Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется, с одной стороны, углубившимся в последние три десятилетия интересом к явлению, аллюзии как таковому, а с другой - отсутствием апробированной методики интерпретации аллюзий в тех или иных разновидностях художественного текста. Произведения-'лирических жанров традиционно осознаются и критиками, и самими поэтами как произведения принципиально автологические. Тем не менее, аллюзии - компоненты "чужого" текста, отражающие точку зрения другого автора, - з лирике имеются, и зачастую зо множестве.
Научная новизна работы заключается в том, что анализ структурно-семантических и функциональных признаков аллюзии прсзоднтся именно на материале лирики. В современной научной литературе аллюзия рассматривается в рамках одного конкретного ( как правило, эпического или драматического) произведения, творчества одного автора или какого-либо литературного направления. Вопрос о функциях аллюзии в различных лингвостилистических контекстах лирического произведения остается наименее исследованным.
Достоверность результатов работы и надежность предлагаемой методики вычленения, классификации и интерпретации аллюзии з лирике обусловена широтой и разнообразием исследуемого материала. В диссертации анализируются лирические произведения И.А.Бродского, А.С.Кушнера, А.А.Тарковского - поэтов непохожих стилей и традиций.
Цель работы:
определить специфику функционирования аллюзии в лирике;
разработать методику анализа функционирования аллюзии з лирическом тексте;
проверить адекватность предлагаемой методики на текстах различных авторов.
Для осуществления поставленной цели необходимо было решить следующие частные задачи: I. На теоретическом уровне:
предложить определение аллюзии, релевантное с точки ярт;;;:я лингвостилистического анализа лирического текста;
рассмотреть инвариантные и вариативные признаки функционирования аллюзии в лирическом произведении;
разработать методику вычленения, классификации и шіторарс-
тации аллюзии : II. На прш.-'
- 0ПРЄД8ЛИ"':
зия з лиркческ:
вияснить. Ти) в различи;:;' та-пркемника .
установи'.;-, кается ка фушч
КЫ, ОСОбеННОС: " МЄТСДОЛОГИЧ.
жой речи" М.І.ї. '. тексте" 50. М.Лс; текста" /А.Жо;. П.Х.Тороп/. В тема контексте, логии контекст .
В работе пр:-ный методы исс.
Практически использоваться страноведения, то дика обрабо': написаний кур;., ся полезным к . равного, особ-:-.
Материалы п. составлении пс-і
Апробация vj. вания обсужда;.. /Одесса, 1993/, на научных се;:.
Р. О Л 0 Ж к
1. Основной классу культу; семиотической :
а) находить-
б) обладать
/ком тексте.
; уровне:
..:е контексты, в которых функционирует аллю-
-едении;
пзуютея компоненти текста-источника (далее тилистпческих контекстах лирического текс-
пользование аллюзии в лирическом Ти отра-, й специфике самой аллюзии - с одно!'; сторо-: другой стороны, ьовой анализа послужили исследования "чу-
теоретические работы по проблеме "текст в лругие труды, посвященные вопросу "интер-
З.Кейс, Л.А.Лссез, Лй.Нокс, Р.Д.Тименчик, .ьнгзостидистичэского анализа положена спс--;.;аенная Т.М.Тесленко (1989) на основе типо-;.<тмака, Н. Э. Энквиста, М.А.Новиковой. :ч дефинитивный, тегаурусный и функциональ-
:тическоб значение. Результаты работы могут ':ких курсах стилистики, поэтики, лингво-мах по анализу художественного текста. Ме-сифйкаціш материала может применяться при -.пломкь-х работ. Исследование мохет оказать-"ики преподавания русского язика как икост-
бученнк иноетранцев-фклологез.-к диссертации могут иметь ценность при '.естзующкх отечественных словарей аллюзий, .ловкыэ положения диссертационного исслэдо-
нференцпях: "Третьи Ахматовские чтения" Пушкинские чтения" /Керчь, і992/, а также
конференциях СП /1992, 1993, 1994/. -вносимые на з а щ и т у:
источника аллюзии - его принадлежность к
в. Данный знак может принадлежать к любой
но должен;
-кета-приемника;
-й временной устойчивостью;
- з -в) иметь определенную текстовую реализацию.
-
Аллэзия является значимым элементом композиционного. сллєі-ного, характерологического и хронотопного контекстов Л!;ричес;:с;::: произведения.
-
Функционирование аллюзии в лирическом, тексте влияет па специфику как самой аллюзии, так и текста-приемника.
-
Аллюзии в лирике образуют не внешний, '. внутреннюю множественность авторской'точки зрения. Они диалогизируют авторскую речь,, драматизируют и эпизируют авторское повествование.
-
Актуализация аллизнзпого хронотопа порождает внутренний многомерность единого времени-пространства лирического Тп.
-
Аллюзия особым образом организует лирический сюжет, акцентирует и усиливает его лирическое содержание.
-
В сильних композиционных позициях аллюзия расширяет содержательные границы текста, углубляет пространственно-временную ретроспективу и перспективу лирического произведения.
Поставленные цели и задачи определили структуру исследования. Дкссертацил состоит из введения, 'двух глав, заключения, списка- научной литературы и источников иллюстративного материала, приложения.
Во введении обосновывается вкбср темы, ее актуальность и научная козизна. определяются цели и задачи исследования, теоретическая и практическая ценность работы, описываются материал и методы анализа, излагаются основные положения, выносимые на за.;:::у.
Б первой главе "Структурно-семантические и Функциональные особенности аллюзии з лирике" вырабатывается определение алл:-;-гпп, релевантное с точки зрения ликгвостилистического анализ" ""лпзнн в лирическом произведении, выявляются наиболее существенные закономерности использования аллюзии в лирике.