Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Язык песенного фольклора лакцев Абачараева, Мадина Мусаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абачараева, Мадина Мусаевна. Язык песенного фольклора лакцев : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.02 / Абачараева Мадина Мусаевна; [Место защиты: Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Цадасы].- Махачкала, 2013.- 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-10/198

Введение к работе

Актуальность исследования определяется отсутствием

фундаментальных работ по выявлению и анализу особенностей языка лакских фольклорных текстов разных жанров.

Объектом исследования является язык песенных жанров лакского фольклора - обрядовой поэзии, необрядовой лирики, эпической поэзии.

Предметом исследования являются особенности использования языковых средств в лексико-семантической и грамматической организации текстов песенных жанров лакского фольклора.

Целью исследования является системно-комплексный анализ лексико-семантических и морфолого-синтаксических средств организации текстов песенного фольклора лакцев.

В соответствии с общей целью в работе ставятся следующие конкретные задачи:

- выявить и описать художественно-изобразительные средства языка
календарной обрядовой поэзии;

- описать особенности лексико-семантической и грамматической
организации свадебной обрядовой поэзии;

- проанализировать особенности языка похоронной обрядовой поэзии;

определить особенности языка лирических жанров необрядовой поэзии лакцев;

провести анализ языковых особенностей эпической поэзии лакцев (героических песен, исторических песен и баллад).

Материал и характер диссертационной работы определили методы, использованные при анализе языковых особенностей текстов песенного фольклора лакцев. В диссертации в основном используется описательный метод. Кроме того, использованы приемы и методика сопоставительных исследований, лингвофольклористики и лингвокультурологии.

Степень изученности темы. Данная диссертация является первой попыткой монографического системно-комплексного исследования языковых средств лексико-семантической и грамматической организации текстов песенного фольклора лакцев. Собственно лингвистических работ, посвященных исследованию особенностей языка лакских фольклорных текстов разных жанров, за исключением работы Н.С. Джидалаева «Поэтика лакских эпических песен. К истории формирования литературного языка» [2001], нет.

Научная новизна предлагаемого исследования состоит в том, что она
представляет собой одно из первых исследований в дагестанской
лингво фольклористике в области лингвистического и

лингвокультурологического исследования песенного фольклора лакцев. Это

первая попытка специального монографического системно-комплексного исследования языковых особенностей всего лакского песенного фольклора.

Диссертация построена на анализе языковых особенностей большого текстового материала, включающего в себя все песенные жанры фольклора, охватывающего материалы календарно-обрядовой, свадебно-обрядовой, похоронно-обрядовой поэзии, лирических песен необрядовой поэзии, эпической поэзии с ее различными жанрами (героические песни, исторические песни, балладные песни).

Теоретическая значимость настоящего диссертационного исследования заключается в том, что оно в определенной мере может послужить эталоном для выполнения аналогичных работ по языку фольклора других дагестанских народов. Диссертация вносит конкретный вклад в теорию и практику дагестанской лингвофольклористики.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в пограничных с лингвистикой науках - лингвокультурологии, этнолингвистике, психолингвистике и социолингвистике.

Материал и результаты диссертационного исследования могут быть также использованы при сравнительно-сопоставительном анализе языковых особенностей текстов песенного фольклора дагестанских народов.

Практическая ценность диссертации сводится к тому, что основные положения и конкретные выводы могут быть использованы при разработке курса по дагестанской лингвофольклористике, в спецкурсах по языку и стилю песенных жанров лакского фольклора, в курсах по лингвокультурологии и этнической лингвистике.

Методологической и теоретической основой исследования послужили труды видных лингвистов, фольклористов, историков культуры. Изучение проблем языка фольклорных текстов велось в рамках сравнительно-исторического, типологического, аналитического и системного методов на базе работ Ф.И. Буслаева, И.П. Сахарова, П.И. Гильфердинга, В.А. Воскресенского, А.А. Потебни, А.Н. Веселовского, Вс. Миллера, В.В. Виноградова, В.Я. Проппа, И.А. Осовецкого, А.В. Десницкой, П.Г. Богатырева, М.А. Кумахова, З.Ю. Кумаховой и др.

Автор диссертации опирался также на труды дагестанских исследователей: Г.Г. Гамзатова, Н.С. Джидалаева, И.Х. Абдуллаева, Е.А. Бокарева, Г.Б. Муркелинского, СМ. Хайдакова, Л.И. Жиркова, В.М. Загирова, И.И. Керимова, Ш.И. Микаилова, М.-С. Мусаева, У. А. Мейлановой, Б.Б. Талибова, А.Г. Гюльмагомедова, М.И. Магомедова, З.Г. Абдуллаева, З.К. Тарланова и др.; фольклористов Х.М. Халилова, Г.А. Мудуновой, А.А. Аджиева, М.Р. Халидовой, М.М. Курбанова, Ф.О. Абакаровой, A.M. Ганиевой и др.

Материалом для настоящей работы послужили тексты песен различных жанров и жанровых разновидностей, записанные фольклористами, специалистами различных профессий - этнографами, лингвистами, историками, поэтами, студентами вузов.

Анализ фактического языкового материала, сформулированных теоретических предпосылок исследования, позволяет вынести на защиту следующие положения:

  1. Имеют место общие языковые особенности, присущие текстам разных жанров песенного фольклора лакцев: употребление устаревшей лексики; сравнительных конструкций, соотносящихся с разными кодами культуры; метафорических прилагательных-эпитетов; различного рода усилительных повторов; языковых символов; приемов гиперболизации; генитивных форм существительных, переносно употребленных в функции качественных прилагательных и т.д.

  2. Текстам календарной обрядовой поэзии присущ свой набор лексико-семантических и морфо лого-синтаксических языковых особенностей: сочетания семантически несовместимых слов; переносное употребление видо-временных форм глаголов; использование в благопожеланиях специфических глагольных императивных и запретительных форм; расширение валентностных свойств слов в новых синтаксических условиях; употребление различного рода аппозитивных пар; цепочечное употребление звукоподражательных слов и обращений к «очеловеченным» природным явлениям; использование языковых образов-символов мифологического характера.

  3. В свадебных обрядовых песнях достаточно часто используются высокие эпитеты-прилагательные, оценивающе характеризующие жениха и невесту; приемы их гиперболизированного восхваления; различного рода афористичные выражения; императивы, выполняющие назидательные функции; восклицательные (при выражении пожеланий) и вопросительные (в вопросно-ответных конструкциях) предложения.

  4. Похоронная обрядовая поэзия отличается специфическим набором языковых особенностей: употребление повторов и междометий, выражающих внутренние переживания, скорбь; обращений (к покойнику и силам природы); иносказаний, имеющих национально-культурный характер; эмоционально насыщенных эпитетов и компаративных структур с разными кодами культуры.

  5. Особенности употребления тех или иных языковых средств в необрядовой поэзии определяются жанровой спецификой текстов песен: а) для любовной лирики: употребление ассоциативных цепочек слов; различных языковых символов тендерного характера; числовой символики; разнообразных уподоблений с причинной мотивировкой; растительной и зооморфной метафор и т.д.; б) для семейно-бытовых песен характерно употребление компаративных образов, характеризующих семейную жизнь; обращений-упреков; отрицательных по коннотации эпитетов (при оценочной

характеристике нелюбимого мужа) и т.д.; в) в песнях-проклятиях употребляются конкретно адресованные проклятия с обозначением места локализации проклинаемого лица (или предмета); различные языковые символы; пожелания и проклятия, связанные с отношениями противопоставления; г) в песнях на социальные темы используются в основном негативные по коннотации прилагательные-эпитеты, глаголы, ФЕ; сравнения-идентификации, сопровождающиеся гиперболизацией; д) в песнях отходников немало документированной лексики (названий населенных пунктов, городов, стран), обеспечивающей достоверность изображаемого; появляются темы переписки и ностальгии по родной земле, выраженные соответствующими языковыми средствами. 6. Эпическая поэзия (героические песни, исторические песни, баллады) также отличается специфическими языковыми средствами художественного изображения: употребление устаревших слов; номинаций оружия и военных событий; различного характера преувеличений; количественных сравнений с национально-культурным компонентом; элементов иносказательности; цепочек однородных членов-глаголов усилительного характера; ФЕ с телесным и зооморфным кодами культуры; в балладах часто употребляются вопросно-ответные формы; усилительные повторы; гиперболы, выраженные различными языковыми средствами.

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждалась на заседаниях отделов грамматических исследований и фольклора Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН, кафедры английского языка Дагестанского государственного педагогического университета.

Основные положения диссертации докладывались на итоговых научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного педагогического университета (2006-2013 гг.), на Международной научно-практической конференции (Махачкала, 27-28 мая 2009г.).

Структура работы определяется поставленными целями и задачами диссертационного исследования и отражает основные этапы и логику его развития. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и словарей, а также списка источников цитированных примеров.