-1 «О безопасности», иные законы Республики Таджикистан, федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в области обеспечения безопасности от преступности.
Эмпирическую базу исследования составили материалы ГИАЦ МВД
Республики Таджикистан, содержащие статистические показатели
преступлений террористической и экстремистской направленности
(ст.ст.179, 184,1841, 185, 187, 303,307123, 188, 189, 306, 313 УК Республики Таджикистан ), а также исследования о социально-экономическом развитии и демографической ситуации в Республике Таджикистан за период 2000-2016
гг. Кроме того, социологическую базу исследования представляют результаты авторских социологических и криминологических исследований, проведенных в Республике Таджикистан, в том числе:
результаты анкетирования 160 сотрудников правоохранительных органов (суда, прокуратуры и МВД) Согдийской и Хатлонской областей Республики Таджикистан;
результаты анкетирования представителей различных групп населения (267 человек) в Согдийской и Хатлонской областях и районах республиканского подчинения Республики Таджикистан;
результаты анкетирования 112 осужденных за преступления, связанные с исламским радикализмом;
результаты анкетирования 117 экспертов (общественных деятелей, председателей махалинских комитетов, имамов и.т.д.);
результаты изучения материалов 110 архивных уголовных дел, находившихся в производстве следователей органов внутренних дел, следственных подразделений Республики Таджикистан.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что представленная работа является одним из немногих научных исследований, рассматривающих в комплексе криминологические и общесоциальные проблемы противодействия преступности, обусловленной исламским радикализмом. В исследовании определены характер и меры предупреждения подобных преступлений, проведён криминологический анализ, выявлены и впервые обоснованы закономерности и причинный комплекс факторов, влияющих на формирование лиц, совершающих преступления на почве исламского радикализма. Новыми по своей сути, являются подготовленные автором предложения, нацеленные на повышение эффективности предупредительной деятельности органов внутренних дел в исследуемой сфере. Новизной отличаются также положения, вынесенные соискателем на защиту.
Положения, выносимые на защиту:
-
С учетом цели и задач исследования исламский радикализм можно трактовать как совокупность социально-политических идей и действий, направленных на коренное изменение основных общественных институтов или политической системы общества в целом в угоду реализации идеологии радикальных исламистских течений, а также достижения узкоэгоистических и геополитических целей.
-
Социальная опасность исламского радикализма заключается в стремлении его последователей оказывать негативное влияние на отдельных
людей, социальные группы и общество в целом, возбуждая в них ненависть ко всем, кто выражает сомнение в таких идеях, либо препятствует их распространению. Такое негативное влияние нацелено в итоге на формирование индивидуального и коллективного общественного сознания и антиобщественного поведения, способных реализоваться в активных преступных действиях, главным образом насильственного характера по изменению общественного и государственного строя.
-
Общественная опасность преступлений, совершаемых на почве исламского радикализма, выражается в том, что они являются катализатором социального взрыва, способного привести к цепной реакции массовых столкновений на религиозной почве. Под воздействием исламского радикализма совершаются преступления, составы которых отражены в уголовном законодательстве Республики Таджикистан: (ст.ст. 104, 109,110, 120, 159, 160, 179, 1791, 1792, 1793, 181,182,185,188,189,237, 2371 УК РТ).
-
Криминологически значимыми психологическими особенностями личности преступника, совершающего уголовно наказуемые деяния на почве исламского радикализма, являются: жестокость, злоупотребление лидерством, склонность к репрессивным мерам, уверенность в своей исключительности, склонность к фанатизму, деформация нравственных и этических принципов, мстительность, дерзость, садизм, расчетливость, замкнутость, повышенная импульсивность поведения, исключительный цинизм, склонность к непредсказуемым действиям, повышенному риску поведения, насилию, демонстрации своей силы, наведению страха на окружающих. Совершение преступлений экстремистской направленности представляет собой активную реализацию перечисленных криминогенных свойств и качеств личности, сформированных под негативным воздействием исламского радикализма, что предопределяет формирование адекватной индивидуально-профилактической работы с такими лицами.
-
Социально-политическая ситуация, связанная с эскалацией исламского радикализма в Таджикистане имеет тенденцию к развитию криминальных последствий, сопряженных с совершением тяжких и особо тяжких преступлений на территории Российской Федерации. При этом современную российскую криминологическую картину преступлений нелегальных мигрантов из Таджикистана, до сих пор характеризующихся, главным образом корыстными посягательствами в целях зарабатывания средств к существованию, в ближайшей перспективе может дополнить нарастающая волна криминального насилия, обусловленная активизацией криминогенного влияния религиозных радикалов.
6. С учетом развития криминогенного насильственного потенциала
исламского радикализма обоснована необходимость принятия
соответствующего законодательного акта, специально предусматривающего
систему предупреждения преступности, обусловленной таким социально
опасным явлением. В нем необходимо предусмотреть реализацию комплекса
мер социального и реабилитационного характера в отношении лиц,
намеревающихся и готовых отойти от влияния и воздействия активных
сторонников исламского радикализма. Целесообразно отразить развитие этой
предупредительной деятельности в «Национальной стратегии Республики
Таджикистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2016-2020
годы» (№ 776 от 12 ноября 2016 г.).
7. Необходимо создать специальные правоохранительные группы,
нацеленные на разработку и реализацию профилактических и оперативно-
розыскных мер и мероприятий по выявлению и пресечению противоправной
деятельности организаторов и активных сторонников исламского
радикализма. При паспортно-визовой службе Республики Таджикистан
должен быть создан отдел по контролю за регистрацией прибывших в
республику граждан-участников различных исламских группировок, а также
вернувшихся из регионов межэтноконфессиональных и военных
конфликтов, обусловленных исламским радикализмом. Разработка системы
мер по противодействию активной криминогенной деятельности исламских
радикалов должна предполагать привлечение исламистов умеренного толка к
позитивному сотрудничеству с одновременным интегрированием их в
социально полезную политическую и общественную сферу
жизнедеятельности.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного
исследования заключается в том, что сформулированные в ней
концептуальные положения и выводы позволят глубже понимать и
объективно оценивать сюжеты, связанные с зарождением и развитием
радикального ислама, представляющих в настоящее время один из самых
опасных мировых феноменов. Исследование позволило автору выявить
сущность исламского радикализма, что в свою очередь предопределило
разработку мер предупреждения преступлений, обусловленных его
влиянием. Автором предложен комплекс социально-политических,
психологических, правовых и административных методов, позволяющих минимизировать и нейтрализовать идеологическую основу радикального ислама и своевременно принимать адекватные криминальной угрозе меры по её предупреждению. Обучение этим методам может реализовываться в
процессе преподавания специальных учебных дисциплин в рамках
образовательного процесса в вузах юридического профиля и учебных
заведениях МВД Республики Таджикистан, а также в системе повышения
квалификации сотрудников правоохранительных органов. Кроме того,
аналогичные направления обучения могут быть реализованы в
соответствующих учебных программах образовательных учреждений МВД России, нацеленных на подготовку полицейских, призванных обеспечивать безопасность общества и государства от преступлений экстремисткой направленности. Материалы диссертации могут составлять базу дальнейших научных изысканий в области предупреждения групповых, главным образом, насильственных преступлений, совершаемых под влиянием исламского радикализма. Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут быть учтены в соответствующей законотворческой работе, правоприменительной деятельности правоохранительных органов, осуществляющих работу по противодействию экстремистской преступности.
Апробация результатов исследования осуществлялась в форме
авторского участия с выступлениями на общероссийских и ведомственных
научно-практических конференциях, в частности, на Международной
научно-практической конференции «Радикализм и экстремизм как основа
терроризма» (г. Москва 27 октября 2015 г.); в Московском университете
МВД России имени В.Я. Кикотя «Проведение антикоррупционной
экспертизы нормативно-правовых актов как фактор противодействия
коррупции в Таджикистане» (г. Москва 25 марта 2016г.); Х Российский
конгресс уголовного права в МГУ имени М.В. Ломоносова
«Криминологические основы уголовного права» (г. Москва 26-27 мая 2016
г.); Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы
детерминации и предупреждения преступности» (г. Москва 24-25 января
2017 г.). Результаты проведенного диссертационного исследования внедрены
в учебный процесс Московского университета МВД России имени
В.Я.Кикотя, Академии МВД Республики Таджикистан, Высшего
пограничного института ГКНБ Республики Таджикистан, а также в практическую деятельность ОМВД Республики Таджикистан.
Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования отражены в шести опубликованных статьях, из них в четырёх статьях в изданиях, входящих в перечень ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Структура диссертации соответствуют целям и задач исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Роль и место исламского радикализма в жизни общества и криминологическое значение изучения его проявлений
В современной исламоведческой литературе11 анализируются различные направления и течения мусульманской религии, так как ислам не является монолитным течением. Он характеризуется совокупностью многих признаков, из которых выделяются: ислам традиционный, фундаментальный, модернистский и исламский радикализм (последний является сферой настоящего исследования).
Как политическое течение радикализм появился в конце XVII века в Великобритании и длительное время оказывал воздействие на мировое устройство, что особенно проявилось в новейшую эпоху. В середине ХХ века в силу биполярного устройства мира радикализм стал рассматриваться как одна из особенностей стран «третьего мира» и как способ действия определенных маргинальных сообществ. В XXI веке его роль стала неуклонно возрастать, и в последнее время это явление стало определяющим фактором эпохи. В общественном сознании радикализм нередко тесно связывается с религиозным фактором, в частности, с исламским фундаментализмом, исповедующим непримиримость к неисламскому миру и радикальной реакцией на кризис как мусульманского, так и остального мира12.
В современной литературе понятию радикализма придается несколько значений. Первое предполагает трактовку этого явления как политического течения, последователи которого критикуют социально-политическую систему, настаивая на необходимости радикальных общественных преобразований и политических реформ. Здесь радикализм представляется только в качестве социальной и политической идеологии, но согласно этой идеологии не как способ политической деятельности.
Второе значение предполагает решительные действия посредством использования крайних мер. Но здесь радикализм уже представляется в качестве метода действия соответствующих социальных субъектов независимо от определенного вида социальной деятельности13.
Наиболее точным представляется определение понятия радикализм, как тип деятельности социального и политического характера, основывающегося на крайних, в максимальной степени агрессивных идеологиях и чрезвычайных действиях, направленных на резкое изменение имеющейся социально-политической системы.
Не менее значимой является интерпретация этого явления, воспринимаемого в качестве реакции конкретных субъектов на экстремальные или особые обстоятельства, которые нередко складываются в процессе социального и политического развития государства и общества. Такое восприятие дает основание для выделения двух взаимосвязанных сторон радикализма – радикальной идеологии и радикальной деятельности.
Приведенное понимание радикализма требует разграничения таких основных его форм, как радикализм конструктивный, направленный на прогрессивное положительно обусловленное преображение государства и общества в направлении строительства более совершенной системы управления, и радикализм деструктивный, направленный на безоглядное разрушение имеющейся социальной и политической системы.
Деструктивный радикализм направлен на реставрацию устаревших и изживших себя социальных отношений посредством разрушительных агрессивных действий. При этом агрессия направлена обычно против тех сил, которые определяют прогрессивное начало социального развития, либо направлена против реально существующей социально-политической системы.
Именно такая форма радикализма в настоящее время получает свое развитие, особенно когда сопрягается с исламской религией. Исламский радикализм зачастую представляется в качестве идеологии, и базирующаяся на ней политическая деятельность характеризуется закреплением «чистого» ислама по отношению к «неистинной вере в мире неверных». Однако, эта форма исламского радикализма представляет собой не реальный ислам, а его искажённую форму. Именно поэтому неприемлемо ставить знак равенства между исламом как мировой религией и исламским радикализмом, использующим исламскую веру в качестве инструмента воздействия в основном на малограмотное население большинства мусульманских государств.
Тем не менее, в исламоведческой литературе и в обыденном сознании сопрягаемый с исламской религией радикализм представляется в качестве реального фактора социальной и политической картины мира и альтернативной идеологической позиции. Радикальные мусульмане представляют активную социальную силу, которая считает допустимым использование любых форм террора и насилия как эффективного средства достижения поставленных политических целей. Эта сила нацелена на распространение крайних идеологических догматов и постоянно наращивает практику политического насилия.
Разрушительный потенциал радикального ислама направлен на упразднение обществ западного типа. Радикальный ислам презирает и игнорирует положения международного права и не склонен к признанию таких международно-правовых положений, как территориальная целостность государства, государственный суверенитет, права и свободы человека, запрет на применение силы для осуществлении своих политических целей и пр.
При исследовании радикального исламизма всегда необходимо обращать внимание на двойственность восприятия исламской религии, которая сама по себе является монотеистической религией, подобно христианству, но в то же время, будучи самой молодой религией, она особо склонна к излишней пассионарности, и как следствие к формированию всевозможных радикальных тенденций. Существенно различаются ислам как учение и как политическая практика, доктрина. Представители радикального направления ислама не демонстрируют излишней щепетильности в выборе способов достижения своих целей, вплоть до военных или террористических действий.
В большинстве случаев исламский радикализм определяется как политический ислам, а лиц, использующих исламскую религию для достижения политических целей, называют исламистами.
Их цель - реализация проекта по созданию политических условий для исламских шариатских норм общественной жизни. Она предполагает расширение и углубление социальной трансформации всего мирового сообщества. Поэтому исламский радикализм представляется в форме не просто религиозного, но также мировоззренческого отношения к мировому сообществу.
Специфика исламского радикализма связывается с особой формой социальной мобилизации сочувствующего ему населения, где община единоверцев – есть основная ценность, при которой любой мусульманин (член общины) должен быть в состоянии постоянной готовности к выполнению любых предписаний, в том числе в форме антагонистического противостояния миру неверных. Такого рода радикализм неминуемо приобретает формы экстремизма и терроризма, а в качестве идеологического мировоззрения фатализма и фанатизма.
Таким образом, из всех мировых религий именно ислам проявляет в настоящее время наибольшую политическую и идеологическую активность. Излишне говорить о том, что и традиционный и модернистский ислам не представляются как источники экстремизма или терроризма, но они уже характерно окрашены деструктивными проявлениями радикальных исламистов. Можно предположить, что «вина» исламской религии состоит в её относительной юности в сравнении другими конфессиями, однако, это не разрешает вопросов, связанных с общественной опасностью развития радикальных направлений в современном исламе, следствием которых является широкая совокупность составов тяжких преступлений, связанных с экстремистской и террористической деятельностью.
Проблема исламского радикализма явилась следствием длительного противоборства религии и меняющегося социального уклада. По мнению исследователей, первыми исламскими радикалами была секта хариджитов, возникшая в 657 году после раскола уммы. Экстремальной формой салафии – чистого ислама стал ваххабизм. Последний появился в XVIII веке. Идеология ваххабизма способствовала консолидации таких национальных государств, как Аравия14.
Следует иметь в виду, что некорректно ставить знак равенства между радикальным исламом и другими течениями этой религии - шиизмом, суннизмом иными направлениями.
В настоящее время радикальные исламисты активно действуют по всему миру. Значительное внимание они уделяют среднеазиатскому региону в силу низкого социально-экономического уровня развития этих стран15.
По мнению британского исследователя С. Хэмфри, программа любой исламской идеологии, как полагают ее авторы, должна неминуемо привести к установлению лучшего социального порядка, правила и законность которого должны быть очевидны каждому16.
Преступность, обусловленная исламским радикализмом
Определение количественных и качественных показателей преступности, обусловленной исламским радикализмом, и выяснение всего причинного комплекса преступности, связанной с исламскими радикальными направлениями, является необходимым условием разработки и внедрения мер по предупреждению преступлений такого характера, так как без выявления причинной связи и условий, способствующих их совершению, не возможно их предотвратить.
Рассматривая преступность в её обусловленности исламским радикализмом, первоначально обратимся к положениям таджикского и российского уголовного законодательства.
Согласно п. «е» ст. 62 Уголовного кодекса Республики Таджикистан (УК РТ) совершение преступления по мотивам национальной, расовой или религиозной вражды, религиозного фанатизма является отягчающим обстоятельством. Соответствующие нормы закреплены также в особенной части УК РТ.
Из преступлений, в той или иной степени обусловленных радикальным исламом, обратим внимание на следующие составы, предусмотренные УК РТ: ст. 104 - Убийство, то есть, умышленное лишение жизни другого человека; ст. 109 - Доведение лица до самоубийства или покушения на него; ст. 110 - Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; ст. 120 УК РТ - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; ст. 159 Организация политических партий, общественных объединений и религиозных организаций, посягающих на личность и права граждан; ст. 160 - Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, пикетирований и уличных шествий; ст. ст. 179, 179.1, 179.2, 179.3 – терроризм и составы, связанные с террористической деятельностью (вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению; финансирование терроризма; Публичные призывы к совершению преступлений террористического характера); ст. 181 – Захват заложника; ст. 182 - Захват зданий, сооружений, средств сообщения и связи; ст. 185 - Организация незаконного вооруженного формирования; ст. 188 - Организация массовых беспорядков; ст. 189 - Возбуждение национальной расовой, местнической или религиозной вражды; ст. ст. 237, 237.1 – хулиганство, вандализм).
Составы преступлений, предусмотренные ст.ст. 104, 109, 110, 120 УК РТ закреплены в главе 16 – преступления против жизни и здоровья. Составы ст. 159, 160 УК РТ – в главе 19 – преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Статьи 179, 179.1, 179.2, 179.3, 181, 182, 185, 188, 189 УК РФ – в главе 21 – преступления против общественной безопасности. Статьи 237, 237.1 УК РФ в главе 25 – преступления против общественного порядка и нравственности. Рассматривая в отдельности некоторые из приведенных норм, мы видим, что в ст. 104 УК РТ предусматривается квалифицирующий признак п. «м» – совершение убийства на почве национальной, расовой, религиозной, местнической ненависти или вражды, либо кровной мести. Аналогичный квалифицирующий признак – п. «м» также в ст. 110 УК РТ.
Статья 169 УК РТ предусматривает наказание за организацию религиозных партий, деятельность которых связывается с криминальной направленностью.
Из остальных составов, лишь, ст. 189 УК РТ имеет прямое отношение к преступным проявлениям исламского радикализма. Большинство указанных составов, закреплены в главе 16 УК РТ - «преступления против жизни и здоровья» и главе 21 УК РТ – «преступления против общественной безопасности».
Это подтверждает тезисы о том, что преступления, являющиеся следствием идеологии и практики радикальных исламских течений, имеют своим объектом жизнь, здоровье, физическое и психическое благополучие людей. Кроме того, ряд преступлений посягают на общественный порядок, общественную безопасность и общественную нравственность.
Аналогичные составы имеются также в уголовном законодательстве Российской Федерации. Деяния экстремистского характера являются отягчающим обстоятельством (пункт «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ).
Деяния радикальных течений, в зависимости от степени их экстремистской направленности, выявляются в форме совершения тяжких и особо тяжких преступлений, выступая квалифицированной формой совершения преступлений, таких как убийство (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ); умышленное причинение тяжкого (п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ), средней тяжести (п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ) и легкого (п. «б» ч. 2 ст. 115 УК РФ) вреда здоровью; побои (п. «б» ч. 2 ст. 116 УК РФ); истязание (п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ); угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ч. 2. ст. 119 УК РФ); нарушение равенства прав и свобод человека (ст. 136 УК РФ); хулиганство (п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ); вандализм (ч. 2 ст. 214 УК РФ), а также, надругательство над телами умерших и местами их захоронения (п. «б» ст. 244 УК РФ).
В целом, уголовное законодательство Таджикистана принципиально мало отличается от законодательства Российской Федерации.
Обратим внимание на ч. 2 ст. 119 УК РФ, которая в отличие от соответствующей ст. 120 УК РТ предусматривает квалифицирующий признак этого состава в виде угрозы убийством, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Также п. «б» ст. 213 УК РФ предусматривает, как один из признаков хулиганства, совершение такового по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
В аналогичной статье 237 УК РТ таких мотивов не предусмотрено. То же самое касается вандализма ( ст. 214 УК РФ и ст. 237.1 УК РТ).
Представляется целесообразным внести в уголовное законодательство Таджикистана соответствующие изменения.
Согласно статистическим данным, полученным из Главного информационного центра МВД Республики Таджикистан, в период с 2000 по 2015 годы отмечался умеренный рост преступлений террористической направленности, который, несколько снизился в конце указанного периода (ст. 179 1841, 185, 187 УК РТ)70. Но на фоне этого снижения увеличивалось количество преступлений экстремистского характера (ст. 307 УК РТ) и преступлений, в той или иной степени, связанных с экстремистскими (ст. 188, 189, 306 313). Однако, за 8 месяцев 2016 года произошел резкий рост как преступлений террористической направленности, так и преступлений экстремистского характера (Приложение 2).
В анализируемый период просматривается тенденция, роста преступлений непосредственно террористического и экстремистского характера при умеренном и даже отрицательном росте преступлений, создающих благоприятные возможности для террористических или экстремистских преступлений (массовые беспорядки; возбуждение национальной расовой, местнической или религиозной вражды ст. 188, 189 УК РТ).
О ненадлежащей борьбе с исламскими радикальными течениями свидетельствуют события в исправительной колонии Абакана, где возник бунт заключенных при подстрекательстве заключенных - исламистов71.
Существование на постсоветском пространстве элементов исламского радикализма, связанного с ним экстремизма и терроризма обусловливается всей совокупностью политических, экономических, идеологических, этнических, правовых факторов72.
Так, в Таджикистане были представлены результаты социологического исследования, согласно которым религиозный экстремизм вызывает серьезное беспокойство у 87% населения. Причинами являются недостаточное внимание власти к экономическим и социальным проблемам страны, бездействие в вопросах улучшения жизни населения, что создает благоприятные условия для деятельности исламских радикалов73.
Несмотря на то, что Таджикистан объявил себя светским государством, большую часть общества составляют мусульмане, придерживающиеся канонов ислама. Около 70% заявляют о росте значимости ислама в таджикском обществе, около 30% отмечают возросшую религиозность населения страны и заметное влияние со стороны исламских стран, 66% полагают, что ислам является объединяющим фактором в таджикском обществе74.
Причинный комплекс факторов, детерминирующих совершение преступлений, связанных с осуществлением радикальной исламской деятельности
Процессы, происходящие в социально-политической жизни Таджикистана, оказывают значительное влияние на сферу религиозных отношений. Возникшие социально-экономические проблемы, связанные с большей самостоятельностью, а также вопросы языково-культурного развития, национально-территориального размещения, религиозные проблемы, приведшие к повышению авторитета исламской религии, – все это обусловило появление большого числа неформальных организаций и объединений, оказывающих существенное влияние на политическую обстановку в стране114.
Значительная часть этих организаций имеет националистическую подоплеку, выдвигая шовинистические лозунги и территориальные претензии к Кыргызстану и Узбекистану. Некоторые из этих организаций смыкались с религиозными группировками, в том числе ваххабитами. Наиболее крупными из них были Растохиз (Возрождение), Пайваид (Единение), Маарифат (Просвещение) и другие. Деятельность этих организаций во многом корректировалась аналогичными организациями из Прибалтики и Закавказья.
В республике не снижалась активность исламских экстремистов, так называемых, поборников «чистоты ислама», на которых, сильное влияние оказывали представители афганских радикалов. Имелись также попытки создания в Таджикистане законспирированных исламских организаций115.
В целях дестабилизации обстановки экстремистское крыло Растохиза распространяло листовки с указаниями вывешивания зеленых флагов, как символов поддержки создания исламской республики и как гарантии от предстоящих погромов, о которых заранее распространялись. В дальнейшем, в республике сохранялась сложная межнациональная обстановка с нагнетанием социальной напряженности116.
Если ранее преступные побуждения исламских радикалов связывались с бедностью, низким материальным или культурным уровнем различных национальных или религиозных групп, то в настоящее время приходит понимание того, что это явление гораздо более сложное и многозначное, присущее не только тоталитарным режимам, но также и демократическим обществам.
Формирование исламских радикальных течений слагается с совокупностью объективных и субъективных факторов:
1. Факторы, связанные с политическим, экономическим и социальным положением всего населения страны или отдельной народности, обусловленные её культурой и историей.
2. Факторы, обуславливающиеся кризисом органов государственной власти, с её неспособностью разрешения вопросов политической, экономической и социальной жизни, политическими амбициями отдельных лидеров, стремлением некоторых общественных организаций катализировать разрешение указанных проблем ускоренными способами, нежеланием вести диалог и пр.
Рассматривая комплекс причинных факторов, детерминирующих совершение преступлений, связанных с осуществлением радикальной исламистской деятельности, в первую очередь обращается внимание на общесоциальный уровень развития страны, содержащий причины и условия совершения тяжких преступлений; имеются в виду экономические причины совершения преступлений в отношении индивида или социальной группы по мотивам религиозной ненависти или вражды.
Экономическая ситуация оказывает непосредственное влияние на рост преступности, и это является очевидным фактором. Уже изначально переход к рыночным отношениям без учета зарубежного опыта по сдерживанию роста уровня преступности сопровождался широкомасштабным криминальным переделом национального богатства бывшего Советского Союза с резкой социально-экономической дифференциацией населения при возникновении прослойки фантастически богатых индивидов и массовым обнищанием остального населения. В такой ситуации следствием стало психологическое и фактическое отчуждение значительной части населения от официальных институтов государственной власти с появлением стихийно организованных групп населения и выработкой ими собственных методов разрешения возникших проблем, отстаивания прав и свобод теми способами, которые им представляются наиболее приемлемыми117.
Выявлены следующие факторы экономической ситуации, детерминирующие совершение преступлений на почве радикального ислама:
1. Безработица, создающая напряженность в социуме и атмосферу вражды к представителям иной религии, национальности, социальной группы. Возникает ощущение конкуренции с приезжими лицами, претендующими на рабочие места, доходы и пр. Как следствие, это приводит к росту насильственных преступлений.
2. Низкий уровень доходов населения, формирующий социальную агрессию.
3. Дифференциация населения по уровню дохода.
Существенное значение имеют также политические причины совершения преступлений экстремистского характера, в том числе на почве радикального ислама. Политические интересы и предпочтения вступают в противоречие с фундаментальными положениями радикального ислама, что порождает обоюдную агрессивную установку. При этом, исламские группировки, как правило, в большей степени идеологически продвинуты, в силу глобального кризиса цивилизационных устоев западного образца. Совершению, рассматриваемой категории преступлений, способствуют, также, противоречия в законодательстве, в частности, в уголовном.
Мотивация совершения тяжких преступлений по религиозным соображениям обусловливается проблемами уголовного закона. Некоторые авторы указывают на такие проблемы, как непризнание преступления рецидивом, если таковое было совершено в несовершеннолетнем возрасте; отсутствие урегулированности отграничения преступлений, совершенных по религиозным мотивам, от иных преступлений против жизни и здоровья; отсутствие законодательного определения понятия «социальная группа»118.
К причинам правового характера следует отнести возможность приобретения широким кругом лиц травматического оружия. Изучение судебной практики показало, что в 30% случаев при совершении преступлений экстремистской направленности, в том числе по религиозным мотивам, было использовано травматическое и газовое оружие, переделанное под боевое119. Поэтому, среди профилактических мер необходимо принять ряд правил, ужесточающих приобретение травматического и газового оружия.
Обращается внимание на либеральность миграционного законодательства. Например, в Российской Федерации множество мигрантов работают нелегально, что также препятствует проведению профилактических мер в отношении этих лиц, которые, в силу своего тяжёлого материального положения становятся объектом воздействия религиозных радикалов. По причине того, что мигранту затруднительно найти свое место в обществе, тот становится желанным объектом рекрутирования со стороны исламистов.
Отмечается, что среди психологических обстоятельств, способствующих проявлениям религиозного экстремизма, необходимо обращать внимание, на сформированное в республиках бывшего Советского Союза общественное сознание, в котором, утверждается тенденция девальвации ценности человеческой жизни. Прежние идеологические основы, пропагандировавшие коллективистские начала, разрушены, и им на замену пришла доктрина крайнего индивидуализма, который, однако, вполне может совмещаться с радикальными религиозными побуждениями.120
Следует учитывать, также, информационные факторы, детерминирующие рост преступлений, связанных с радикальным исламом. Население современных государств, ранее бывших республиками СССР, в значительной мере подвержено навязыванию средствами массовой информации соответствующих сенсационных материалов, в которых тема экстремистских действий получает нездоровую популярность, в особенности в среде молодых граждан. К этому следует добавить обилие сайтов в Интернете, пропагандирующих религиозную «правильность» исламской религии. Определенные лица используют в своих материалах информацию, которая тем или иным, прямым или косвенным, образом создает у граждан негативное восприятие к чуждому вероисповеданию.
Совершенствование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, обусловленных исламским радикализмом
Следует иметь в виду, что даже самое совершенное законодательство по вопросам антитеррористической деятельности не может разрешить всех проблем, которые создает исламский радикализм. Законы, направленные на борьбу с этим явлением, в основном, нацелены на пресечение террористических актов и наказание виновных лиц. Что касается профилактики, то, несмотря на то, что очевидна необходимость разработки мер предупреждения преступлений, обусловленных исламским радикализмом, тем не менее, это направление остаётся слабым звеном в деятельности правоохранительных органов. Сама по себе профилактика должна заключаться в выявлении, устранении, нейтрализации или сведению к минимуму факторов, порождающих терроризм, либо способствующих реализации иных криминальных намерений исламских радикалов152. Проще говоря, профилактика должна осуществляться на этапе формирования мотивации экстремистской направленности153.
Проявления террористической деятельности исламского радикализма зарождаются, как выше указывалось, на основе нерешённых социально-политических и экономических проблем. Поэтому, понятно, что самым правильным решением было бы устранение того или иного социального или политического конфликта на ранней стадии.
Общественное мнение признается одним из важных критериев оценки эффективности деятельности органов внутренних дел, поскольку, они нацелены на тесное сотрудничество с населением. Представляется, что процесс оформления такого симбиоза требует определенных временных затрат. Однако, речь идет о закреплении в массовом сознании установки на приоритет общечеловеческих ценностей, гуманизма, безусловного исполнения законных требований154.
На протяжении многих лет руководители территориальных органов внутренних дел отчитываются перед населением, депутатами, представителями общественности о своей работе. В частности, в Республике Таджикистан определен порядок проведения общественной антикоррупционной экспертизы законопроектов, разрабатываемых законодателем, с обращением к результатам общественного мнения.
Оценка эффективности антитеррористической деятельности дает возможность глубинного проникновения в механизм управления объектом профилактического воздействия, с выявлением его особенностей и расчленением на составные части, каждая из которых, имеет собственные критерии оценки. Отсюда, появляется возможность выбора конкретных методов воздействия, контроля и оценки исследуемого явления, с определением общих затрат на профилактическую деятельность.
В таких условиях ОВД Таджикистана должны проявлять инициативу и идти навстречу населению с учетом следующих пожеланий:
- необходимости возвращения органам внутренних дел доверия среди населения;
- улучшение качественной стороны реагирования сотрудников ОВД на угрозы общественной безопасности;
- уважение прав и законных интересов приверженцев традиционного ислама;
- использование возможностей деятельного раскаяния, сделки о признании вины преступниками, уличенными в совершении преступлений, связанных с исламским радикализмом.
В данном случае правоохранительным органам Таджикистана следует в качестве примера обратиться к Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации. В Концепции получили закрепление подходы к реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму с определением источников угроз, определены цели и задачи, главные направления противодействия терроризму и экстремизму, а также, намечены этапы ее реализации155.
Органам внутренних дел республики следует устанавливать контакты с представителями религиозных организаций в отношении необходимости урегулирования межэтнических и межнациональных конфликтов.
Повышенное внимание необходимо уделить предупреждению и пресечению террористических актов в местах массового скопления людей, а также, на предприятиях по производству оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, в местах их хранения и т.д.156
Следует иметь в виду, что любые попытки властных структур поддерживать порядок, в случае подрыва традиционных основополагающих, исторически состоявшихся религиозных ценностей, изначально обречены на провал, поскольку наткнутся на нежелание населения исполнять свой, воспринимаемый в качестве сомнительного, долг. Законы бессильны, где отсутствует мораль157.
Согласно проведенным опросам, около 90% сотрудников ОВД, побывавших в горячих точках, относят себя к последователям традиционных религий158. Поэтому, все более актуальный характер приобретает взаимодействие правоохранительных органов с религиозными организациями в целях сведения к минимуму распространения криминальных проявлений в обществе.
Органы внутренних дел, организуя взаимодействие с различными религиозными организациями, признают необходимость учета сложных мировоззренческих, правовых и организационных задач, с которыми они ранее не встречались. Противоречие возникает в двойственном положении органов внутренних дел, которые, с одной стороны, должны обеспечивать правоохранительную и правоприменительную деятельность в отношении реализации конституционных принципов свободы совести, и с другой стороны, совместное сотрудничество должно учитывать положения ч. 4 ст. 8
Конституции Таджикистана и ч. 2 ст. 14 Конституции Российской Федерации в отношении отделения религиозных организаций от государства.
Здесь просматриваются две модели развития отношений ОВД и религиозных организаций. Согласно первой модели – стороны допускают нарушение законодательства и вступают друг с другом в конфронтационные отношения. Вторая модель – предполагает нормальные взаимоотношения и взаимовыгодное сотрудничество. Излишне говорить о негативной стороне первой модели, порождающей взаимное насилие.
В настоящее время органы внутренних дел Таджикистана развивают отношения по второй модели. В систему деятельности органов внутренних дел республики следует включить следующие направления по взаимодействию с религиозными организациями:
- совместное проведение просветительской и информационной деятельности по предупреждению криминальных проявлений среди населения;
- пресечение противоправной деятельности со стороны тоталитарных сект и этнических религиозных организаций экстремистской направленности;
- духовное и нравственное просвещение личного состава ОВД;
- проведение совместной исследовательской деятельности, в том числе по обобщению положительного зарубежного опыта взаимодействия религиозных организаций с правоохранительными органами.
В ходе решения общих задач органы внутренних дел и религиозные организации должны выработать комплекс разнообразных форм взаимодействия, таких, как подготовка и проведение совместных общественных советов при ОВД, социально значимых акций, которые способствуют разработке и распространению материалов пропагандистского характера, направленных на повышение правовой культуры граждан, с активизацией у населения ясной позиции по пресечению правонарушений экстремистского характера.