Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Категория отрицания в таджикском языке Исламова Парвина Наимовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исламова Парвина Наимовна. Категория отрицания в таджикском языке: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.02.19 / Исламова Парвина Наимовна;[Место защиты: Институт языка и литературы им.Рудаки Академии наук Республики Таджикистан], 2017

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические обоснования и подходы к изучению отрицания как логико грамматической категории 13

1.1. Отрицание как логико-философская категория 13

1.1.1. Категория отрицания в философской концепции античных ученых 14

1.1.2. Логико-психологические подходы к пониманию сущности отрицания 20

1.2. Аспекты исследования категории отрицания в лингвистике 27

1.2.1. Отрицание как лингвистическая универсалия 29

1.2.2. Различные подходы к пониманию сущности категории отрицания в языке 31

1.2.3. Исследование отрицания в таджикском языкознании 39

1.3. Функционально-семантическое поле отрицания 42

1.3.1. Отрицание как структурно-семантический модификатор лексического значения и синтаксической структуры предложения 45

1.4. Отрицание и модальность 49

1.4.1. Инфинитив в контексте отрицательной модальности 56

1.5. Соотношение утверждения и отрицания 58

1.6. Соотношение категории отрицания и негативности 60

Выводы по 1-ой главе 62

ГЛАВА 2. Лексико-грамматические средства выражения отрицания в таджикском языке 64

2.1. Языковые средства выражения отрицательной семантики в языках мира 65

2.2. Морфологические средства выражения отрицания 69

2.2.1. Отрицательные аффиксы з

2.2.2. Отрицательные префиксы на- / ма- 76

2.2.4. Слова с аффиксоидами -нопазир и гайри- 83

2.3. Лексическое выражение отрицания 85

2.3.1. Единицы отрицательной полярности 89

2.4. Лексико-грамматические средства выражения отрицания 93

2.4.1. Отрицательные частицы 93

2.4.2. Отрицательные местоимения и наречия 96

2.4.3. Союзы с отрицательной семантикой 99

2.5. Синтаксические средства выражения отрицания 101

2.5.1. Отрицательные предложения 103

2.5.2. Вопросительные предложения с отрицательной семантикой 107

2.5.2.1. Выражение отрицания в риторических вопросах 110

2.5.3. Имплицитные средства выражения отрицания 116

2.6. Двойное и множественное отрицание 118

2.6.1. Средства усиления отрицания в речи 120

2.7. Психолингвистический и лингвокультурный аспект отрицания в 124

Список сокращений и условных обозначений 134

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Отрицание в языке имеет отношение к сложным языковым категориям. Оно охватывает всю лексику и грамматику, обладает всевозможными средствами и способами формулирования, сложной семантико-синтаксической структурой. Как одна из универсальных категорий языка отрицание также позволяет пролить свет на один из самых важных векторов языковедческой направленности – языковую картину мира. В современной лингвистике категорию отрицания рассматривают также в тесной связи с модальностью.

В таджикском языкознании есть лишь отдельные работы, в основном, научные статьи по различным аспектам средств выражения отрицания. До сих пор не выявлена природа и сущность отрицания, не раскрыты функции средств выражения отрицания и семантико-синтаксическая структура отрицательных конструкций и т.д. Всестороннее изучение данной категории и описание лингвистических средств выражения отрицания в языке имеет актуальность и большое теоретическое значение для решения многих проблем функциональной грамматики.

Основные аспекты актуальности изучения данной проблемы в таджикском языкознании сводятся к следующему:

- не исследованы проблемы категории отрицания как лингвистической
универсалии в языке;

не затронутыми остаются проблемы исследования системной функционально-полевой организации категории отрицания в языке;

не определены семантические структуры категории отрицания в таджикском языке.

Степень изученности. Проблемы изучения категории отрицания в таджикском языке языковеды рассматривают лишь в связи с исследованием языка и стиля художественных произведений и составлением учебников и учебных пособий. В своих трудах таджикские лингвисты Б. Камолиддинов, М. Н. Касымо-ва, Ф. К. Зикриёев, К. Усманов рассматривают вопросы отрицания лишь в контексте предикативности и других признаков предложения. Можно назвать также труды таджикских учёных Б. Ниёзмухаммедова, А. Эшонджонова, Д. Таджиева, Ш. Рустамова, С. Шербоева, Р. Гаффарова, М. Набиева, М. Норматова, А. Соби-рова, Н.К.Ахмедовой и др., в которых так или иначе затронуты названные аспекты исследования.

В лингвистической литературе недостаточно освещены средства и способы выражения отрицания: отрицательные слова (местоимения и наречия), морфологические средства отрицания, словообразовательная и семантическая характеристики отрицательных аффиксов (префиксов и суффиксов), различные типы отрицательных предложений, их структурные и семантические особенности. Семантический анализ синтаксических конструкций остаётся важной проблемой современной лингвистики, так как только взаимоотношение обоих уровней, семантического и структурного, даёт представление обо всех аспектах языковой системы.

Объектом исследования данной работы является категория отрицания в таджикском языке.

Предметом исследования являются словообразовательные, морфологические, синтаксические и функционально-семантические характеристики средств и способов выражения отрицания в таджикском языке.

Целью данной работы является комплексное исследование языковых средств и способов выражения отрицания в таджикском языке, освещение общих и специфических особенностей отрицания в таджикском языке.

Достижение поставленной цели предопределяет постановку и решение следующих конкретных задач:

проанализировать особенности категории отрицания в философии, логике, психологии и других гуманитарных науках;

определить сущность семантической категории отрицания и её отношения к различным уровням языка;

представить критический обзор точек зрения на процесс отрицания в таджикском языкознании;

выявить соотношение утверждения и отрицания, отрицания и негативности, отрицания и модальности;

раскрыть семантическую структуру отрицания, описать свойства его основных структурно-семантических типов в таджикском языке;

выявить закономерности сочетаемости деривационных, лексических и грамматических показателей отрицания в структуре предложения в таджикском языке;

определить закономерности взаимоотношения грамматических элементов в семантической структуре отрицания в таджикском языке.

Теоретико-методологическую основу исследования составили известные положения ведущих отечественных и зарубежных учёных о логико-грамматической категории отрицания.

Методологической базой исследования послужили труды зарубежных лингвистов О.Есперсена, Л. Хорна, Е.В.Падучевой, А.Ф.Лосева, В. Н. Бондаренко, Н.Н.Болдырева, И.НБродского, Ю.В.Блошенко, Е.И Шендельс и др.; таджикских языковедов Б. Н. Ниязмухаммедова, М. Н. Касымовой, Б. Камоллиддино-ва, Ф.К.Зикриёева, М. Норматова, Б.Ш.Бабаджановой и др.

Методы исследования. Исследование отрицания, являющегося языковой универсалией, относящегося ко всем уровням языка, требует комплексного под-

хода. Поэтому был использован целый комплекс методов и приёмов лингвистического анализа. Во главу угла поставлен анализ «от значения к форме», когда исследование проводится от понятия отрицания как семантической категории к формам и средствам его выражения в языке. Кроме того, использованы методы лингвистического наблюдения и обобщения, описательный, трансформационный, а также оппозитивный методы.

Материалы исследования были извлечены путём репрезентативной выборки из одноязычных, двуязычных, толковых словарей, а также из художественной и научной литературы, фольклорных произведений, живой разговорной речи и т.д. Было проанализировано около трех тысяч примеров с выражением отрицания в таджикском языке с привлечением необходимого материала из русского и английского языков для экспликации тех или иных положений. В качестве языка описания служит русский язык, вследствие чего он и является метаязыком данного исследования, языком-эталоном со всей терминологической системой применительно к объекту изучения.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые на основе комплексного подхода проводится анализ системы средств отрицания в таджикском языке. Теоретическое обоснование сущности языкового отрицания вообще, и средств отрицания в таджикском языке, в частности, также составляет научную новизну данной диссертационной работы. Впервые в таджикском языкознании сделана попытка комплексно исследовать все средства выражения категории отрицания.

Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут найти успешное применение в теории и практике преподавания и чтении спецкурсов и спецсеминаров по типологии и универсологии, семантике, а также различных разделов грамматики в таджикском языке: словообразование, лексикология, морфология, синтаксис и стилистика. Практический материал, теоретические положения и основные выводы могут также оказаться весьма полезными с точки зрения общей теории языковых универсалий. Определенную практическую значимость представляет собой и словарь слов с отрицательными формантами, приведенный в Приложении к диссертации.

На защиту выносятся следующие основные теоретические положения:

  1. Средства отрицания относятся к разным уровням языка, однако важнейшим средством является отрицательная форма, поэтому основной акцент в исследовании следует переносить на семантическую структуру отрицания.

  2. Экспрессивность, эмоциональность отрицания создаётся за счёт различных средств и способов усиления. Необходимо разграничение усиленного отрицания и двойного отрицания, в некоторых случаях происходит взаимоуничтожение средств отрицания, и высказывание становится утвердительным.

  3. Отрицание в языке выражается не только эксплицитными средствами, негативное значение может содержаться имплицитно в семантической структуре определённых языковых единиц.

4. Система средств отрицания в языках разной структурно-типологи
ческой организации основана на одних и тех же внутренних структурах и
принципах.

Апробация работы. Результаты исследования нашли применение в преподавательской деятельности и докладах на научно-практических конференциях молодых учёных (2013–2017 гг.). Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на расширенном заседании кафедры иностранных языков ТГУК (протокол №8 от 16 март 2016 года), а также на заседании секции языковедении Института языка и литературы им. Рудаки Академии наук РТ, (протокол №4 от 19 мая 2017 года).

Основное содержание работы получило освещение в 5 статьях, 4 из которых опубликованы в журналах, включённых в перечень ВАК РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций.

Структура работы определена в соответствии с поставленной целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Приложение А представляет собой словарь лексики с отрицательной семантикой. Приложение Б содержит таблицы, в которых приведена классификация средств выражения отрицания по тем или иным критериям.

Отрицание как лингвистическая универсалия

В истории науки существовало ещё несколько распространённых концепций понимания сущности отрицания. Представители так называемой чистой логики (И. Кант, Г. Коген, П. Наторп и др.) и психологического направления в логике (X. Зигварт, В. Вундт, Т. Липпс, Н. Ланге и др.) видели содержание отрицательного суждения исключительно в констатации ложности соответствующего ему утвердительного суждения; отрицательное суждение рассматривалось как вторичное по отношению к утвердительному [Бондаренко 1983: 28].

Некоторые учёные придерживались также содержательной концепции отрицания, согласно которой отрицание обладает объективным содержанием [Москвитин 1994: 9; Мещанинов 1978: 44; Львов 1968: 66]. В формальной логике действует семантический принцип определения отрицания, то есть значение отрицания заключается в определении качества суждения, с которым оно соотносится, в установлении истинности/ложности: если отрицаемое суждение истинно, отрицание его есть ложь, и наоборот. В рамках суждения, однако, отрицание имеет и объективное содержание, так, например, через связь субъекта с предикатом с отрицательной связкой может устанавливаться отсутствие у предмета определённого признака, невхождение предмета в класс других предметов и т.д. [Horn 2001: 34]. Сторонники содержательной концепции утверждают, что отрицательной связке присуща способность выражать не только отношения неприсущности или непринадлежности к классу, но также и объективные отношения несуществования, различия.

Позднее получила развитие точка зрения, согласно которой, утвердительные и отрицательные суждения равноправны и представляют собой две стороны одного и того же предмета, смысловым содержанием первой из которых является тождество, а второй – различие. Эта концепция нашла отражение в книге «Логика Пор-Рояля», авторами которой были французские учёные А. Арно и П. Николь [Бондаренко 1983: 32]. Для выявления признаков вещей в процессе познания человек сопоставляет их друг с другом, в результате чего он идентифицирует сходства и различия. В человеческом мышлении эти сходства и различия принимают форму утвердительных (устанавливающих отношение тождества между субъектом и предикатом) и отрицательных суждений (устанавливающих различие).

По мнению русского логика И. Н. Бродского, небытие какого-либо предмета или признака как объективного факта в человеческом мышлении существует в виде отрицательного суждения, на основании чего учёный делает вывод о том, что отрицательные суждения отражают объективную действительность не в меньшей мере, чем утвердительные [Бродский 1973: 18]. И. Н. Бродский утверждал также, что с точки зрения информативности и конкретности отрицательные суждения являются менее ценными для процесса познания человеком мира, поскольку в центре внимания познания находятся прежде всего значимые свойства окружающей действительности, а не их отсутствие [Бродский 1973: 26].

Большинство исследователей, в том числе И. Н. Бродский, признают, что две основные формы и одновременно функции отрицательного суждения – это отрицание чего-либо о предмете (несуществование, невхождение в определённое множество, неприсущность предмету определённого признака) и логическая операция отрицания, то есть приписывание некоему утвердительному суждению качества ложности.

Есть некоторые общие черты отрицания в философии и логике. Категории отрицания в логике проявляются в законе противоречия. Этот закон гласит, что два противоречащих друг другу высказывания не могут быть истинными, по крайней мере, одно из них неправильно. Эта проблема решается в реальной практике. Закон гласит, что только в двух утверждениях, одно из которых отрицает другое, одно обязательно неверно. Закон противоречия, как и любой другой закон формальной логики, может быть применён только для утверждений, которые касаются одного и того же объекта, одного и того же времени и пространства. В случае, если утверждения касаются разных объектов или разных функций одного и того же объекта, они не противоречат друг другу и, следовательно, закон противоречия не может быть применён к ним [Антонов 1971; Панфилов 1977; Гетманова 1972 и др.].

Закон противоречия отражает количественную определённость объектов, он констатирует тот факт, что если объект обладает качеством, то этот объект не может овладеть им. Этого не может произойти в реальной действительности, чтобы объект одновременно обладал бы или не обладал хоть каким-то качеством. Поэтому, если определение какого-то качества правильно, отрицание этого качества не может быть правильным. Все эти общие рассуждения категории отрицания в философии и логике, направленные на то, чтобы уточнить семантику отрицания, с одной стороны, делают, с другой стороны, вопрос ещё более запутанными и вызывают необходимость исследования данной категории [Абдуллаев 1988; Андразашвили 1984; Антонов 1971 и др.]. Г. Гегель, изучая отрицание, вложил в него идеалистические ценности. По мнению Гегеля, основа отрицания состоит из формирования идеи и мысли. И поэтому отрицание является качеством и развитием знаний, науки. Каждая новая, наиболее научная концепция побеждает давнюю, и является наименее абсолютной. Отрицание – это не случайное явление извне в предмете, оно является результатом его собственного внутреннего развития. Гегелю принадлежит изобретение основных законов диалектики: закон количественных и качественных конфигураций, закон взаимопроникновения противоположностей и отрицания отрицания [Гегель 2002: 304].

Через диалектику категорий он рассматривает структуру основных законов диалектики. Утраченная вещь перестаёт быть определённой и теряет свойство. Число является внешней для бытия определённостью. Подчёркивая всеобщий характер закона перехода количественных изменений в качественные, Г. Гегель отметил, что дом остаётся домом, независимо от того, больше он или меньше, и этим он подчёркивал универсальное свойство закона перехода количественных конфигураций в высококачественные, он показал его типичные симптомы в каждом отдельном случае. Другой закон взаимопроникновения противоположностей позволил Гегелю доказать идею саморазвития, ибо в единстве и борьбе противоположностей он видел основной источник эволюции. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой сильное изменение предоставленного объекта, перевоплощение другого объекта, новый объект отрицания старого, происхождение новых, иных противоречий, присущих новому объекту и свойству. Через закон отрицания отрицания, Г. Гегель видел не только поступательное формирование абсолютной идеи, но и все отдельные вещи. По Гегелю, мысль в форме тезиса, сначала доверие, а затем в качестве антитезы противопоставляется, меняется сама, синтезируя более высокую идею. Для демонстрации процесса роста растений на уровне природы этого закона, Г. Гегель приводит следующий пример: из овсяного зерна прорастает стебель, отрицающий зерно, то есть колосок и даёт новое зерно [Гегель 2002: 58]. Таким образом происходит отрицание отрицания.

Отрицание как структурно-семантический модификатор лексического значения и синтаксической структуры предложения

Во многих индоевропейских языках отрицание выражается синтетически – посредством отрицательных аффиксов, и прежде всего префиксов. Этот способ характерен как для имён, так и для глаголов. Причём аффиксы имеют разную сочетаемость с основами частей речи не только в разных языках, но и в одном и том же языке. В одних индоевропейских языках аффиксы (префиксы и, реже, суффиксы) присоединяются в основном к именным основам и редко – к глагольным, в других же – нет такого ограничения. При этом в одних языках дифференцировано отрицание глагола и имени, в других – нет; в одних языках один и тот же аффикс присоединяется к глаголу в форме любого наклонения и времени, в других же – такая сочетаемость ограничена. Разновидностью аффиксального отрицания является префиксально суффиксальное отрицание глагола и имени (в ряде индейских языков активного строя и в некоторых палеоазиатских языках) [Кверк 1982:117]. Указанные выше средства выражения отрицания свойственны и многим другим неиндоевропейским языкам (например, африканским). Причём в подавляющем большинстве рассмотренных языков отрицание выражается ещё и посредством отрицательных частиц.

В языках балто-славянской группы в роли отрицательного префикса выступает частица не, заменившая ne. Сочетаемость отрицательных аффиксов с основами различных частей речи варьируется как от языка к языку, так и в рамках одного и того же языка. В других же языках, как, например, в ряде новоиндийских (непали, хинди и др.), распространены синтетические отрицательные формы не только имени, но и глагола, образованные с помощью отрицательных аффиксов, присоединяемых к

основе или же сочетающихся с личными окончаниями глаголов. В хинди универсальным способом глагольного отрицания является именно синтетическая префиксация na [Алексидзе 1973: 12].

В тюркских языках, в которых различают средства выражения неглагольного и глагольного отрицания, это последнее выражается посредством морфемы ма- присоединяемой к основе глагола, но по способу агглютинации [Кононов 1960: 259]. Ср. узб. келмади. Он не пришёл, казах. Келмейди - не приедет, турец, gelmemek – не приходить. Этот же аффикс является формантом отрицательной формы глагола повелительного наклонения: турец. yazma - не пиши; yazmayim – не пишите.

Для дагестанских языков характерно аффиксальное различие форм отрицания глаголов в повелительном, изъявительном и некоторых других наклонениях. Некоторые авторы в дагестанских языках (в аварском, арчинском, лезгинском), наряду с императивом, выделяют ещё и некое запретительное наклонение (прохибитив) и даже особое отрицательное наклонение [Панфилов 1971: 14].

С общелингвистической точки зрения особенность отрицательных форм, прежде всего, состоит в том, что они могут выражать не глобальное отрицание, касающееся всего высказывания, а только отрицание обладания по отношению к предметам, обозначаемым отдельными локальными частями высказывания, не влияющими непосредственно на истинность или ложность всего утверждения в целом. Важнейшим для всей рассматриваемой проблемы представляется логический вывод, по которому языковое отрицание в отличие от логической связки относится обычно только к части всего предложения. Уже в первых работах Венского кружка по логической семантике было обращено внимание на то, что отрицательное обозначение может не иметь особого выраженного «направления» – положительного или негативного, как в случае молчать – не говорить [Лайонз 2003: 14].

При рассмотрении соотношения префиксального и суффиксального типов выражения отрицания в индоевропейских и других евразийских языках следует сказать, что внутри индоевропейского ареала противопоставляются диалекты с преимущественно префиксальным выражением отрицания и суффиксальный тип.

Западногерманские языки широко используют привативные и каритивные формы с суффиксом: англ. - less, нем. -los (namenlos – nameless). Как отмечал О.Есперсен, в английском языке почти не было лексических ограничений на сочетаемость с этим суффиксом. В новейшей литературе ограничения могут носить стилистический характер, ср. о статистическом соотношении производных на -less, -free [Рахимов 1973: 8].

Что касается соотношения глагольных форм и отрицательных частиц, а также универсальных отрицательных слов, то следует сказать, что с языками типа русского и других славянских сходны те языки мира, где в качестве способа обозначения лишительности используется предикативное отрицание: рус. нет, отсутствует; в древнерусском нету, нетъ. Ср. тадж. нест.

В ряде языков Северо-Восточной Азии имеются особые отрицательные вспомогательные глаголы с возможным каритивным значением: kisi-lehed -без грязи. В айнском языке есть специальная форма со значением лишительности sal /sakno, возводимая к глаголу отсутствовать, ср. po-sak тепоко – бездетная женщина [Громоздова 2000: 314].

В современных иранских языках отрицание выражается исключительно посредством отрицательных префиксов (согласно исторической традиции их иногда называют частицами). При этом в одних языках (ягнобском, язгулемском, ишкашимском) при глаголе в форме инфинитива и разных наклонений употребляется один и тот же префикс на-, в других же (талышском, татском, курдском, персидском и таджикском) префикс ма-употребляется только при императиве. Рассмотрим префиксы на-/ма- в таджикском языке.

Единицы отрицательной полярности

Как уже отмечалось в первой главе, большое разнообразие средств утверждения и отрицания в языке рассматривал А.М.Пешковский [159]; ими являются: отрицательные предложения с усилительно-отрицательной частицей и совсем без усилительной частицы, отрицательные предложения с отрицательными союзами и без них. В настоящее время средства выражения утверждения и отрицания изучены на материале самых разных языков.

Синтаксический способ выражения отрицания возможен в силу того, что диалектически взаимосвязанные грамматические категории утверждения и отрицания составляют бинарную, одномерную, следовательно, нейтрализуемую, оппозицию. Общий смысловой признак членов этой оппозиции - установление смысловой связи в предложении между понятиями, выражающими деятеля или действие, предмет и признак предмета. Дифференциальным признаком данной оппозиции является характер этой смысловой связи: если связь между понятиями деятеля и действия квалифицируется как положительная, предложение реализует грамматическое утверждение, если смысловая связь между ними расценивается как отсутствующая, актуализируется отрицательное предложение. -Хайр cирро фош кардй? - Холо не. Аммо, албатта фош мекунам. Ба ман мщлат дщед. -Ну, разгадал секрет? - Пока нет. Но обязательно разгадаю. Дайте срок. Отрицательные предложения в языке образуются с помощью определённых лингвистических элементов. Самым важным элементом отрицания в языке является частица. Но наиболее существенное отличие в выражении отрицания через глагол связано с наличием широко употребляемых «псевдопозитивных глаголов» [Леонтьева 1974: 47].

Представители разных лингвистических школ выделяют конкретно особенное состояние категории отрицания по сравнению с другими категориями, таковыми, как время, вид, наклонение и остальные (А. М. Пешковский [159], В. В. Виноградов [49], Ф. Пальмер [243]). Так, А. И. Смирницкий считает, что в языке выделяется особенное негативное спряжение, которое присуще в большинстве случаев глаголу [Смирницкий 1957: 59] . В работах А. И. Смирницкого представлено, что отрицание воздействует на свойство мнения, так как передаёт превосходно другую мысль, при этом функция отрицания в составе разных видов коммуникации происходит по-разному. Изучение категории отрицания в лингвистическом аспекте определяется соответствием между двумя уровнями показа предложения - семантическим и синтаксическим. Предложение на семантическом уровне именуется семантическим выступлением; это эксплицитное понятие значения предложения, такого, при котором все остальные предложения, семантически эквивалентные данному, имеют такую же семантическую окраску. Представление предложений на синтаксическом уровне именуется как синтаксическое представление, которые является показателем структуры элементов, но терминальными узлами этого показателя являются только все знаменательные лексемы предложения. Лексемы выступают в обобщённом виде и имеют лишь те морфологические свойства, какие не обусловлены синтаксически.

По мнению Е. В. Падучевой [Падучева 1969: 5-36], следует особенно отметить семантически общеотрицательные, и семантически частноотрицательные предложения. Деление предложений на обще- и частноотрицательные по формальному признаку рассмотрено А. М. Пешковским [Пешковский 2001]. Однако этому разделению не соответствует никакая семантическая антитеза.

К синтаксическим средствам выражения отрицания относят также вопросительные предложения, особенно предложения с риторическим вопросом. Кроме того, среди средств выражения играют роль конструкции с союзами на…на… – ни…ни. Особо следует рассмотреть также конструкции с двойным и множественным отрицанием.

Синтаксические средства выражения также имеют большой удельный вес в художественных произведениях в языке. Наиболее распространены в таких текстах негативные слова. Все названные аспекты будут рассмотрены в данном разделе.

Выражение отрицания в риторических вопросах

Итак, подводя итоги, можно сказать, что некоторые типы двойных отрицаний могут добавлять в высказывание важные оттенки значения. Двойное отрицание позволяет «градуировать» [Хосейни, Ганбари-Эрди 2015] смысл высказываний, которые не вполне отчетливо укладываются в утвердительные либо отрицательные. Негативным следствием расхождения между жестким правилом Нет, нет, никогда стандартной грамматики, которое допускает только одно отрицание в предложении, и существованием двойного отрицания, является плеоназм, который часто не совсем правилен и скорее разрушителен для смысла высказывания. При этом можно отметить, что в языке существует значительное количество клише с двойным отрицанием, в которых замена слова отрицанием его противоположности представляет довольно стертый и часто употребляемый стилистический прием, употребляемый с целью придания речи элегантности. Однако сама по себе популярность этой конструкции в таджикском языке является достаточным доказательством того, что она близка менталитету носителей таджикской лингвокультуры, и неслучайно она связана с упорной национальной неприязнью к тому, чтобы выражаться слишком резко.

Из сказанного можно сделать вывод, что если умение не говорить то, что вы имеете в виду, – это достоинство, то неудивительно, что двойное отрицание, и другие явления подобного рода так распространены в таджикской лингвокультуре и составляют микрополя функционально-семантического поля отрицания таджикского языка.

Исходя из анализа всех средств выражения отрицания, мы пришли к выводу, что отрицание в таджикском языке является функционально семантической и лексико-грамматической категорией, поскольку синтаксические единицы в позиции сказуемого в структуре предложений образуются вспомогательными, модальными или связочными глаголами с дополнением отрицательных аффиксов и частиц, а лексические составляющие, выражающие отрицательность, негативность, рассматриваются в структуре предложений в различных позициях. В грамматиках языка отсутствует единая классификация способов выражения отрицания. Характерной чертой традиционного подхода к изучению категории отрицания является то, что исследование языковых форм выражения изучаемой категории ограничивается, в основном, описанием лишь эксплицитных средств её реализации.

При этом, как показал анализ фундаментальных работ лингвистов, речь об отрицании идёт лишь либо в связи с классификацией частиц речи, среди которых выделяются «отрицательные частицы», либо в связи с типологией предложений в рамках синтаксиса, среди которых имеют место «отрицательные предложения». Опираясь на иллюстративный материал, мы провели анализ существующих средств выражения отрицания на всех уровнях языковой системы. Таким образом, были определены основные средства отрицания в языке. К эксплицитным средствам выражения нами отнесены морфологические (аффиксация), лексико-грамматические (частицы, местоимения, наречия, союзы) и синтаксические (отрицательные и вопросительные предложения). Нами были рассмотрены также имплицитные способы выражения отрицания в предложениях.

В ходе проведённой работы были исследованы и проанализированы наиболее употребительные средства выражения отрицания в таджикском языке. Были изучены примеры из словарей и художественных произведений таджикских и зарубежных авторов, что позволило максимально достоверно и чётко определить круг используемых в литературе средств, позволяющих выразить категорию отрицания на разных уровнях языка. В результате анализа примеров создан таджикско-русский словарь слов с отрицательной семантикой, состоящий из более чем 1680 словарных статей (Приложение 1). На основе проведенного анализа мы пришли к выводу, что значение языкового отрицания может быть усилено лексико-грамматическими или стилистическими средствами. Также нами были исследованы утвердительные и отрицательные предложения, в которых наблюдается несовпадение формы и содержания. Такое несовпадение проявляется в том, что отрицательное по форме предложение может выражать утвердительное значение и, наоборот, предложение без отрицательных средств может выражать отрицание. При этом в составе этих синтаксических конструкций обязательными элементами являются вопросительные местоимения и различные слова в функции частиц. Несмотря на то, что в составе этих предложений употребляются различные вопросительные местоимения и частицы, не формируются собственно-вопросительные предложения, образуются лишь вопросительно-риторические предложения. Они служат для выражения различных модальных оттенков значений и имплицитного отрицания. Большое внимание уделено двойному и множественному отрицанию в таджикском языке. На основе анализа материала исследованы не только структурно семантические характеристики средств выражения, но также лингвокультурные и психололингвистические особенности отрицания в таджикском языке.