Введение к работе
Диссертация выполнена в рамках лингвоперсонологии — направления антропоцентрической лингвистики, ориентированного на комплексное изучение человека в языке Объектом исследования является молодежная комедия как формульный киножанр Предметом изучения стали вербальные и невербальные стереотипы, реализующиеся в коммуникативном поведении персонажей молодежной комедии
Актуальность настоящего исследования обусловлена следующим 1) стремительной визуализацией массовой культуры, доминированием в дискурсе развлечений видеовербальных текстов над сугубо вербальными, 2) значительным влиянием молодежных комедий на формирование ценностной системы и языковой личности современных подростков, 3) необходимостью изучения стереотипизированных персонажей как комплексных лингвосемиотических единиц, формирующих формульные жанры
В основу выполненной работы положена следующая гипотеза молодежная комедия — формульный жанр, предназначенный для массового воздействия на общее и языковое сознание подростков, одним из инструментов этого воздействия является многоуровневая линг-восемиотическая стереотипизация персонажей
Целью исследования является комплексная характеристика стереотипизированных языковых личностей персонажей молодежной комедии Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи.
рассмотреть существующие подходы к определению понятий «ккногексг» и «комедия»,
описать историю и экстралингвистический контекст развития молодежной комедии,
определить характеристики молодежной комедии как формульного жанра,
выявить основные группы стереотипизированных персонажей молодежной комедии,
проанализировать стереотипизацию персонажей молодежных комедий в паралингвистическом, лексическом, речежанровом и коммуникативно-тематическом аспектах, а также в аспекте семиотики внешности
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые осуществляется комплексный анализ лингвистических и общесемиотических
способов стереотипизации персонажей кинотекста массовой культуры
Теоретическая значимость работы состоит в развитии лингвоперсонологии и лингвокультурологической теории кинотекста применительно к формульному жанру молодежной комедии
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в вузовских курсах языкознания, психолингвистики, социолингвистики, спецкурсах по лингвокультуроло-гии, лингвоперсонологии, теории кинотекста, а также в практической деятельности специалистов по медиакоммуникации
Материалом исследования стали 45 кинотекстов американских молодежных комедий Для анализа семиотики внешности, паралинг-вистического аспекта коммуникации, тематики общения привлекались также 4 немецких фильма и 2 русских сериала
Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования интерпретационный анализ, сопоставительный анализ, контекстуальный анализ, структурный анализ текста (по В Я Проппу), анализ частотности употребления языковых единиц
Теоретическую базу исследования составили научные концепции, разработанные в рамках следующих научных направлений
теории дискурса, жанрологии (М М Бахтин, В В Дементьев, КФ Седов),
психологии и психолингвистики (Г Г Аракелов.ИН Горелов, Е И Горошко, В А Крутецкий, А А Леонтьев, К Ф Седов),
лингвокультурологии и социолингвистики (Р М Блакар, М Р Желтухина, В И Карасик, О А Леонтович),
теории языковой личности (Н В Аниськина, Г И Богин, ЮН Караулов, К Ф Седов),
киносемиотики(МА Ефремова,ЮМ Лотман,ГГ Слышкин, ЮН Усов,Ю Цивьян)
На защиту выносятся следующие положения:
1 Молодежная комедия — формульный кинотекстовый жанр современной массовой культуры Основными функциями молодежной комедии являются 1) формирование у подростков картины мира, поведенческих норм и ценностей, желательных создателям и заказчикам массового дискурса, 2) развлечение и отвлечение от социальной действительности, 3) имплицитная реклама конкретных товаров Зна-
чимым инструментом реализации данных функций является наличие в кинотексте системы персонажей, стереотипизированныч лингвистическими и общесемиотическими средствами
Стратификационной основой системы персонажей-подростков молодежной комедии является противопоставление лидеров и аутсайдеров Ценностная доминанта сюжета — борьба за высокий социальный статус и лидерство в своей группе, находящая выражение в следующих аспектах коммуникации персонажей I) семиотика внешности, 2) паралингвистика, 3) лексика, 4) речевые жанры, 5) тематика общения
Семиотика внешности, реализуемая в молодежной комедии, включает следующие элементы 1) семиотику расовой принадлежности, 2) семиотику комплекции и телосложения, 3) семиотику прически, 4) семиотику одежды Третий и четвертый элементы, в отличие от первых двух, подкрепляются вербальной экспликацией
При паралингвистической характеристике социального статуса персонажей-подростков косвенные средства превалируют над прямыми, кинетические — над фонационными Попытка персонажа повысить свой статус выражается в заимствовании кинесики, жестов, мимики и пантомимики у представителей элиты В некоторых случаях меняется также коммуникативная дистанция
Для представителей молодежной элиты характерно использование следующих лексических средств (в порядке убывания частотности) разговорный язык, обсценная лексика, жаргон, литературная лексика В речи аутсайдеров преобладают обсценная лексика и жаргон, а литературная лексика почти отсутствует
Инвариантными речевыми жанрами, реализуемыми персонажами-подростками, являются оскорбления, советы и пари Для представителей элиты характерны также хвалебные высказывания о себе, насмешки, запреты, для аутсайдеров — шутки
Ядерными для коммуникации персонажей-подростков являются темы «Человек и его окружение», «Отношения между людьми (прежде всего, представителями разных полов)», «Развлечения» Ближнюю периферию составляют темы «Спорт», «Образование», «Музыка», «Спиртное», дальнюю — «Наркотические вещества», «Искусство», «Природа»
Среди взрослых персонажей высокой степени стереотипизации подвергаются лишь школьные тренеры Они относятся к конфликтным агрессорам В их речи доминируют экспрессивные выражения и нелитературная лексика (арготизмы, жаргонизмы, просторечия)
Инвариантными речевыми жанрами являются приказы, оскорбления, угрозы Тематика общения ограничена разговорами о соревнованиях и о себе
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр английской филологии ВГПУ, кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, были представлены в виде докладов на Первой и Второй международных научно-практических конференциях «Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире» {Волгоград, 2007, 2008), Всероссийской научной конференции «Аксиологическая лингвистика проблемы теории дискурса, лингвокультуро-логии и системно-структурной лингвистики», межвузовской научной конференции «Профессиональная коммуникация проблемы гуманитарных наук» (Волгоград, 2007) По теме диссертационного исследования опубликовано 5 работ общим объемом 2,4 п л
Структура диссертации Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и списка источников