Введение к работе
Актуальность исследования обусловливается следужжи фаітраш: І/ ^бщей тендзнциой в лингвистической науке к значительному расширению изучаемого материала, что предполагает ьмход за рамки собственно язикових фактов с целью более глубокого постиирния природи человеческого общения; 2/ отсутствием в советском язіїлознанял сколько-нибудь полного и системно-го описания акта молчания ісак коммуникативной единицы, рассмотрение" в контексте дискурса.
Проблема молчания никогда до сих пор не затрагивала интересов языковедов за исключением психолингвистов, которые достаточно подробно описали роль паузи и ео функции в спонтанной речи. Согласно юс исследованиям паузы /hesitation / внутри предложения или на стыке предложещіа выполняют синтаксическую фуикцпо, т.е. разграничивают синтаксически завершенные конструкции; когнитспчую функцию, т.е. мыслительный поиск необходимых, для дальнейшего высказывания лексических и грамматических средств, и эмотивную функцию, т.е. отрп.тение эмоционального состояния говорящего в момент речи.. Среди ПСИХ&ЇОГИ-чоских работ следует также отмогить статью С. Бейгссра "Теория молчания", в которой автор выделяет два вида молчания - отрицательное и положительное. Первое является следствие!.' отсутствия взаимной идентификации, т.о. общности, близости, комму-иикативних партнеров, второе свидетельствует о наличия такой идентификации между коммуникантами / ь«киг , 1955/.
Основное количество работ по молчанию, список которых довольно обширен, посвящено самым разнообразим аспектам употребления молчания в жизни человека. Зто этнографические, культурологические, философские исследования, в которых молчание рассматривается в контоксте национальна, социальных и культурных условий его функционирования в процоссе коммуникативной деятельности человека. Все отдельные аспекти употребления молчания в процессе общения показывают многозначность и полифункциональность этого яатения.
Следует отметить такке значительные работа т". Брюно /1973/, Дт.. Б. Понсока /1973/, А, Стредье /1983/, К. Циммер-машіа /1933/, 3. Гнлани, 3. Буччк и Н. еридаака /1985/, М. Са-виль-їруак /1935/, Дя. Ворсурена /1985/, выполненные в рамках теорій коммуникации, семистам и прат*мзлшгвистики, в которых молчанке рассматривается как один из значит компонентов дискурса, способный нести информацию, являющийся коммуникативным, актом и знаком. Все авторы признают актуальность и необходимость изучения молчания, ото - не ничто, а нечто, что имеет своіі внутренний смысл и играет существенную роль в коммуникативной деятельности человека. Почти все работы касаются отдельных частит аспектов молчания. Имеется большой эмпирический материал, описывающий употребление молчания в том или ином этносе.
Меньше всего иссле-^ван семиотический и коммуникатцвный аспекты молчания. Хотя и имеется несколько работ по классификации актов молчания, однако их автори рассматривают коммуникативные функции в осяовноиі в социальном, психологиче ом, этнокультурном аспектах, в контекото социально-культурного макродействия и в значительно меньшей отелена в контекста >'онкрегно-го дискурса и диалога.
Основной задачей реферируемой диссертации является исследование акта молчания нем. невербального коммуникативною шага в структуре дискурса и диалога, его взаимодействие и взаимосвязь с речевыми актами, а трчлє выявление коммуникативных Функций акта молчания в диглоге. Кроме того, на оонове обобщения уке имеющихся данных и описаний ролл молчания й различных социумах выводятся некоторые общие закономерности, а также различия в функционирования молчания в разных етносах, культурах и социальных сферах.
Материалом исследования служат фрагменты дискурса /около 1500/ из художественной пр^н, драматургии, публицистики* интервью, художественных фил**ав русских, немецких» англоязычных и французских авторов, а также авторские наблюдения речевых ситуаций. Такой широкий диапазон источников позволяет пронаблюдать молчанке в разных функциональных стилях общения,
Научная новизна выполненной работы заключается в том, что в ней I/ определяется место акта молчания в системе невербальных компонентов коммуникации, 2/ из всего континуума
отсутствия звука и вычленяется акт молчания как коммуникативно значимая единица процесса общошгя, .?/ дается наиболее полное на сегодняшний день определение понятия хомглуникативно значимое молчание, 4/ опродэляется когдлуппкативный статус акта молчания, 5/ выводятся коммуникативно пражатетоская структура акта молчаніш, б/ осуществляется классификация актов молчания, содержащая семнадцать коммуникативных функций, 7/ проводится сопоставление функционирования молчания в различных етнокультурних оредах.
На защиту выносятся следующие положеная:
I.. Акт молчания является коїялуникативио значимой единицей дискурса, обладающей признаками знака и речевого акта и способной быть .носителем информации.
-
Акт молчания имеет кошутікативко-прагматяческую струк-туру, состоящую из пяти уровней: I/ пресутшозлционное содеряа-няе, 2/ пропозициональное содержание, кнтрасидсняиальнов содержание, яшликативное содержание, постсйлекциальное содержание , 5/ постсиленциалышй эффект.
-
Центральным звеном этой структури является импликатив-иое содержание акта молчания, ввести имшшкатуру акта молчания - это значит понять.его значение.
-
Акт молчания как единица общения выполняет в дискурсе следующие функции: контактивную, дасконтактивкую, экспрессиа-нун, информативную, оценочную, рогативную, когнитивную, хезита-тивную, экспектявнуи, акштокальиуи, аффективную, стратегическую, риторическую, синтакоическую, функцию социальной установки, ролемаркирующую, ритуальную.
-
Отношение членов социума к молчанию и особенности его использования в процессе общения являются одной из характеристик этноспецифического дискурса.
Выбор методики анализа актов молчания обусловлен спецификой материала и поставленными задачами: прежде всего это методы прагматической интерпретации дискурса. В отдельных случаях применяются семантический и стилистический, а также сопоставительный анализ фактов употребления молчания в процессе обценля.
уеототическач значимость реферируемой диссертация заключается в том, что результаты исследования расширяют представление о компонентах человеческого общения, наглядно показывая, что одним из таких средств является и молчание.
Практическая значимость результатов диссертации обуслов-' лиоается тем, что они могут использоваться в курсе общего языкознания, в спецкурсах по прагмалішгвист(тг"«, сею.отике, речевое этикету при анализа художественного шкета и дискурса.
Основные положения и результаты исследования были апробированы в докладах и выступлениях на совещаниях-семинарах межвузовской проблемой грушш по лингвистической семантике и Прагматике при кафедре общего языкознания Калининского государственного ушшер-зитета 2-3 (февраля 1988 г. и 2-3 шанп 1989 г.; на конференциях молодых ученых-филологов в Тверском государственном университете 9-Ю апреля 1988 г. и 7-9 апреля 1989 г.j т научно-практической конференідаї молодых ученых в Киевском государствштокг-педатогическом'институте" иностранных языков 19-20 апреля 1938 г.; на научно-техническом семинаре "Теорій и методика обучения перевода 18-19 апреля 1989 г. в Калужском комитете по научно-техническому переводу и на конференции по семантике и прагматике в Харъковоком государственном университете 31 января - I февраля 1990 г.
Обаглй объём диссертации - 253 страницы. Работа состоит .а ввепения, четырех глав, заключения, списка литературы и списка источников примеров. Ь первой главе рассматриваются место молчания в речевом общении, отношение языка И молчания, связь молчания с другими невербальными средствами коммуникации; формулируется понятие коммуникативно значимое молчание и его коммуникативный статус как единицы общения; кроме того, рассматриваются такие понятия как пропозициональное и интра-силенциальное содержание акта молчания и ноетсиленцйальный эффект. Во второй главе акт молчания рассматривается с точки зрения категорий речевого общения и теории имшшкатур Г.П.Гряй-са, определяются виды имшшкатур, характерные именно для актов молчания; в итоге представлена коммуникативно-прагматическая структура акта молчания. В третьей главе рассматриваются коммуникативные Функции молчания и даётся их классификация. В четвертой главе молчание рассматривается в этноопеци-фическом дискурсе и сопоставляется его функционирование в разных национальных средах. Список литературы составляет 98 наименований, список источников примеров - 51