Введение к работе
Актуальность исследования определяется значимостью для современной лингвистики проблем кодирования невербальной (в том числе просодической) информации в письменном тексте. Возросший интерес к данным проблемам обусловлен широкими возможностями выбора графического представления текста, которые обеспечивают современные технические средства, а также развитием виртуальной коммуникации, осуществляющейся преимущественно в письменной форме и компенсирующей отсутствие невербальной информации средствами графики (Виноградова 2004; Аврамова 2005; Yates 1996; Crystal 2001; Mealing 2003). На способность графических средств передавать просодическую информацию обращали внимание многие исследователи (Лотман 1977; Арнольд 1979; Клюканов 1983; Месхишвили 1990; Crystal 1969; Lyons 1981), однако глубокого, подробного рассмотрения данная проблема не получила.
Целью настоящей работы является определение роли интонационного курсива в передаче особенностей интонирования письменного художественного текста: выяснение степени восприимчивости читающих к появлению в тексте интонационного курсива; уточнение характера изменений в интонировании письменного высказывания, к которым приводит присутствие интонационного курсива; определение просодических средств, с помощью которых при озвучивании письменного текста читающий показывает присутствие выделенных графически слов.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие теоретические и практические задачи:
- провести анализ научных работ как отечественных, так и зарубежных авторов, в которых
рассматриваются проблемы передачи и восприятия авторской интонации в письменном
тексте;
- собрать сведения общего характера об использовании интонационного курсива в
русских художественных текстах;
разработать методику перцептивного и акустического анализа реализаций интонационного курсива дикторами - носителями русского языка;
проанализировать степень восприимчивости реципиентов текста к интонационному курсиву;
уточнить характер участия интонационного курсива в организации акцентной структуры письменного высказывания;
исследовать особенности функционирования просодических компонентов при озвучивании интонационного курсива;
- обобщить и теоретически интерпретировать полученные в ходе исследования
результаты.
Материалом исследования послужила выборка, в которую вошли 300 фрагментов (по 20-50 слов) из произведений русской художественной литературы. В каждом фрагменте представлен тот или иной случай использования автором интонационного курсива. Часть выборки (60 фрагментов) была предложена для озвучивания шести дикторам-носителям русского языка. Выборка прочитывалась каждым диктором дважды: первый раз фрагменты предъявлялись без шрифтовых выделений, второй раз - в авторском варианте текста, т.е. с интонационным курсивом. Таким образом, общее количество исследованных реализаций составило 720 озвученных фрагментов.
В ходе работы применялись следующие методы: слуховой анализ, акустический анализ звукового сигнала с применением компьютерных технологий, статистическая обработка данных.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые графические средства, передающие просодическую информацию (интонационный курсив), исследуются комплексно, с точки зрения их формального представления и функциональной нагрузки. Кроме того, впервые связь выразительной графики письменного текста с его интонационным оформлением определяется экспериментально, с использованием современных методов экспериментально-фонетических исследований.
На защиту выносятся следующие положения:
1) интонационный курсив является эффективным средством обозначения авторской
интонации в письменном тексте. Выступая сигналом особой акцентной выделенное
слова, интонационный курсив является дополнительным ключом к интонированию
письменного высказывания, позволяя опытному читателю точнее восстановить
особенности интонации фразы, и благодаря этому лучше понять смысл прочитанного;
2) восприимчивость читателей к появлению в тексте средств варьирования шрифта может
быть разной и определяется индивидуальными особенностями реципиента текста;
можно говорить о трех основных способах участия интонационного курсива в акцентной структуре фразы: он может выступать указателем на усиление интонационного центра, смещение интонационного центра, или на дополнительное акцентное выделение.
при чтении вслух читающий передает присутствие в тексте шрифтовых выделений интонационными средствами (прежде всего - особыми характеристиками признаков просодической длительности, интенсивности, мелодических особенностей выделяемого слова), позволяя слушающему правильно воспринять текст. В большинстве случаев просодическое подчеркивание графически выделенного слова осуществляется при участии нескольких компонентов одновременно. При этом наиболее ярко себя проявляет увеличение относительной длительности сегментов слова, широко используемое дикторами как в качестве единственного средства интонационного выделения, так и в сочетании с другими компонентами.
Теоретическая ценность работы состоит в раскрытии характера взаимодействия между такими элементами письменной и устной речи, как, соответственно, дополнительные графические средства (курсив, разрядка, капитализация и т.п.) и интонационное оформление высказывания. Исследование вносит вклад в разработку теории интонации, предлагая новые сведения, касающиеся описания акцентной структуры высказывания в русском языке, а также представляет ценность для развития общей теории речевой деятельности, одним из видов которой является чтение вслух.
Практическая ценность исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы в лекциях и семинарах по лингвистике текста, стилистике, теории интонации, а также в курсах риторики и выразительного чтения.
Апробация работы. Результаты исследования отражены в пяти публикациях, а также были представлены в докладах на аспирантских семинарах и заседании кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков Санкт-Петербургского государственного университета, на научных чтениях Петербургского лингвистического общества (Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, 2004), XXXIV Международной филологической конференции (Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, 2005), Международной конференции «Функциональные стили звучащей речи» (МГУ им. Ломоносова, Москва, 2005).
Объем и структура работы. Данное диссертационное исследование содержит 235 страниц машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (128 наименований) и приложений, включающих выборку фрагментов, предложенных дикторам для прочтения, а также таблицы и диаграммы, отражающие результаты статистической обработки данных эксперимента.