Введение к работе
Актуальность темы исследования заключается в обращении к отдельным фильмам и вопросам истории советского кино 1945–1953 годов, не находившим подробного освещения в имеющейся киноведческой литературе, но исследование которых является, на наш взгляд, одним из шагов, необходимых для подробного изучения выбранного периода как феномена истории киноискусства.
Одновременно с анализом фильмов и тенденций нами выдвигается ряд гипотез (об отражении времени в ряде фильмов, о возможности соотнесения теоретической концепции Эйзенштейна о «Mlb» с современными ей фильмами, etc.), которые кажутся нам продуктивными для выявления эстетической характерности кинопроизведений этого периода и, соответственно, создания более объемной картины истории советского киноискусства.
Научная новизна непосредственно связана с актуальностью темы и спецификой материала. Впервые не только выдвигаются названные гипотезы, но рассматриваются содержательно-эстетические тенденции, связывающие киноискусство данного периода с определенной исторической ситуацией. Помимо этого, впервые в киноведческий обиход вводится значительное количество архивных материалов, в том числе связанных с незавершенными фильмами, один из которых («Совесть мира») и вовсе во второй раз упоминается и в первый — анализируется в специальной литературе (первым упоминанием является одна строка в фильмографии, включающая только название и неточную датировку).
Цель диссертационной работы — проанализировать тенденции, характеризующие изменения, происходившие на протяжении рассматриваемого периода, а также выдвинуть гипотезы, способствующие его дальнейшему изучению. Задачи работы:
— проанализировать отмеченные выше тенденции, характеризующие
проявление послевоенного ментального и эстетического опыта на примере
фильмов, создающих образы истории и современности соответственно;
— выявить наличие в кинематографе конца 1940-х годов отражения эмоций и
основных событий времени, не выраженных в сюжете напрямую;
— рассмотреть особенности взаимодействия авторского и официозного на примере незавершенных и долго «исправлявшихся» фильмов начала 1950-х.
Для анализа используется комплекс научных методов и подходов, основными в котором являются компаративный анализ, культурно-исторический подход, а также источниковедческий анализ, в частности, с использованием текстологического инструментария.
Рамки исследования — советское киноискусство 1945–1953 годов.
Научно-практическая значимость исследования. Рассматриваемый период является одним из самых малоисследованных в истории советского киноискусства, а потому необходимо ввести новые материалы и гипотезы, а также проанализировать фильмы и заключенные в них тенденции с целью создания более широкого представления об исследовательских возможностях в отношении данного периода.
Положения исследования, выносимые на защиту:
1. Фильм С.И. Юткевича «Свет над Россией» (1947) отражает тенденцию к
созданию исторического образа и его связи с биографическим опытом автора,
характерную также для современной ему литературы.
2. В содержании ряда фильмов рассматриваемого периода можно
обнаружить, как правило, неосознаваемые авторами случаи отражения «эмоций
времени» или исторических моделей, позволяющие считать эти фильмы более
многослойными, то есть представляющими бльший историко-
искусствоведческий интерес.
-
Растянувшаяся на несколько лет постановка фильма «Три встречи» (1948) позволяет рассматривать этот неровный фильм как отражение изменяющихся тенденций в создании образа современности.
-
Выдвинутая Эйзенштейном в психологии искусства в 1946–1948 годах концепция образа «Mlb» («Mutterleib» — «материнского лона») как комплекса определенных представлений о пространстве, изображении социальных институций и других черт соотносима с поэтикой ряда фильмов, современных ее появлению.
-
Пересмотр производственного плана в 1951 году показывает характер значительных изменений в общих тенденциях советского киноискусства тех лет, а анализ закрытых в связи с этим постановок позволяет гипотетически определить их идейно-художественное своеобразие.
-
Подробное текстологическое изучение конкретных «исправлений» того или иного фильма позволяет определить границы авторского и официозного в его окончательной редакции, что, в свою очередь, необходимо для анализа как данного произведения, так и рассматриваемого периода в истории киноискусства в целом.
Диссертационная работа соответствует паспорту специальности, так как отвечает его темам: «Изучение истории российского и зарубежного киноискусства», «Исследование проблем взаимодействия кино с литературой», «Исследование эстетических и социокультурных аспектов киноискусства», «Источниковедческие исследования в сфере экранных искусств, систематизация и исследование научных архивов и коллекций», «Разработка принципов и методик восстановления полностью или частично утраченных произведений экранного искусства».
Апробация исследования. Основные положения диссертации прошли апробацию в ходе педагогической практики на кафедре киноведения сценарно-киноведческого факультета ВГИК по курсу А.Н. Золотухиной «История отечественного кино». Подготовленный в процессе работы над диссертаций материал незавершенного фильма «Совесть мира» был представлен на XVIII Фестивале архивного кино «Белые Столбы» (2014). Положения исследования сформулированы в автореферате и научных публикациях, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК.
Результаты исследования обсуждались на следующих научных конференциях:
1. Секция кино на Международной научной конференции «Зубовский институт: Судьбы, наследие, перспективы (к 100-летию РИИИ)» (Санкт-Петербург, 2012 год).
-
Международная ежегодная научная конференция, посвященная проблемам экранизации (ВГИК, 2012 год).
-
Научно-практическая конференция «Российское киноведение: итоги и перспективы (к 40-летию НИИКа)» (ВГИК, 2013 год).
Структура диссертации обусловлена ее целью и задачами. Диссертация изложена на 146 страницах, состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии (84 наименования), списка архивных источников (67 единиц хранения) и фильмографии (25 наименований).