Введение к работе
Настоящая работа выполнена в рамках лингвокультурологии. Объектом исследования служит индивидуально-авторская концепто-сфера американского писателя О.Генри. В качестве предмета изучения рассматриваются ключевые концепты индивидуально-авторской концептосферы О. Генри: «богатство»/«бедность», «удача»/«неудача», «преданность»/«предательство», «одиночество»/«семья», «надежда»/ «уныние».
Актуальность исследования определяется следующим: 1) лингво-концептология является одним из наиболее активно развивающихся направлений антропологической лингвистики, вместе с тем остаются дискуссионными многие вопросы этой области знания, в частности соотношение коллективной и индивидуально-авторской концепто-сфер; 2) произведения О.Генри относятся к классике американской литературы, однако ключевые концепты его произведений еще не становились объектом специального лингвистического анализа.
В основу работы положена следующая гипотеза: в рассказах О. Генри можно выделить набор ключевых концептов, соответствующих основным темам его произведений; эти индивидуально-авторские концепты соотносятся с соответствующими концептами американской лингвокультуры, уточняя их.
Цель работы — охарактеризовать ключевые концепты рассказов О. Генри. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: 1) определить понятие «ключевой индивидуально-авторский концепт»; 2) выделить ключевые концепты в рассказах О. Генри; 3) описать понятийные, образные, ценностные характеристики ключевых концептов, реализованных в рассказах О. Генри.
Материалом исследования послужили тексты рассказов О. Генри (полное собрание сочинений). В качестве единицы исследования рассматривался текстовой фрагмент, прямо или опосредованно выражающий ключевой концепт. Всего проанализировано около 2 тыс. соответствующих фрагментов.
В работе использовались следующие методы исследования: понятийный, дефиниционный, интерпретативныи, контекстуальный типы анализа, опрос информантов и интроспекция.
Научная новизна диссертации состоит в выделении ключевых концептов в произведении О. Генри, выявлении и описании их понятийных, образных и ценностных характеристик и установлении их индивидуально-авторской специфики по сравнению с соответствующими им стандартными концептами лингвокультуры США.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что данное исследование вносит вклад в развитие лингвокультурологии, уточняя
характеристики индивидуально-авторских концептов применительно к творчеству О. Генри.
Практическую ценность исследования мы видим в возможности использования его результатов в курсах языкознания, стилистики английского языка, спецкурсах по лингвокультурологии и концепто-логии.
Методологическим основанием работы являются исследования в области лингвокультурологии (А. Вежбицкая, В.В. Воробьев, В.В. Красных, О.А. Леонтович, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин, Н.Л. Шамне, АД. Шмелев), лингвоконцептологии (Е.В. Бабаева, А.П. Бабушкин, Н.Н. Болдырев, С.Г. Воркачев, В .3. Демьянков, В.И. Карасик, Н.А. Кра-савский, Д.С. Лихачев, М.В. Пименова, А.Н. Приходько, Г.Г. Слыш-кин), семантики и стилистики художественного текста (М.М. Бахтин, Н.С .Болотнова, И.Р. Гальперин, К.А. Долинин, Е.Ю. Ильинова, Л.А. Исаева, В.А. Кухаренко, Д.Н. Лукин, Н.А. Николина, В.И. Ша-ховский).
На защиту выносятся следующие положения:
Ключевой индивидуально-авторский концепт — это ментальное образование, в концентрированном виде выражающее систему ценностей и специфику мировидения автора и выделяемое на основании тематики соответствующих художественных произведений, развития сюжетов в них, символического осмысления этих концептов автором и его читателями.
В рассказах О. Генри устанавливаются его ключевые индивидуально-авторские концепты, выражаемые в контрастных диадах «богатство» / «бедность», «удача»/«неудача», «преданность»/«преда-тельство», «одиночество»/«семья», «надежда»/«уныние» на основании идейного содержания произведений, литературоведческого анализа творчества О. Генри и данных опроса информантов.
Ключевые концептуальные диады в индивидуально-авторском сознании О. Генри уточняются в его произведениях следующим образом:
а) в диаде «богатство»/«бедность» конкретизируются образные
проявления богатства и бедности и определяются их ценностные ас
социации (богатство и бедность как испытание для человека, проти
вопоставление душевного и материального богатства);
б) в диаде «удача»/«неудача» удача осмысливается как фоновая
характеристика неудачи, главными героями являются неудачники,
которые терпят жизненные крушения из-за того, что они являются
мечтателями, не готовы к жесткой состязательности и отказываются
от борьбы; в рассказах О. Генри иронически показаны те, кто выдает
себя за любимцев фортуны, в действительности ими не являясь;
в) в диаде «надежда»/«уныние» надежда ассоциируется с волей к
жизни, а уныние— с отказом от борьбы за жизнь, акцентируется
стремление героев поддерживать надежду и бороться с унынием в душе
близких; в отличие от признания индивидуализма ценностью амери
канского образа жизни такой ценностью признается взаимопомощь;
г) в диаде «преданность»/«предательство» подчеркиваются беско
рыстие и любовь как основа преданности и бессердечие и эгоизм как
основа предательства; в концептосфере писателя успешный бизнес
часто соотносится с предательством;
д) в диаде «семья»/«одиночество» акцентируется спасительная
функция семьи для человека, особенно если он беден, и подчеркива
ется противопоставление одинокого человека, попавшего в огром
ный чужой город, и равнодушных к нему обитателей этого города.
Апробация. Основное содержание исследования докладывалось на научных конференциях «Этнокультурная концептология и современные направления лингвистики» (Элиста, 2007,2008), II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лин-гводидактики и лингвистики: сущность, концепции, перспективы» (Волгоград, 2009), а также на заседаниях научно-исследовательской лаборатории «Аксиологическая лингвистика» в Волгоградском государственном педагогическом университете (2007—2009).
По теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 2,0 пл.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.