Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтический ономастикон в татарских детских стихотворениях Хамитова Ландыш Мударисовна

Поэтический ономастикон в татарских детских стихотворениях
<
Поэтический ономастикон в татарских детских стихотворениях Поэтический ономастикон в татарских детских стихотворениях Поэтический ономастикон в татарских детских стихотворениях Поэтический ономастикон в татарских детских стихотворениях Поэтический ономастикон в татарских детских стихотворениях
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хамитова Ландыш Мударисовна. Поэтический ономастикон в татарских детских стихотворениях : 10.02.02 Хамитова, Ландыш Мударисовна Поэтический ономастикон в татарских детских стихотворениях (на материале художественных текстов Шауката Галиева и Роберта Миннуллина) : диссертация... кандидата филологических наук : 10.02.02 Елабуга, 2007 208 с. РГБ ОД, 61:07-10/1081

Введение к работе

Вполне уверенно можно сказать, что одним из новых и приоритетных направлений в отечественном языкознании на современном этапе является проблема исследования ономастики, науки об именах собственных.

Актуальность темы исследования обусловлена неразработанностью вопроса о собственных именах в художественном текстах, татарского поэтического ономастикона вообще; неизученностью творчества феноменально популярных в сегодняшние дни детских татарских поэтов Ш.Галиева и Р.Миннуллина в этом аспекте, в частности.

Поэтическая ономастика – это мало изученная область татарской лингвистики. Этой теме посвящены труды таких ученых, как Г.Ф. Саттаров (1992), Л.В. Марданшина (1999), А.Х. Биктимерова (2002). Мы считаем, что назрела необходимость исследования ономастической поэзии отдельных татарских поэтов, что обусловлено:

- важностью изучения структурной классификации онимов в татарском языкознании;

- возможностью проследить возникновение и формирование антропонимов и топонимов, их значимости в художественном тексте;

- перспективностью применения полученных результатов исследования.

Изучение поэтической ономастики того или иного поэта или писателя помогает лучше увидеть внутреннее богатство, психологию его творчества. Имена персонажей в художественном тексте приобретают особые смыслообразующие функции, не свойственные номинациям научных текстов. Их анализ, выявление каких-либо закономерностей, осознание смысловой целенаправленности – шаг к постижению эстетической функции художественного произведения.

Ш.Галиев и Р.Миннуллин – замечательные детские поэты, достойные продолжатели лучших сторон творчества для детей Габдуллы Тукая и Бари Рахмата. Поэты умеют говорить с юными читателями как равный с равными, без какой-либо нравоучительности. Герои их стихотворений не осознают свои недостатки и не исправляются моментально после первого же слова старших. Авторы доверяет уму и сообразительности маленьких читателей, верят, что они сами смогут сделать выводы из прочитанного. В стихотворениях Ш.Галиева и Р.Миннуллина с удивительной психологической точностью раскрывается детская душа: веселая и легко ранимая, наивная и прозорливая, добрая и непосредственная. Простые строчки представляют многоголосное и многоцветное сложное сочетание детских впечатлений.

Раскрыть художественное своеобразие ономастической поэтики Ш.Галиева и Р.Миннуллина – это значит более полно выявить специфику художественно-образного мышления писателей, определить их вклад в татарскую литературу.

Степень изученности темы и проблемы. Задачи исследования имени собственных в художественном тексте ставились перед отечественными и зарубежными лингвистами уже несколько десятилетий назад. За этот период было разработаны научно-теоретические и методологические основы изучения лингвистических и поэтических особенностей имен собственных.

Поэтические антропонимы привлекали внимание исследователей и отечественных. Широко освещаются имена собственные в трудах таких ученых, как В.А. Никонов, А.В. Суперанская, М.В. Карпенко, Н.К. Фролов, В.Н. Михайлов, В.И. Супрун, Г.Ф. Ковалев и др.

В татарском языкознании эта сфера, несмотря на наличие ряда серьезных исследований, остается малоизученной. Начало развитию данного направления положила статья Г.Ф. Саттарова, посвященная анализу антропонимов и топонимов в произведениях Г.Ибрагимова [Саттаров 1995]. Теоретико-методологической базой послужили также труды таких ученых, внесших значительный вклад в татарскую ономастику, как Ф.Г. Гарипова, Л.Ш. Арсланов, А.Г. Шайхуллов, Р.Х. Гаррапова, А.Р. Биктимерова. В настоящее время поэтика ономастического пласта художественных произведений системно изучена в диссертационных исследованиях Р.Х. Гарраповой [Гаррапова 2000], А.Р. Биктимеровой [Биктимерова 2002], А.Х. Зиннатуллиной [Зиннатуллина 2004].

Особенно следует выделить, таким образом, художественную ономастику как область в татарском языкознании, требующую серьезные научные изыскания. Ономастика стихотворных текстов в татарском языкознании практически не изучена.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в аспекте поэтической ономастики исследуются произведения таких поэтов, как Ш.Галиев и Р.Миннуллин. Предпринимается попытка системного изучения поэтического ономастикона с учетом достижений современных исследований в этой области.

Настоящая диссертация представляет собой первое монографическое исследование антропонимии и топонимии детских поэтических произведений. На фактическом материале впервые в татарском языкознании освещены «детские поэтические» антропонимы и топонимы; проведена их многоаспектная классификация; сделана попытка взглянуть «за язык» поэтов через призму собственных имен, использованных в текстах авторов. Теоретическая новизна предлагаемого исследования заключается в обобщении наблюдений авторов многочисленных трудов, предлагавших свое видение проблемы «имя в художественном тексте», а также посвященных вопросам особенностей реализации выразительных возможностей онимов в текстах детской поэзии.

Объектом диссертационного исследования являются ономастические единицы (антропонимы и топонимы), выявленные в произведениях Ш.Галиева и Р.Миннуллина. Всего проанализировано более двух тысяч примеров с различными случаями-вариантами употребления онимов в текстах.

Цель исследования – изучение поэтического ономастикона Ш.Галиева и Р.Миннуллина, определение роли ономастической системы в создании лингвостилистической структуры произведений, описать особенности текстового онимического пространства, выявить частотность употребления того или иного онима в детских стихотворениях.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

1. Осветить теоретические положения художественной ономастики в современном татарском языкознании.

2. Систематизировать и обобщить данные по этимологическим характеристикам собственных имен, представленных в детских стихах Ш.Галиева и Р.Миннулина.

4. Выявить структурно-фонологические свойства онимов в художественных текстах.

5. Определить стилистико-статистические закономерности употребления антропонимов и топонимов в стихотворениях для детей.

Материал исследования – стихотворения Ш.Галиева и Р.Миннуллина. Отбор примеров производился методом сплошной выборки. Нами составлена картотека, насчитывающая более 2000 ономастических единиц, выявленных в стихотворных сборниках: [Галиев, Ш.Г. Камырша. / Ш.Г. Галиев. – Казан: Татар.кит.ншр, 1989. – 14 б], [Галиев, Ш.Г. Тамчылар тамар чаклар: лирика / Ш.Г. Галиев. – Казан: Татар.кит.ншр, 1975. – 238 б], [Минуллин, Р.М. Кчтнч: Шигырьлр. / Р.М. Минуллин. – Казан: Мгариф, 1995. – 158 б], [Минуллин, Р.М. Талбишек: Шигырьлр. / Р.М. Минуллин. – Казан: Татар.китап.ншр., 1995. – 478 б] и др. Ономастические единицы, использованные авторами, изучены нами в лексикографическом плане: сверены и уточнены по этимологическим словарям татарского языка, по словарю-справочнику [Ахметьянов 2001], [Подольская 1988], [Саттаров 1998].

Теоретико-методологической основой данного исследования составляют работы отечественных исследователей: В.А. Никонова, В.В. Виноградова, Л.И. Андреевой, О.Ф. Есперсена, А.В. Суперанской, Э.Б. Магазаника, Н.В. Подольской, В.И. Супруна, В.Д. Бондалетова, Н.К. Фролова, посвященные изучению онимов в художественном тексте. А также труды известных татарских языковедов Г.Ф. Саттарова, Ф.Г. Гариповой, Ф.С. Сафиуллиной, Л.Ш. Арсланова, А.Г. Шайхуллова, Р.Х. Гарраповой, А.Р. Биктимеровой, Г.Х. Зиннатуллиной, Х.Ч. Алишиной.

Методы и приемы исследования обусловлены целями и задачами настоящего исследования и включают в себя сбор материала, методы: описательный, сравнительный, компонентный анализ и метод статистический и стилистической интерпретации.

Практическая значимость состоит в возможности использования материалов при изучении курсов «Лексикология современного татарского языка» в высших учебных заведениях, «Лингвистика текста», при ведении специальных курсов по ономастике. Материалы исследования могли бы стать составляющей словаря-справочника «Татарская художественная ономастика» и словаря языка исследуемых поэтов.

Цель, задачи, методы и материалы исследования делают возможным сформулировать положения, выносимые на защиту:

  1. Поэтический ономастикон детских стихотворений Ш.Галиева и Р.Миннулина отражает авторское миропонимание, сказывается на художественной логике всего произведения; выступает, как правило, в подтексте, участвует в формировании образной системы художественного целого в качестве одного из порождающих ее факторов. Обращение к этимологическим словарям личным имен позволяет выявить истинный смысл имени персонажа как существенной составляющей его семантики.

  2. В центре художественной картины мира детских поэтов – маленький человек, и авторы, тонко знающие и чувствующие психологию ребенка, к выбору имен своим персонажам подходят очень осторожно и ответственно. Все имена главных героев их стихов – «говорящие» или этимологически, или семантически.

  3. Фоносемантическая структура онимов в детских стихах прозрачна и ярка: в именах доминируют сонорные и звонкие согласные; абсолютное большинство имен подчинено удобному в артикуляционном плане закону сингармонизма. Среди всех личных имен в текстовом пространстве детских авторов преобладают Шавали, Тимерша, Алмаз, Казан, Москва, Карабаш, Свияга. Причем авторы чаще использует двух- или трехсложные имена с открытыми слогами, что еще раз подтверждает тезис о том, что детские поэты стремятся выбирать онимы, запоминающиеся и легко произносимые.

Апробация работы. О результатах исследования докладывалось на Всероссийской тюркологической конференции «Языки и литература тюркских народов: история и современность» (г. Елабуга, 2006), Международной научной конференции «Ономастика Поволжья» (г. Уфа, 2006), на республиканской научной конференции «Проблемы научного обеспечения системы среднего педагогического образования» (г. Казань, 2003), на Всероссийской научно-практической конференции «Занкиевские чтения» (г. Тобольск 2007), также на итоговых научных конференциях в ЕГПУ (2005, 2006, 2007). По теме диссертации опубликовано 5 статей.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной научной литературы, списка источников.