Введение к работе
"/, . .
Этнолингвистическяа исследования имеют двухвековую историю. Если основополагающие идеи этнолингвистики можно найти в трудах И.Г.Гердера, В.Гумбольдта, Ф. де Соссюра, то ее становление как науки тесна связано с именами американских ученых Ф.Боаса, Э.Сепира, Б.Уорфа. Заметный вклад в развитие этнолингвистики на современном этапе внес академик Н.И.Голстой. Им впервые четко и подробно раз"яснены задачи, методы исследования и об"ект этнолингвистики .
В казахском языкознании исследование лексики с точки зрения этнолингвистики ведется под руководством академика А.Т.Кайдарова. К работам в данной области можно отнести исследования Е.Н.іанпеи-сова, Р.Б.Иманалиевой, Р.Н.Шойбекова, Ж.А.Манкеевой, А.і.нухатае-вой, С.К.Сатеновой, А.Ш.іилкубаевой и др.
Планомерное исследований такой части, как космонииия, в общей тюркологии началось в 60-х гг. В статьях В.И.Никонова, Ю.Н?-мета, Н.Х.Юхми, Н.Х.Иаксіотовой, Т.Джанузакова, Д.Н.Нуржановой и других рассматриваются языковые аспекты косыонимов в ^эличных тюркских языках. Единственным исследователем, давшим научное толкование казахским космонимам, выдвинувшим конструктивные идеи об их языксивых особенностях, является Т.Джанузаков.
Народние космонимы - продукт не одной эпохи. Названия небесных светил в языках тюркских народов и сведения об их научных характеристиках часто встречаются в словаре М.Кошгари, в труде Ю.Баласагуни "Книга о знании счастья", а такжо в грудах, посвя-
I. Толстой Н.И. О предмете этнолингвистики и ее роли з изучении языка а этноса // Ареальнне исследования в языкознании и этнографии, -л., 1У».а. с.іаі.
- 4 -ценных астрономии, в частности Габбаса Лаухари, Абунасыра'Аль-Фа-раби, Абу Райхан Аль-Бируни, Тарагая Улыгбека и др.
Вопросы казахской народной астрономии ранее затрагивались в трудах ЧЛ.Валиханова, Г.Н.Потанина, А.Диваева, Б.А.Куфтина. В 60-х гг. много ценный материал по народной астрономии собрали Х.Абишев, А.Машанов, М.Искаков.
Актуальность темы. Реферируемая диссертация является первым не только в казахском языкознании, но и в тюркологии в целом, всесторонним исследованием проблемы космонимов. Этнолингвистическое же рассмотрение народных космониыов предполагает важные результаты для исторической лексикологии, так как проливает свет на их происхождение, становление и развитие.
Небесные светила играли важную роль в прежней кочевой жизни казахов. Наши предки по их расположению предсказывали погоду, м&-гли достаточно точно определить время. Они поклонялись небесным сзетилам как . божествам.. Представления предков о небесных светилах нашли свое проявление в языке в* виде соответствующих слов, фразеологизмов, пословиц и поговорок. Поэтому результатом этно-лингвистического изучения кааахских народных космонимов станет не только определение их места и об"єна в обцем лексическом фонде, но и анализ мировоззрения, быта, традиций и обычаев и других состаалшцих культуры казахского народа.
Основная цель исследовании. Анализируя имеющиеся в казахснвм языке космониш в этнолингвисти'- ском аспекте, мы ставим целью определение языковых и экстралингвистических факторов их стано-влония,дальнешего функционирования в языке. В связи с этим возникает необходимость решения следусцих задач:
- отбор народных космонимов из всех языковых-источников, их систематизация и тематическая классификация, характеристика каждого космониул;
- Б -
определение источников становления .народных-космонимов;.„...
определение лексико-грамматических моделей образования кос-монимов;
классификация космонимов по их мотивирующим признакам, раскрытие номинативных принципов их образования;
этнолингвистическая характеристика символической сути космонимов;
раскрытие этнолингвистической основы фразеологизмов, пословиц и поговорок, имеющих отношение к .косионимам.
Научная новизна работы. Состоит в том, что в ней впервые систематизируются все сведения, касающиеся казахской космонимой благодаря чему восполняется пробел в казахской ономастике.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: данная работа углубляет сложившиеся ранее представления о семантике народных космонимов, об их. происхождении, способах образования и т.д. Кроме того, результаты и выводы исследования могут явиться весомым вкладом в развитии таких'новых направлений, как этнолингвистика, имещая огромное будуцее в исторической лексикологии казахского языка, в казахском языкознании вообще.
Материалы, собранные и систематизированные в диссертации на языковом, этнолингвистическом, этимологическом, сравнительно-историческом уровнях, представляют собой ценное подспври* в будущих этнолингвистических и этимологических исследованиях и являют, собо.1 источник пополнения толковых, двуязычных, исторических и других словарей. Материалы диссертации можно использоватьпри чтении спецкурсов на филологических факультетах высших учебных заведений. Методы исслодоаания. Ь диссертации используются сравнительно-исторический, сопоетаэитольный, описательный, диахронический и
- б -
синхронический, семантический и этимологический методы анализа, метод опроса информаторов. Кроме того, лексический материал работы дополняется историческими, этнографическими, фольклорными и другими сведениями, широко применяется описательный этнолингвистический принцип.
Материалы исследования. Необходимый фактический материал диссертации взят из толковых, диалектологических, этимологических словарей казахского и тюркских языков. При диахроническом анализе космонимов были использованы языковые факты и сведения из трудов М.Кашгари, Ю.Баласагуни, В.В.Радлова, Л.З.Будагова, Ч.'Ч.Валиха-нова, Г.Н.Потанина, Д.О.Сзятского, А.Диваева, Б.А.Куфтина, X.Абишева, А.Машанова, Ы.Искакова и т.д., а также факты, взятые у целого ряда информаторов.
Апробация работы. Основные результаты и выводы работы заслушивались в виде докладов на различных научных конференциях и собраниях. Доклады и сообщения по теме диссертации были сделаны автором на 1-й научнр-прамеической конференции АН Каз ССР /31 мая -I июня 1990г./, на конференции молодых ученых и специалистов высших учебньос заведений /КазГУ, Алма-Ата, Д990 г./, на 1-й республиканской конференции молодых учены» и специалистов вузов Казахстана /Алма-Ата, 1991 г., 22 - 25 мая/, на конференции молодых ученых "Духовная культура тюркских народов СССР"/Уфа, 1991г., 27-29 і:оя/. Кроме того, материалы диссертации были обсуждены на расширенном заседании отделов этнолингвислки, ономастики и культуры речи Института языкознания им. А.Байтурсынова Академии наук Республики Казахстан..
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Ь приложении, даются условные сокращения, список литературы, алфавитный указатель народных космонимов и связанных с ними понятий, фразеологизмов, пословиц и поговорок.