Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фразеосемантическое поле творчества Ефремова Елена Сергеевна

Фразеосемантическое поле творчества
<
Фразеосемантическое поле творчества Фразеосемантическое поле творчества Фразеосемантическое поле творчества Фразеосемантическое поле творчества Фразеосемантическое поле творчества Фразеосемантическое поле творчества Фразеосемантическое поле творчества Фразеосемантическое поле творчества Фразеосемантическое поле творчества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ефремова Елена Сергеевна. Фразеосемантическое поле творчества : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 Москва, 2006 177 с. РГБ ОД, 61:06-10/1663

Содержание к диссертации

Введение ,. . 4

Глава I. Психологические аспекты характеристики творчества 16

Раздел 1. Основные аспекты проблемы творчества 16

Раздел 2. Личность и творчество 22

Раздел 3. Психологические исследования творческих способностей

и креативности 27

Раздел 4. Нейрофизиологические основы творчества 37

Раздел 5. .Бессознательное психическое и творческий процесс 41

Выводы из Главы 1 56

Глава II. Лингвистические и психолингвистические

аспекты исследования фразеосемантического поля творчества 57

Раздел 1. Основные понятия фразеологии и семантики 57

Раздел 2. Иноязычная личностно-ориентированная фразеосемантика 61

Выводы из Главы II , 64

Глава III. Структура фразеосемантического поля творчества 64

Раздел 1. Фразеосемантическое микрополе отражения 68

Раздел 2. Фрезеосемаитическое микрополе отношения 75

Раздел 3: Фразеосемантическое микрополе поведния 78

Раздел 4. Фразеосемантическое микрополе

социально-нормативных особенностей стиля поведения акцентуантов 79

Раздел 5. Фразеосемантическая группа особенностей

нормативного поведения 80

Раздел 6. Фразеосемантическая группа сверхнормативного поведения......80

Раздел 7. Фразеосемантическая группа, характеризующая ненормативное

поведение 85

Раздел 8 Фразеосемантическая группа, характеризующая

психологические защиты человека 88

Выводы из Главы III 107

Глава ^.Конструктивные и деструктивные

воздействия художественного творчества на жизнедеятельность

человека-творца 109

Выводы из главы IV , 121

Глава V. Практическое применение результатов исследования

фразеосемантического поля творчества личности в процессе обучения

иноязычному личностно-ориентированному общению 122

Раздел 1. Психологическая коррекция деструктивных личностных

компонентов 122

Раздел 2. Интенсивный курс обучения иноязычному

личиостно-ориентированному общению по системно-коммуникативной

методике Чалковой Е. Г 128

Раздел 3. Обучение творческой деятельности, развитие трансдуктивного мышления, с целью коррекции деструктивных

личностных качеств 130

Выводы из Главы V 136

Заключение 133

Библиография 139

Приложение 175

Введение к работе

Двадцать первый век - это век гигантского технологического прогресса, который предъявляет к личности высокие требования в плане повышения производительности и качества трудовой деятельности, так как результат труда должен быть качественно новым и оригинальным, чтобы соответствовать требованию времени. А это требование можно удовлетворить только, если сделать труд творческим.

Согласно краткому философскому словарю [КФС] творчество - это «деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которой создается новое, никогда раннее не существовавшее; творчество - созидание нового в интересах социального прогресса, возрастания степени свободы человека, гуманизации общественных отношений, обеспечивающих всестороннее гармоническое развитие личности» [КФС 1998:314].

Как видим, это довольно общее определение, но в нем четко просматривается социальная направленность человеческой деятельности и ее целевая установка на гармоническое развитие личности. Так как вербальная характеристика созидательно-развивающего начала творчества является предметом психолингвистики и психологии, то рассмотрим определение творчества данное в психологическом словаре, поскольку психология как наука имеет свой категориальньш аппарат, а психолингвистика еще не занималась исследованием вербальной характеристики творчества. Наша работа - это первая попытка исследования вербальной характеристики творчества.

Психологи определяют творчество следующим образом: «творчество - это деятельность, результатом которой является созидание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект; личностньш и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [КПС 1985:350].

Творчество личности еще не было предметом исследования в единстве пси-

холингвистического, лингвистического и психолого-педагогического аспектов, что способствовало бы его наиболее эффективному развитию. Поэтому наш выбор темы обусловлен ее актуальностью и отсутствием комплексных междисциплинарных исследований творчества, нацеленных на его глубокое и всестороннее изучение, детерминирующее развитие творческого профессионально-личностного фундамента.

Вербальная характеристика творчества имеет большое значение, особенно если она характеризуется фразеологическим единицами [ФЕ], так как они являются семантическими центрами текстов.

Ввиду того, что специальных работ, посвященных системному и комплексному исследованию фразеосемантического поля творчества нет ни в отечественной, ни в зарубежной лингвистике, хотя актуальность темы бесспорна, возникает противоречие между потребностью практики использовать систематизировано названные ФЕ и неразработанностью этого вопроса в научных исследованиях. Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность и обусловили выбор темы исследования.

Общая гипотеза исследования

Фразеосемантическое поле творчества - это целостное системное образование, основанное на единстве психолингвистического, лингвистического и психолого-педагогического аспектов. Исследуемое фразеосемантическое поле, компоненты которого иерархически соподчинены и взаимосвязаны друг с другом, выступают звеньями целостного механизма учебной деятельности и личностно-ориентированного общения в системе отражения - отношения - поведения личности.

Основная цель исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании содержания и структуры фразеосемантического поля творчества, а также закономерностей и средств формирования иноязычного личност-но-ориентированного общения для оптимизации овладения иностранным язьгком и личностного роста обучаемых.

Предмет исследования - фразеосемантические особенности иноязычного личностно-ориентированного общения на материале художественной английской и американской литературы, связанной с вербальной характеристикой творчества.

Объект исследования - индивидуальные и групповые формы учебной деятельности, нацеленные на овладение англоязычным личностно-ориентированным общением учащимися средней школы во взаимосвязи с исследованием и усвоением материала, связанного с творчеством.

Научная новизна и теоретическое значение исследования состоят в разработке теоретических, экспериментальных и методических основ изучения фра-зеосемантического поля творчества, рассматриваемого как системное образование в единстве психолингвистического, лингвистического и психолого-педагогического аспектов. Это первое монографическое исследование, в котором целостно и детально изучено содержание, структура и закономерности формирования англоязычного личностно-ориентированного общения на базе изучения фразеосемантического макрополя творчества. Впервые описано семантическое макрополе творчества как целостная система в свете отражения, отношения и поведения личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные материалы и положения работы позволили создать новый курс обучения английскому языку для старших классов средней школы, нацеленный на достижение лингвистически аутентичного и психологически адекватного личностно-ориентированного англоязычного общения школьников, обусловившего их личностный рост. Курс изложен в пятой главе диссертации, семи статьях и монографии. Материалы работы могут быть использованы при создании аналогичных учебников по другим языкам, а также учебников и методических пособий по лингвистике, психологии, психолингвистике, методике обучения иностранным языкам.

На основе разработанных теоретических положений опубликовано семь статей и монография,

Положения, выносимые на защиту

I. Объектом и денотатом исследования является творчество личности, поэтому необходимо осуществлять комплексный подход к исследованию в единстве психолингвистического, лингвистического и психолого-педагогического аспектов. II. Структура макрополя творчества представлена следующим образом:

в центре всего макрополя находится ядро, выраженное архисемой «create» (творить, создавать) - «creation» (творчество), «reflect» (отражать), «treat» (относиться), «behave» (вести себя).

семантические микрополя, группы и подгруппы конституируются дифференциальными компонентами, связанными с положительными и отрицательными коннотациями, отражающими аспекты нормативного, сверхнормативного и ненормативного поведения, а также персонологические поведенческие личностные аспекты, связанные с творчеством.

Ш. Взаимоотношения между конституентами фразеосемантического поля на макро- и микроуровне характеризуются привативными, градуальными и эквипо-лентными оппозициями контекстологической, индивидуально-личностной, национальной, социальной, когортной, синхронической и диахронической денотативной детерминациями, свидетельствующими о диффузности границ семантических подразделений, их взаимосвязи и взаимообусловленности.

IV. Семантическая структура макрополя творчества личности, представлена следующими микрополями, в которые входят группы и подгруппы. I. Микрополе особенностей творческой личности.

1. Семантическая группа творческого отражения.

а) Семантическая подгруппа творческого мышления.

  1. Семантическая группа творческого отношения.

  2. Семантическая группа творческого поведения.

а) Семантическая подгруппа мотивации творческой личности.

б) Семантическая подгруппа целевой установки.

в) Семантическая подгруппа психологических защит (механизмы идентификации, вытеснения, агрессии).

II. Микрополе конструктивного и деструктивного влияния искусства на деятельность творца.

V. Художественное творчество может воздействовать как конструктивно, так и деструктивно на жизнедеятельность человека-творца. VI. Грамматическая структура исследуемых ФЕ разнообразна. VII. Лексическая структура исследуемых ФЕ разнообразна. VTH. Эффективное изучение и исследование фразеосемантического поля творчества взаимосвязано и обусловлено личностным ростом, коррекцией деструктивных компонентов обучаемых, как субъектов обучения англоязычному лично-стно-ориентированному общению.

IX. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для изучения аналогичных лексических единиц, а также для описания фразеосемантического поля творчества в других языках для проведения разнообразных исследований в области психолингвистики, психологии, педагогики, методики обучения языкам.

Задачи исследования:

  1. Вскрыть тенденции характеристики творчества в психологии [Глава I];

  2. Выяснить и проанализировать особенности становления фразеологии как лингвистической дисциплины, провести анализ основных понятий, необходимых для исследования: "фразеологическая единица", "сема", "семантическое поле". Представить общую характеристику структуры исследуемых фразеосемантиче-ских полей: ядра, периферии, особенностей взаимоотношений конституентов, описать привативные, градуальные и эквиполеитные оппозиции в системе фразе-семаитического поля творчества [Глава II].

  3. Дать теоретико-методологическое обоснование и детально описать фразе-осемантическое поле творчества в свете детерминантах личностных подструктур (отражения - отношения - поведения) [Глава III].

  4. Проанализировать особенности диффузности границ внутри семанти-

ческих подразделений макрополя творчества личности, а также вскрыть особенности взаимодействия макрополя творчества с другими макрополями [Глава III].

  1. Исследовать особенности конструктивного и деструктивного воздействия творчества на жизнедеятельность творца (Глава IV).

  2. Научно обосновать и разработать методику исследования и изучения англоязычного фразеосемантического поля творчества, а также приемов коррекции деструктивных характеристик учащихся и развития их конструктивных особенностей как субъектов англоязычного личностно-ориентированного общения [Глава V].

Исследовательская и экспериментальная работа проводилась в старших классах средней школы на занятиях по обучению иноязычному личностно-ориентированному общению. Всего обучено ПО человек, из них 55 - в контрольных группах, 55 - в экспериментальных.

Апробация работы.

Теоретические положения работы доложены автором на научных конференциях: по прикладной психологии и педагогике в РАТИ (Российской академии театрального искусства) в 2004 году; на заседаниях секции иноязычной личност-но-ориентированной фразеосемантики в 2003, 2004,2005, 2006 годах, а также на заседании кафедры психолингвистики и теории коммуникации Института лингвистики и межкультурной коммуникации МГОУ в 2006 году.

Практическая ценность исследования заключается в том, что основные материалы и положения работы были включены в учебные курсы по обучению англоязычному личностно-ориентированному общению учащихся старших классов средних школ и вузов для развития навыков яркого, лингвистически аутентичного и психологически адекватного иноязычного общения, осуществления личностного роста учащихся, коррекции их деструктивных личностных компонентов, развития конструктивных особенностей личности.

Автором диссертации был экспериментально апробирован системно-коммуникативный курс интенсивного обучения иноязычному личностно-

ориентированному общению учащихся старших классов средней школы. На основе разработанных в диссертации теоретических положений опубликованы семь статей и монография.

Достоверность полученных результатов обеспечивается разнообразием лингвистических и психояингвистических методов описания эмпирического материала, их адекватностью целям и задачам исследования, богатством материалов на английском языке, а также библиографией, содержащей 358 источников научной литературы, 46 фразеографических и лексикографических источников, 150 произведений английской и американской художественной литературы (2012 ФЕ исследуемого типа отобраны из 12120 страниц художественной литературы Великобритании, США и России), а также апробацией, разнообразием и эффективностью учебной и воспитательной работы, проведенной в средней школе с 110 школьниками.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа изложена на 176 листах машинописного текста и состоит из введения, 5 глав, заключения и выводов, указателя литературы (358 источников научной литературы, 46 фразеографических и лексикографических источников, 150 произведений английской и американской литературы объемом в 12120 страниц, на которых обнаружено 2012 фразеологических единиц творчества) и одного приложения, содержащего таблицы.

Для изучения ФЕ, характеризующих творчество личности, использованы следующие приемы анализа и методы: компонентного анализа, контекстологического анализа, статистический метод, метод оппозиций, метод фразеологического анализа, метод фразеологической идентификации, метод фразеологического описания, психолингвистические и психологические методы, а также лингвистическое моделирование, приемы системного анализа, текстовый поиск с последующей интерпретацией собранного материала.

Основное содержание работы

Во Введении обоснована актуальность темы диссертации, гипотеза, цели, задачи, практическое и теоретическое значение, научная новизна, положения, выдвигаемые на защиту,