Введение к работе
Актуальность темы. В литературе о Персии, несмотря на большое количество статей по отдельным вопросам, отсутствуют монографии, посвященные его литературно-критическим стихам. Исследователями Персия не охвачен полностью целый пласт находимого в сатирах материала, связанного с ближайшим окружением поэта - Корнутом, Луканом, Сенекой, Цезием Бассом. В контексте литературной критики Персия до сих пор не рассмотрен вопрос об отношении сатирика к римскому архаическому эпосу и архаической драме, представленной у Персия стихами Энния, Акция и Пакувия. Диссертация является, таким образом, первым исследованием, в котором предпринимается попытка суммарного анализа литературно-критических стихов Персия. Вместе с тем, истолкование этих трудных для понимания стихов отвечает тенденции к переоценке Персия как "темного поэта", наметившейся и последнее время в работах В.Андерсона, Дж.Брэмбли и В.Кисселя.
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является прояснение позиции Персия по ряду ключевых вопросов современной ему литературной жизни, позиции, связанной с самоопределением Персия как сатирического поэта. В диссертации сопоставляются и детально исследуются все спорные пассажи Персия, посвященные литературной критики. Анализируя эти пассажи, автор определяет отношение Персия к современным ему литераторам и к читающей публики.
Сатиры Персия и схолии к ним содержат ценные сведения о творчестве малоизвестных и недостаточно изученных латинских писателей. Поэтому первостепенной задачей исследования является подробный разбор тех пассажей Персия, которые дают возможность уточнить, а иногда и пересмотреть общепринятые взгляды на сочинения и личность современников сатирика: Цезия Басса и Корнута и его отдаленных предшественников: Луцилия, Энния, Пакувия и Акция.
Использованный метод. Любые выводы общего характера применительно к Персию должны основываться на филологическом анализе его стихов. В понимании большинства из них не достигнуто единства. В диссертации подробно разбираются мнения, возникавшие у толкователей Персия, начиная с античного схолиаста. Основываясь на интерпретации схолиев к Персию, рассматривая его сатиры как композиционное целое, находя развитие его мысли у более поздних писателей и привлекая параллели из римской литературы, автор стремится раскрыть смысл Персиевых стихов, приходя к выводу о доступности его мысли не только древним читателям, но и современным исследователям.
Научная новизна. Интерпретация многих частностей, связанных с литературной критикой Персия, данная в трудах ОЛна, Г.Немети, К.Ф.Германна, А.Хаусмена и других ученых, может быть признана окончательной. Учитывая это, автор ограничивает свой разбор лишь теми сюжетами, где, по его мнению, необходимо предложить новое толкование. В целом пересматривается представление о Персии как о поэте, нарочито затруднявшем читателю доступ к своей тривиальной мысли, а также другие бытующие среди филологов оценки творчества Персия: камерный характер его поэзии, почтение к литературным и философским авторитетам, замкнутость, ведущая к доктринерству, неспособность к живому и острому взгляду на жизнь, а также безоговорочное подчинение принципам стоической философии.
Практическая ценность исследования. Персии не принадлежит к авторам, традиционно разбираемым в университетской аудитории. Однако он является для нас единственным из литераторов своего времени, критически реагирующим на беспрецедентный всплеск поэтической активности в правление Нерона, порожденный во многом пристрастиями самого принцепса. В связи с этим работа может быть использована филологами-классиками, преподающими римскую литературу. Анализ литературно-критических стихов Персия помогает точнее охарактеризо-
вать как латинскую поэзию серебряного века, так и закономерности развития сатирического жанра.
Источниковая база исследования. В диссертации использовано около тридцати комментированных изданий Персия, начиная с editio princeps. Автор подчеркивает, что для понимания Персия необходимо учитывать не только мнения комментаторов последних двух столетий, но и те подчас весьма остроумные толкования, которые предлагали гуманисты и малоизвестные филологи XVII-XVIII веков. Использованы также все известные издания схолиев к Персию. В диссертации впервые указывается на то, что анализ схолиев, выявление их античного источника, содержавшего, в основном, правильные трактовки, является первостепенной задачей исследователей Персия. Разбор отдельных мест (в особенности - 1,46), требует также анализа рукописной традиции.