Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Криминальная субкультура: понятие, структура, состояние 14
1. Понятие криминальной субкультуры 14
2. Структура криминальной субкультуры ; 25
ГЛАВА 2. Криминологическая характеристика регулятивных элементов тюремной субкультуры 45
1. Криминологическая характеристика неформальных норм тюремной субкультуры 45
2. Криминологическая характеристика неформального разделения
осужденных на субкультурные группы в местах лишения свободы 55
3. Криминологические особенности неформального разделения осужденных на субкультурные группы в пенитенциарных учреждениях разных видов 92
ГЛАВА 3. Криминологическая характеристика атрибутивных элементов тюремной субкультуры 113
1. Уголовные татуировки и их криминологическое значение 113
2. Уголовные клички и их криминологическое значение 128
3. Тюремный жаргон и его криминологическое значение 137
ГЛАВА 4. Нейтрализация тюремной субкультуры и предупреждение правонарушений 146
1. Нейтрализация регулятивных элементов тюремной субкультуры и предупреждение правонарушений, связанных с ними 146
2. Нейтрализация атрибутивных элементов тюремной субкультуры и предупреждение правонарушений, связанных с ними 173
Заключение 186
Литература 193
Приложения 216
- Понятие криминальной субкультуры
- Криминологическая характеристика неформальных норм тюремной субкультуры
- Уголовные татуировки и их криминологическое значение
- Нейтрализация регулятивных элементов тюремной субкультуры и предупреждение правонарушений, связанных с ними
Введение к работе
Актуальность темы исследования. За последнее десятилетие общество пережило глубокие формационные преобразования, охватившие все сферы общественной и государственной жизни, обусловленные политическими, экономическими и социальными реформами. Эти преобразования не могли качественно и количественно не отразиться на преступности. Наряду с количественными изменениями, произошло обострение ее качественных характеристик. Усилилась преступная идеология, в различные сферы социальной жизни внедряются нормы поведения криминальных сообществ - так называемые "понятия". Тревожным симптомом является распространение в обществе элементов преступной субкультуры. Из жаргона преступников слова: "отморозок", "беспредел", "крыша", "мочить", "наезд" переместились в обыденную речь, публикации СМИ, стали использоваться политиками, депутатами, руководителями различного уровня. Криминальная субкультура видоизменяется, приобретает новые формы, вследствие чего возникает своеобразная "конкуренция" между ними.
С начала 90-х годов XX века страну захлестнул вал организованной преступности, противопоставивший традиционной культуре свою субкультуру со всеми присущими ей атрибутами. Середина 90-х годов ознаменовалась стремительным распространением наркомании среди молодежи и формированием субкультуры наркоманов. Продолжает существовать и субкультура представителей профессиональной преступности, то есть на сегодняшний день существуют три самостоятельных вида криминальной субкультуры. В местах лишения свободы эти три вида криминальной субкультуры, сливаясь с некриминальными нормами и правилами поведения, образуют своеобразный "коктейль" - тюремную субкультуру.
Тюремная субкультура за последнее время претерпела серьезные изменения. Стали другими неформальные нормы, которыми руководствуются осужденные, изменилось неформальное разделение осужденных на субкультурные группы, татуировки, жаргон, тюремная мода. Неформальные нормы не представляют сейчас категорических императивов, они повсеместно "размыты", наблюдается повсеместный переход к индивидуалистической модели поведения - "я и моя тумбочка". Неформальное разделение осужденных на субкультурные группы менее категорично. Уголовная татуировка выступает в качестве украшения, а не носит смысловой нагрузки. Микросреда осужденных относится терпимо к любым татуировкам. Лидеры криминальной среды, даже оказавшись в местах лишения свободы, стремятся не отставать от моды, оставив в прошлом имидж аскета.
Научное исследование криминальной субкультуры осуществляли многие ученые, среди которых необходимо отметить Ю.К. Александрова, Ю.А. Алферова, В.М. Анисимкова, Ю.М. Антоняна, Ю.И. Блохина, А.Г. Бронникова, А.И. Гурова, П.С. Дагеля, СИ. Дементьева, Ю.П. Дубя-гина, И.И. Карпеца, В.И. Игнатенко, С.Я. Лебедева, Д.А. Ли, Д.С. Лихачева, А.Н. Олейника, В.Ф. Пирожкова, Ж. Росси, А.А. Сидорова, Ф.Р. Сунду-рова, А.А. Тайбакова, Г.Ф. Хохрякова, В. Чалидзе, В.Е. Южанина и др.
Однако за последние годы криминальная субкультура сильно изменилась, что создает предпосылки к ее дальнейшему изучению. К тому же криминальная субкультура представляет собой столь сложное явление, что поле ее изучения весьма обширно.
Хотя тюремная субкультура становится менее социально опасной, в местах лишения свободы ситуация остается тревожной. Так, например, в 2001 году только по официальным данным в ходе обысковых мероприятий в колониях были изъяты 7700 литров спиртных напитков; 28,6 кг наркотических веществ; 147 тысяч единиц колюще-режущих предметов; 4 единицы
огнестрельного оружия, хотя официально регистрируемый уровень преступности в местах лишения свободы сократился в 2001 году на 10,1%1.
Перечисленные обстоятельства требуют новых подходов по нейтрализации и искоренению тюремной субкультуры, иных мероприятий по предупреждению правонарушений в местах лишения свободы.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности диссертационного исследования. В предлагаемом исследовании акцент ставится на рассмотрение криминальной субкультуры в той мере, в какой она влияет на тюремную, что и будет определять степень подробности изложения.
Цель и задачи диссертационного исследования. Научная цель -теоретическое исследование современных особенностей криминальной субкультуры и тюремной субкультуры как ее составляющей, определение криминологического значения неформального разделения осужденных на субкультурные группы, неформальных норм, татуировок, кличек осужденных, жаргона. Прикладная цель - разработка методов нейтрализации криминальной и тюремной субкультуры, а также методов по предупреждению правонарушений, связанных с негативным влиянием криминальной субкультуры, в местах лишения свободы.
Для достижения этих целей ставятся следующие задачи:
Выработать понятие криминальной субкультуры, определить ее структуру, классифицировать ее элементы, определить место тюремной субкультуры в ней.
Установить, какими неформальными нормами руководствуются в настоящее время лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, какое криминологическое значение имеют эти нормы.
См.: Бахтин А. Организация и осуществление надзора за осужденными // Ведомости уголовно-исправительной системы Минюста России. -2002.-№5.-С. 13.
Определить современные особенности неформального разделения осужденных на субкультурные группы, установить их криминологическое значение.
Найти различия в неформальном разделении осужденных в исправительных учреждениях разных видов, выработать рекомендации предупредительно-профилактического характера.
Определить место татуировки в жизни осужденных и ее криминологическое значение.
Классифицировать клички осужденных в зависимости от статуса личности и происхождения, определить их криминологическое значение.
Классифицировать уголовный жаргон, определить его криминологическое значение.
Разработать меры по нейтрализации криминальной субкультуры и тюремной субкультуры и меры по предупреждению правонарушений, связанных с ними.
Объект и предмет исследования. Для решения указанных задач следует определить объект исследования. Объектом диссертационного исследования выступает криминальная субкультура, то есть совокупность ценностей, обычаев, традиций, норм и правил поведения преступников как социальной группы.
Предметом данного диссертационного исследования является криминологическое влияние регулятивных и атрибутивных элементов криминальной субкультуры на поведение осужденных, состояние законности в местах лишения свободы, отношение между осужденными, между осужденными и представителями администрации, а также меры по нейтрализации криминальной субкультуры и тюремной субкультуры и предупреждению правонарушений, связанных с ними.
Методология и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования образует метод всеобщего познания. При подготовке диссертации были использованы статистический, социологический, формально-логический методы, метод сопоставительного анализа, экспертный опрос, интервьюирование.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, УИК РФ, акты международного права, касающиеся вопросов уголовно-исполнительного права, действующее уголовно-исполнительное и уголовное законодательство, подзаконные нормативные акты.
Теоретической основой диссертации являлись исследования в области криминологии, теории уголовно-исполнительного права, теории уголовного права, юридической психологии.
Эмпирическую базу исследования составили результаты криминологических исследований, в ходе которых изучены материалы трехсот личных дел осужденных, отбывающих наказание в колонии строгого режима Астраханской области, результаты их интервьюирования и сопоставления объективно закрепленных сведений с субъективной их оценкой осужденными. Автором применялся метод наблюдения, изучения документов (писем, дневников осужденных и т.д.), метод экспертных оценок, в ходе которого опрошено 50 сотрудников уголовно-исполнительной системы. В работе использовались эмпирические материалы и других авторов, полученные в результате конкретных криминологических исследований по рассматриваемой проблеме.
Диссертантом использован и свой 6-летний опыт работы в должности начальника отряда в колонии строгого режима Астраханской области.
Научная новизна определяется темой исследования. Она заключается в расширении предмета научного поиска, комплексном подходе к его освоению, включающем криминологические и уголовно-исполнительные
аспекты, предложениях органам, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.
Основные положения, выносимые на защиту, вытекают из целей и задач диссертационного исследования и сводятся к следующему:
Под криминальной субкультурой диссертант понимает совокупность ценностей, обычаев, традиций, норм и правил поведения, направленных на организацию жизнедеятельности, целью которой является совершение преступлений, их сокрытие и уклонение от ответственности.
Предлагается внутри криминальной субкультуры выделять три вида: субкультуру профессиональных преступников, субкультуру представителей организованной преступности, субкультуру наркоманов. Критерием разграничения выступает образ жизнедеятельности и характер совершаемых преступлений (см. приложение № 1).
Под тюремной субкультурой предлагается понимать особый вид криминальной субкультуры, сформированный в результате слияния различных субкультур как криминального, так и некриминального характера, являющийся компромиссом между микросредой осужденных и обществом и направленный на выживание в экстремальных условиях лиц, преступивших уголовно-правовые запреты, а также сохранение ценностей преступного мира (см. приложение № 1). ***
Диссертант приходит к выводу, что, несмотря на ослабление регулятивной функции криминальной субкультуры, она играет существенную роль в отношениях между осужденными, а также между осужденными и представителями администрации. Поэтому мероприятия по противодействию криминальной субкультуре должны планироваться и проводиться с учетом происшедших в криминальной субкультуре изменений.
В частности, при организации предупредительной работы следует исходить из того, что современные неформальные нормы тюремной суб-
культуры регулируют только отношения в сфере распределения материальных благ.
Осужденные делятся на четыре субкультурные группы в зависимости от модели поведения (отрицания, приспособления, нейтралитета, деперсонализации), которой руководствуются, оказавшись в местах лишения свободы: осужденные, отрицающие социальную изоляцию; осужденные, приспособившиеся к социальной изоляции; осужденные, смирившиеся с социальной изоляцией; осужденные, деперсонализированные в условиях социальной изоляции. Это деление должно учитываться при проведении предупредительно-профилактической работы.
Предлагается стратифицировать осужденных, отрицающих социальную изоляцию, и осужденных, приспособившихся к социальной изоляции, по шкалам престижа и власти. Каждой страте на шкале престижа соответствует "криминальное звание", а на шкале власти - "криминальные должности". Например "вор в законе" (криминальное звание) является "смотрящим за зоной" (криминальная должность).
В воспитательных колониях несовершеннолетним свойственно детальное неформальное разделение на субкультурные группы. Колониям общего режима свойственно 4-членное неформальное разделение. В колониях строгого и особого режима существуют промежуточные субкультурные группы. Унификация подобной стратификации поможет в выработке индивидуальных подходов к авторитетам преступного мира и нейтрализации их негативного влияния на осужденных.
9. Диссертационным исследованием установлено, что в местах ли
шения свободы размывание неформальных норм поведения проявилось в
плюрализме татуировок, большинство которых выступает в качестве ук
рашений, а не носят смысловой нагрузки. Нанесение татуировки и облада
ние ею не сопряжено с субкультурными требованиями. Наказание за та-
туировки, не соответствующие рангу осужденных, не применяется. Таким образом, татуировки утратили былую значимость для сотрудников исправительных учреждений в проведении оперативной и предупредительно-профилактической работы.
Предлагаем дополнить известные классификации уголовных татуировок классификационной группой, которая включает в себя татуировки низкого качества, заштрихованные татуировки, татуировки-украшения, татуировки-псевдоукрашения.
Предлагается классификация уголовных кличек, классификационными критериями которой выступают степень престижности и происхождение клички.
В уголовном жаргоне предлагается выделять три вида: жаргон профессиональных преступников, жаргон представителей организованной преступности, жаргон наркоманов. Особым видом уголовного жаргона выступает тюремный жаргон.
13. Мероприятия по нейтрализации криминальной субкультуры
предлагаем разделить на 3 группы: а) общие мероприятия; б) специальные
мероприятия; в) индивидуальные мероприятия. Мероприятия первой груп
пы заключаются в устранении причин и условий, обуславливающих суще
ствование криминальной субкультуры. Мероприятия второй группы на
правлены на повышение эффективности работы администрации пенитен
циарных учреждений по нейтрализации тюремной субкультуры и исполь
зование ее в предупреждении пенитенциарных правонарушений. Меро
приятия третьей группы сводятся к устранению негативного влияния тю
ремной субкультуры на индивидуума и предупреждению правонарушений,
связанных с ней.
14. Даются конкретные рекомендации органам уголовно-исполнительной
системы по повышению эффективности использования уголовно-
исполнительных и криминологических мер воздействия по нейтрализации тюремной субкультуры и использованию ее в предупреждении правонарушений.
15. Предлагается в строгих условиях содержания для изоляции лиц, отрицательно влияющих на основную массу осужденных, от иных злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания, часть 3 ст. 120, 122, 124 УИК РФ изложить в следующей редакции: "Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания. В строгих условиях осужденные, отрицательно влияющие на основную массу осужденных, содержатся отдельно от иных злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания".
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов "Криминология", "Уголовно-исполнительное право", "Уголовное право", "Оперативно-розыскная деятельность", "Административная деятельность органов внутренних дел", "Юридическая психология" в юридических высших и средних специальных учебных заведениях МВД РФ, Министерства юстиции РФ; а также в иных юридических учебных заведениях.
Исследования могут быть использованы с целью исправления осужденных, отбывающих наказания, связанных с лишением свободы, охраны правопорядка и законности в исправительных учреждениях, безопасности осужденных, персонала и иных лиц, находящихся на территории этих учреждений.
На основе результатов исследования предложен комплекс правовых и организационных мер, направленных на борьбу с криминальной и тюремной субкультурой.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования получили апробацию на научно-практической конференции "Общественная безопасность и ее законодательное обеспечение" (Астраханский государственный технический университет, апрель 2001 г.), на межвузовской научно-практической конференции "Уголовная политика и реформа уголовно-исполнительной системы" (Ростовский юридический институт МВД России, июнь 2001 г.), на научно-практической конференции "Проблемы становления правового государства в современной России" (октябрь, 2001 г.), прошедшей в Адлере под эгидой общества "Знание", на научно-практической конференции "Проблемы борьбы с преступностью в Центральном федеральном округе Российской Федерации", (Брянский филиал Юридического института МВД РФ, ноябрь 2001 г., а также были опубликованы в газете "Мир права" (№ 5, июль 2001 г. - "Уголовная татуировка в наши дни", № 10, ноябрь 2001 г. - "Криминологическое значение стратификации осужденных").
Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в шести опубликованных научных статьях.
Структура и объем диссертации обусловлены целями и спецификой исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, включающих десять параграфов, заключения, приложений и библиографического описка использованной литературы.
Понятие криминальной субкультуры
Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей1. С культурологической точки зрения, культура - это система вне биологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность лю-дей в обществе . По другому определению, культура - это определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность3.
Культурное наследие является главным богатством нашей цивилизации, культура отличает человека прошлого от человека современности, культурные традиции служат отличием одного народа от другого, по культуре человека судят о нем окружающие.
Но господствующая в обществе культура не носит универсального характера для всех членов общества. Существуют малые группы, имеющие г9,вою альтернативную культуру, отличающуюся от официальной культуры или даже отрицающую ее, данное явление обусловило возникновение понятия субкультура (англ. Subculture - подкультура).
Субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней4. С криминологической точки зрения, субкультуры - это структурные и функциональные образования, отличающие лиц, принадлежащих к ним, от остальных членов общества и проявляющих чувство общности5.
Хотя термин субкультура относительно молодой, первым его стал использовать Т. Парсонс , криминальная субкультура существует столько же, сколько существует преступность, и невозможно не согласиться с
В.Ф. Пирожковым утверждавшим, «что преступности без криминальной субкультуры не бывает, так же как данная субкультура не может сущест вовать без преступности» .
Первым отечественным исследователем криминальной субкультуры можно по праву назвать Ф.М. Достоевского. В его повести «Записки из Мертвого дома», опубликованной в 1861 году, отражены впечатления пережитого и увиденного на каторге в Сибири, в омском остроге, где он провел четыре года, осужденный по делу петрашевцев . Примерно в это же время в юридической литературе встречаются первые упоминания собственно об артелях воров и конокрадов . Криминальную субкультуру описывал и А.П. Чехов в повести «Остров Сахалин»10. Об особенностях советской уголовно-исполнительной системы периода культа личности И.В. Сталина писали А.И. Солженицын, В.Т. Шаламов11.
К сожалению, несмотря на наличие богатого эмпирического материала, первыми криминальную субкультуру стали исследовать зарубежные социологи (Р. Мертон, Т. Селлин, А. Коэн). В 1938 году в «Американском социологическом обозрении» Роберт Мертон опубликовал статью «Социальная структура и аномия», одна из главных идей которой заключалась в том, что основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых нацеливает общество, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам. Это противоречие приводит к тому, что человек, не сумевший получить эти ценности по всем правилам, начинает отрицать правила и стремится получить их любой ценой. Одновременно со статьей Р. Мертона в 1938 г. появилась работа Торстона Селлина «Конфликт культур и преступность». Т. Селлин рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ. Основой его гипотезы стали результаты чикагских исследователей, установивших повышенный уровень преступности в кварталах некоренных американцев (негров, пуэрториканцев, итальянцев). На основе этой теории американский социолог А. Коэн в 1955 году разработал концепцию субкультур. Он рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных объединений (банд, сообществ, группировок). В этих микрогруппах могут формироваться свои миникуль-туры (взгляды, привычки, умения, стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей норм, выработанных такой микрогруппой). Данный феномен получил название субкультуры. Как правило, криминальная субкультура находится в противоречии с господствующими в обществе ценностями. Попадая в преступную группу, восприняв ее субкультуру, человек как бы освобождается от иных социальных запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм криминальной субкультуры12.
Сложность в изучении криминальной субкультуры обусловлена рядом объективных причин. Во-первых, она обладает высокой изменчивостью: «Преступный мир во все времена демонстрировал свою адаптивность, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям. Он формировал собственную социальность, нормы поведения и общения, собственную систему ценностей, то есть творил культурную среду, которую принято называть криминальной субкультурой»13. Во-вторых, она не оставляет материального наследия: «...уникальность преступной субкультуры заключается в ее специфике - она не располагает, в отличие от культуры, какими бы то ни было материальными носителями кроме самих преступников и передается, как говорится - из уст в уста»14. В-третьих, криминальная субкультура является своеобразным «тайным знанием», это объясняется стремлением преступников к сохранению конспирации и компенсаторными психологическими реакциями: «...тот или иной индивид, вольно или невольно осознавая, что выбор профессиональной преступной карьеры социально порицаем, искусственно создает для себя иную систему ценностей, в основном на личностном и групповых уровнях. Следствием создания такой системы ценностей и является криминальная субкультура профессионального криминалитета, свод внутригрупповых правил (кодексов) поведения и т. п. Данные признаки компенсаторной реакции позволя ют психологии криминальных профессионалов смягчать так называемые угрызения совести, оправдывать свое мироощущение, мировоззрение, взгляды на жизнь»15.
В отечественной же науке к этим объективным причинам, затрудняющим исследование криминальной субкультуры, присоединилась господствующая идеология, относящая преступность к пережиткам предшествующей общественно-экономической формации, и полностью отрицавшая профессиональную преступность. Данные обстоятельства не позволяли всесторонне и объективно исследовать криминальную субкультуру. Преступность объяснялась лишь дефектами в сознании отдельных индивидов и почти не рассматривалась система ценностей преступников как социальной группы.
Криминологическая характеристика неформальных норм тюремной субкультуры
Неформальные нормы своевременно и наиболее полно отражают изменения, которые происходят в криминальном мире. За двадцатый век в криминальном мире, как и во всей стране, произошло много изменений. И из всех элементов криминальной субкультуры неформальные нормы динамично реагировали на эти изменения.
Так, например, в 30-е годы неформальные нормы выступали в роли категорических императивов: «"Жиганы"» всячески старались приспособить преступные традиции и обычаи прошлого к новым условиям. Они стали наделять эти нормы идеологическим содержанием, поскольку никак не хотели оставаться на одной ступени с традиционными преступниками. В свои противоправные традиции и обычаи они вносили положения, противодействующие нормам права и морали Советского государства. Среди этих законов основными были следующие: - "идейному" запрещалось трудиться и участвовать в общественной работе; - он не мог иметь постоянную семью; - не должен был получать оружие из рук властей (то есть не служить в армии, милиции, самоохране ИТУ и т. д.); - ему запрещалось выступать в роли свидетеля и потерпевшего; - ему вменялось в обязанности систематически вносить деньги в "общий котел" и др.»1.
В 50-60-е годы неформальные нормы оставались категорическими императивами и регулировали практически все сферы жизни осужденных.
Основой официальной идеологии и неформальных норм тех лет было презрительное отношение к собственности и излишкам: «К концу 50-х годов ситуация изменилась. Идейное единство сохранилось, но основа психологической консолидации стала иной. В этот период начался резкий рост городов, ломка привычных стереотипов, норм, образа жизни. С развитием телевидения все большую роль приобрели средства массовой коммуникации. При этом потребность в психологическом единстве не только не стиралась, но и увеличивалась. Именно тогда возникает "новая романтика": дальних дорог, открытий, борьбы со стихией, самим собой» . По данным проведенного нами социологического интервьюирования, у 20 осужденных, отбывавших наказание в 50-е годы, идеалом «вора в законе» считался «бессеребренник» - преступник, у которого отсутствовала любая собственность, что позволяло неформальным лидерам отвергать официальные нормы и насаждать свои: «Само непризнание ворами права собственности является способом отвергать для себя социальные связи с обществом (под социальными связями я разумею также обязательства в отношении общества - в данном случае, обязательство уважать защищаемое обществом право собственности)» . Залогом выполнения неформальных норм служила двойная мораль общества, с одной стороны, отрицавшая какую-либо частную собственность и романтизировавшая бескорыстные порывы общества:
«а я еду, а я еду за туманом, за туманом и за запахом тайги...». С другой стороны, в обществе уже был развит дух стяжательства, и о жизненном успехе судили по личному благополучию. И на данном противоречии очень легко можно было паразитировать лидерам преступного мира, выстраивая собственную социальность.
Это позволяло им не соблюдать никаких норм по отношению к лицам, не принадлежащим к криминальному сообществу: «Люди редкостной честности в отношениях друг с другом, воры обычно оказываются совершенно не заслуживающими доверия в их отношениях с фрайерами, людьми из общества»4.
В 70-е годы в тюремной субкультуре формируется уважительное отношение к собственности, и неформальные нормы стали часто нарушаться: «Так, в семидесятые годы место в группе неформальных лидеров можно было... купить»5. Еще одной иллюстрацией нарушения неформальных норм служит появление субкультурной группы осужденных, занимавшихся поборами. В ходе интервьюирования респонденты отметили, что в одной из колоний общего режима Астраханской области данное явление получило широкое распространение, этих осужденных на языке тюремной субкультуры называли «махновцами», а само явление - «махновщиной». На свободе они также не выполнялись, нарушался неформальный запрет на кражу личного имущества у знакомых: «"Не воруй, где живешь", - нашими "ворами" нарушается начисто в 60-и случаях из ста» .
А нормы, которые господствовали в местах лишения свободы в 80-е годы, не были идеологизированы, носили паразитический характер и отражали законы социальной стратификации. Наиболее полно нормы тех лет описал С.Я. Лебедев: «Общими для современной уголовной среды традициями и обычаями являются: - уклонение от общественно полезного труда и жизнь за счет совершения преступлений; - систематическое изыскание возможностей для извлечения нетрудовых доходов, повышение преступной «квалификации»; - обеспечение маскировки преступного образа жизни и поведения, устранение факторов, затрудняющих его реализацию; - соблюдение субординации согласно положению, занимаемому в преступной иерархии, беспрекословное подчинение лидерам; - выполнение коллегиальных решений и требований, выработанных в уголовной среде; - оказание материальной и моральной поддержки другим преступникам; - привлечение молодежи к совершению правонарушений, пропаганда преступных традиций и обычаев, уголовной «романтики»; - недопущение в свою среду лиц, подозреваемых в сотрудничестве с милицией, их изобличение и наказание; - подрыв авторитета работников милиции и иных правоохранительных органов, исключение контактов с ними, направленных во вред уголовному миру, учинение всяческих препятствий их нормальной деятельности; - ведение праздного, разгульного образа жизни, неприятие норм общественной морали и поведения; - участие в азартных и иных «тюремных» играх и ритуалах; - знание и использование в речи жаргона, иных способов тайного общения; - нанесение на тело символических «воровских» татуировок»7.
Повсеместное размывание неформальных норм стало наблюдаться с конца 80-х годов. По-нашему мнению, главную роль сыграли в этом следующие факторы. Во-первых, смягчение условий отбывания наказания, обусловленное реформированием общества, что переросло в повсеместное употребление спиртных напитков осужденными, за что большинство колоний стали называть «пьяными зонами».
Уголовные татуировки и их криминологическое значение
По определению А.Г. Бронникова: «Татуировки - наколотые на теле различного рода рисунки, тексты, символические элементы, памятные даты и узоры»1.
Вглубь веков уходит история татуировки. Вероятно, обычай раскрашивать человека встречался еще в эпоху раннего палеолита (около 40-14 тысяч лет до н.э.) . Одни из первых упоминаний о татуировке встречаются в фольклоре фиджийцев . В Древнем Китае (I век до нашей эры) у сотни тысяч государственных рабов татуировали лица зеленой чертой вокруг глаз. В странах Европы и Азии преступников клеймили и в средние века. В России в XIV веке с целью отметить человека, представлявшего общественную опасность, применялось простое пятнение или клеймение, ас 1691 года оно становится обязательным для всех, подлежавших за преступления ссылке вместо смертной казни .
Но если о клеймении встречаются исторические данные, то о времени возникновения татуировки в среде преступников точных данных нет. Первые упоминания о татуировке, дошедшие до нас, характеризуют татуировку как негативное явление. В середине XIX века один их заядлых противников татуировки А. Лоос писал: «Тот, кто подвергает себя татуировке, является преступником, либо деградировавшим дворянином»5.
В России, очевидно, татуировка в преступной среде широкое распространение получила в 30-е годы, (этот факт отметил в частности А.А. Сидоров6). По всей видимости, это связано с пропагандой в то время «воинствующего атеизма», когда многие запреты православия были «забыты», в том числе и запрет на украшение себя татуировками. В православной литературе трудно найти указания, запрещающие татуироваться, но можно найти напоминания о необходимости православному христианину иметь скромный вид: «Чтобы также и жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоцветною одеждой. Но добрыми, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» .
Мода на татуировки в преступной среде сохранялась примерно до середины 80-х годов. В настоящее время мода на уголовные татуировки прошла: «В последнее время татуировки наносят себе по большей части несовершеннолетние заключенные, причем зачастую не зная, какой смысл они несут. Кроме того, значительная часть опять-таки молодежи наносят "импортные" татуировки, то есть татуировки, вовсе не означающие что-то причастное к криминальной субкультуре»8; это признают и лидеры профессиональных преступников: «Во что же сейчас верить? Раньше говорили про воровскую романтику, пели блатные песни, делали татуировки, сверкали "фиксами"... Все это ерунда, те, кто соображает и умишком богат, никаких татуировок себе не позволяет. Они ничего не означают. Все в прошлом»9.
Мотивы нанесения татуировок изучались А.Г. Бронниковым10, В.Ф. Пирожковым \ но наиболее полно мотивы нанесения татуировок преступниками в местах лишения свободы отразили современные польские исследователи. Они выделяют:
- желание приобрести на коже мотив, который нравился бы данному человеку и мог бы понравиться его окружению как на свободе, так и в исправительном учреждении;
- потребность высказаться посредством знаков, являющихся формой коммуникации в преступной среде, которые подтверждают принадлежность к данному сообществу;
- влияние окружения, в котором данная личность пребывает в минуты бездеятельности, а также в периоды подъема моды на татуировку; подобная ситуация оказывает определенное давление на выполнение мотивов, являющихся в данное время «модными»;
- отражение общественной стратификации, царящей как в исправительном учреждении, так и на свободе в преступной среде; некоторые из этих образцов наносятся добровольно, некоторые - под давлением окружения;
- внутренний бунт против вынужденной ситуации, в которой оказался заключенный; в результате такой ситуации возникают мотивы и лозунги, символизирующие протест, борьбу и обещание отомстить угнетателям;
- удовлетворение эротических потребностей посредством выполнения мотивов непристойного характера, либо символизирующих секс;
- удовлетворение эстетических потребностей посредством выполнения модных и захватывающих мотивов;
- биографические данные, регистрирующие наиболее важные события в жизни данной личности12.
В. Чалидзе в качестве мотива выделяет первобытные инстинкты человека: «Многое говорит за то, что, помимо удовлетворения эстетического чувства, обычай татуироваться связан с реликтовыми психо-социальными мотивами» .
В большинстве случаев присутствует не один мотив, а несколько. В частности, осужденный Д. нанес татуировку, будучи впервые арестованным и помещенным в следственный изолятор, под влиянием окружения, в котором данная личность пребывала в минуты бездеятельности: «Попал в СИЗО, а там все вокруг синие». Тем самым внутренний запрет на нанесение татуировок был снят. На его первой татуировке был изображен лист дерева, что на языке криминальной субкультуры обозначает «оторван от дома». В данной ситуации нанесение татуировки отразило потребность высказаться посредством знаков, являющихся способом коммуникации в преступной среде.
Нейтрализация регулятивных элементов тюремной субкультуры и предупреждение правонарушений, связанных с ними
Нейтрализацию негативного влияния криминальной субкультуры и предупреждение правонарушений, связанных с ней, необходимо рассматривать в трех направлениях - общесоциальном, специальном, индивидуальном. Общесоциальное направление - это профилактическая деятельность, проводимая в рамках государства, специальное направление - профилактическая деятельность в отношении всех лиц, содержащихся в пенитенциарном учреждении, индивидуальное направление - профилактическая деятельность в отношении отдельного индивидуума, содержащегося в пенитенциарном учреждении.
Криминальная субкультура охватила широкий пласт жизни общества от поп-музыки, зачастую призывающей вести преступный образ жизни, до вхождения во власть лидеров криминальной среды, которым стремится подражать подрастающее поколение. Общесоциальное направление заключается в устранении причин и условий, обуславливающих существование криминальной субкультуры. Мы считаем, что целесообразно выделять три блока причин. К первому блоку мы относим ухудшившееся за годы реформ «социальное здоровье» страны, что привело к тотальной маргинализации российского общества1. Тотальная маргинализация общества при несла такие уродливые плоды, как проституция, беспризорность, пьянство и алкоголизм, рост потребления наркотиков.
Ко второму блоку относится отсутствие светских ценностей и «российской мечты», которая не была бы в конфликте с законом.
Третий блок причин заключается в популяризации криминальной субкультуры средствами массовой информации. Так, например, главный герой имевшего большой успех телесериала «Бригада» - лидер организованной преступной группы - стал сравниваться газетой «Антенна - Теле-семь» с героем нашего времени . Мало того, для несовершеннолетних телесериал стал руководством к действию. В письме актеру, сыгравшему одну из главных ролей, школьники пишут, что они берут пример с героев телесериала и держат в страхе всю школу . То есть экспансия криминальной субкультуры побуждает человека совершать преступление или снимает внутренний запрет на преступную деятельность.
Мы согласны с мнением СИ. Дементьева, считающим, что все средства массовой информации, телевидения, радио, газеты, журналы и т.д. независимо от того, кто является их собственниками, не должны пропагандировать антигосударственную идеологию в отношении нравственности и морали.
В связи с этим целесообразно выделить три комплекса мероприятий, проводимых в масштабе страны, в целях искоренения такого социального зла, каким является криминальная субкультура.
Первый комплекс мероприятий направлен на «оздоровление» российского общества: повышение уровня жизни, улучшение социальной защищенности граждан, борьба с беспризорностью, уменьшение безработицы, антиалкогольная кампания, борьба с наркоманией, токсикоманией и др.
Второй комплекс мероприятий направлен на формирование новой ментальности. В данном комплексе приоритет должен быть отдан деятелям культуры, науки, духовным лидерам, которые, опираясь на вечные ценности, смогли бы создать новую ментальность, отвечающую духу времени. Безусловно, успех данных мероприятий - отдаленная перспектива, возможно, существенные сдвиги почувствует только следующее поколение.
Третий комплекс мероприятий направлен на борьбу с популяризацией криминальной субкультуры в средствах массовой информации. В этой связи мы предлагаем организовать орган государственной власти, который бы занимался цензурой продукции, выпускаемой средствами массовой информации, и обладал правом запрета на тиражирование продукции, пропагандирующей криминальные ценности и призывающей совершать преступления. Также мы предлагаем ввести в Уголовный кодекс норму, предусматривающую ответственность за публичные призывы к совершению преступлений.
Специальное направление как профилактические мероприятия в отношении всех лиц, содержащихся в пенитенциарном учреждении, необходимо разделить на два блока:
1. Мероприятия, направленные на повышение эффективности работы администрации пенитенциарных учреждений, по нейтрализации тюремной субкультуры;
2. Мероприятия, направленные на нейтрализацию тюремной субкультуры, которые включают в себя:
а) нейтрализацию регулятивных элементов тюремной субкультуры и предупреждение правонарушений, связанных ними;
б) нейтрализацию атрибутивных элементов тюремной субкультуры и предупреждение правонарушений, связанных ними.
Мероприятия, направленные на нейтрализацию тюремной субкультуры, включают в себя и индивидуальное направление (профилактическая деятельность в отношении отдельного индивидуума, содержащегося в пенитенциарном учреждении).
Во-первых, повышение эффективности работы администрации пенитенциарных учреждений по нейтрализации тюремной субкультуры необходимо начинать с устранения некоторой расплывчатости уголовно-исполнительного законодательства, а именно: более конкретно сформулировать исправление осужденных как цель наказания. Под исправлением осужденных законодатель понимает формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения . Общество находится в кризисном состоянии, отсутствуют светские ценности, а имеется лишь культ «золотого тельца». И вопросы, что такое общество, труд, нормы, правила и традиции человеческого общежития, остаются открытыми. На данные вопросы нет ответов у большинства сотрудников пенитенциарных учреждений, которые по логике законодателя, должны их донести до осужденного.