Введение к работе
Актуальность темы исследования. Процессы, происходящие как в Российской Федерации, так и в других странах Содружества независимых государств, характеризуются стремлением к экономической и политической самостоятельности, ростом самосознания народов, повышением интереса к национальной истории, культуре, языку, религии, обычаям и традициям. Однако на первоначальном этапе в целом позитивные глобальные изменения в экономической, социально-политической, этнокон-фессиональной и иных сферах жизнедеятельности общества сопровождаются и определенными отрицательными явлениями. Так, в ряде регионов наблюдается увеличение количества преступлений, обусловленных негативными проявлениями традиционализма. К их числу следует отнести национальную и религиозную нетерпимость, экстремистские проявления криминального характера в различных сферах жизни.
С учетом отмечаемых тенденций роста преступности в Содружестве независимых государств первостепенное значение приобретают совершенствование и активизация деятельности всех субъектов профилактики правонарушений.
Соответственно актуализируется и проблема дальнейшей научной разработки различных аспектов криминологической теории предупреждения преступности, в частности вопросов, связанных с профилактикой деликтов, возникающих на почве исламского традиционализма 1.
Преступления, обусловленные традиционализмом, представляют собой разновидность уголовно наказуемых деяний, которые наносят существенный моральный и материальный ущерб обществу и отдельным его членам. Неуклонное следование традициям и обычаям, часто содержащим негативные пережитки глубокого прошлого, приводит к формированию у некоторых людей стремления к ведению особого образа жизни, проявлению антисоциальных установок и попыток поставить себя над законами государства. Отсюда возникает необходимость комп-
1 В дальнейшем понятия «традиционализм» и «исламский традиционализм» употребляются как равнозначные.
лексного криминологического исследования взаимосвязи традиционализма и преступности.
Традиционный образ жизни лиц исламского вероисповедания основан на постулатах Корана, Шариата, обычаях мусульман. Это прежде всего присуще сфере семепно-бытовых отношений, которая наиболее обособлена и наименее нормативне урегулирована государственными установлениями. Имепнс здесь накапливаются и чаще чем в других сферах проявляются криминологически значимые противоречия и тенденции формирующие негативные стереотипы поведения.
Данное обстоятельство во многом усложняет исследование рассматриваемой проблемы и разработку мер по предупреждению преступлений, связанных с традиционализмом. Их превенция предполагает осуществление широкого комплекса взаимосвязанных мероприятий. Успешная реализация последних без учета этноконфессиональпых и региональных особенностей без использования антикриминогенных возможностей религии обычаев и традиций — дело практически бесперспективное.
Указанные и иные возникающие здесь проблемы еще не стали предметом должного внимания в отечественной юридической науке. К сожалению, нет специальных монографически)* исследований по соответствующей тематике.
Остается неизученным опыт зарубежных стран по локализации, нейтрализации негативных проявлений традиционализма, возникающих на этой почве этноконфессиональпых конфликтов п устранению причин, их порождающих.
Определенный вклад в изучение отдельных аспектов проблемы внесли Р. Р. Галпакбаров, Е. П. Ким, В. В. Клочков, В. А. Куроедов, 10. Рабиев, Ф. М. Рудинский, У. А. Рустамов, Л. Р. Сюкияйнен, В. М. Харчев и другие авторы. Пробелы в разработке рассматриваемой проблематики в некоторой степени восполняют публикации философов, историков, социологов, психологов, демографов. Среди них выделяются труды А. К. Алиева, В. В. Бартольда, М. В. Вагабова, А. С. Грачева, Л. И. Климовича, А. В. Коровикова, 3. И. Левина, И. Макато-ва, А. Массэ, И. И. Миговича, М. П. Мчедлова, В. И. Носови-ча, М. Г. Писманнка, В. Д. Плахова, Л. Р. Полонской, С. П. Полякова, Н. Г. Пруссаковой, Б. Рассела, Т. С. Саитбаева, Н. С. Сарсенбаева, И. С. Свенцицкой, X. А. Селимова, М. Т. Степанянц, Г. А. Суглобова, Д. М. Угриновича, У. Уотта, Й. Шахта.
Вместе с тем исследования названных авторов не могут компенсировать недостатки в изучении проблематики преступности, обусловленной традиционализмом. Отсутствие комплексного представления о ней отрицательно сказывается на дальней-
тем развитии теории криминологии, на практике предупреждения правонарушений, связанных с традиционализмом, выявлении причин и условий, способствующих их совершению.
Существующая нормативная база, регламентирующая усилия субъектов профилактического воздействия, еще не образует целостного правового института. Вместе с тем при высокой латентності! исследуемых общественно опасных деяний сложилось известное несоответствие между все увеличивающимся объемом работы в сфере их профилактики и ее недостаточным правовым, ресурсным и теоретическим обеспечением.
Изложенные выше обстоятельства и обусловили выбор темы диссертационного исследования.
Естественно, при этом возникает вопрос о достаточности изучения влияния традиционализма на преступность лишь на примере отдельных крупных регионов, в частности таких, как Средняя Азия, Казахстан, либо тех территорий Закавказья и России, где наибольшую часть населения составляют лица исламского вероисповедания. Общие в своей основе традиционалистские проявления в том пли ином регионе, несомненно, имеют и специфические черты в зависимости от влияния множества факторов: национальных обычаев, демографических характеристик, климатических условий и т. п. Вместе с тем научный анализ значительного массива информации о каком-либо явлении позволяет уяснить п определить основные направления его развития в целом.
Как представляется, двигаясь от теоретических положении к конкретному анализу проблемы в одном из соответствующих регионов, можно познать сущность процессов, характерных и для другого региона, нации, народности, этнической группы. При таком подходе анализ каждого отдельно взятого факта позволит получить больше необходимой информации, если он изучается во взаимосвязи с иными явлениями. Это, в свою очередь, способствует уяснению глубинных процессов, происходящих под воздействием традиционализма, и их особенностей в той или иной местности. При наличии должных знаний можно разработать на конкретном региональном уровне комплекс мероприятий для устранения, нейтрализации либо локализации отрицательных проявлений традиционализма.
В данном случае в качестве такого региона нами избрана Республика Узбекистан как регион с наиболее типичными проявлениями исламского традиционализма.
Объектом исследования выступают: преступность, обуслов
ленная исламским традиционализмом; социальные условия
(факты, процессы, ситуации и т. п.) и противоречия кримино
генного характера, возникающие в различных сферах жизне
деятельности исламизироваппого общества.
2 Зак. 17дсп 5
Предмет исследования составляют криминологически значимые аспекты исламского традиционализма, способствующие формированию как преступного поведения, так и играющие роль антикримнногенных факторов.
Целью исследования является разработка концептуальных основ устранения, нейтрализации либо ослабления действия криминогенных факторов, детерминирующих противоправное поведение на почве традиционализма. Это предполагает разработку системы мер, позволяющей реализовать соответствующее направление в региональной программе борьбы с преступностью.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
теоретическое обоснование значимости криминологического исследования преступности, связанной с традиционализмом;
определение ее характера и современных тенденций;
выявление и анализ комплекса факторов, влияющих на совершение преступлений, обусловленных традиционализмом;
выработка научных рекомендаций и предложений по совершенствованию и повышению эффективности профилактики преступлений, совершаемых на почве традиционализма, определение конкретных путей реализации их на практике.
Актуальность избранной темы, учет степени разработанности данной проблемы, определение объекта, предмета, цели и задач исследования позволяют сформулировать его концепцию и гипотезу.
Концепция исследования. Государство, особенно многонациональное, заинтересовано в правомерном поведении всех социально-этнических групп и категорий населения, независимо от их вероисповедания. В нормативных документах органов власти ряда государств СНГ указывается на необходимость преодоления в сфере правопорядка негативных проявлений, в том числе преступлений, связанных с традиционализмом.
Нерешенность многих социально-экономических, политических, культурно-воспитательных, конфессиональных и правовых проблем может причинить и уже наносит обществу большие и трудноизмеримые потери морального и материального характера. В Содружестве независимых государств практически не осталось стран, в которых такие факторы не дали бы негативных последствий. В этом отношении не стала исключением и Республика Узбекистан, где возникают очаги социальной напряженности, обусловленной межнациональными конфликтами, стимулируемыми в ряде случаев внутриконфес-сиональными разногласиями, совершением преступлений на почве традиционализма.
Динамика роста преступлении данного рода свидетельствует о том, что превентивные меры, принимаемые в рамках устоявшихся государственных социальных институтов и технологии, существенного успеха не имеют. Это объясняется рядом причин. Еще не созданы полномасштабные и постоянно действующие организационные структуры, отсутствует механизм реализации принимаемых решений по стабилизации социально-политической обстановки па общегосударственном ц региональном уровнях. Не разработаны формы и методы предупреждения преступлений, совершаемых на почве традиционализма. При попытках решения данной проблемы преимущественно правовыми средствами абсолютизируется роль правоохранительных органов и, в первую очередь, органов внутренних дел. Последние фактически продолжают рассматриваться как единственная сила, противостоящая преступности в исследуемой сфере.
Указанные обстоятельства обусловливают потребность в консолидации усилий всех государственных органов, заинтересованных негосударственных структур, общественных светских и религиозных объединений па основе разработки и реализации комплексной программы предупреждения преступлений, совершаемых па почве традиционализма. Выступая как часть общей программы борьбы с преступностью, она должна включать в себя организационно-методические, социально-профилактические, политические, правовые, медицинские и научно-исследовательские аспекты деятельности всех субъектов превенции таких деликтов. Конечно, требуется и совершенствование законодательства, предусматривающего недопущение межнациональных конфликтов и устанавливающего ответственность за совершение преступлений, связанных с традиционализмом. Необходима также кодификация соответствующих отраслевых норм права на республиканском уровне с приведением их к международным стандартам.
Гипотезы исследования. Они вытекают из следующих исходных предположений. Состояние преступности детерминируется реальными на данном этапе развития общества условиями жизни.
Последние могут выражаться в виде различных противоречий, отрицательных процессов, в том числе и негативных проявлений обрядов, традиций и обычаев.
Стабилизация, локализация и устранение негативных процессов, обусловленных традиционализмом, зависят от степени теоретической разработанности анализируемой проблемы и возможностей ее практического разрешения: эффективности осуществления программ борьбы с правонарушениями, совершаемыми па почве традиционализма; подготовки высококвалп-
2* 7
фпцироваиных кадров, призванных осуществлять воспитательно-предупредительную деятельность в исследуемой сфере, и т. д.
Основная посылка диссертанта состоит в предположении о том, что познание общих характеристик, тенденций и закономерностей влияния негативных проявлений исламского традиционализма на состояние преступности будет способствовать улучшению соответствующей превентивной деятельности как в Узбекистане, так и в тех регионах Российской Федерации, где значительную часть населения составляют лица мусульманской конфессии.
Методологической основой исследования являются концептуальные положения социологии, криминологии и других наук о природе преступности и других негативных социальных явлений; о возможности коррекции преступного поведения личности путем реализации антикриминогенного потенциала позитивных в своей основе процессов, факторов.
В процессе исследования использовались фундаментальные работы по криминологии, философии, социологии, демографии, статистике, социальной психологии, теории права и управления, относящиеся к проблематике диссертации.
При разработке темы автор опирался на положения и нормы Конституции и других отраслей права Республики Узбеки-стаи и Российской Федерации, а также других субъектов Содружества независимых государств; на международно-правовое законодательство, регулирующее права и интересы граждан, на результаты анализа содержания ведомственных нормативных актов, регламентирующих деятельность субъектов профилактики правонарушений.
Разработка темы диссертации потребовала многопрофильной методики. В частности, автором использовались логический, исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический методы анализа и объяснения социальных и правовых явлений. Конкретные криминологические исследования проводились посредством анкетирования, опросов, интервьюирования, сбора н изучения необходимой информации с помощью анализа документов. Так, по теме исследования были подготовлены и задействованы семь разновидностей анкет и опросных листов.
Эмпирическую базу исследования составили данные статистики (республиканской и ведомственной) о состоянии преступности, а также материалы конкретных криминологических исследований, проведенных автором и другими учеными.
Объем осуществленной работы:
— автором проведен анализ уголовной статистики за период
1982—1993 гг., который предусматривал выявление количественных и качественных характеристик преступлений, связанных с традиционализмом (ст. 87, 93, 98—991, 134—136, 145—1471 УК Р. УЗ.) и совершенных па почве межнациональных конфликтов (за 1988—1992 гг.);
с использованием специально разработанной программы изучено 856 завершенных судом уголовных дел по указанным составам преступлений;
проанализировано 530 материалов данной категории, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;
проанкетировано две группы лиц. Первая — субъекты преступлений, совершенных па почве традиционализма и межнациональных конфликтов (438 чел.). Вторая группа — копт-рольная (1443 чел.). Она включала в себя лиц условно правомерного поведения, поскольку основная масса опрошенных, по их признанию, совершала действия, сопряженные с правонарушениями на почве традиционализма, но ответственности за них не несла;
осуществлено анкетирование 1275 сотрудников органов внутренних дел и слушателей Ташкентской высшей школы МВД Республики Узбекистан в целях выяснения их восприятия национальных обычаев, традиций п религиозных обрядов;
путем опроса 1897 чел. изучено общественное мнение по проблемам межнациональных отношении и возникающих па почве их противоречий и конфликтов;
опрошено 750 экспертов (сотрудники правоохранительных органов, психологи, философы, юристы, социологи, педагоги) в целях выяснения оценок но ряду вопросов, касающихся влияния традиционализма, межнациональных отношений па состояние преступности, а также определения путей и разработки мер предупреждения противоправных деяний, совершаемых на этой почве.
Кроме того, были изучены статистические данные общесоюзных и республиканских переписей населення 1979 и 1989 годов; уточнены сведения Госкомстата Республики Узбекистан о численности населения за 1990—1993 годы. При этом был проведен анализ деятельности как государственных органов власти и управления Республики Узбекистан (Советов народных депутатов различных уровней, правоохранительных органов, Госкомстата, Госкомтруда, органов народного образования и здравоохранения, Госкомприроды и Комитета по агропромышленному комплексу, министерств бытового обслуживания, культурно и жилищно-коммунального хозяйства, военного комиссариата и т. п.), так н общественных объединений (махаллнн-ских комитетов, общества «Знание», советов профилактики тру-
довых коллективов, общественных пунктов охраны порядка и т. п.).
Осуществлен контент-анализ публикации по исследуемой тематике центральных н местных газет за 1987—1994 годы, а также зарубежных радиоголосов за 1989—1992 годы.
Всего было изучено 1670 различных документов. Итоговые выводы диссертанта сопоставлялись с результатами подобных исследовании, проведенных другими авторами.
Достоверность и обоснованность содержащихся в диссертации положений, выводов и рекомендаций обеспечиваются научно обоснованной и апробированной методикой исследования и репрезентативностью использованного эмпирического материала. Подтверждаются они и результатами проведенных соискателем исследований, о чем свидетельствуют современные тенденции развития изучаемых негативных процессов.
Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается в том, что оно представляет собой первую в юридической науке комплексную монографическую разработку правовых п организационных проблем предупреждения правонарушений, обусловленных исламским традиционализмом. Впервые предпринята попытка сформулировать и обосновать концепцию профилактики преступлений, связанных с криминальными проявлениями традиционализма, рассмотреть ее как целостную теоретическую систему.
Автором исследованы ранее не изученные детерминанты, закономерности и специфика негативных феноменов, обусловленных традиционализмом. В результате этого была получена новая информация о криминогенных процессах и факторах. Одновременно диссертантом дается описание некоторых элементов механизма реализации потенциала религии и, в частности, ислама, а также национальных обычаев н традиций в деле воспитания правопослушного поведения.
На основе анализа полученной в ходе исследования информации автором предлагается целевая комплексная научно-практическая программа по решению задач в сфере осуществления превентивной деятельности в отношении правонарушений, совершаемых па почве традиционализма.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В диссертации научно обосновывается подход к раскрытию сущности негативных явлений, обусловленных традиционализмом, и их причинно-следственных связей с преступностью. Путем междисциплинарного многофакторпого анализа исследуемого феномена выдвинуты образующие единую концепцию идеи о роли религии, обычаев и традиций в жизни общества, о их понимании как социального явления, неотъемлемого компонента суще-
ствования наций, народностей п этнических групп. Это, в свою очередь, позволяет определить место проблематики традиционализма в системе криминологических знаний и ее взаимосвязь с преступностью.
При рассмотрении современных тенденций преступного поведения, связанного с традиционализмом, и комплекса факторов, его обусловливающих, была дана типология соответствующих противоправных деяний. Необходимость в этом вызвана как спецификой и разнообразием видов подобных деяний, так н наличием у них общих признаков.
Определение конкретных видов преступлений, совершаемых па почве традиционализма, целесообразно с точки зрения выявления сущности данных деяний. Это требуется: для квалификации указанных преступлений и индивидуализации наказания за их совершение; для типологической дифференциации лиц, совершающих такие преступления; для разработки н реализации соответствующих превентивных мер.
Вместе с тем в ходе исследования основное внимание уделено уяснению детерминант устойчивого существования и развития^ отдельных негативных проявлении традиционализма, содействующих формированию противоправного поведения.
Результаты исследования позволили сформулировать организационно-правовые основы предупреждения правонарушений, связанных с традиционализмом, выявить п проанализировать некоторые аспекты антнкримпногенпого потенциала ислама, мусульманских обычаев и традиций, определить приоритетные и наиболее эффективные пути их использования в региональной программе борьбы с преступностью.
Положения, выносимые на защиту
На защиту выносятся следующие наиболее важные выводы и научные разработки, сформулированные и обоснованные в диссертации:
-
Исламский традиционализм представляет собой сложное, противоречивое явление, которое оказывает на поведение людей как антикриминогенное, так и криминогенное воздействие.
-
Группа уголовно наказуемых деяний, связанных с негативными проявлениями исламского традиционализма, является относительно самостоятельной частью общей преступности с определенной спецификой детерминации и тенденцией перерастания отдельных преступлений в массовые эксцессы. Исламский традиционализм в форме исламского фундаментализма детерминирует не только многие общеуголовпые преступления, но и межнациональные и межконфессиональные конфликты.
-
Теоретические основы криминологического исследования преступлений, связанных с традиционализмом, должны включать в себя комплекс идей, методов и методик социально-правового и теологического характера с учетом социальных функций исламского традиционализма, его исключительной роли во всей системе общественных отношений.
-
Криминогенным проявлениям исламского традиционализма способствует: быстрый рост населения, не подкрепленный экономическим развитием и поэтому усугубляющий обнищание народных масс; социальная несправедливость и разочарование людей в способности светских властей выправить тяжелое положение; религиозная и «общекультурная» нетерпимость, которая порождает обстановку озлобленности и духовной изоляции. Все это толкает определенную часть населения к преступлениям и к идеологии, оправдывающей преступления.
-
Общесоциальное предупреждение преступлений, связанных с исламским традиционализмом, наряду с известными экономическими, политическими, социальными, организационно-правовыми и другими методами должно органически включать в себя нспользоваїще духовного потенциала самого ислама, тех его сторон, которые носят антикрпминогеппып характер.
-
Специально-криминологическое предупреждение преступлений, связанных с исламским традиционализмом, должно осуществляться дифференцированно в отношении отдельных социальных групп и слоев населения. Особое значение в этой деятельности имеет непрерывный криминологический мониторинг информации, отражающей различные аспекты традиционализма, в том числе традиционализма в его криминальных аспектах.
-
В региональных программах борьбы с преступностью целесообразно иметь специальные разделы, посвященные профилактике преступлений на почве религиозного фанатизма и экстремизма.
Апробация и практическая реализация результатов исследования. Содержащиеся в диссертации теоретические положения, выводы, рекомендации и предложения нашли свое отражение в деятельности аппарата Президента и комитета Верховного Совета Республики Узбекистан по вопросам законодательства, законности и правопорядка. Кроме того, результаты исследования были использованы: в процессе разработки проекта уголовного законодательства Узбекистана; при подготовке Закона Республики Узбекистан «Об общественных формированиях по профилактике правонарушений и охране общественного порядка» и проекта Указа Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан «О центре по изучению общест-
венного мнения при Верховном Совете республики». Предложения диссертанта учитывались также при разработке Государственной программы по борьбе с преступностью и профилактике правонарушении в Республике Узбекистан н проекта Положения МВД Республики Узбекистан «О критериях оценки деятельности структурных подразделений органов внутренних дел».
Сообщения по различным аспектам диссертационного исследования сделаны автором на научно-практических конференциях: «Взаимодействие школы, семьи и трудовых коллективов в воспитании детей» (Ташкент, 1 декабря 1987 г.); «Национальные обычаи, традиции, религиозные культы и обряды; их использование работниками милиции при решении оперативно-служебных задач» (Омск, 28—29 мая 1988 г.); «Актуальные вопросы перестройки атеистического воспитания в условиях демократизации и гласности» (Ташкент, 19—20 декабря 1988 г.). По проблематике диссертации автор выступал: на всесоюзной школе молодых ученых и специалистов по теме: «Социальные проблемы молодежи: антиобщественные проявления и их профилактика» (Минск, 3—4 июля 1989 г.); па научно-технической конференции молодых ученых-обществоведов по тематике социально-философских и правовых проблем обновления общества (Ташкент, апрель 1990 г.); на научно-практических конференциях «Общегосударственная комплексная Программа борьбы с преступностью: опыт разработки, проблемы и перспективы» (Академия МВД СССР, 16—17 ноября 1990 г.); «Межнациональные конфликты: пути и средства их предупреждения» (Академия МВД РФ, 18 марта 1992 г.), «Место и роль органов внутренних дел в предупреждении и разрешении межнациональных конфликтов» (Академия МВД РФ, 26—27 октября 1992 г.); на заседании Ученого совета ТВШ МВД СССР (Ташкент, апрель 1991 г.).
Разработки автора используются в учебном процессе Академии и ряда других учебных заведений МВД РФ, а также в Ташкентской высшей школе МВД Республики Узбекистан.
С 1988 по 1991 гг. автор читал спецкурс для слушателей ТВШ МВД СССР на тему: «Криминологические проблемы изучения влияния религиозных проявлений на преступность», в котором нашли отражение отдельные положения исследования.
По теме исследования опубликовано 24 работы (объемом свыше 40 п. л.), в том числе монография, учебные пособия и программы, лекция, статьи в центральных республиканских и ведомственных журналах.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четы
рех глав, одиннадцати параграфов, заключения и списка ис
пользованной литературы.
3 Зак. 17дсп 13