Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Язык интернет-форумов электронных периодических изданий (на материале пиренейского варианта испанского языка) Бочарова Анна Владимировна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бочарова Анна Владимировна. Язык интернет-форумов электронных периодических изданий (на материале пиренейского варианта испанского языка): диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.02.19 / Бочарова Анна Владимировна;[Место защиты: ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации], 2018

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретические предпосылки исследования интернета как нового пространства функционирования языка 13

1.1. Подходы к определению Интернета как предметной области лингвистических исследований 13

1.2. Ключевые принципы формирования понятийно-категориального аппарата «лингвистики Интернета» 20

1.3. Интернет как коммуникативно-дискурсивное пространство 34

1.3.1. Структура 34

1.3.2. Дифференциальные признаки 36

1.3.3. Конвергентность как доминирующая тенденция 39

Выводы по первой главе 44

2. Интернет-форумы электронных периодических изданий как платформа коммуникации и реализации особенностей языка 46

2.1. Форум в категориях дискурса и диалога 46

2.2. Интернет-форумы электронных периодических изданий в эволюции СМИ 49

2.3. Институциональный статус и функциональные особенности интернет-форумов электронных периодических изданий 54

2.4. Место интернет-форумов электронных периодических изданий в линейке жанров и форматов интернет-коммуникации 64

2.5. Структурные особенности интернет-форумов электронных периодических изданий: дискурсивный хронотоп 74

2.5.1. Дискурсивный хронотоп в иерархии грамматического и художественного хронотопов 74

2.5.2. Дискурсивный хронотоп в динамике диалога 82

2.5.3. Верификация и фальсификация как мотиваторы диалогической интеракции 86

Выводы по второй главе 93

3. Текстовые параметры диалогической интеракции интернет-форумов электронных периодических изданий 96

3.1. Критерии адекватности текста «регламентам» интернет-форумов электронных периодических изданий 96

3.2. Синтаксический профиль 104

3.2.1. Архитектоника 104

3.2.2. Графика и параграфемика 115

3.2.3. Орфография и пунктуация 124

3.3. Лексические особенности 129

3.4. Ритмические и интонационные модели 139

3.5. Портрет «типичного пользователя» 146

Выводы по третьей главе 148

Заключение 150

Библиография 156

Введение к работе

Актуальность диссертационного проекта определяется

недостаточной изученностью языковых особенностей интернет-форумов электронных периодических изданий с позиций комплексного подхода к анализу их коммуникативных и дискурсивных характеристик в их исторической эволюции, а также возрастанием научного интереса к степени применимости классических лингвистических теорий в технократической системе Интернета.

Объект исследования – тексты форумов интернет-коммуникации испанских электронных периодических изданий.

Предмет исследования – коммуникативные и дискурсивные характеристики рассматриваемых текстов и особенности их языковой репрезентации.

Цель состояла в осуществлении комплексного подхода к изучению
языка форумов электронных периодических изданий в единстве его
коммуникативно-прагматических и дискурсивных характеристик, а также в
построении интегративной пространственно-временной модели

диалогической эволюции форума (модели дискурсивного хронотопа).

Для достижения поставленной цели потребовалось решение ряда предметных задач. Так, в частности, потребовалось:

произвести критический обзор основных подходов к изучению функционирования языка в пространстве Интернета в целом и в контексте отдельных информационно-коммуникативных медиаресурсов;

раскрыть роль и место интернет-форума электронного периодического издания в интерактивной системе форматов и жанров интернет-коммуникации;

осуществить отбор релевантного фактического материала в рамках принимаемого к рассмотрению корпуса текстов как результирующего продукта дискурсивной динамики форума электронного периодического издания;

уточнить и обосновать понятийно-категориальный и методический аппарат анализа и обработки фактического материала;

выявить и описать ключевые медийные и дискурсивные характеристики интернет-форумов электронных периодических изданий и построить пространственно-временную модель их дискурсивного описания;

определить и систематизировать регулярные синтаксические, лексические и орфографические доминанты текстов интернет-форумов электронных периодических изданий.

В качестве практического материала для исследования в целях обоснования ряда теоретических положений работы были использованы тексты интернет-форумов электронного периодического издания ELPAISdigital. Отбор материала осуществлялся методом сплошной выборки на базе рубрики «#rusia» с 13.10.2015 года по 13.02.2017 года. Общий объем выборки составил более 5,5 тыс. страниц (236 форумов объемом от 60 до 638 комментариев).

Единицей анализа выступала диалогическая интеракция (в форме направленной коммуникативной реакции) как элемент дискурсивной эволюции текстов интернет-форумов электронных периодических изданий.

Методология исследования сложилась под влиянием научных подходов М.М. Бахтина, А.А. Барковича, Е.И. Горошко, Е.Н. Галичкиной,

Н.В. Иванова, Т.Н. Колокольцевой, А.Л. Компанцевой, Ю.М. Лотмана, О.В. Лутовиновой, Л.Ю. Щипициной, М. Кастельса, М. Маклюэна, О. Тоффлера, Е.Ф. Серебренниковой, Е.В. Сидорова, О.Ю. Усачевой, М.Г. Шилиной и др.

В процессе изучения заявленной темы на разных стадиях исследовательской работы использовалась линейка специальных лингвистических методов, а именно: методы структурного, синтаксического, компонентного, контекстуального и дискурсивного анализа. Кроме того, применялась лингвостатистическая методика на базе количественного контент-анализа, а также метод лингвистического описания и метод коммуникативно-прагматической интерпретации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

впервые дискурсивная реальность Интернета рассматривается в

условиях ее высокой коммуникативной концентрации на материале интернет-форумов электронных периодических изданий;

впервые предложена уровневая интегративная модель исследования,

охватывающая институциональные, жанровые, коммуникативно-прагматические и структурные особенности языка интернет-форумов электронных периодических изданий;

впервые в рамках исследуемой проблематики анализируется влияние

на формирование языковых особенностей коммуникативных ресурсов Интернета конвергентной среды медиаресурса;

впервые в рамках развития применяемой методологии анализа

вводится понятие дискурсивного хронотопа, отражающего предметный и линейный порядок формирования текста форума как дискурсивной реальности. На основе выводов и теоретических положений, достигнутых в

процессе исследования, были сформулированы следующие положения,

выносимые на защиту:

  1. Интернет представляет собой антропогенное коммуникативно-дискурсивное пространство, опосредованное техническим каналом связи. В условиях высокой степени конвергентности среды при одновременной диверсификации медиаресурсов, языковая реальность Интернета, обладая отличительными критериями (дистантность, виртуальность, опосредованность техническим каналом связи и т.д.), выходит за рамки обычных факторов дискурса, действующих в пространстве привычного речевого узуса. Многие процессы, свойственные обычному порядку исторической эволюции дискурса, в Интернете заметно ускоряются и представлены в концентрированном виде. Прежде всего, происходит сближение культурно-исторической и коммуникативной динамики дискурса, что приводит к ускорению процессов дискурсивной диверсификации, внутренней интеграции и относительного обособления частных дискурсов в языке.

  2. В линейке жанров и форматов интернет-коммуникации форум, в силу высокой степени партисипативности создаваемой им языковой реальности, представляет собой наиболее острую форму взаимодействия диалога и дискурса как амбивалентного единства процессуального и интегрального. Интернет-форум электронного периодического издания как интенционально, событийно и аксиологически обусловленный дискурс характеризуется высокой коммуникативной концентрацией, широтой и свободой смысловых ассоциаций, что, в свою очередь, способствует формированию новых паттернов речевой деятельности в заданных инфраструктурой медиаресурса пространственно-временных координатах.

  3. Топология форума формируется на основе предметного и линейного

порядка развертывания диалогической интеракции по принципу сквозной

дискурсивной линеарности. На основе центральной инвариантной темы,

которая представлена в инициальной статье медиаресурса, происходит

сопряженное конструирование предметной схемы события акторами форума.

При этом динамика эволюции дискурса обусловлена субъективным

ассоциативным опытом акторов, порядком и степенью его актуализации. Коммуникативная реакция становится главным механизмом динамики диалогической интеракции, в то время как синтезирующим фактором данных процессов становится единый опосредованный форумом пространственно-временной континуум – дискурсивный хронотоп.

  1. Дискурсивный хронотоп иерархически соотносится с грамматическим и текстовым хронотопами и формируется посредством развертывания хронотопа медиасобытия (медиахронотоп текста реплики-статьи) в контексте отдельных субъектизированных хронотопов (микрохронотоп текста диалогической интеракции). Медиахронотоп и микрохронотоп взаимодействуют по аккумулятивному принципу (принципу «матрешки»), реализуя возможность свертывания и/или развертывания образующих общую предметную схему-картину события. Категории «адекватности» и «неадекватности» текстов характеризуют ключевые особенности дискурсивного развития диалога, в рамках которого взаимодействуют нарративный и репликационный режимы.

  2. Дискурсивная динамика интертекстуальности в условиях партисипативного взаимодействия акторов на основе общих идеологических, предметно-тематических и аксиологических критериев форума как самостоятельного коммуникативного узла позволяет выявить регулярные синтаксические, лексические, орфографические, параграфемные и ритмические доминанты текстов форума, которые в совокупности своих характеристик позволяют создать образ «типичного пользователя» медиаресурса.

  3. Благодаря высокой степени модернизации инструментов

интерактивности в пространстве Интернета, расширение линейки атрибутов

репрезентации текстов приводит к расширению семиотики

интертекстуальности, что способствует актуализации новых форм

оперативного и фатического воздействия в процессе реализации

иллокутивных целей актора. Импликативный подход позволяет

анализировать креолизованный текст форума, используя шкалу

имплицитности/эксплицитности, которая дифференцирует параграфемные средства по степени их абстракции от вербальной составляющей текста. Основные принципы формирования базовых моделей креолизованного текста в условиях форума зависят от внешних и внутренних факторов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования

заключается в конструировании интегративной модели пространственно-
временных параметров форумов электронных периодических изданий, а
также в дальнейшем развитии принципов дискурсивного анализа во
взаимосвязи концептуально-тематического (имманентного) и

коммуникативного (подвижного, вариативного) аспектов в согласованном описании исторической и непосредственно речевой динамики дискурса, схематически представленного в виде модели дискурсивного хронотопа интернет-форума электронного периодического издания на материале испанских медиаресурсов. Предложенный комплексный подход и уровневая интегративная модель могут быть экстраполированы на различные коммуникативные платформы Интернета.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для создания оптимальных модулей реализации целевых прагмем форумной деятельности, разработки курсов по общему языкознанию, общей теории языка, в преподавании общих теоретических аспектов испанского языка; а также в рамках дисциплин «интернет-лингвистика» и «медиадискурс».

Теоретические и практические результаты исследования прошли

апробацию на различных международных, всероссийских, межвузовских

конференциях и семинарах, а также на заседаниях кафедры романских

языков Военного Университета МО РФ. Основные положения диссертации

изложены в 14 публикациях, в том числе в трех рецензируемых изданиях,

рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных

исследований.

Структура диссертации построена в соответствии с логикой решаемых исследовательских задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Ключевые принципы формирования понятийно-категориального аппарата «лингвистики Интернета»

Учитывая специфику Интернета как пространства новой языковой реальности, настоящим эпистемическим вызовом для современной лингвистики следует считать разработку и определение базовых категорий и отграничение операционных понятий, способных адекватно и, что немаловажно в контексте экспоненциального роста вовлеченности человека в диалог с виртуальной реальностью, своевременно ответить на этот вызов.

Формирующая парадигма «язык/Интернет» раскрывается по вектору обоснования категорий и понятий в самостоятельной терминологической системе, что подтверждается постепенной организацией категориально понятийного аппарата, присущего исключительно этой предметной области знания [Компанцева 2008, с. 117]. Понятийно-категориальный аппарат как базовый элемент самопознания и самоконструирования любой области научного знания, описывая специфику феноменологии предмета исследования, наиболее наглядно иллюстрирует необходимость комплексного подхода в изучении языка, функционирующего в пространстве Интернета. Так, «Интернет является уникальным каналом, средой коммуникации, что обусловливает формирование соответствующего оригинального категориально-понятийного аппарата» [Шилина 2012, www].

С увеличением аксиологического потенциала Интернета как нового «пространства жизни языка» приходит понимание того, что новый плацдарм для научных исследований остро нуждается в кодифицированном и практически закрепленном понятийно-категориальном аппарате (ПКА), который смог бы обслуживать данную предметную область.

На данном этапе изучения проблематики формирования ПКА, несмотря на тот факт, что попытки закрепления кодифицированной системы дефиниций получили свое начало с момента объединения компьютеров в сети в 1960-х гг., сохранились противоречивые подходы к определению сущности процессов в пространстве Интернета.

Многие исследователи отмечают как один из главных факторов, определяющих сложность фиксации и кодификации ПКА, постоянную динамику развития интернет-ресурсов и расширение коммуникационных возможностей Интернета, что не позволяет научному сообществу оперативно отреагировать на новые вызовы. В своих работах, посвященных изучению функционированию языка в пространстве Интернета, А.А. Баркович отмечает эту особенность, ссылаясь на тот факт, что темп лингвистической интерпретации новых массивов данных явно не соответствует темпу развития новой сферы их функционирования, что обусловливает особую актуальность их метаязыкового и металингвистического сопровождения [Баркович 2015, с. 39-40].

В своих исследованиях Е.Ф. Серебренникова последовательно выделяет две ключевые особенности объекта исследований, которые тормозят разработку необходимых лингвистических методологических основ в сфере Интернета:

1. фундаментальность и все возрастающую важность феномена, маркирующего качественно новое состояние человека и общества;

2. широту операционального охвата объекта, дискуссионность многих положений [Серебренникова 2011, с. 160].

Другой, не менее важный вопрос, на который пытается дать ответ научное сообщество, состоит в рациональности использования в отношении Интернета смежных дефиниций, категорий и операционных понятий, которые нашли свое применение в «естественной» языковой реальности.

На основе рассмотренных лингвистических концепций, посвященных попыткам регламентации основных понятий и категорий интернет-коммуникации [Серебренникова 2011; Компанцева 2013; Ахренова 2015; Баркович 2015и др.], мы предлагаем выделить три основные характеристики, которые наглядно иллюстрируют особенности формирования ПКА на данном этапе развития научных исследований:

1. феноменальность;

2. метафоричность;

3. полифоничность.

1. Феноменальность

Сквозь призму феноменологической теории интернет-пространство рассматривается как производная, онтологически вторичная реальность, бестелесная/нематериальная сущность которой сконструирована по образу и подобию реальности первичной (материальной), что заставляет исследователей говорить о новой коммуникативной среде, где мир естественный и мир вторичный сплетаются в причудливом симбиозе взамодополняющих элементов и духа, и материи. Интернет-пространство предстает как новый ареал обитания языка, «особый мир областей общих значений, пространство бытия особой формы социальности» [Журавлева 2007, с. 390].

Таким образом, привычный понятийно-категориальный аппарат, привычный к реалиям лингвистики естественной реальности, становится неспособным описать те признаки и свойства, которые характерны для языка, опосредованного Интернетом, и дать их определения.

Так, Л.Ф. Компанцева отмечает, что Интернет как новую развивающуюся парадигму следует рассматривать сквозь призму терминологической конвергенции, т.е. учитывать глобальный характер интернет-коммуникации, что, в свою очередь, влечет за собой взаимодействие различных дискурсивных практик, гибридизацию жанров, стилей и типов речи, а также обусловливает возникновение гиперкатегорий: гипертекста, виртуального дискурса, жанрового формата и т.д. [Компанцева 2013, с. 119].

Коммуникативной среде интернет-пространства приписывается целый ряд исключительных для единой системы и взаимоисключающих друг друга в естественном пространстве свойств, построенных по принципу синергии средств визуализации (ателесность, анонимность, открытость, гипертекстовость и др.), что, в свою очередь, заставляет устанавливать не только отдельные жанры реализации интернет-коммуникации (блог, электронный форум, чат и т.д.), но и новые понятия и категории для их описания [Селютин 2007, с. 122].

Таким образом, феноменальность как особый признак формирования ПКА проявляется в стремлении терминологически закрепиться посредством концептуализации «самости» и самобытности особых признаков функционирования Интернета как на уровне гиперкатегорий, так и на уровне отдельных дискурсивных практик и жанров.

Кроме того, уникальное свойство коммуникации в Интернете, которое определяется как ризоморфность, влечет за собой разрушение стереотипа о структурно-осевой ориентации пространства, что ставит перед исследователями задачу выявления и классификации в первую очередь синергийных признаков и свойств новой системы, ориентируясь на формирование дуалистических единств (открытость/закрытость, гипертекстуальность/интертекстуальность, экономность/экспрессивность ателесность/виртуализация, глобальность/локальность и т.д.) [Ibid.].

Учитывая последние исследовательские разработки по конкретизации и кодификации основных элементов ПКА, на данном этапе становления актуальной парадигмы ПКА представляет собой динамично развивающуюся систему, включающую в себя как специализированные категории, так и аспектуализированные понятия, относящиеся к различным отраслям лингвистики (языковой знак, префиксация, речевой акт, речевая ситуация, концепт, антропоцентрическая модель, гендерный контрагент и т.д.).

2. Метафоричность Интернет как новая среда обитания человека активно осваивается в новой своей роли коммуникативного узла, постепенно «обживаясь» собственными символами и риторическими моделями. Метафора как когнитивный механизм позволяет посмотреть под другим углом на привычные аналоговые категории и понятия Интернета, попытаться раскрыть новые стороны феномена, опираясь на интеракции концептуальных семантических структур.

Так, в своей работе «Метафоры Интернета» А.Е. Войскунский пишет, что «новая среда [Интернет] нуждается, помимо прочего, в метафорическом осмыслении» [Войскунский 2001, с. 66]. Е.Ф. Серебренникова также выделяет метафоричность как один из основополагающих признаков ПКА интернет-коммуникации, определяя Интернет как «глобализованный и глобализирующий феномен медиа, включающий в себя феномен «человека в сети» и состояние общества в данном моменте социокультурной эволюции как общество-медиума «информационного» характера» [Серебренникова 2011, с. 161].

В целом, представляется возможным отметить, что метафорическое восприятие Интернета как некоего пространства становится одной из самых востребованных идей в сфере исследований данного феномена. Такой выбор в большей степени обоснован тем, что «при всей своей ультрановизне среда Интернета сохраняет определенные экологические функциональные связи с хронотопами как предшествующих исторических эпох, так и современности» [Войскунский 2001, с. 65]. Таким образом, и «всемирная паутина», и «глобальная деревня», и «виртуальная агора», и «торговый мол» заняли свою нишу в лингвистических исследованиях для наглядного и эмоционального формирования образа новой среды.

Институциональный статус и функциональные особенности интернет-форумов электронных периодических изданий

Институциональные особенности интернет-форума электронного периодического издания становятся основой формирования уровневой интегративной модели исследования, что обусловлено фактом того, что функционирование языка в Интернете не может не включаться в набирающий обороты процесс естественной сегрегации и становится все более неоднородным и ресурсообусловленным, что влечет за собой определенные «лингвистические последствия».

Необходимо принять за основу положение о том, что, маркируя современный срез взаимодействия человека, культуры и языка, Интернет представляет собой сложную систему, объединяющую различные дискурсивные практики и коммуникативные сценарии. Говорить об Интернете как об однородной среде не представляется возможным.

Ранние исследования в области «лингвистики Интернета» приписывали интернет-коммуникации такую универсальную характеристику, как карнавальность – уникальную опцию пользовательской «деперсонификации». Другими словами, согласно теории карнавальности, любой потенциальный потребитель контента, открывая для себя чудо коммуникации в Интернете, может надеть «маску», взять на себя исполнение любой коммуникативной роли и погрузиться в новый дивный мир общения, где большинство законов, запретов и ограничений, определяющих строй и порядок обычной жизни, не действуют [Асмус 2001, с. 74-75]. Интернет-пространство позиционировалось учеными как анонимная платформа равноправия и «воплощения мечты», пользователи которой вольны выступать в качестве демиурга своей новой идентичности, соответствие которой с реальной личностью с большой вероятностью может стремиться к нулю.

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что Интернет ассоциировался с «пудингом с изюмом», некой средой, заполненной хаотичными всплесками речевой активности пользователей. Но, тем не менее, как и когда-то в физике, теория «пудинга с изюмом» уступила место «планетарной» теории, подобный «карнавальный» подход к описанию пространства новых возможностей коммуникации и межличностного взаимодействия оказался несостоятельным и неприменимым в контексте развития новых трендов коммуникативной практики.

Сегодня карнавальность, подразумевающая общедоступность и открытый пользовательский режим, отходит на второй план, так как динамика экстериоризации Интернета «в более объемной среде жизненного мира, если под «жизненным миром» понимать мир, интенциональный горизонт которого очерчен событийно и аксеологически» [Серебренникова 2012, с. 22], приводит к все более категоризированной рубрикации дискурсов. Таким образом, в условиях становления новой коммуникативной парадигмы неправомерно пытаться привести к единому знаменателю языковые особенности Интернета, не учитывая особенности отдельных медиаресурсов и их институционального статуса.

Адаптируясь к новым вызовам эпохи, Всемирная сеть меняет направленность, приобретая социокультурные качества и свойства, которые позволяют ей выступать в роли социального института, обеспечивающего потребность общества в реализации различных форм коммуникации, в том числе и массовой коммуникации [Хлипун 2011, с. 38].

Публичное дискурсивное пространство коммуникации позволяет в определенной степени диагностировать, измерять состояние и перспективы развития общества, выявляя точки социального напряжения. Его открытость предполагает взаимодействие различных институтов и субсистем, что, в свою очередь, приводит расширению способов социального взаимодействия. Таким образом, рассматривая любое дискурсивное образование в контексте коммуникативно-дискурсивного пространства Интернета, в качестве первого элемента уровневой модели исследования следует уточнить особенности его институционального статуса.

Представляя широкую линейку разнородного по форме и содержанию контента, форумы электронных периодических изданий маркируются определенным институциональным статусом.

Несмотря на этот факт, главным качеством интернет-коммуникации многие лингвисты считают ее открытость; «новая социальная среда, как это ни причудливо прозвучит, не зависит полностью от человека» [Фортунатов 2013, с. 243]. Институциональной статус интернет-форума электронного периодического издания связан с его дуальной позицией в системе коммуникативно-дискурсивного пространства Интернета, так как определение его языковых особенностей и их последующая текстуальная реализация происходит при взаимодействии медиауровня [уровня креатора ресурса] и микроуровня [уровня актора]. Таким образом, в отличие от обычного электронного форума, не имеющего привязки к определенному СМИ, форум представляет собой симбиоз двух социально обусловленных кластеров, маркированных различной степенью экстериоризации антропогенного фактора в пространстве Интернета.

Дуальность институционального статуса позволяет форуму вбирать в себя специфические свойства и качества в условиях последовательного взаимодействия медиауровня и микроуровня.

Важно уточнить, что в контексте тематики исследования, за основную единицу медиауровня мы, вслед за Е.Ф. Серебренниковой, принимаем интерфейс, «целостный, текстуально структурированный, исполненный в определенном дизайне визуально поликодовый и экспонированный для установления коммуникации знак, который репрезентируя формат визуализации и считывания, задает определенный режим внешнего диалога в соответствии с идеологией ресурса» [Серебренникова 2012, с. 23]. В данном контексте интерфейс представляется собой совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие устройств вычислительной системы и программ, а также взаимодействие их с человеком. В свою очередь, идеология ресурсапонимается как его наполненность и формируется в зависимости от концептуальной направленности медиаресурса, которая, в свою очередь, определяется промоционными целями и прагматическими задачами его креаторов. Вместе, интерфейс и идеология, формируют инфраструктуру медиаресурса, объединяя в себе его интерфейсовые [формальные] и идеологические [концептуальные] параметры.

В качестве материала для выявления особенностей языка форума электронного периодического издания мы обращаемся к испаноязычному сегменту Интернета, а именно интернет-форуму электронного периодического издания ElPASdigital, так как медиаресурс ElPASdigital представляет собой наиболее популярное электронное периодическое издание общественно-политической направленности среди других испанских аналогов в данной предметно-тематической сфере. Подбора текстов для комплексного анализа была ограничена нами хэштегом #rusia. Материалы подборки позволили нам кроме выявления заявленных языковых особенностей также определить ключевые тенденции формирования испаноязычными акторами мнения по отношению к основным общественно-57 политическим, социальным и культурным событиям, которые происходили в России и получили широкий резонанс во всем мире.

По данным статистического портала comScore.com, на данном этапе своей адаптации в пространстве Интернета ELPASdigital представляет одно из ведущих мировых электронных периодических изданий с максимальным приростом аудитории в сравнении с другими испанскими СМИ, ассимилированными в пространстве «новых медиа».

Таким образом, комплексный анализ языковых особенностей форумов ELPASdigital позволит составить интегративную исследовательскую модель, базовую для медиаресурсов в данном секторе, которая может быть экстраполирована на другие форматы и жанры интернет-коммуникации.

Критерии адекватности текста «регламентам» интернет-форумов электронных периодических изданий

Интернет-форум электронного периодического издания представляет собой уникальную концентрацию динамики дискурса и диалога, симбиоза медиа- и микроуровня коммуникативно-дискурсивного пространства Интернета. Своеобразным регулятором коммуникации, а вместе с тем механизмом выстраивания доминантных паттернов контактов на форумах электронных периодических изданий, становятся так называемые регламенты форумов. Под регламентами мы понимаем ключевые коммуникативные нормы медиаресурса, на основе которых происходит формулирование ключевых синтаксических, лексических и ритмико-интонационных доминант текстов, продуцируемых по степени развития диалогической интеракции.

Исследование интернет-форумов электронных периодических изданий в условиях конвергентной среды Интернета показывает, что регламенты типичные для такого частного форматно-жанрового единства формируются как результат оперативного воздействия администрации медиаресурса (внешние регламенты) и аудитории медиаресурса (внутренние регламенты).

Присутствие администрации и аудитории, своеобразных арбитров диалога, эксплицитно фиксируется акторами (независимо от того, следует ли от «молчащих наблюдателей» коммуникативная реакция или же их присутствие имплицитно), что в определенной степени влияет на содержательные аспекты коммуникации, выбор речевых формул и организацию текстовых сообщений, что позволяет говорить о том, что факт вовлеченности виртуальных «третейских судей» в процесс коммуникации очевиден.

В ходе анализа медиаресурса, форума электронного периодического издания ELPASdigital, нами было отмечено, что базовые внешние регламенты кодифицированы и последовательно сформулированы в специализированном подразделе медиаресурса «НОРМЫ И ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ», что делает их общедоступными для любого участника коммуникации.

К элементам регламентации, непосредственно соотнесенным с текстовой составляющей, можно отнести пункты №№ 3, 4, 6, 7, 8, 9. В пункте № 7 обозначаются правила визуального представления текста, его синтаксического профиля (7. Los mensajes escritos en maysculas sern rechazados. – Сообщения, написанные заглавными буквами будут удалены). В то же время остальные критерии, обозначенные в пунктах регламента нацелены на конкретизацию правил и норм, кодифицирующих использование лексико-грамматических маркеров и возможностей тематического варьирования текстов. Так, согласно пункту №3, в контексте интерактивного взаимодействия форума запрещено использовать оскорбления личного характера, а также выражения, унижающие честь и достоинство участников коммуникации. В свою очередь, пункт №4 формулирует правило, согласно которому ксенофобные, расистские, гомофобные или другие подобного рода дискредитирующие высказывания в контексте диалогической интеракции считаются неприемлемыми.

Администрация форума принимает на себя функции по регулированию несоответствующего правилам и нормам поведения участников коммуникации. В случае нарушения данных регламентирующих предписаний в качестве санкций принимается решение об удалении текстов, неадекватных предписанной норме, и/или о блокировке аккаунта актора.

Так же следует отметить, что внешние регламенты функционируют не только как репрессивные механизмы воздействия, существует и система поощрений для тех акторов, которые имеют «чистую» историю публикаций текстов – профиль их аккаунта выделяется графически, меняется статус пользователя (Usuario destacado – избранный пользователь), а также им предоставляется приоритет при решении спорных вопросов.

Если внешние регламенты входят в сферу воздействия медиауровня форумов электронных периодических изданий, то внутренние регламенты, в свою очередь, формулируются на уровне аудитории медиаресурса – микроуровне.

Критерии адекватности текста внутренним регламентам обусловлены коммуникативно-прагматическими задачами актора, которые заключаются в следующем: реализовать иллокутивную цель, которая связана с экстериоризацией локуса интраперсональности, и достичь перлокутивного эффекта, который подразумевает актуализацию локуса интерперсональности. Как результат, в свою очередь, аудитория формирует внутренние регламенты адекватности текста через оценку комментария и эксплицитную положительную или отрицательную коммуникативную реакцию.

Остановимся на терминах интраперсональность и интерперсональность и рассмотрим их более подробно. Данные термины пришли в лингвистические науки из психологии: интраперсональность подразумевает взаимоотношения личности с внутренним миром, а интерперсональность, соответственно, с внешним миром.

Изначально интраперсональная коммуникация в лингвистике рассматривалась как социокультурный феномен, закрепившийся в философской и литературной традиции в форме дневника, что, в свою очередь, предполагало ревностное соблюдение необходимых условий интимности. Примером интраперсональной коммуникации можно считать монолог Гамлета («To be, or not to be») в одноименной пьесе В. Шекспира, который, согласно автору статьи «“Расколотая личность” в пространстве социальных сетей глобального мира» Е. Е. Семенову, «отражает предельную самоисповедальность и предельную же беспощадность к самому себе в поиске ответов на вопросы, связанные с ценностными ориентациями личности» [Семенов 2013, с. 240].

Сегодня, в эпоху глобальной публичности интраперсональность получила более широкую трактовку и подразумевает центрированность на личности актора, что естественным образом отражается в создаваемом им тексте, а также в поддержании коммуникативных условий, в которых сам актор выступает как мерило всех вещей.

«Чистая» интраперсональность возможна только в условиях полной изолированности актора, но современный формат коммуникации подразумевает открытость канала, что сводится к публичной экстериоризации интраперсональной составляющей, что уводит пользователя ресурса от саморефлексии к самопрезентации.

Другая коммуникативно-прагматическая задача актора связана с определенным перлокутивным эффектом, успешность достижения которого определяется включением так называемой «обратной связи», т.е. актуализацией потенциальной диалогичности, а вместе с ней локуса интерперсональности, взаимодействия между индивидуумами. Другими словами, цель актора состоит не только в самовыражении через текст, но и в том, чтобы заинтересовать своим комментарием остальных участников коммуникации, и тем самым стать заметным для аудитории и инициировать диалог, наладить интерперсональный контакт.

Некачественно оформленные, не соответствующие внешним и внутренним регламентам комментарии не способствуют возникновению положительного отклика аудитории, реализации обратной связи и положительной реакции со стороны администрации ресурса, что влечет за собой отказ продолжать диалог (реакция аудитории) и/или блокировку контента (реакция администрации). Таким образом, формируется локальная коммуникативно-дискурсивная среда, которая поддерживает нормативные коммуникативные традиции форума электронного периодического издания, в условиях которого недостаточно ограничиваться ролью простого обывателя, тезисно высказывающего свое мнение касательно той или иной темы. Форум формирует собственную коммуникативную традицию, определяемую и поддерживаемую внешними и внутренними регламентами, и вместе с тем определенные текстовые доминанты, которые формулируются как результат такого комплексного воздействия.

Ритмические и интонационные модели

В контексте темы настоящего диссертационного исследования представляют интерес особенности формирования тенденций не только синтаксических (наиболее очевидных, орфографических и параграфемных) и лексических доминант текстов форумов, но и результирующий фактор соотнесенности данных особенностей, т.е. наиболее актуальные модели, выделяемые на основе ритмической составляющей текстов в условиях форумной коммуникации.

Учитывая тот факт, что тексты форума представляют собой совокупность линейно выстроенного переплетения отдельных речевых актов в условиях архитектоники форума, мы обратили внимание на особенности принципов ритмического оформления текстов, а также выявили наиболее частотные интонационные конструкции, которые формируются на основе универсальных законов построения письменного текста, которые, в свою очередь, влияют на восприятие произведения и, «взаимодействуя с лексикой, фоникой и грамматикой, создают особую глубину текста, не выразимую в языковедческой терминологии» [Иванова-Лукьнова 2014, с. 365].

В настоящем исследовании мы будем руководствоваться теорией, которую предлагает в своих исследованиях Г.Н. Иванова-Лукьянова, рассматривая ритм как фонетическое явление, представляющее собой совокупность чередующихся просодических элементов и последовательно формирующееся в условиях трех иерархически связанных уровней: слоговом, синтагматическом и интонационном. Особенностью понимания данной трехчастной структуры состоит в том, что ее элементы в совокупности своих проявлений становятся тем результирующим фактором, который актуализирует креативный потенциал текста и его эмоциональных компонентов как перлокутивного акта.

Ритмика текста в ее соотнесенности с эмоционально-коммуникативной составляющей текста представляет собой дискуссионную тему для научного сообщества, значимость которой для восприятия речевого произведения многим очевидна так же, как и ее со-бытие с грамматикой, лексикой и фоникой, что в совокупности создает «особую глубину текста, не выразимую в языковедческой терминологии» [Иванова-Лукьнова 2014, с. 365].

Для нашего исследования важно оговорить, что в контексте проблематики учитывается непосредственно ритм прозы, а не поэтического произведения, что может дать ответы на такие важные вопсроы современной (и не только современной) лингвистики, как теория перевода и дискурсивный анализ.

Ритм, в первую очередь, связан с восприятием письменного речевого произведения в целом, а не как единства механически сопряженных элементов (конечно, в данном случае речь идет о текстах в классическом понимании данного термина, хотя существуют направления нейролингвистических исследований, которые нацелены на изучение ритмики квазитекста (текста, создаваемого искусственными компьютерными системами – ботами и речи людей с нарушениями психоневрологического характера).

В определении Г.Н. Ивановой-Лукьяновой, «первая ритмическая характеристика – слоговая, отвечает за равномерность межударных интервалов, соответствует ритмам сердечных сокращений. Слоговая ритмичность подразумевает такое чередование ударных слогов по отношению к безударным, при котором интервал между двумя ударными слогами не будет нулевым и не будет превышать четыре безударных слога. Вторая характеристика – синтагматическая – говорит о ритмичности дыхания, которое состоит из вдохов и выдохов. Она показывает то, как часто на десять синтагм, то есть на десять речевых шагов, происходят сбои в ритмике текста и в дыхании человека. Синтагматическая ритмичность предполагает такое расположение синтагм, при котором отсутствуют контрастные по величине синтагмы. Контраст в два такта считается нарушением идеальной ритмичности» [Иванова-Лукьянова 2014, с. 369-370].

Отдельно автор выделяет интонационную характеристику, как результирующую, высшую форму ритмического оформления, которой руководит «волнообразное мелодическое движение энергии мысли» [Шутыч 2011, с. 140]. Тонкая гармоническая связь интонационной составляющей образуется согласованием и взаимосвязью различных тонов. Интонационная характеристика подразумевает последовательное чередование интонем, таким образом, две идентичные интонемы не должны оказаться рядом.

Каждая из выше представленных характеристик создается делением количества отклонений от «идеальной» ритмичности на возможное число реализаций и имеет числовые показатели, выраженные десятичными дробями.

Для слоговой интонемы характерны атематические формулы, выраженные десятичными дробями: 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5, т.е. на каждые 10 межударных интервалов приходится определенное количество сбоев. «Если представить, что эти сбои приходятся на 10 ударов пульса (ср. слова «ударение» и «удар»), то легко понять их значимость, ибо первое число говорит о едва заметном ритмическом нарушении, второе настораживает, третье бьет тревогу, четвертое близко к критическому, пятое несовместимо с жизнью» [Иванова-Лукьянова 2014, с. 372].

В отношении испанского языка различными исследователями также предпринимались попытки создания универсальных моделей интонационных схем. Так, описания интонации испанского языка имеются у Наварро Томаса, Н.П. Карпова, М.А. Баршак и в Gramaticа acadmica de la lengua espaola.

В нашем исследовании мы предпринимаем попытки выявить ключевые дифференциальные признаки ритмических моделей и интонационной системы текстов форумов электронных периодических изданий и их локализацию в контексте речевого акта. Обращаясь к общим признакам интонемы в испанской фразе, мы отмечаем, что дифференциальный признак вопросительности в системе интонации испанского языка экспериментально выявлен в работе Е.В. Петровой При этом было установлено, что дифференциальной функцией обладают признаки, локализующиеся на конечном сегменте фразы. Ведущую роль при этом играет повышение высоты тона голоса на последнем ударном слоге фразы. Повышение имеет место и на заударных слогах, что является перцептивно определяющим признаком при различении коммуникативных типов высказывания» [Цит. по: Абакумова 2009, с. 72].

Для испанского языка «выражение состояния радости обычно стремится к повышению мелодического контура, убыстрению темпа и богатым колебаниям модуляций. Испанские фразы с выраженной отрицательной эмоцией характеризуются понижением тона голоса» [NGA 1997, с. 118]. М.А. Баршак отмечает, что в моделях, в основном, отражена логическая интонация, но есть возможные отклонения от нее при выражении эмоциональных оттенков. Каждой модели свойственно определенное самостоятельное значение, которое выражается высотными, силовыми, а также темпоральными компонентами интонации.

Кроме того, согласно М.А. Баршак, важным назначением мелодики является выражение чувств и настроений говорящего. Для большей наглядности и простоты восприятия М.А. Баршак схематически изображает структуру испанской синтагмы на четырех уровнях, которые условно рассматриваются как возможный мелодический диапазон различных тонов. «На первом уровне (или ниже его) заканчивается фраза. На втором, среднем, или нейтральном уровне обычно произносится средняя часть повествовательной синтагмы, не окрашенной эмоционально. До третьего уровня доходит высота тона незавершенной синтагмы, повествовательного высказывания и высота тона вопросительной фразы. Четвертый уровень используется для выражения эмоциональных оттенков. Этого уровня может достигать высота тона, с помощью которой выражаются удивление, возмущение, любые мажорные эмоции (радость, ликование и пр.). Минорные эмоции (печаль, грусть, недовольство и т.д.) находят выражение в низких модуляциях тона» [Баршак 1989, с. 71].

При определении слогового ритма на материале испанского языка, мы учитывали частотность невыраженного ударения отдельных служебных частей речи в мелодических группах испанского языка, т.е. слитное прочтение определенных синтагм без выделения ударения в каждом слове (плавный переход от одной гласной к другой, образование слога на стыке слов, образование дифтонгов и трифтонгов на стыке слов).

Дифференциация материала была обоснована нарративным и реплицирующим режимами диалогической интеракции на форуме.

Таким образом, реплицирующий режим можно охарактеризовать типичными вопросительными и восклицательными интонационными схемами испанского языка.