Введение к работе
Актуальность исследования заключается в почти полком отсутствии трудов, посвященных изучению и систематизации опыта, накопленного искусством кинематографии Египта, его связей с мировым киноискусством. Не существует также обобщающих работ о роли кинооператора, осмыслении важнейших аспектов изобразительной интерпретации режиссерского замысла фильма.
Необходимо отметить, что сегодня в Египте сформировалась сеть кинообразования, нуждающаяся в подобных исследованиях. Поэтому выбранная диссертачтом тема достаточно аіргуальна кз данном зтапэ.
В качестве материала автор диссертации использовал:
научную литературу, художественные произведения и публикации по искусству кинематографии, книги и статьи о творчестве кинооператора, о роїш изобразительного решения фидька;
исследования, посвященные древнеегипетскому кульгурнсиу наследию (архитектура, скульптура, живопись), а также работы по театральному искусству, народному творчеству;
ряд значительных египетских художественных фильмов, в которых отражены история, народные обычаи, устное народнее творчество;
материалы проведенных диссертантом бесед, встреч с профессорами, сиециализирующшися в области киноискусства, с операторами- постановщиками - ведущими мастерами национального киноискусства;
разработанные автором диссертации программ первого какала египетского телевидения, посвященные творчеству оператора-постановщика Абдель Азиза Фахми, его роли в развитии египетской кинематографии.
Трудности исследования состоят в той, что слишком мало существует материалов по искусству кинематографа Египта, литературных источников, рекламы и хроникальных записей о рабочих моментах «остановки фильмов. Большинство кинофильмов, к тому же, ыожно увздеть только в видеозаписи, что не способствует полному представлении о качестве изображения, о ыастерстЕе оператора. Подобные обстоятельства порождали объективные трудности, в какой-то ыере устраненные в ходе личных бесед диссертанта с творческими работниками на египетских киностудиях.
Цель и задачи исследования.
Цели исследования:
подготовить сообщающую работу о состоянии египетского экранного искусства сегодня, воашодействии в нем культурных традицій и новаторских поисков;
рассмотреть ряд наиболее существенных проблем,.касавшихся, в перьуз очередь, творческой роли кинооператора;
опираясь на примеры из наиболее характерных фильмов, раек-сыть процесс и результат взаимодействия режиссера,
оператора и художника, творческое единство кх художественных поисков как непременное условие рождения истинного произведения национального киноискусства. Задачи работы:
осуществить попытку системного исследования операторского искусства в Египте, охарактеризовать общие возможности и индивидуальные черты киноизобразительной формы;
рассмотреть как важнейше источники развития кино Египк национальные традиции культуры;
помочь молодым киноспециалистам осознать связь культуры ї
- б -
іродкьк традиций с их профессией.
Методы исследования.
Диссертантом проанализированы наиболее значительные кино-иьш, изучены литературные источники, проведены многочисленные седы и интервью с рядом ведущих деятелей египетского кянокс-сстза. За период обучения в аспирантуре пря кафедре операгорс-іго мастерства во ВГИКе освоены ваннейяие аспекты развития русс-іго и зарубежного киноискусства.
Научная новизна.
В представленной работе впервые делается попытка проследить новные закономерности становления и развития операторского мас-рсгва в республике Египет, на призерах из разных фильмов поста-:ть следующие вопросы я найти на ник ответы:
Что представляет собой киноизобразкте^ьнач форма? Какова ти ее становления и выразительные возможности?
Как ептаетскке фильмы, сделанные за последние годы, конк-тно реализуют выразительные возможности киноизображения?
Какова степень влияния мирового кино на изобразительную льтуру египетской кинематографии?
Какова связь медду кино и национальными традициями?
Что изменилось в кинопроизводстве Египта за последние го-7 Как эти изменения повлияли на уровень решения творческих еа-,ч современным кинооператором?
- Как практически реализуется в изобразительной форме фшгьыа жиссерсккй замысел?
Каким образом национальное наследие трансформируется на ране в восприятии современного киногероя?
Какова роль зрительских стереотипов, с одной стороны, н
- б -
творческих международных контактов - с другой - для формирован изобразительного стиля египетского фильма?
Практическая значимость диссертации заключается в возможно ти использования полученных результатов и рекомендаций для пов иения качества национального кино.
Работа также может стать основой методического пособия д педагогов к студентов отделения кинооператорского мастерства.
Материалы диссертации могут быть учтены творческими работн каки при подготовке к съемкам фильмов самой разной тематики жанров.
Апробация работы.
Некоторые идеи данного исследования были использованы опубликованных диссертантом статьях, а также в докладах, сделг ных на научно-теоретических и научно-практических конференция* АРЕ.
Подготовительные материалы к исследованию были использовг диссертантом во время преподавания в Хелуанском университ* (Арабская республика Египет) для знакомства студентов с исторі кинематографии Египта, ее развития и связыз с мировой кинематс рафией, с методами, которые повлияли на становление искусства і нематографии в Египте.
Автор пользовался материалами диссертации для выступлений национальному телевидению.