Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Форум как речевой жанр интернет-дискурса Патрушева, Лидия Сергеевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Патрушева, Лидия Сергеевна. Форум как речевой жанр интернет-дискурса : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Патрушева Лидия Сергеевна; [Место защиты: Удмурт. гос. ун-т].- Ижевск, 2015.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 15-10/643

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основания выделения интернет-форума как речевого жанра 13

1.1. Интернет-дискурс как тип современного дискурса 13

1.2. Понятие «речевой жанр» в современной лингвистике 20

1.3. Интернет-форум в системе речевых жанров 22

1.4. История формирования интернет-форума как жанра 30

1.5. Классификация интернет-форумов 39

Выводы по главе 1 46

Глава 2. Коммуникативная специфика интернет-форума 47

2.1. Структурно-композиционные особенности интернет-форума 47

2.1.1. Полилог как форма речевого взаимодействия 47

2.1.2. Полилогические жанры. Специфика виртуального полилога 50

2.1.3. Особенности полилогического взаимодействия на веб-форуме 56

2.2. Тематическая структура веб-форума 71

2.3. Коммуникативные конвенции интернет-форума 73

2.3.1. Универсальные коммуникативные конвенции 74

1.3.2. Национально-специфические конвенции 82

2.3.2.1. Речевой этикет форумной коммуникации 82

2.3.2.2. Коммуникативные роли участников и статусность общения 94

Выводы по 2 главе 102

Глава 3. Языковые и речевые особенности интернет-форума 104

3.1. Языковые и речевые особенности, связанные со способом общения 106

3.1.1. Слова и выражения, связанные с интернет-коммуникацией 107

3.1.2. Языковые средства, связанные с письменной фиксацией особенностей устной речи 109

3.1.2.1. Разговорная и просторечная лексика 109

3.1.2.2. Лексика ограниченного употребления 111

3.1.2.3.Употребление ненормативной лексики 113

3.1.3. Слова, специально искаженные носителями языка, владеющими литературной нормой («олбанский язык») 117

3.1.4. Заимствованные слова и иноязычные вкрапления 118

3.1.5. Аббревиатуры и сокращения, характерные для интернет-общения 122

3.1.6. Сокращения часто употребляемых слов (графическая редукция) 126

3.1.7. Использование эмотиконов 127

3.2. Языковые и речевые особенности, связанные с темой общения 128

3.2.1. Профессиональная лексика 128

3.2.2. Слова и выражения, связанные с темой форума, созданные участниками общения 131

3.2.2.1. Специфические аббревиатуры 131

3.2.2.2. Окказионализмы 133

3.2.2.3. Парафразы, связанные с темой общения 136

3.3. Коммуникативный код форума как особый социолект 138

Выводы по главе 3 142

Заключение 143

Список использованной литературы 148

Список использованных словарей и сокращений 172

Приложения 176

Введение к работе

Актуальность исследования определяется, во-первых, активным
развитием жанров интернет-дискурса, связанных с неформальной

коммуникацией; во-вторых, необходимостью теоретического осмысления
жанровой системы интернет-дискурса, в-третьих, недостаточной

изученностью специфики форума как жанра интернет-дискурса.

Объектом диссертационного исследования является интернет-дискурс. Предмет исследования составляют жанровые характеристики форума как одного из жанров интернет-дискурса.

Основная гипотеза исследования: форум является самостоятельным
речевым жанром интернет-коммуникации, поскольку обладает устойчивым
тематическим ядром, определенным композиционным строем и

стилистическим единством.

Цель работы состоит в обосновании своеобразия веб-форума1 как жанра интернет-дискурса.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

  1. Определить место форума в интернет-дискурсе.

  2. Рассмотретьосновные теоретические подходы к изучению интернет-форума, представленные в российской и зарубежной лингвистике.

  3. Определить основные критерии классификации (типологизации) интернет-форумов.

  4. Выявить структурно-композиционные особенности интернет-форума.

  5. Проанализировать специфику тематической структуры форума.

  6. Определить универсальные и культуроспецифичные коммуникативные конвенции форума.

В данной работе термины интернет-форум и веб-форум используются как термины-синонимы.

7. Проанализировать принципы отбора и организации языковых и речевых средств.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые:

  1. обоснована самостоятельность и специфичность форума как речевого жанра интернет-коммуникации;

  2. разработана типология данного жанра;

  3. определены функционально-стилистические особенности данного жанра; описанаего структура и композиция, проанализированотематическое содержание;

  4. выявлены особые типы речевого взаимодействия, характерные только для интернет-форума: поочередное взаимодействие, интеграционное взаимодействие, ожидающее взаимодействие;

  5. обосновано понятие «форумный социолект», выявлена его сущность и содержание.

В работе использовались общенаучные методы анализа и синтеза
материала, лингвистические методы (дискурсивный анализ, прагматический
анализ, стилистический анализ, структурный анализ), а также

типологический, сравнительныйи описательный методы.

Материалом для настоящего исследования послужили форумы российского, английского, испанского и чешского Интернета (141 форум). Корпус выборки сообщений на форумах, приводимых в диссертационной работе, составляет 253 единицы, собранные за период с 2010 по 2015гг.

Методологической и теоретической основойдиссертационного

исследования послужили труды российских и зарубежныхученых в области

a) прагмалингвистики (Т.А. Ван Дейк, Т.М. Николаева, М. Фуко,
В.З. Демьянков, Ю.С. Степанов, Н.Д. Арутюнова, О.Г. Ревзина,
А.Ю. Маслова, Д. Франк, М.Л. Макаров, В.И. Карасик,

Ю.Н. Караулов, Б.М. Гаспаров и др.);

  1. теории диалога (Э.Б. Яковлева, Л.В. Щерба, М.М. Бахтин, Л.П. Якубинский, О.Г. Ревзина, K. Filippow, R. Mackeldey, Т.Н. Колокольцева, Ю.В. Рождественский и др.);

  2. интернет-дискурса (Е.И. Горошко, М.Ю. Сидорова, Е.Н. Галичкина, О.В. Лутовинова, М.С. Рыжков, D. Crystal, M. McLuhan и др.);

  3. теории речевых жанров (М.М. Бахтин, Т.В. Шмелева, Ю. Тынянов, В.В. Виноградов, В. Шкловский, А. Вежбицка, К.Ф. Седов, В.В. Дементьев, С. Гайда, В.Е. Гольдин, В.И. Карасик, Г.Я. Солганик, Н.А. Емельянова, Г.Т. Почепцов и др.).

Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследование
вносит определенный вклад в развитие теории речевых жанров интернет-
дискурса: обоснована жанровая специфика интернет-форума, создана
типология разновидностей данного жанра, определены национально-
специфические черты российского и ряда зарубежных интернет-форумов,
определена специфика отбора и организации языковых и речевых средств,
обусловленная способом и темой общения, которая позволяет говорить о
создании особого коммуникативного кода – форумного социолекта.

Практическая значимость исследования заключается в том, чтополученные результатымогут быть использованы в учебных курсах по культуре речи, социолингвистике, стилистике русского языка, теории и практике речевой коммуникации, речевому этикету, а также в спецкурсах, связанных с проблемамиинтернет-коммуникации.

Апробация результатов исследования.Основные положения

исследования были изложены в докладах и сообщениях на аспирантских семинарах, заседаниях кафедры стилистики и риторики Удмуртского государственного университета, на Восьмой международной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы филологии» (Екатеринбург, 2014г.), на Третьей международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков» (Санкт-

Петербург, 2011г.), на Первом международном конгрессе русистов «Lengua, visindelmundoytexto» (Испания, 2011г.), на межвузовской научно-практической конференции «Кормановские чтения» (Ижевск, 2011г.), на Всероссйской научно-практической конференции с международным участием «Кормановские чтения» (Ижевск, 2012г.), межвузовской научно-практической конференции «Кормановские чтения» (Ижевск, 2013г. и 2014г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Форум представляет собой самостоятельный веб-сайт или раздел
сайта для общения в Интернете на определенную тему. В существующей
системе жанров интернет-дискурса место форума можно определить
следующим образом:

1) интернет-форум является полилогическим жанром интернет-дискурса,

2) общение на форуме происходит в асинхронной форме, офф-лайн, 3) форум является исконно сетевым дигитальным жанром.

2. В основу классификации форумов могут быть положены разные
принципы: тематический, структурный, степень модерации, количество
участников, степень открытости, социальный состав, участников, место
функционирования (страна) и т.д.

Многоообразие возможных классификаций свидетельствует о том, что форум является сложным образованием и его жанровая специфика может быть обусловлена различными факторами.

3. Интернет-форум является а) письменным, б) виртуальным,
в) асинхронным полилогом, для которого характерно многообразие типов
речевого взаимодействия. Для интернет-форума основными типами речевого
взаимодействия являются поочередное взаимодействие, интеграционное
взаимодействие
и ожидающее взаимодействие, причем последнее
свойственно только для общения на интернет-форуме.

  1. Интернет-форум создается как монотематическая структура, однако в процессе общения приобретает более сложную структуру. Главная тема полилога – макротема – реализуется через подтемы, которые, в свою очередь, состоят из микротем. Степень политематичности форума определяется самимиучастниками коммуникации и в значительной степени зависит от их количества (чем больше участников, тем выше вероятность тематического расширения).

  2. Форум является конвенциональным жанром. Правила общения на форумах в Интернете содержат языковые, тематические и речеповеденческие конвенции, которые действуют как на российских, так и на зарубежных форумах. Национальная специфика конвенциональности общения проявляется, во-первых, в способах представления правил коммуникации (категоричность/некатегоричность), во-вторых, в способах реализации указанных конвенций (оформление сообщения, наличие/отсутствие этикетной рамки).

  3. Относительная закрытость форума обусловливает специфику отбора и организации языковых и речевых средств, которая определяется способом общения (интернет-коммуникация) и темой общения. В результате на каждом форуме создается особый коммуникативный код, который можно квалифицировать как форумный социолект.

Структура диссертационной работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и трех приложений. Текст диссертации изложен на 175 страницах.

Интернет-форум в системе речевых жанров

Существует несколько подходов к классификации жанров интернет-дискурса. Они разрабатывались в исследованиях Е.И. Горошко, Д. Кристалла, В.Ю. Нестерова, Г.Н. Трофимовой, Н.Г. Асмус, Е.Н. Галичкииой, Л.А. Капанадзе, И.Н. Розиной, Л.Ю. Иванова, Л.Ю. Щипициной, Ч. Анжели, Е.А. Буториной, Н.О. Кушаковой и мн.др. [Горошко, 2007; Crystal, 2004; Нестеров, 1999; Трофимова, 2004; Асмус, 2005; Галичкина, 2001; Капанадзе, 2001; Розина, 2004; Иванов, 2000; Щипицина, 2006; Анжели, 2004; Буторина, 2001; Кушакова, 2013]. Учёные выделили следующие группы жанров виртуального дискурса:

1) диалоговая offline и online коммуникация (электронная почта, ICQ) и полилоговая offline и online коммуникация (конференции, чаты, форумы) [Нестеров, 1999; Ахаян, 2000; Ушаков, 2010]. В основе данной классификации лежит форма речи - диалог или полилог. Электронная почта представляет собой диалог-переписку в асинхронной форме. ICQ - это система мгновенных сообщений, представляющая собой диалог в режиме реального времени. К полилоговой форме относятся такие жанры, как конференции, форумы и чаты. Конференции и чаты проходят в режиме онлайн и представляют собой общение между многими людьми одновременно. Общение на форуме также происходит между неограниченным количеством участников, но проходит в асинхронной форме;

2) зісанрьі, тяготеющие к письменным текстам, (например, вебсайт), и жанры, являющиеся гибридом письменного и устного текста (например, чат) [Капанадзе, 2001]. Данная классификация основана на языковых особенностях жанров. По мнению учёного, в жанрах общения используется так называемый гибрид устного и письменного языка. Язык письменных текстов представлен, например, на сайтах, где текст, как правило, предварительно редактируется;

3) исконно сетевые жанры (например, чаты, дискуссионные группы, форумы) и жанры, заимствованные из других сфер общения (например, передовицы электронных СМИ) [Иванов, 2000; Литневская, Бакланова, 2005; Усачева, 2009]. Исконные жанры - это жанры, возникшие в Интернете и не имеющие письменных аналогов в реальном общении. К ним автор относит различные дискуссионные группы, то есть жанры, где осуществляется общение между многими людьми на определенную тему. Заимствованные жанры - это неисконные сетевые жанры, функционирующие в реальности как идентичные. Например, статья в журнале и статья в Интернете практически ничем не отличаются друг от друга;

4) жанры электронной почты, электронных разговоров (чат), электронных досок объявлений и компьютерные конференции [Галичкина, 2001; Михайлов, 2004];

5) жанр электронной почты, синхронные и асинхронные чаты, виртуальные миры и веб-тексты [Crystal, 2004; Кларк, 2004]. Все существующие в Интернете жанры авторы также делят на 4 группы. Асинхронным жанром является, к примеру, форум. Виртуальные миры - это различные порталы, на которых происходит общение между участниками, например, социальная сеть «Вконтакте». К веб-текстам учёные относят вебсайты, то есть страницы, наполненные разнообразным содержанием, объединенные какой-либо темой;

6) жанры делового общения (например, электронные магазины), фатического общения (чаты, конференции, форумы), игрового общения (участие в играх) и рекламы [Буторина, 2001]. В основе данной классификации лежит цель участника общения.

Как отмечает Н.Г. Асмус, жанры компьютерной коммуникации в силу особенностей сферы общения характеризуются следующей совокупностью взаимосвязанных параметров: тематический признак, коммуникативная цель, сфера общения, образ автора — читателя, режим синхронного / асинхронного времени, форма объективации (близость к письменному или устному тексту), диалог / полилог, композиция, языковые особенности [Асмус, 2005].

Еще одним важным моментом является подготовленность речи до коммуникации. В связи с этим все жанры интернет-дискурса можно разделить на подготовленные и неподготовленные. Под подготовленными жанрами мы понимаем жанры, заимствованные из разных сфер жизни человека и предоставленные посетителям Сети в готовом виде, не требующем какого-либо участия. К подготовленным жанрам относятся жанры СМИ, рекламные жанры, жанры литературы, электронные каталоги, электронные магазины, новостные анонсы [Ковальчукова, 2009] и т.п. Неподготовленные жанры представляют собой разные инструменты для общения, создаваемые самими участниками коммуникации.

Опираясь на ранее созданные классификации жанров интернет-дискурса, можно предложить следующую классификацию. При ее разработке учитывалась классификация В.Ю. Нестерова. Отметим, что в данную классификацию не включаются подготовленные жанры. С точки зрения общения, жанры СМИ, например, являются одной большой группой, имеющей аналог «бумажных» текстов, которые даются читателям в готовом виде. В данном случае происходит профессиональная коммуникация. Для нас же представляют интерес жанры, которые создаются самими пользователями непосредственно в процессе коммуникации.

В работе исследуются неподготовленные дигитальные (или цифровые) жанры, то есть интернет-жанры, которые создаются индивидуальными пользователями, непосредственными участниками коммуникации., Это специфичные непрофессиональные тексты, которые были придуманы разными людьми. Термин «дигитальный жанр» используется в работах отечественных лингвистов Е.И. Горошко, Л.Ю. Щипициной [Горошко, 2007; Щипицина, 2011]. Дигитальные жанры - это жанры, возникшие на основе комлгуникации, формируемой при помощи цифровых технологий.

На основе анализа данных исследований мы предприняли попытку создать единую классификацию жанров неформальной интернет-коммуникации. Предложенная классификация разработана на базе коммуникаїтівно-дискурсивного подхода и основывается на форме взаимодействия участников: диалог, монолог или полилог2, поскольку, как отмечалось выше, мы рассматриваем интернет-жанры в первую очередь как жанры речи. Кроме того, учитывается происхождение жанров (жанр исконный или заимствованный) и форма общения (онлайн или офлайн).

Дигитальные жанры, таким образом, можно классифицировать следующим образом (см. схему 1)

Диалоговые интернет-жанры выделяются по принципу очередности реплик и по количеству участников коммуникации. Диалоговые жанры делятся на синхронные (общение обоих участников происходит в момент речи) и асинхронные (отсроченное во времени взаимодействие), на исконные и заимствованные. Под исконными интернет-жанрами понимаются жанры, появившиеся и функционирующие в Интернете и не имеющие аналогов в других средствах массовой информации. Заимствованные интернет-жанры подразумевают наличие «бумажных» или устных аналогов, которые адаптированы к интернет-коммуникации. Например, интернет-дневник является аналогом личного «бумажного» дневника, хотя данный жанр, функционируя в Сети, приобретает своеобразные черты.

К диалоговым синхронным исконным жанрам относятся чат, видеочат, месседжеры и т.п. Видеочат отличается от чата визуальностыо общения. Месседжеры - это инструменты для отправки мгновенных сообщений в режиме реального времени. Например, ICQ, qip и др. Данные жанры не имеют аналогов в других формах коммуникации. Общение происходит синхронно.

К диалоговым асинхронным заимствованным жанрам относится электронное письмо. Переписка по электронной почте представляет собой цепь диалогов между двумя участниками в отсроченной форме. Электронное письмо - это аналог «бумажного» письма. Главное отличие состоит в носителе информации и времени доставки письма.

Монологовые интернет-жанры выделяются по количеству участников, создающих данный жанр коммуникации (это один человек), и по адресации -ко всем пользователям одновременно. Форма общения в монологовых жанрах всегда асинхронная.

К исконным монологовым жанрам относятся веб-сайт, домашняя страница и т. п. Домашняя страница создаётся одним пользователем, на которой он размещает информацию любого содержания. Приглашённые,гости могут только просматривать данную страницу, а взаимодействие с автором происходит с помощью других инструментов общения.

Особенности полилогического взаимодействия на веб-форуме

Интернет-форум является письменным асинхронным виртуальным полилогом. Рассмотрим особенности форума как полилоговой жанровой формы.

Мы анализируем особенности полилогического взаимодействия на веб-форуме, исходя из того, что форумы представляют собой некое объединение людей по интересам.

Каждый форум обладает следующими статистическими данными:

1) обязательная регистрация участников;

2) наличие зарегистрированных пользователей онлайн;

3) ежедневная регистрация новых участников; . t

4) наличие более чем пяти тем с ответами, датированными «сегодня».

На веб-форуме формируется несколько смысловых позиций. Это происходит за счет большого количества участников. Яркими примерами являются полилоги на «вечные» темы, где каждый участник даёт свой совет, как лучше поступить автору темы, как решить насущные проблемы. Рассмотрим следующий пример полилога на форуме http://maminportal.ru/foruml/, посвященном материнству и детству, на тему «Вы обнаружили, что любимый вам изменил»:

Anastasiva: «М....смотря как изменил....по ситуации прямо скажем, если единожды и имени не спросил, то наверно есть 2 варианта, сделаю вид, что ничего незнаю - пускай себя неуютно чувствует, или постараюсь по максимуму из этой ситуации получить выгоду ( вот такая я меркантильная с%...)»3. ...

Кисуля: «на самом деле я не знаю как поступила бы...но не промолчала бы это точно и не простила1.».

MiaMama: «Раньше я бы устроила бы э/суткий скандал, с битьем посуды, а может и еще чего... Но сейчас я стала спокойней. И наверно мыслю уэ/се по поводу этого как Анастасия».

anna-viktoria: «Сама изменю да так ,чтобы ему на ею жизнь запомнилось.А то,что получается мы должны переживать,а они нет? Мой в курсе».

djin4ik: «надо не спокойно это воспринемать.а устроить туэ/се самую истепику,тока спокойным голосом...».

Отметим, что данная тема содержит 91 сообщение, последнее из которых датировано 10.10.2009 г. Вышеприведенные сообщения являются началом беседы данной темы. Из этого отрывка разговора на форуме видно, что первые участники сформировали 5 смысловых позиций:

1) прощу, но получу материальную выгоду,

2) не прощу,

3) отмщу,

4) устрою истерику,

5) не знаю, как поступлю.

Причем первый участник Anastasiva выделяет 2 позиции - 1) и 5), а участник MiaMama поддерживает эти же позиции. Таким образом, во время разговора формируется несколько смысловых позиций, которые развиваются и пополняются на протяжении всего полилога.

Следующая лингвистическая характеристика веб-форума как полилоговой жанровой формы - это наличие особых видов адресации. В полилоге на веб-форуме можно встретить как аксиальную (прямую и формальную), так и ретиальную (коллективную) адресацию. Под аксиальной адресацией вслед за Э.Б. Яковлевой понимаем осевую адресацию, то есть направленную к одному участнику, а под ретиалыюй — сетевую адресацию, то есть направленную к нескольким участникам [Яковлева, 2007]. Для форума чаще всего характерна ретиальная, коллективная адресация. Это адресация ко всем участникам общения одновременно. Например, первое сообщение в теме «загранпаспорт» на форуме www.talks.mark-itt.ru выглядит следующим образом: «Может кто-нибудь помочь с получением загранпаспорта? Так, чтобы без стояния в очередях. За денюоїску естественно, но не сильно большую. Паспорт нужен не срочно - к маю, июню. Либо совет дайте куда обратиться. Слышал, что в том году были огромные очереди, что-нибудь изменилось?». В данном сообщении персонализация отсутствует. Обращение происходит ко всем участником одновременно.

Аксиальная прямая адресация встречается реже. Например, на медицинском форуме www.nedug.ru первые сообщения в темах адресованы конкретным участникам: «Здравствуйте Доктор! Я ношу контактные линзы 4 года. Линзы у меня хорошие- Soft Lens Comfort, но глаза у меня постоянно красные. Почему?». Из примера видно, что данное сообщение содержит персональное обращение к участнику-консультанту.

Аксиальная формальная (или проблемная) адресация также встречается на форуме. Как правило, она направлена на проблему и «по своему характеру представляет собой «философствование» с монологическим выходом в речь» [Яковлева, 2007]. Можно привести следующий пример формальной адресации: «Договорились на 10 октября, что Данил Волков будет фотографировать Нашу свадьбу. Сегодня, 9 октября в 20.00 получаю смс: привет! завтра не могу, уезжаю в другой город. Нашел замену и тел. Приятная новость вечером перед свадьбой))) Звоню ему. Даже не соизволил взять трубку! Так что, договариваться с такими "специалистами" никак нельзя!!! И если Вы уже все это прочитали, значит Вы готовитесь к свадьбе, и апните тему, что бы Все знали таких "специалистов" в лицо» (с форума http://izhevsk.ru/forumindex). Данное сообщение является первым в теме «История про то, как фотографы "кидают" молодоженов! :( И много всего интересного!» и представляет собой проблемный монолог.

Следует отметить, что сообщения на форуме могут содержать сразу несколько видов адресации. Как отмечает Н.Г. Асмус, на основании адресовапности сообщения электронное общение аксиально (адресно) по форме, по своей обращенности, но одновременно является формой ретиальной коммуникации по содержанию, так как носит характер обращенности «ко всем, кого это касается» [Асмус, 2005, с. 26].

Для веб-форума характерно многообразие типов речевого взаимодействия. Рассмотрим все типы взаимодействия, выделенные Э.Б. Яковлевой [Яковлева, 2007] и характерные для любого полилога, применительно к полилогу на форуме. В качестве иллюстрации данных типов возьмем примеры с форума http://fomm.izhclub.ru/index.php, посвященного общению жителей города Ижевска, чтобы показать многосторонность и полилогичность взаимодействия участников:

1) заместительное взаимодействие - на реплику А, обращенную к В, отвечает С. Например:

СуперМама: Клуб Озон предлагает провести выездную тренировку на открытом воздухе! Присоединяйтесь.

Ленусик: а какая цена поездки и всем ли можно?

Roza555: можновсем

Roza555: цена на их сайте.

В данном обсуждении ответ на реплику-запрос второго участника даёт не автор первого сообщения, а другой участник. Схема взаимодействия будет следующей:

A- N4

В- А

С -В

2) отсроченное взаимодействие - реакция на реплику наступает через несколько реплик других участников. Например:

атоге77: Софимари, а выкупать будешь одновременно с Марком? может стоит перекинуть мои заказы туда? , .

Tatyanaev: Софимари, выпишите меня пож=та

BG 056 (цвет будет красный, белая вышивка) На пузатеньких будет туговато. 150руб

Коммуникативные роли участников и статусность общения

Интернет-форум - это самостоятельный веб-сайт или раздел сайта, представляющий собой клуб по интересам для общения в Интернете на определенную тему и с достаточно устойчивым составом участников. Многоаспектное изучение русского форума и сравнение разных национальных форумов позволило выявить одну из самых важных образующих черт данного жанра - иерархичность.

Иерархия - порядок подчинения высших низшим - на форуме проявляется

1) в принятой системе коммуникативных ролей участников;

2) в выборе наименования статусов пользователей;

3) во времени пребывания участников на форуме;

4) в самой идее общения (разное представление о том, что такое клубное общение).

Рассмотрим данные особенности подробнее.

Регистрируясь на форуме и вступая в коммуникацию, каждый участник «надевает маску». Отсутствие видеоконтакта, асинхронность коммуникации, анонимность общения, зачастую желание абстрагироваться от реальной жизни - все это позволяет участникам создавать свой имидж и выбирать наиболее подходящий для себя стиль общения. Другими словами, на интернет-форуме каждый пользователь играет определенную коммуникативную роль. Под коммуникативной ролью вслед за И.А. Стерниным понимаем принятое для той или иной социальной роли комлгупикативное поведение; образ, который создаётся человеком в процессе общения для достижения определенной цели [Стернин, 2001].

Коммуникативные роли участников веб-форума сознательно создаются человеком в общении для достижения определенной цели, то есть являются инициативными. На русском форуме рядовой пользователь может выполнять ограниченное количество действий: писать и читать сообщения, обновлять информацию о себе, начинать темы общения и т. п. Отметим, что остальные действия ограничены администрацией форума. Как правило, форумом управляют следующие фигуры: администратор и модераторы. Коммуникативные функции данных участников и рядовых пользователей различны. Например, администратор (или админ) - это самая главная фигура на русском форуме. Очень часто мнение администратора является самым значимым, и участники не вступают в спор с ним. Обычно в правилах форума первым пунктом идет следующее ироническое замечание:

«ПУНКТ 1: Админ всегда ПРАВ!!!

ПУНКТ 2: Если Админ не прав, СМОТРИ ПУНКТ 1» (с форума http://dteam.clan.su/forum/).

Администратор может назначать модераторов, корректировать или удалять сообщения абсолютно всех пользователей, устанавливать правила общения на данном форуме.

Следующими по иерархии идут супермодератор («правая рука» администратора) и модераторы. Они смотрят за обстановкой на форуме, регулируют споры между участниками, следят за соблюдением всеми участниками установленных правил, поддерживают общение на форуме.

По статусу после модераторов следуют рядовые зарегистрированные пользователи. Их статус выше, чем у незарегистрированных участников, гостей форума. Мнение незарегистрированного пользователя не учитывается и не уважается в большинстве случаев.

Рассмотрим некоторые ситуации, демонстрирующие иерархию коммуникативных ролей на русском форуме. Например, реакция на опечатку, допущенную новым участником:

«Если со зрением напряг - идите к окулисту))) в слове Tartaniga, есть две буквы "R". И Вообще слово Tartaniga означает "черепаха". Я ж не гоню с ваших никое, хотя могу»;

Комментарии других пользователей в продолжении темы: («И вообще, у нас просто адское количество новичков на форуме...». (С форума http://www.sen3ala.com.ua/forurr1/). Данные примеры показывают, что участники не только открыто выражают своё презрение к гостям форума, но и используют негативную оценочную лексику. Употребление сленга, арго и оценочной лексики («гнать», «напряг», «адский»), которые используются участниками с целью противопоставить себя другим, показать своё превосходство и непринужденность общения перед всеми пользователями, доказывает иерархичность общения на форуме.

Или, напротив, реакция участника на действия администратора: «Учитесь господа, отвечающие в темах, вот образен Вам грамотного и вежливого ответа(без всяких воплей, мол сам дурак). Моё дело сообщить о ошибке, а админ уже решит это так или я придурок... С таким человеком просто приятно общаться. Извините за флуд в этой теме...». (С форума http://www.ulyanovskcity.ru/forum/index.php).

Таким образом, на российском форуме выстраивается следующая иерархия участников общения

Стоит отметить, что на российском форуме информация о коммуникативной функции (модератор, участник и т. п.) располагается рядом с ником пользователя. Это еще раз подтверждает значимость статуса участника. Абсолютно все пользователи всегда знают руководство форума «в лицо». На испанском форуме мы очень редко знаем, кто конкретно управляет данным форумом. Например, администрация на форуме http://www.forojovenes.com/, где зарегистрировано свыше 79000 участников (данные на 06.09.2014), не отражает в своём профиле информацию о функции, выполняемой на форуме. На наш взгляд, отсутствие такой информации у испанцев делает общение более комфортным, непосредственным и демократичным, в то время как на русском форуме обозначение данных ролей приводит к иерархии в общении.

Следующая особенность коммуникации на российском форуме — это «статусность» общения. Под коммуникативным статусом вслед за А. Абросимовой понимаем совокупность стабильных коммуникативных параметров субъекта; «положение субъектов коммуникации относительно друг друга» [Абросимова, 2001]. Система статусов существует на, всех мировых форумах, но их присвоение происходит по-разному.

На российском форумах, как правило, существует три варианта получения статуса:

1) статус присваивается автоматически в зависимости от количества написанных сообщений;

2) статус выбирает участник самостоятельно из предложенного списка, руководствуясь правилами форума;

3) администрация устанавливает особый статус определенным участникам.

Первый случай наиболее распространенный на российских форумах. Регистрируясь на форуме, пользователь получает самый низкий статус: новичок, начинающий, пользователь, гость и т. п. Далее, в зависимости от количества сообщений, статус участника меняется автоматически. Рассмотрим систему статусов на бухгалтерском форуме http://www.glavbyh.ru/index.php.

На вышеназванном форуме система статусов разрабатывается администрацией, отталкиваясь от тематической специфики. В данном случае форум посвящен вопросам бухгалтерии, поэтому статусы названы соответствующем образом:

от 0 до 10 сообщений - новичок в бухгалтерии,

от 10 до 30 сообщений - начинающий бухгалтер,

от 30 до 100 сообщений - бухгалтер,

от 100 до 200 сообщений - старший бухгалтер,

от 200 сообщений до 500 - ведущий бухгалтер,

от 500 до 1000 сообщений - главный бухгалтер,

от 1000 до 5000 сообщений - мастер бухгалтерского учёта,

от 5000 сообщений - Бог в бухгалтерии.

Не имеет значения, какую должность на работе занимает специалист, на форуме он будет новичком, пока не напишет немалое количество сообщений. К мнению новичка, как правило, не прислушиваются «бывалые» пользователи. Как и в реальной жизни, на российском форуме каждый пользователь поднимается по иерархической лестнице.

Второй путь получения статуса - самостоятельный выбор из предложенного списка с учётом установленных правил. В русском Интернете данный вариант встречается нечасто. В качестве примера можно привести «Независимый форум Орифлейм» http://www.oriforum.net/. Здесь статус участника именуется как «звание». Любой пользователь может выбрать звание от «просто прохожего», «консультанта» до «бриллиантового президента». В правилах форума участникам рекомендуется выбирать звание в соответствии с реальной позицией в компании.

Коммуникативный код форума как особый социолект

На форум люди приходят добровольно и в процессе стараются быть принятыми в клубное сообщество, поэтому участники сразу включаются в коммуникацию, стараясь использовать принятый на каждом конкретном форуме коммуникативный код.

Как было отмечено ранее, особенности коммуникативного кода форума определяются в основном двумя взаимосвязанными факторами: способом общения (интернет-коммуникация) и темой общения.

Проанализировав более 100 российских веб-форумов, мы пришли к выводу о том, что на каждом форуме существуют свои принципы отбора и организации языковых и речевых средств, обусловленные данными факторами. Корпоративное форумное сознание «быть подобно своим» выражается в специфическом использовании языковых и речевых средств, что обеспечивает замкнутость форумного общения. Отбор и организация языковых и речевых средств свидетельствуют о специфичности их употребления в форумной коммуникации в целом и в отдельных сообществах в частности и позволяют говорить о том, что в процессе общения на каждом форуме создаётся особый социолект.

Под социолектом традиционно понимается «совокупность языковых особенностей, присущих какой-либо социальной группе - профессиональной, сословной, возрастной и т. п. - в пределах той или иной подсистемы национального языка. Термин социолект удобен для обозначения разнообразных и несхожих друг с другом языковых образований, обладающих, однако, общим объединяющим их признаком: эти образования обслуживают коммуникативные потребности социально ограниченных групп людей [здесь и далее выделено нами. - Л.П.]. Социолекты не представляют собой целостных систем коммуникации. Это именно особенности речи - в виде слов, словосочетаний, синтаксических конструкций. Основа же социолектов - словарная и грамматическая -обычно мало чем отличается от характерной для данного национального языка» [Беликов, Крысин, 2001, с. 30].

В «Словаре социолингвистических терминов» отмечается, что термин социолект «употребляется как общее наименование для разнообразных языковых образований, основанных на социальном обособлении людей» [ССТ, 2006, с. 205]. Некоторые авторы социолектами называют «групповые жаргоны» [СлЛТ, 2010, с. 355].

Форумный социолект формируется в результате взаимодействия трёх факторов:

1) использование языковых и речевых средств, характерных для интернет-коммуникации;

2) использование профессиональной лексики;

3) создание участниками новых языковых и речевых средств в процессе общения.

Одновременное использование этих средств в рамках одного высказывания делает его понятным только для ограниченного круга -участников форума.

Проиллюстрируем это с помощью нескольких типичных постов со спортивных форумов болельщиков:

Ederalt: «У нас и так всего двое на данный момент в МС попадают по тоталу , а чтоб отовраться по итогам ЧМ, как показывает практика , достаточно в связке заехать в 15-ку в обеих гонках». (С форума http://forum.biatlons.ru/).

Ignite: «Можно прокрутить до ЧМ, забить в гугл и увидеть, что никаких особых критериев там нет (кроме как по б человек). По результатам на 1-8 этапах КМ - на этом все. (Форум российского фан-клуба биатлона http://forum.sportbox.ru).

Аксакал: «У чехов очень симпатичный танец. Интересные ребята, с фишечками , вот эта штучка с "обводкой", когда партнерша практически в бильмане очень эффектная». (С форума http://forum.fsonline.ru).

Постоялец: «Ура, товарищи! Миша Ге с его рок-н-ролльным отжигом был подлинным украшением прошлогодней капы». (С форума http://forum.fsonline.ru).

Очевидно, что понять, о чём идёт речь, можно только будучи участником форумного сообщества.

Форумный социолект является вторичной системой, он в основном сохраняет грамматические нормы литературного языка, причем синтаксис максимально приближается к разговорной речи. Преднамеренное нарушение грамматической нормы используется, как правило, для создания комического эффекта.

Форумный социолект включает в себя следующие элементы, представленные на схеме 7:

Таким образом, форумный социолект как коммуникативный код реализуется через разнообразные лексические, графические и стилистические средства.

Форумный социолект является динамичной развивающейся системой. Форумный социолект развивается быстрыми темпами благодаря постоянному ядру участников каждого конкретного форума. Участники со временем переходят с одного форума на другой, заимствуя языковые и речевые элементы и привнося их в общение на разных форумах.