Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ритмические характеристики текстов современной российской публицистики Калашникова Анна Ревокатовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калашникова Анна Ревокатовна. Ритмические характеристики текстов современной российской публицистики: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.02.19 / Калашникова Анна Ревокатовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Адыгейский государственный университет], 2017.- 198 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Ритмическая модель текста как объект лингвистического исследования 8

1.1. Определение ритмической модели текста

1.2. Характеристики публицистических текстов

1.3. Типология ритмических моделей в современной российской публицистике

Выводы по главе 1

Глава 2. Типы информативной тональности в публицистическом тексте

2.1. Нейтральный подтип информативной тональности и его отражение в ритме публицистической статьи

2.2. Иронический подтип информативной тональности и его отражение в ритме публицистической статьи

2.3. Экспрессия как дополнительная составляющая тональных характеристик текста и ее отражение в ритме публицистической статьи 164

Выводы по главе 2 166

Заключение

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы диссертации обусловлена следующим: 1) ритмическая организация текста является его неотъемлемым качеством, восприятие текста в значительной мере обусловлено его ритмико-фонетическими особенностями, и поэтому изучение ритмической структуры текста представляется важным для его целостного понимания; 2) публицистические тексты занимают значимое место в современной коммуникативной практике, будучи важнейшей разновидностью текстов медиадискурса, при этом их ритмическая структура еще не была предметом специального лингвистического анализа; 3) исследование ритмической организации публицистического текста позволяет охарактеризовать явные и скрытые возможности воздействия таких текстов на широкую аудиторию читателей.

В основу выполненной работы была положена следующая гипотеза:
ритмическая организация публицистического текста строится по

определенным моделям и распадается на определенные разновидности, которые могут быть объективно установлены и описаны с помощью специальных методов лингвистического анализа.

Цель работы заключается в выделении и описании ритмических характеристик текстов в современной российской публицистике. Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:

– уточнить понятие «ритмическая структура текста»;

– установить конститутивные признаки такой структуры

применительно к публицистике;

– выявить и описать основные ритмические компоненты,

определяющие организацию публицистического текста;

– определить и охарактеризовать основные разновидности

ритмической структуры текстов современной российской публицистики.

В качестве материала исследования были взяты публицистические тексты печатных и электронных средств массовой информации на русском языке с 2012-го по 2016 г. Общий объем проанализированных текстов – около 2000 п. л. В качестве единицы анализа рассматривалась синтагма в рамках сверхфразового единства (СФЕ), соответствующего абзацу письменного текста. Проанализировано около 10 000 синтагм.

В работе использовались следующие методы лингвистического анализа: ритмический анализ текста, состоящий в выделении и характеристике ударных и безударных слогов в синтагме, интерпретативный анализ текста, состоящий в объяснении и описании тональности текста, элементы количественного анализа, интроспекция.

Теоретическую базу исследования составили методологические
принципы биосоциальной сущности языка, исторической обусловленности
языковой динамики, диалогизма языка как социального феномена,
диалектического единства индивидуального и коллективного начал языка, с
одной стороны, и фундаментальные положения коммуникативной

лингвистики, доказанные в лингвистической литературе, с другой стороны. К таким положениям относятся следующие: основной единицей ритмической текстовой структуры является синтагма (Соссюр 1977; Щерба 1963; Цирульник, Лобанов, Сизонов 2010; Потапов 2016); в ритмической структуре прозаического текста наблюдаются синтагмы с регулярной ударностью (Афонина 2008; Гумовская 2008; Никитина 2010); в составе функциональных стилей выделяется публицистический функциональный стиль (Ткебучава 1998; Волкотруб 1999; Валгина 2003; Лазарева 2005; Кожина, Дускаева 2008; Клушина 2008; Кучинская 2011; Регушевская 2014); функциональный стиль может быть осмыслен как дискурсивное образование (Арутюнова 1990; Карасик 2002; Макаров 2003; Михелёва 2004; Олянич 2004; Кузнецова 2006; Линнас 2006; Бейлинсон 2007; Ошкина 2007; Мануйлова 2013); дискурсивно-стилевое описание текста предполагает выделение разных типов коммуникативной тональности (Хабибрахманова 2004; Тагильцева 2006; Федотова 2007; Тупикова 2009).

Степень изученности научной проблемы. В лингвистической литературе описаны характеристики ритма звучащей речи (Васильева 1992; Прохватилова 1997; Бабичева 2003; Данилина 2004; Романов 2006; Бухвалова 2012; Синицына 2014), поэтического ритма и ритма произведений художественной прозы на русском языке (Фортунатов 1974; Эткинд 1974, Гиршман 1982; Чернухина 1992, Семьян 1997; Гаспаров 2000; Чернова 2002; Чернышева 2002; Горелова 2004; Целовальникова 2005; Сергеева 2007; Афонина 2008; Корниенко 2009; Лозюк 2009; Ананьева 2011; Бойчук 2011; Голякова 2011; Невзглядова 2015), но специфика ритмической организации письменных публицистических текстов еще не была предметом анализа.

Научная новизна работы состоит в уточнении признаков ритмической структуры письменного текста, выявлении и описании такой структуры применительно к современной российской публицистике, определении компонентного состава ритмических структур сверхфразового единства, описании ритмических моделей и ритмических сбоев, в выделении трех

разновидностей ритмических структур публицистического текста – нейтральной, иронической и экспрессивной.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно
вносит вклад в лингвистику текста и теорию дискурса, характеризуя
ритмическую организацию публицистических текстов и уточняя

проблематику синтаксической теории языка (язык и речь, понятия глубинного и поверхностного синтаксиса как уровней синтаксического описания, предложение и высказывание (язык – речь), дискурс (связный текст), закономерности построения дискурса, разбиение текста на предложения, синтаксические отношения).

Практическая ценность работы состоит в возможности

использования полученных результатов в курсах языкознания, стилистики, лингвистики текста, культуры речи, медиалингвистики применительно к закономерностям функционирования звучащего текста и его письменного отражения, а также при подготовке журналистов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В составе ритмической структуры письменного текста выделяются ритмические модели (регулярные последовательности ударных и безударных слогов в границах синтагмы) и ритмические сбои (сингулярности, нарушения регулярности в последовательности ударных слогов внутри синтагмы). В прозаическом тексте можно установить ритмические сингулярности двух типов: разовые и многоразовые нарушения регулярности в ударениях внутри синтагмы.

  2. Противопоставляются первичные и вторичные средства организации ритмической структуры текста, в первом случае рассматриваются длина синтагмы и регулярность / сингулярность ударений в синтагме, во втором случае – различные виды текстовых повторов: 1) фонические; 2) лексические; 3) грамматические; 4) синтаксические; 5) интонационные; 6) графические.

3. Специфика ритмической структуры публицистического текста
проявляется на фоне ритмической организации художественного текста и
состоит в ограниченном использовании вторичных ритмических моделей
текстовой организации, обусловленном выдвижением на первый план
коммуникативных стратегий воздействия на адресата, а не эстетического
воплощения авторского замысла.

4. По признаку коммуникативной тональности противопоставляются
три разновидности ритмической организации публицистического текста –
нейтральная, ироническая и экспрессивная. Первая характеризуется
преобладанием разовых ритмических сбоев, для второй типично наличие
многоразовых ритмических сбоев, при этом ритмические сингулярности

обусловлены сугубо контекстуально, для третьей характерны многоразовые ритмические сбои, обусловленные собственно структурой текста.

Апробация исследования. По теме диссертации опубликовано 8
статей общим объемом 3,1 п. л., включая 3 статьи в журналах,
рекомендованных ВАК Минобрнауки России. Основное содержание работы
докладывалось на: Международной научно-практической конференции
«Речевая коммуникация: междисциплинарное взаимодействие, проблемы и
перспективы» (г. Волгоград, 29 ноября – 1 декабря 2012 г.), VII
Международной научной конференции «Коммуникативные аспекты

современной лингвистики и лингводидактики» (г. Волгоград, 6 февраля 2013
г.), Международной научной конференции «Коммуникативные аспекты
современной лингвистики и лингводидактики» (г. Волгоград, 18 октября 2013
г.), II Всероссийской научно-практической конференции «Речевая

коммуникация: междисциплинарное взаимодействие, проблемы и

перспективы» (г. Волгоград, 10–12 декабря 2014 г.), IX Международной
научно-практической конференции «Меняющая коммуникация в меняющемся
мире» (г. Волгоград, 6 февраля 2015 г.), Международной сетевой научной
конференции Российской академии образования «Речевая коммуникация:
междисциплинарное взаимодействие, проблемы и перспективы» (Волгоград –
Ереван – Алматы, 5–6 ноября 2015 г.), а также на заседаниях научно-
исследовательской лаборатории «Аксиологическая лингвистика» в
Волгоградском государственном социально-педагогическом университете
(2012–2016 гг.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Характеристики публицистических текстов

Хотя ритмическая модель реализуется на уровне синтагмы (фонетического слова, если происходит совпадение с синтагмой), ритмическая организация текста может быть выявлена только на уровне более крупных текстовых фрагментов: сверхфразовых единств или всего текста в целом, так как упорядоченный повтор определенных элементов ритма не может быть реализован в малопротяженных структурных фрагментах текста.

Говоря о ритмической текстовой организации, необходимо выделить единицы ритма, составляющие текстовую ритмическую структуру. Минимальной единицей ритма традиционно признают ритмическую группу, которая содержит несколько слогов (обычно два-три, реже один или больше четырех), объединенных единым ударением. Ритмическая группа может включать в себя как одно слово, так и несколько, с единым ударением и составляющих неразрывное смысловое целое (дом, бежать, зеленый, в саду, ко мне, подойди же и др.).

Этот термин совпадает с термином «фонетическое слово» [«Русская грамматика» 1982] и с термином «ритмическая структура», понимаемым как «одно или несколько слов (полнозначных или служебных), объединенных одним словесным ударением» [Потапов, 2016, с. 40].

Выделение минимальной единицы ритма — проблема, вызывающая определенную сложность, так как «при исследовании речевого ритма возможно использование различных минимальных базовых единиц в зависимости от типа ударения в тех или иных языках, разного понимания ритмического членения и концептуальных подходов к изучаемому объекту. Несмотря на разнообразие точек зрения по вопросу выделения элементарных базовых единиц ритма, можно утверждать, что всех их объединяет унифицированный подход к определению основного фактора, маркирующего ритмический компонент речи. Таким фактором является ударение, что естественно вытекает из самой природы речепроизводства и речевосприятия» [Потапов 2016, с. 42].

В.В. Потапов обоснованно вводит термин «Ритмическая структура» в качестве базовой единицы речевого ритма применительно к изучению ритмической организации текстов различной природы, так как «ритмическая структура (РС) может выступать самостоятельно, как единично в роли слова-фразы, так и входить в состав целостного текста, выполняя определенные ритмические и семантические функции. В речевой коммуникации РС является одновременно единицей речеобразования, речевосприятия и смыслового декодирования высказывания» [Потапов 2016, с. 42].

Следует отметить то, что ритм любого происхождения выступает как сложная иерархическая система, в которой более крупные единицы включают в себя более мелкие, элементарные, базовые единицы. Так элементарные ритмические структуры входят в состав более сложной иерархической единицы — синтагмы. Впервые введенный И.А. Бодуэном де Куртенэ термин «синтагма» обозначал слово в составе связной речи. По мнению Л.В. Щербы, синтагма — это группа слов (или одно слово), фонетически оформленная и выступающая как единое смысловое целое для данного контекста и для данной ситуации в процессе речи-мысли [Потапов 2016, с. 45].

Синтагма – неотъемлемая часть текстовой структуры, это минимальная смысловая единица любого текста. Под синтагмой мы понимаем «интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения. ... ... синтагма структурно членится на ритмические группы, объединенные словесным ударением. ... Основное средство членения на синтагмы – пауза… Целостность синтагмы достигается, прежде всего, невозможностью пауз внутри синтагмы...» [Светозарова 1990, с. 447].

З.К. Тарланов подробно рассмотрел два подхода к синтагматическому анализу, один из которых восходит к идеям Л.В. Щербы, а второй основывается на идеях Ф. де Соссюра. «Согласно Л.В. Щербе, синтагма – элементарная синтаксическая единица, выражающая единое смысловое целое и характеризующаяся особым синтагматическим ударением. Она может состоять как из отдельного слова, так и из группы слов. ... Задача синтагматического анализа – проникновение в семантическую структуру предложения (высказывания) в соответствии с его актуальным содержанием, диктуемым контекстом речи, выявление смысловых и стилистических оттенков, которыми сопровождается общее содержание высказывания…» [Тарланов 1995, с. 27-28]. Ф. де Соссюр развивал учение о синтагме совершенно в ином плане. Согласно Ф. де Соссюру, синтагма характеризуется протяженностью, противопоставленностью ее членов и тем, что ее члены объединены отношением определяющего к определяемому (синтагматическим отношением). Синтагмы делятся на внутренние и внешние. Внутренние синтагмы – это смысловые части производных слов: пере-жить, лет-чик. Внешние синтагмы образуют отдельные слова и словосочетания, входящие в более крупные синтаксические целые. Таким образом, синтагматическое членение в синтаксисе выступает у Ф. де Соссюра как часть синтагматики вообще [Тарланов 1995, с.28-29].

В своем исследовании «Динамика и статика речевого ритма» В.В. Потапов предпринял попытку объединить существующие подходы в определении синтагмы, так как чисто фонетический подход в определении синтагмы предполагает анализ звучащей речи на синхронном уровне. Обращение к грамматическому (или синтаксическому) фактору синтагмы дает возможность анализировать письменную речь, или обращаться к диахроническому уровню. Членение звучащей речи на синтагмы предполагает опору на знаки пунктуации (как формального признака), а также использование механизмов актуального членения предложения. В речи существует отчетливо выраженная тенденция к синтаксической цельности синтагмы [Потапов 2016, с. 47].

Поскольку деление текста на синтагмы лежит в основе ритмического анализа, нам видится необходимым в данном исследовании описать принципы синтагматического членения текста. Л.И. Цирульник, Б.Н. Лобанов и О.Г. Сизонов придерживаются мнения, что «правила синтагматического членения ... используют явные маркеры границ синтагм в тексте: знаки препинания, а также неявные, в частности, соединительные и подчинительные союзы» [Цирульник, Лобанов, Сизонов, www], опираясь на предложенный алгоритм интонационной разметки повествовательных предложений, нами выделено пять этапов ритмического анализа текста на уровне первичной ритмизации.

Типология ритмических моделей в современной российской публицистике

Автор, придерживаясь нейтральной тональности изложения материала, в то же время таким образом выбирает языковые средства, что у адресата создается отрицательная коннотация нейтральных по своей сути языковых единиц. В заголовок вынесена двусмысленно понимаемая фраза: «Причина падения «Витязя» крылась в системе», сразу наводящая на мысль, что имеется в виду система Министерства обороны, затем из текста статьи становится ясно, что выражение «в системе» употребляется в прямом значении, т.е. в устройстве двигателя, и лишь дочитав статью до конца, адресат снова возвращается к своему первоначальному впечатлению, что подразумевается Министерство обороны. Автор сознательно прибегает к двойному кодированию, как бы вступая в сговор с читателем и вызывая у него заданную реакцию. Также негативная оценка скрывается в выражениях: «Специалистам удалось определиться», «источник, близкий к штабу», «Получить комментарий официального представителя ВКС «Ъ» вчера не удалось». Слово «удалось» в сочетании со словом «специалистам» создает значение случайности, небрежности, некомпетентности, т.е. ставит под сомнение тот факт, что в причинах аварии разбирались действительно специалисты, и тем самым формирует негативную оценочную сферу. В выражении «источник, близкий к штабу» скрыто осуждение в адрес официального ведомства, что автор статьи вынужден был получить информацию из уст неофициального «источника», т.е. человека, имя и должность которого надо держать в тайне, в то время как официальные представители Министерства обороны отказались как-то комментировать произошедшее. Таким образом, адресату становится понятно, что фраза «Получить комментарий официального представителя ВКС «Ъ» вчера не удалось» (абсолютно нейтральная по окраске тональности) не просто констатирует факт, а имплицитно выражает осуждение действий военных чиновников по сокрытию информации от широких кругов общественности, и формирует у читателя мнение, «раз скрывают, значит, есть что скрывать».

Для организации публицистических текстов интерпретативность является одной из определяющих характеристик, поскольку воздействие, являющееся глобальной стратегией публициста, невозможно без верной интерпретации смысла, репрезентируемой в тексте. Если рассмотреть в качестве примера некоторые газетные материалы, полученные путем сплошной выборки, то уже на уровне анализа заголовков видно, что понимание текста адресатом возможно только в случае верной интерпретации приводимых авторами культурных кодов и возникающего на их фоне диалогизма (диалогизм мы понимаем, по У. Эко, как «пристрастие к цитированию» [Эко 2016, с. 263]): - в рубрике «Подробно» в газете «Коммерсантъ» (электронная версия за 23.07.16) опубликовано два материала под заголовками: «ВИМ-авиа» продлила крымские каникулы» с поясняющим подзаголовком «Авиакомпания отменила семь рейсов» (Д. Козлов) и «Валютные войны» с подзаголовком «Рубль подозревают в излишней крепости и пособничестве Украине», очевидно, что в первом случае идет отсылка к знаменитому фильму «Римские каникулы» (1953), а во втором – к фантастической саге «Звездные войны» (1977-2015); адресат, не распознавший этих отсылок, не сможет понять и смысла заголовка, и его связи с основным текстом статьи, правда, для таких читателей и сделано пояснение в подзаголовке; - в интервью Е. Костюченко («Новая газета», электронная версия за 23.07.16) «В Москву приехал Гендальф!» с подзаголовком «У кого, как не у волшебника, спросить про всевластие, про добро и зло и про место чуда в жизни человека?»; в заголовок, казалось бы, вынесена отсылка к персонажу романа Р. Толкина «Властелин колец», но слово «приехал» не позволяет его интерпретировать таким образом, так как понятно, что раз приехал, то речь, скорее всего, идет об актере, значит, отсылка делается к фильму «Властелин колец». В самом интервью вопросы посвящены персонажам, которых играл актер Иэн Маккеллен – Гендальфу и Ричарду III, а также проблемам добра и зла и тому, как они решаются в произведениях Р. Толкина и У. Шекспира. Совершенно понятно, что адресат, не способный правильно интерпретировать текст (не читавший произведений Толкина и Шекспира или не смотревший фильмов по их произведениям, т. е. не понимающий, о чем, собственно, идет речь) не сможет понять и его смысл.

Интерпретация неразрывно связана с коммуникативной тональностью публицистического текста, которая может быть агрессивной, одобрительной, подчеркнуто нейтральной. Коммуникативная тональность – это воздействие на эмоциональную сферу личности адресата. Такое воздействие оказывается более сильным, чем с помощью прямолинейных доводов и эксплицитно выраженных призывов. Как пишет В.И. Карасик, «коммуникативная тональность – это эмоционально-стилевой формат общения, возникающий в процессе взаимовлияния коммуникантов и определяющий их меняющиеся установки и выбор всех средств общения. Коммуникативная тональность является культурно-обусловленной и соотносится с принятыми в обществе типами дискурса» [Карасик 2009, с.304]. Коммуникативная тональность – это эмоциональный формат общения, следовательно, можно выделить несколько типичных эмоциональных форматов, характерных для публицистического дискурса.

Иронический подтип информативной тональности и его отражение в ритме публицистической статьи

В современном публицистическом дискурсе на первый план выходят интенциональные категории, важнейшей из которых является категория оценочности, поскольку она тесно сопряжена с основной генеральной стратегией публицистического текста – информационной. В любом публицистическом тексте заложена, в первую очередь, информация, не зависимо от жанровой принадлежности текста. Даже в художественно-публицистических жанрах, таких как очерк или эссе, первично излагается информация, преломленная через призму авторского отношения к излагаемым фактам. Поэтому модальность как текстовая категория выходит на первый план в публицистическом тексте.

Категория модальности традиционно определяется как оценочность со стороны автора текста к тому, что он излагает. Авторская оценочность – модальность – видна в тех фрагментах текста, где явно выражен субъект речи. Тональность, по мнению Ю.Р. Тагильцевой, тесно сопряжена с модальностью, так как эта категория «закладывается» в текст при его создании через выбор отправителем речи языковых средств, посредством которых реализуется авторская интенция [Тагильцева 2006]. Мы разделяем мнение Ю.Р. Тагильцевой, что модальность и тональность – взаимосвязанные категории, которые «способствуют манифестации личности автора, его мировоззрения, художественного кредо, эмоционального настроя» [Тагильцева 2006, с. 5]. Публицистическая статья относится к аналитическим жанрам и содержит анализ излагаемых фактов и событий. Автор в основу текста закладывает определенную идею, на которой от начала и до конца строится вертикаль текста. Анализируемый материал трансформируется в концепцию авторского восприятия центральной проблемы текста и ее решения, а также в выводы и возможные последствия, вытекающие из проведенного анализа. Основной задачей публициста в данном случае является убеждение получателя речи в своей правоте, в обоснованности и правильности своих выводов.

Для достижения этих целей публицист выбирает соответствующий его задачам формат общения с адресатом и выстраивает коммуникативную стратегию, которая и обусловливает ту или иную коммуникативную текстовую тональность.

Коммуникативная текстовая тональность – это эмоциональный формат общения [Карасик 2009], следовательно, можно выделить несколько типично эмоциональных форматов в рамках публицистической статьи. Авторы используют для реализации своей интенции несколько эмоциональных форматов общения, выбор которых зависит от индивидуальных предпочтений пишущего и от интенциональной стратегии построения текста. Проанализированный материал позволил нам сделать вывод о трех наиболее часто встречающихся эмоциональных форматах общения в рамках публицистической статьи. Поскольку основной тональностью публицистического текста является, по нашему мнению, информативная тональность (так как главная стратегия этого типа текста – информировать адресата), то в формате этой тональности в жанре публицистической статьи выделяются наиболее частотно нейтральный, иронический и экспрессивный подтипы. Для каждого из этих подтипов свойственна своя ритмическая текстовая организация, и в то же время выделяются общие черты текстовой ритмичности, характеризующие ритмическую организацию публицистической статьи. Ритм «придает тексту особую эмоциональную насыщенность – «мелодику», но прежде всего выполняет стилеобразующую функцию, «цементирует» произведение. Поэтому, исследуя текстовую категорию тональности, можем выявить эмоционально волевую установку автора, его оценочное отношение к действительности, герою, психологический настрой» [Тагильцева 2006, с. 30]. Выбор нейтрального подтипа коммуникативной тональности дает возможность публицистам-аналитикам создавать впечатление, что материал излагается максимально объективно, ненавязчиво, давая выбор адресату самому проанализировать ситуацию и сделать собственные выводы, соглашаясь или не соглашаясь с автором статьи. И в то же время нейтральность текстовой тональности позволяет автору быть максимально убедительным, создавая у читателя иллюзию того, что он самостоятельно пришел к тем же выводам, что и публицист. Кроме того, нейтральная тональность наиболее интеллигентно и корректно позволяет публицисту осветить ту или иную проблему. В текстах, которые характеризуются нейтральным подтипом информативной коммуникативной тональности, широко используются безличные конструкции и конструкции с глаголами третьего лица, предоставляющие возможность оценивать события как бы со стороны, отстраненно, т.е. максимально объективно и взвешенно; отсутствуют утверждения-отрицания, модальные частицы со значением уверенности, личные местоимения первого лица. Тем не менее, оценочность как проявление авторской интенции выражается в тексте на всех его уровнях, являясь своеобразным субъективным маркером, способствующим «манифестации личности автора, его мировоззрения, эмоционального настроя и вместе с тем выполняют коммуникативную функцию воздействия на сознание адресата» [Тагильцева 2006, с. 51].

С целью выявления ритмической структуры, характеризующей нейтральный подтип информативной коммуникативной текстовой тональности, нами приводится ритмический анализ текстов, принадлежащих четырем авторам (для примера приводим по 2 сверхфразовых единства). Все четыре публицистических статьи имеют черты, свидетельствующие об их аналитичности политической направленности, о чем свидетельствуют их жанровые особенности: а) логика и последовательность в изложении материала; б) рассуждение как репрезентация аналитичности; в) наличие вывода; г) оценочность как выражение авторской интенциональсти.

Экспрессия как дополнительная составляющая тональных характеристик текста и ее отражение в ритме публицистической статьи

Ритм является неотъемлемой характеристикой любого вида прозаического текста – художественного, публицистического, научного. Такой подход связан в первую очередь с тем, что понимание ритма в широком смысле как периодической повторяемости каких-либо элементов текстовой организации, дает широкие возможности для исследования прозаических текстов разных жанровых принадлежностей. В поэзии, благодаря регулярному размеру, ритм ощущается очень явно, и его наличие не требует доказательств. В прозе же ритм чувствуется на интуитивном уровне, он воспринимается слушателем и читателем неосознанно, но именно благодаря ему реализуется целостное смысловое восприятие текста. Ритмически правильно организованный текст легче воспринимается адресатом, смысловые акценты такого текста более четко выражены, что позволяет автору полнее раскрыть заключенную в тексте идею. На основании этого можно утверждать, что ритм является текстообразующей категорией. В основе ритма лежит периодическая повторяемость тех или иных явлений; достаточно 3-4 повторов, чтобы говорить о возникновении явления ритмичности.

В проведенном диссертационном исследовании предпринята попытка выявления ритмических моделей в современных публицистических текстах на уровне первичной и вторичной ритмизации. Определено значение ритма как неотъемлемой составляющей текстовой природы. Дано определение таким элементам ритма прозы как ритмическая модель, ритмический сбой, единичная ритмическая структура, а также выявлено соотношение всех элементов ритмической организации текста в рамках публицистической статьи. Соотнесена взаимосвязь конкретных единиц ритма с подтипами информационной коммуникативной текстовой тональности.

Под ритмической моделью прозаического текста мы понимаем ритмическую универсалию, реализуемую в тексте и предопределяющую его структуру, которая совмещает в себе ритмические и семантические аспекты текстовой организации и одновременно является значащей единицей текстопроизводства и текстовосприятия. Универсалией ритмообразования является повтор, различные виды которого реализуются в тексте в виде ритмических моделей. Ритм – явление многоуровневое, включающее в себя иерархию ритмических единиц. Ритмическая организация текста выявляется на уровне сверхфразового единства. Первичные средства ритмизации выявляются на уровне синтагмы, к ним относятся: длина синтагм и соотношение количества ударений с длиной синтагмы. Ритмичность текста взаимосвязана с протяженностью синтагм и количества ударных слогов в них. Ритм текста тем напряженнее, чем короче синтагмы и выше плотность ударности. Наибольшей ритмической напряженностью отличаются тексты, характеризующиеся экспрессивным подтипом информативной тональности, наименьшей напряженностью ритма характеризуется нейтральный подтип информативной тональности.

К вторичным средствам ритмизации относятся различные виды текстовых повторов: фонические, лексические, грамматические, синтаксические, интонационные, графические. Всего нами выявлено пять типов ритмических моделей: Всего нами выделяется пять ритмических моделей: хореическая (когда ударны 1-3-5-7-9-11 слоги), ямбическая (когда ударны 2-4-6-8-10-12 слоги), дактилическая (когда ударны 1-4-7-10-13 слоги), амфибрахическая (когда ударны 2-5-8-11-14 слоги), анапестовая (когда ударны 3-6-9-12-15 слоги). Наряду с ритмическими моделями устойчивой единицей ритмической текстовой организации является ритмический сбой. Нами выявлено два типа ритмических сбоев: сбой I типа отличается от ритмической модели одним нерегулярным ударением, сбой II типа характеризуется бессистемной ударностью. Чередование ритмических моделей и сбоев I и II типов в сочетании с единичными ритмическими структурами создают устойчивый ритм текста публицистической статьи, интуитивно воспринимаемый и автором, и адресатом.

В ходе диссертационного исследования выявлены типичные черты в ритмической организации текста публицистической статьи. На основании полученных результатов была подтверждена гипотеза исследования о том, что в тексте публицистической статьи присутствуют типичные черты ритмической организации, свойственные для всего корпуса этих текстов, а также сделан вывод о взаимосвязи ритмической организации текста с одним из подтипов информативной текстовой тональности (нейтральным, ироническим и экспрессивным). Результаты средних показателей на первичном уровне ритмизации в процентном соотношении представлены в таблице.