Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Общая характеристика и источники мусульманского права 11
1.1. Основные черты мусульманского права 11
1.2. Этапы развития мусульманского права 17
1.3. Источники мусульманского права 24
1.4. Доктринальные школы мусульманского права 39
ГЛАВА II. Общая часть 47
1. Понятие преступления и классификация преступлений 47
2. Субъект преступления 52
П.З. Обстоятельства, исключающие преступность деяния 60
4. Виды наказания 64
ГЛАВА III. Особенная часть 79
1. Преступления, за которые предусмотрено определенное наказание (хадд или худуд). Измена исламу 78
2. Бунт 84
3. Разбой 86
4. Кража 94
5. Употребление спиртных напитков 106
6. Прелюбодеяние 114
7. Ложное обвинение в прелюбодеянии 125
8. Преступления, за которые предусмотрено воздаяние равным (кисас). Убийство 130
9. Нанесение ранений 140
10. Преступления, за которые предусмотрено назидательное наказание (тазир) 147
Заключение 151
Библиографический список использованной литературы 155
- Основные черты мусульманского права
- Этапы развития мусульманского права
- Понятие преступления и классификация преступлений
- Преступления, за которые предусмотрено определенное наказание (хадд или худуд). Измена исламу
Введение к работе
Настоящее диссертационное исследование посвящено рассмотрению мусульманского уголовного права (укубат) — отрасли одной из основных правовых систем мира — мусульманского права. Мусульманское право для европейского исследователя представляет особый интерес вследствие значительных различий между ним (правом) и европейскими правовыми системами — евроконтинентальной (романо-германской) и системой общего права (англо-саксонской). Основное различие и, вместе с тем, основная черта, характеризующая мусульманское право заключается в его религиозной природе: мусульманское право является религиозной правовой системой, правовой традицией, основанной на религии исламе. Без понимания этого не будет возможности понять многие правовые феномены и явления мусульманского права.
Необходимо отметить, что мусульманское право представляет собой правовую традицию, расцвет которой приходится на средневековье исламского мира. В своем классическом виде мусульманское право существовало в средневековых исламских государствах, халифатах, эмиратах и т.п.
**
Но в XIX — 1 пол. XX в. на мусульманские государства было распространено значительное влияние европейских держав, в том числе и в сфере права, эпоха процветания мусульманских империй завершилась, многие страны стали колониями империй европейских и вместо мусульманского в этих странах стало использоваться европейское право. Мусульманское же право сохранялось лишь незначительно, например, в сфере регулирования личных отношений (заключения брака, соблюдение рамадана и т.п.)1 . Во второй же половине двадцатого века в связи с деколонизацией и появлением независимых мусульманских государств в некоторых из них наметилась тенденция к воссозданию и возрождению традиционного для культуры мусульманских народов права. Но мусульманское право в своем классическом виде соответствовало феодальному уровню развития общества как по форме, так и по содержанию. Поэтому возрождение мусульманского права не могло не считаться с современностью и, отсюда, не могло быть абсолютным.
Это особенно касается "формы" права, то есть, в первую очередь, источников. В классическом мусульманском праве нормативный акт (канун) если и занимает какое-то место в числе
1 Большой юридический словарь. М., 1997, стр.384.
источников, то никак не основное. Мусульманское право существовало в виде выводов и традиций различных доктринальных школ и течений. В таком виде, без сомнения, мусульманское право не могло быть возрождено и поэтому основным отличием современного права мусульманских стран и классического мусульманского права заключается в том, что мусульманско-правовое содержание (хотя не везде полностью) было облечено в европейско-правовую форму, то есть систему нормативно-правовых актов, законов и кодексов.
Практически единственным государством, в котором мусульманское право сохранило свою классиическую форму, является Саудовская Аравия. В этом государстве нет уголовного кодекса, а правоприменительные органы используют в качестве источников доктринальные выводы классического права и общепризнанные произведения представителей определенной школы. Например, королевские указы 1926-1928 годов обязывают судей следовать в своих решениях выводам ханбалитскои школы мусульманского права. В указах перечисляются и соответствующие произведения авторитетных лиц (муджтахидов), в которых эти нормы сформулированы2 .
3Лихаче» В.А. Уголовное право в освободившихся странах. М., 1988, стр.38.
Особую актуальность в настоящее время данная тема приобретает в связи с таким явлением как исламский фундаментализм, приобретший в конце XX века особое, можно сказать, мировое значение. Исламский фундаментализм именно и ставит своей целью полное возрождение мусульманского права. Это явление не обошло стороной и Россию: свидетельством тому является ситуация в Чеченской республике. Поэтому именно сейчас как никогда важно обратить внимание на мусульманское право и исламский фундаментализм, тем более, что и Россия тоже затронута этим процессом.
На русском языке не имеется ни одной отдельной работы, посвя[ценной мусульманскому уголовному праву (укубату) как отрасли мусульманского права. А ведь именно уголовное право (наряду, пожалуй, с семейным) в шариате представляет наибольший интерес вследствии его чрезвычайной оригинальности и специфики. И именно практическая реализация уголовного права в мусульманских государствах привлекает повышенное внимание представителей европейской традиции права и прав человека из-за значительного распространения в нем смертной казни, телесных наказаний, включая членовредительские, криминализации религиозных
деликтов и др. В уголовном праве степень применяемого к человеку государственного принуждения является наивысшим, от него, в прямом смысле слова, зависит жизнь и смерть человека, что, в результате, значительно повышает важность и значимость этой отрасли.
Поэтому в первую очередь именно мусульманское уголовное право должно подвергнуться научному рассмотрению, настоящая же диссертация является первой научной работой по мусульманскому уголовному праву на русском языке.
Целью настоящей работы является исследование мусульманского уголовного права. Из заявленной цели вытекают следующие задачи:
а) проанализировать и обобщить имеющуюся литературу,
посвященную мусульманскому уголовному праву;
б) рассмотреть доктринальную теорию и современную
практику мусульманского уголовного права в части, касающейся
понятия и классификации преступлений, видов наказания,
основных групп и отдельных видов преступлений.
Основным положением, выносимым на защиту, является оценка мусульманского уголовного права как архаического правового явления, не соответствующего по своей сущности и
принципам современным основам права, и существование которого в настоящее время представляет собой по меньшей мере пережиток средневековья, а попытки его воскрешения — путь не имеющий исторической перспективы.
Методологической и теоретической основой диссертации является комплекс обще- и частно-научных методов познания, а также относящиеся к теме исследования научные труды и нормативные материалы.
Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для дальнейших исследований по мусульманскому уголовному праву. Кроме того, положения диссертации могут оказаться полезными для изучения в соответствующих юридических учебных заведениях, а также для ознакомления с ними практических работников, особенно тех, кто, в той или иной мере, касается ислама, мусульманских государств и их правоохранительных органов.
Результаты диссертационного иисследования были рассмотрены и положительно оценены на заседании кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Московского Государственного Университета. Основные цели и
теоретические положения работы нашли отражение в публикациях по теме исследования.
Диссертация состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются вопросы общего характера как для уголовного права, так и для иных отраслей мусульманского права. Во второй главе рассматриваются вопросы Общей части мусульманского уголовного права. В третьей — вопросы Особенной части.
Основные черты мусульманского права
Мусульманское право является одной из крупнейших правовых систем мира и главной ее отличительной особенностью является религиозная основа: мусульманское право является религиозной правовой системой, в отличие от двух светских европейских систем, к традиции одной из которых принадлежит и право Российской Федерации.
Юридические и религиозные нормы в исламской традиции тесно взаимосвязаны и само мусульманское право имеет религиозную основу. Основными источниками мусульманского права являются источники ислама как религии — Коран и Сунна, в основе которых лежит, как верят мусульмане, божественное откровение и которые, с одной стороны, закрепляют основы мусульманской веры, культа, этики, но, с другой стороны, определяют и основные принципы мусульманского права. Последнее же по своей сущности и своим задачам направлено на воплощение идеалов религии ислама.
Религиозная природа мусульманского права отчетливо проявляется и при рассмотрении отдельных отраслей. Например, судьей (кади), в соответствии с мусульманским процессуальным правом, может быть только мусульманин, строго следующий нормам ислама. Одним из процессуальных действий в шариате является клятва именем Аллаха, влекущая правовые последствия. Ее существование обусловлено религиозным подходом, в соответствии с которым презюмируется добросовестность мусульманина, что не позволяет ему лгать под страхом загробной ответственности.
В мусульманском же уголовном праве наиболее опасными являются посягательства на "права Аллаха", к которым относятся: измена исламу, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков и т.п. В некоторых случаях обстоятельством, освобождающим от уголовной ответственности, является раскаяние виновного. Кроме того, в качестве уголовного может использоваться религиозное наказание.
В теории мусульманского права считается, что в основе обязательности норм права лежит не что иное как вера в Бога и религиозная кара за их нарушение. Государственное же принуждение воспринимается лишь как частичное воплощение на земле божественного правосудия. Ибо, если по тем или иным причинам, земная ответственность не наступает, то все равно, виновный не сможет избежать ответственности потусторонней. Это обеспечивает высокую эффективность и гарантированность норм мусульманского права.
Исторически первоначально теология и юриспруденция в исламе были слиты воедино и те или иные отношения, поступки и факты оценивались главным образом с религиозной точки зрения. Юридическое их закрепление возникло чуть позже. Поэтому правовая система ислама имеет более позднее по сравнению с самой религией происхождение, но даже, обособившись, правоведение осталось тесно связанным с теологией. Это выражалось хотя бы в том, что правоведение традиционно рассматривалось в числе религиозных наук.
Для мусульманского права также характерен религиозный принцип действия: во многих случаях оно распространяется лишь на взаимоотношения мусульман3 .
Основными источниками мусульманского права являются источники ислама как религии — Коран и Сунна, в чем религиозный характер шариата проявляяется наиболее отчетливо. Являясь источниками религии, они, тем не менее, содержат некоторые юридические нормы. Эти нормы были санкционированы государством и стали составной частью правовой системы. В тех же случаях, когда нормы Корана и Сунны были сформулированы в двусмысленной, неопределенной форме, мусульманско-правовая доктрина, путем толкования их, создавала нормы, могущие быть примененными на практике. Такое толкование, детализация, уточнение могли значительно расходиться с буквой Священного писания. Например, за прелюбодеяние в Коране установлена ответственность в виде бичевания. Доктрина же в некоторых случаях требует смертной казни путем побивания камнями, чего нет в Коране. В классическом мусульманском праве деление на отрасли было значительно менее четкое по сравнению с европейским правом. В частности, мусульманское уголовное право (укубат) включает в себя значительную часть процессуальных норм, а также норм, регулирующих исполнение наказаний. Именно уголовное право, понимаемое таким образом, определяет необходимые доказательства по тем или иным преступлениям например, по прелюбодеянию, употреблению алкоголя) и именно оно регламентирует процедуру исполнения некоторых видов наказания (например, бичевания, побивания камнями).
Этапы развития мусульманского права
Можно выделить следующие пять этапов, которые мусульманское право прошло с момента возникновения ислама до наших дней.
Первый период охватывает время деятельности самого пророка Мухаммеда и его сподвижников. Второй период — это время зарождения толков, различных школ, доктрин, сект, направлений в исламе и формирования, становления различий между ними. Третий период — эпоха господства традиций и преданий. Четвертый — период упадка мусульманского права во время распространения влияния европейских империй в XIX — пол. XX в. Последний охватывает современный этап развития мусульманского права, характеризующийся тенденцией к его возрождению в некоторых государствах.
Первый из названных периодов начинается вместе с началом пророческой деятельности Мухаммеда и завершается с его смертью. С точки зрения формирования мусульманского права этот период иногда разделяется на два этапа:
Первый этап: до перехода Мухаммеда из Мекки в Медину. В зто время Мухаммед начал свою деятельность по созданию религии ислама и его распространения в Мекке. Этот период продолжался до переселения Мухаммеда в Медину, то есть предшествовал созданию исламского государства.
Второй этап: после переселения Мухаммеда в Медину. В этот период развивался процесс формирования исламского государства. Именно тогда и возникла потребность в создании свода законов, регулирующего сложившиеся общественные отношения.
Второй период — это эпоха формирования различных богословско-юридических направлений и школ. Этот период начинается на стыке с предшествующей эпохой и завершается в X веке. В этот период формировались религиозные направления и школы, из которых важнейшую роль играли "школы четырех имамов". Эти школы получили распространение во всем мусульманском мире.
Третий период — это время существования развитых и сформировавшихся школ, толков и традиций, сложившихся на втором этапе. Это, пожалуй, самый продолжительный период, длившийся приблизительно с X века до XIX — 1 пол. XX веков.
Четвертый период — это эпоха упадка мусульманского права в XIX — 1 пол. XX века. Связано это с тем, что приблизительно тогда значительно усилилось влияние европейских держав, которые окончательно распространили свое влияние на весь мир и разделили сферы влияния. Исламские же империи и отдельные халифаты, эмираты и т.п. переживали эпоху кризиса, в результате чего многие из них перестали существовать и стали колониями, а те, которые сохранили свою государственность, испытали значительное влияние европейских государств. В это время мусульманское право, будучи архаичным, феодальным, не имеющим развитой юридической абстракции, не могло более конкурировать с правом европейских держав и практически полностью уступило ему свое место.
В частности, в XIX — 1 пол. XX века в большинстве мусульманских стран традиционное мусульманское уголовное право (укубат) сменилось кодифицированным уголовным правом европейского типа. Объясняется этот факт различными формами экономической и политической зависимости мусульманских стран от европейских держав (Великобритании, Франции, Бельгии и др.), их втягиванием в мировое хозяйство, развитием капиталистических отношений, влиянием западной цивилизации и т.п.
Понятие преступления и классификация преступлений
Поскольку мусульманское право является религиозной правовой системой, то, естественно, понятие преступления носит в нем также религиозный характер. Четкой границы между собственно религиозными правонарушениями (грехами) и секулярными преступлениями в мусульманском уголовном праве изначально не было, поэтому преступление рассматривается как грех, нарушение воли Бога, попрание религиозного закона, заповедей и т. п. Любое преступление является не только нарушением земного права, влекущее земное наказание, но и грехом, влекущим потустороннее наказание. Поэтому наиболее распространенным является определение преступления как совершения запрещенного и наказуемого Аллахом деяния .
Справедливости ради надо отметить, что такое определение преступления не является единственным. Так, Л.В.Х.Берг определяет преступление как "совершение того, что запрещено и неисполнение того, что приказано" .
В классическом мусульманском уголовном праве общепризнанной является трехчленная классификация преступлений: преступления, за которые в Коране установлено определенное наказание (хадд или худуд) преступления против личности (жизни и здоровья), наказуемые "воздаянием равным" (кисас) и преступления, наказуемые назидательным наказанием, (тазир)45. Таким образом мы видим, что в основу классификации положено то или иное наказание: хадд (худуд), кисас, тазир. Однако ни в коем случае нельзя смешивать их с видами наказания. Так, например, смертная казнь может быть и наказанием хадд (худуд) и наказанием кисас. Разница в данном случае заключается в той сущности и цели, которую это наказание несет: в качестве наказания хадд (худуд) оно карает, ибо так предписано от имени Аллаха в Коране, в качестве наказания кисас оно имеет целью воздать виновному равным (то есть талион), в качестве же наказания тазир - исправить его. Один и тот же вид наказания может быть и хадд (худуд) и кисас и тазир.
Р.Шарль определяет эту трехчленную классификацию следующим образом. К первой категории, восходящей к доисламскому периоду, относятся убийство и нанесение ранения. Это те преступления, которые допускали кровную месть. Мухаммед существенно смягчил наказание за преступления этой категории, заменив личную месть установленным возмещением (дийа или "цена крови"). Ко второй категории относятся преступления, наказания за которые установлены религиозным законом в эпоху Корана и являющиеся преступлениями против Аллаха. К третьей же категории относятся все иные деяния, рассматривавшиеся в период Корана как посягательства на общественный строй .
Л.Р.Сюкияйнен выделяет лежащие в основе этой классификации два критерия — предусмотренность определенного наказания за то или иное деяние в Коране и Сунне и вид нарушенных интересов и прав. Все права и интересы делятся на "права Аллаха" и права частных лиц. Но это деление либо совсем не может быть сопоставлено с делением на частные и публичные интересы, либо может, но лишь отчасти. Ибо "права Аллаха" представляют собой интересы религии и веры, а деяние, представляющее повышенную религиозную опасность может не представлять совсем, либо представлять незначительную общественную опасность. Например, посягательствами на "права Аллаха" являются: измена исламу, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние.
К "правам Аллаха" могут относиться и частные интересы. Например, посягательством на них ("права Аллаха") является кража, которая с позиции европейского правосознания в гораздо большей степени является посягательством на частные, чем на публичные интересы. И в то же время посягательством на частные интересы в шариате является такое тяжкое преступление как убийство.
Все преступления в итоге, согласно Л.Р.Сюкияйнену, делятся на три группы. Первая включает те из них, которые посягают на "права Аллаха" и наказываются предусмотренным в Коране и Сунне определенным наказанием (хадд). Вторая включает те преступления, которые также караются предусмотренным в Коране и Сунне определенным наказанием, но нарушают права частных лиц (кисас). Третью же группу составляют все иные преступления, наказание за которые не предусмотрено в Коране и Сунне и которые могут посягать как на "права Аллаха", так и на права частных лиц (тазир).
Преступления, за которые предусмотрено определенное наказание (хадд или худуд). Измена исламу
Расмотрение особенной части мусульманского уголовного права (укубата) мы начнем с преступлений, за совершение которых предусмотрено определенное наказание (хадд или худуд) в Коране или Сунне. Проще говоря, они упомянуты и криминализированы в самом Коране или Сунне и там же за них установлено конкретное наказание. К ним относятся всего семь деяний: измена исламу, бунт, разбой, кража, употребление спиртных напитков, прелюбодеяниие и ложное обвинение в прелюбодеянии. Хотя надо добавить, что некоторые теоретики относили к этой категории меньше семи преступлений.
Измена исламу как преступление хадд охватывает по сути два различных состава: вероотступничество и богохульство. Вероотступником является лицо, которое добровольно отрекается от ислама и переходит в другую веру, поклоняется идолам или отрицает какой-либо из постулатов и догматов ислама68. За вероотступничество установлено определенное наказание (хадд) в виде смертной казни. Данная мера ответственности содержится не в Коране, а в Сунне, в которой имеются многочисленные предания (хадисы) о том, что Мухаммед требовал смертной казни для отступников от ислама. Нисколько не оспаривается эта норма и ни одним из толков мусульманского права. Хотя доктрина добавила к этому то, что казнь должна быть не немедленной, а отсроченной. В случае же раскаяния отступника и его возвращения в ислам, он прощается, в случае же отказа — подвергается казни.
Вероотступник с момента совершения деяния граждански умирает. Все его права прекращаются, брак расторгается и т. п. Его имущество конфискуется в пользу государства. Ханифиты ограничивают эту конфискацию только имуществом, приобретенным после отступничества; ранее же приобретенное имущество делится между наследниками, как в случае естественной смерти собственника.
По мнению Шафии, вероотступник должен содержаться три дня в заточении, в течение которых ему разъясняются ежедневно истины веры, чтобы он имел возможность еще и еще раз подумать и отказаться от своих заблуждений. Если же он упорствует, то он должен быть предан смерти. Основатель же другого толка — Абу Ханифа полагает эту отсрочку желательной, но не обязательной. По его мнению женщины не наказываются смертью за вероотступничество, равно как их имущество не конфискуется: они подвергаются тюремному заключению до раскаяния. Но многие представители ханифитов все же следуют в этом отношении мнению Шафии, который считает женщин равно ответственными в вероотступничестве как и мужчин69 .
Если вероотступник, бежавший из мусульманской страны, снова примет ислам, то он может возвратиться, не боясь наказания и даже имеет право получить то имущество, которое осталось еще неразделенным и не конфискованным. А по мнению ханифитов, он должен получить обратно все имущество как конфискованное, так и разделенное между наследниками
Уголовный кодекс Судана 1983 года не предусматривал
уголовную ответственность за вероотступничество мусульманина. В кодексе же 1991 года данное деяние было криминализировано и предусмотрено в статье 126, которая звучит следующим образом:
1. Виновен в совершении вероотступничества каждый мусульманин, пропагандирующий измену исламу ясными словами либо действиями.
2. Вероотступнику дается срок, продолжительность которого определяет суд, для раскаяния. Если он по истечении этого срока не обратится в лоно ислама, то он наказывается смертной казнью.
3. Наказание за вероотступничество не приводится в исполнение, если виновный раскается в любое время до его исполнения
Указанная норма довольно точно воспроизводит классические положения мусульманского уголовного права, описанные выше. А теперь обратимся к Уголовному кодексу Чечни 1996 года, где в статье с тем же номером также предусматривается уголовная ответственность за вероотступничество мусульманина: